Новости проекта T-X. Название новое, планы старые

24
В сентябре прошлого года ВВС США выбрали победителя программы T-X, целью которой является создание перспективного учебно-тренировочного самолета. Наиболее удачным проектом, представленным на конкурс, оказалась совместная разработка компаний Boeing и Saab. До недавнего времени этот самолет был известен под индексом программы – T-X. Теперь его переименовали в T-7A Red Hawk. Под таким названием он поступит на вооружение и обеспечит обновление парка УТС.

Новости проекта T-X. Название новое, планы старые




Новое название


О введении нового индекса и собственного имени самолета 16 сентября сообщил министр военно-воздушных сил Мэттью Донован в своем выступлении на Авиационно-космической и киберконференции Ассоциации ВВС. Кроме того, руководитель ведомства раскрыл причины выбора названия для самолета.

Название Red Hawk («Красный ястреб») отдает дань уважения известным американским пилотам и технике времен Второй мировой войны. Оно напоминает о «пилотах из Таскиги» – первых летчиках-афроамериканцах в воздушных силах армии США. Пилоты 332-й истребительной группы использовали характерную раскраску техники с красными хвостами, за что получили соответствующее прозвище.

99-я истребительная эскадрилья из состава 332-й группы, укомплектованная чернокожим личным составом, эксплуатировала истребители Curtiss P-40 Warhawk. Этот факт тоже отмечен в названии перспективного самолета T-7A.

В ходе конференции министр ВВС продемонстрировал изображение перспективного УТС в характерном виде. Этот T-7A получил серо-белую окраску и красный хвост – почти как у «пилотов из Таскиги». Возможно, такая ливрея будет использоваться и на серийных Red Hawk.

Уже под новым названием УТС пройдет необходимые испытания и затем поступит в серию. На завершение опытно-конструкторских работ уйдет несколько следующих лет, после чего «Красные ястребы» пополнят парк техники ВВС.

Планы на будущее


Программа ВВС США T-X стартовала в начале этого десятилетия. Ее целью было создание нового УТС, способного заменить существующие машины Northrop T-38 Talon. В конкурсе на разработку такого образца участвовали несколько американских и зарубежных компаний. С 2013 г. свой проект делали компании Boeing (США) и Saab (Швеция).



В сентябре 2016 г. первый Boeing Saab T-X (ВТХ-1) впервые показали публике. В конце того же года он совершил первый полет. Вскоре появился второй опытный образец ВТХ-2. После проведения части необходимых испытаний ВВС приняли решение. В конце сентября 2018 г. было объявлено, что в конкурсе T-X побеждает совместный проект «Боинг» и «Сааб». После этого был подписан контракт на проведение работ в рамках этапа Еngineering and Manufacturing Development.

Текущее соглашение стоимостью более 810 млн долларов предусматривает завершение разработки проекта и строительство пяти опытных самолетов. Также следует изготовить семь наземных тренажеров. Срок поставки – до 2023 г. После выполнения EMD ожидается запуск полноценного серийного производства.

Прошлогодний контракт предусматривает строительство 351 УТС нового типа и 46 тренажеров. При этом ранее упоминалась возможность увеличения заказа. В таком случае могли законтрактовать 475 машин T-7A и 120 наземных учебных комплексов. Тем не менее, предложение о расширении заказа не одобрили – ВВС должны получить только 351 самолет. Общая стоимость всей заказанной продукции составит 9,2 млрд долл. Поставки техники будут осуществляться с начала двадцатых годов по 2034 финансовый год.

Планы производства предусматривают поставку двух партий предсерийной техники, после чего начнется строительство восьми более многочисленных серий. Планер и часть агрегатов самолетов будут изготавливаться на новом заводе Saab на территории США, строительство которого начнется в ближайшее время. Производство других компонентов и окончательную сборку доверят заводу Boeing.

Первая эскадрилья T-7A должна будет достичь начальной оперативной готовности в 2024 г. Внедрение всей заказанной техники будет продолжаться до середины тридцатых годов. По итогам этих работ новые УТС Red Hawk полностью заменят существующие Talon.

Цели проекта


Учебно-тренировочный самолет T-X / T-7A создается в качестве ключевого элемента перспективного комплекса подготовки летного состава Advanced Pilot Training System. Кроме УТС в этот комплекс входит различное наземное оборудование, в первую очередь тренажер и сопутствующие системы.



Такой комплекс должен обеспечить подготовку пилотов, которым предстоит летать на современных истребителях поколений «4+» и «5». Существующие самолеты T-38, несмотря на неоднократные модернизации, уже не отвечают таким требованиям, что привело к запуску новой программы T-X.

Ранее утверждалось, что для соответствия актуальным требованиям к УТС перспективный T-X / T-7A разрабатывался с нуля, без использования готовой базы. В то же время, применялся накопленный опыт создания различной авиационной техники. Применение современных подходов к проектированию и готовых решений позволяет ускорить процесс испытаний и доводки. Тем не менее, выигрыш в этом отношении не слишком велик. Первый полет опытного T-X состоялся в 2016 г., а служба серийных T-7A начнется не ранее 2023-24 гг.

Boeing / Saab T-7A Red Hawk построен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом, двухкилевым оперением и одним турбореактивным двигателем. Планер соответствует предъявляемым требованиям по прочности и устойчивости к перегрузкам. За счет двигателя General Electric F404 самолет сможет преодолевать звуковой барьер и показывать летные характеристики, необходимые для обучения пилотов.

Комплекс бортовой аппаратуры строится по модульному принципу с возможностью замены отдельных компонентов. Аппаратура обеспечивает имитацию полета и боевого применения разных образцов авиационной техники, в т.ч. самых новых. В дальнейшем возможна модернизация приборов и программного обеспечения «Красного ястреба» для обучения пилотов машин новых типов.

В первые годы службы T-7A будут использоваться при обучении летчиков тактической авиации для работы на современных типах самолетов. В дальнейшем, по мере появления новых истребителей и бомбардировщиков, возможна доработка Red Hawk соответствующим образом. Эксплуатация новых УТС будет продолжаться несколько десятилетий. Возможно, в этом отношении T-7A должен повторить успехи старого и заслуженного T-38.



Любопытно, что основная часть информации о тактико-технических характеристиках и целевых возможностях УТС T-7A пока открыто не публиковалась. Тем не менее, фирмы-разработчики и заказчик говорят о полном выполнении всех поставленных задач и едва ли не о принципиальном прорыве в сфере учебной авиации.

Современная замена


В настоящее время в составе ВВС США имеется 10 учебных эскадрилий, использующих УСТ Northrop T-38 Talon. На вооружении этих подразделений состоит около 500 самолетов модификаций «A» и «C». Имеющаяся материальная часть обеспечивает подготовку летного состава, но уже накладывает серьезные ограничения.

В первую очередь, на эффективности подготовки сказывается возраст техники. Последние T-38 были построены в начале семидесятых, и их возраст приближается к 50 годам. Своевременный ремонт и модернизация позволяет продолжать эксплуатацию, но не решает всех проблем. Техника морально устарела и не отвечает всем современным требованиям, связанным с подготовкой летчиков для истребителей последнего поколения.

Первая эскадрилья на новых T-7A начнет службу в 2024 г. К этому времени даже самые новые T-38 успеют отметить полувековой юбилей, что подчеркнет необходимость их замены. К счастью для ВВС США, на тот момент замена уже будет реальной и реализуемой при помощи существующего проекта. Ситуация с подготовкой летного состава нормализуется.

Серийное производство новых Boeing / Saab T-7A Red Hawk начнется лишь через несколько лет, и американской промышленности не следует терять время, поскольку существующие УТС нуждаются в скорейшей замене. Впрочем, торопиться тоже не нужно. Новым «Красным ястребам» предстоит служить несколько десятилетий, и это предъявляет известные требования к сегодняшним работам.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    18 сентября 2019 07:03
    Симпатичный самолёт. Всё правильно, Т-38 уже давненько надо было менять. Вот только про ТТХ хотелось бы ещё узнать.
    1. +6
      18 сентября 2019 11:16
      Вот только про ТТХ хотелось бы ещё узнать.
      По данным Flight Global, ТТХ следующие.
      Экипаж: 2 человека
      Длина: 14,15 м
      Размах крыльев: 10 м
      Высота: 4,0 м
      Силовая установка: один турбовентиляторный двигатель General Electric F404 , тяга 5000 кгс,
      на форсаже 8055 кгс
      Максимальная скорость: 1300 км / ч
      Практическая дальность: 1 839 км
      Потолок:15 240 м
      Скороподъемность: 170 м / с

      Кабина оборудована в соответствии с современными тенденциями вплоть до системы HOTAS - когда все основные переключатели сосредоточены на ручке управления и дросселе, что позволяет пилоту в сочетании с дисплеем Heads-Up ( HUD ) сосредоточиться на управлении самолетом, манипулировании датчиками и поражении целей, а не на поиске органов управления в кабине.
      При этом центральный дисплей может "принимать вид" дисплеев F-35, F / A-18 Hornet, F-15QA / EX и Saab's Gripen E.
      Встречается информация о наличии оборудования для дозаправки в воздухе, что вполне логично.
      1. +2
        18 сентября 2019 11:21

        Так выглядит тренажер.
      2. 0
        18 сентября 2019 11:23
        Данные вполне себе сравнимые с Т-38, размах крыла только чуть поболе и движок один, что для УТС скорее плюс.
        1. +3
          18 сентября 2019 11:33
          Я вес пропустил - 5500 кг. Соответственно тяговооруженность - 0,9, а у Т-38 - 0,65.
  2. 0
    18 сентября 2019 07:25
    Блестючая картинка мне понравилась ... хорошо блестит.
    Это ВСЁ. Если надо, они возьмут ... в чём вопрос то?
    1. +1
      18 сентября 2019 08:31
      Як 130 тоже не плохо блестал на картинке. А вот, если судить по статье, с двигателями у американца там будет куда лучше чем у Яка. Ибо там он
      один (что положительно скажется на цене и обслуживании) и есть возможность на сверхзвуке летать.
      1. 0
        18 сентября 2019 09:18
        Для безопасности полетов, тем более с учениками неопытными 2 двигателя всё же предпочтительней. По стоимости согласен, дороже.
        1. 0
          18 сентября 2019 09:23
          Ну мне кажется, что с неопытными учениками и 2 двигателя не спасут. На что инструктор тогда. Хотя я могу и ошибаться
          1. 0
            18 сентября 2019 17:05
            Неправильно маленько написал, ученик конечно один в кабине, второй инструктор. Но ученику на 2-х двигательном самолете например можно создать ситуацию отключения одного двигателя и соответственно посадку, что может получиться в реальной боевой работе в последующем, потом там тяговооруженность выше у 2-х двигательного, что в случае ошибки ученика поможет инструктору в условиях дефицита времени исправить ситуацию. Мы просто Як-130 собираем в Иркутске и я очень хорошо знаю эту машину с момента получения первых чертежей на завод.
            1. 0
              20 сентября 2019 09:03
              Понятненько
      2. 0
        18 сентября 2019 09:21
        Не обсуждаю ТТХ самолётов, не моя тема.
        Любая техника если спроектирована, сделана так как надо, может, должна работать и быть востребована.
        остальное дело "техники" т.с. ...
        Вопрос в том, а нужна ли такая техника вообще, соответствует она пожеланиям заказчика, соответствует стандартам, требованиям "времени" т.с. ... это понятно только специалистам.
      3. 0
        18 сентября 2019 19:46
        F404 хорошо отработанный, надежный, мощный. Оптимальный выбор.
      4. 0
        19 сентября 2019 15:52
        Цитата: NordOst16
        и есть возможность на сверхзвуке летать.

        поставьте на ЯК130 форсаж и тоже можно будет!
        1. 0
          20 сентября 2019 09:03
          Ну пока такого нет, может и сделают в будущем.
  3. -4
    18 сентября 2019 08:27
    На Буншу нашего похож. (с)
    На Як-130 смахивает.
    1. 0
      18 сентября 2019 19:49
      Тут важно упомянутое сходство кабины с последними моделями самолётов (включая прогрессивный HOTAS) и хорошую тяговооруженность. На Як-130 этого нет.
      1. 0
        18 сентября 2019 20:50
        Цитата: 3danimal
        Тут важно упомянутое сходство кабины с последними моделями самолётов (включая прогрессивный HOTAS) и хорошую тяговооруженность. На Як-130 этого нет.

        На Як-130 стоят системы позволяющие имитировать полёты большинства самолётов России , включая Су-57, если что. hi
        1. 0
          18 сентября 2019 20:54
          Но нет аналогичного F404 двигателя hi Сверхзвук на УТС - хороший бонус.
          Некоторое сходство компоновки неизбежно из-за похожих требований заказчиков.
          1. 0
            18 сентября 2019 21:15
            Цитата: 3danimal
            Сверхзвук на УТС - хороший бонус.

            А зачем? Что даёт , кроме удорожания обслуживания и лётного часа?
            1. 0
              19 сентября 2019 05:01
              Более разнообразные программы тренировок. Тяговооруженность ближе к полноценным истребителям, можно отрабатывать более энергичные манёвры.
              Ну и вопрос денег там не особо остро стоит.
              1. 0
                19 сентября 2019 16:04
                Цитата: 3danimal
                Более разнообразные программы тренировок.

                КБ ЯКовлева разработало УБС с возможностью летать на сверхзвуке, называется L15.
                Если бы МО поставило ТЗ с данными характеристиками, то ЯК130 легко был бы сверхзвуковым!!!
                значит МО не считает нужным УБС иметь сверхзвук!!!!!
                1. 0
                  19 сентября 2019 18:43
                  Экономика должна быть экономной )
          2. 0
            19 сентября 2019 15:59
            Цитата: 3danimal
            Сверхзвук на УТС - хороший бонус.

            зачем?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»