Севморпуть под прицелом подводного флота ВМС США. «Кошки-мышки» в Баренцевом море

66
Небезынтересную пищу для размышлений экспертных сообществ и специалистов командования Северного флота ВМФ России предоставляет непрерывный поток информации о деталях регулярных совместных «ледовых» военно-морских учений ICEX («Ice Exercise»), проводящихся подводными компонентами ВМС США, Великобритании, Канады и Норвегии в акватории моря Бофорта с 2003 года. В частности, на протяжении последних нескольких лет спектр задач, выполняемых в рамках данных учений американскими и британскими субмаринами, значительно расширился.





Подготовка к противостоянию за контроль над арктическим регионом и Севморпутём набирает обороты. Ставка сделана на многоцелевую подводную компоненту ВМС США


Помимо отработки штатных для экипажей МАПЛ задач, заключающихся в поиске субмарин условного противника и нанесении по ним торпедных ударов с задействованием «практических» модификаций тяжелых американских торпед Mk-48 Mod 5 ADCAP / Mod 7 CBASS и британских «Spearfish», перед операторами гидроакустических комплексов многоцелевых АПЛ 3-го и 4-го поколений классов «Los Angeles» (в усовершенствованной версии «688i/Flight III»), «Sea Wolf», «Virginia», «Astute» всё чаще ставятся куда более узкоспециализированные задачи. Состоят они в тщательном мониторинге подводного пространства на предмет присутствия сверхмалошумных подлодок условного противника, оперирующих на «малом ходу» (в режиме «подкрадывания»), когда уровень их акустической шумности едва доходит до 50—55 дБ.

Даже при благоприятных гидрологических условиях (штиле или минимальном волнении моря) выполнение данной операции позволяет экипажам современных сверхмалошумных МАПЛ «Virginia Block I/II/III» детально оценить возможности внутрикорпусных носовых гидроакустических комплексов AN/BQQ-10 и боковых широкоапертурных пассивных ГАС AN/BQG-5A по условному пеленгованию современнейших российских многоцелевых АПЛ пр. 885 «Ясень», первая из которых (головной К-560 «Северодвинск») принята на вооружение Северного флота 17 июня 2014 года, а вторая, К-561 «Казань», проходит заводские ходовые испытания и готовится к заступлению на боевое дежурство в 2020 году. Аналогичные навыки также отрабатывают экипажи британских МАПЛ «Эстьют», проверяя пределы возможностей носовых гидроакустических комплексов «Type 2076».

Всё вышеописанное свидетельствует лишь об одном: подводные компоненты Объединённых ВМС НАТО интенсифицировали активную фазу подготовки к грядущей игре в «кошки-мышки», а возможно, и силовой пикировке с российскими многоцелевыми атомными подводными крейсерами Северного флота в акваториях Норвежского и Баренцева морей, а также иных морей арктического региона. И загвоздка здесь состоит в единственном: установлении всеобъемлющего контроля над Северным морским путём, а также над дальними подступами к стратегически важному хребту Ломоносова. На это указывают ещё два сентябрьских широкомасштабных военно-морских учения, «Cutlass Fury-2019» и «Arctic Expeditionary Capabilities Exercise-2019», проводящихся в районе Северной Атлантики (близ канадских провинций Новая Шотландия и Ньюфаундленд), а также Алеутских островов и Южной Аляски соответственно. Наиболее же пикантным моментом является то, что основой основ во всех вышеуказанных манёврах являются именно многоцелевые атомные подводные лодки, на которые делаются основные ставки в Пентагоне и британском оборонном ведомстве. Почему?

Ответ здесь очевиден. Даже многочисленная надводная компонента Объединённых ВМС НАТО, представленная преимущественно штатовскими ракетными крейсерами «Ticonderoga», эсминцами УРО класса «Arleigh Burke Flight I/II/IIA», британскими эсминцами ПВО Type 45 класса «Daring» и узкоспециализированными противолодочными фрегатами Type 43 «Duke», не способна будет «прорвать» эшелонированные противокорабельные рубежи мурманской, северо-якутской и чукотской зон A2/AD. Данные рубежи будут сформированы:

— десятками батарей береговых противокорабельных комплексов «Бал», К300П/С «Бастион-П/С», многофункциональными истребителями Су-30СМ, входящими в состав трёх эскадрилий 279-го авиационного полка на аэродроме «Североморск-3» и являющимися носителями ПКР Х-35У «Уран», а также сверхзвуковых ПКР Х-31АД «Krypton», способных выполнять противозенитные манёвры со скоростью 2,1М и перегрузкой около 20G;

— дальними противолодочными самолётами Ту-142М3/М4 и дальними бомбардировщиками Ту-22М3, оперативно переброшенными на восстановленную арктическую авиабазу «Тикси» и оснащёнными противокорабельными ракетами Х-35У и Х-32 (последние являются усовершенствованными потомками известнейших многоцелевых крылатых ракет семейства ПКР Х-22 комплекса «Буря»; обладают гиперзвуковой скоростью в 5400 км/ч на маршевом участке траектории, проходящем на высотах от 35 до 40 км);

— перехватчиками МиГ-31К, также передислоцированными на «Тикси» и являющимися носителями новейших противокорабельных аэробаллистических ракет Х-47М2 «Кинжал» с дальностью действия около 2000—2500 км.

Как видите, для надводных корабельных ударных группировок ВМС США и Королевского ВМФ Великобритании доступ в акватории Баренцева, Карского и Восточно-Сибирского морей, а также моря Лаптевых полностью закрыт, что указывает на невозможность установления всеобъемлющего контроля над Северным морским путём по концепции, реализованной, к примеру, в водах Оманского и Персидского заливов. Именно по этой причине в качестве «стратегического актива» в разразившейся «арктической гонке» четырёхзвёздочные адмиралы американского и британского флотов рассматривают многоцелевые АПЛ классов «Вирджиния» и «Эстьют».

Благодаря крайне низкой акустической сигнатуре (50—60 дБ), достигаемой применением водомётных движителей, размещением паропроизводящей установки, главного турбозубчатого агрегата и паротурбинной установки на многоярусных амортизационных платформах-«этажерках», а также использованию современного «безэхового» (звукопоглощающего) покрытия подлодки классов «Virginia Block I/II/III» и «Astute» станут весьма серьёзными противниками для состоящих на вооружении Северного флота многоцелевых атомных подводных крейсеров пр. 885 «Ясень», пр. 971 «Щука-Б», пр. 945 «Барракуда», пр. 945А «Кондор» и пр. 671РТМК «Щука». И корень проблемы здесь состоит не столько в том, что практически все вышеперечисленные классы отечественных многоцелевых АПЛ (кроме МАПЛ пр. 885) значительно уступают «Вирджиниям» и «Эстьютам» по уровню акустической скрытности, сколько в малой численности многоцелевой атомной подводной составляющей Северного флота.

Острая нехватка сверхмалошумных многоцелевых АПЛ 4-го поколения сохраняется.

Временному купированию данной бреши поспособствует регулярное патрулирование морей арктического региона противолодочными самолётами Ил-38Н и Ту-142М3 морской авиации Северного флота ВМФ России


На сегодняшний день количество пребывающих в строю Северного флота и несущих боевое дежурство МАПЛ вышеперечисленных типов составляет лишь 12 единиц; ещё 5—7 бортов находятся на различных этапах ремонта и обновления элементной базы бортового радиоэлектронного оборудования (включая модернизацию гидроакустических средств и терминалов отображения тактической подводной обстановки и параметров работы энергетической установки). На этом фоне ВМС США и ВМФ Великобритании могут перебросить в воды Северной Атлантики, северных морей и Северного Ледовитого океана порядка 15 МАПЛ «Вирджиния», более 25—30 МАПЛ класса «Лос-Анджелес» (включая 10—15 модернизированных бортов пр. 688 Improved), 3 субмарины «Seawolf» и 4—5 подлодок «Эстьют».

В итоге имеем весьма неутешительное соотношение 1/3. Вследствие этого даже высокая чувствительность носовых гидроакустических комплексов МГК-540 «Скат-3» и МГК-600 «Иртыш-Амфора-Ясень» (установлены на «Ясенях» и «Щуках-Б»), обеспечивающая обнаружение американских и британских подлодок в первой дальней зоне акустической освещённости на дистанции 35—50 км, не позволит компенсировать факт численного превосходства подлодок противника, ведь в сложных гидрологических условиях эффективная дальность действия данных гидроакустических станций будет снижаться до 5—10 км (применительно к малошумным вражеским АПЛ 4-го поколения).

Частично перекрыть данную критическую «брешь» позволит регулярное и интенсивное патрулирование северных морей несколькими звеньями противолодочных самолётов Ил-38Н и Ту-142М3/4, располагающих несколькими сотнями пассивных направленных и ненаправленных радиогидроакустических буёв РГБ-48Э и РГБ-41Э, активно-пассивных РГБ-36 и активных излучающих буёв ГБ-58Э. Тактически выверенная и «плотная» расстановка даже нескольких десятков данных буёв на наиболее непредсказуемых подводных участках морей арктического региона позволит сохранить достаточно надёжный контроль над Северным морским путём, минимизировав вероятность проникновения сверхмалошумных американских и британских субмарин даже при временном отсутствии необходимого количества многоцелевых подлодок классов «Ясень» и «Ясень-М», находящихся на различных этапах постройки.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    16 сентября 2019 15:22
    На этом фоне ВМС США и ВМФ Великобритании могут перебросить в воды Северной Атлантики, северных морей и Северного Ледовитого океана порядка 15 МАПЛ «Вирджиния», более 25—30 МАПЛ класса «Лос-Анджелес» (включая 10—15 модернизированных бортов пр. 688 Improved), 3 субмарины «Seawolf» и 4—5 подлодок «Эстьют».

    А что они там будут делать? belay
    1. -1
      16 сентября 2019 17:10
      впервые российское сырьё будет перевезено в Китай без ледокольной поддержки по Северному морскому пути. Как отмечают эксперты, положено начало регулярному торговому сообщению по СМП, и значение этого маршрута будет только расти. Однако «монопольное» положение Москвы в водах, омывающих северное побережье Евразии, намерены оспорить в Вашингтоне. США настаивают, что эта транспортная артерия должна быть международной.

      Это же рейдеры во плоти.
      1. 0
        16 сентября 2019 17:27
        И что? эти подлодки будит топить китайские суда?
        1. 0
          16 сентября 2019 17:31
          Вы статью читали??? Американцы и сотоварищи заявят о международной составляющей СМП. Еще и ООН им подтявкнет. А потом поплывут все эти МАПЛ. По пути пойдет какой-нибудь их караван, демонстрируя возможность прохода. И дальше, по нарастающей. Они ведь понимают, что ответить нам нечем. Вот автор и размышляет о том, как ответ держать будем.
          Причем тут китайские суда? Перевозят наши.
          1. Комментарий был удален.
            1. +1
              16 сентября 2019 18:34
              человек спросил, я ответил.. К чему примазываться? Этот вопрос неоднократно на ВО обсуждался. Зачем топить газовозы? И причем тут китайские газовозы???? Если в Китай поставил газ Новатэк. Вы о чем вообще?
    2. +1
      16 сентября 2019 18:01
      Будут дежурить вахтовым методом и выходы с наших баз.
      1. +4
        16 сентября 2019 18:10

        Сто раз зарекался комментировать статьи нострадаманцева и его адептов.
        Белорусское море и Ростовские горы от Женечки Псаки forever
        1. +6
          16 сентября 2019 18:37
          Цитата: Дилетант
          Белорусское море и Ростовские горы от Женечки Псаки forever

          belay вы бы по меньше писали, а по больше думали - учения в одном море, где отрабатывается тактика действий, а работать они "будут" уже в морях СМП
          1. -2
            16 сентября 2019 18:42
            по больше думали

            Пусть лошадь думает, у ней башка большая.

            И Вы тоже. Заодно правила Русской орфографии и пунктуации подучите. Как выучите, так сразу и советуйте.
    3. 0
      19 сентября 2019 14:17
      Тоже позабавило. Прям представил как ВСЯ эта подводная армада одновременно бороздит Арктику :)) Ситуация конечно неприятная, но не катастрофическая. Свои новейшие многоцелевые надо развивать и наращивать, но без фанатизма. Берега то наши, близкие.
  2. 0
    16 сентября 2019 16:03
    Лёд - вот главная проблема. Проникновение ПЛ супостата, а уж тем более надводных кораблей по всей протяженности СМП он ограничит не хуже любых систем вооружения.
    1. +3
      16 сентября 2019 16:50
      Лед - вот главная проблема.
      Для кого проблема?

      USS Connecticut SSN 22 и USS Hartford SSN 768 отрабатывают взаимодействие в арктических льдах в ходе учений ICEX 2018 в октябре прошлого года.
      1. -4
        16 сентября 2019 17:08
        Хорошая, всем известная картинка!
        Пусть и дальше сверлят дырки в бескрайних льдах, но под ласковым присмотром СФ.
      2. -3
        16 сентября 2019 17:29
        Для кого проблема?
        USS Connecticut SSN 22 и USS Hartford SSN 768 отрабатывают взаимодействие в арктических льдах в ходе учений ICEX 2018 в октябре прошлого года.

        Аха-ахах )))
        Так уже был же сей позор - всплыть всплыли и застряли во льдах ))))
        1. +11
          16 сентября 2019 18:23
          Позор - это для турбопатриотов, которые только могут в тулумбасы стучать. А для американцев - отработка навыков действий во льдах Арктики. Раз застрянут, два, потом научатся. Для того и учения.
          1. +1
            19 сентября 2019 20:53
            Да не застревали они там
        2. +5
          16 сентября 2019 18:38
          Цитата: lucul
          Так уже был же сей позор - всплыть всплыли и застряли во льдах )))

          верите в сказки про позор?
        3. +5
          17 сентября 2019 11:54
          Цитата: lucul
          Так уже был же сей позор - всплыть всплыли и застряли во льдах ))))

          fool
          это был БРЕД и АХИНЕЯ наших смЫ wassat
      3. -1
        16 сентября 2019 22:50
        Цитата: Undecim
        Для кого проблема?

        Для указанных вами -- не проблема... А вот для этой -- проблема!

        Может напомнить, как ее изо льда выковыривали!?
        1. +7
          16 сентября 2019 23:13
          И Вы туда же. Нравится в панфары дудеть? То был 2009 год.

          А это 2018 год. Слева направо: USS Connecticut , USS Hartford и HMS Trenchant в Арктике во время ICEX 2018. Не находите разницы? Или из-за барабана не видно?
          1. +1
            16 сентября 2019 23:25
            марта 2018, 22:20

            Застревание американской подлодки во льдах Арктики оказалось фейком

            Фото: twitter.com/navycurrents

            Разошедшееся по российским СМИ сообщение о «застревании во льдах Арктики» подлодки USS Hartford ВМС США ничем не подтверждается


            Очередной Д.Кук
        2. 0
          16 сентября 2019 23:28
          Цитата: Удав КАА
          Цитата: Undecim
          Для кого проблема?

          Для указанных вами -- не проблема... А вот для этой -- проблема!

          Может напомнить, как ее изо льда выковыривали!?

          Может лучше матчасть почитать?
          https://starcom68.livejournal.com/2682364.html
  3. -9
    16 сентября 2019 16:04
    В ответ прогнать Панамским каналом контейнеровоз с Клубами... И один чиста случайна - открыть в самом канале
    1. +4
      16 сентября 2019 17:47
      Его там арестуют при этом- незаконная перевозка оружия
      1. -4
        16 сентября 2019 17:56
        Що ви говорите? Транзитом - хоть черта в банке вези. пока разгружаться не начал - все абсолютно законно.
        Другое дело. что арестовать могут и не по закону, как показал пример с иранским танкером - дуракам закон не писан. Но это другой вопрос
        1. +6
          16 сентября 2019 20:33
          Да конечно. Панамский канал- это не международные воды, и судно с оружием там задерживают
          https://www.bbc.com/russian/international/2013/07/130716_korea_panama_ship_missiles
          И закончилось с последствиями
          Судно КНДР, которое в июле прошлого года задержали за попытку провезти незадекларированные кубинские вооружения через Панамский канал, в ближайшее время сможет вернуться в Северную Корею. Сообщается, что владелец корабля выплатил $693 тысячи штрафа. В то же время капитан и двое его помощников по-прежнему останутся под арестом.

          https://russian.rt.com/article/21957/amp
          А если обнаружат, что вооруженным идет судно с гражданскими документами, там и до обвинения в военном преступлении недалеко
          1. -6
            16 сентября 2019 21:04
            Да, конечно. А территория судна - территория другого государства.
            1. +3
              16 сентября 2019 21:24
              до тех пор пока в нейтральных водах. ссылку-то посмотрите
  4. +9
    16 сентября 2019 17:31
    Частично перекрыть данную критическую «брешь» позволит регулярное и интенсивное патрулирование северных морей несколькими звеньями противолодочных самолётов Ил-38Н и Ту-142М3/4, располагающих несколькими сотнями пассивных направленных и ненаправленных радиогидроакустических буёв РГБ-48Э и РГБ-41Э, активно-пассивных РГБ-36 и активных излучающих буёв ГБ-58Э.

    Проблема в том, что нельзя послать на СФ несколько звеньев Ил-38Н. Просто потому, что у нас их, ЕМНИП, всего 8 штук на весь ВМФ.
    1. +2
      16 сентября 2019 22:56
      Цитата: Alexey RA
      нельзя послать на СФ несколько звеньев Ил-38Н. Просто потому, что

      Правильно -- нельзя! Потому что противолодочная авиация организационно сведена ... в ОТРЯДЫ! Ну, нет там звеньев, хоть ты лопни! laughing
  5. +2
    16 сентября 2019 17:46
    А почему в статье не рассматривается установка аналога sosus ? АДЦ "Гармония" или еще что то. Я бы кроме того на входе выходе и на протяжении СМП в 3-4 опорных точках установил бы стационарные морские платформы со всеми эхолотами, сонарами , ГАСами вертолетами и пр приблудой (ну и ПВО само собой)
  6. +3
    16 сентября 2019 17:50
    Полосатые делают свой ход ..... нужен противо ход!
    Спокойно, обстоятельно и капитально ..... время есть, надо работать.
  7. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
  8. +4
    16 сентября 2019 21:00
    Статья так себе. ПЛ к севморпути рвуться... Чушь. Глубины пусть промониторят, там не больше 50 м почти везде нефиг там атомоходам делать....
    1. 0
      17 сентября 2019 11:52
      Цитата: Алсеерз
      Чушь. Глубины пусть промониторят, там не больше 50 м почти везде нефиг там атомоходам делать....

      ОНИ там действуют (В ОТЛИЧИИ ОТ НАС)
      англы перед списанием ДЭПЛ специальные испытания своих "Трафальгаров" на малых глубинах проводили
      1. +4
        17 сентября 2019 13:42
        Максим. Хоть раз задачу АБ сдавал? Тогда не неси пургу. Знаю что не сдавал.
        Батонам твоим там делать нечего. И агитки Пингвинские меньше перед сном читай. Они там напишут... Охреть задача. На маяк с дрейфующей станции в разведанный участок выйти. Дилетанты лять...
        Лучше вон продолжай в главкомате муху с тараном троллить. Своими деревянными минами.
        Ага, мне зарегнкуов много про твои опусы плрасказал.
        1. -2
          17 сентября 2019 13:49
          Цитата: Алсеерз
          Максим. Хоть раз задачу АБ сдавал?

          задачу не сдавал, но документы по ней читал
          ибо экипаж Яркина (и не только его) соотв. курс проходили
          но вопрос не в этом - а том что ПЛА противника делают то что нам просто ЗАПРЕЩЕНО РУКДОКАМИ!
          Цитата: Алсеерз
          Ага, мне зарегнкуов

          я про него тоже много чего могу рассказать
          особенно про его "пузыри" на КБР ;)
          и особенно про то как его ПОРВАЛ наш КБР (имея ОЧЕНЬ большой "зуб" на "бывшего" ...)
          ну а про "опусы" - "валидол" от этих доков глотали не только в фирмах ОПК (особенно в "Малахите"), но и сам Заренков (пока на моей стороне "тяжелые танки" не приехали)
          и как меня пытались "в мясорубку пропустить" и чем это закончилось angry - происходило на глазах Заренкова
        2. +1
          17 сентября 2019 13:59
          Цитата: Алсеерз
          Ага, мне зарегнкуов много про твои опусы плрасказал.

          ему вот это https://www.vpk-news.ru/articles/24907
          Необходимо подчеркнуть, что это был не только первый сложный ремонт атомной субмарины третьего поколения, выполненный на Дальнем Востоке, но и – уникальный случай – подводный крейсер вышел с завода на год раньше запланированного флотом срока. Рискну предположить, что аналогичного «Омску» примера не найдется и на севере, хотя те предприятия объективно много сильнее и находятся в лучших условиях.Это лицевая сторона медали, но есть оборотная. Ремонт «Омска» объективно шел на грани беды. К сожалению, ряд должностных лиц ВМФ в той ситуации повели себя не самым достойным образом.

          для начала напомни
          и я могу продолжить
        3. 0
          17 сентября 2019 14:05
          Цитата: Алсеерз
          Лучше вон продолжай в главкомате муху

          и, кстати, по Мухаметшину в ГК отзывы очень хорошие
        4. +1
          17 сентября 2019 14:37
          Цитата: Алсеерз
          Ага, мне зарегнкуов много про твои опусы плрасказал.

          вот этот "опус"

          Заренкову тоже ОЧЕНЬ хорошо был знаком
          бо "валидол он тогда глотал горстями" ;)
  9. +6
    16 сентября 2019 23:18
    — десятками батарей береговых противокорабельных комплексов «Бал», К300П/С «Бастион-П/С», многофункциональными истребителями Су-30СМ, входящими в состав трёх эскадрилий 279-го авиационного полка на аэродроме «Североморск-3» и являющимися носителями ПКР Х-35У «Уран», а также сверхзвуковых ПКР Х-31АД «Krypton»


    А вот, что есть на самом деле:

    "десятки" "Балов" это - 4 ПУ на полуострове Средний в Баренцевом море. Они конечно легко перетопят норвежские катера, если те повезут десант из Варангер-фиорда на Печенгу, но не более того.

    "Бастион" - 8 ПУ (два дивизиона) на Кольском полуострове и 4 ПУ на острове Котельный. Первые прикрывают от десанта Мурманск. Последние прикрывают подход к Тикси со стороны моря Лаптевых, вздумай враг послать туда ледокол с десантом (при условии присутствия Ту-142-го или вертолета целеуказания Ка-31), назвать это обороной всего СМП - преувеличено.

    Истребители Су-30СМ. Су-30СМ не являются носителем Х-35У, имеют на сегодняшний день только Х-31А (Х-31АД еще не поставляется). Дальность Х-31А по цели типа эсминец - 50 км, типа ракетный катер - 25 км. С учетом, что "Дэринг" - стелс формы, "Берк" - со сниженноей ЭПР, то считаем дальность по "Дэрингу" - 25 км, по "Берку" - 40 км. Пуск только с большой высоты, требует предварительного захвата РЛС. Для сравнения дальность стрельбы "Астера" и "Стандарта" 120 и 160 км с многоканальностью до 20 обстреливаемых целей. Самолетов Су-30СМ не три эскадрильи, а только одна - 3-я эскадрилья 279 иап (1-я и 2-я эскадрильи 279 иап - это палубные самолеты Су-33). Эта третья эскадрилья на сегодняшний день насчитывает ровно два самолета Су-30СМ. Представим два самолета, которым надо пролететь около ста километров под обстрелом ПВО вражеского эсминца. С подвешенными "Криптонами" они конечно не смогут лететь, тем более выполнять маневры со скоростью 2М.

    Ту-142 - всего восемнадцать самолетов на аэродроме Кипелово. ПКР они не несут. Могут представлять угрозу для ледокола противника как целеуказатели, вздумай тот сунуться ближе 300 км к упомянотому острову Котельный, или если вдоль СМП будут патрулировать ракетные корабли СФ. Для борьбы с подлодками по всему СМП количество конечно недостаточно.

    Ил-38 - восемь штук самолетов на Североморске-1 в Подмосковье. С учетом боевого радиуса 2200 км дальше Баренцева моря интереса не представляют. Опасны только для пл в южной части Баренцева моря.

    Ту-22М3 - десять штук в Оленегорске. В силу сильной устарелости ракеты Х-22 угрозы боевым кораблям не представляют. В силу небольшого боевого радиуса около 1500 км ледоколам в Карском море и дальше угрозы тоже не представляют.
    1. 0
      17 сентября 2019 06:43
      ледоколам в Карском море и дальше угрозы тоже не представляют...... можно шаг конём, забацать станции типа СП-1 и далее по нумерации, создать спецподразделение " Папанмн" и усё,кина не будет
  10. +2
    16 сентября 2019 23:53
    крайне низкой акустической сигнатуре (50—60 дБ), достигаемой применением водомётных движителей, размещением паропроизводящей установки, главного турбозубчатого агрегата и паротурбинной установки на многоярусных амортизационных платформах-«этажерках»,
    Женя, здравствуй! hi
    Мне всегда приятно читать твои работы, хотя они порой бывают излишне перегружены техническими подробностями...Но порой встречаются и спорные утверждения, требующие определенных уточнений.
    Так , к примеру, на третьей серии Девственниц (пла Иллинойс, 13-й корпус) производитель отказался от ГТЗА, как одного из главных источников шума и перешел к схеме полного электродвижения, установив ГГЭД мощностью 30тыс.л.с....Также с целью снижения шумности меняются гидравлические приводы исполнительных механизмов на электрические...Тем самым исключаются насосы как один из источников шума.
  11. +2
    17 сентября 2019 08:22
    Откуда 12 действующих МАПЛ в составе СФ? Я только 5 насчитал, ну еще 3 Антея.
  12. -1
    17 сентября 2019 10:49
    Есть только название "Северный морской путь" и никто им еще не пользуется, кроме нашей страны, но длинные полярные ночи обещают стать жаркими и осветится миллионом осветительных ракет, а полярным пингвинам скоро станет жарко ибо мировая геополитика начинает концентрироваться в Баренцевом море, все страны захотят плавать по могучему Северному морскому пути. Как уже задолбали эти великие караванные пути - что по ЖД, что магистралям, которыми так никто и не пользуется, теперь еще и великий северный морской путь добавился.
  13. +5
    17 сентября 2019 11:48
    сверхзвуковых ПКР Х-31АД «Krypton», способных выполнять противозенитные манёвры со скоростью 2,1М и перегрузкой около 20G

    fool
    ржал аки конь
    только один вопрос - что курил автор? laughing
    1. gmb
      +3
      17 сентября 2019 20:27
      Когда я предложил , автору не наливать , меня предупредили wink ,но как я с вами согласен
    2. +2
      18 сентября 2019 08:59
      Это же Евгений, его и так прет)
      Эксперт по всем средствам поражения: самолеты, ракеты, ПЛА, Звёзды смерти.....
  14. +2
    17 сентября 2019 11:49
    станут весьма серьёзными противниками для состоящих на вооружении Северного флота многоцелевых атомных подводных крейсеров пр. 885 «Ясень», пр. 971 «Щука-Б», пр. 945 «Барракуда», пр. 945А «Кондор» и пр. 671РТМК «Щука». И корень проблемы здесь состоит не столько в том, что практически все вышеперечисленные классы отечественных многоцелевых АПЛ (кроме МАПЛ пр. 885) значительно уступают «Вирджиниям» и «Эстьютам» по уровню акустической скрытности, сколько в малой численности многоцелевой атомной подводной составляющей Северного флота.

    ЧУШЬ
    корень проблемы в практически НЕБОЕСПОСОБНОМ в реальных боевых условиях морском подводном оружии (и средствах противоторпедной защиты) наших подлодок
  15. +1
    17 сентября 2019 11:51
    даже высокая чувствительность носовых гидроакустических комплексов МГК-540 «Скат-3» и МГК-600 «Иртыш-Амфора-Ясень» (установлены на «Ясенях» и «Щуках-Б»), обеспечивающая обнаружение американских и британских подлодок в первой дальней зоне акустической освещённости на дистанции 35—50 км

    wassat
    это откуда афффтор "выкопал"?
    путем "сосания грязного пальца"? lol
  16. +2
    17 сентября 2019 11:53
    Цитата: mark1
    А почему в статье не рассматривается установка аналога sosus ? АДЦ "Гармония" или еще что то.

    потому что СМЫСЛА НЕТ
    эту ХРЕНЬ противник может "ВЫКЛЮЧИТЬ" в ЛЮБОЙ МОМЕНТ
  17. +2
    17 сентября 2019 11:56
    Временному купированию данной бреши поспособствует регулярное патрулирование морей арктического региона противолодочными самолётами Ил-38Н и Ту-142М3 морской авиации Северного флота ВМФ России

    просто ЧУШЬ
    начиная с того что ПЛА подо льдом они НИЧЕГО не смогут сделать и заканчивая тем "ЧЕМ" ПЛА эти самолеты "ловить" собрались - древними ППС и РГБ-16НМ ...
  18. +2
    17 сентября 2019 12:00
    Ил-38Н и Ту-142М3/4, располагающих несколькими сотнями пассивных направленных и ненаправленных радиогидроакустических буёв РГБ-48Э и РГБ-41Э, активно-пассивных РГБ-36 и активных излучающих буёв ГБ-58Э.

    41 буй - "те же яйца, только в профиль" что и 16
    предельно простой вопрос аффтору - он прежде чем писать сей опус не пытался поискать на закупках гов 48, 36, 58 буи? а?
    "почему-то" там ТОЛЬКО 16е ...
    конечно-конечно, это "не имеет никакого отношения" к тому что "Дальприбор" (с РГБ-16НМ) имеет "весьма волосатую лапу" в Москве angry
  19. +5
    17 сентября 2019 12:12
    Еще при Советском Союзе в Баренцевом море находились 3-5 многоцелевых ПЛА ВМС США и Великобритании с задачей слежения за действиями советского Северного флота и в случае начала боевых действий не допустить развертывания рпк СН. Учения "Саб Айсекс" подводные силы США и Великобритании проводят как минимум с 1987 года (получали разведсводки в автономке). Забирались они и в Карское море. А всплытия во льдах тоже практикуют давно. В 1986 году по телевизору был сюжет о всплытии 3-х ПЛА типа "Стерджен" в районе Северного полюса. А "застревание" во льду - бред наших СМИ, как правило, абсолютно некомпетентных.
  20. +1
    17 сентября 2019 12:44
    Патрулирование самолетами? Не всегда это возможно по погоде. Это все-таки Север. Как дилетантский вариант - в предвоенный период минирование противолодочными минами угрожаемых направлений со вспомогательных судов, заранее рассредоточенных в нужных точках.
  21. +1
    17 сентября 2019 12:53
    чутка реальности:
    https://topwar.ru/156811-arkticheskij-torpednyj-skandal.html
    https://topwar.ru/157104-byt-gotovym-v-arktike-k-realnym-ugrozam-s-vozduha-i-iz-pod-vody-lda.html
    https://topwar.ru/156337-kuda-bezhit-admiral-evmenov.html
    https://topwar.ru/157559-apkr-severodvinsk-proekt-885-jasen-sdan-vmf-s-kriticheskimi-dlja-ego-boesposobnosti-nedodelkami-protivotorpednoj-zaschity-podlodok-vmf-rf-net.html
    http://nvo.ng.ru/realty/2018-12-06/6_1025_sky.html
  22. 0
    17 сентября 2019 13:16
    и еще реальности (из Морских сборников начала 90х)




  23. 0
    17 сентября 2019 13:17
    про нас



    можно и нужно сравнить
  24. +2
    17 сентября 2019 13:54
    Цитата: Fizik M
    задачу не сдавал, но документы по ней читал

    А я ее только принимал четыре раза. Потому говорю что в большинстве своем в статье чушь , с какого перепугу Баренцево море вообще в севморпути включили? Оно в него не входило никогда
    1. -1
      17 сентября 2019 14:01
      Цитата: Алсеерз
      А я ее только принимал четыре раза

      что не мешало Вам "заливать" про ГАС "Грачат" и историю с "Екб" (я соотв. "доки" знаю очень хорошо, и т.ч. на личной шкуре (в части соотв. требований к личному составу к "единичке" в ПД с БЗ)
  25. Комментарий был удален.
    1. -1
      17 сентября 2019 14:13
      Цитата: Алсеерз
      я ещё не то залью...

      да кто бы сомневался
      "главное бодро доложить"
      правда вот там "додокладывались":
  26. -1
    17 сентября 2019 14:08
    Цитата: Алсеерз
    А я ее только принимал четыре раза.

    кстати, тот же самый Заренков может "вспомнить" что меня в 510 привлекали к написанию инструкции по "полынье" по ряду "специфических вопросов"
  27. 0
    18 сентября 2019 11:35
    прежде чем обсуждать сегодняшнее состояние дел, вспомните недавнюю для нас историю: как фашисты доставлял грузы и людей на острова в Ледовитом - они нас спрашивали?, сколько баз у них было там оборудовано? во времена ВОВ мы знали об этом? или узнали постфактум?
    Поэтому...яхты абрамовичей и усмановых и прочих, передайте в АПЛ, хотя бы.
    а то все тужимся и поем - Арктика наша...
  28. 0
    18 сентября 2019 16:12
    Офицеры, россияне, всё под прицелом.
  29. +2
    18 сентября 2019 22:57
    Без установки на дне системы гидрофонов, либо вдоль всего морского пути, либо частично по участкам, эффективно противостоять подводной угрозе, оперативно на нее реагировать невозможно, тк никакие корабли и самолеты лодку подо льдом не обнаружат, это может сделать лишь подводная лодка или гидрофон установленный на дне и связанный с береговой базой.
  30. +3
    19 сентября 2019 14:15
    Цитата: Alexey RA
    Проблема в том, что нельзя послать на СФ несколько звеньев Ил-38Н. Просто потому, что у нас их, ЕМНИП, всего 8 штук на весь ВМФ.

    Алексей. Ну это же Даманцев. У него там, в мурманской, северо-якутской и чукотской зон есть и десятки батарей береговых противокорабельных комплексов «Бал», К300П/С «Бастион-П/С», в т.ч. и стационарных (особенно в северно-якутской зоне, в зоне вечной мерзлоты стационарные, врытые в грунт "Бастионы"), у него там аж 3 эскадрильи Су-30СМ (входящими в состав трёх эскадрилий 279-го авиационного полка на аэродроме «Североморск-3» и являющимися носителями ПКР Х-35У «Уран», а также сверхзвуковых ПКР Х-31АД «Krypton») в зоне, протяженностью в 6000 км, у него там и "дальники" ТУ-142 есть, которых во всем ВМФ РФ аж 24 штуки, включая 10 разведчиков, есть и ТУ-22М3, оперативно переброшенные на восстановленную арктическую авиабазу «Тикси» и оснащёнными противокорабельными ракетами Х-35У и Х-32 (правда вот морской ракетоносной авиации уже ХЗ сколько лет нет и неизвестно, когда экипажи тренировались в последний раз на использовании противокорабельных ракет. есть у него и перехватчики МиГ-31К, также передислоцированными на «Тикси» и являющиеся носителями новейших противокорабельных аэробаллистических ракет Х-47М2 «Кинжал» (правда таких самолетов только с десяток, и все они задействованы в продолжающихся испытаниях этих ракет). так что то, что ИЛ-38Н всего 8 штук, не должно вас волновать good
  31. +2
    19 сентября 2019 15:08
    Статья о чем угодно, только не о севморпути. Севморпуть - это ледокольное сопровождение и бункеровка в портах. Севморпуть - это транзитный коридор иностранных судов из Азии в Еропу, к чему прилагается инфраструктура, которая находится на территории РФ. Какие зачем подлодки, какой прицел, какие кошки-мышки? Автор бредит. Кто-то собирается топит российские ледоколы и взрывать порты? Вы о чем вообще?!единственный вопрос во всем этом - поедет ли иностранный судовладелец по этому маршруту или нет, опасаясь/не опасаясь санкций Fincen и стоимость перевозки, вот и все.
  32. 0
    22 сентября 2019 12:42
    Владимир Владимирович Путин сказал, что по этому поводу делать, когда будучи Председателем Правительства в 2010 году подписал "Стратегию развития морской деятельности РФ до 2030 года". "Создание Единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки (ЕГСОНПО) в исключительной экономической зоне Российской Федерации. То есть охватить зону физическими полями отечественных информационных систем". Есть даже план, он в открытом доступе, Приложении к этой Стратегии. Только об этом никто не знает. Даже те, кто отвечает. А потому что башка большая, национальный центр, а вот ни глаз, ни ушей у этой башки в Арктике нет.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»