Опытный средний танк «Объект 140»

В начале 50-х годов в «Отделе 520» УТЗ (Уральский танковый завод), в рамках создания принципиально нового танка, начали проектировать средний танк «Объект 140». Работы возглавил Главный конструктор Морозов. В связи с разногласиями между дирекцией завода и инженерами ОКБ, в 1952 году некоторые конструкторы (в числе которых был и сам Морозов) перешли на Харьковский заводе №75. Работы над танком «Объект 140» продолжил Л.Н. Карцев. Некоторые наработки и решения по «Объекту 140» использовались при создании танка «Объект 430». Два опытных образца было изготовлено в 1957 году. Во время сравнительных испытаний танков «Объект 430» и «Объект 140» у последнего выявили некоторые дефекты. Вскоре по инициативе Карцева танк «Объект 140» сняли с конкурса, а работы по нему прекратили.

Опытный средний танк «Объект 140»


В мае 57-го года для проведения заводских испытаний собрали первый образец танка «Объект 140». С начала испытаний опытный образец прошел 86 километров, однако испытания пришлось прервать поскольку наблюдалось повышение температуры коробки передач и двигателя. Кроме того переключение с 3-й на 4-ю передачу также было неудовлетворительным. С машины сняли систему охлаждения, коробку передач и бортовые редукторы. Все агрегаты установили на стенд, чтобы снять тепловые характеристики, отработать синхронизаторы а также устранить другие недостатки. Для системы охлаждения изготовили новый эжектор. При заводских испытаниях новой ходовой части установленной на действующий макет (в ходовой части были применены катки из алюминиевых сплавов) также выявились недостатки – резиновые бандажи быстро разрушались. Всего построили два опытных образца «Объект 140». Во время сравнительных испытаний в Кубинке на полигоне НИИБТ с харьковским танком «Объект 430» выявили серьёзные недостатки в конструкции трансмиссии и двигателя «Объекта 140». Например, расположение двигателя поперек корпуса затрудняло в наклонном положении доступ к нему во время войскового ремонта и эксплуатации, а также требовало конструктивных доработок для монтажа.


06.06.1958 г. Постановлением СМ СССР № 609-294 работы по танку «Объект 140» были официально прекращены. В приложении к постановлению в качестве причины прекращения работ указывается: «В связи с тем, что новый средний танк разрабатываемый заводом №183 по своей конструкции менее совершенный, чем новый средний танк, разрабатываемый параллельно на заводе №75 Харьковского совнархоза». Единственный сохранившийся экземпляр опытного танка «Объект 140» находился в подмосковной Кубинке и был выставлен в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники. Летом 2006 года танк был передан нижнетагильскому музею ФГУП «ПО Уралвагонзавод».

Опытный средний танк «Объект 140»

Опытный средний танк «Объект 140»


В опытном танке «Объект 140» была реализована классическая схема общей компоновки с нестандартным расположением двигателя – в наклонном положении поперек корпуса. Отделение управления располагалось слева в носовой части корпуса. В нем находился механик-водитель. Над его рабочим местом в крыше корпуса находился люк, который закрывался броневой крышкой. Для наблюдения за полем боя во время движения с закрытым люком использовались два перископических смотровых прибора, установленных в шахтах около верхней кромки лобового верхнего листа. Для обеспечения широкого угла обзора перед танком приборы устанавливались под углом по отношению друг к другу, со смещением вправо. При вождении танка в темное время суток вместо левого призменного смотрового прибора устанавливали прибор ночного видения ТВН-2. К особенностям компоновки отделения управления можно отнести размещение слева по ходу движения щитка контрольно-измерительных приборов и установка перед сиденьем механика-водителя рычага переключения передач. Боевое отделение находилось в башне и средней части корпуса. Рабочее место наводчика находилось слева от пушки. За наводчиком находился командир танка. Рабочее место заряжающего – справа от пушки. Боевое отделение танка «Объект 140» по сравнению с танком Т-54 было увеличено за счет большего диаметра опоры башни, который составлял 2230 миллиметров (у танка Т-54 диаметр равен 1816 мм).

В качестве вооружения на танке «Объект 140» были установлены стабилизированная пушка и три пулемёта. Основным оружием была 100-миллиметровая нарезная пушка Д-54ТС имеющая щелевой дульный тормоз, эжекционное устройство продувки канала ствола и механизм выброса стреляных гильз. Бронебойный снаряд при выстреле имел начальную скорость 1015 м/с. С орудием был спарен 7,62-мм пулемет. Курсовой пулемёт жестко устанавливался справа от рабочего места механика-водителя в отделении управления. На первом образце опытного танка «Объект 140» во время стрельбы из орудия прямой наводкой, а также из спаренного пулемёта использовали перископический прицел Т2СА «Удар» изготовленный на Красногорском заводе №393, на втором – шарнирный телескопический прицел ТШ-2-32П. орудие и спаренный пулемёт имели двухплоскостной стабилизатор. На первом образце танка установили стабилизатор «Молния», на втором - «Вьюга». Данные стабилизаторы являются разработкой ЦНИИ-173. Для ведения огня по воздушным целям использовался пулемет КПВТ калибра 14,5 мм. Зенитная пулеметная установка имела ручное управление и размещалась на основании люка заряжающего. Боекомплект к пушке состоял из 50 унитарных выстрелов, к 7,62-миллиметровым пулеметам из 3 тыс. патронов, к крупнокалиберному пулемету из 500 патронов.

Опытный средний танк «Объект 140»


На танке «Объект 140» была установлена дифференцированная противоснарядная броневая защита. Бортовые листы корпуса (сваривался из отдельных бронелистов) – гнутые, с переменной толщиной (в нижней части 80 миллиметров, в верхней – 57 миллиметров). Носовая часть корпуса собиралась из двух 100-миллиметровых бронелистов. Бортовые и верхний лобовой листы кверху выступали таким образом, что образовывали защиту опоры башни. Кормовая часть корпуса представляла собой литую вставку, которая состояла из верхней и нижней бронедеталей, расположенных под углом. Крышу корпуса образовывали горизонтальный лист, передний и задний скуловые листы, располагавшиеся под большими углами. Для доступа к агрегатам и узлам трансмиссии и силовой установки крыша корпуса над моторно-трансмиссионным отделением открывалась на петлях назад. Специальный торсион облегчал поднятие крыши экипажем. Литая сферическая башня имела узкую амбразуру для пушки. Максимальная толщина лобовой брони башни – 240 миллиметров, бортовой – 220 миллиметров. Крыша башни в кормовой части имела люк, через который осуществлялся выброс стреляных гильз. Слева на крыше башни устанавливалась командирская башенка, имеющая ту же конструкцию, что и башенка на Т-54. Справа на крыше башни – основание люка заряжающего. Крышка люка заряжающего и турель зенитной пулеметной установки вращались на шариковой опоре.

Основу силовой установки составлял четырехтактный 12-цилиндровый дизель ТД-12 (8Д12У) жидкостного охлаждения конструкции завода №77. Чтобы уменьшить высоту корпуса танка, 580-сильный двигатель устанавливался под углом 53° с наклоном к носовой части танка. Внутренние топливные баки имели емкость 825 л, наружные - 275 л. Коробкой передач обеспечивались шесть передач переднего и одна передача заднего хода. Общий диапазон коробки передач равнялся 6,92. Механизмы поворота планетарные двухступенчатые с дисковыми тормозами поворота и блокировочными фрикционами. ПМП и коробка передач, имевшие плотную компоновку, конструктивно выполнялись в различных картерах, однако имели единые системы охлаждения и смазки. Такое тех. решение при наличии фрикционных элементов, которые работают в масле, стало причиной повышенной потере мощности двигателя в узлах трансмиссии, т.е. к низкому КПД трансмиссии, а, следовательно, к высокой теплоотдаче в масло. Водомасляный радиатор, примененный в системе охлаждения трансмиссии, оказался малоэффективным.

Опытный средний танк «Объект 140»
Опытный средний танк «Объект 140»


Ходовая часть состояла из системы подрессоривания и гусеничного движителя. Гусеничный движитель состоял из двух гусениц, 2 ведущих колес, 6 поддерживающих и 12 опорных катков, 2 направляющих колес, имеющих механизмы натяжения гусениц. Динамический ход опорных двухдисковых катков имеющих наружную амортизацию составлял от 203 до 242 миллиметров. Для изготовления дисков опорных катков использовался алюминиевый сплав, для их соединения использовалось 10 болтов. Гусеницы – мелкозвенчатые, цевочного зацепления траков. ОМШ и траки соединялись при помощи стальных пальцев. В системе подрессоривания применили индивидуальную торсионную подвеску с поршневыми гидравлическими амортизаторами (крайние узлы) и буферными подрессорниками (вторые и пятые узлы). Напряжение однопроводной бортовой сети равнялось 24-26 В. Для внешней связи использовалась ультракоротковолновая радиостанция Р-113, для внутренней – ТПУ Р-120.

Тактико-технические характеристики танка «Объект 140»:
Боевая масса – 36 т;
Экипаж – 4 человека;
Длина корпуса – 6315 мм;
Длина с пушкой вперёд – 9102 мм;
Ширина корпуса – 3300 мм;
Высота – 2400 мм;
База – 4137 мм;
Колея – 2700 мм;
Клиренс – 432-472 мм;
Двигатель – ТД-12, дизельный, максимальная мощность: 579 л.с. (426 кВт), при 2100 об/мин;
Скорость по шоссе – 55 км/ч;
Скорость по пересечённой местности – 30 км/ч;
Запас хода по шоссе – 450 км;
Удельная мощность – 16 л. с./т;
Тип подвески – торсионная;
Удельное давление на грунт – 0,75 кг/см;
Преодолеваемый подъём - 35 градусов;
Преодолеваемый брод – 1,4 м;
Основное вооружение нарезная 100-миллиметровая пушка Д-54ТС, боекомплект – 50 снарядов;
Пулемёты: один 14,5-миллиметровый КПВТ, два 7,62-миллиметровых СГМТ;
Прицелы ТПДС, «Угол», «Узор», «Луна II»

Опытный средний танк «Объект 140»

Опытный средний танк «Объект 140»

Опытный средний танк «Объект 140»

Опытный средний танк «Объект 140»


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Astrey 10 июля 2012 10:06
    Красивый дизайн. Дерзкий и элегантный. Даже как-то жаль, что до ума не доведён и не принят на вооружение. Было бы интересно узнать его боевую ценность.
  2. cth;fyn 10 июля 2012 10:14
    Ну не удалось решить проблемы, бывает. Все равно Армия получила Отличные машины, а на этой отработали другие схемы, так сказать полет конструкторской мысли.
  3. SimonBolivar 10 июля 2012 12:28
    Все равно, через несколько лет пришли уже ОБТ,они на порядок выше.
    SimonBolivar
  4. Андрей 10 июля 2012 14:46
    Интересно. А нельзя ли было установить эту пушку в т-54/55?, если уж в пакистанские 125мм впихнули(правда значительно позже). По-моему это значительно подняло их огневую мощь... и проводить перевооружение во время ремонта на заводах.
    1. Alex 10 июля 2012 17:26
      Цитата: Андрей
      А нельзя ли было установить эту пушку в т-54/55

      Я думаю из-за диаметра погона 1800 мм такую мощную пушку в Т-54 поставить было бы нереально. К тому же дульный тормоз создавал при выстреле возле танка огромное облако пыли летом и снежное облако зимой, что ослепляло экипаж. По воспоминаниям испытателей, при стрельбе зимой приборы наблюдения покрывались слоем льда.
  5. Alex 10 июля 2012 17:16
    В 1954 г. Карцев будучи в Москве в министерстве от своих однокашников узнал, что готовится задание на разработку НСТ (нового среднего танка) и делать его будет Морозов, другие КБ привлекать не будут. Карцев добился, что Тагилу тоже дали возможность создать свой танк. Как писал в своих воспоминаниях Карцев, никаких прорывных параметров требования к НСТ не содержали. При этом масса танка не должна была превысить таковую у Т-54. Поэтому-то некоторые решения создателей об.140 не пошли ему на пользу. Наклонное положение двигателя в статье упомянуто - цель снизить забронированный объем МТО. Крыша МТО из легкого сплава. Днище для обеспечения доступа к двигателю сплошь из люков. Борт усложненной формы с дифференцированием толщины по высоте. В общем танк не удался - технологическая сложность при отсутствии существенного прироста характеристик перед Т-54. Я считаю, что Карцев поступил честно признав неудачу и попросив прекратить работу на об.140, нажив при этом себе кучу неприятностей и недоброжелателей. Хотя конечно довести его до состояния, пригодного к серии, наверно было возможно.
    Тем временем в Харькове ещё несколько лет возились с об.430, но тоже без особых успехов. С началом работ над об.432 (будущий Т-64), тема была закрыта без излишнего шума.
  6. Прохор 10 июля 2012 23:02
    Красивая машина! Музейщикам не мешало-бы резиновые бандажи заменить, уж больно потрёпанные.
    Прохор

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня