Сражение за Крит как "пиррова победа" германских ВДВ

Летом 1941 года, в ходе нападения фашисткой Германии на СССР, многие военные специалисты обратили внимание на то, что германское командование практически исключило широкое применение своих воздушно-десантных войск на Восточном фронте. Соединения и части германских ВДВ воевали в основном в качестве пехоты, иногда в качестве штурмовых войск, да, воздушные десанты немцами применялись, но только в составе не больших подразделений и то только в ближних тылах Красной Армии, в основном для захвата или уничтожения особо важных отдельных объектов и не более того.

Сражение за Крит как "пиррова победа" германских ВДВ
Подбитый немецкий транспортный самолет Юнкерс Ю-52 падает на землю во время высадки на Крите. Второй самолет (на заднем плане) успешно сбросил десантников, раскрытые парашюты которых видны слева.


В чем причины такой осторожности германцев? К примеру, их танковые части и соединения наоборот мчались только вперед, не обращая внимания на свои открытые фланги и отставшие тылы, фактически немецкие танкисты заменили собой ВДВ, так как действовали решительно, дерзко, напористо и инициативно, а подразделения германских ВДВ на поле боя скромно следовали за ними в качестве обыкновенной мотопехоты.


Причиной такой «скромности» германских ВДВ, оказывается, был личный приказ фюрера, запрещавший использование германских воздушно-десантных войск в специальных масштабных десантных операциях, данный приказ состоялся по итогам операции по захвату о. Крит, проведенный силами германских ВВС и ВДВ в мае 1941 года.

Для чего вообще немцам понадобилось захватывать этот остров, находящийся в восточном Средиземноморье, да еще буквально накануне начала большой и серьезной войны против Советского Союза?

Многие исследователи полагают, что немцы серьезно опасались того, что, используя Крит как базу и своего рода непотопляемый авианосец, союзники начнут бомбардировки румынских нефтяных месторождений, имевших для Германии важнейшее стратегическое значение, так как без румынской нефти было практически невозможно вести войну против СССР, так что захват Крита являлся залогом успешного безостановочного продвижения германских танков на будущем Восточном фронте.

Сражение за Крит как "пиррова победа" германских ВДВ
Немецкие парашютисты десантируются на остров Крит под огнем противника


Из различных данных известно, что к началу операции гарнизон Крита насчитывал около 40 тыс. греческих и британских солдат, цифра кажется на первый взгляд внушительной, однако греческие войска, имели на боевых позициях в своем составе всего не более 14 тыс. солдат и те были практически без тяжелых вооружений и имели крайне ограниченное количество боеприпасов. Таким образом, данной группировке союзных войск было не легко противостоять не только германским десантникам, настоящей германской военной элите, но и даже обыкновенной пехоте вермахта.

Англичане прекрасно понимали, что плохо вооруженные греческие войска долго обороняться не смогут и поэтому главными силами, которые составляли основу противодесантной обороны Крита, являлись, в основном, их наиболее подготовленные кадровые пехотные полки Лестерский, Аргайлский и Сазерлендский, которые имели на вооружении даже легкие танки. Слабыми сторонами в обороне острова было также отсутствие транспорта, в связи, с чем невозможно было быстро перебрасывать войска с одного угрожаемого направления на другое, обороняющиеся также не имели на вооружении достаточного количества артиллерии и боеприпасов к ней. На вооружении ПВО, чтобы прикрыть хотя бы наиболее важные объекты, зенитных орудий было не более половины от необходимого количества.

По всей видимости, английское командование рассчитывало, в основном, на свои военно-морские силы, так как их боевые корабли почти полностью контролировали все прибрежные воды Крита. Все это, как им казалось, делало остров практически неприступным для традиционного на то время морского десанта, однако немцы ударили там, где их ожидали меньше всего, - с воздуха.

Германцы для вторжения на Крит создали специальную авиационно-десантную группировку, в состав которой входили: 11-й авиационный корпус, который привлекался для осуществления непосредственно высадки на остров и 8-й авиационный корпус, который должен был прикрыть все действия десанта на земле. Немецкие авиационные корпуса в общей сложности насчитывали 430 бомбардировщиков и 180 истребителей, более 500 транспортных самолетов и 80 планеров. Немцы имели полное господство в воздухе. Командование всей операцией осуществляло ведомство Геринга-Люфтваффе, германские ВДВ в то время входили в состав ВВС, также как и ПВО как у них говорили, все что летало, подчинялось борову-Герингу.

Сражение за Крит как "пиррова победа" германских ВДВ
Немецкий десантник, убитый еще в воздухе во время высадки на Крите


Для захвата Крита немецкое командование выделило 7-ю парашютную и 5-ю горнострелковую дивизии. Кроме этих основных частей, в состав десанта входили также части усиления. Парашютную дивизию немцы планировали десантировать на парашютах, а горнострелковую - на планерах и транспортных самолетах.

Всего в состав десанта, включая части, которые предполагалось доставить морем, входило около 23 000 человек. Несмотря на подавляющее преимущество в воздухе, штурм Крита являлся по прежнему очень рискованным и авантюрным мероприятием, так как Люфтваффе намеревалось захватить остров, расположенный почти в 100 милях от материковой части Греции, фактически без участия военно-морских сил, то есть при помощи только одних самолетов и десантников. Получалось, что численность сил вторжения была почти вдвое ниже, чем защитников острова. Немцы торопились и, как показали дальнейшие события, эта спешка при подготовке к столь серьезной операции чуть не привела их лучшие войска к настоящей трагедии и полному краху.

И вот день «Д» наступил, операция по захвату о. Крит под названием «Меркурий» началось ровно в 8.00 20 мая 1941 года. Сотни германских боевых самолетов заполнили небо над островом, штурмовики били точно по ранее вывяленным целям, буквально в течение первых минут налетов от штурмовок и бомбежек большинство позиций греков и англичан были разрушены, а многие зенитные расчеты уничтожены или на короткое время нейтрализованы, то есть попросту в панике разбежались.

Сражение за Крит как "пиррова победа" германских ВДВ
Сгоревший немецкий парашютист. Рядом стоит английский солдат с трофейным пистолетом Р.08 «Люгер». Операция «Меркурий» (высадка немецких войск на Крите)


Германские асы действовали четко по плану операции, вначале была нейтрализована большая часть средств ПВО противника, затем во вторую очередь были атакованы основные дороги острова, порты и многие другие объекты, обороняющиеся еще были в шоке и растерянности, когда вдруг прямо у них над головой появились сотни германских транспортников Ю-52, и вниз, словно горох посыпались тысячи германских парашютистов, затем в небе показались десятки планеров с горными стрелками на борту. Зрелище действительно было впечатляющим.

В результате общая численность войск, перевезенных немцами по воздуху, составила почти 23 500 человек, кроме того, самолетами были доставлены 353 орудия, 771 мотоцикл (главное транспортное средство германских парашютистов), 5358 десантных контейнеров с оружием и снаряжением и 1090 тонн различных грузов.

Вроде все для германцев началось удачно и мощно, казалось, что такую мощь остановить практически невозможно, но это только казалось, затем все пошло явно в разрез с планами, разработанными в уютных берлинских штабных кабинетах.

Многие из нас видели как десантируются современные ВДВ, боец-десантник с собой имеет не только личное стрелковое оружие, гранатометы, но и запас боеприпасов, продовольствия и т.д , то есть современный десантник приземлившись и освободившись от парашютных строп сразу же может вступить в бой и эффективно уничтожать не только пехоту противника но и многие бронированные цели.

Сражение за Крит как "пиррова победа" германских ВДВ
Немецкие десантники в окопе на Крите


У германских ВДВ в 1941г. при десантировании на о.Крит главным недостатком было то, что парашютисты во время десантирования имели при себе только ножи и пистолеты. Основное оружие и снаряжение сбрасывалось отдельно в специальных контейнерах. Это было вызвано, прежде всего, недостатками в конструкции парашютов и опасениями, что стропы могут зацепиться за выступающие предметы экипировки.

Такая тактика была бы вполне оправдана при выброске в безлюдных районах, однако на Крите десантирование происходило практически на позиции противника. В результате немецкие десантники после приземления гибли десятками, а то и сотнями, так как оказывались перед врагом практически безоружными, греки и англичане их просто безнаказанно расстреливали, не давая добраться до контейнеров с личным оружием.

В результате первая волна высадки немецкого десанта из состава 7ПД понесла крупные, в своем большинстве неоправданные потери. А вот зенитная артиллерия британцев пришла, наконец-то, в себя и открыла плотный заградительный огонь по германским транспортникам и парашютистам. Иногда окружающее наблюдали страшные картины - это когда подбитые германские самолеты разламывались на части прямо в воздухе, парашютисты высыпались из них словно картошка из мешка и гибли, не имея возможности раскрыть парашют с помощью вытяжного кольца. Так как конструкция тогдашнего немецкого парашюта не позволяла каким-либо образом изменить траекторию полета, так что в парашютном деле, как показал Крит, немцы были явно в отстающих, многих потерь среди десантников можно было бы избежать, имея на вооружении более совершенную посадочную технику.

Сражение за Крит как "пиррова победа" германских ВДВ
Немецкие солдаты и офицер на Крите


К вечеру первого дня, после многочасовых очаговых боев, большая часть намеченного плана немцев потерпела неудачу. Атаки парашютистов на многих направлениях были отбиты. Немецким войскам, высадившимся на планерах в районе Каньи, пришлось вести тяжелые бои, многие планера разбились вместе с людьми находящимися у них на борту. Попытка высадки морского десанта и та потерпела неудачу, все транспорты, на которых итальянцы, союзники немцев пытались перебросить десант на остров, были потоплены или отогнаны английскими боевыми кораблями. Весь остров был усеян обломками планеров, брошенными немецкими парашютами, контейнерами и множеством трупов, в основном из состава германской военной элиты.

Но немцам путем нечеловеческих усилий все же удалось зацепиться за остров, и британцы поняли, что просто так этот противник им не даст его добить окончательно, что борьба за Крит все еще впереди.

Командующий и главный создатель германских ВДВ генерал Штудент осознал реальную угрозу полного провала операции, однако, несмотря на давление со стороны главного командования, генерал решительно отверг предложение прекратить вторжение на Крит, в этом случае пришлось бы оставлять на реальную погибель, а попросту бросить на произвол судьбы несколько тысяч отборных германских десантных бойцов, ценой огромных усилий и потерь захвативших плацдармы и даже окопавшихся вокруг некоторых английских аэродромов.

Сражение за Крит как "пиррова победа" германских ВДВ
[
size=1]Немецкие десантники на позиции с пулеметом MG-34


После краткого совещания, ввиду отсутствия крупных резервов из состава парашютно-десантных частей, так как вся 7 ПД была в бою на острове, он принял решение о досрочной отправке посадочным способом на Крит третьего эшелона десанта в составе горных стрелков. Приказ был отдан, невзирая на реальное положение вещей, так как в руках немцев к тому времени не было ни одного полностью взятого под их контроль аэродрома, поэтому самолетам первой волны предстояло приземляться на фактически находящийся в руках врага небольшой горный аэродром.

И вот в течение 22 мая германские транспортные самолеты, несмотря на плотный зенитный огонь противника, сумели доставить на один из горных аэродромов под названием Малеме два пехотных батальона из состава 5-й горнопехотной дивизии, инженерный батальон и парашютную артиллерийскую батарею. Немцам приходилось расчищать посадочную полосу от горящих и подбитых самолетов с помощью захваченных английских танков. По словам очевидцев тех событий, в ходе высадки десанта не редко наблюдались такие катастрофические картины, достойные современных голливудских блокбастеров, это когда транспортник, загруженный до упора горными стрелками при посадке сталкивался с пытающимся взлететь другим Ю-52, раздавался взрыв, пламя, люди горели живьем прямо на глазах у тех, кому повезло, кто успел до этого выгрузиться перед ними, поле аэродрома Малеме после завершения боевых действий на Крите стало настоящим кладбищем германской транспортной авиации.

Британцы, понимая, что Малеме для немцев - это ключ к победе и в целом к овладению Критом, на протяжении всего дня атаковали этот аэродром практически беспрерывно, но немцы стояли на смерть, им отступать было некуда, и они устояли. Вскоре все атаки англичан были отбиты, и они вынуждены были отступить.

Наконец, 25 мая, на шестой день сражения, наступил перелом в битве в пользу германцев. Генерал Штудент вылетел из Афин в Малеме вместе со своим штабом, где на месте лично возглавил свои войска.

А вскоре, 27 мая, британцы поняли, что проиграли, их командованием был отдан приказ о начале эвакуации в Египет, и уже вечером 28 мая началась эвакуация в Египет измотанных и деморализованных английских войск. В этот же день 28 мая с моря успешно высадились главные силы морского десанта отряд итальянских войск в составе почти 6 тыс чел., которые и закрепили успех германских десантников окончательно.

Победа немцам досталась очень дорогой ценой, успех в боях за Крит ими был достигнут прежде всего благодаря всесторонней личной подготовке немецких десантников и горных стрелков, их умению вести бой в любых условиях местности и в любой обстановке.

Да, германскому командованию удалось довести операцию «Меркурий» до ее логического завершения, Крит в итоге был завоеван, однако победа оказалась по настоящему «пирровой» за две недели боев их десантные части потеряли только убитыми и пропавшими без вести около 4 тысяч человек, почти 3400 человек было ранено. Потери военно-транспортной авиации также катастрофические, из 500 военно-транспортных самолетов, принимавших участие в операции, в строю осталось только 185 единиц, после Крита германцы остались практически без своей транспортной авиации.

После окончания операции «Меркурий», генерал Штудент был вызван на «ковер» к фюреру, Гитлер, узнав о потерях, был в ярости, из громадного кабинета рейсхканцелярии доносились крики и упреки в адрес Штудента, в результате Гитлер запретил впредь проводить крупномасштабные десантные операции с участием ВДВ, возможно немцы были правы, что поступили таким образом, так как в дальнейшем опыт Второй Мировой войны в целом показал, что крупномасштабные операции воздушно-десантных войск слишком затратные и рискованные мероприятия, как, например, операции ВДВ, проведенные Красной Армией в 1943г. на Днепре и нашими союзниками в 1944г. в Голландии, которые к большим успехам не привели, а вот потери в людях и технике были довольно значительными.
Автор: Андрей Лебедев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 53
  1. Siga 11 июля 2012 08:48
    Немцы больные на всю голову! Не зря остановить их смогли только русские smile
  2. Vito 11 июля 2012 08:56
    Рискованная была операция, но по моему игра все же стоила свеч. Меня больше всего поразил факт высадки немецких десантников с пистолетами и штык-ножами, на головы противника! Это действительно серьезный прокол немецкого командования и чисто по человечески этих СТОЙКИХ воинов даже как то жаль! Ну а потери, по большому счету, для всех втянутых в войну стран, они еще только начинались. СПАСИБО за интересную статью! drinks
    Vito
    1. Tirpitz 11 июля 2012 10:27
      Вы правы, высадка без оружия это что-то. именно после военных учений в Украине в 1933г. приглашенные в качестве гостей в СССР немецкие генералы были поражены высадкой советских десантников. на следующий день был оддан приказ о формировании таких частей в Германии.
      Tirpitz
      1. Vito 11 июля 2012 11:23
        Tirpitz drinks МЫ же на ТЫ друже!
        Меня вот, что интересует. Тактика высадки без оружия у немцев откуда взялась? По хронике тех лет, наши бойцы вроде вооруженные прыгали? Или может я ошибаюсь?
        МАРГЕЛОВЦЫ! КТО НА САЙТЕ ПОЯСНИТЕ!
        Vito
        1. Мак 11 июля 2012 12:32
          Проблема в немецких парашютах. Они были неудачной конструкции: слишком большая скорость снижения и невозможность им управлять. Поэтому с грузом прыгать и не могли.
          Такая проблема странна, потому что у лётчиков немецких были нормальные парашюты.
          У наших же парашюты позволяли прыгать с оружием и боеприпасом.
          1. Bosk 16 июля 2012 23:01
            Наши прыгали с минимальним боекомплектом,основной боекомплект скидывался на вьюках.
        2. пришпек 11 июля 2012 20:51
          Я конечно не маргеловец. Служил в 80-х, командующим ВДВ был по моему Сухоруков. Для меня тоже новость, что немцы имели на вооружении такие парашюты. Прошу не пинать за упоминание врага всех патриотов Резуна, но он писал, что парашютную технологию мы покупали у американцев. В моё время на вооружении были парашюты Д- 4 и Д-5. Первый парашют не управляемый, его ещё называли "дубовым", второй - полууправляемый, имел две управляющие стропы и позволял развернутся по ветру. Для опытных парашютистов ( более 50-ти прыжков) существовала возможность сделать Д-5-й полностью управляемым. ( применять скольжение во всех направлениях и даже ускоренный спуск по спирали) Общий вес десантируемого не более 120 кг. Десантировались с АКС-74, РПКС-74, РПГ-16Дю, рациями, патронами в цынках и противогазами. Правда выстрелов к РПГ не было. АКС -74У швартовались двумя способами; по походному и по боевому. Второй способ позволял вести огонь в воздухе, до приземления. Само собой была возможность как принудительного раскрытия - кольцо, так и автоматического - прибор. Прибор ППК-У позволял варьировать раскрытие купола как по времени, так и по высоте, а АД-3УД только по времени Вообще купол этой системы - шедевр
          пришпек
    2. Fidain 11 июля 2012 22:42
      Soglasen polnostyu s taboi,i boicov zhalko atborni desant.No Генерал Штудент molodec,ne kazhdi general otvazhilsa s takimi pespektivami yeshcho bolshe desantnikov poselat.Ras nachel idi do konca.
      No posle uxoda anglichan Krit yeshcho soprativlyalsa,tam narod gordi i razvernuli partezanskuyu voinu v plot do osvobozhdenia.I sichas v Grecie,Kritikosi (tak nazivayut v grecie) eto samie bez bashenie lyudi.yesli v Afinax <Evropa> to tam po prezhnemu yest krovnie vragi,ne tak posmotrish na ix zhenshin i ubit mogut.
      Fidain
  3. AK-74-1 11 июля 2012 09:14
    Достойный противник - Немцы. Выиграть битву у таких солдат почетно и уважаемо!
    Наглы имея численный перевес очканули и сдернули с острова как крысы. Только с папуасами воевать умеют.
    1. Vito 11 июля 2012 09:34
      AK-74-1Здравствуйте.
      Цитата: AK-74-1
      Наглы имея численный перевес очканули и сдернули с острова как крысы. Только с папуасами воевать умеют.

      Бриты против немцев всегда пытались противостоять в различных коалициях. Не хватало у них силенок или боевого духа, с гансами один на один драться!
      Vito
      1. EvgAn 11 июля 2012 13:43
        Что за бред вы пишите? Бриты всегда воевали в коалиции не с одними гансами, а с такой же коалицией. Не перевирайте факты истории хотя бы.
        EvgAn
        1. Vito 11 июля 2012 17:36
          EvgAnСогласен с вами от части. В европе конфликтующие страны в основном всегда пытались найти себе союзников. Но по истории войн Бриты Немцам в подметки не годились, у них удача в военном деле всегда приходила при численном и техническом преимуществе.
          Vito
          1. Мак 11 июля 2012 17:50
            Так бритты, в принципе, всегда стремились воевать чужимит руками. Сухопутная армия у них была всегда маленькая.
  4. JonnyT 11 июля 2012 09:27
    Хорошая статья!!! Драться ножом и пистолетом с превосходящими силами противника - достойно уважения. Хотя у немцев поговорка была "Лучще 100 раз высадиться на Крите, чем провести 1 день под Сталинградом!"
  5. leon-iv 11 июля 2012 09:43
    Вот она порочность ВДВ.
    Ибо при неподавленном ПВО проводить высадку это дорого стоит.
    А в современной армии с ее насыщением ПЗРК?
    1. Vito 11 июля 2012 09:55
      leon-iv (1)Здравствуйте.
      Цитата: leon-iv
      А в современной армии с ее насыщением ПЗРК?
      Согласен с Вами, делать все эти операции становится с каждым десятилетием все сложнее и рискованнее!
      Но у нас ВДВ самые боеспособные части, НАМ без них никуда! drinks
      Vito
    2. AK-74-1 11 июля 2012 11:24
      В смысле порочность. Порочность в том, что нужно выполнять задачу? Попробуйте сказать это кому-нибудь из ветеранов гвардейцев Родимцева или Людикова, или морской пехоте из 9-го особого корпуса, или ветеранам частей НКВД прошедшим горы Кавказа и Эльбрус, или пограничникам на Кольском полуострове.
      Задачи нужно выполнять, как бы они не были сложны. Во всем можно искать негатив.
      Пограничники, ВДВ, МП и СпН - это те части, которые заведомо рискуют жизнью.уже тогда когда в них поступают на службу.
      1. leon-iv 11 июля 2012 11:29
        В смысле порочность.
        Неадекватность результатов к затраченным ресурсам.
        Пограничники, ВДВ, МП и СпН - это те части, которые заведомо рискуют жизнью.уже тогда когда в них поступают на службу.
        Риск должен быть оправдан.
        Вот давайте мне решите здачу.
        Как обезопасить выброску полка ВДД с приданными силами. Например от ПЗРК на участке десантирования.
        + Какой наряд сил и средств необходим для прикрытия с воздуха и последующее снабжение этих частей?
        1. AK-74-1 11 июля 2012 11:49
          Вы задаете вопросы исходя из сегодняшнего понимания.
          Если рассматривать отдельно операцию, например, Ржевскую наступательную или Финскую войну. Жертвы действительно есть. Но необходимо оценивать обстановку не только конкретного участка, но и всего ТВД. В этом плане фильм "Батальоны просят огня" очень реалистичен.
          Можно обсудить другой пример. Чечня, 6-я рота ВДВ. У ребят была возможность уйти. Была очевидная глупость в организации, ибо роту нужно было поддерживать тяжелой артилерией и штурмовой авиацией.
          Можно много делать предположений, но десантные операции очень эффективны.
          1. leon-iv 11 июля 2012 11:57
            Можно много делать предположений, но десантные операции очень эффективны.
            Вы на мой вопрос ответьте по наряду сил. И как обезопасить высадку?
            1. AK-74-1 11 июля 2012 13:15
              Вы сами сможете на свой вопрос ответить. Я сразу говорю, что постановка вопроса абсолютно не корректна, ибо отсутствует много необходимой информации, о времени и месте выброса. О составе частей противника, о ситстеме ПВО-ПРО, о подразделениях армейского ПВО и т.д.
              Основное в любой десантной операции - это внезапность и мобильность. Рассуждать о ситуации необходимо, исходя из конкретных условий, а не абстрактно.
              1. leon-iv 11 июля 2012 13:58
                Основное в любой десантной операции - это внезапность и мобильность
                Внезапность?
                Если брать впопуасов то там воздушный десант не нужен ибо смысла нет.
                А непопуасами будет и ЗГРЛС и ДРЛОиУ и ИА и перехватчии.

                Мобильность а вот тут нужно поговорить
                ВДВ в том виде что мы знаем стало неактуально еще в 70-80-годах. ВДВ в том виде что мы знаем появилось как детище холодной войны как и БМП . То есть по воздуху можно было перебросить войска Через зоны заражения после ЯО. А там уже выполнять свои задачи. Но по мере насыщения армий мира ПЗРК и ПТРК ситуация изменилась.
                Даже наш хорошо вооруженный полк ВДВ со средствами усиления тяжелая бригада противника скатает в мелкий блин достаточно быстро. А про зарубежный голозадый десант и говорить смысла нет.
                И там уже выполнять свою задачу
                1. AK-74-1 11 июля 2012 16:59
                  Дело в том, что в тупую лететь на аэроплане за 1000 верст без истребительной и бомбардировочной поддержки самоубийство. Но такие операции просчитываю и с учетом местного подполья, когда диверсионным группам на территории противника ставится задача сковывания противника, например аэродрома (занятное кино "В зоне особого внимания" и "Ответный ход" частично описывают такие мероприятия). Одновременно выбрасывается несколько тактических групп и далее ведется выброска основного десанта. Может быть с 1991 года что-то изменилось. Готов с Вами обсудить эту тему в другом месте и в другое время. Предполагаю, что наша высокохудожественная беседа вызовет массу интереса.
                  1. КапеллаН 11 июля 2012 22:17
                    Я согласен с АК-74-1,десант необходим и не заменим ,но это специфичный род войск,это не мотопехота.У десантников (будь-то морской или воздушный)свои задачи свои способы их решения.А по поводу затрат ,так смотря с какой стороны посмотреть.Цитата из книги:"Цель редко ,но оправдывает средства,хреново когда сам это средство"
            2. Вялик 11 июля 2012 13:18
              Один мой друг,служил в морской пехоте,так вот он говорил,что нам бы только нормально высадится,а там пусть по пробуют нас сковырнуть с плацдарма.Высадка это наверно самое сложное при десантных операциях.десант в воздухе или море более уязвим чем на земле.Когда мой отец провожал меня на службу в Советскую армию,он прошедший три года Великой Отечественной войны,говорил не ленись при первой возможности закапывайся в землю пусть окоп будет маленький,но на первое время сойдёт.И ни когда не расставайся с лопаткой и ложкой,потому,что рыть землю ими лучше чем руками.
              1. Альф 11 июля 2012 22:58
                Даже в теории, по военной науке-самый опасный и непредсказуемый момент-это, собственно, момент высадки.
                1. Bosk 16 июля 2012 23:08
                  Ну это ясен пень,прыгаать ночью на штыки это несамый безопасный метод развлечься.
    3. Альф 11 июля 2012 20:10
      При чем туту порочность ? По уставу , высадка десанта возможна только в условии ПОЛНОГО ГОСПОДСТВА в воздухе в районе высадки. В современной ПОЛНОМАСШТАБНОЙ войне вряд ли дело дойдет до высадки крупных соединений. К тому же, транспортные самолеты всегда сопровождает ударно-штурмовая авиация, которая и обеспечит режим спокойной высадки, да и никто не будет бросать десантников на передний край обороны противника.
      1. пришпек 11 июля 2012 21:32
        Leon-iv, АК-74-1, Альф

        Если не возражаете, позволю себе высказать свое мнение. Считаю массовое парашютное десантирование, а тем более с техникой, допустимым только в мирное время в качестве психологического оружия. Что будет в военное время, при противодействия противника, думаю ясно. Десант на Крит тому доказательство. Даже при полном господстве в воздухе и не достатке средств ПВО у противника операция была на грани провала. И это при переброске войск всего на 100 миль. Спасла немцев высочайшая подготовка личного состава и такой же боевой дух. Что будет с нашими ВДВ при попытке десантирования парашютным способом страшно представить. Не будет у нас ни превосходства в воздухе ни отлаженности взаимодействия авиации и ВДВ. Да. для нашего генералитета потеря четверти состава войск не критична и задачу ВДВ выполнят, но боюсь нам не дадут даже долететь до места десантирования. Свой взгляд на будущие ВДВ излогал ранее, можно посмотреть в коментах
        пришпек
        1. Bosk 16 июля 2012 23:13
          В КРУПНО МЕСШТАБНОЙ ВОЙНЕ ДЕСАНТИРОВАНИЕ ЭТОСТРЁМНО.ВЕДЬ ДЕСАНТУРА ТО-БИШЬ ЛЁГКАЯ ДИВИЗИЯ ПО ЛЮБОМУ ДОЛЖНА ПРОИГРАТЬ ТЯЖОЛОЙ,А ВЕДЬ ПОСЛЕ ВЫСАДКИ В ДАЙОН ДЕСАНТИРОВАНИЯ ПРОТИВНИК ЯВНО ПОДТЯНИТ НЕ ПОЛИЦЕЙСКИИ ЧАСТИ А ПОЛНЦЕННЫЕ ТЯЖЁЛЫЕ ДИВИЗИИ.
  6. posad636 11 июля 2012 10:09
    Как говорится:"Гладко было на бумаге....". При планировании операций обстановка оценивается из объема имеющейся информации, планирование осуществляется исходя их имеющихся средств. Но всегда в развитие ситуации вмешивается ряд ранее не известных обстоятельств. Достаточно вспомнить попытку освобождения американских дипломатов в Иране. Уж начто Ч.Бекуит профессионал, но его величество случай перечеркнул все его старания.
    Немецкая операция на Крите производит впечатление и многому учит.
    "Шоферское братство" http://shoferbratstvo.ru/
    posad636
    1. byrnas 11 июля 2012 10:19
      Цитата: posad636
      Достаточно вспомнить попытку освобождения американских дипломатов в Иране.


      Данная американская операция была еще большей авантюрой чем германская по захвату Крита, у немцев по крайней мере она достигла конечной цели, а у американцев получился полный конфуз...................
  7. Tirpitz 11 июля 2012 10:22
    Одной из идеальных операций немецких вдв была высадка и захват неприступного форта Ебан-Емааль в Голландии перед началом наступления. Если кому интересно могу статью выложить.
    Tirpitz
    1. Мак 11 июля 2012 16:21
      Только Эбен-Эмаэль, а то вы его название в что-то неприличное превратили.
      Хотя там немцам слегка повезло, это начало войны было и форт оказался неготов к ней.
    2. пришпек 11 июля 2012 22:05
      Эбен- Эмаэль, классический пример удачной операции десантников. Всего 84 бойца даже на время оставшиеся без камандира выполнили задачу. Операция по захвату Крита, на мой взгляд, результат головокружения от успехов. И тут немцам действительно повезло - удача на стороне храбрых. Но после этой удачи стало ясно, что задача воздушного десанта тактические и диверсионные операции. Мы же этого не поняли и до сих пор занимаемся массовым парашютным десантированием, да ещё с техникой
      пришпек
  8. Farn 11 июля 2012 10:26
    Вроде бы именно после этой операции стали FG-42 разрабатывать. Специально для десантников, дабы не только с ножом и пистолетом выпрыгивали
    Farn
  9. eSid 11 июля 2012 11:09
    Цитата: AK-74-1
    Достойный противник - Немцы. Выиграть битву у таких солдат почетно и уважаемо!
    Наглы имея численный перевес очканули и сдернули с острова как крысы. Только с папуасами воевать умеют.

    Ну почему же так - вон, Маркет Гарден проводили же :) При полном превосходстве в воздухе, технике, ресурсах, а каков итог? ;)
    eSid
    1. byrnas 11 июля 2012 11:43
      Цитата: eSid
      Ну почему же так - вон, Маркет Гарден проводили же :) При полном превосходстве в воздухе, технике, ресурсах, а каков итог? ;)


      По результатам Крита германцы пожалуй первыми пришли к неутешительному выводу что применение крупных сил ВДВ при помощи масштабных выбросок воздушных десантов крайне не эффективно из за больших потерь личного состава, союзники к этому выводу пришли гораздо позже немцев, последними были французы, которые высадили крупный десант при Дьенбьенфу во Вьетнами в 1954г., этот десант был практически весь уничтожен еще в воздухе............
      1. eSid 11 июля 2012 12:03
        Просто руководствуясь десантом на Крит, нефиг было проводить МГ.
        eSid
      2. Мак 11 июля 2012 12:35
        Наши к такому выводу, по-моему, не пришли до сих пор: в нашей доктрине массовые парашютные десанты до сих пор.
      3. Вялик 11 июля 2012 13:21
        Трудно с ножом и пистолетом противостоять пехоте вооружённой винтовками.
    2. Альф 11 июля 2012 22:55
      Маркет Гарден, я считаю, подвели 2 причины:
      1. Пренебрежение к данным агентурной разведки-проспали танковую дивизию СС.
      2. Отсутствие нормальной связи и координации с действиями наземных сил.
      Также, в действия военных вмешалась Большая Политика, впрочем, от нее всегда страдали армии всех стран и народов.
  10. Syrdon 11 июля 2012 11:14
    C ножом и пистолетом на врага, это надо быть очень сильным духом воином. Уважаю, несмотря на то, что они были нашими врагами.
    1. tverskoi77 11 июля 2012 16:01
      Да, они настоящие вояки. Как и МЫ!
      tverskoi77
  11. Мак 11 июля 2012 12:34
    Вообще потери в 4 тысячи для захвата такого острова как Крит (я там был, он большой) имхо небольшие. Вот самолётов много потеряли, это да.
    Просто тогда немцы ещё не привыкли к потерям, ВОВ была только впереди, а на западе потерь почти не было.
  12. апро 11 июля 2012 12:35
    Хорошо написано единственные кто исползовал парашутистов и победил это немцы .На сегодня использовать их большой вопрос
  13. 8 рота 11 июля 2012 12:37
    В целом операция принесла немцам весьма ощутимые стратегические плюсы: английский флот оказался фактически заперт в Александрии. Чтобы пройти на запад, англичанам теперь приходилось преодолевать участок, который они назвали "бомбовой аллеей". Там хозяйничали "Юнкерсы" с Крита и ройял флит нес существенные потери. Средиземное море перестало быть английским. Соответственно резко затруднилось снабжение английской группировки в Северной Африке. Ну а потери... Не все коту масленица...
    8 рота
  14. Братец Сарыч 11 июля 2012 12:55
    Хотелось бы узнать, откуда автор черпал свое вдохновение?
    По большому счету захват Крита ЕДИНСТВЕННАЯ удачная десантная операция такого масштаба! Больше не было ничего подобного! И потери для такого мероприятия не особо большие, а без потерь войны не бывает, это только в кино врагов убивают пачками, а своих только немного царапает...
    Не сочтите за нападки на ВДВ, но лично я не знаю примера какой-нибудь гладко проведенной большой операции за всю историю их существования! Все масштабные операции чаще всего заканчивались пшиком! Особенно показателен пример применения воздушно-десантной армии союзников, когда они не могли обогнать сухопутные войска и однажды высадившие десант в ТЫЛУ собственных войск!
    Братец Сарыч
    1. AK-74-1 11 июля 2012 13:57
      Не совсем соглашусь. Были очень интересные операции. Освобождение островов Курильской гряды. Керченско-Феодосийская наступательная операция 1941-1942 года.
      Были десанты в тылу квантунской группировки и т.д.
      Самая сложная часть это подход к месту высадки. В этот момент и десант и средства доставки наиболее уязвимы.
      1. Братец Сарыч 11 июля 2012 18:13
        Острова Курильской гряды освобождали морскими десантами, причем фактически Япония уже объявила о готовности капитулировать...
        Я не помню большого воздушного десанта в Крыму...
        В тылу Квантунской армии были посадочные десанты на аэродромы для принятия капитуляции японцев, сопротивления оказано не было...
        Братец Сарыч
  15. ФИМУК 11 июля 2012 14:31
    факт немцы умели счетать и ценить своих солдат и сделали выводы после крита- не было не одной крупной десантной операции.
    Неудачи на крите связаны первое с черезвычайной самонадеянностью Геринга,окрыленный успехами десанта мелких груп в бельгии голапндии+ влияние на гитлера (гитлер ему верил и прислушивался) итог черезмсерные потери..
    Как пример неудач люфтвафе- операция морскойской лев (но тут ето как бы 50 на 50) тема длинная,
    Котел под сталинградом , когда Геринг заверил Адольфа в стопроцентном воздушном мосте в осажденный город и немцы приняли решение не отводить войска.
    Во всех последующих операциях вермахт и люфтвафе действовали исключительно сообща без различного рода афер с точки зрения доминации той или иной группы войск т.е люфты занималисьб небом вермахт землей.
    По парашюту немецких десантников- действительно парадокс у летчиков и диверсантов были нормальные парашюты т.е с кольцом и так сказать управляемым снижением у десантников парашют выдергивался тралом принудительно, крепился на спине, что не давало возможности управлять презимлением,но есть мнение, что данная схема десантирования позваляла совершать прышки с малых высот, и не подвергаться опастности ПВО....наверно для малых груп такая доктрина приемлима...в маштабе совершенно нет крит этому пример.
    ФИМУК
  16. Андрей 11 июля 2012 15:15
    Неплохо бы для начала вернуть десантникам необходимую им авиацию и ввести дополнительно как минимум пару полков штурмовиков чтобы не надо было согласовывать с другими родами войск и просить их о помощи когда нету времени на всю эту волокиту а так в случае необходимости командир будет знать что есть чем оказать быструю незамедлительную помощь войскам ... нужно менять стратегию применения ... отказаться от высадки крупных десантов(ну или сократить время на отработку таких действий в пользу других) (полка,бригады дивизии) и больше уделять время отработке действий в составе батальона, роты, взвода ... изначально десантники должны были проводить диверсии , нарушать коммуникации и.т.д. они должны быть мобильными чтобы как можно быстрее в случае необходимости могли уйти от огня противника и самим начать активные действия... а так мне трудно себе представить сколько самолётов будет одновременно в небе при высадке полка.. о дивизии и бригаде даже не говорю у нас и на полк то самолётов наврядли наберётся.... это будет очень заметная цель е даже если истребители будет надежно прикрывать транспортников от атак с воздуха то от так с земли будут нести большие потери... лучше высадить несколько батальонов по отдельности чтобы они отвлекли на себя часть сил врага и тогда совместно с другими войсками проводить наступление... а в таких случаях как при захвате Крита когда нету возможности поддержать солдатами нужно поддерживать огнём и боеприпасами а в подразделения десантников вводить побольше солдат знающих медицинское дело хотя бы на уровне медбрата чтобы бойцы не умирали от не очень тяжёлых ранений просто от того что им некому было оказать мед. помощь. И нужно уделять большее внимание индивидуальной подготовке так-как часто десантников разбрасывает на большом расстоянии друг от друга и им приходиться действовать опираясь только насебя.
    1. ФИМУК 11 июля 2012 18:24
      давайте смотреть под таким углом, ВДВ СССр как и России планировались и используются для оперативных действий в тылу противника или на обширных территориях страны для оперативного поддержания /изменения той или иной ситуации. В этом весь смысл ВДВ и его кол-во в российской (советской ) армии....так сказать специфика территориальных интересов обязывает иметь такие силы.
      ВДВ в других странах не имеет такого развития (численного). за то в других странах есть морская пехота итп ну вы поняли о чем я. А почему у них есть все что вы перечислили , а потому чт они воюют постоянно, мы нет.
      ВДВ без поддержки общевойсковых ,сухопутных сил долго не протянут. Пример высадка в арденах Англо-американского десанта...2-3 дня и писец или уничтожены или сдались.
      ФИМУК
  17. Кэптен45 11 июля 2012 18:49
    Нужно принять во внимание, что для немцев, да и вообще это был первый опыт крупных воздушно-десантных операций, отдельные эпизоды с высадкой десанта, а скорее диверсионных групп в Бельгии при захвате мостов не в счёт. Для успешных действий и минимизации потерь немцам надо было бы первоначально захватить один-два аэродрома, а затем уже осуществлять высадку десанта посадочным способом. Пример Прага в 1968 году, сначала высадили группу спецназа под видом спортсменов, которые захватили аэропорт, а затем начали высадку Витебской дивизии ВДВ посадочным способом. Причём первым сел самолет, дублирующий работу аэродромного оборудования- маяки,привод и проч, а затем пошли основные силы.Недаром Отто Скорцени признал десантную операцию по захвату блестящей, а он ,думаю, понимал в этом толк. В РККА также были не очень успешные десантные операции проводимые большими соединениями.Так в начале 1942 года под Вязьмой был выброшен крупный парашютный десант в составе ,кажется 2 бригад, но в результате действия артиллерии ПВО, истребительной авиации противника десантирование было произведено не совсем в заданном районе на большой площади, в результате нарушилась связь,было много потерь матчасти и л/с,однако десантники сумели организовать большое число очагов сопротивления,часть подразделений послужила основой для образования партизанских отрядов.Короче через три месяца в расположение наших войск вышло не более 30% л/с.Однако т.к. задача ставилась нарушение коммуникаций в тылах противника, то даже разброс десанта на большой площади при высадке, способствовал более широкому охвату территории действия десантников.Поэтому оценки этой операции спорные- с одной стороны цель десанта была достигнута, с другой большие потери личного состава. К концу войны практиковалась высадка десанта посадочным способом, обычно выбрасывали подразделение для захвата аэродрома,а потом посадочным способом высаживали л/с и технику,как в Порт-Артуре и других местах высадки в Маньчжурии.
  18. GEOKING95 11 июля 2012 19:37
    Цитата: Siga
    Не зря остановить их смогли только русские

    recourse
  19. loc.bejenari 11 июля 2012 19:47
    честно -ну не могу понять логику -почему 3 килограммовая винтовка могла помешать десантированию
    ну разьве что из-за габаритов
    но так был же МР 40

    неужели он такой габаритный (при сложенном прикладе ) что его размер и целых 4 килограмма помешают нормальному десантированию
    такое впечатление -что идиоты в штабе были не только в Кпасной армии
    сбрасывать на пулеметы десантников с одними пистолетами -это похлеще приказа подбирать винтовку у погибшего товарища
    loc.bejenari
    1. Farn 11 июля 2012 21:13
      Мп-40 также использовались . Но мп-40 был 1 на пехотное отделение(у сухопутных точно, тут не знаю как) . Да и не заменит он полностью винтовку. И как я писал выше, именно поэтому разработали автоматическую винтовку Fg-42. Прекрасное оружие. Сочетало в себе всё
      Farn
    2. пришпек 11 июля 2012 22:52
      Цитата: loc.bejenari
      такое впечатление -что идиоты в штабе были не только в Кпасной армии

      Так это известно - " В ставке Гитлера все малохольные " ( Герой Буркова В к/ф Они сражались за Родину ). А если серьёзно, то нам многое не понятно. Например; мы приземляемся по ветру (падение в перёд, возможность, потянув за передние лямки подвесной системы, погасить купол), а натовские парашютисты приземляются против ветра - падение на спину и удар затылком о землю. wassat Посмотрите хронику. Мы прыгаем из самолета сгруппировавшись, а немцы прыгали так,будто их в кино снимают; красиво вытянувшись и прогнувшись, расставив руки в стороны, ну прямо гимнасты в цирке.
      пришпек
      1. 8 рота 12 июля 2012 11:59
        Цитата: пришпек
        Мы прыгаем из самолета сгруппировавшись, а немцы прыгали так,будто их в кино снимают; красиво вытянувшись и прогнувшись, расставив руки в стороны, ну прямо гимнасты в цирке.


        Сгруппировавшись выпрыгивают неопытные парашютисты, потому что не умеют управлять телом в свободном падении, их может перевернуть в момент раскрытия купола, они запутают стропы и погасят купол. Для стабилизации их падения применяют маленький вытяжной парашютик. А опытные выпрыгивают обычно имитируя планирующую птицу, или вообще - как им в голову только взбредет.
        8 рота
        1. пришпек 12 июля 2012 17:48
          Здравствуйте Андрей
          Цитата: 8 рота
          Сгруппировавшись выпрыгивают неопытные парашютисты,

          При массовом десантировании на Д-5-х сгруппировавшись прыгали как не опытные парашютисты- солдаты, так и опытные - офицеры, у которых прыжков несколько сотен. При стабилизации планирующую птицу не с иммитируешь, болтает сильно. Хотя придурки всегда находились. Была такая глупейшая традиция; в последнем прыжке исполнить "дембельский крест". То есть выпрыгнуть вытянувшись, прогнувшись и руки в стороны. Бывало прокатывало , а бывало, что захлёстывало стабилкой руку и дальше как повезёт. А вот спортсмены на спортивных куполах без стабилизации действительно прыгают как им в голову взбредёт
          пришпек
          1. 8 рота 12 июля 2012 18:44
            Цитата: пришпек
            Здравствуйте Андрей


            Приветствую, Владимир! Виноват, начал объяснять Вам прописные истины парашютистов, а Вы оказались в теме smile
            8 рота
  20. Nuar 12 июля 2012 12:44
    В любой статье посвященной высадке на Крит почему то всегда забывают, что это была десантная операция, а не воздушно-десантная.

    Мы можем теперь изложить германский план нападения, который мы узнали после войны. ... Почти 16 тысяч человек, главным образом парашютистов, предполагалось перебросить по воздуху и 7 тысяч — по морю.

    почему то про морской десант (и довольно значительный) всегда забывают...

    Цитата: пришпек
    однако греческие войска, имели на боевых позициях в своем составе всего не более 14 тыс. солдат и те были практически без тяжелых вооружений и имели крайне ограниченное количество боеприпасов


    опа. а немцы наверное с миномётами в руках десантировались... а нет, дальше пишется "с ножом и пистолетиком". Вобщем парашютист и есть лёгкий пехотинец только с очень большим МПХ.

    При соотношение сил столо бы указывать на части усиления союзников:
    Наша противовоздушная оборона располагала 16 тяжелыми зенитными орудиями (калибр 3,7 дюйма), 36 легкими зенитными пушками («Бофорс») и 24 прожекторами. Там было только 9 частично уже изношенных пехотных танков, распределенных по аэродромам, и 16 легких танков. 9 мая прибыла часть передвижной военно-морской базы, в том числе тяжелая и легкая зенитная батареи, которые были размещены для лучшей защиты залива Суда. Всего на Крите высадилось около 2 тысяч солдат и офицеров этого отряда...


    ну, и неплохо бы вспомнить сколько боевых кораблей было у британцев которые простреливали островок хоть поперек, хоть по диогонали. Также неплохо бы вспомнить, что немецкие десантники "с ножом и пистолетом" таки утопили два крейсера и три эсминца (ну ладно, пусть утопилп авиация, но с десентниками звучит прикольней). Также надо помнить о том, что британци - это те солдаты которые эвакуировались из Греции, т.е. люди с реальным боевым опытом, а не банда фермеров против которых выступали "отборные немецкие солдаты"...

    Так что необходимо понимать, что захват Крита ВДВ стал результатом случайностей и ошибок планирования, а никак не планировался как "афигенный успех парашютистов".



    Жан Мабир "В белом аду"
  21. Аргонавт 12 июля 2012 16:53
    Героическое сражение - и немцы и анло-греки спажались от души.
    Аргонавт
  22. СеняЯ 12 июля 2012 18:40
    Немцы раскотали меньшими силами большие...понесли потери в 4 тыщи человек и сочли их неприемлемыми....вот бы советское рукаводство так к человеческому ресурсу относилось
    СеняЯ

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня