Смерть на экваторе

136
В истории подводного флота Германии есть только один командир подводной лодки (U-852), попавший под трибунал за свои воинские преступления во время Второй мировой войны. Это капитан-лейтенант Хайнц-Вильгельм Экк.





К середине января 1943 г. англо-американская военно-морская блокада Германии шаг за шагом сокращала запасы тех стратегических материалов, которых у Германии уже не хватало (а именно резины, вольфрама, молибдена, меди, растительных веществ, хинина и некоторых видов масел) и которые были абсолютно необходимы для ведения войны. Все эти товары, производство которых было довольно сложным, в основном были доступны в азиатских регионах, завоеванных японцами во время войны. Индонезийский архипелаг, большая и богатая голландская колония, захваченная японцами весной 1942 года после быстрого воздушно-морского наступления, мог обеспечить Германию и страны Оси стратегическими материалами, которые им необходимы.

В феврале 1943 года главнокомандующий военно-морскими силами Германии, гросс-адмирал Дёниц предложил использовать подводные лодки для перевозки грузов.

U-852 вышла из Киля 18 января 1944 года, обошла Шотландию с севера, вышла в Северную Атлантику и, повернув на юг, взяла курс к берегам Западной Африки. Через 2 месяца, соблюдая радиомолчание и всплывая только ночью для заряжания аккумуляторных батарей, подлодка достигла экватора.


Подводная лодка U-852


Днем 13 марта 1944 года U-852 находилась на расстоянии около 300 миль к востоку от линии Фритаун-остров Вознесения. В 17:00 вечера наблюдатель заметил впереди с правого борта грузовое судно. Это оказался корабль "Peleus" ("Пелеус") в составе 35 членов экипажа, зарегистрированный в Греции, построенный William Gray & Company в 1928 году. По чартерному контракту с британским военным министерством транспорта "Peleus" покинул Фритаун пятью днями ранее, направившись в Южную Америку.

Смерть на экваторе


Экк принял решение догнать судно и атаковать. Погоня длилась два с половиной часа. В 1944 году Эк предпринял ночную надводную атаку, выпустив две торпеды из носовых торпедных аппаратов. Торпеды попали в "Peleus" всего в нескольких метрах друг от друга. Капитан-лейтенант Экк заметил с мостика U-852: «Взрыв был очень впечатляющим».

"Peleus" был обречен.

Невозможно узнать, сколько членов экипажа спаслось после затопления судна. Старпом Антониос Лиосис на время потерял сознание и сорвался с мостика в воду. Рокко Саид, кочегар, находился на палубе, когда взорвались торпеды. Саиду, который был в море с детства, «было ясно, что корабль потонет». Грузовое судно затонуло так быстро, что почти никто из оставшихся в живых не успел надеть спасательные жилеты. Те, кто прыгнул за борт, цеплялись за крышки люков, пиломатериалы и любые другие обломки. Спасательные плоты, которые находились на палубе, после затопления судна покачивались на воде, и некоторые из оставшихся в живых поплыли к ним. U-852 медленно двигалась среди обломков. После того как подводная лодка проплыла, Лиосис взобрался на плот.

На мостике U-852 в это время находились Экк, его первый офицер лейтенант Герхард Колдитц и два моряка. Когда подводная лодка медленно кружила среди обломков, Экк и члены его экипажа на мостике слышали крики тонувших. Они также видели огни на некоторых плотах. Примерно в это же время на мостик прибыл судовой врач Вальтер Вайспфенинг.

По возможности капитаны подводных лодок должны были задавать вопросы выжившим о корабле, его грузе и пункте назначения. Экк вызвал англоговорящего главного инженера Ханса Ленца на палубу. Он отправил инженера на нос, чтобы допросить выживших. К Ленцу присоединился второй офицер, Август Хоффман.

Хоффман сменился с вахты в 16:00 вечера, за час до того, как был замечен "Peleus". Хоффман также немного говорил по-английски, и ему было приказано сопровождать Ленца.

Когда два офицера достигли носа, Экк маневрировал U-852 рядом с одним из спасательных плотов. На плоту, который он выбрал, находились третий офицер "Peleus" Агис Кефалас, кочегар Ставрос Согиас, русский матрос по имени Пьер Нейман. Ленц и Хоффман допросили Кефаласа. Они узнали, что судно плыло из Фритауна и направлялась к Ривер Плейт. Третий офицер Кефалас также сказал им, что другой, более медленный корабль следовал за ними до того же пункта назначения. По окончании допроса офицер был возвращен на спасательный плот.

U-852 медленно двигалась, Экк слушал доклад Ленца.

В этот момент на мостике было пять офицеров: Экк, его первый офицер (Колдитц), второй офицер (Хоффман), главный инженер (Ленц) и доктор (Вайспфенинг). Доктор стоял в стороне от других и не участвовал в последовавшем разговоре. Хоффман также оставался достаточно далеко от группы, чтобы ясно понимать, что же обсуждали трое офицеров.

Разговор принял зловещий оборот. Экк сказал Колдитцу и Ленцу, что он обеспокоен количеством и размером обломков. Утренние воздушные патрули из Фритауна или острова Вознесения обнаружат обломки и это вызовет немедленный поиск подводной лодки.

Он мог покинуть этот район в надводном положении на максимальной скорости до рассвета, но к тому времени, когда взойдет солнце, U-852 все еще будет находиться на расстоянии менее 200 миль от места гибели "Peleus". Экк принял решение, что для защиты своей лодки и команды ему необходимо уничтожить все следы "Peleus".

Экк приказал поднять два пулемета на мостик. Пока оружие поднимали, Колдитц и Ленц протестовали против решения капитана. Экк выслушал обоих офицеров, но отклонил их возражения. По словам Экка, необходимо было уничтожить все следы.

Когда подводная лодка повернула обратно к плотам, Ленц спустился вниз, оставив четырех офицеров на мостике. Пулеметы были доставлены на палубу.

Что именно было сказано и произошло дальше, не совсем понятно. Следующие события не могли быть полностью объяснены на более позднем судебном процессе. По-видимому, Экк сообщил офицерам на мостике, что хочет потопить плоты. Прямого приказа стрелять по выжившим в воде или по выжившим на плотах не было дано. Однако было понятно, что выжившие потеряли бы надежду на спасение. Экк предположил, что плоты были полыми и, поврежденные пулеметным огнем, потонут.

Было около 20:00 часов вечера, ночь была очень темной и безлунной. Плоты на воде выглядели как темные фигуры, их огни были потушены экипажем "Peleus", когда подводная лодка приблизилась. Экк повернулся к Вайспфенингу, стоявшему возле правого пулемета, и приказал ему стрелять по обломкам. Доктор выполнил приказ, направив огонь на плот, который, по его оценкам, находился на расстоянии около 200 ярдов.


Кадр из фильма «U-571»


Пулемет Вайспфенинга заклинило после того, как он выпустил всего несколько очередей. Хоффман устранил неисправность и продолжил огонь по плоту. Доктор больше не принимал участия в попытке уничтожить плоты, хоть и остался на мостике. Несмотря на пулеметный огонь, плот отказался тонуть. Экк приказал включить прожектор, чтобы осмотреть плот и определить, почему он все еще на плаву. Осмотр, проведенный на значительном расстоянии и при плохом освещении, оказался безрезультативным. Подводная лодка продолжала медленно двигаться через обломки, периодически стреляя по плотам. Все обстрелы велись со стороны правого борта, и в этот момент стрелял только Хоффман.

Плоты не тонули, цель Экка по устранению обломков не была достигнута.

Хоффман предложил использовать 105-мм пушку (10,5cm SKC/32), но Экк отверг это предложения из-за опасения применения на таком близком расстоянии. Однако сказал Хоффману попробовать двойные 20-мм зенитные орудия.



Попытка потопить плоты с помощью 20-мм орудий также была неудачной, Экк приказал поднять ручные гранаты и маневрировать U-852 в тридцати ярдах от плота.

Гранаты также оказались бесполезными для затопления плотов. На протяжении всей ужасной операции Экк считал, что тот, кто был на плотах, прыгнет в воду, когда начнется стрельба. Его предположение было неверным.

Когда началась стрельба, офицер Антониос Лиосс бросился на пол плота и спрятал голову под скамейкой. Сзади он услышал, как Димитриос Костантинидис закричал от боли, когда в него попали пули. Моряк рухнул на пол плота мертвым. Позже, когда подводная лодка сделала еще один проход и бросила гранаты, Лиоссис был ранен осколками в спину и плечо.

На борту другого плота были третий офицер, Агис Кефалас, и два моряка. Оба последних были убиты, а Кефалас был тяжело ранен в руку. Неясно, были ли эти люди убиты осколками гранаты или из пулемета. Несмотря на свою рану, Кефалас спустился с плота и поплыл к лодке, занятой Лиоссом.

Моряк Рокко Саид нырнул с плота, когда началась стрельба, и находился в воде. Вокруг него тонули моряки, когда их обстреливали из пулеметов.

Главный инженер Ленц, который занимался перезарядкой передних торпедных аппаратов, услышал прерывистую стрельбу и взрывы ручных гранат. В то время он был единственным человеком под палубой, который наверняка знал, что означают эти звуки.

В полночь Колдитц сменил на вахте Хофманна. Вместе с ним на мостик поднялся Ленц и матрос Вольфганг Швендер, которому было приказано расстреливать плоты. После первой же очереди пулемёт заклинило, после чего Ленц, устранив неисправность, сам продолжил расстрел.

К 01:00 подводная лодка уже в течение 5 часов вела свой «нелёгкий и странный бой». Ни тараны, ни использование пулемётов, спаренных зенитных пулемётов и гранат, не имели ожидаемого результата. Плоты были изрешечены, но оставались на плаву. Не ликвидировав следов, Экк оставил район потопления судна и 4-х выживших и на максимальной скорости направился на юг, к западному берегу Африки.

После потопления греческого парохода и расстрела выживших на одном из плотов остались ранеными 4 человека. Они оставались на плоту целых 39 дней. 20 апреля 1944 года они были обнаружены португальским пароходом «Alexander Silva». Трое были ещё живыми (Антониос Лиосис, Димитриос Аргирос и Рокко Саид). Агис Кефалас умер через 25 дней после потопления судна.

Пока U-852 двигалась, новости о расстреле распространились по лодке и серьезно повлияли на моральный дух.

«У меня сложилось впечатление, что настроение на борту было довольно удручающим, — сказал позже Экк. — Я сам был в том же настроении». Ввиду угрюмого отношения экипажа он обратился к своим людям по акустической системе лодки, сказав им, что принял решение «с тяжелым сердцем» и сожалеет, что некоторые из оставшихся в живых, возможно, были убиты во время попытки потопить плоты. Он признал, что в любом случае без плотов выжившие наверняка погибнут. Он предупредил свою команду о «слишком сильном влиянии сочувствия», сославшись на то, что «мы также должны думать о наших женах и детях, которые дома умирают при воздушных нападениях».

Экк был вынужден сесть на мель на коралловом рифе 03.05.1944 г. в Арабском море, у восточного берега Сомали, после того, как лодка получила повреждения от атаки британских самолётов типа «Веллингтон».



Командира подводной лодки Хайнца Экка, судового врача Вальтера Вайспфенинга и старпома Августа Хоффмана приговорили к смертной казни и расстреляли 30 ноября 1945 года.



Судовой инженер Ганс Ленц дал признательные показания и написал прошение о помиловании, поэтому его приговорили к пожизненному заключению. Матроса Вольфганга Швендера приговорили к семилетнему тюремному заключению. Было доказано, что его принудили выполнять приказ о расстреле.

Ленца и Швендера через несколько лет освободили, одного в 1951, а другого в 1952 году.

* * *


Совершили военные преступления и другие подводники.

Командир американской подводной лодки коммандер Дадли Мортон после потопления двух транспортов, «Buyo Maru» и «Fukuei Maru», приказал расстрелять из пулемёта и малокалиберного орудия все спасательные шлюпки. Лодка была потоплена в проливе Лаперуза японскими силами противолодочной обороны 11.10.1943 г.

Командир подводной лодки U-247 обер-лейтенант Герхард Матшулат 5 июля 1943 года к западу от Шотландии потопил артиллерийским огнём рыболовный траулер «Noreen Mary», а затем приказал расстрелять из пулемёта рыбаков, спасавшихся на шлюпках. Подлодка потоплена 1.09.1944 г. глубинными бомбами канадских фрегатов «Saint John» и «Swansea» в западной части Английского канала.

По материалам proza.ru, uboat.net, wikipedia.org, legal-tools.org.
136 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +47
    16 сентября 2019 05:47
    Конечно за подобное надо командира отдавшего прямой приказ убивать гражданских отдавать под военный трибунал ...иначе военный человек мало чем будет отличаться от палача...это недопустимо.
    Добавлю подобных преступлений морские летчики Люфтваффе совершили немало когда топили наши суда и расстреливали выживших в воде на месте гибели судна...например при эвакуации Балтийского флота из Таллина в Ленинград ...на кораблях находилось более 28 000 военных и почти 13 000 гражданских.
    Погибло, по разным подсчётам, от 12 до 14 тысяч перевозимых военных и гражданских...наших советских граждан...тяжкие цифры.

    https://picturehistory.livejournal.com/3663607.html

    Поэтому я очень зол на таких как Коля из Уренгоя и ему подобных пытающих оправдать немецко-фашистких солдат и офицеров.
    1. +16
      16 сентября 2019 06:49
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Поэтому я очень зол на таких как Коля из Уренгоя и ему подобных пытающих оправдать немецко-фашистких солдат и офицеров.

      не надо злиться.просто приди в школу и в свободное время (с разрешения АДЕКВАТНОГО директора,в одной школе директор спросила,а сколько мы денег ей будем платить за "аренду" класса),занимайся с детьми...очень много открытий сделаешь,почитав учебники...(личный опыт)
    2. -10
      16 сентября 2019 07:14
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      зол на таких как Коля из Уренгоя и ему подобных

      вот про Колю вы тут абсолютно зря, а с первой частью вашего поста я абсолютно согласен
    3. +5
      16 сентября 2019 07:44
      А сколько народа погибло на оккупированных территориях вас не интересует, заботят только моряки?
    4. -6
      16 сентября 2019 10:26
      Добавлю и транспорт "Струма" с 769 беженцами. Один выживший. Правда потопила его не немецкая ПЛ.
      1. +5
        16 сентября 2019 14:04
        Значит виновен экипаж лодки Щ-213? И только он?
        1. -3
          16 сентября 2019 14:38
          Цитата: hohol95
          Значит виновен экипаж лодки Щ-213? И только он?

          Не только он.
          1. +5
            16 сентября 2019 14:45
            Кем доказана вина экипажа Щ-213?
            Все утверждения и обвинения имеют много нестыковок.
            1. -4
              16 сентября 2019 15:02
              Цитата: hohol95
              Кем доказана вина экипажа Щ-213?
              Все утверждения и обвинения имеют много нестыковок.

              Ну да. Суда не было. Значит она сама утонула и Воденеев врет.
              1. +5
                16 сентября 2019 15:09
                Между прочим экипаж Щ-213 докладывал о встреченных им 2-х плавающих минах!
                Могла быть и мина.
                При атаке судна указывалось, что оно двигалось. "Струма" же не могла двигаться из-за очередной поломки двигателей.
                Так-что история очень туманная. Свидетелей нет. Первым погиб командир лодки, затем сама лодка с экипажем!
                1. -2
                  16 сентября 2019 17:36
                  Цитата: hohol95
                  Между прочим экипаж Щ-213 докладывал о встреченных им 2-х плавающих минах!
                  Могла быть и мина.
                  При атаке судна указывалось, что оно двигалось. "Струма" же не могла двигаться из-за очередной поломки двигателей.
                  Так-что история очень туманная. Свидетелей нет. Первым погиб командир лодки, затем сама лодка с экипажем!

                  А давайте посмотрим об этом в архивах МО. До сих пор засекречены?
                  1. +1
                    16 сентября 2019 20:42
                    Кстати с плавучей миной встречалась и "Струма"!
                    А давайте посмотрим в архивах Турции и Британии!
                    При этом турками было арестовано около 20 молодцов из молодёжной боевой организации "Бетара" и на судне в момент гибели их не было!
                    "СТРУМА". ХРОНИКИ ТРАГЕДИИ
                    liveinternet.ru
                    В конечном итоге судно продолжило путь и после утомительного, но прошедшего относительно благополучно плавания по Черному морю у вечеру 14 декабря вошло в турецкие территориальные воды и достигло устья Босфора.
                    Здесь произошла встреча с плавающей миной – одной из множества сорванных осеннее-зимними штормами с минрепов и носившихся по черноморским просторам в эти дни. Сигнальщик «Струмы» вовремя заметил опасность, и судно, дав «полный назад», сумело избежать рокового столкновения. Однако после этого дизель снова заглох и, вопреки отчаянным усилиям экипажа, окончательно отказывался оживать. Чтобы не создавать опасной ситуации, дрейфуя без хода на оживленной морской трассе, капитан «Струмы» приказал отдать якорь и поднять сигнал об аварийной ситуации на борту.
                    ...Лишенная хода «Струма» до утра 24 февраля беспомощно дрейфовала вдоль побережья европейской части Турции.
                    1. -3
                      17 сентября 2019 09:36
                      Цитата: hohol95
                      Кстати с плавучей миной встречалась и "Струма"!
                      А давайте посмотрим в архивах Турции и Британии!
                      При этом турками было арестовано около 20 молодцов из молодёжной боевой организации "Бетара" и на судне в момент гибели их не было!
                      "СТРУМА". ХРОНИКИ ТРАГЕДИИ
                      liveinternet.ru
                      В конечном итоге судно продолжило путь и после утомительного, но прошедшего относительно благополучно плавания по Черному морю у вечеру 14 декабря вошло в турецкие территориальные воды и достигло устья Босфора.
                      Здесь произошла встреча с плавающей миной – одной из множества сорванных осеннее-зимними штормами с минрепов и носившихся по черноморским просторам в эти дни. Сигнальщик «Струмы» вовремя заметил опасность, и судно, дав «полный назад», сумело избежать рокового столкновения. Однако после этого дизель снова заглох и, вопреки отчаянным усилиям экипажа, окончательно отказывался оживать. Чтобы не создавать опасной ситуации, дрейфуя без хода на оживленной морской трассе, капитан «Струмы» приказал отдать якорь и поднять сигнал об аварийной ситуации на борту.
                      ...Лишенная хода «Струма» до утра 24 февраля беспомощно дрейфовала вдоль побережья европейской части Турции.

                      Воденеев врет?
                      1. +2
                        17 сентября 2019 09:41
                        Ванеев Геннадий Иванович мог и ошибаться!
                        А вот ответили ли за свои поступки должностные лица Британии или Турции?
                      2. -1
                        18 сентября 2019 08:35
                        Цитата: hohol95
                        Ванеев Геннадий Иванович мог и ошибаться!
                        А вот ответили ли за свои поступки должностные лица Британии или Турции?

                        За это военное преступление должны все ответить.
                      3. +2
                        18 сентября 2019 09:40
                        И те, кто установил минное поле с которого штормами срывало мины? Если на этих плавающих минах подрывались корабли.
                        Кого у Вас наказали за атаку на "Либерти"?
                      4. -1
                        18 сентября 2019 11:44
                        Цитата: hohol95
                        И те, кто установил минное поле с которого штормами срывало мины? Если на этих плавающих минах подрывались корабли.

                        1. Пароход с беженцами потопила торпеда, а не мина.
                        2. Виновные в военном преступлении должны за это ответить.
                      5. +1
                        18 сентября 2019 11:48
                        У вас есть доказательства того что это была торпеда?
                        У вас есть доказательства, что советские моряки намеренно преувеличили тоннаж судна до 7000 тн?
                        У вас есть доказательства, что советские моряки ЗНАЛИ о беженцах на борту судна и намеренно его утопили?
                        Так за американский "Либерти" с кого "голову сняли"?
                      6. -3
                        18 сентября 2019 11:53
                        Цитата: hohol95
                        У вас есть доказательства того что это была торпеда?
                        У вас есть доказательства, что советские моряки намеренно преувеличили тоннаж судна до 7000 тн?
                        У вас есть доказательства, что советские моряки ЗНАЛИ о беженцах на борту судна и намеренно его утопили?
                        Так за американский "Либерти" с кого "голову сняли"?

                        Я подожду пока МО РФ рассекретит архивы. Удивительно почему через 70 лет они до сих пор секретные?

                        А пока с меня хватит признания Воденеева.
                      7. +3
                        18 сентября 2019 11:59
                        Это не есть ФАКТ....
                        Подождём рассекречивания документов МО Израиля по авиаудару по американскому судну "Либерти"...
                        И прекратим толочь воду в ступе.
                      8. -4
                        18 сентября 2019 12:53
                        Цитата: hohol95
                        Это не есть ФАКТ....
                        Подождём рассекречивания документов МО Израиля по авиаудару по американскому судну "Либерти"...
                        И прекратим толочь воду в ступе.

                        Израильский удар по военному кораблю к данной истории отношения не имеет. Не надо тролить.

                        Факт, что судно с беженцами было потоплено советской ПЛ. Есть признания. Подождем рассекречивания архивов не существующей страны.
                      9. 0
                        18 сентября 2019 13:35
                        hohol95 (Алексей) Сегодня, 12:59
                        профессор (Соколов Олег) Сегодня, 13:53
                        ,,,странно что,ст.лейтенант Д. Денежко не был награжден, в отличие от того же политрука Алексея Родимцева награжденного орденом КЗ (в том числе и за 4 поход лодки)
                      10. -1
                        18 сентября 2019 15:30
                        Цитата: bubalik
                        hohol95 (Алексей) Сегодня, 12:59
                        профессор (Соколов Олег) Сегодня, 13:53
                        ,,,странно что,ст.лейтенант Д. Денежко не был награжден, в отличие от того же политрука Алексея Родимцева награжденного орденом КЗ (в том числе и за 4 поход лодки)

                        За что награждать? За потопление безоружного транспорта с беженцами? Маринеску наградили за «Вильгельм Густлофф» лишь в 1990-м году.
                      11. -1
                        18 сентября 2019 15:53
                        Профессор профессионально лжет - Педовикия прямо пишет о флаге Панамы, поднятом над судном "Струма", а капитан 2 ранга в отставке П.С.Воденеев в своем очерке "У Босфора", опубликованном в 1978 году в сборнике "Витязи морских глубин" (издательство "Таврия"), описал потопление судна под флагом Болгарии - союзницы Третьего рейха во ВМВ.
                      12. 0
                        19 сентября 2019 08:20
                        А на судне было написано, кто на нем? Впрочем, мы не нападали и потери вражеских гражданских нас не интересуют. Пусть спасибо скажут, что Германия и прочие Венгрии до сих пор существуют.
                      13. 0
                        19 сентября 2019 08:23
                        Цитата: EvilLion
                        А на судне было написано, кто на нем? Впрочем, мы не нападали и потери вражеских гражданских нас не интересуют. Пусть спасибо скажут, что Германия и прочие Венгрии до сих пор существуют.

                        1. Безоружный пассажирский транспорт не является легитимной целью.
                        2. Массовое убийство беженцев является военным преступлением не имеющим срока давности.
                      14. +2
                        19 сентября 2019 08:26
                        Легитимной целью не является только госпитальное судно, несущее соответствующее обозначение, всё остальное подлежит уничтожению. Разбираться пассажирский это пароход, или на нем полк пехоты везут, а в трюмах тонны боекомплекта никто не обязан.

                        И не жителям Израиля, который мочит, кого хочет, по всему миру и плевал на все законы и правила, нас учить.
                      15. -1
                        19 сентября 2019 09:23
                        Цитата: EvilLion
                        Легитимной целью не является только госпитальное судно, несущее соответствующее обозначение, всё остальное подлежит уничтожению.

                        Все ясно. Героя капитану убившему около 800 беженцев.

                        Цитата: EvilLion
                        Разбираться пассажирский это пароход, или на нем полк пехоты везут, а в трюмах тонны боекомплекта никто не обязан.

                        Это Вы в трибунале будете рассказывать.

                        Цитата: EvilLion
                        И не жителям Израиля, который мочит, кого хочет, по всему миру и плевал на все законы и правила, нас учить.

                        Мимо. Мы транспорты с беженцами не расстреливаем. даже транспорт с террористами отбывающимими в Тунис не расстреляли так как на нем были и беженцы.
                      16. 0
                        19 сентября 2019 11:15
                        Вы еще скажите, что Маринеско преступник, он, конечно, пьяница и дебошир, но "Вильгельм Густлофф" утопил вполне законно.
                      17. 0
                        19 сентября 2019 11:44
                        Цитата: EvilLion
                        Вы еще скажите, что Маринеско преступник, он, конечно, пьяница и дебошир, но "Вильгельм Густлофф" утопил вполне законно.

                        1. Единого мнения о законности до сих пор нет. Именно по этому СССР не спешил праздновать потопление.
                        2. Является ли это преступлением? См. пп. номер 1.
              2. +2
                16 сентября 2019 15:16
                История с потоплением судна "Струма"
                pogo-on-air.livejournal.com
      2. +2
        16 сентября 2019 14:12
        Цитата: профессор
        Правда потопила его не немецкая ПЛ.

        правда, что окончательно неизвестно кто его потопил
    5. +8
      16 сентября 2019 11:22
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Поэтому я очень зол на таких как Коля из Уренгоя и ему подобных пытающих оправдать немецко-фашистких солдат и офицеров.

      А я до сих пор зол на гитлеровцев и их прихвостней, а также на тех кто их защищает.
    6. +3
      17 сентября 2019 14:26
      КОЛЯ ИЗ УРЕНГОЯ это уже стало именем нарицательным ,как Митрофанушка из комедии Недоросль. Помните,"которая дверь?"а позднее Обломов. У меня вопрос к Коле нет,а к его родителям есть: вы кого воспитали?
      Ведь, всё закладывается в семье, а потом уже подключается школа.
    7. +2
      18 сентября 2019 04:31
      ну они же (по версии коляна) были холосые... Правда наши деды были с этим почему-то не согласны и отметелили их у самого Рейхстага. Вишь какие дедушки у нас были "злые" (по версии коляна)? Ваапще коляна бы в то время, в Беларусь бы отправить. Да жаль машину времени ещё не рассекретили.
      Как язык, у коляна, не отсох? 27000000! Я когда печатаю такую цифру мне уже страшно.
  2. +17
    16 сентября 2019 06:28
    Пытаюсь представить ужас тех людей,на плотах...И не могу..По поводу "Коли из Уренгоя"..Это просто недоумок,в которого вложили подобное взрослые...Вот на них я тоже крайне зол.
    1. +2
      16 сентября 2019 08:37
      Категорически несогласен! Та группа школьников цвет нации, лучшие из лучших! Сомневаюсь что в Германию послали НЕДОУМКОВ!
      1. -5
        16 сентября 2019 08:47
        Цитата: monah
        Сомневаюсь что в Германию послали НЕДОУМКОВ!

        вы правы, недоумок тот, кто вырвав из контекста урезанного перед выступлением доклада школьника предложение, пустил его на просторы интернета, и понеслось. Хотя уж давно всё разъяснили в т.ч. и депутаты Думы, вплоть до некоторых руководителей фракций. Но людям лишь бы плюсики получить и рейтинги повысить, вот и оттоптались по бедному Коле кому не лень.
      2. +4
        16 сентября 2019 09:10
        Не считаю Колю недоумком: почитайте учебники по которым учат НАШИХ с вами детей, внуков, это первое.
        А второе, откуда в своё время взялись гайдары и чубайсы? - через обучение в современной школе - готовят новых, на голову нам, недоумкам …
        Поэтому то, что сегодня происходит в школе - завтра будет в нашей жизни. Изменения - которых мы не видим, бегая на работу, чтобы прокормиться самим, НАМ некогда вдумываться, заниматься уроками с нашими детьми. Все просто.
        1. +4
          16 сентября 2019 17:42
          Вот почему то ни у кого из моих четырёх сыновей не возникает вопросов кто и как сражался во Второй Мировой.. Время находили, что бы заниматься с детьми. И не надо огрехи воспитания оправдывать "некогда-надо семью кормить".
        2. +1
          17 сентября 2019 14:41
          Дедок, а Вы как раз " зрите в корень": откуда взялся Егор Тимурович, а Борис Николаевич? А Попрошайка и Ко, ведь, они воспитывались в советской системы и вместе с другими говорили:" К борьбе за дело Ленина будь готов. Всегда готов!" Или они еще тогда " носили камень за пазухой"?
          По-моему прав поэт:" и спросил кроха-сын:что такое хорошо и что такое плохо*? Родители не объяснили
      3. +6
        16 сентября 2019 12:39
        Цвет нации-это ребята из простых семей, например обучающиеся например в Ульяновской сельскохозяйственной академии. На практике тут на тракторах работали. А это сынки богатеньких родителей, и "этот цвет" вскоре будет забугром..
  3. +10
    16 сентября 2019 07:07
    Он мог покинуть этот район в надводном положении на максимальной скорости до рассвета, но к тому времени, когда взойдет солнце, U-852 все еще будет находиться на расстоянии менее 200 миль от места гибели "Peleus". Экк принял решение, что для защиты своей лодки и команды ему необходимо уничтожить все следы "Peleus".

    Тупость несусветная: как можно утопить те же пиломатериалы транспорта, упоминаемые в статье?
    И как моряк мог не знать, что потопить плоты практически невозможно (такова их конструкция)?

    Даже мертвые моряки-тоже свидетели.

    Просто садизм. За что и получили....
    1. +5
      16 сентября 2019 09:03
      И как моряк мог не знать, что потопить плоты практически невозможно (такова их конструкция)?

      Наверное знал. Поэтому цель была не потопить плоты, а убить выживших. Просто на суде сделали акцент на утопление плотов для смягчения приговора.
      1. +5
        16 сентября 2019 09:40
        Цитата: слава1974
        Наверное знал. Поэтому цель была не потопить плоты, а убить выживших.

        так а цель какова?
        Обломки не скроешь, расстрелянные трупы на плотах -тоже свидетели....
        Да и живые-что бы они сказали? Что в кромешной темноте их кто-то потопил?
      2. +5
        16 сентября 2019 18:51
        Просто на суде
        ,,,после суда,в течение месяца погибли два юриста которые осуществляли защиту Экка. Один "повесился", второй погиб в автомобильной аварии с американским военным джипом. Расследования по этим делам и в наши дни ещё засекречены yes
    2. +9
      16 сентября 2019 09:06
      как можно утопить те же пиломатериалы транспорта, упоминаемые в статье?
      И как моряк мог не знать, что потопить плоты практически невозможно (такова их конструкция)?

      ,,,непонятно request ,тупостью не объяснить.Экк на флоте с 1937г.,пять лет на тральщиках. В 1942г. перевелся в Кригсмарине. Время потерял,моральный дух экипажа подавлен,мало того что лодку на кораллах не взорвал, так и судовой журнал не уничтожил.
      1. +7
        16 сентября 2019 09:44
        Цитата: bubalik
        ,,,непонятно ,тупостью не объяснить.. Время потерял,моральный дух экипажа подавлен,мало того что лодку на кораллах не взорвал, так и судовой журнал не уничтожил.

        Так и я об этом: тупость действий нетупого капитана -необъяснима. recourse

        Может, что-то с психикой случилось ... Это , думаю, одно из вероятных объяснений.
      2. +7
        16 сентября 2019 16:17
        Добрый день, Сергей! hi

        Хорошая статья, я подробностей этой истории не знал, читал, что Экка шлёпнули по делу и всё.
        Все его поступки в этом походе просто бред шизофреника. Имея конкретное и ответственное задание, зачем-то решил потопить старое корыто. Потом, вместо того, чтобы полным ходом уходить с места атаки, принялся расстреливать плоты, он что, не знал, "профессиональный моряк", что это пустое занятие? Ведь уже после первых очередей было понятно, что это пустой номер, так нет, с упорством маньяка продолжал долбить ещё и из спаренных автоматов! Когда до него, наконец, дошло, что дело безнадёжное, всё же ушел, но время было упущено.

        Далее, проворонив атаку "Веллингтона" и посадив лодку на мель не только не уничтожил её подрывом, но умудрился ещё и "подарить" противнику секретные документы.

        Итог : Задание не выполнил, лодку угробил, снабдил противника секретными документами. А главное, замарал руки по локти в крови убийством безоружных и беззащитных людей. Ему, Экку с его "доктором", самое достойное место -- служба в каком-нибудь "лагере смерти", а не на мостике боевого корабля.

        Ну, как его после всего этого назвать? Много есть слов, очень нехороших и любое ему подойдёт. Каждый может выбрать по вкусу.

        Глупец, садист и растяпа -- самое интеллигентное, что приходит мне в голову.
        1. +4
          16 сентября 2019 17:06
          Хорошая статья
          ,,,корявинький копипаст не может быть хорошей статьей wassat но за доброе слово, спасибо yes Вы заметили,Константин,что Экк сам не стрелял?
          1. +7
            16 сентября 2019 17:14
            Ничего корявого не заметил, а вообще имел в виду саму тему, мало кто её затрагивает, вот Вы продолжите дальше, буду ждать.

            Вы заметили,Константин,что Экк сам не стрелял?


            Заметил. Скорее всего он просто не умеет. И с пулемётом обращаться тоже. По моему он вообще ничего не умеет и в командиры лодки попал исключительно из-за "текучести кадров".

            Да, а Вы обратили внимание в каком состоянии у него оружие? Пулемётики-то постоянно клинит. Это надо до такого состояния довести любой MG, чтобы он, бедолага, стал "заикаться на каждом шагу". laughing
            1. +2
              18 сентября 2019 05:41
              Цитата: Морской Кот
              Это надо до такого состояния довести любой MG, чтобы он, бедолага, стал "заикаться на каждом шагу". laughing

              МГ был вообще-то достаточно чувствителен к загрязнению. Таки не наша штамповка. Какой командир- такая и лодка...
              1. +4
                18 сентября 2019 14:15
                MG-34-42 довольно надёжные машинки, особенно 42-ой, недаром после войны его копировали все кому не лень.
                МГ был вообще-то достаточно чувствителен к загрязнению

                Юрий, какое Вы себе можете представить "загрязнение" в замкнутом пространстве находящейся в походе субмарины ? Я не могу никакого. request
                1. +2
                  20 сентября 2019 02:34
                  Я могу.... это когда оружие не чистить от слова ВААПЩЕ. laughing Я же написал: какой командир- такая и лодка. Кстати, в статье не указаны пулемёты- МГ-34 или 42. 42 понадёжней канешна, но если роликовое запирание затвора, то приходит на ум пойманный клин при загрязнении роликов.
                  1. +1
                    20 сентября 2019 08:35
                    besik (юрий) Сегодня, 03:34
                    Морской Кот (Константин)
                    ,,вопрос конечно интересный what
                    Из формуляра лодки тип VIIC

                    (я в технич особенностях не очень crying и если Юрий и Константин меня дополнять,было бы прекрасно fellow )
                    в арсенале находилось: один легкий пулемет MG 34,еще два пулемета(модель не указана,я думаю что то же MG 34),три винтовки Маузер,три штыка, сигнальные пистолеты.
                    В течение войны и в зависимости от класса лодки, поставленных перед ней задач вооружение было разным.

                    U-601.

                    (Маузер и MP-40?)

                    Также попадалась такая инфа. что, MG-34 были заменены на MG-81 или MG-81Z или на MG-15s. hi
                    1. +2
                      20 сентября 2019 14:18
                      Серёж hi , вот за формуляр но-настоящему большое спасибо, никогда раньше не попадался.По поводу раздела С) пункт 2, думаю, что это просто опечатка, по логике и смыслу там должно быть вместо пулемётов напечатано пистолеты-пулемёты. И вообще этот формуляр составлен на английском языке, а на английском пистолет-пулемёт звучит как "submachine gan" в отличии от немецкого "machine pistole", так что при переводе вполне могла возникнуть путаница. И наверняка там были два "добрых старых" МР-38/40, как и у одного из этих "бравых" охотничков на палубе лодки.
                      1. +1
                        20 сентября 2019 14:23
                        Морской Кот (Константин) Сегодня, 15:18
                        С) пункт 2, думаю, что это просто опечатка, по логике и смыслу там должно быть вместо пулемётов напечатано пистолеты-пулемёты.
                        Константин hi так и есть наверное yes ,,,а я думаю what fool марка пулемета одна есть, а в пункте 2 -нет request . good
                      2. +2
                        20 сентября 2019 14:38
                        Вот меня тоже удивляет, что нет марки оружия и, кстати, только сейчас обратил внимание на пункт 3, там вообще написано Mauzer PISTOLS (!) cal. 7,65 см. Это что за такой пистолет Маузера, да ещё с этим калибром? Про сантиметры опечатка, конечно, но остальное полная ахинея. Что-то уж слишком "намудрили" авторы с этим формуляром. request
                    2. +1
                      20 сентября 2019 14:27
                      Также попадалась такая инфа. что, MG-34 были заменены на MG-81 или MG-81Z или на MG-15s. hi


                      По поводу снабжения лодок этими авиационными пулемётами не слышал ничего, но, в принципе, к концу войны, вещь вполне себе возможная из-за дефицита для армии стандартного пехотного оружия; вот на подлодки и спихивали то, что для армии "не очень". Снабжение по "остаточному принципу". smile
                      1. +1
                        20 сентября 2019 15:04
                        ,,,а вот с Sturmgewehr, только точно неизвестно это охрана базы или член экипажа.
                      2. +1
                        20 сентября 2019 15:21
                        Судя по робе в которую он одет, это член экипажа и скорее всего вахтенный у трапа, потому как в каске, а немцы устав соблюдали.

                        Да, вот вспомнил. Сергей, Вы не читали книгу некоего Буша "Такой была подводная война" ? Автор сам машинный унтер-офицер и ходил на лодке одного из самых известных германских ассов. Читал в юности, забывать кое-что начал, вот и фамилию командира не помню. Так вот, командир лодки Буша дружил с Прином и Буш был в курсе многих событий того времени, в частности он подробно описал рейд Прина в Скапа-Флоу. Книга небольшого формата, но очень интересная, по крайней мере мне так запомнилось. Вроде бы её наш Воениздат выпустил.
                  2. +1
                    20 сентября 2019 13:51
                    Я могу.... это когда оружие не чистить от слова ВААПЩЕ.


                    Юрий, Ваше предположение верно в двух случаях: 1). Если пулемёт "за ненадобностью" ВААЩЕ не снимали с заводской консервации, тогда да, в нём могли завестись даже мухи. 2). Если сняли с консервации и "забыли" смазать маслом, тогда тоже да, от постоянной сырости в отсеках мог заржаветь, что оже не способствует бесперебойному бою.
                    Но в любом случае постулат "каков поп, таков и приход" остаётся верным. Просто я нормальный человек и культура обращения с оружием мне привита с детства, поэтому мне трудно представить такое отношение к стволу, который может спасти твою жизнь. hi
                2. +1
                  20 сентября 2019 09:40
                  Морской Кот (Константин) 18 сентября 2019

                  ,,вопрос конечно интересный
      3. +3
        16 сентября 2019 19:10
        Серёжей огромное спасибо за Ваш очерк!
        С уважением, Владислав!
        1. +3
          16 сентября 2019 19:13
          Коте пане Коханка (Владислав) Сегодня, 20:10
          hi ,,,всё для наших уважаемых читателей и посетителей fellow Спасибо yes
          1. 0
            18 сентября 2019 05:42
            Интересная статья- автору уважуха.
    3. +2
      16 сентября 2019 11:33
      Цитата: Ольгович
      Тупость несусветная: как можно утопить те же пиломатериалы транспорта, упоминаемые в статье?

      Да всё он Экк понимал. А эти слова отговорка для суда ( может не расстреляют). Он просто не задумываясь выполнил приказ, и расстрелял всех свидетелей, но не рассчитал. Итог известен но большинству таких сошло с рук..
      1. +1
        16 сентября 2019 14:46
        Даже если принял решение расстрелять людей, то все равно сделал это по-идиотски. Он же людей допрашивал, а потом отпустил. И только после этого зачем-то начал расстрел.
    4. +1
      17 сентября 2019 14:42
      К сожалению лишь трое, а таких было много
  4. +6
    16 сентября 2019 07:11
    Там море хоть теплое и шансы выжить больше...а вот в северных морях.....и как то не слышал,что выживших капитанов немецких субмарин судили за потопления госпитальных судов...траулеров рыболовных в наших северных морях.....
    1. +3
      16 сентября 2019 07:16
      Цитата: Андрей ВОВ
      и как то не слышал,что выживших капитанов немецких субмарин судили за потопления госпитальных судов...траулеров рыболовных в наших северных морях.....

      так их почти всех перетопили союзники, до окончания войны они не дожили.
      1. +1
        16 сентября 2019 08:42
        И то так, наверное !
      2. +5
        16 сентября 2019 11:36
        Цитата: Педродепакес
        так их почти всех перетопили союзники, до окончания войны они не дожили.

        Дожили, и не один. Некоторых я встречал в Испании на Канарах ещё в 60е годы.
        1. +3
          16 сентября 2019 18:21
          Но не все же они патологические убийцы вроде того же Экка. Леман-Вилленброк прошел всю войну от первого до последнего года и никто ему ничего не смог предъявить, да и предъявлять было нечего. Кречмер три года (или четыре) провёл в британском плену, а те его судить и не думали. После войны стал первым командующим Бундесмарине. (А уж за убийство своих, что англичане, что американцы мстили по-настоящему). Хотя он, как и Вилленброк в первой десятке по результативности. Многое,если не всё, зависит от личных качеств конкретного человека.
          1. +4
            17 сентября 2019 09:34
            Про Эйхмана, который стал практически символом массовых убийств фашистами евреев, можно встретить мнение, что он не то что патологическим убийцей не был, но даже антисемитом, или если и был, то умеренным.
            относился к этому так- да, это грязное и неприятное дело, убийства, но кто-то же должен эту грязную работу выполнять.
            И это, по моему, самое пугающее.
            Все таки маньяков убийц не так много, а вот то что обычный человек, каких миллионы, способен на массовые убийства , это и пугает больше всего
            1. +2
              17 сентября 2019 13:51
              "Бухгалтер смерти", как его кое-где называли. Он ведь прекрасно осознавал, что он делает, иначе бы в конце войны с места бы не сдвинулся и вздёрнули бы его пораньше всех прочих.

              А "обычный человек, каких миллионы" вполне способен на массовые убийства находясь в стаде таких же "обычных" людей как и он сам. Тем более если ему отдают подобный приказ и отвечает за всё его командир, или начальник. Толпа самый страшный и хищный зверь на свете. Но чисто в индивидуальном порядке всё зависит от наклонностей самого человека.
              Ведь тот же доктор на лодке мог послать Экка с его приказами, но вместо этого взялся за пулемёт.
              1. +3
                17 сентября 2019 14:13
                от же доктор
                ,,, и подумать кто ...доктор! Ему оружие вообще в руки не брать.
                1. +2
                  17 сентября 2019 14:28
                  Привет, Сергей!
                  Ну при наличии присутствия доктора Менгеле и компании стоит ли удивляться тому, что доктор с подводной лодки просто решил пострелять. Ну так и союзный трибунал по достоинству оценил его умение пользоваться пулемётом. Только таких "врачей" не расстреливать, а вешать надо. Чтобы "... и будете висеть пока не наступит смерть." (С).
                  1. +3
                    17 сентября 2019 14:59
                    Вопрос был ли он квалифицированным доктором. Сначала обязанности доктора совмещали,,, радисты!
                    По мере развития войны многие подводные лодки, в частности более крупные направляющиеся в Южную Атлантику и за ее пределы,опасность болезней из-за жары, длительные переходы или особо опасная задача, заслуживают специального врача.
                    Во время такой службы доктор официально считался нестроевым-от него не требовалось нести вахту или выполнять какие-либо задачи, связанные с оружием! ,,,скучно стало request
    2. +8
      16 сентября 2019 08:29
      А вы много знаете случаев незаконного потопления госпитальных судов?
      То что судно перевозит гражданских и раненых, как Густлов, или на нем красные кресты, не делает его госпитальным судном в понятиях Гаагской конвенции, должен быть выполнен целый ряд условий- идти отдельно от конвоев, не иметь вооружения на борту, оказывать помощь всем сторонам и тд.
      А что касается траулеров- это война. Грязное делоsad
      Просто про чужих рассказывают, про своих нет.....
      Лунин принял решение всплыть и дать бой в надводном положении[5]. Лодка всплыла вблизи целой флотилии норвежских рыболовных мотоботов, занятых промыслом (данный район, называемый Свенсгрунн, богат рыбой) и, как оказалось впоследствии, невооруженных. Норвежские рыбаки, подняв флаг, обозначили свою национальную принадлежность, что, тем не менее, не заставило Лунина отказаться от атаки[8]. Первым было атаковано судно «Хавегга» с экипажем из 7 человек; в результате обстрела огнём артиллерии и стрелкового оружия были убиты трое и ранено ещё трое норвежских рыбаков, а судно было серьёзно повреждено. Далее был атакован мотобот «Барен», пытавшийся покинуть район боя; К-21 ограничилась очередью из пулемёта и сигналом, который норвежские рыбаки проинтерпретировали как запрет на отход к берегу. Следующей целью К-21 стал мотобот «Эйстейн», атакованный с расстояния 100 метров (рыбаки посчитали, что лодка подошла, чтобы попросить свежей рыбы). Мотобот был сильно повреждён артиллерийским огнём с близкой дистанции, пять рыбаков погибли, один был ранен. Ещё с одного мотобота, «Скрейн», был снят и переведён на подлодку экипаж в составе 7 человек. Последним был атакован мотобот «Фрейя», который в результате полученных повреждений затонул (погиб один и был ранен ещё один человек)[8]. При атаке мотоботов, помимо артиллерии, применялось также стрелковое оружие (ручной пулемёт ДП, винтовки, пистолет-пулемёт ППШ, револьвер Наган)[9], причём Лунин лично стрелял по рыбакам из ручного оружия[10]. Во время стрельбы волной был смыт за борт лодки краснофлотец А. Лабутин, подносивший снаряды к орудию. Командир лодки не принял всех необходимых мер для его спасения, посчитав утонувшим. Лабутина подобрал мотобот «Барен» и доставил в норвежский посёлок, где он был передан немецким оккупационным властям и помещён ими в концлагерь. В 1944 году ему удалось бежать, пробраться в Швецию и оттуда — в СССР[8]. Норвежские рыбаки были доставлены в Мурманск; после войны четверо из них вернулись в Норвегию, трое погибли в советских лагерях. Действия Лунина против мотоботов не были одобрены командованием[5], но никакого наказания он не понёс. По итогам боя Лунин заявил о потоплении четырёх мотоботов, по норвежским данным, был потоплен один мотобот и три серьёзно повреждены[11].
      1. +2
        16 сентября 2019 08:35
        Пожалуйста ссылочку на источник скиньте ...интересно ознакомиться. hi
        1. Комментарий был удален.
      2. 0
        16 сентября 2019 08:53
        Цитата: Avior
        Во время стрельбы волной был смыт за борт лодки краснофлотец А. Лабутин, подносивший снаряды к орудию. Командир лодки не принял всех необходимых мер для его спасения, посчитав утонувшим.

        даже своего не пожалел, сволочь
      3. +3
        16 сентября 2019 10:07
        Цитата: Avior
        А вы много знаете случаев незаконного потопления госпитальных судов?

        Госпитальное судно "Армения", 1941, Ялта. Потоплено торпедоносцем, командир самолета известен. Жуткая катастрофа : из 7 тыс человек, спасли ...7 человек.
        Хотя..охранялось МО и И 153....
        1. +3
          16 сентября 2019 10:48
          Вот именно. шел в составе конвоя, и был вооружен- на нем стояли орудия
          1. 0
            16 сентября 2019 11:38
            Цитата: Avior
            шел в составе конвоя, и был вооружен- на нем стояли орудия

            и не подводной лодкой был потоплен
            Цитата: Ольгович
            Потоплено торпедоносцем, командир самолета известен.
          2. +4
            16 сентября 2019 17:46
            Цитата: Avior
            Вот именно. шел в составе конвоя, и был вооружен- на нем стояли орудия

            Даже если бы "Армения"была безоружна и шла одна под красным крестом, вряд ли бы немцы не стали её атаковать.
            1. +2
              16 сентября 2019 17:49
              "Вряд ли " к делу не подошьешь, к сожалению.
        2. +2
          16 сентября 2019 22:12
          Цитата: Ольгович
          Жуткая катастрофа : из 7 тыс человек, спасли ...7 человек.

          03.12.1941 г. при эвакуации из Ханко подорвался турбоэлектроход "Иосиф Сталин" в районе Лохусалу, на борту было около 6000 человек. Патрульные катера спасли около 1700 человек остальные остались на борту. По данным ВМФ около 2000 погибло остальных взяли в плен. По рассказу очевидцев судно 5 декабря выбросило на отмель, немцы выставили охрану на берегу, на судно не поднимались, спасались кто как мог. Раненые брошены на произвол и погибли все. Сколько никто не считал. После войны в трюмах лежали останки. Ужасная смерть.
      4. BAI
        +10
        16 сентября 2019 15:08
        Просто про чужих рассказывают, про своих нет


        А вот здесь уместно вспомнить следующее:

        Многочисленные норвежские мотоботы вместе со сторожевыми кораблями и тральщиками несли основную нагрузку в борьбе с ПЛ в северной группировке ВМС фашистской Германии. Экипаж лодки хорошо помнил, как во втором походе «К-21» 19 января у о. Арней лодка вынуждена была уклоняться от сетей, которые ставили мотоботы. Сети оказались противолодочными сигнальными сетями и мотоботы 2 часа 45 минут гонялись за лодкой, сбросив на нее 85 (!) глубинных бомб. С мотоботами, сбрасывающими глубинные бомбы, лодка сталкивалась и в четвертом походе. Поэтому Лунин решил всплыть, уничтожить мотобот артиллерийским огнем и взять пленных.


        Это был реальный боевой противник, а не "мирные рыбаки". Вполне естественная и адекватная реакция поквитаться с теми, кто, чуть не уничтожил лодку. Кстати, широко известное понятие, слово (как угодно), ставшее символом сотрудничества с фашистами, Квислинг - норвежского происхождения.
        Так что не надо власовские агитки цитировать.
        1. -1
          16 сентября 2019 16:35
          Траулеры во время войны, конечно использовали для вспомогательной службы многие флоты и вооружали их.
          Но конкретно эти были мирными рыбаками, невооруженными и и не имеющими отношения боевому флоту. У них есть конкретные названия.
          И не увидеть этого при стрельбе из нагана по рыбакам было невозможно.
          "Власовская агитка"- это Вик-педия, ссылки на нее почему-то стали удалять.
          hi
          1. +2
            18 сентября 2019 01:31
            Смысл стрелять в мотобот из легкого стрелкового оружия на дистанции свыше 100 метров? Из нагана на 100 метров, в море... Дав таких условиях и в линкор не попадешь.
            1. 0
              18 сентября 2019 05:58
              Тем не менее стреляли, что говорит о том, что дистанция на тот момент была меньше 100 м.
    3. 0
      16 сентября 2019 13:14
      Дык, тогда и наших тоже надо судить. Вспомним, как Маринеско завалил "Штойбена". Да и другие эпизоды были с потоплением нейтралов.
      Лучше эту тему не трогать, во избежание открытия много нового и не всегда приятного....
      1. BAI
        +6
        16 сентября 2019 15:11
        Лучше эту тему не трогать

        Эту тему надо трогать, чтобы не отдавать ее на откуп тем, кто извращает историю.
      2. +5
        16 сентября 2019 16:36
        Нет, с Маринеско все в порядке, судить не за что, Штойбен не было госпитальным кораблем.
    4. +2
      16 сентября 2019 21:47
      Цитата: Андрей ВОВ
      Там море хоть теплое и шансы выжить больше

      В теплых морях чаще треугольные плавники из воды торчат.
  5. +6
    16 сентября 2019 08:15
    Экк вызвал англоговорящего главного инженера Ханса Ленца на палубу.

    Складывается впечатление, что статья- не очень хороший перовод с английского, иначе появление главного инженера на подлодке не объяснить.
    Экка следовало расстрелять только за то, что вздумал нападать на Пелеус, хотя должен был скрытно дойти до цели. А за убийство- уже второй раз расстрелять. И третий- за дурость в попытке потопить пиломатериалы пулеметами....
    А вообще такие действия для подводников во время войны не очень-то характерны, что показывает реакция команды, хотя такие случаи были, и не такие уж единичные.
    В Гаагской конвенции было записано, что перед атакой судна командир подлодки должен всплыть и предупредить команду, чтобы они могли уйти на шлюпках. И в Первую мировую это выполнялось.
    Но во Второй мировой это оказалось невыполнимо из-за развития авиации. Поэтому этот пункт нарушали все.
    Ну и есть известный приказ Деница о запрете спасения тонувших.
    1. +8
      16 сентября 2019 08:21
      Но во Второй
      hi ,,,инциндент "Лакония".
      ,,,приказ «Тритон ноль», получивший во флоте известность как «Приказ о «Лаконии». Основная суть его сводилась к запрету командирам подводных лодок оказывать какую-либо помощь людям с тонущих судов.
      1. +1
        16 сентября 2019 08:47
        Да, я об этом и написал
      2. +6
        16 сентября 2019 12:34
        Цитата: bubalik
        ,,,инциндент "Лакония".
        ,,,приказ «Тритон ноль», получивший во флоте известность как «Приказ о «Лаконии». Основная суть его сводилась к запрету командирам подводных лодок оказывать какую-либо помощь людям с тонущих судов.

        Тогда следует дополнить, что "инцидент" состоял в том, что американский В-24 атаковал немецкую ПЛ U-156, которая выполняла операцию по спасению пассажиров с той самой Лаконии (которую перед этим и потопила).

        Что касается ПМВ, то немцам пришлось отказаться от выполнения требований Гаагской конвенции (о всплытии и предупреждении команды перед торпедированием) именно в ответ на действия англичан.
        Дело в том, что англичане активно использовали суда-ловушки, которые выглядели ка торговое судно и ходили под торговым флагом. при всплытии ПЛ для предупреждения об атаке, ПЛ попадала под внезапный артиллерийский огонь.
        То, что такие действия тоже нарушают Гаагскую конвенцию, англичан, разумеется, не очень беспокоило...
        1. +1
          16 сентября 2019 13:09
          там разобраться нужно, кто первым начал. у немцев надводные рейдеры были, замаскированные под торговые
    2. +3
      16 сентября 2019 08:44
      появление главного инженера
      ,,,согласен,механик звучит лучше. recourse
    3. +1
      16 сентября 2019 09:01
      В Гаагской конвенции было записано, что перед атакой судна командир подлодки должен всплыть и предупредить команду, чтобы они могли уйти на шлюпках. И в Первую мировую это выполнялось.

      Немцы и в первую мировую это не соблюдали. "Лузитанию" по моему так поптопили.
      1. +8
        16 сентября 2019 10:28
        Немцы и в первую мировую

        30.03.1916 г. госпитальное судно «Портюгалия» было атаковано и потоплено германской подводной лодкой U-33.
        25.06.1916 г. в Черном море ГС «Вперед» было атаковано и потоплено германской подводной лодкой U-38.
        После окончания войны командиры подводных лодок U-33 капитан-лейтенант Конрад Ганссер и U-38 капитан 3 ранга Макс Валентайнер были объявлены военными преступниками. Однако, это было сделано не за атаки и потопление русских судов под флагом Красного Креста, а за нападения без предупреждения на ряд британских транспортных пароходов.
        1. Комментарий был удален.
        2. +1
          16 сентября 2019 13:11
          там нужно разобраться, при каких обстоятельствах.
          Госпитальное судно должно отвечать ряду требований
          1. +5
            16 сентября 2019 14:23
            Гибель «милосердных кораблей» (к 100-летию трагедии на Черном море)
            Симоненко В.Б. д.м.н., Член-корреспондент РАН, генерал-майор медицинской службы.
            Абашин В.Г., д.м.н. профессор, полковник медицинской службы запаса.
            Серговенцев А.А. к.м.н. полковник медицинской службы.
            Александров А.С., д.м.н. доцент, полковник медицинской службы запаса.
            Центральный военный клинический госпиталь имени П.В. Мандрыка Министерства Обороны Российской Федерации. 107014. Москва. Россия.

            Потопление Госпитального судна вызвало возмущение во многих странах. Однако, наказания командир U-33 за него не понес. После этого случая немецкие подводники перестали обращать внимания на госпитальные суда и мирные транспорты. Они их просто топили….
            В конце апреля 1916 г. МИД уведомил все неприятельские правительства, о зачислении новых плавучих госпиталей РОКК «Вперед» и «Атене» в разряд госпитальных судов. Капитаном госпитального судна «Вперед» был назначен Петров, а начальником госпиталя врач Невтонов. Сестры милосердия - Успенская, Вебер, княжна Эристова, Оганезова и другие.
            25.06.1916 г. (с.с.) в Черном море ГС «Вперед» было атаковано германской подводной лодкой U-38. Командир ПЛ Капитан 3 ранга Макс Валентайнер (Валентинер) повторил «подвиг» Ганссера, двумя торпедами расстреляв безоружное госпитальное судно, которое затонуло в 32 милях от Батума ранним утром, в устье реки Хопа.
            Как и в случае с «Портюгалем», немцы заявили, что цель не несла отличительных знаков Красного Креста, что больше похоже на попытку уйти от ответственности
            1. +1
              16 сентября 2019 16:58
              Как и в случае с «Портюгалем», немцы заявили, что цель не несла отличительных знаков Красного Креста,

              Так были знаки или нет? Если не было, то под действие конвенции судно не подпадало.
              К сожалению, в таких случаях часто говорят правду, но не всю правду, а только ее выгодную часть, поэтому когда вникаешь в какой-то случвй, всегда всплывают обстоятельства, о которых умолчали.
              Что касается Портюгаля, судно вело на буксире десантные баржи,
              Чего делать было нельзя , это выводило судно из-под действия конвенции. Немцы заявили, что видели на них военные материалы и оружие, но даже если их там и не было, все равно конвенция больше судно не охраняла
              hi
              1. +3
                16 сентября 2019 20:33
                Приведён отрывок из статьи! Прочтите всю статью и увидите фотографии погибших судов! И так-же узнаете, кто на них погиб!

                ГС "Вперёд"

                ГС "Портюгаль"
                1. +1
                  16 сентября 2019 20:39
                  Вы смотрели дополнение к этой статье?
                  Из которого очевидно, что в статье не все написали
                  В апрельском номере (1931 г.) «Морского Журнала» отмечена статья кап. 2 ранга Лукина «У Батумских берегов», напечатанная в номере от 27 марта газеты «Последние Новости» и сказано, что «Португаль», как выясняется из статьи, «была потоплена немецкой подводной лодкой вполне обоснованно».

                  Я не знаю, что там правда , а что нет, и кто прав, но то что процитированная вами статья эти тонкости проигнорировала- это факт.
                  http://2cvkg.ru/new/index.php/hist-id01
                  1. +2
                    16 сентября 2019 20:45
                    Оставайтесь при своём прекрасном мнении! Я останусь при своём замечательном мнении!
                    А немецких подводников пусть жарят бесы на больших сковородах.
      2. +1
        18 сентября 2019 01:34
        С "Лузитанией" вообще мутная история. А боеприпасы и взрывчатку она всё же перевозила.
    4. +3
      17 сентября 2019 08:27
      Цитата: Avior
      В Гаагской конвенции было записано, что перед атакой судна командир подлодки должен всплыть и предупредить команду, чтобы они могли уйти на шлюпках. И в Первую мировую это выполнялось.

      Лузитания?
      Да много где не выполнялось.
      И вообще по началу пытались и поняли что выполнение таких норм чревато гибелью самих.
      Рыцарство на войне умерло давно.
      Слишком мощные оружия получили развития.
  6. +1
    16 сентября 2019 08:57
    Немцы с особой жестокостью топили советские гражданские суда и транспорты. Особенно много их было уничтожено вместе с людьми во время эвакуации из Севастополя. Тогда зверствовали не только подводники, но и летчики люфтваффе, которые с высоты прекрасно видели, что убивают безоружных. Такая же ситуация была и на Севере. Фактов было столько, что об этом сняли художественный фильм "Дважды рождённый". Да и в фильме "Торпедоносцы" тоже есть эпизод с потоплением нашего гражданского судна.
    Самое страшное, что уничтожались все свидетели. Поэтому нелюди, совершившие эти преступления, так и остались безнаказанными...
  7. +1
    16 сентября 2019 10:39
    Никакая извращённая мораль не оправдает причинённых ужасов войны..
  8. +1
    16 сентября 2019 10:45
    Цитата: Ольгович
    Потоплено торпедоносцем, командир самолета известен.
    Не факт, что известен.
    По официальной версии, случайно оказавшийся над этим участком моря Heinkel He 111 сбросил на судно две торпеды, одна из которых достигла цели.
    Другие же источники со ссылкой на очевидцев рассказывают, что «Армению» разбомбили сразу восемь Junkers Ju 87.
    1. +1
      16 сентября 2019 12:23
      Цитата: Seal
      Не факт, что известен.
      По официальной версии, случайно оказавшийся над этим участком моря Heinkel He 111 сбросил на судно две торпеды, одна из которых достигла цели.
      Другие же источники со ссылкой на очевидцев рассказывают, что «Армению» разбомбили сразу восемь Junkers Ju 87.

      Не факт, даже дело о нем или уничтожено или в архиве ФСБ.

      Но , якобы,
      В 11 часов 25 минут судно было атаковано одиночным немецким торпедоносцем «Хейнкель He-111», принадлежавшим 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28 (командир оберст Эрнст-Август Рот). В немецком журнале боевых действий есть запись об атаке.
      request
      Факт же в том, что до сих пор судно не найдено, несмотря на огромные усилия....
  9. +5
    16 сентября 2019 12:35
    Не следы он скрывал , а упивался своей ролью вершителя жизни и смерти . Как профессиональный военный моряк , он не мог не понимать бессмысленность попытки уничтожения следов . Просто кукундер у капитана поехал , а судя по тому , что ему активно и безоговорочно помогали - и не только у него .
    1. +2
      16 сентября 2019 13:03
      Просто кукундер у капитана поехал
      ,,,что интересно,потопив 01.04. 1944 года транспорт "Dahomian" около Кейп-Пойнта, лодка сразу ушла с места атаки.
  10. +9
    16 сентября 2019 12:35

    26 марта 1944 года, в Индийском океане , японская подлодка И-8 торпедировала голландский грузовой корабль SS Tjisalak водоизмещением 5800 тонн.
    Из воды на палубу лодки подняли 97 уцелевших. Их связали по двое и убили мечами, гаечными ключами кувалдами. Трупы сбросили в море. Шестеро уцелели, их не заметили в воде и они спаслись.
    Два месяца спустя эта же лодка потопила американский транспорт SS Jean Nicolet водоизмещением 7200 тонн. Из воды подняли 100 человек, которых убивали по одному в течении нескольких часов.
    Из экипажа после капитуляции Японии нашли и осудили троих. Лодка была потоплена американскими эсминцами в конце 1944 года. Командир лодки, Татсуносуке Аридзуми, покончил с собой в день капитуляции Японии.
    1. +3
      16 сентября 2019 20:07
      ,,,там большой список у японцев:RO-110,И-37,И-165,И-12,И-26 и это только преступления расстрела экипажей затонувших судов,где остались свидетели.
  11. kig
    +4
    16 сентября 2019 13:11
    Лучше бы почитать оригинал, если бы автор удосужился дать ссылку. Но мы же живем в век интернета! Итак, Вики. Наше-язычная версия отзывается о лодке очень коротко: заложена, спущена, вошла в строй, совершила один боевой поход, села на мель у берегов Сомали, уклоняясь от атак самолетов, 7 человек погибли 59 выжили и позднее взяты в плен. Немецкая версия тоже очень короткая, к тому же этим языком я не владею. Самую длинную историю поведает нам английская Вики. Там довольно подробно освещаются ТТД лодки, откуда следует, что ее назначение было сугубо боевым. Ну и затем наконец поход: In early 1944, the Kriegsmarine dispatched U-852 on a top-secret mission to disrupt the Allies' Far East war effort by attacking sea lanes in the Indian Ocean - то есть никаких перевозок стратегических материалов не предполагалось, а задача была нарушить судоходство в Индийском океане. Далее: However, to do this successfully the submarine would have to maintain a high-level of secrecy throughout her journey from Europe - то есть лодка не должна была себя обнаруживать на пути из Европы в назначенный район действий. Ну и далее, собственно, коротко описывается потопление Пелеуса, без упоминаний кто конкретно стрелял и о чем говорила команда впоследствии. Кстати, через две недели лодка потопила еще одно судно, но там обошлось без расстрелов. А конец истории был таков: после атаки самолетов командир был вынужден выбросить на мель поврежденную лодку. Затем Somaliland Camel Corps (!!) пленил уцелевший экипаж, потом уже британцы обследовали лодку и обнаружили Kriegstagebuch ("War Diary") - журнал боевых действий, из которого все стало ясно.

    И под занавес мемуары Деница (надеюсь, все знаю кто это):

    Я услышал об этом случае уже после окончания войны, в Нюрнберге. Разумеется, я никак не мог одобрить действия этого командира. Офицер не должен ни при каких условиях отступать от общепринятых моральных принципов ведения войны. Однако на допросе в Нюрнберге я сделал следующее заявление:

    «Я бы хотел заметить, что капитан-лейтенанту Эку пришлось принимать очень трудное решение. Он был ответствен за безопасность лодки и команды, а в военное время груз этой ответственности очень тяжел. Насколько я помню, примерно в это время и в этом же месте под бомбы попали еще четыре лодки. Если, зная это, Эк считал, что, воздержавшись от этой акции, он будет обнаружен и уничтожен, и если он пошел на расстрел людей именно из этих соображений, тогда, я уверен, немецкий военный суд обязательно принял бы этот факт во внимание. Когда сражение закончено, события видятся несколько иначе, об этом не следует забывать, принимая решение, так же как и о колоссальном грузе ответственности, лежавшем на плечах злосчастного капитана».
    1. +2
      16 сентября 2019 14:14
      kig Сегодня, 14:11
      hi ,,,при поиске про судно "Peleus",больше и информативней материал, чем про U-852.
    2. 0
      16 сентября 2019 17:02
      Он должен был взять людей на борт, как пленных.
      Убивать не имел права
      1. +4
        16 сентября 2019 18:37
        Некуда их там брать. Места нет. Или сразу заканчивать выполнение боевой задачи и везти до ближайшего нейтрального порта. С британскими шпионами.
        Некоторые командиры в таких случаях (если обстановка позволяла) оказывали первую мед. помощь, давали кое-что из провианта и воды или спиртного и указывали курс к ближайшему берегу. "Всё, что могу"...
        1. +1
          16 сентября 2019 21:28
          или так.
          но расстреливать точно права не имел, даже если это нужно было для обеспечения скрытности.
          но вообще-то это более широкая проблема, у сухопутников- спецназа тоже встречается
  12. BAI
    +5
    16 сентября 2019 14:52
    Совершили военные преступления и другие подводники.

    Командир американской подводной лодки коммандер Дадли Мортон после потопления двух транспортов, «Buyo Maru» и «Fukuei Maru», приказал расстрелять из пулемёта и малокалиберного орудия все спасательные шлюпки.

    Это хорошо, что автор других вспомнил. Думал, пока читал, что вот сейчас напомню, а автор сам уже написал.
    Надо добавить, что в том походе американская подлодка не была потоплена, и ее командир успел получить награду за тот поход. Военным преступником его, естественно, никто не назвал. Хотя он расстрелял своих союзников - пленных индийских солдат, которых перевозил японский транспорт.
    1. +4
      16 сентября 2019 17:09
      По поводу Мортона есть несколько разных версий описания события, в том числе и такая
      " Вице-адмирал Чарльз Локвуд, командующий тихоокеанскими подводными силами, пишет, что японские солдаты первыми открыли огонь из винтовок и пулемётов по подводной лодке, которая открыла ответный огонь"
      Я не згаю, как было на самом деле, но то что японцы могли открыть огонь- несомненно могли.
  13. +1
    17 сентября 2019 07:16
    Это война. Каждый думал о себе и своих товарищах. Я верю, что командир ПЛ принял это решение с тяжёлым сердцем. Хотя конечно, это было преступное решение.
    Какое бы вы приняли решение?
  14. +2
    17 сентября 2019 08:35
    Намерения командира понятна-боевая операция.
    Только почему он не подумал о том что судно могло привлечь внимание других.
    Пока он там пытался разобраться с "следами"--это время. УБийца на месте преступления слишком долго -это глупо.
    Нужно было минимум бросить и не светиться, выполнять задачу дальше.Как делали многие.
    Немцы конечно не японцы с их отношением, но приказ выполняли.
    А приказ уничтожить экипаж-был очень глуп для выполнения задачи.Итог закономерен.
    Жаль не спасенных жизней из за глупого решения.Не гуманного, и абсолютно глупого по ситуации.
    Смерть людей на кораблях и в море трагична. Кадр из фильма как раз врезался в память за неимением хроники.
    Холод на севере, акулы на юге, смерть от расстрела или мечей японцев после плена, смерть в корпусе судна..
    смерть от пребывания в воде, смерть от жажды/голода...
    это все печально. На суше безусловно кажется проще-но смерть и там и тут.
  15. +2
    17 сентября 2019 19:25
    А вот редактировать тексты после гугл-переводчика всё-таки надо. Невозможно же читать. И при чём тут молибден, и стратегические запасы? Лодка выходила к Африке встречать японский транспорт, а командир начал самодеятельность? Или, если Дениц хотел возить молибден лодками из Японии, он, вероятно, был глупцом ?
    1. +1
      18 сентября 2019 07:41
      Или, если Дениц хотел возить молибден лодками из Японии, он, вероятно, был глупцом ?

      Факт остается фактом,что возили не только молибден, но и ртуть, и оксид урана,вольфрам,золото,олово.
      1. +2
        18 сентября 2019 09:14
        Гм. Ну это, конечно, от лютой безнадёги. Допустим, много молибдена не нужно, но дойдёт ли та лодка в обход Африки? Или с ней другая будет идти, и дозаправит её где-то на 1/3 дороги? А если что-то сломается, где-то у Индии? Не проще ли японцам нанять гражданский транспорт (американцы - то в первую очередь будут досматривать тех, кто идёт в Японию.) И где-то в Гвинейском заливе они встретятся.
        1. +2
          18 сентября 2019 09:33
          Артур 85 (Андрей) Сегодня, 10:14
          ,,,авантюра,конечно. Из всех лодок группы "Монсун" 41шт? точно не помню,в 1944 году только 2 подводные лодки достигли Европы с Азии с грузами: U-178 и U-188.В 1945 году домой вернулись только две подводные лодки: U-843 и U-861.
          1. +1
            18 сентября 2019 09:42
            Обалдеть, вообще не знал о таком. Слышал, что в Японию на лодке отправляли в 45-м тяжёлую воду, разобранный реактивный мессершмит, и что-то еще… Кстати, читал , не знаю насколько правда, что во время ПМВ немцы из Германии в Китай посылали дирижабль в поддержку своих колониальных войск. Вот это по-моему самая-самая авантюра всех времён и народов.
            1. +1
              18 сентября 2019 09:45
              Слышал, что в Японию на лодке отправляли в 45-м тяжёлую воду, разобранный реактивный мессершмит,
              ,,,Вы в профиль ко мне зайдите,там статья есть "Операция Цезарь"
  16. +1
    17 сентября 2019 20:14
    Цитата: hohol95
    Кем доказана вина экипажа Щ-213?
    Все утверждения и обвинения имеют много нестыковок.

    Но не для"профессора" он уже давно решил,что виновата Щ-213
  17. +1
    20 сентября 2019 22:32
    Отсидел "пожизненное" за 6 лет, круто, что сказать