Белорусско-украинский мобильный ПТРК «КАРАКАЛ»

25
Впервые о самоходном ПТРК «Каракал» белорусского производства компанией «Белтех» с участием киевского КБ «Луч» заговорили после выставки «IDEX-2011», где он был впервые продемонстрирован 20-24 февраля 2011 года. По заявлениям разработчиков компании, в Абу-даби они заключили контракт на поставку некоторого количества экземпляров «Каракал» в одну из восточных стран. Какая это страна, до сих пор держится в секрете. Кроме этого, к комплексу проявили интерес и другие государства региона. Следующее появление «Каракал» произошло 24-27 мая прошлого года в Минске на шестой выставке международного значения «МИЛЕКС-2011». Этот комплекс стал одним из немногих, которые белорусская оборонная промышленность создала с нуля и довела до готовности к производству, ранеетакие проекты носили, в основном, вид модернизации старых комплексов и замены на них отдельных узлов.

Белорусско-украинский мобильный ПТРК «КАРАКАЛ»


Основное предназначение нового комплекса – поражение бронированной техники вероятного противника, даже технику, оснащенную динамической бронезащитой, оборонительных и защитных сооружений, надводных катеров и кораблей, воздушных объектов на малых высотах. Представленный комплекс выполнен на базе легкобронированного автомобиля с формулой колес 4х4, белорусского производства. Автомобиль разделен на два изолированных отсека:
- передний отсек служит для размещения экипажа в количестве двух человек;
- задний отсек служит для размещения выдвижной транспортно-пусковой установки.

На ТПУ установлены 4 противотанковые ракеты «Барьер», разработанные украинским КБ «Луч». Между двумя блоками по две ракеты, в центре ТПУ разместили электронно-оптическую аппаратуру и инфракрасные датчики наблюдения. Возможности комплекса «Каракал» - автоматический режим сопровождения цели с лазерным наведением и поражение двух целей одновременно. Кроме этого, в ручном режиме, управление ракетой осуществляется оператором с помощью телеметрии, ракета наводится джойстиком на выбранную цель, возможно включение после наводки автоматического режима. Наведение можно осуществить азимутально на 170 градусов и по углу места на 15 градусов.

При переходе из походного режима в боевой режим, ТПУ выдвигается вверх, при этом крышка люка остается сверху ТПУ. После запуска боекомплекта ТПУ автоматически возвращается на исходное положение, где происходит автоматическая перезарядка установки. Полный боезапас ракет «Барьер» - 12 единиц, из них:
- четыре ПТУР готовы к применению;
- четыре ПТУР готовы к автоматическому заряжанию;
- четыре ПТУР расположены в боевой укладке.
Кроме выдвижной транспортно-пусковой установки, в заднем отсеке находится выносная установка комплекса «Каракал» - ПТРК «Скиф», на которой размещена одна ПТУР.



Ей можно управлять дистанционно с помощью переносного компьютера на расстоянии до 50 метров. Развертывание СПУ на местности не занимает более 5-ти минут. ПТУР «Барьер» могут быть оснащены боевыми частями разного типа, как то тандемными, бронебойными или кумулятивными. Согласно результатам проведенных полигонных испытаний, из 10-ти ПТУР 8-9 ПТУР смогут точно поразить заданную цель. Заявленная бронепробиваемость – 800 мм динамической защиты. Специально для комплекса «Каракал» разработали ракету с термобарической БЧ.



Кроме автомобильного шасси с различной формулой колес, конструкторы готовы выполнить комплекс на гусеничном шасси, обеспечить им надводные катера и корабли, выпускать комплекс на стационарных платформах.

Вообще «Каракал» - это целый комплекс противодействия наступления вероятного противника. В данный комплекс входит:
- система управления - машина управления боем, из которой собственно осуществляется руководство действиями всем комплексом;
- система разведки – машина разведки с беспилотниками типа «Мидивисана» и наземным комплексом управления. Встроенная РЛС обеспечивает обнаружение на расстоянии до 20 километров, применение беспилотников увеличивает зону обнаружения до 30 километров ;
- мобильные средства ведения огня – мобильная пусковая установка с ПТУР Р-2 «Барьер». В одном подразделении может находится от 4-х до 6-ти СПУ. Именно эту отдельно взятую универсальную СПУ ошибочно принимают за целый комплекс ПТРК «КАРАКАЛ», хотя возможно применение СПУ и по отдельности, так как собственные средства СПУ способны обнаруживать цели на расстоянии до 7-ми километров;
- система техподдержки и обеспечения – машина МТО, в которой транспортируют и доставляют средства техобслуживания СПУ. В подразделении количество машин МТО – одна машина на три самоходных ПУ комплекса.



Все системы комплекса выполняются в однотипном корпусе из композита, в основе которого используется полимерная броня. Броня корпуса техники -комбинированная, многослойная. Такие решения снизили радиолокационную заметность комплекса и обеспечили эффективную защиту. По требованию возможна установка динамической защиты классом, согласно STANAG 4569, 1-4 уровня. Впереди машины для защиты экипажа возможна установка окон пуленепробиваемого типа.

Комплекс «Каракал» в составе одного подразделения может вести продолжительные автономные операции, уничтожая сначала прикрытие вражеских подразделений, летательную технику, потом основные механизированные силы и живую силу противника. Белорусские конструкторы практически впервые со дня своей независимости создали единую противотанковую систему, обеспеченную собственными средствами управления и разведки. К тому же комплекс может служить основой для единой системы огневого поражения противника, куда смогут войти не только СПУ с ПТУРами, но и подразделения ствольной артиллерии и РСЗО. Для действия данных подразделений в единой системе будет достаточно применения для корректировки беспилотников комплекса «Каракал».



Основные характеристики универсального СПУ «Каракал»:
- ПТУР – Р-2 «Барьер»;
- калибр – 130 мм;
- экипаж/расчет – 2 человека;
- мертвая зона применения ПТУР – 100 метров;
- дальность день/ночь – 5.5/3 километра;
- дальность хода – 1000 километров;
- вес СПУ – 4 тонны;
- перевод в боевое положение не более 300 секунд;
- выносное ПУ – ПТРК «Скиф»;
- система наведения – полуавтоматическая с автосопровождением, день/ночь – телевизионная/тепловизионная.

Автомобильное шасси имеет следующие скоростные характеристики:
- максимальная скорость по оборудованным дорогам – 80 км/ч;
- максимальная скорость по не оборудованным дорогам – 60 км/ч;
- максимальная скорость по пересеченной местности – 15 км/ч;

Основные преимущества нового комплекса:
- высокая маневренность и мобильность;
- автоматическая перезарядка ТПУ;
- дополнительная возможность вести огонь с выносного ПУ;
- ведения огня оператором сразу с СПУ и выносного ПУ;
- автоматическое сопровождение обнаруженных объектов;
- повышенные возможности ремонтопригодности, из-за наличия машин МТО;
- одна СПУ способна противостоять/уничтожить одну танковую роту – 10-ть танков;
- одно подразделение состоящее из полного комплекса «Каракал» остановит/уничтожит 1-н танковый батальон.

Дополнительная информация
27.11.2011 года на военном параде на день независимости Туркмении в строю вооруженных сил, шествовавших по главной улице Ашхабада, были отмечены СПУ комплекса «Каракал». Вероятно, Туркмения - это пока основной заказчик нового ПТРК «Каракал».


Источники информации:
http://warsonline.info/raketi-i-artilleriya/mobilniy-protivotankoviy-raketniy-kompleks-ptrk-karakal.html
http://russian.people.com.cn/31519/7370409.html
http://vpk.name/news/71770_ptrk_karakal__pervyii_gotovyii_obrazec_vooruzheniya_nacionalnogo_proizvodstva_respubliki_belarus.html
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=Qu0dONvEJ5Q
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    10 июля 2012 08:27
    неоднозначно как-то, шасси не совсем удачное, разве-что из оврага стрелять, силуэт высокий, простите за каламбур - ещё-бы на БелАЗ смонтировали..... броня ведь не как у танка - поскромнее надо в размерах быть.... а в общем интересный образец, молодцы - стараются, делают!
  2. Tirpitz
    +3
    10 июля 2012 09:57
    Стараются, не стоят на месте. Радует что вооружение украинского производства.
    1. OdinPlys
      +2
      11 июля 2012 03:18
      Цитата: Tirpitz
      Стараются, не стоят на месте. Радует что вооружение украинского производства.


      Даже не производство...радует...а то что совместно с нашими Украинцами...Славяне вперед...
  3. +1
    10 июля 2012 10:20
    Классная машина, но силуэт правда высоковат.
    1. -4
      10 июля 2012 10:36
      Своей нелепостью напоминает газенваген:

      1. Братец Сарыч
        -1
        10 июля 2012 12:53
        Газеленваген, наверное, точнее будет...
    2. mox
      mox
      0
      10 июля 2012 21:42
      Жаль в цифрах нет, но этот комплекс не выше "Конкурса" на базе БРДМ-2
  4. itr
    0
    10 июля 2012 10:47
    такое ощущение что без наших не обошлось . Похоже что ходовку с газели взяли laughing
    1. +1
      10 июля 2012 14:24
      Шасси взяли с Ивеко
  5. +1
    10 июля 2012 11:00
    Интересно, что означает сие название "КАРАКАЛ"? Любопытная штучка, только пулеметика не хватает. Вдруг подползут гады ближе 100 м, не ракетами же их глушить?
    1. +2
      10 июля 2012 11:55
      Каракал - это крупная степная кошка, типа рыси.
  6. +4
    10 июля 2012 11:25
    Машина из мультфильма - Черепашки ниндзя
  7. berdichev
    +2
    10 июля 2012 11:45
    Мне одному показалось, что к микроавтобусу на крышу два гранатомета приварили?
  8. +1
    10 июля 2012 12:51
    Каракал - степная рысь. Хотя, конечно, по силуэту машина ближе к антилопе гну.
    Шасси, на первый взгляд, неоднозначное. Да и сомнений в эффективности украинских ПТРК что-то многовато мелькает.
  9. Братец Сарыч
    0
    10 июля 2012 12:52
    Шибко на вооруженную Газель смахивает!
  10. +1
    10 июля 2012 13:40
    Заявленная бронепробиваемость – 800 мм динамической защиты.


    Может всё таки 800 мм ЗА динамической защитой?
    1. +4
      10 июля 2012 17:24
      да, так правильнее
      хотя если сделают 800 мм динамической защиты, тогда достаточно "активировать" эту защиту и танку кренделец от самой защиты))))
  11. Костя-пешеход
    +2
    10 июля 2012 13:55
    В холмисто-горной местности, где передвижение требует проезд через населёные пункты незамеченым, а так же во время построения защиты от танков и вертолётов в городе и пригородах - очень даже удачный подход.

    Проходимость, маневреноость, повышенная посадка, довольно интересный дизайн.

    Только откровенно военный цвет такой машине как камуфляж не подходит, тут больше камуфляж под микроавтобус или банковский авто к месту.

    Молодцы - машина как внедорожник должно быть хороша!
  12. 0
    10 июля 2012 14:26
    Кто знает, не подскажите какой комплеклучше - «Барьер», разработанный украинским КБ «Луч» или Корнет
    1. Мимопроходящий
      +2
      10 июля 2012 18:20
      Чем больше калибр ракеты тем больше бронепробиваемость. По бронепробиваемости Корнет существенно лучше, у него калибр 150 мм и бронепробиваемость 1000-1300мм. Но, ИМХО, и калибра Корнета скоро будет не достаточно, на перспективу надо делать что-то покрупнее, типа Хеллфайра у которого калибр 190мм. Кроме того, ПТРК без средств преодоления КАЗ скоро потеряет смысл, так что габариты(в длину наверное) и вес ПТРК подрастут еще больше. Такой ПТРК конечно потеряет возможность ручной переноски, но и без того Корнет очень тяжелый и его носимость весьма условна.
      1. Инсургент
        +1
        11 июля 2012 21:55
        Можно поражать и в верхнюю проекцию танка где зашита милимальна ненадо стрелять для этого в лоб
  13. +1
    10 июля 2012 14:31
    Молодцы сотрудничают друг с другом, развиваются... не то что мы ,
    скоро из-за газа и нефти скоро со всеми более менее дружественно настроенными к нам странами переругаемся
    1. GRAAF
      +1
      10 июля 2012 17:48
      Андрей - поставил Вам +, т.к. Вы сказали правду и лучше Вас никто пока не сказал, Вы правы!!!
      1. +2
        11 июля 2012 03:40
        Ну например на базе Тигра есть машинка аналогичная, и я бы даже сказал сильно превосходящая - "Корнет-ЭМ". Что до кооперации - на Тиграх ставят белорусский АДУНОК.
  14. +1
    10 июля 2012 17:55
    Лучше вооружение в джип или в гражданский микроавтобус запихнули.Внешне "гражданская" машина а на деле возьмет да огрызнется. smile Да и с воздуха на гражданскую цель будет похожа.
  15. ZLU
    ZLU
    0
    10 июля 2012 21:18
    Молодцы, сотрудничество в этой области само по себе очень хороший знак
  16. +2
    10 июля 2012 22:10
    когда для белорусского Стилета, "Луч" сподобится "родить" из Р-27 зенитную ракету, то будет значительно интереснее.
  17. Morani
    +1
    11 июля 2012 00:39
    Какие-то лучи, стилеты, каракалы. Как мог легкий самолет на днях с территории Литвы, швед и шведка на борту, долететь до Минска, отбомбиться сотнями плюшевых мишек и уйти назад? А Томагавк покруче легкого самолетика будет. Вся эта система ПВО пшик.
    1. Инсургент
      -2
      11 июля 2012 21:59
      Ты подумай скинуть 800 мишек это боинг надо какой то поц с опозиции сфорганил это на фотошопе ,литовец кагда то тоже хотел границу пересеч незамеченым так посадили его быстро так что меньше верь что пишут опы
      1. Morani
        -1
        11 июля 2012 23:28
        А откуда знаешь о 800? Какие опы? Общался с очевидцами, щупал медведя.
        1. Инсургент
          -1
          12 июля 2012 20:25
          Да писали в газетах
          1. Morani
            0
            13 июля 2012 22:35
            У вас опы в газетах пишут?
  18. 0
    15 июля 2012 07:25
    Машинка интересная, но ей все же больше бы подошла другая "кликуха". "Каракатица" а не "Каракал". Выкатывать такой высоченны грузовик против танков прикрытых "вертушками" верный способ самоубийства. И даже если вертушек не будет. Т.е. все стараются к земле прижаться и в нее зарыться, а этот решил и себя всем показать и свысока на всех посмотреть. Тем более, что остекление позволяет.....тут же в глаз схлопотать. Да и бронирование грузовика очень "прямолинейное" и "прямоугольное" . Ведь не "Леопард 2" ей Богу. Уж лучше бы старый добрый БМП или МТЛ БУ задействовали. Все логики бы больше было.
  19. 0
    7 марта 2015 13:55
    "- одна СПУ способна противостоять/уничтожить одну танковую роту – 10-ть танков;" belay wassat