Финский бронированный транспортер XA-180

Согласно требований финских военных в 1982 году компания «Patria Vehicles Oy», тогда «SISU», изготовила опытный образец бронированного транспортера с формулой колес 6х6. На испытаниях, прошедших в конце 1983 года, где участвовали и другие модели бронетранспортеров, победил XA-180. На этот бронетранспортер делается заказ на 59 единиц, стоимостью 42 миллиона финских марок. Машины поставлялись в силы самообороны Финляндии в течение 3-х лет. Согласно заказу, 50 бронетранспортеров предназначались в финские сухопутные войска и 9 бронетранспортеров для миротворческого батальона Финляндии в ООН. Машина получилась настолько удачной, что последовали заказы от зарубежных заказчиков и бронированный транспортер стал родоначальником серии модификаций и модернизаций на собственной базе.

Финский бронированный транспортер XA-180


Финский бронированный транспортер SISU XA-180, он же XA-180 Pasi, создавался для замены на вооружении устаревших советских БТР-60. За основу конструкторы фирмы взяли шасси собственного коммерческого грузовика «Sisu SA-150» и переделали его под шасси для нового бронированного транспортера. Первые серии выпускала компания «SISU», которая после слияний в разное время, в 1997 году стала называться «Patria Vehicles Oy». Поэтому поздние серии имеют название «Patria XA».


Конструкция XA-180
Корпус нового бронетранспортера сделали из сварных стальных бронелистов, толщина лобовых бронелистов - 10мм, остальные от 6 до 12 мм. В передней части корпуса выполнено отделения управления, в нем расположены места водителя-механика и командира машины. В центральной части корпуса, за отделением управления, выполнили МТО, оно занимает место между 1-й и 2-й осями бронетранспортера слева и не отделяет полностью отделение управления от десантного отделения. В МТО установили 6-ти цилиндровый дизельный двигатель «Валмет» 611DSBJ с турбонаддувом мощностью 176 кВт.



Отделение десанта занимает внутри корпуса все остальное свободное пространство, в которое входит кормовая, средняя и правая передняя внутренняя часть корпуса. Вместимость отделения десанта – 10 военнослужащих в полной экипировке и с личным вооружением. По бортам десантного отделения выполнили 6 (3Х2) амбразур и одну на левой задней двери (или по одной на каждой двери), над каждой амбразурой выполнены наблюдательные стеклоблоки.



Как такового стандартного вооружения на первых серийных машинах не было, однако считается, что основным вооружением для бронированного транспортера стали пулеметы 7.62 мм и 12.7 мм калибра, которые устанавливали на крыше отделения десанта на вращающемся основании. В носовой части машины монтировали 3-х ствольные дымовые гранатометы, на первых машинах они установлены не были.



Ходовая XA-180 имеет формулу колес 6Х6, с четырьмя передними управляемыми колесами. Подвеска машины выполнена из гидроамортизаторов и рессор, для управления 2-мя передними осями служит рулевое управление и усилитель. Размер шины колеса 14.00-20. Бронированный транспортер XA-180 плавающего типа.



Для передвижения на воде, его оборудовали двумя гребными винтами, размещенные по бортам в задней части корпуса. Из оборудования в машине присутствуют: радиостанция для осуществления связи, система пожаротушения и система обогрева.



Бронированный транспортер зарекомендовал себя и получил заслуженную популярность из-за высокой мобильности, неагрессивной внешности, достаточной защитой от СВУ. Кроме того, БТР XA-180 обладает хорошим соотношением комфорта, защиты, скорости, установки вооружения. В принципе создания машины заложены простота использования, что дает возможность быстрого обучения ее управления. По сравнению со своими конкурентами типа БТР-80 он имеет преимущество в свободном внутреннем пространстве. На данное время БТР XA-180 больше не производится, хотя заложенные им принципы используются в современных модификациях бронетранспортера.

Модификации и варианты исполнения XA-180:
- XA-180 – базовый БТР;
- XA-180EST – машины XA-180 снятые с вооружения Финляндии и модернизированные для армии Эстонии;
- XA-181 – база для зенитно-ракетного комплекса малой дальности «Crotale NG»;
- XA-185 – улучшенная версия БТР, установлен более мощный дизельный двигатель и усиленные оси;
- XA-186 – спецверсия для использования в миротворческих операциях, установлена дополнительная броневая защита пассивного исполнения, два пакета по 5 пусковых дымгранат, дополнительное оборудование и приспособления. Убрана возможность передвижения по воде;
- XA-186 CPV – командирская машина для армии Норвегии;
- ХА-186 MV – ремонтно-эвакуационная машина со вспомогательным краном для армии Норвегии;
- XA-188 – версия БТР поставленных в Голландию. Отличались усиленной броней десантного отделения;
- XA-202 – базовая машина для создания целой серии машин различного назначения;
- XA-203 – спецверсия БТР для решения специализированных задач;
- XA-202S- версия БТР для Швеции, выполнялся в различных вариантах, в основном командный пункт;
- XA-203S - версия БТР для Швеции, выполнялся в различных вариантах. На некоторые БТР устанавливали вооружение и башни от BAE Systems Hagglunds Pbv 302;
- XA-203N – версия БТР для норвежских вооруженных сил. Отличаются быстрой сменой назначения в зависимости от выполняемых заданий;
- ПТРК 9К111 "Фагот" – самоходный ракетный противотанковый комплекс на базе XA-180 для сухопутных войск Финляндии;
- ЗРК МД «Crotale NG» – мобильная многозарядная ПУ с ракетами VT-1, на базе XA-181;
- Миномет «AMOS» - минометная система 120 мм калибра на базе XA-203, опытный образец;
- Jantronic J-1000 – машина воздушной разведки с РЛС «Saab Giraffe» на гидростреле, первоначально планировалось исполнить на базе XA-180.
- XA-360/ Patria AMV/ KTO Rosomak - современные варианты бронетранспортера, построенные на принципах XA-180;



Основные характеристики:
- длина 7.35 метра;
- высота – 2.3 метра;
- ширина – 2.9 метра;
- вес машины не снаряженной /снаряженной – 12/13.5 тонны;
- клиренс 400 мм;
- вместимость – 2+10 человек;
- запас топлива 290 литров;
- скорость суша/вода – 100/9-10 км/ч;
- дальность хода до 800 километров;
- вооружение и боезапас – пулемет калибра 7.62 или 12.7 мм с 2000 боеприпасами;
- возможность преодоления препятствий: высотное препятствие -60 сантиметров, ров/яма до 1-го метра, углы подъема до 60 градусов.

Вообще на базе данного транспортера были созданы все возможные боевые машины и машины поддержки. Благодаря этому бронетранспортеру, его модификациям и современным вариантам исполнения в 2011 году, финны удерживали первое место по продажам бронированных машин в мире. Всего было серийно выпущено более 1200 единиц бронированных машин, базирующихся на БТР XA-180.


Источники информации:
http://tekhnogun.com/brm001/finl.html
http://www.armyrecognition.com/finland_finnish_army_wheeled_armoured_vehicle_uk/xa-188_sisu_patria_wheeled_armoured_vehicle_technical_data_sheet_specifications_description_uk.html
http://www.autobusiness.in.ua/article_1754.html
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 4

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. cth;fyn 10 июля 2012 10:19
    Удачная машина, надолго стала родоначальником этого типа машин, еще долго оставит о себе память и на него будут ровняться инженеры при создании собственных машин.
  2. Свистоплясков 10 июля 2012 12:07
    Хороший клиренс.
    Свистоплясков
  3. quickfire18 10 июля 2012 14:31
    у него зависимая подвеска - наследство от грузовика, а это влияет на проходимость в худшую сторону
    quickfire18
    1. почтальон 20 июля 2012 23:40
      quickfire18
      "у него зависимая подвеска(!) - наследство от грузовика, а это влияет на проходимость в худшую сторону"
      ???
      Разве?
      А DB-G,Toyota LC, Урал и тп....
      Имеют независимую подвеску? Которая влияет в"худшую" сторону?

      " These features ensure, that all four wheels are in contact with the ground at all times"(Sisu SA-150 General utility truck)
      почтальон
  4. Андрей 10 июля 2012 14:37
    мне кажется иди на первом фото установлен НСВ или КОРД ?... надо бы нашей стране побольше с финнами сотрудничать ... они нам снайперские винтовки а мы им танки или ещё что-нибудь... вроде наши снайперы довольны их винтовками, а их солдаты танками...только правительство не может договорится.
    Так глядишь получилось бы взаимовыгодное сотрудничество .
  5. Andy 15 июля 2012 10:21
    такие стоят на вооружении эстонской армии,не так давно плучилии "новые" 186-е. впечатляет сидящий открыто пулеметчик.

    а российские 80-ки поприземистей,стрелок в бронебашне.единственное что сзади дверци. а так особых + нет.
    1. почтальон 20 июля 2012 23:26
      Andy,
      Это шутка -демонстрашка. Там будет дистанционный модуль
      почтальон
  6. lotus04 15 июля 2012 10:39
    У нас огромный опыт производства и использования БТРов. Которые принимали участие не в одном конфликте. После чего они дорабатывались и улучшались. И не понятно для чего здесь расписывать эту машину, или это очередное лобби? Пусть эстонские терминаторы на них воюют. Судя по видео, по асфальту он горазд, но я на скутере быстрее езжу.
    lotus04
Картина дня