Оружие Второй мировой. Торпедные катера

137

Какие катера вы считаете лучшими?

1. Торпедный катер Г-5. СССР - 34 (14.66%)
14.66%
2. Торпедный катер «Воспер». Великобритания - 15 (6.47%)
6.47%
3. Торпедный катер MAS тип 526. Италия - 9 (3.88%)
3.88%
4. Патрульный торпедный катер РТ-103. США - 37 (15.95%)
15.95%
5. Торпедный катер Т-14. Япония - 4 (1.72%)
1.72%
6. Торпедный катер Д-3. СССР - 53 (22.84%)
22.84%
7. Торпедный катер S-Boat. Германия - 80 (34.48%)
34.48%
Сделаем небольшое отступление от наших обзоров по авиации и перейдем на воду. Начать я решил вот так, не сверху, где важно пускают пузыри всякие там линкоры, линейные крейсеры и авианосцы, а снизу. Где страсти кипели не менее шуточные, хоть и на мелководье.





Говоря о торпедных катерах, стоит отметить, что перед началом войны страны-участницы, включая даже «Владычицу морей» Британию, наличием торпедных катеров не отягощали себя. Да, малые корабли имелись, но так, скорее в учебных целях.

Например, Королевский флот имел в 1939 году всего 18 ТК, немцы владели 17-ю катерами, а вот у Советского Союза в наличии было 269 катеров. Сказывались мелководные моря, в акваториях которых приходилось решать задачи.

Потому и начнем, пожалуй, с участника под флагом ВМФ СССР.

1. Торпедный катер Г-5. СССР, 1933 год


Возможно, специалисты скажут, что стоило бы сюда поставить катера Д-3 или «Комсомолец», но вот просто Г-5 было выпущено больше, чем Д-3 и «Комсомольцев» вместе взятых. Соответственно, эти катера однозначно взвалили на себя такую часть войны, какая вряд ли сравнима с остальными.



Г-5 был катером прибрежной зоны, в отличии от Д-3, который вполне мог работать на удалении от берега. Это был небольшой кораблик, который, тем не менее, всю Великую Отечественную войну работал на коммуникациях противника.

За время войны претерпел несколько модификаций, моторы ГАМ-34 (да, Микулинские АМ-34 стали глиссирующими) были заменены на импортные «Изотта-Фраскини», а потом на ГАМ-34Ф мощностью 1000 л.с., которые разгоняли катер до сумасшедших 55 узлов с боевой нагрузкой. Пустым катер мог разогнаться до 65 узлов.



Вооружение тоже менялось. Откровенно слабенькие пулеметы ДА заменили сперва ШКАСом (интересное решение, если честно), а потом двумя ДШК.

Пожалуй, минусом нужно считать необходимость разворота для сброса торпед. Но и это было решаемо, ТКА Г-5 провоевал всю войну и на боевом счету этих корабликов довольно приличная куча потопленных кораблей противника.

Кстати, огромная скорость и немагнитный деревянно-дюралюминиевый корпус позволили катерам тралить акустические и магнитные мины.



Достоинства: скорость, неплохое вооружение, дешевизна конструкции.

Недостатки: очень низкая мореходность.


2. Торпедный катер «Воспер». Великобритания, 1938 г.


История катера примечательна тем, что его британское Адмиралтейство не заказывало, а фирма «Воспер» разработала катер в инициативном порядке в 1936 году. Однако катер так понравился морякам, что был принят на вооружение и пошел в серию.



Торпедный катер обладал очень приличной мореходностью (в то время британские корабли были эталоном) и дальностью хода. Еще он вошел в историю тем, что именно на «Восперы» впервые на флоте поставили автоматические пушки «Эрликон», что очень существенно повысило огневую мощь кораблика.

Так как британские ТКА были слабыми соперниками немецким «шнелльботам», о которых речь пойдет ниже, пушка пришлась весьма кстати.



Изначально на катера ставили такие же двигатели, как и на советские Г-5, то есть, итальянские «Изотта-Фраскини». Начавшаяся война оставила и Великобританию, и СССР без этих моторов, так что перед нами еще один пример импортозамещения. В СССР очень оперативно приспособили авиационный двигатель Микулина, а британцы передали технологию американцам, и те стали строить катера со своими двигателями от «Паккарда».

Американцы еще усилили вооружение катера, ожидаемо заменив «Виккерсы» на «Браунинги» 12,7-мм.

Оружие Второй мировой. Торпедные катера


Где воевали «Восперы»? Да везде. Участвовали в эвакуации Дюнкерского позорища, ловили немецкие «шнелльботы» на севере Британии, атаковали итальянские корабли в Средиземном море. Отметились и у нас. 81 катер американской постройки был передан нашему флоту в рамках ленд-лиза. 58 катеров приняли участие в боях, два было потеряно.

Достоинства: мореходность, вооружение, дальность плавания.

Недостатки: скорость, большой экипаж для маленького корабля.


3. Торпедный катер MAS тип 526. Италия, 1939 год


Итальянцы тоже умели строить корабли. Красивые и быстрые. Этого вот не отнять. Стандарт для итальянского корабля – более узкий, чем у современников, корпус, потому чуть больше скорость.



Почему я взял в наш обзор именно 526-ю серию? Наверное, потому что они даже у нас нарисовались, и воевали в наших водах, хоть и не там, где большинство подумало.

Итальянцы хитрецы. К двум обычным моторам «Изотта-Фраскини» (да-да, все те же!) по 1000 лошадок они добавили пару движков «Альфа-Ромео» по 70 л.с. для экономичного хода. И вот под такими двигателями катера могли красться со скоростью 6 узлов (11 км/ч) на совершенно фантастические расстояния в 1100 миль. Или 2 000 км.

Но если кого-то надо было догнать, или от кого-то оперативно смыться – с этим тоже был порядок.



Плюс катер получился не только хорошим в плане мореходности, он вышел весьма универсальным. И кроме обычных торпедных атак мог вполне пройтись по подводной лодке глубинными бомбами. Но это больше психологически, поскольку гидроакустического оборудования на торпедный катер понятное дело, не поставили.

Торпедные катера этого типа участвовали в первую очередь на Средиземном море. Однако, четыре катера в июне 1942 года (MAS №№ 526—529) вместе с итальянскими экипажами были переброшены на Ладожское озеро, где они участвовали в атаке на остров Сухо с целью перерезать Дорогу жизни. В 1943 году их забрали себе финны, после чего катера служили в составе финских морских сил.


Итальянцы в России. На ладожском озере.


Достоинства: мореходность, скорость.

Недостатки: многофункциональность в итальянском исполнении. У катера было вооружение, но были проблемы с его применением. Один пулемет, пусть и крупнокалиберный – этого явно мало.


4. Патрульный торпедный катер РТ-103. США, 1942 год


Конечно, в США не могли сделать что-то маленькое и вертлявое. Даже с учетом технологий, полученных от англичан, у них вышел довольно массивный торпедный катер, что в общем объяснялось количеством оружия, которое на нем смогли разместить американцы.



Сама по себе идея заключалась не в создании чисто торпедного катера, а патрульного. Это видно даже из названия, ибо расшифровывается РТ как Patrol Torpedo boat. То есть, патрульный катер с торпедами.



Торпеды, естественно, были. Два спаренных крупнокалиберных «Браунинга» — вещь полезная во всех отношениях, а про 20-мм автоматическую пушку от «Эрликона» мы вообще молчим.

Зачем американскому флоту столько катеров? Все просто. Интересы защиты тихоокеанских баз требовали именно таких кораблей, способных в первую очередь нести патрульную службу и в случае чего оперативно смыться, если вдруг обнаружатся корабли противника.

Самым значительным вкладом катеров серии РТ стала борьба с «Ночным токийским экспрессом», то есть, с системой снабжения японских гарнизонов на островах.



Особенно полезными катера оказались в мелководных акваториях архипелагов и атоллов, куда остерегались заходить эсминцы. А торпедные катера перехватывали самоходные баржи и небольшие каботажные суда, перевозившие воинские контингенты, вооружение и снаряжение.

Достоинства: мощное вооружение, неплохая скорость

Недостатки: пожалуй, что и нет.


5. Торпедный катер Т-14. Япония, 1944 год


Вообще японцы как-то с торпедными катерами на заморачивались, не считая их оружием, достойным самурая. Однако, со временем мнение изменилось, поскольку успешная тактика применения американцами патрульных катеров сильно обеспокоила японское флотское командование.



Но беда крылась в другом: не было свободных двигателей. Факт, но действительно, японский флот не получил достойного торпедного катера именно потому, что для него не было двигателя.

Единственным приемлемым вариантом во второй половине войны сталд проект фирмы «Мицубиси», который назвали Т-14.

Это был самый маленький торпедный катер, даже прибрежный советский Г-5 оказался крупнее. Тем не менее, благодаря своей экономии места, японцы умудрились втиснуть туда столько оружия (торпеды, глубинные бомбы и автоматическую пушку), что кораблик получился весьма зубастым.



Увы, но откровенный недостаток мощности 920-сильного двигателя при всех достоинствах не сделал Т-14 хоть каким-нибудь конкурентом для американского РТ-103.

Достоинства: малый размер, вооружение

Недостатки: скорость хода, дальность.


6. Торпедный катер Д-3. СССР, 1943 год


Есть смысл добавить именно этот катер, поскольку Г-5 был катером прибрежной зоны, а Д-3 как раз обладал более приличными мореходными качествами и мог действовать на удалении от береговой линии.



Первая серия Д-3 строилась с двигателями ГАМ-34ВС, вторая пошла с американскими ленд-лизовскими «Паккардами».

Моряки считали, что Д-3 с «Паккардами» был намного лучше американских катеров «Хиггинс», которые приходили нам по ленд-лизу.

«Хиггинс» был неплохим катером, но низкая скорость (до 36 узлов) и бугельные торпедные аппараты, которые в условиях Заполярья замерзали напрочь, как-то ко двору не пришелся. Д-3 с такими же двигателями был быстрее, а так как еще и оказался меньше по водоизмещению, то и маневренней.



Низкий силуэт, малая осадка и надежная система глушителей делали наши Д-3 незаменимыми для действий у побережья противника.

Так что Д-3 не только ходил в торпедные атаки на конвои, его с удовольствием использовали для высадки десантов, подвоза боеприпасов на плацдармы, постановки минных заграждений, охоты за вражескими подводными лодками, охраны кораблей и конвоев, траления фарватеров (бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины).



Плюс это был самый мореходный из советских катеров, выдерживал волнение до 6 баллов.

Достоинства: набор вооружения, скорость, мореходность

Недостатки: считаю, что их нет.


7. Торпедный катер S-Boat. Германия, 1941 год


В конце у нас «Шнелльботы». Они действительно были весьма «шнелль», то есть, быстрыми. Вообще концепция немецкого флота предусматривала огромное количество кораблей, несущих торпеды. И тех же «шнелльботов» было построено более 20 различных модификаций.



Это были корабли несколько выше классом, чем все перечисленные до этого. Но что делать, если германские корабелы старались выделится всеми возможными способами? И линкоры были у них не совсем линкоры, и эсминец мог озадачить иной крейсер, то же самое и с катерами вышло.



Это были универсальные корабли, способные делать все, почти как наши Д-3, но обладали весьма впечатляющим вооружением и мореходностью. Особенно – вооружением.



Собственно, как и советские катера, немцы взвалили на свои ТКА все те же задачи по охране небольших конвоев и отдельных судов (особенно идущих из Швеции с рудой), в чем, кстати, преуспели.

Рудовозы из Швеции спокойно приходили в порты, потому что крупные корабли Балтийского флота всю войну простояли в Ленинграде, ничем не мешая противнику. А торпедным катерам и бронекатерам, тем более, подводным лодкам, «шнелльбот», напичканный автоматическим оружием, был не по зубам.



Так что контроль над доставкой руды из Швеции считаю главной боевой задачей, которую выполнили «шнелльботы». Хотя и 12 эсминцев, которые были потоплены за войну катерами – это не мало.

Достоинства: мореходные качества и вооружение

Недостатки: размеры, соответственно, не прекрасная маневренность.




Непростая жизнь была у этих корабликов и их экипажей. Не линкоры все-таки… Совсем не линкоры.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

137 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
    1. +23
      21 сентября 2019 07:03
      Автор о Г-5
      Вооружение тоже менялось. Откровенно слабенькие пулеметы ДА заменили сперва ШКАСом (интересное решение, если честно), а потом двумя ДШК.

      Торпедный катер Г-5 только исходя из официальных источников заводов его производивших имел свыше 11 схем различной архитектуры вооружения.
      Так что 7,62мм скорострельный ШКАС вместо ДА или ДТ - это закономерное конструкторское решение, особенно учитывая то, что отбивались наши «пятерочки» от авиации во время глиссирования! Благо катер не самолёт и места для боеприпасов куда больше.
      Да 12,7мм ДШК куда лучше, но их банально не хватало, даже для кораблей более высокого ранга, так что «за неимением гербовой пишем на обычной». Хотя Автор упустил ещё несколько серийных вариантов вооружения Г-5 - «Катюшами»! Нет я серьёзно и без шутки, наш герой минимум имел 4 варианта серийного вооружения направляющими для реактивных снарядов М-8.
      А ведь кроме серийных модификаций наши «пятерки» вооружались нештатными Максимами и ПВ на базе первого! На Чёрном море на них лепили 20мм ШВАКи и даже авиационные ДА-2 «штаны» в установках кругового вращения со списанных ТБ-3!
      Тоже самое и по двигателям! Война диктовала свои условия и катера выпуска 41 и 42 годов имели такую сборную солянку, которую иначе «слепили из чего было» не назовёшь! Так что красивые 50-55 узлов «летали» далеко не все «пятерки». Впрочем и торпеды применяли, по пирсам и причалам куда чаще, чем по кораблям противника!
      Ну последнее! Возможно сравнивая до военные торпедные катера, стоило вспомнить наш Ш-4, а если в общем за весь период войны, то Комсомольца и Юнгу!
      С уважением, Коте!
      1. +21
        21 сентября 2019 09:28
        Отличная статья! good
        Горжусь тем, что торпедные катера Г-5 строились в Моём Родном городе! В Тюмень были эвакуированы специалисты из Ленинграда, Херсона, Керчи, Николаевска, Рыбинска и Феодосии!
        Часто эти катера строились на Народные деньги, поэтому помимо номера получали названия: Тюменский Рабочий, Тюменский Комсомолец, Тюменский Пионер! Нам Сибирякам, так далеко живущим от моря... трудно в это поверить... НО - ЭТО БЫЛО на Самом деле!
        Кстати Первый Г-5, вооружённый Катюшами был построен как раз в Тюмени! Ещё ребёнком ходил в детский сад от этого завода, школьником ходил на экскурсии на Завод, слушал Ветеранов!
        К сожалению Тюменский Судостроительный Завод не пережил «лихих» девяностых...
        1. +2
          21 сентября 2019 13:44
          Интересно, есть ли в Тюмени памятник «Пятерочке»?
          1. +3
            21 сентября 2019 14:08
            К сожалению - НЕТ! Но, Люди знают - Люди помнят! hi
          2. +3
            21 сентября 2019 14:25
            Нету к сожалению
            1. +10
              21 сентября 2019 17:25
              Жалко!
              В музее боевой славы Урала (Верхняя Пышма, Свердловская область) стоит полноразмерный макет Комсомольца!
        2. +1
          22 сентября 2019 14:41
          Интересная деталь, что ТКА Г-5 был разработан на основе Туполевского поплавка для гидросамолета. (это даже во внешнем виде очень хорошо заметно).
          1. +2
            22 сентября 2019 18:26
            Цитата: Старый Скептик
            Интересная деталь, что ТКА Г-5 был разработан на основе Туполевского поплавка для гидросамолета. (это даже во внешнем виде очень хорошо заметно).

            =========
            Собственно говоря, как это ни странно звучит, они и проектировались в ЦАГИ под руководством А.Н.Туполева!
            1. +1
              22 сентября 2019 21:08
              Туполев долго над обводами не думал, а взял поплавок от недоделанного гидросамолета, увеличил его в несколько раз (мотор надчтройка и т.д.) и ву-аля торпедный катер. Он был всем хорош - "быстр, вынослив, и кормить почти не нужно". Но при волнении на скорости мало устойчив поскольку, так-как поплавок должен был работать в паре с собратом..
              1. +2
                22 сентября 2019 23:50
                Цитата: Старый Скептик
                Но при волнении на скорости мало устойчив поскольку, так-как поплавок должен был работать в паре с собратом..

                А отсюда все недостатки корпуса катеров Ш-4(Д-4) Г-5: помимо отмеченных вами, это низкая коррозионная стойкость корпусов "Итак, развитие торпедных глиссирующих катеров в СССР застопорилось на Г-5. Примечательно, что все удачные образцы глиссеров середины 30-х гг. имели дюралевые корпуса. По сравнению с нержавеющей сталью этот материал проигрывал и но механической прочности, и по стойкости к коррозии. Дюралюминий явно не подходил для постройки катеров дальнего плавания, а Советский Союз с его протяженными [178] морскими границами нуждался в таких кораблях даже больше, чем другие державы."
                http://and-kin2008.narod.ru/g5.html
                Ещё о недостатках катера Г-5 можно сослаться на статью на ВО "ошибка инженера Туполева"
                https://topwar.ru/2224-oshibka-inzhenera-tupoleva.html
                1. +1
                  23 сентября 2019 12:18
                  Цитата: амурец
                  А отсюда все недостатки корпуса катеров Ш-4(Д-4) Г-5: помимо отмеченных вами, это низкая коррозионная стойкость корпусов

                  В одном из номеров "Гангута" была статья по первым советским ТКА - там как раз описывались приводимые в документах по этим ТКА меры по предотвращению коррозии корпусов и меры по борьбе с коррозией, если та уже появилась. ЕМНИП, эти катера даже хранить нужно было в ангаре или на стенке (но ни в коем случае "у стенки" smile ).
                  1. +2
                    23 сентября 2019 13:31
                    Цитата: Alexey RA
                    В одном из номеров "Гангута" была статья по первым советским ТКА - там как раз описывались приводимые в документах по этим ТКА меры по предотвращению коррозии корпусов и меры по борьбе с коррозией, если та уже появилась. ЕМНИП, эти катера даже хранить нужно было в ангаре или на стенке (но ни в коем случае "у стенки"

                    Память вам не изменяет. Соломонов, Кулагин,.Торпедные катера серии Г-5. Вэтой книге приводиться целый букет недостатков катеров типа Г-5.
    2. +4
      22 сентября 2019 13:08
      Цитата: Siberiya
      но сравнение ттх судов и выводы на основе "моряки считали" не говорит о том что у кого то лучше или хуже. Здесь все же надо ориентироваться на боевое применение и их результаты.

      ========
      good drinks Браво! И НЕ ТОЛЬКО ЭТО!!! Нужно еще учитывать еще и задачи которые ставились перед ТКА ВМФ разных стран! А они были ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ!!!
      Необходимо учитывать не только ТТХ, но и соответствие "доктрине морской войны", географическим условиям, критерию "стоимость/эффективность", технологическому уровню развития стран, эффективность в боевых действиях и т.д. и т.п. ......
      Поэтому табличка (в начале статьи) - "выберете самый лучший" - с моей точки зрения НЕ ИМЕЕТ никакого смысла! Я лично тоже поучаствовал и назвал 3!!! Хотя это конечно БЕССМЫСЛЕННО....
      Например - Г-5 оказались для ВМФ СССР - самыми лучшими (по критерию "стоимость/эффективность")...... Но попробуй их задействовать в Тихом Океане!!! Толку - "0"!
      Немецкие "шельботы" выглядят самыми мощными.... А кто-нибудь СРАВНИВАЛ, СКОЛЬКО они стоят? СКОЛЬКО нужно "человеко-часов" на строительство??? Как по-мне так это всё равно, что сравнивать МПК "Альбатрос" с корветом "Гремящий"!!
      ---
      P.S. Надеюсь в следующих выпусках (уавжаемый мною Роман Скоморохов") не будет сравнивать "божий дар" с яичницей!!!!!
  2. +13
    21 сентября 2019 06:54
    А про стрельбу торпедами из Г-5 можно по подробнее?
    Желобковый ТА,торпеды носом по курсу,выстреливаьись назад и шли вперёд к цели. Минус в том , что нельзя стрелять с места,только с ходу.Ну,а маневр после залпа
    это аксиома.
    Фото интересные,но статья на монографию не тянет
    1. +1
      21 сентября 2019 07:06
      То же не понял. Зачем разворачиваться перед стрельбой?
      1. +6
        21 сентября 2019 07:30
        Да автор наверное неправильно выразился. Разворачиваться надо не перед стрельбой, а после выстрела отворачивать с курса торпеды.
        1. +16
          21 сентября 2019 08:05
          Катера с желобковыми торпедными аппаратами перед выстрелом резко ускорялись, сбрасывали торпеды и на скорости превышающей - торпедную уходили с ее курса в сторону!!!
          Так что произвести торпедный залп был ещё тот геморрой! Особенно учитывая, что перед атакой катер выходил на глиссер - «энто как на скаковой лошади галопом, только по волнам»!
          Так что переход на бугельные и трубные аппараты был куда более закономерен!
          Впрочем сами немцы желобковую концепцию торпедных аппаратов использовали даже после Великой Отечественной войны (серия ТК ГДР), впрочем как и поляки применяли описаный Вами выстрел торпедами по мишени после разворота (в корму), только аппараты были уже трубные!!!
          1. +4
            21 сентября 2019 08:13
            Да, так и есть. И это, наверное, большой минус, т.к. скрытная атака была практически невозможна из-за необходимости давать полный ход.
          2. +4
            21 сентября 2019 10:06
            Позволю вас дополнить.
            И у экипажа катера было меньше четверти минуты что бы уйти (отвалить) с боевого курса торпеды.
            P.S. «Отвалить» это не сленг, определение (возможно, мореходы меня поправят).
          3. +5
            21 сентября 2019 10:47
            Осмелюсь Вас дополнить. Минимальная скорость Г-5 при торпедной стрельбе - 17 узлов.
        2. +3
          21 сентября 2019 09:58
          Так точно :) Шикарно ответили.

          Пользуясь моментом, хочу напомнить аудитории, что ТК использовались и для разминирования минных полей.
          Вообще, тема для отдельной статьи.
          1. +7
            21 сентября 2019 10:38
            Цитата: Gnefredov
            Позволю вас дополнить.
            И у экипажа катера было меньше четверти минуты что бы уйти (отвалить) с боевого курса торпеды.
            P.S. «Отвалить» это не сленг, определение (возможно, мореходы меня поправят).

            Все верно! Впрочем в большинстве случаев «отваливали» торпедные катера, не из-за сброшенных торпед которые в основном шли на глубине 2 метров (заведомо ниже киля и винтов носителя), а по причине ухода от огня мишени! Хотя иногда командирские ТК пересекали курсы конвоев ставя дымовую завесу! Впрочем о том наши ТК были оборудованы специальными шашкодержателями Автор забыл упомянуть!
            С уважением, Коте!
      2. +9
        21 сентября 2019 11:16
        Цитата: Монар
        То же не понял. Зачем разворачиваться перед стрельбой?
        "На ВО была статья Ошибка инженера Туполева" Под статьёй ссылка
        "Ставить нормальный (трубчатый) торпедный аппарат на такой катер было нереально. Поэтому глиссирующие катера стреляли торпедами… назад. Причем торпеда выбрасывалась из кормового желоба не носом, а хвостом. В момент выброса включался двигатель торпеды, и она начинала нагонять катер. Катер, который в момент залпа должен был идти со скоростью около 20 узлов (37 км/ч), но не меньше 17 узлов (31,5 км/ч), резко отворачивал в сторону, а торпеда сохраняла исходное направление, одновременно принимая заданную глубину и увеличивая ход до полного. Надо ли говорить, что точность стрельбы торпедой из такого аппарата существенно ниже, чем из трубчатого".
        https://topwar.ru/2224-oshibka-inzhenera-tupoleva.html
        и ещё, торпедные катера КБ Туполева страдали от коррозии алюминиевой обшивки корпуса.
        "Окраска подводной части корпуса проводилась германским составом "Интертол", схожим с Кузбасслаком, при обработке дюраля для корпуса применялся метод "облагораживания" без отжига, который, как выяснилось, способствует коррозии. Поэтому все катера после возвращения из каждого плавания приходилось поднимать на береговую стенку, протирать керосином и хранить в крытых, хорошо вентилируемых помещениях. На воду их спускали только перед новым выходом в море"
        http://and-kin2008.narod.ru/g4.html
        1. +1
          27 сентября 2019 14:48
          Так Туполевские катера были продолжением идеи английских катеров. Потому и аналогичные ТА и все остальное. Ну, понятно, что опыт гидроавиации учли. Но схема с поперечным реданом для мореходных качеств идет в "-".
      3. +1
        22 сентября 2019 18:16
        Цитата: Монар
        То же не понял. Зачем разворачиваться перед стрельбой?

        =========
        Катер разворачивается не ПЕРЕД стрельбой, а ПОСЛЕ! С желобковых торпедосбрасываталей (именно торпедосбрасывателей, а не торпедных аппаратов!) торпеды соскальзывают назад (по ходу) и начинают движение к цели (вслед за катером), который после сброса отварачивает в сторону. Минус такого способа в том, что торпеда попадает в кильватерный след катера, что СУЩЕСТВЕННО снижает точность стрельбы! Ну и кроме того пускать торпеды можно только на БОЛЬШОЙ скорости (не ниже опеделенного минимума).
        К слову, на катерах Д-3 торпедосбрасыватели были расположены побортно, что позволяло выполнять пуски на ЛЮБЫХ СКОРОСТЯХ и даже "с места"! Чем кстати часто и пользовались. В.т.ч. на ЧФ, Д-3 часто применяли прием ночной атаки "из засады", дрейфуя недалеко от баз противника. Наличие торпедосбрасывателей (а не ТА) в данном случае имело то преимущество, что отсутствовал звук выстрела и вспышка, т.е. противник до самого конца не подозревал, что атакован и не предпринимал контр-действий.
  3. +7
    21 сентября 2019 07:26
    . Рудовозы из Швеции спокойно приходили в порты, потому что крупные корабли Балтийского флота всю войну простояли в Ленинграде, ничем не мешая противнику. А торпедным катерам и бронекатерам, тем более, подводным лодкам, «шнелльбот», напичканный автоматическим оружием, был не по зубам.

    Вопрос Автору? Сколько было бронекатеров в составе Краснознамённого Балтийского флота в 1941, «42», «43», «44» и «45» году? Именно в Финском заливе, без учета флотилий Ладожского и Онежского озёр!
    Противостоять немецким шнельботам, могли наши большие охотники, эскадренные тральщики, канонерки и сторожевые корабли! Только опять «зарада»!
    На Балтике у нас к зиме 41-42 годов, больших охотников и эскадренных тральщиков в сумме было немного больше чем бронекатеров морского класса, а канонерки и сторожевики стояли на артиллерийских позициях Кронштадта и Ленинграда, отбиваясь от сухопутных войск вермахта и охраняли наши коммуникации на Ладоге и Ниве!
    Если честно, то думаю любой выход наших надводных кораблей за минно-артиллерийскую позицию в Финском заливе вплоть до весны 1944 года, был равен их гибели!
    В историографии встречал описание попыток прорыва наших подводных лодок класса «Правда» и «Ленинец» зимой «41-42» годов! Одним словом «жуть»!!!
    С уважением, Коте!
    1. +1
      22 сентября 2019 19:54
      Цитата: Коте пане Коханка
      В историографии встречал описание попыток прорыва наших подводных лодок класса «Правда» и «Ленинец» зимой «41-42» годов! Одним словом «жуть»!!!

      Об этом хорошо рассказано в автобиографической книге командира подлодки Л-3 Балтфлота Петра Грищенко "Схватка под водой".
    2. +1
      23 сентября 2019 12:20
      Цитата: Коте пане Коханка
      Вопрос Автору? Сколько было бронекатеров в составе Краснознамённого Балтийского флота в 1941, «42», «43», «44» и «45» году?

      "Шхерные мониторы" МБК считаются? wink
  4. +2
    21 сентября 2019 07:33
    Пожалуй, минусом нужно считать необходимость разворота для сброса торпед.

    что за ерунда ?
    1. +7
      21 сентября 2019 08:07
      Ерунда! Человек просто не разобрался.
      С уважением, Коте! hi
      1. +3
        21 сентября 2019 08:15

        наверное спутали с этим.
        1. +5
          21 сентября 2019 08:39
          Возможно!
          Хотя думаю просто Автор, чтоб не быть обвинённым в плагиате, уж очень заковыристо описал применение желобковых торпедных аппаратов английской схемы!
          hi
    2. +2
      21 сентября 2019 11:51
      Скорее после сброса торпед, чтобы не раскидать их кильватерной струей.
  5. +11
    21 сентября 2019 08:33
    Говоря о торпедных катерах, стоит отметить, что перед началом войны страны-участницы, включая даже «Владычицу морей» Британию, наличием торпедных катеров не отягощали себя. Да, малые корабли имелись, но так, скорее в учебных целях.
    Например, Королевский флот имел в 1939 году всего 18 ТК, немцы владели 17-ю катерами, а вот у Советского Союза в наличии было 269 катеров. Сказывались мелководные моря, в акваториях которых приходилось решать задачи.

    «Все просто Ватсон» поговаривал Шерлок Холмс!
    В мирное время надо строить «большой флот». Малые катера удел нищих, а Советский Союз в «30-е годы» был именно нищим и индустриально слабым государством имеющим на вооружении чисто оборонительную морскую доктрину. От сюда и большое количество торпедных катеров и подводных лодок! Беда только в том, что кроме малой серии Д-3 экспериментальных (по одному) «эсок», Г-8 и Г-6, все наши ТК были класса «обороны морских баз», уже для охраны морских коммуникаций и борьбы со «шнельботами» не предназначались!
    По сути они затачивались против британского «бигфлота», который должен был пытаться прорвать минно-артиллерийскую позицию в Финском заливе, а тут «из-за угла» шхерный, ночью, на огромной скорости полсотни «пятерочек» с сотней торпед!
    Под это дело затачивались и наши ПЛ «Малютки» - две торпеды в залпе!
    1. +4
      21 сентября 2019 10:36
      Самое интересное, что на Северном флоте до 1 августа 1941 года ТК вообще не было.
      1. +6
        21 сентября 2019 10:55
        Утро доброе Антон!
        В принципе все логично! «Пятерочки» имели ограничение в три балла, ТД-3 имели малый запас хода для Северного театра боевых действий! По сути Северный флот на 1941 год находился на этапе своего становления, строилась инфраструктура, переводились боевые корабли, катера, подводные лодки и суда обеспечения, в том числе по внутренним водным путям.
        Реально планов было «грамадье», но началась война!!!
        Так что на севере мы отбивались, чем могли! Впрочем наши малые охотники не раз и не два нагибали немецкие хваленые шнелльботы!!!
        Доброго всем дня!
        1. +5
          21 сентября 2019 11:25
          На счёту ТКА-12 под командованием А.О. Шабалина, 7 побед (одна, впрочем, спорная)!
          1. +3
            21 сентября 2019 11:31
            Если я Антон не ошибаюсь! Из 250 побед наших торпедников подтвердилось немного более ста! Так что, все равно счёт значительный!!!
            1. +3
              21 сентября 2019 11:41
              У ТКА-12 только подводная лодка.
        2. +7
          21 сентября 2019 12:06
          На Севере как раз было чем и где отбиваться.
          1. Граница в 39 году не отодвинулась, оставив укрепрайоны в глубоком тылу
          2. Стратегия "танковых клиньев" не работала.
          А вот на море возникли проблемы, когда выяснилось что сопровождать конвои в своей зоне ответственности просто нечем. Напомню, первый конвой ("Дервиш") вышел из Ливерпуля 12.08.41.
          1. +5
            21 сентября 2019 13:41
            Адмирал Головко, в своих мемуарах писал, что если бы у него были эсминцы, крейсерские подводные лодки и крейсера на 21 июня 1941, то он не имел возможности их обеспечивать и возможно, в зимний сезон не обошлось без потерь в составе по техническим вопросам!
            Например единственные плавучие краны в Мурманске, были доставлены из Британии упомянутым Вами Антон Дервишем!!! Это к 44-му мы могли стоянку и ремонт корабельного состава вплоть до линкоров, в 41 увы мы были не готовы!!!
            Те же «Деревяшки» Д-3 начали строить в 1943 году! Подводные лодки и эсминцы с Тихого океана и с Чёрного моря мы начали переводить на Северный ТВД только с 1942-1943 года тоже не с проста! База в Мурманске была не готова принять!
            Впрочем все это доказывает, что мы войны не ждали и не хотели! Если бы мы вынашивали агрессивные планы, то могли насытить Северный флот, кораблями первых рангов с Балтики и Тихого океана, за одну навигацию. Подводными лодками и катерами по железной дороге и внутренними водными путями! Впрочем так и было сделано за год до войны и делалось в годы самой войны! Благо ТК и «Малютки» строились с учетом перевозки ЖД транспортом, а «Ленинцы» и «ЭСКИ» могли пройти по внутренним маршрутам!
            1. +3
              21 сентября 2019 14:32
              Я жутко извиняюсь, Влад, но:
              1. "Дервиш" в Мурманск не заходил, только "харрикейны" с эскортного авианосца перелетели в Ваенгу. Первый конвой принятый в Мурманске был PQ-6 (20.12.41.)
              2. Д-3 пошли в серию в 1939 году
              1. +3
                21 сентября 2019 17:44
                Антон зачем извинятся?
                В выходные я отрезан от своей библиотеки, комментарии пишу по памяти, так что могу банально ошибиться!
                Про понтонные американские краны я слышал от ветеранов в конце 90-х! Они утверждали что в Мурманск их привёз первый караван союзников в 1941. Так что я зная, что первым караваном был Дервиш я искренне думал, что он и привёз краны.
                Про Д-3 ошибка не моя, а Автора настоящей статьи!
                Заголовок!
                . 6. Торпедный катер Д-3. СССР, 1943 год

                С уважением, Влад!
                1. +2
                  21 сентября 2019 17:49
                  Это не совсем ошибка. До 43г. их построено 7 штук.
                  1. +2
                    21 сентября 2019 18:26
                    Антон, могу ошибаться, но их случайно до войны не именовали ТД-3?
                    1. +2
                      21 сентября 2019 19:08
                      Влад, не могу ответить, надо ковыряться в истории ленинградског завода номер 5 или мемуарах главного конструктора Ермаш Л.Л.
                  2. +2
                    22 сентября 2019 23:22
                    В интернете указывают о 26 Д-3 построенных с 1940 по 1942 год.
            2. +2
              23 сентября 2019 13:06
              Цитата: Коте пане Коханка
              Адмирал Головко, в своих мемуарах писал, что если бы у него были эсминцы, крейсерские подводные лодки и крейсера на 21 июня 1941, то он не имел возможности их обеспечивать и возможно, в зимний сезон не обошлось без потерь в составе по техническим вопросам!

              Дык... если главная база флота не может обеспечить корабли в базе электроэнергией, водой и паром с берега - о каком нормальном базировании может идти речь? ЭМ в главной базе были вынуждены держать под парами котел или гонять дизель-генераторы - в результате к июню 1941 ремонт ГЭУ требовался половине ЭМ СФ.
      2. 0
        27 сентября 2019 14:51
        Жутко даже представить эти консервные банки на Северном флоте. Чуть волна и надо снижать скорость и наступает полная жуть.
  6. +1
    21 сентября 2019 08:36
    Пожалуй, минусом нужно считать необходимость разворота для сброса торпед.

    belay Чё? Выкидывалась торпеда из желоба назад и шла ВПЕРЕД, по ходу катера!
  7. +5
    21 сентября 2019 08:50
    Пожалуй, минусом нужно считать необходимость разворота для сброса торпед.


  8. +7
    21 сентября 2019 08:58
    На РТ -106 командиром катера был лейтенант Джон Кеннеди, будущий президент США.
    Применение торпедных катеров во время войны резко отличалось от представлений об этом до войны.
    Появление на кораблях большого количества автоматических и скорострельных зенитных и универсальных орудий сильно ограничивало применение ТК по прямому назначению против боевых кораблей, хотя и применяли все равно - ночью, в тумане и тд. По транспортам, птнятно, применять ТК было проще.
    ПВО у катеров тоже было сомнительным, и это тоже накладывало отпечаток.
    ТК применяли скорее как универсальные- грузы доставляли, диверсионные и лесантные группы и тд.
    1. +7
      21 сентября 2019 10:10
      Ну, как сказать! 10 Героев Советского Союза, один из них - дважды. Это при небольшом численном составе подразделений. Это о чем-то говорит?
      1. +6
        21 сентября 2019 11:21
        Цитата: 3x3zsave
        Ну, как сказать! 10 Героев Советского Союза, один из них - дважды. Это при небольшом численном составе подразделений. Это о чем-то говорит?

        Антон, ты прав! Пускай большенство побед наших торпедников не подтвердилось, служба на ТК была далеко не простой. Стоит только посмотреть на эти букашки! А ведь из-за массовости, они использовались для спецопераций, десанта, курьерской, дозорной и противоминной службы! Возили они и грузы!
        1. +6
          21 сентября 2019 11:37
          Ну, собственно, вторую Звезду Шабалин получил за десантную операцию в Лиинахамари. А ведь начинал вообще с нуля! Разработал собственную тактику применения ТК.
      2. -5
        21 сентября 2019 12:31
        Это говорит, что Героя в ВМФ давали за любой, даже небольшой по меркам других флотов успех.
        1. +14
          21 сентября 2019 13:03
          Ну, если уничтожение двумя торпедными катерами эсминца и сторожевика в одном бою - это небольшой успех, что же по вашему большой? "Завалить" "Тирпиц" со спасательного плотика одной гранатой?
          Что до наград, ими Ставка, флот ой, как не баловала!
          1. 0
            21 сентября 2019 13:10
            А теперь подробнее про данном случае
            1. +3
              21 сентября 2019 13:20
              В каком месте подробнее?
              1. +1
                21 сентября 2019 17:55
                О потоплении эсминца и сторожевика двумя катерами.
                1. +3
                  21 сентября 2019 18:08
                  22.12.43. ТКА-12 в составе группы катеров атаковал немецкий конвой. В ходе боя были уничтожены эсминец и сторожевик эскорта.
                  1. +2
                    21 сентября 2019 18:18

                    22 декабря 1943 года совместно с катером ТКА-201 под командованием старшего лейтенанта Д. Л. Холодного участвовал в результативной атаке вражеского конвоя, состоящего из эсминца, шести сторожевых кораблей, десяти катеров-морских охотников и четырёх тральщиков, прикрывавших три больших транспорта. Паламарчук первым прорвался к цели и в торпедной атаке потопил миноносец, катер Холодного потопил транспорт водоизмещением 5000 тонн
                    Теперь можно узнать номер эсминца? Или миноносца?
                    1. +2
                      21 сентября 2019 18:47
                      Этого я сообщить не могу, потому как не знаю.
                      Встречный вопрос: Вы меня в чем-то уличить пытаетесь?
                      1. +2
                        21 сентября 2019 20:23
                        Так вот чтоб говорить о каком то событии, надо о нем знать. Насколько в этом бою был потоплен эсминец и сторожевика, я тоже не знаю, но не умаляя личного героизма советских катерников (как и остальных катерников, чтоб по бушующему морю гонять на скорлупках, надо иметь стальные бейцым в любом случае), но и любовь советского командования к припискам я тоже помню.
                      2. +2
                        21 сентября 2019 20:28
                        В незнании фактуры. Эти "победы" не подтвердились. Перекрёстная проверка по немецким и нашим документам, которую провёл М. Морозов это показала хорошо.

                        Ирония в том, что результаты катерников против надводных кораблей и судов были околонулевые.
                      3. +1
                        21 сентября 2019 20:35
                        То есть не было на счёту экипажа ТКА-12 шести уничтоженных надводников?
                      4. +5
                        21 сентября 2019 20:44
                        Нет.

                        Все балтийские ТКА за всю войну потопили СЕМЬ целей. И добили торпедами ещё один корабль, ранее подорвавшийся на минах.

                        Конкретно ТКА-12 имеет только один реальный успех - СКР V-308, 23 сент. 1941 года.
                      5. +2
                        21 сентября 2019 20:54
                        Шабалин первую Звезду получил "за присутствие на ТВД"?
                      6. +3
                        21 сентября 2019 21:00
                        Шабалин первую Звезду получил "за присутствие на ТВД"?
                        ,,,что-то сомнительно,что ГСС за просто так? request
                      7. +3
                        21 сентября 2019 21:08
                        ТКА-12
                        ,,,если ТКА-13 what
                      8. +2
                        21 сентября 2019 23:19
                        Да, тут какой-то косяк, я тоже заметил.
                      9. +5
                        21 сентября 2019 21:07
                        Я его наградной лист не читал. Но статистика именно такая.

                        Вообще ВОВ показала абсолютную бесполезность ТКА в том виде, в котором у нас их применяли.

                        7 побед на Балтике, 10 на Севере, 4 на Чёрном море.

                        Это если от торпедных атак. При этом немалые потери и расход огромных ресурсов на постройку.

                        Есть ещё суда противника, повреждённые пулемётным огнём и подорвавшиеся на минах, выставленных с катеров. Там цифры сравнимые.

                        Эсминец катерниками поражён только один за всю войну - Z-34, уже в 45-м году при Данциге. (ТК-266, 269).
                      10. -1
                        21 сентября 2019 21:12
                        А Вы почитайте. Ресурс podvignaroda.ru
                      11. 0
                        21 сентября 2019 21:20
                        Выше уже выложили. Но эти победы в итоге не подтвердились. Возможно он просто не попал. У Балтфлота ужасная статистика по количеству выпущенных торпед на поражённую цель.
                      12. -1
                        21 сентября 2019 21:29
                        Выше, господин Тимохин, я задал Вам конкретный вопрос, отвечая на Ваши обвинения в незнании фактуры. Вы же в свою очередь опять рассуждаете о статистике, причём по Балтийскому флоту.
                      13. 0
                        21 сентября 2019 21:45
                        Перепутал Балтийский ТК-12 и северный ТКА-12

                        По Шабалину.
                        Из наградных листов вполне себе следует, что ГСС ему можно было давать и без учёта побед.

                        Касательно реальной статистики этого командира - по одному транспорту на каждом из катеров, которыми он командовал. 165 и 200 тонн. 20% всех побед катерников СФ в торп. атаках.

                        Так пойдёт?
                      14. +3
                        21 сентября 2019 22:04
                        Нет, не пойдёт.
                        Про "немалые потери". 367 погибших катерников за всю войну на всех морских ТВД.
                        Про "расход огромных ресурсов на постройку". В 43г. было возобновлено строительство серии Д-3. Это при наличии " халявных" лендлизовских поставок данного класса техники. И начинка у "деревянных" была наполовину импортная. Вы считаете, что на третьем году войны не научились ресурсы считать?
                        И да, я по-прежнему не разбираюсь в фактуре?
                      15. 0
                        21 сентября 2019 22:18
                        367 погибших катерников за всю войну на всех морских ТВД.


                        Мало что ли? Это ровно стрелковый батальон+3 человека, состоящие полностью из отчаянных, и грамотных моряков. Думаете, их некуда было бы применить с пользой, большей, чем это имело место в реальности?

                        Про "расход огромных ресурсов на постройку". В 43г. было возобновлено строительство серии Д-3.


                        Г-5 Вы технично забыли.

                        Вы считаете, что на третьем году войны не научились ресурсы считать?


                        А может пораньше период взять?

                        И да, я по-прежнему не разбираюсь в фактуре?


                        А что изменилось-то за прошедший час?
                      16. +4
                        21 сентября 2019 23:01
                        1. Думаю, некуда. Если только свести их в стрелковый батальон и отправить затыкать очередную брешь на фронте.
                        А так люди сражались и погибли на своём посту , делая именно то, чему их учили.
                        2. Не забыл. Их строили до 44 года. Про проект 123бис, г.в. 1943-45 (33шт.), тоже не забыл.
                        3. А пораньше у страны не было возможности, не то что строить, ремонтировать что-то более крупнотоннажное, кроме как в Архангельске.
                        4. Изменилось моё мнение о Вашей осведомленности и беспристрастности (но это мои проблемы)
                        5. Ваше мнение о бесполезности "москитного флота", только Ваше мнение, и слава Богу!
                      17. 0
                        23 сентября 2019 22:09
                        А как же т-31.
                      18. 0
                        23 сентября 2019 22:02
                        Самый крупный боевой НК потопленный советскими НК, как раз на счету ТК.
          2. +1
            21 сентября 2019 21:25
            Это, случайно, не про атаку Гуманенко? Номер (название) эсминца сообщите. И сторожевиков тоже.
            Если коротко - не было такого.
            1. +2
              21 сентября 2019 21:33
              На данный момент - про Шабалина.
      3. +2
        21 сентября 2019 15:07
        И о чем это говорит?
        1. +4
          21 сентября 2019 15:23
          Вероятно о том, что катерники действительно воевали на море. Не поймите превратно, ВМФ сколько угодно может гордится Сафоновым и Раковым, но все же они летчики.
          1. +3
            21 сентября 2019 16:32
            по моему, это говорит только о личных качествах отдельных награжденных моряков и никак не характеризует предмет обсуждения- сами катера.
            1. +3
              21 сентября 2019 16:54
              С последним - согласен!
              Однако, воюют люди...
    2. +5
      21 сентября 2019 10:56
      РТ -106 командиром катера

    3. +5
      21 сентября 2019 11:03
      а вот на РТ-109 wink





      1. +1
        21 сентября 2019 15:09
        Да, у меня опечатка. На рт-109.
      2. 0
        21 сентября 2019 21:27
        Сборная модель РТ-109 в масштабе 1/35 есть в продаже. Если будет в 1/700 - обязательно сделаю.
  9. +3
    21 сентября 2019 09:43
    В (далеком уже) 2013 году, на «ВО» была статья Вадима:
    https://topwar.ru/2224-oshibka-inzhenera-tupoleva.html
    Статья, безусловно спорная но интересная.

    Не буду принимать участие в голосовании. Почему? Тема неоднозначна. При определённых условиях, тот или иной ТК окажется в наивыгоднейших условиях. Нельзя как-то однозначно отдать приоритет тому или иному изделию. Вот если вопрос звучит: какой из ТК максимально эффективен:
    - в Северном Ледовитом Океане;
    - в Чёрном море;
    - на Балтике.
    (Зимой? Весной? Летом?). Тут можно было бы и подумать как верно проголосовать. А так, уж очень широко поднят вопрос.
    hi
  10. +11
    21 сентября 2019 11:17
    Для меня на первом месте S-боты! Если брать в расчет сравнения,то немцы за счет увеличения водоизмещения получили более мощные и универсальные корабли,нежели просто торпедный катер. Большая дальность плавания за счет дизелей и исходя из этого меньшая пожаоопасность, размещение более мощного вооружения,приличнее мореходность. Это своего рода микроминоносцы. Скорость на уровне обычных ТК других стран. То,что автор указывает меньшую маневренность,то этот параметр не критичен. При столкновении с себе подобными и при наличии автоматического оружия это не столь важно, а при столкновении с крупным противником скоростных данных и той маневренности,которая была у них вполне достаточно,что бы выйти из боя. Увеличенные размеры в бою с себе подобными дают лучшую боевую устойчивость....Так что именно S-боты лично для меня сидят на вершине пирамиды среди описанных сегодня образцов hi Замечательные действительно универсальные корабли для прибрежной войны smile
    1. -2
      21 сентября 2019 15:26
      Это именно то, что не хотел обсуждать.
      (трахнет тебе на голову пол-тонны тротила).
      Злят, офисные животные. Вообще, без тормозов.
    2. 0
      22 сентября 2019 01:00
      Переживал на своей шкуре пятибальный шторм.
      Врагу не позавидую.
  11. 0
    21 сентября 2019 11:21
    Спасибо за статью! Из всех кораблей 2МВ мне больше всего нравятся МО-4 и ТКА- Д-3, Г-5, *Воспер* и Шнельбот! и не спрашивайте- почему? сам объяснить не могу!
  12. -1
    21 сентября 2019 11:25
    немагнитный деревянно-дюралюминиевый корпус

    И это на Г-5....
    А говорят ,что дюралюминий в СССР был в страшном дефиците .....
  13. +2
    21 сентября 2019 11:50
    Алистер Маклин "Пушки острова Наварон"
    "...Оснащённый мощными авиационными моторами торпедный катер шёл средним ходом...
    ...
    ... Но произошла какая-то заминка.
    — Держу пари на пять фунтов, что отказал мотор, — проворчал Браун. Акцент выдавал в нём шотландца.
    — Совершенно верно, — удивился Мэллори. — А как вы узнали?
    — Беда с этими проклятыми двигателями, — буркнул Браун. — Они у торпедных катеров своенравны. Как киноартистки."

    Где-то еще попадалась инфа о ненадежности двигателей английских ТК. Старый стал, память девичья.
  14. +2
    21 сентября 2019 11:54
    У Г-5 были серьезные проблемы с обслуживанием. Алюминий и соленая вода
    1. 0
      21 сентября 2019 15:30
      lol ага. Там, даже круче.
  15. 0
    21 сентября 2019 11:59
    В игрушках Г-5 пользуется определенной популярностью.
    1. +7
      21 сентября 2019 14:58
      soldier ...И он же в кино (немом) feel
  16. 0
    21 сентября 2019 12:31
    А что за аббревиатура ТКА? У англов был термин МТВ мотор торпеден боат, бали артилерийские МGB мотор ган боат, кстати у Д-3 торпедные установки тоже были бугельные
    1. 0
      21 сентября 2019 13:30
      Любопытная аббревиатура, можно вас попросить тему раскрыть?
      Спасибо!
    2. +1
      21 сентября 2019 15:26
      Возможно это обозначение принадлежности к определенному дивизиону?
  17. +4
    21 сентября 2019 13:18
    Автор о Д-3
    «Так что Д-3 не только ходил в торпедные атаки на конвои, его с удовольствием использовали для высадки десантов, подвоза боеприпасов на плацдармы, постановки минных заграждений, охоты за вражескими подводными лодками, охраны кораблей и конвоев, траления фарватеров (бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины).
    Плюс это был самый мореходный из советских катеров, выдерживал волнение до 6 баллов.
    Достоинства: набор вооружения, скорость, мореходность
    Недостатки: считаю, что их нет. »
    По сути Автор прав, но один недостаток у «деревянных» был - отсутствие радара и гидрофона!!!
    В этом американцы и британцы поставляющееся нам по ленд-лиз превосходили наш Д-3!!!
    1. +3
      21 сентября 2019 14:47
      В рамках соглашения о ленд-лизе из США в СССР было поставлено:
      ,,,90 катеров типа «Vosper» (РТ-53—60, РТ-400—449, РТ-661—692);
      55 типа «Higgins» (РТ-85-87, 89, 197, 265—276, 289—294, 625—656);
      60 типа «Еlсо» (РТ-498—504, 506, 508, 510-521, 552-554, 556— 563),
      30 катеров (РТ-731—760) в разобранном виде.
      По сути все катера серии Д-3 (ТКА) поставки американцев.
      1. +4
        21 сентября 2019 15:22
        Патрульный торпедный катер РТ-103
        ,,а почему 103? это просто номер был,серии РТ. И их было построено с 7 декабря 1941 года по 1 октября 1945 года 690 шт.


      2. +2
        21 сентября 2019 15:31
        Стоп, Сергей! Д-3 это отечественный проект П-19-ОК.
        1. +2
          21 сентября 2019 15:40
          3x3zsave ( антон) Сегодня, 16:31
          laughing так я неправильно наверно что сказал. what
          Торпедные катера в в СССР ВОВ обозначение имели ТКА? Шабалин А.О командир торпедного катера ТКА-12 типа «Д-3» так или нет?
          1. +2
            21 сентября 2019 15:42
            Совершенно верно! В чём подвох?
            1. +2
              21 сентября 2019 15:42
              Стоп, Сергей!
              request
              1. +2
                21 сентября 2019 15:48
                Вы сказали, что Д-3 сплошь лендлизовские поставки, я назвал номер проекта по которому они строились. Или мы недопоняли друг-друга?
                1. +2
                  21 сентября 2019 15:54
                  ,,,смешались в кучу laughing так что же я хотел what
                  Роман в статье не очень характеризует американские поставки РТ, Д-3 сколько выпущено СССР и сколько составили поставки РТ?. Всем им (Д-3 и РТ)присвоили обозначение ТКА. В основном все герои-торпедоносцы воевали на ленд-лизовских катерах. winked вот что yes
                  ,,,или Вы подумали,что я восхваляю американцев bully
                  1. +2
                    21 сентября 2019 16:01
                    А, понял! Д-3 выпущено 73 штуки. Шабалинский ТКА-12 был отечественного производства.
                    1. +4
                      21 сентября 2019 16:27
                      Шабалинский ТКА-12
                      ,,,это да,а вот Быков Василий Иванович
                      Торпедный катер «ТКА-242» под командованием старшего лейтенанта Быкова В. И., вырвавшись вперед и стремительно промчавшись вдоль всего конвоя в 10 кабельтовых (1852 метра) от него, поставил длинную дымовую завесу. Это обеспечило скрытный подход остальных катеров. Внезапно появляясь из плотной дымовой завесы, они стремительно атаковали транспорты и быстро исчезали. Сильный огонь вражеских кораблей и береговых батарей оказался малоэффективным. В течение 37 минут боя 13 катеров выпустили 25 торпед. Внезапность и стремительность, точный расчёт позволили катерникам блестяще выполнить боевую задачу. Противник потерял 14 транспортов и кораблей охранения, а 3 корабля получили повреждения. Это был самый значительный и один из наиболее успешных боев североморских торпедных катеров.


                      ТКА-242 это PT-431 (построен 25 января 1944 г.-6 февраля 1944 г.), получен в рамках ленд лиза в марте 1944г. примерно такой:
                  2. +3
                    21 сентября 2019 17:28
                    "Восхваляю американцев"
                    Ну, я ж не Капцов! laughing
  18. Комментарий был удален.
  19. +5
    21 сентября 2019 14:56

    Спуск Торпедного Катера В Хэмптоне На Темзе (1939) soldier

    PT 109 проходят Панамский канал 1943 soldier
    1. +1
      21 сентября 2019 15:14
      Головной рт-103
      На 109 служил Кеннеди
  20. +6
    21 сентября 2019 15:13
    hi ...В конце у нас «Шнелльботы». Они действительно были весьма «шнелль», то есть, быстрыми..
  21. +5
    21 сентября 2019 15:43
    ...Случайно, ко всему прочему, подвернулся Итальянский торпедный мини-катер MTSM recourse
    Годы в эксплуатации 1940—1945
    Построено около 100
    Основные характеристики
    Водоизмещение 3 тонны
    Длина 8,5 метра
    Ширина 2,48 метра
    Двигатели 2 х Alfa Romeo AR 6c
    Мощность 190 л.с. (общая)
    Скорость хода 34 узла
    Экипаж 2
    Вооружение
    Минно-торпедное вооружение 1 х 450-мм торпеда или 2 х глубинные бомбы
    из Wiki
  22. +2
    21 сентября 2019 18:40
    Цитата: Gnefredov
    Позволю вас дополнить.
    И у экипажа катера было меньше четверти минуты что бы уйти (отвалить) с боевого курса торпеды.
    P.S. «Отвалить» это не сленг, определение (возможно, мореходы меня поправят).

    поправлю))) - отваливают от стенки, причала, борта другого судна. В нашем случает - катер отворачивает с курса движения торпед! hi
  23. +1
    21 сентября 2019 19:05
    Хороший обзор. И тема оригинальная. Мало о торпедных катерах материалов. Автору спасибо!

    Кстати, по моему с фотографиями есть какая то путаница, мне кажется что в раздел Восперов у автора затесалось фото американского четырехторпедного PT..
  24. +5
    21 сентября 2019 21:25
    Коте пане Коханка (Владислав), уважаемый, как и уважаемый 3x3zsave ( антон) вынужден чуть-чуть Вас поправить, хотя и совсем не по торпедным катерам . В 1941 году ни мы, ни британцы не были уверены, что Мурманск устоит под ударами немцев. Именно поэтому с августа по ноябрь 1941 года британские подводные лодки"Тигрис" и "Трайдент" базировались у нас, именно британские, а не наши подводники-североморцы, потопили первые немецкие суда в Баренцевом море. В случае выхода СССР из войны британские подводники должны были утопить эсминцы СФ, чтобы они не достались немцам. Осенью 1941 года была достигнута договорённость о базировании на Йоканьгу и Архангельск 6-ой британской флотилии тральщиков (5-6 кораблей) для охраны морских конвоев из Британии в Архангельск и обратно (так называемые корабли местного конвоя)...Страх потери Мурманска и его бомбардировки немцами привёл к тому, что в Архангельский порт эвакуировали углеперегружатель "Вотан" , 2 портальных крана г/п 7,5 т и ж.д. кран г/п 6 т. Так что и эсминцы на СФ в 1941 году были и кое-что из портового оборудования было в Мурманске...В 1942 г. с конвоем PQ-15 пришло в Архангельск британское судно-кран "Эмпайер Бард", а с PQ-16 "Эмпайер Элгар" с тяжеловесными грузовыми стрелами ( две - по 50 т, 4 - по 15 т, 4 - по 5 т.). Они попеременно работали летом - в Архангельске, зимою - в Мурманске, на разгрузке грузов - тяжеловесов. Ушли оба судна обратно в Великобританию летом 1944 г.
    1. +3
      21 сентября 2019 21:39
      Замечательный комментарий, камрад! К сожалению, мобильная версия не отражает имен.
  25. +5
    21 сентября 2019 21:44
    Проголосовал за шнелль-бот. Потому, что крупнее и мореходнее. Следовательно, можно установить больше вооружения и приборов управления стрельбой. Кстати, если не ошибаюсь, деревянные.
    Вообще, сложно сравнивать катера, создаваемые под разные задачи и для разных театров. Г-5 самый маленький и шустрый, может быстро перемещаться и наводить шухер. Или разведгруппы высаживать. Или человек 30 десантников. Как платформа для оружия - никак. Ибо ввиду малых размеров и малой мореходности точность стрельбы никакая. Да, на Чёрном море на них ставили и направляющие реактивных снарядов. Точность плохая, но отогнать немцев от наших кораблей получалось неплохо. Тут уж какая задача стоит: утопить больше врагов или защитить своих.
    Вообще глубоко уважаю и Г-5 и Д-3 и тех, кто на них служил. В каких условиях люди на них служили почитайте у Проценко "Мгновения решают всё". Модель Г-5, стоящего в засаде в бухточке в масштабе 1/700 у меня есть wink .
    Фото Кеннеди и экипажа РТ-109 - класс! Бравые геройские парни, этакие "капитаны Америка". Вспомнилась старая весёлая комедия "Флот Макхейли".
    За творчеством Мирослава Морозова слежу лет 20. Очень авторитетный специалист. Рекомендую его книгу "Советский подводный флот 1922-1945". Очень серьёзное всестороннее исследование о Советском подводном флоте в указанный период.
    Дальше ждём сравнения сторожевиков-фрегатов-корветов-миноносцев?
    1. +3
      21 сентября 2019 21:58
      Бравые геройские парни, этакие "капитаны Америка

      ,,,как бы то небыло, а остатки экипажа Кеннеди спас,после того как их протаранил японский крейсер "Амагири".
  26. +5
    22 сентября 2019 00:26
    Почему то за бортом остались британские Vosper 73 foot motor torpedo boat Tipe I и Tipe II, выпускавшиеся в 1943-1945 гг.

    Vosper 73 ft Type I MTB
    В варианте Type I при скорости 40 узлов нес 4 × 18 in (457 mm) торпедных аппарата,1 × 20mm Oerlikon и 2 × .303 Vickers K пулемета.
    1. +5
      22 сентября 2019 00:39

      В варианте Vosper 73 ft Type II MTB при то же скорости в 40 узлов вооружение состояло из двух 18-inch (457 mm) торпедных аппаратов, пушки QF 6 pdr (57mm) Mark IIA, 20mm Oerlikon и двух 0.303 Vickers.
  27. +1
    23 сентября 2019 08:22
    маленькие да удаленькие
  28. +1
    23 сентября 2019 16:24
    Проголосовал за 1 место Воспера. Это первый серийный торпедный катер с круглоскулыми мореходными обводами. По сути большинство последующих ТКА США и часть Англии есть повторение его типа.
    Автор упустил ещё один тип ТКА - английской фирмы Fairmile, крупных универсальных катеров с водоизмещением до 120т, с вооружением 2-4 ТА и разнообразными пушками, вплоть до 57-мм противокатерных. Катеров этой фирмы в состав королевского флота вошло до 250 штук, это отдельная глава истории флота.
    По типу Д-3. Опытный катер испытывался в 1940г и при 3 моторах в 1200 л.с. показал отличную скорость в 48 узлов. На 5 заводе в Ленинграде заложили в 1939-1941гг крупную серию Д-3, но тут вдруг выяснилось, что авиапром не может поставить моторы. Первые серийные катера пошли с задержкой по срокам с моторами в 850 л.с., что сразу отбросило качества катера - скорость до 34 узлов. Положение спасли Паккарды, поставляемые нам по ленд-лизу. Однако, сдано было 73 Д-3 в варианте ТКА и ещё 56 достроено в варианте МО. Кроме того, на базе Д-3 был разработан проект унифицированного катера "200" - ОД-200, ТД-200 и ТМ-200.
    Слова, что Д-3 был лучше лендлизовских катеров, можно подвергнуть сомнению. Как по мореходности, так и по вооружение последние лучше и сильнее Д-3, оборудование гораздо более высокого уровня, и лучшее качество строительства, нежели в блокадном Ленинграде.
    1. 0
      23 сентября 2019 18:09
      Цитата: Гончар
      Автор упустил ещё один тип ТКА - английской фирмы Fairmile, крупных универсальных катеров с водоизмещением до 120т, с вооружением 2-4 ТА и разнообразными пушками, вплоть до 57-мм противокатерных

      ЕМНИП, Fairmile больше отметились в качестве "противокатерных катеров", предназначенных для борьбы со шнелльботами. Спираль истории совершила свой оборот - и через полвека опять появились "истребители миноносок". smile
  29. 0
    27 сентября 2019 02:18
    двоякое впечатление от статьи. Тема хорошая, но обзор урывочный и скудный, потому несерьёзный. Для половины катеров автор не указал скорость ("низкая скорость" - это не конкретный показатель). Про главное вооружение, благодаря которым этот вид катеров и получил своё название - торпеды - автор вообще не упомянул. В общем, к такой статье нужная ещё одна, с конкретикой, желательно с примерами боевого применения и т.д.
  30. -1
    29 сентября 2019 05:02
    Странно, что о катерах Элко нет упоминания в статье.
  31. 0
    7 октября 2019 15:30
    Наши торпедные катера были чистыми ТКА, роль "шнельботов" и "Восперов" с "РЕ-103" в нашем флоте выполняли "Мошки"
    А уж на роль МОшек в боевых действия ЧФ сложно переоценить!
    Самые героические ребята на флоте, наравне с морской пехотой дрались в самых тяжёлых местах и выполняли широчайший спектр задач! yes
  32. -3
    21 ноября 2019 19:08
    При сравнении катеров уместно было б дополнительно сообщить:
    1.Немецкие катера самые дорогие и постоянно испытывали сложности с поставкой дизелей ДМ.Упомянутые факторы не позволили развернуть массовое производство катеров по сравнению с Британией,СССР и США.
    В некотором смысле немецкие ТК аналоги танковых вундервафель типа Тигр.
    2.Советские Г-5 имели одно очень важное достоинство приминительно к особеностям водных бассейнов СССР-они могли быть переброшены по железной дороге(как ПЛ серии М) Таким образом на угрожаемом театре можно было сосредоточить большую ударную группировку.К сожалению есть которые этого не понимают...
  33. 0
    23 ноября 2019 20:28
    После войны был проект артиллерийского катера специально для борьбы со Шнельботами. Но потом интерес пропал.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»