Sikorsky X2 и другие: от экспериментов к практике

28
Американская авиастроительная компания Sikorsky старается сохранять лидирующие позиции в авиастроении, что прямо связано с поиском и реализацией новых решений. В последние годы она активно занимается тематикой скоростных вертолетов с соосными несущими и толкающим винтом. Такая схема впервые была реализована в экспериментальном проекте X2 и хорошо себя зарекомендовала. Теперь она нашла применение при разработке новых машин.

Sikorsky X2 и другие: от экспериментов к практике
Опытный S-97 Raider (на переднем плане) и X2 в день завершения испытаний последнего




Экспериментальный X2


Проект X2 с самого начала носил экспериментальный характер. Его целью было создание и строительство летающей лаборатории для отработки новой схемы летательного аппарата. В дальнейшем машина могла бы стать источником новых технологий для других проектов, но ее непосредственное внедрение не планировалось.

Проектирование нового вертолета выполнили в середине двухтысячных годов, и в 2008-м он был готов к испытаниям. Основные работы выполнялись «Сикорским» самостоятельно, тогда как часть систем и агрегатов создавалась другими предприятиями или закупалась у них. В частности, электродистанционную систему управления проектировали в Honeywell, несущие винты сделала компания Eagle Aviation Technologies, а за хвостовой отвечала фирма Aero Composites.

В обтекаемом фюзеляже X2 помещались кабина пилотов, необходимое оборудование, силовая установка и редукторы для распределения мощности между тремя винтами. В хвостовой части предусматривалось оперение с рулевыми поверхностями.


X2 в полете


X2 получил турбовальный двигатель LHTEC T800-LHT-801 мощностью 1800 л.с. Мощность выдавалась на два соосных несущих винта и на хвостовой толкающий, необходимый для разгона. Системы управления обеспечивали контроль за оборотами несущих винтов. На скоростях до 200 узлов (370 км/ч) максимально допустимая скорость вращения превышала 440 об./мин. При превышении 200 узлов винт замедлялся до 360 об./мин или ниже для сохранения оптимальной скорости лопасти.

Несущая система X2 включает два соосных четырехлопастных винта, вращающихся в разных направлениях. В конструкции лопастей применены инженерные решения, направленные на повышение их жесткости и уменьшение скручивания при аэродинамических нагрузках. Сообщается, что подобные решения уже использовались в американских проектах вертолетов.

В связи с необходимостью повышения скоростью полета и снижением сопротивления втулку винта закрыли несколькими обтекателями. Два дисковых обтекателя прикрывают корневые части лопастей. Еще одна деталь аэродинамической формы находится между ними и снижает сопротивление вертикальной части втулки.


Хвостовая часть опытного X2, хорошо видна конструкция толкающего винта


Для достижения максимальных скоростей вертолет X2 использовал хвостовой толкающий винт, создающий необходимую тягу. Благодаря этому на скоростных режимах полета несущие винты создают только подъемную силу, но не поступательную тягу. За счет этого обороты винта уменьшаются, а скорость движения лопастей остается в допустимых пределах.

За разгон при горизонтальном полете на X2 отвечал шестилопастной хвостовой толкающий винт. Форма лопастей была оптимизирована для работы на заданных режимах. Расчетная тяга такого винта соответствовала общим требованиям проекта.

X2 имел ЭДСУ, способную принимать данные с множества датчиков и реагировать на поступающую информацию. Автоматика должна была следить за работой агрегатов и поведением машины, а также выдавать необходимые команды на исполнительные механизмы. За счет этого предлагалось обеспечить уверенное поведение машины на всех режимах полета.

Результаты испытаний


Первый полет опытного Sikorsky X2 состоялся 27 августа 2008 г. и продолжался около получаса. Первые этапы испытаний, предусматривавшие полет только за счет несущей системы, продолжались около года. Их результатом стала скорость горизонтального полета порядка 250-300 км/ч – на уровне других современных вертолетов.


S-97 Raider на испытаниях


В середине 2009 г. начался новый этап испытаний, в котором задействовались все имеющиеся винты. В мае 2010-го удалось получить скорость 180 узлов (335 км/ч), а через несколько недель летающая лаборатория разогналась до 225 узлов (417 км/ч). Этот полет мог бы претендовать на мировой рекорд, однако фиксация результатов по правилам ФАИ не производилась.

15 сентября того же года имел место новый рекорд – X2 развил скорость 250 узлов (460 км/ч). Чуть позже скорость нарастили еще на 20 км/ч. Летные испытания продолжались до июля 2011 г., но новые рекорды уже не устанавливались. Испытатели выполняли полеты на разных режимах с целью сбора данных о поведении техники.

После завершения испытаний опытный X2 встал на стоянку за ненадобностью. В 2016 г. его передали Национальному аэрокосмическому музею. Теперь машину могут осмотреть все желающие.

Внедрение наработок


Sikorsky X2 был сугубо опытной машиной, предназначенной только для проверки новых технических решений. При его испытаниях осуществлялся сбор данных, необходимых для разработки новых проектов практически применимой техники. Подобные работы стартовали еще до конца испытаний X2.


"Рейдер" в полете


В 2010 г. армия США начала программу Armed Aerial Scout, целью которой является создание вертолета для замены устаревающих OH-58D. Новая машина должна перевозить сопоставимый груз и показывать более высокие летные характеристики. Для участия в AAC компания «Сикорский» разработала новый скоростной вертолет S-97 Raider, в основе которого лежат все основные наработки по теме X2. Первый полет такой машины состоялся в мае 2015 г., и к настоящему времени в испытаниях занято три опытных образца.

С точки зрения общей схемы S-97 не отличается от предыдущей летающей лаборатории. Он имеет соосные несущие и хвостовой толкающий винт. Привод винтов осуществляется от двигателя General Electric YT706 мощностью 2600 л.с. Имеется развитый горизонтальный стабилизатор, разгружающий несущие винты при разгоне. Вертолет с взлетным весом менее 5 т сможет нести до шести десантников или сопоставимый груз либо вооружение.

Расчетная крейсерская скорость «Рейдера» – 220 узлов (410 км/ч). Максимальная – 250 узлов. Однако пока реальные результаты выглядят скромнее. К настоящему времени скорость тестовых полетов не превышает 190-200 узлов (не более 370 км/ч). Ожидается, что в обозримом будущем S-97 покажет все требуемые летные характеристики, и это обеспечит ему победу в конкурсе AAS.


Первый прототип SB>1 Defiant


Позже появился проект вертолета Sikorsky Boeing SB>1 Defiant. Он создается для участия в программе армии США Future Vertical Lift и должен занять нишу среднего многоцелевого транспортного вертолета. Как и S-97, SB>1 основывается на наработках по опытному X-2 и имеет ту же схему.

Defiant имеет два четырехлопастных несущих винта и толкающий с восемью лопастями. Силовая установка выполнена на основе двух двигателей Lycoming T55. В дальнейшем их планируется заменить моторами с более высокими характеристиками.

Первый полет SB>1 состоялся 21 марта 2019 г. В рамках испытаний постоянно наращивается скорость горизонтального полета, но до рекордных значений пока далеко. В дальнейшем, после замены двигателей, планируется довести крейсерскую скорость до 250 узлов. При этом высокую скорость предлагается совместить с хорошей экономичностью. По дальности полета Defiant тоже должен будет превосходить существующие машины.

Перспективы направления


Экспериментальный проект Sikorsky X2 можно считать однозначно успешным. Опытная машина справилась с поставленными задачами. Она обеспечила проверку новых решений и технологий, а также позволила накопить необходимый объем данных. Весь этот опыт уже используется в двух проектах, и в будущем могут появиться новые вертолеты такого рода.



Перспективы S-97 Raider и SB>1 Defiant пока можно оценить лишь частично. Две машины проходят испытания и показывают хорошие результаты технического характера. Задачи по повышению скорости полета постепенно решаются, и характеристики выходят на заданный уровень. Есть все основания полагать, что два перспективных вертолета действительно покажут ожидаемые возможности.

Однако коммерческие перспективы новых машин «Сикорского» пока остаются под вопросом. В конкурсах AAS и FVL участвуют несколько производителей авиационной техники с разными проектами. В обоих случаях компании Sikorsky принадлежат наиболее интересные разработки, но высокие характеристики и техническая смелость могут не стать решающим фактором. В обозримом будущем Пентагон должен выбрать победителя двух конкурсов и тем самым определить пути развития армейской авиации.

Дальнейшее будущее проектов фирмы Sikorsky еще не определено, но промежуточные итоги выглядят интересно. Экспериментальный проект десятилетней давности успешно решил поставленные задачи и открыл дорогу разработке новых образцов. В ближайшее время им предстоит пройти необходимые проверки и побороться за место в войсках. Пока шансы двух вертолетов на базе X2 выглядят достаточно высокими.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    1 октября 2019 05:36
    Вопрос : на какой высоте он развивает макс скорость?
  2. -27
    1 октября 2019 06:18
    Не умеют американцы строить вертолеты.Задний винт,это не умение пользоваться системой соосных винтов. Американцы могут хорошие вертолеты только типа Robinson и им подобные.П ускай МИ-26 постоят.Атак то потуги.Мож лет этак через построят,но мир не стоит на месте.По большому счету Америка оттстала в техническом плане от мировых производителей техники.
    1. +22
      1 октября 2019 06:33
      Не умеют американцы строить вертолеты...
      По большому счету Америка оттстала в техническом плане от мировых производителей техники.

      Вот мне интересно: кто и сколько платит Вам за подобную чушь и ахинею?
      Если же Вы этот бред пишите просто так, то это наводит на мысль о Вашем умственном развитии и психическом состоянии.
      1. -23
        1 октября 2019 08:21
        Вы из Америки ?Нет.Тогда тема закрыта.Америка проигрывает в техническом развитии даже Китаю.Весь мир знает один вы нет.Американцы в свое время только украли чужие разработки,либо их выкупили
        На начальном этапе так делали китайцы.Вы скажите мож американцы были на Луне.? Так какого лешего они у нас покупают двигатели первой ступени.Свои делают ,но для ракет легкого класса.Пиарьте Америку дальше товарищи! Вон В Саудовской Аравии вся их хваленая техника ПВО себя показала. Амерам лишь бы продать а работает нет до лампочки .Главное получить прибыль.
        1. +13
          1 октября 2019 08:35
          Свои делают ,но для ракет легкого класса.

          Это Falcon Heavy ракета лёгкого класса? Учите матчасть. Ещё один такой косяк и я сообщу вашему куратору, а вас лишат премии.
        2. +8
          1 октября 2019 09:11
          Всё таки у некоторых голова нужна только что бы туда еду класть, ещё бы от вас ещё какая польза была например ценный мех или диететическое мясо вообще бы цены не было.
    2. 0
      2 октября 2019 02:16
      Цитата: ВЛАДИМИР ВЛАДИВОСТОК
      По большому счету Америка оттстала в техническом плане от мировых производителей техники.

      Да конечно, Боинг отстал... как Гугл, Интел, Майкрософт, Амазон, Сикорски, Локхид... еще кто отстал из корпов лидеров рынка? Никого не забыл? Наверное Маска который вызывает изжогу у всех трюпатриотов, так как прижал немножко не в меру упитанности Роскосмос laughing laughing
  3. +5
    1 октября 2019 07:09
    Обидно. Полагаю схему Камовцы развивали все время, единственный в мире боевой вертолеты ( семейство) по этой схеме делают в России, а скоростной вертолет будут делать Милевцы по одновинтовой схеме. "Подковерная борьба" сильнее технической целесообразности?
    1. +1
      1 октября 2019 10:28
      а скоростной вертолет будут делать Милевцы по одновинтовой схеме.

      Ну, кроме скорости есть и другое. Пять тонн максимального взлётного маловато. Получится быстрая мухлобойка без брони и серьёзного вооружения. Ни транспортная на замену универсала Ми-8, ни Ми-24 ( Ми-28)
      Технологичность важна, совместимость по узлам с имеющимся парком.
      11 - 13 тонн , вроде определились с фронтовым вертолётом. Да и прирост скорости не такой уж аховый, не сократит он время нахождения на "смертельной " для вертолёта дальности 8 км.
      Могут и не принять новинку в угоду классике. Да и классику до 400 км в час разогнать при желании можно. Вопрос открыт пока.
      Их столько было, схем этих - продольные, поперечные, синхрокоптеры , соосные ... даже с реактивными лопастями были..А прижилась рабочая лошадка с одним винтом.
      1. 0
        1 октября 2019 10:46
        В "Аватаре" весьма продуманный вариант коптера. Кто-нибудь, кроме как в кино, разрабатывал подобное хотя бы на 2 места? "Оспрей" не в счёт.
        1. +3
          1 октября 2019 10:54
          Кто-нибудь, кроме как в кино, разрабатывал подобное

          Удивитесь ,но с такой схемы и начинались вертолёты. Винты маленькие, КПД низкий. Трансмиссия паскудная, а два автомата перекоса тоже радости не добавляют.И художники не знают, что лопасти жёстко крепить нельзя , они должны свободно бултыхаться в 3-х шарнирах . Иначе переменные нагрузки по кругу развалят или втулку, или машину wink
          1. Hog
            +1
            1 октября 2019 11:25
            На AT-99 схема другая, в каждом кольце два винта противоположного вращения и нет автомата перекоса т.к. изменение направления тяги происходит наклоном всего кольца.
            Зато у такой схемы нет проблем со слепой зоной в виде корпуса.
            АТ-99 скорее конвертоплан, а не вертолет.
            1. +1
              1 октября 2019 12:52
              Думаю Вы правы - конвертоплан. Тут смотря какие задачи преследовали исследования: получить максимально быстрый вертолет или что-то более удобное, чем Оспрей? Если второе, то сама схема уже отходит на второй план, главное, чтоб ТЗ было выполнено.
          2. 0
            1 октября 2019 11:44
            Согласен, что с этой схемы начинали. Но там существенное отличие от классического вертолета - лопасти не имеют такого удлинения. Там почти импеллер. И поворот кольца с лопастями нагружает корпус, что ощутимо надёжнее того, что в Оспрее реализовано.
        2. 0
          1 октября 2019 14:14
          Цитата: Урал-4320
          В "Аватаре" весьма продуманный вариант коптера.

          Они его из С&C про тибериум скомуниздили :) а вообще это давняя тема
          1. 0
            1 октября 2019 14:36
            Во, пусть так - спёрли. А вот были ли НИОКР на эту тему? Вон у В-12 такого навертели в железе, а тут весьма логичная и компактная конструкция. Ну на мой взгляд обывателя.
            1. 0
              3 октября 2019 20:27
              Были. Здесь на ВО есть статьи про аналогичные машины (по кр.мере внешне).Поищите что-нибудь про "VTOL"/СВВП. Сам ссылку сейчас не кину - не сохранял.
  4. 0
    1 октября 2019 07:40
    Кто ИЩЕТ, тот как правило и находит, выигрывает!!!
  5. -6
    1 октября 2019 19:27
    Никто не говорил ,что у американцев нет ракет тяжелого класса .Хотя двигатель первой ступени Merlin еще тот вопрос.Вот ракета Сатурн 5 была ? Совсеии заявленными миру характеристики.И вы верите, что американцы были на Луне? А как тогда наши моряки поднимали макеты мифических ракет в океане.Наних было обозначено ,что сделаны США.вы верите всему что говорят. Американцы очень умеют врать ,ради зарабатывания денег.В пропоганде еще со времен СССР и сейчас, мы всегда на порядки проигрывали им.Тема была про вертолет вообще то. Чеж тогда они нас в Афганистане просили помочь вертолетом МИ-26 .Надо было эвакуировать ихний "Чинук". Чтож они сами не справились.Чтож ихняя ПВО не может сбить ни одной ракеты,даже ракеты "Скад".Сейчас весь мир видит их хваленую технику в Эмиратах.Просто вам хорошо промыли мозги и вы заложники американской пропаганды.Речь про то,что по большому счету у у дяди Сема в процентном отношении мало что есть. И видите на форуме себя корректно.Вас же никто не оскорбляет .американцы мастера ы
    Фейков. Пример почему они не были на Луне.Аы знаете что в открытом космосе большая радиация.И сколько бы весил их лунный модуль ? Да не хватило бы мощности двигателей чтоб поднять модуль с безопасной защитой для экипажа .Примеров куча и не только в космонавтике.Вв просто верите в то что написано .
  6. +3
    1 октября 2019 21:59
    Пора выдавать шапочки из фольги, а то совсем плохо будет.
  7. +2
    1 октября 2019 22:51
    Любопытные машины у Сикорского, вполне сравнимы с винтовыми самолетами. Правда есть сильное ощущение что это сильно на автожир похоже.
    1. 0
      1 октября 2019 23:22
      Ну, внешний вид разве что. А так то винт и принцип работы совсем другой.
  8. -4
    2 октября 2019 01:14
    Valor легко делает 550 км/ч
    И дальность полета в несколько раз дальше.
    1. +2
      2 октября 2019 06:30
      Соглашусь. Не вижу смысла разгонять машины с горизонтальными винтами на высокие скорости. Если вертолётная схема достигла своего максимума в оптимальной компоновке, тогда следует переходить на иные принципы движителей.

  9. 0
    2 октября 2019 11:03
    Показателен будет преемник Апача...
  10. +1
    3 октября 2019 20:03
    Частенько натыкаюсь на экспериментальные разработки фирмы Сикорский. Но что-то никак не "выстреливают"
    Вспоминаю их экспериментальные работы
    Первые в мире отработали рулевой винт в кольце (фенестрон). Так и не внедрили в серию.
    Первые экспериментировали с фиксируемым винтом-Х-образным крылом для достижения высоких скоростей
    Делали Команч -самый дорогой нереализованный (не принятый на вооружение) проект оружия в истории.
    ПЕрвые кто на западе всерьез взялись за соосную схему.
    ПРи этом долю рынка вроде как непрерывно теряют.
    интересно, почему так?
  11. 0
    1 декабря 2019 00:21
    Точнее было бы сказать от теории к практике. А по всем расчётам винт или открытые лопасти совершенно не эффективное решение.
  12. bar
    0
    11 декабря 2019 14:17
    Судя по картинкам, механизм перекоса соосных винтов Sikorsky не потянул? Или мне показалось?