Boeing X-37B. Эксперимент или угроза в космосе?

С 2010 г. США испытывают экспериментальный космический аппарат X-37B разработки компании Boeing. В настоящее время одна из опытных машин совершает очередной испытательный полет, продолжающийся уже более двух лет. Работы по X-37B ведутся в атмосфере секретности, и публикуются лишь отдельные отрывочные данные. Все это приводит к появлению серьезных опасений и вопросов, пока остающихся без ответа.



X-37B во время работы на орбите, демонстрационное изображение от NASA


По известным данным


Разработка будущего проекта X-37 стартовала в 1999 г. и осуществлялась отделением Phantom Works компании Boeing при активном участии NASA и ВВС США. Через несколько лет NASA передало проект агентству DARPA, в результате чего основные работы были засекречены. С тех пор новая информация о проекте не слишком часто становится достоянием общественности.

Известно, что в 2005 г. разработчики приступили к атмосферным испытаниям опытного образца X-37A. После таких проверок проект доработали, результатом чего стала подготовка к полноценным испытаниям изделия X-37B на орбите. Первый полет такого рода с обозначением OTV-1 начался 22 апреля 2010 г. и продолжался более 220 суток. Затем провели еще несколько полетов, продолжительность которых постоянно росла. В испытаниях участвовали две опытные машины.

7 сентября 2017 г. состоялся пятый запуск X-37B. Этот полет продолжается до сих пор; аппарат пробыл на орбите более 730 суток, а о его возвращении пока не сообщается. Пока этот полет является самым продолжительным. Ранее появлялась информация об очередном старте, запланированном на декабрь этого года. Вероятно, перед началом миссии OTV-6 произойдет завершение предыдущей.

Многоразовый аппарат X-37B был создан в интересах ВВС США, что сказалось на режиме секретности. Тем не менее, военно-воздушные силы раскрыли самые общие данные о целях проекта. Программа X-37B является экспериментальной и предназначена для отработки технологий в сфере многоразовых беспилотных космических кораблей для ВВС. При помощи построенных прототипов планировалось проверить конструкцию и бортовое оборудование, а также провести ряд исследований с применением той или иной полезной нагрузки.


Первый опытный X-37B перед пуском OTV-1, 13 апреля 2010 г. Фото US Air Force


Согласно разным источникам, испытываемые в настоящее время X-37B имеют длину около 9 м при размахе крыла 4,5 м. Максимальный стартовый вес – менее 5 т, полезная нагрузка – ок. 1 т. Необходимый груз размещается в центральном отсеке аппарата объемом в несколько кубометров. Запуски производились при помощи ракет-носителей Atlas V 501 (4 старта) и Falcon 9 (1 старт).

Носители выводили опытную технику на низкую околоземную орбиту высотой 300-400 км, в основном вблизи экватора. Во время продолжительных полетов X-37B выполняли различные маневры, меняли орбиты и т.д. Имеются сведения о сбросе полезной нагрузки. Также в зарубежных СМИ появлялись сообщения о попытках ведения разведки и решения других особых задач.

Слухи и реальность


Регулярно появляются различные сведения о той или иной работе X-37B на орбите, но официального подтверждения со стороны DARPA или ВВС США они, по очевидным причинам, не получают. Тем не менее, такие сообщения вместе с доступной информацией о проекте приводят к появлению самых интересных и смелых версий.

В начале 2012 г., во время второго полета, в зарубежной прессе появилась новость о приближении X-37B к китайской космической станции «Тяньгун-1». Вероятно, это была попытка наблюдения за иностранной техникой. Тем не менее, США не подтвердили эту информацию, а разные параметры орбит могли вообще исключить возможность сближения.


Аппарат после возвращения из первого полета, 3 декабря 2010 г. Фото US Air Force


Наличие грузового отсека и возможность несения различного оборудования, как закрепленного, так и сбрасываемого в полете, определяют основные возможности X-37B. Также это способствует появлению различных версий и прогнозов, часть которых вполне может соответствовать действительности.

Основные возможности


X-37B представляет собой многоразовый космический аппарат самолетного типа, что дает ему ряд характерных возможностей. Прежде всего, это более простой вывод на орбиту и возвращение с нее. Кроме того, аппарат может использоваться в качестве транспортного средства для вывода и возвращения заданной полезной нагрузки. В этом отношении новый X-37B похож на старые Space Shuttle, но отличается меньшими размерами и сокращенной грузоподъемностью.

Важной особенностью X-37B является уже проверенная способность работы на орбите в течение длительного времени. Первый полет длился более 220 суток, а продолжительность пятого превысила два года. При этом в ходе всех испытательных полетов аппараты не просто оставались на орбите, но меняли траекторию и решали разные задачи.

Аппарат с подобным потенциалом может использоваться для выполнения разведки разных районов. В таком случае он должен нести необходимые оптические или радиотехнические средства и выводиться на требуемую орбиту. В зависимости от поставленных задач, X-37B может выполнить миссию и быстро вернуться на Землю либо оставаться на орбите в течение длительного времени, выполняя новые команды.


Завершение четвертой миссии, 7 мая 2017 г. Фото US Air Force


Согласно некоторым оценкам, опытные X-37B уже использовались для вывода на орбиту компактных спутников неизвестного назначения. Кроме того, они якобы способны «ловить» малогабаритные объекты в космосе и привозить на Землю. Такие возможности можно использовать для поддержания работоспособности космической группировки. Также появляется возможность быстрого развертывания небольшой группы спутников необходимого назначения на заданных орбитах. К примеру, это могут быть дополнительные средства связи над районом боевых действий.

Полезной нагрузкой теоретически может быть и вооружение разного назначения. X-37B может использоваться как орбитальный бомбардировщик или как перехватчик космической техники. Однако реализация таких возможностей запрещена международными соглашениями. Кроме того, многоразовый космический аппарат может быть не самой лучшей платформой для вооружений.

Вопросы обороны


Космический аппарат X-37B позиционируется как экспериментальная машина и демонстратор технологий, необходимых для дальнейшего развития техники ВВС США. Однако даже в таком качестве аппарат имеет особые характеристики и возможности, являющиеся поводом для беспокойства. Наличие такой техники ставит перед другими государствами вопрос о противодействии ей.

В этом контексте ключевое значение имеют средства слежения за космическим пространством. Развитые страны имеют необходимые оптико- и радиолокационные комплексы, способные вести наблюдение за объектами на разных орбитах. По всей видимости, в конструкции X-37B не используются стелс-технологии, что упрощает его обнаружение и сопровождение.

При использовании аппарата в качестве космического разведчика следует применять уже существующие и отработанные методики защиты. В первую очередь, это грамотная организация мероприятий военного характера: все основные действия должны выполняться в периоды между пролетом разведывательных космических аппаратов. Кроме того, для защиты войск или иных объектов от излишнего внимания могут применяться средства радиоэлектронной борьбы.


Подготовка к полету OTV-5, 2017 г. Фото Boeing


В некоторых ситуациях может понадобиться не просто противодействие или подавление, но полноценное поражение космического аппарата. Эта задача является самой сложной в контексте обороны. Для борьбы с X-37B или схожими целями необходимо противоспутниковое вооружение, такое как особые зенитные ракеты. Имеются разрозненные сведения о разработке такого оружия в разных странах. Также имели место несколько случаев применения ракет по реальным орбитальным целям.

Многоцелевая проблема


Даже в существующей конфигурации летающей лаборатории космический аппарат Boeing X-37B является весьма интересным и многообещающим образцом, вполне способным решать некоторые реальные задачи. При этом речь идет об отработке технологий, которые в дальнейшем могут найти применение в новых проектах техники с более высокими характеристиками.

В США уже сейчас высоко оценивают как сам X-37B, так и будущие образцы, созданные на его основе. Характерные особенности этой техники дадут ВВС США новые возможности, представляющие большой интерес в разных контекстах. При этом даже экспериментальный образец вызывает беспокойство третьих стран, что в Пентагоне рассматривают как хороший знак.

В случае с проектом Boeing X-37B можно наблюдать любопытную ситуацию. Об этой разработке известно не слишком много, но и доступные данные являются серьезным поводом для беспокойства. ВВС США намерены развивать новые технологии и пользоваться всеми их преимуществами. Другим странам, соответственно, необходимо учитывать это и готовиться к появлению новых угроз.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. FireLake 13 сентября 2019 06:43 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Интересно какие задачи 2 года можно выполнять?
    1. g1washntwn 13 сентября 2019 07:05 Новый
      • 8
      • 0
      +8
      Влияние космического излучения на элементы ядерного оружия, например.
    2. Avis-bis 13 сентября 2019 09:19 Новый
      • 7
      • 0
      +7
      Разведка и наблюдение подойдут? :)
      1. g1washntwn 13 сентября 2019 11:01 Новый
        • 5
        • 0
        +5
        Специализированные спутники чем не устраивают? Или там в X-37 обычные фотоаппараты которые для проявки пленки нужно на Землю возвращать? Разведка - всего лишь прикрытие, а тут явно элементы ударных систем обкатывают.
        1. Avis-bis 13 сентября 2019 11:10 Новый
          • 3
          • 0
          +3
          Цитата: g1washntwn
          Специализированные спутники чем не устраивают? Или там в X-37 обычные фотоаппараты которые для проявки пленки нужно на Землю возвращать?

          Проявку отлично можно сделать и в полёте — "Луна-3" подтвердит — но, не отрицая возможности отработки ударных дел, ничто не мешает засунуть в КЛА и разведывательную аппаратуру. Хоть электроника и считается сильно подешевевшей за последние десятилетия, но только дурной откажется от возвращения аппаратуры, которую можно будет ещё раз использовать. Там и оптика есть хорошая (вот она никогда не подешевеет).
          1. g1washntwn 13 сентября 2019 11:32 Новый
            • 5
            • 0
            +5
            Возврат вышедших из строя разведспутников нерентабелен. Никто из-за оптики или даже почти целых остальных компонентов не будет этим заморачиваться - на орбиту захоронения или в океан. В качестве развед или коммуникационных испытаний отдельных элементов применение Х-37 не отрицается, но тогда так капитально его не секретили бы. Разведспутники запускают горстями и охапками, никто из этого тайну мадридского двора не делает (в отличие от программ и заданий обсуждаемого X-37). Поэтому если там и есть что по разведке, то не главное.
            1. Avis-bis 13 сентября 2019 11:56 Новый
              • 1
              • 0
              +1
              Цитата: g1washntwn
              Возврат вышедших из строя разведспутников нерентабелен.

              А кто говорит о "вышедшем из строя" и о его возврате? :) Эта аппаратура стоит на борту возвращаемого КЛА.
              1. g1washntwn 13 сентября 2019 12:02 Новый
                • 3
                • 0
                +3
                Вопрос: зачем спускаться с 5-го этажа мимо дежурной медсестры, когда можно поднять сигареты и прочие передачей в авоське прямо из палаты через окно на веревочке?
                На кой мотыляться туда-сюда с высоких орбит до аэродрома и обратно? Шаттл именно обслуживал спутники на орбите, и забирал только отдельные элементы. В общем, вы меня абсолютно не убедили в том, что X-37 чисто разведывательный. Это просто за гранью здравого смысла и перспектив.
                1. Avis-bis 13 сентября 2019 12:27 Новый
                  • 1
                  • 1
                  0
                  Цитата: g1washntwn
                  забирал только отдельные элементы.

                  Ага... Целиком сняли спутник как то. И вернули. "Элементы"...
                  В общем, вы меня абсолютно не убедили в том, что X-37 чисто разведывательный.

                  Да я и не ставил себе задачи убедить.
                  1. g1washntwn 13 сентября 2019 13:15 Новый
                    • 3
                    • 0
                    +3
                    Цитата: Avis-bis
                    Целиком сняли спутник как то.

                    И больше так не экспериментировали. Риски, знаете ли.
                    Цитата: Avis-bis
                    Да я и не ставил себе задачи убедить.

                    Да, ладно... laughing
  2. КВУ-НСвД 13 сентября 2019 06:48 Новый
    • 5
    • 1
    +4
    Вот доработают в том числе и это аппарат , линейку носителей , а затем пиар-операция по вдалбливанию в головы проблемы орбитальных угроз , а затем выход из договора о мирном космосе , а затем в кратчайшие сроки показательные "испытания" орбитальных "страж-птиц" ..и , вуаля , ходи и не забывай , что где-то в звёздном небе барражирует твоя смерть .
    1. g1washntwn 13 сентября 2019 07:04 Новый
      • 6
      • 1
      +5
      Переклюют друг друга там эти "страж-птицы". Там не только американский X-37 непонятно чем занимается, просто до открытых обвинений еще время не дошло. Вот как только, так сразу американцы и объявят, что российские и китайские спутники связи и навигации самые настоящие боевые космические станции которые угрожают розовым пони на лужайке Белого дома, поэтому "мы только защищаемся" и выходим из договоров и соблюдать мирный космос даже декларативно не собираемся. Там ведь фантазии - ноль, все будет шаблонно.
      1. КВУ-НСвД 13 сентября 2019 07:29 Новый
        • 3
        • 2
        +1
        Цитата: g1washntwn
        . Вот как только, так сразу американцы и объявят, что российские и китайские спутники связи и навигации самые настоящие боевые космические станции которые угрожают розовым пони на лужайке Белого дома, поэтому "мы только защищаемся" и выходим из договоров и соблюдать мирный космос даже декларативно не собираемся.

        я и говорю
        пиар-операция по вдалбливанию в головы проблемы орбитальных угроз

        все будет шаблонно.
        Эти шаблоны конеечно всем уже оскомину наели , но работают по причине полного доминирования коллективного Запада в медиа-сфере , отработанности там этих технологий и отсутствия у большинства населения ( это вообще везде ) привычки анализировать информацию даже на житейском уровне здравого смысла .
  3. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
  4. Jurkovs 13 сентября 2019 08:10 Новый
    • 6
    • 1
    +5
    В свое время Брежневу доказывали, что СССР не нужна машина типа Шаттла, а нужна машина гораздо меньшей размерности (типа Бор-4), но Брежнев сказал чтобы было как у американцев. В результате в мире до сих пор нет полезных нагрузок для возможностей Энергии, а у России нет машины типа Боинг Х-37.
    1. rocket757 13 сентября 2019 11:21 Новый
      • 0
      • 1
      -1
      Цитата: Jurkovs
      у России нет машины типа Боинг Х-37.

      А ведь задел Советский есть! Материалы испытаний, расчёты и прочее, прочее .... надеюсь всё то не лежит в архивах, пылится???
      1. Вадим237 13 сентября 2019 11:31 Новый
        • 3
        • 2
        +1
        Всё это уже устарело как физически так и морально. Вот и Роскосмос начинает движение - "Роскосмос разрабатывает радиопрозрачных теплозащитных материалов для обтекателей гиперзвуковых летательных аппаратов, говорится в материалах портала Госзакупок.

        Согласно материалам портала, госкорпорация ищет подрядчика для "разработки технологии изготовления радиопрозрачных теплозащитных материалов для обтекателей гиперзвуковых летательных аппаратов на основе объемных каркасов из тугоплавких непрерывных волокон". Научно-исследовательская работа получила название "Тор".

        Работы должны закончиться до сентября 2020 года. На них выделено 346,9 млн рублей.

        Кроме этого, "Роскосмос" ищет подрядчиков для разработки "технологий термомеханических испытаний композиционных материалов в широком интервале температур с программируемыми тепловым и механическим нагружениями, имитирующими полетные условия перспективных изделий ракетно-космической техники" (шифр НИР - "Ферзь") и "технологий получения высокотемпературных композиционных материалов и нового поколения армирующих наполнителей, каркасов из углеродных волокон на основе пека, керамических SiC, SiCN-волокон для перспективных изделий ракетно-космической техники" (шифр НИР "Прорыв-1").

        Ранее глава ведущего разработчика гиперзвуковых аппаратов, корпорации "Тактическое ракетное вооружение", Борис Обносов назвал разработку обтекателя, способного выдержать температуры, образующиеся при гиперзвуковых скоростях - одним из ключевых вопросов, которые предстоит решить при разработке подобных аппаратов.

        "У нас предприятия этим (разработкой гиперзвуковых аппаратов - ИФ) занимаются. Но это требуют системной ежедневной работы, по каждому из направлений, будь то материаловедение, двигателестроение, бортовое радиоэлектронное оборудование... Вы представляете, что такое сделать обтекатель, в котором стоит головка самонаведения, которая должна смотреть сквозь этот обтекатель при высоких скоростях, когда, может образоваться плазма?" - сказал Обносов, отвечая на вопрос о сроках завершения работ над гиперзвуковым оружием.

        При этом Обносов отметил, что в техническом плане имеется много различий между аппаратами, осуществляющими гиперзвуковой полет частично в космическом пространстве и полностью в атмосфере."
        1. rocket757 13 сентября 2019 11:47 Новый
          • 1
          • 1
          0
          Хорошо если так. Посмотрим, подождём.
    2. Митяй65 13 сентября 2019 12:47 Новый
      • 0
      • 2
      -2
      а у России нет машины типа Боинг Х-37

      Если мы поймём зачем Штатам эта машина, считающаяся морально устаревшей, и что она делает на орбите годами, мы поймём, нужна ли нам такая же. Пока мы в недоумении. request
      Пока целесообразность реинкарнации идей 60-80 гг. не очевидна...
  5. voyaka uh 13 сентября 2019 11:56 Новый
    • 10
    • 1
    +9
    Знаковым был запуск Х-37 с помощью многоразовой ракеты Фалкон-9.
    При запусках одинакового груза одна и та же 1-ая ступень Фалкон-9 может отправлять
    такие новые аппараты в космос каждые 48 часов.
    1. Митяй65 13 сентября 2019 12:38 Новый
      • 0
      • 6
      -6
      Уважаемый, а пруф есть какой? Сцылочка там или хотя бы где слышали?
      P/S А так то выглядит как мантра секты Св. Илона...
      1. Вадим237 13 сентября 2019 13:01 Новый
        • 4
        • 3
        +1
        Ну пока в развитии мировой космической индустрии в ракетостроении и пилотируемой космонавтики "Святой Илон" и его компания впереди всех. Очень ждёмс
        - полёт и масштаб будут потрясными.
      2. saknivukne 13 сентября 2019 14:56 Новый
        • 4
        • 2
        +2
        Цитата: Митяй65
        Уважаемый, а пруф есть какой?

        Когда человек пишет про пруфы в отношении Илона и SpaceX, я понимаю, что человек позорно не владеет английским (хотя, для савушкинских это нормально, ещё и повод для гордости). С такими людьми не очем дискутировать, не то что что-то доказывать. Надеюсь voyaka uh не ведётся на подобную лажу.
  6. Undecim 13 сентября 2019 12:05 Новый
    • 4
    • 1
    +3
    Если посмотреть на тот или иной предмет с той или иной стороны, то можно увидеть ту или иную картину, на основании которой можно составить те или иные прогнозы о том или ином назначении предмета и его устройстве с той или иной степенью достоверности.
    Сколько не читаю этого автора, не перестаю удивляться способности писать ни о чем много и регулярно.
  7. Старый26 13 сентября 2019 14:15 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Цитата: Avis-bis
    Разведка и наблюдение подойдут? :)

    Вряд ли. Габариты отсека полезной нагрузки у Х-37 не очень большие. А спутники разведки с очень высоким разрешением у американцев достаточно габаритные. Легче все же спутники использовать, чем этот космоплан. Хотя что в действительности у него в отсеке - интересно...

    Цитата: g1washntwn
    Возврат вышедших из строя разведспутников нерентабелен. Никто из-за оптики или даже почти целых остальных компонентов не будет этим заморачиваться - на орбиту захоронения или в океан. В качестве развед или коммуникационных испытаний отдельных элементов применение Х-37 не отрицается, но тогда так капитально его не секретили бы.

    Ну в свое время американцы на одном из шаттлов провели возврат на землю спутника-обсерватории, вышедшего из строя. Спутники такого типа достаточно дороги, что швырятся ими в океан или на орбиту захоронения. Возможно в какой-то ситуации такое снятие с орбиты будет и рентабельно

    Цитата: g1washntwn
    Разведспутники запускают горстями и охапками, никто из этого тайну мадридского двора не делает (в отличие от программ и заданий обсуждаемого X-37). Поэтому если там и есть что по разведке, то не главное.

    Этого давно уже нет. Запускались в 60-х - 70-х годах, когда были проблемы с оптикой (недостаточное разрешение) и вынуждены были запускать на низкие орбиты, где они жили неделю-две. Не было недели в 60-70-х годах, чтобы не было опубликовано сообщение ТАСС о запуске очередного спутника серии "Косомс" в интересах народного хозяйства. Однако в конце 70-х американцы добились сроков жизни таких спутников в несколько месяцев, за ними, в конце 80-х - и мы. Сейчас же сроки жизни спутников ОЭР - несколько лет

    Цитата: g1washntwn
    На кой мотыляться туда-сюда с высоких орбит до аэродрома и обратно

    У Х-37 орбита отнюдь не высокая. , Максимум, что была в первом полете - 415 км. А так в основном между 300 и 350 км

    Цитата: Митяй65
    Если мы поймём зачем Штатам эта машина, считающаяся морально устаревшей, и что она делает на орбите годами, мы поймём, нужна ли нам такая же. Пока мы в недоумении.

    Х-37 не молрально устаревшая машина. Первый пуск был в 2010 году, то есть 9 лет назад. Машина многое умеет, в т.ч. и автоматически садится, как когда-то сел наш "Буран". А вот что он делает на орбите, в каких пределах он способен изменять эту орбиту, режимы маневрирования и их продолжительность - вот это вопросы, на которых нет ответа

    Цитата: Jurkovs
    В свое время Брежневу доказывали, что СССР не нужна машина типа Шаттла, а нужна машина гораздо меньшей размерности (типа Бор-4), но Брежнев сказал чтобы было как у американцев. В результате в мире до сих пор нет полезных нагрузок для возможностей Энергии, а у России нет машины типа Боинг Х-37.

    Сергей! Уже лет 30, как "Энергии" нет. Какие уж тут полезные нагрузки. Сейчас мы потихоньку пытаемся продвинуться к нагрузкам, которые могла выводить "Энергия", но на это понадобится лет 10-15...

    Цитата: Митяй65
    Уважаемый, а пруф есть какой? Сцылочка там или хотя бы где слышали?
    P/S А так то выглядит как мантра секты Св. Илона...

    Ну запуск от 7.09.2017 (№5) был осуществлен именно на "Фолконе" с возвращаемой ступенью
    1. NN52 13 сентября 2019 14:39 Новый
      • 2
      • 1
      +1
      Где-то попадалась инфа, что грузоотсек у него 1 метр на 2 метра ( как то так приблизительно..), и дейсвительно, что там при таких габаритах можно разместить?
      1. Вадим237 13 сентября 2019 16:44 Новый
        • 1
        • 1
        0
        Боеголовки W 87, 88 мощностью от 375 до 500 килотонн каждая, как раз три штуки в отсек влезет.
  8. saknivukne 13 сентября 2019 14:51 Новый
    • 0
    • 1
    -1
    Я считаю, что самым важным вкладом этого проекта будет отрабатывание упрощённой логистики миссий. Шатлы погубила несовершенная логистика. Теперь кто-то резонно решил, что сам формфактор шатлов вполне нормален, но пока тренироваться можно на чём-то поменьше.
  9. Старый26 13 сентября 2019 15:07 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Цитата: NN52
    Где-то попадалась инфа, что грузоотсек у него 1 метр на 2 метра ( как то так приблизительно..), и дейсвительно, что там при таких габаритах можно разместить?

    Мне даже попадались цифры, что 0,9 метра на 1,8 метра laughing
  10. Оператор 13 сентября 2019 15:13 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Кто нибудь может объяснить - ни фига вообще нужен многоразовый КЛА самолетного типа (за исключением спуска с орбиты одноразовых КА, по габаритам и грузоподъемности вмещающихся в грузовой отсек КЛА)?
    1. Вадим237 13 сентября 2019 16:50 Новый
      • 0
      • 2
      -2
      У нас был проекты Ту 2000 и М 19 к большому несчастью на них забили, в угоду Бурану - X 37 нужен в первую очередь как стенд для отработки материалов, электроники, связи, автоматики в условиях длительного космического полёта, да и самой концепции такого аппарата скорее всего для новых систем военнокосмического назначения, СОИ 2 - всё теперь по настоящему.
    2. Илья Мельнов 13 сентября 2019 16:59 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: Оператор
      Кто нибудь может объяснить - ни фига вообще нужен многоразовый КЛА самолетного типа (за исключением спуска с орбиты одноразовых КА, по габаритам и грузоподъемности вмещающихся в грузовой отсек КЛА)?

      орбитальный бомбардировщик, чем вам не объяснение?
      1. Оператор 13 сентября 2019 17:36 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Траектория чего либо сброса с околоземной орбиты на Землю имеет длину в несколько тысяч км (подлетное время - десятки минут) плюс для попадания в конкретную точку надо поменять орбиту КЛА (с затратой топлива) так, чтобы точка находилась в плоскости орбиты.

        А сам КЛА до сброса светит голой опой в космосе "мама не горюй".

        Проще запустить по цели баллистическую ракету "земля-земля", которых у космических держав как грязи.
        1. Вадим237 13 сентября 2019 19:45 Новый
          • 2
          • 2
          0
          Мини шаттл может сделать нырок на минимальную высоту, сбросить боеголовки под прямым углом к поверхности Земли - внезапная атака с орбиты на столицу или промышленный центр.
  11. Оператор 13 сентября 2019 22:48 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Цитата: Вадим237
    Мини шаттл может … сбросить боеголовки под прямым углом к поверхности Земли

    Сбросить что либо под прямым углом к поверхности Земли в орбитальном полете на скорости 8 км/с можно только в альтернативной Вселенной.
    1. Cat Man Null 13 сентября 2019 23:09 Новый
      • 2
      • 2
      0
      Цитата: Оператор
      можно только в альтернативной Вселенной

      Точно. В одной из этих Вселенных и обитает Вадим, а вы, что, не в курсе? belay
      1. Комментарий был удален.
    2. Вадим237 14 сентября 2019 00:38 Новый
      • 0
      • 1
      -1
      Кто вам сказал про 8 километров в секунду - я говорю при нырке под прямым углом с НОО, а не с эллиптической высотной орбиты.
      1. Оператор 14 сентября 2019 04:14 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Любой спутник или КЛА движется на орбите вокруг Земли на скорости не ниже первой космической (7,9 км/с на высоте 200 км). Поэтому угол входа в атмосферу многоразового КЛА (он же угол выхода после нырка) составляет менее 10 градусов.

        Сбрасываемая на Землю боевая часть будет двигаться по параболе с постепенным увеличением угла пикирования до 90 градусов. Общая дистанция нырка перед сбросом и полета боевой части составит порядка 2000 км.
        1. Вадим237 14 сентября 2019 10:47 Новый
          • 0
          • 1
          -1
          Опять же ни каких проблем для подобного рода нырка тем более для минишаттла и сброса боеголовок над территорией противника нет. Да и системы ПРО способной сбивать подобные объекты на высотах выше 80 километров у России пока на вооружении нет. 2000 километров этот шаттл преодолеет при скорости 8 километров в секунду всего за 250 секунд, а боеголовки упадут в течении минуты- за такое короткое время ни одной системы СПРН не хватит времени для предупреждения президента и правительства. А ПВО ПРО будет неспособно перехватить боеголовки.
          1. Оператор 14 сентября 2019 11:58 Новый
            • 1
            • 3
            -2
            ПРО Москвы в лице А-235 перехватывает любой объект, движущийся на первой космической скорости, на высоте до 200 км и дальности до 500 км с временем реакции менее 4 минут. В перспективе планируется постановка на вооружение "Нудоли" для ПРО объектов на всей территории России.

            Но самым эффективным средством воздушно-космической обороны, как известно, являются "танки на аэродроме" - ответно-встречный удар баллистическими ракетами по объектам противника.
            1. Вадим237 15 сентября 2019 13:18 Новый
              • 0
              • 2
              -2
              На вооружении у А 235 сейчас только ракеты с дальностью полёта 120 километров и 80 километров по высоте - других ракет на вооружении нет.
              1. Оператор 15 сентября 2019 13:59 Новый
                • 1
                • 0
                +1
                Противоракета 53Т6М комплекса А-235 развивает максимальную скорость 4 км/с. Дальность стрельбы по баллистической траектории на такой скорости составляет 2000 км, апогей траектории - 460 км на дальности 1000 км.

                Т.е. я привел реальные характеристики противоракеты 53Т6М в режиме перехвата воздушно-космических целей (апогей 200 км на дальности 500 км).
  12. Комментарий был удален.