Финский бронированный транспортер XA-180

Согласно требований финских военных в 1982 году компания «Patria Vehicles Oy», тогда «SISU», изготовила опытный образец бронированного транспортера с формулой колес 6х6. На испытаниях, прошедших в конце 1983 года, где участвовали и другие модели бронетранспортеров, победил XA-180. На этот бронетранспортер делается заказ на 59 единиц, стоимостью 42 миллиона финских марок. Машины поставлялись в силы самообороны Финляндии в течение 3-х лет. Согласно заказу, 50 бронетранспортеров предназначались в финские сухопутные войска и 9 бронетранспортеров для миротворческого батальона Финляндии в ООН. Машина получилась настолько удачной, что последовали заказы от зарубежных заказчиков и бронированный транспортер стал родоначальником серии модификаций и модернизаций на собственной базе.

Финский бронированный транспортер XA-180


Финский бронированный транспортер SISU XA-180, он же XA-180 Pasi, создавался для замены на вооружении устаревших советских БТР-60. За основу конструкторы фирмы взяли шасси собственного коммерческого грузовика «Sisu SA-150» и переделали его под шасси для нового бронированного транспортера. Первые серии выпускала компания «SISU», которая после слияний в разное время, в 1997 году стала называться «Patria Vehicles Oy». Поэтому поздние серии имеют название «Patria XA».


Конструкция XA-180
Корпус нового бронетранспортера сделали из сварных стальных бронелистов, толщина лобовых бронелистов - 10мм, остальные от 6 до 12 мм. В передней части корпуса выполнено отделения управления, в нем расположены места водителя-механика и командира машины. В центральной части корпуса, за отделением управления, выполнили МТО, оно занимает место между 1-й и 2-й осями бронетранспортера слева и не отделяет полностью отделение управления от десантного отделения. В МТО установили 6-ти цилиндровый дизельный двигатель «Валмет» 611DSBJ с турбонаддувом мощностью 176 кВт.

Финский бронированный транспортер XA-180


Отделение десанта занимает внутри корпуса все остальное свободное пространство, в которое входит кормовая, средняя и правая передняя внутренняя часть корпуса. Вместимость отделения десанта – 10 военнослужащих в полной экипировке и с личным вооружением. По бортам десантного отделения выполнили 6 (3Х2) амбразур и одну на левой задней двери (или по одной на каждой двери), над каждой амбразурой выполнены наблюдательные стеклоблоки.

Финский бронированный транспортер XA-180


Как такового стандартного вооружения на первых серийных машинах не было, однако считается, что основным вооружением для бронированного транспортера стали пулеметы 7.62 мм и 12.7 мм калибра, которые устанавливали на крыше отделения десанта на вращающемся основании. В носовой части машины монтировали 3-х ствольные дымовые гранатометы, на первых машинах они установлены не были.

Финский бронированный транспортер XA-180


Ходовая XA-180 имеет формулу колес 6Х6, с четырьмя передними управляемыми колесами. Подвеска машины выполнена из гидроамортизаторов и рессор, для управления 2-мя передними осями служит рулевое управление и усилитель. Размер шины колеса 14.00-20. Бронированный транспортер XA-180 плавающего типа.



Для передвижения на воде, его оборудовали двумя гребными винтами, размещенные по бортам в задней части корпуса. Из оборудования в машине присутствуют: радиостанция для осуществления связи, система пожаротушения и система обогрева.

Финский бронированный транспортер XA-180


Бронированный транспортер зарекомендовал себя и получил заслуженную популярность из-за высокой мобильности, неагрессивной внешности, достаточной защитой от СВУ. Кроме того, БТР XA-180 обладает хорошим соотношением комфорта, защиты, скорости, установки вооружения. В принципе создания машины заложены простота использования, что дает возможность быстрого обучения ее управления. По сравнению со своими конкурентами типа БТР-80 он имеет преимущество в свободном внутреннем пространстве. На данное время БТР XA-180 больше не производится, хотя заложенные им принципы используются в современных модификациях бронетранспортера.

Модификации и варианты исполнения XA-180:
- XA-180 – базовый БТР;
- XA-180EST – машины XA-180 снятые с вооружения Финляндии и модернизированные для армии Эстонии;
- XA-181 – база для зенитно-ракетного комплекса малой дальности «Crotale NG»;
- XA-185 – улучшенная версия БТР, установлен более мощный дизельный двигатель и усиленные оси;
- XA-186 – спецверсия для использования в миротворческих операциях, установлена дополнительная броневая защита пассивного исполнения, два пакета по 5 пусковых дымгранат, дополнительное оборудование и приспособления. Убрана возможность передвижения по воде;
- XA-186 CPV – командирская машина для армии Норвегии;
- ХА-186 MV – ремонтно-эвакуационная машина со вспомогательным краном для армии Норвегии;
- XA-188 – версия БТР поставленных в Голландию. Отличались усиленной броней десантного отделения;
- XA-202 – базовая машина для создания целой серии машин различного назначения;
- XA-203 – спецверсия БТР для решения специализированных задач;
- XA-202S- версия БТР для Швеции, выполнялся в различных вариантах, в основном командный пункт;
- XA-203S - версия БТР для Швеции, выполнялся в различных вариантах. На некоторые БТР устанавливали вооружение и башни от BAE Systems Hagglunds Pbv 302;
- XA-203N – версия БТР для норвежских вооруженных сил. Отличаются быстрой сменой назначения в зависимости от выполняемых заданий;
- ПТРК 9К111 "Фагот" – самоходный ракетный противотанковый комплекс на базе XA-180 для сухопутных войск Финляндии;
- ЗРК МД «Crotale NG» – мобильная многозарядная ПУ с ракетами VT-1, на базе XA-181;
- Миномет «AMOS» - минометная система 120 мм калибра на базе XA-203, опытный образец;
- Jantronic J-1000 – машина воздушной разведки с РЛС «Saab Giraffe» на гидростреле, первоначально планировалось исполнить на базе XA-180.
- XA-360/ Patria AMV/ KTO Rosomak - современные варианты бронетранспортера, построенные на принципах XA-180;

Финский бронированный транспортер XA-180


Основные характеристики:
- длина 7.35 метра;
- высота – 2.3 метра;
- ширина – 2.9 метра;
- вес машины не снаряженной /снаряженной – 12/13.5 тонны;
- клиренс 400 мм;
- вместимость – 2+10 человек;
- запас топлива 290 литров;
- скорость суша/вода – 100/9-10 км/ч;
- дальность хода до 800 километров;
- вооружение и боезапас – пулемет калибра 7.62 или 12.7 мм с 2000 боеприпасами;
- возможность преодоления препятствий: высотное препятствие -60 сантиметров, ров/яма до 1-го метра, углы подъема до 60 градусов.

Вообще на базе данного транспортера были созданы все возможные боевые машины и машины поддержки. Благодаря этому бронетранспортеру, его модификациям и современным вариантам исполнения в 2011 году, финны удерживали первое место по продажам бронированных машин в мире. Всего было серийно выпущено более 1200 единиц бронированных машин, базирующихся на БТР XA-180.


Источники информации:
http://tekhnogun.com/brm001/finl.html
http://www.armyrecognition.com/finland_finnish_army_wheeled_armoured_vehicle_uk/xa-188_sisu_patria_wheeled_armoured_vehicle_technical_data_sheet_specifications_description_uk.html
http://www.autobusiness.in.ua/article_1754.html
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 4
  1. cth;fyn 10 июля 2012 10:19
    Удачная машина, надолго стала родоначальником этого типа машин, еще долго оставит о себе память и на него будут ровняться инженеры при создании собственных машин.
  2. Свистоплясков 10 июля 2012 12:07
    Хороший клиренс.
    Свистоплясков
  3. quickfire18 10 июля 2012 14:31
    у него зависимая подвеска - наследство от грузовика, а это влияет на проходимость в худшую сторону
    quickfire18
    1. почтальон 20 июля 2012 23:40
      quickfire18
      "у него зависимая подвеска(!) - наследство от грузовика, а это влияет на проходимость в худшую сторону"
      ???
      Разве?
      А DB-G,Toyota LC, Урал и тп....
      Имеют независимую подвеску? Которая влияет в"худшую" сторону?

      " These features ensure, that all four wheels are in contact with the ground at all times"(Sisu SA-150 General utility truck)
      почтальон
  4. Андрей 10 июля 2012 14:37
    мне кажется иди на первом фото установлен НСВ или КОРД ?... надо бы нашей стране побольше с финнами сотрудничать ... они нам снайперские винтовки а мы им танки или ещё что-нибудь... вроде наши снайперы довольны их винтовками, а их солдаты танками...только правительство не может договорится.
    Так глядишь получилось бы взаимовыгодное сотрудничество .
  5. Andy 15 июля 2012 10:21
    такие стоят на вооружении эстонской армии,не так давно плучилии "новые" 186-е. впечатляет сидящий открыто пулеметчик.

    а российские 80-ки поприземистей,стрелок в бронебашне.единственное что сзади дверци. а так особых + нет.
    1. почтальон 20 июля 2012 23:26
      Andy,
      Это шутка -демонстрашка. Там будет дистанционный модуль
      почтальон
  6. lotus04 15 июля 2012 10:39
    У нас огромный опыт производства и использования БТРов. Которые принимали участие не в одном конфликте. После чего они дорабатывались и улучшались. И не понятно для чего здесь расписывать эту машину, или это очередное лобби? Пусть эстонские терминаторы на них воюют. Судя по видео, по асфальту он горазд, но я на скутере быстрее езжу.
    lotus04

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня