Су-57 способен выполнять задачи почти на 100 процентов в автоматическом режиме

52
Экспортная модель истребителя пятого поколения Су-57Э — это новейший боевой самолет военно-космических сил российской армии. Его тактико-технические характеристики позволяют ему выполнять любые боевые задачи в самых сложных метеоусловиях. При этом «Сухой» может атаковать как авиацели на встречных курсах или «за горизонтом», так и наземные объекты. Как пишет китайское издание «Сина», истребитель 5 поколения Су-57 ВКС РФ умеет работать в автоматическом режиме почти на 100%.

Су-57 способен выполнять задачи почти на 100 процентов в автоматическом режиме




Эта модель КБ Сухого разрабатывалась как самолет-невидимка. По сравнению с четвертым поколением истребителей Су-57 обладает пониженной заметностью в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Дополнительными преимуществами истребителей пятого поколения по отношению к предшественникам являются более радиозащищенная авионика и все виды оружия на борту самолета, а также его крейсерская скорость в режиме сверхзвука.

Помимо этого Су-57Э превосходит все истребители поколения 4++ и по другим ключевым боевым и аэродинамическим характеристикам. Начать с того, что он более полифункционален. В нем в полной мере реализована концепция совмещения автоматизации и технологий «искусственного интеллекта» при ведения воздушного боя. При этом в арсенал истребителя входят высокоточные управляемые ракеты дальнего действия, при помощи которых пилот может целиться и уничтожать сразу несколько мишеней одновременно. И последнее, но не менее важное –исключительная маневренность этой авиамашины.

Очевидно, что самой продвинутой инновацией этой боевой техники отечественного авиапрома можно технологии «искусственного интеллекта» (ИИ), заложенные в основу информационно-управляющей системы Су-57Э. Именно использование ИИ обеспечивает беспрецедентно высокую степень автоматизации новейшего истребителя КБ Сухого. Исходя из ТТХ самолета, он может решать до 90% поставленных задач в автоматическом режиме. Это действительно один из самых лучших показателей на сегодняшний день.

При такой автономной работе пилот осуществляет выбор наилучшего решения из предложенного списка действий. Пока окончательный выбор все-таки остается за летчиком, как и его решение нажать на гашетку в тот или иной момент времени. Правда, есть вариант и полностью автономного полета самолета по заложенной на земле программе. В этом случае командир Су-57 только определит наилучший момент начала атаки. Более того, в критических случаях потери сознания или серьезного ранения пилота автономное бортовое управление сумеет спасти истребитель.

Самолеты на этом уровне технологий вплотную приближаются к беспилотным летательным аппаратам с максимальной степенью роботизации и автономности. Центральную роль в подобной авиатехнике играют её электронные «мозги» - «информационно-управляющая система» (ИУС).

ИУС – это комплект бортового программного обеспечения (ПО), в который вложен максимум знаний профильных инженеров-конструкторов и реальный опыт большого количества профессиональных летчиков. По-другому эту систему называют «пилотом-невидимкой» или «электронным пилотом». Причем в других областях промышленности подобные комплексы тоже активно разрабатываются и применяются, зачастую именуя их «экспертными системами». Вот и ИУС Су-57 – это подобная новейшая военно-авиационная «экспертная система».

Первоочередная задача комплекта ПО ИУС – это постоянная фиксация данных с бортовых датчиков и приборов о имеющемся в радиусе опознавания противнике, комплексный анализ этой вводной информации и выработка ряда рекомендаций пилота для дальнейших действий. С этими задачами компьютеры современной авионики справляются достаточно легко. Но вот выбор окончательного решения остается все-таки за пилотом, который при этом опирается на свой личный опыт и профессиональную выучку.

Работы в этом направлении были начаты примерно 15 лет назад, когда еще никаких экспертных систем в сфере авиации вообще не было. Руководителем проекта по разработке отечественной информационно-управляющей системы самолета был Дмитрий Грибов. Он вспоминал, что проблем на пути создания авиационных экспертных систем было предостаточно, вплоть до отсутствия надежной компьютерной периферии. Однако, несмотря на это, сейчас искусственный интеллект ИУС Су-57 уже умеет после обработки собранных бортовыми датчиками данных выдавать на выбор пилоту набор оптимизированных решений.

Так, уже сейчас бортовые системы истребителя могут достаточно точно оценить степень угрозы той или иной ракеты, и на основе этого анализа ИУС предлагает летчику варианты уклонения или уничтожения, по сути, летящей мишени. Это в разы повышает боевую эффективность самолета.

Примечательно, что в докомпьютерную эпоху стоимость любого летательного аппарата определялась только ценой его «железа» - конструктива и оборудования. Но на данный момент программное обеспечение и бортовая электроника самолета могут быть на несколько порядков дороже всей остальной аппаратуры авиамашины. Логично, что, начиная именно с Су-57 с его мощным искусственным интеллектом ИУС, стоимость бортового ПО стали включать в общую проектную стоимость авиатехники.
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    19 сентября 2019 16:30
    Надеюсь будущее у нашего Су-57 большое и светлое. Искусственный интеллект - конечно хорошо, но и мастерство пилотов никто не отменял. А вообще очень мне лично нравится наш истребитель 5-го поколения!
    1. +1
      19 сентября 2019 16:59
      Так хочется его в реале увидеть. Но пока не судьба request
      1. +2
        20 сентября 2019 00:24
        Цитата: Липчанин
        Так хочется его в реале увидеть. Но пока не судьба

        "Пока" и "не судьба", это совершенно разные отрезки времени.
    2. 0
      19 сентября 2019 20:12
      Искусственный интеллект - конечно хорошо, но и мастерство пилотов никто не отменял.


      Лет через пятнадцать услышим от молодёжи " Вы представляете, а раньше в самолёты зачем-то людей сажали".
      А ведь история повторяется. Немцы в конце войны сажали "зачем-то" человека в перехватчик Бахем "Наттер". Фактически одноразовая зенитная ракета, управляемая сначала автопилотом, а в конце -человеком. Сейчас уже "дико".
      1. +2
        20 сентября 2019 01:12
        Цитата: dauria
        Сейчас уже "дико".

        Проект у немцев был - А-9/А-10, для атаки городов США. В общем большая ФАУ. Поскольку на таком расстоянии попасть было нереально, в планах было посадить туда человека. Диверсионная группа устанавливала радиомаяк, пилот на конечном участке прицеливался и выпрыгивал с парашютом. Его потом должна была подобрать подводная лодка. До реализации дело не дошло, не успели... С точки зрения сегодняшних времён - дичь полнейшая.
    3. 0
      21 сентября 2019 16:48
      Так он же и с виду намного красивее, чем этот окурок Фу-35, значит и летать будет по определению, лучше!
      Интересно и то, что штатовцы даже не заикаются про ИИ своего уродца, а уж косяки исправлять будут ещё лет 30, до самого списания аппарата по старости! yes
  2. +2
    19 сентября 2019 16:34
    Экспортная модель истребителя пятого поколения Су-57Э — это новейший боевой самолет военно-космических сил российской армии. Его тактико-технические характеристики позволяют ему выполнять любые боевые задачи в самых сложных метеоусловиях.

    Су-57Э еще не существует в железе и точные ТТХ его не определены. Это не константа, т.к параметры и возможности будут меняться в зависимости от ТЗ заказчика и условий договоров об экспорте.

    А вот насчет автономности и автоматического режима - это всё близко к правде. И это одна из необходимостей для эффективной работы с Охотником и будущими его итерациями. Лётчику придется в реальном времени выбирать наиболее удобное из готовых решений поведения. Сегодня единственный реалистичный сценарий для "живого" управления БЛА с самолета. Никаких вторых джойстиков и штурманов на Су-30, как бы тут некоторые не говорили.
    1. 0
      19 сентября 2019 16:58
      Сударь, что бы вам было понятно, ВВС без штурманов загнётся, ту пургу что Вы пронесли может только танкист говорить, ИА это не касается, задачи другие...
      1. +5
        19 сентября 2019 17:14
        Вы в Су-35, Су-57 и прочие новейшие одноместные истребители куда штурмана засунете, чтобы они не загнулись...?
    2. 0
      19 сентября 2019 16:59
      Цитата: Вояджер
      А вот насчет автономности и автоматического режима - это всё близко к правде.

      Если это так,то СУ-57 очень близок к истребительным платформам 6-го поколения.
      При этом,при начале поступления в войска Охотника,боевые характеристики СУ-57 будут существенно расширены.
      1. 0
        19 сентября 2019 17:51
        Тёзка, а ведь РОФАР еще ближе приблизит его к 6-му
        1. 0
          19 сентября 2019 17:55
          Цитата: Вояджер
          Тёзка, а ведь РОФАР еще ближе приблизит его к 6-му

          Именно так,при этом обнулит технологию стэлс,на которой вся натовская техника строится.
          1. 0
            19 сентября 2019 19:30
            Точнее супернавороченным хламом Андрей
            1. -1
              19 сентября 2019 19:41
              Цитата: Tusv
              Точнее супернавороченным хламом Андрей

              Вы прям правду в матку тут рубите... wink
              1. 0
                19 сентября 2019 19:51
                Я это еще год назад говорил, а после посещения МАКСа в этом уверен. Уже сейчас у Су-57 нет соперников и очень долго не предвидится. Эффект такой же, как впервые Су-27 на БД заступил. Выигрывал у всех западных во всем и за явным преимуществом, только Динозавр и обошел, да развитие авионики у Рафаля и Тайфуна
          2. +4
            19 сентября 2019 21:54
            "при этом обнулит технологию стэлс,"////
            -----
            Любой посылаемый сигнал можно либо отклонить в сторону, либо
            поглотить (превратить в тепло), либо сознательно исказить и послать
            обратно.
            Чем комплекснее посылаемый сигнал, тем труднее его расшифровать и
            нейтрализовать или исказить. Но датчики и ПО с этим справляются.
            Не тешьте себя иллюзиями.
            Стелс - навсегда.
            Будут совершенствоваться средства облучения цели, но будут точно
            также совершенствоваться и средства стелс.
            1. +1
              19 сентября 2019 22:00
              Цитата: voyaka uh
              Будут совершенствоваться средства облучения цели, но будут точно
              также совершенствоваться и средства стелс.

              Которые уже сейчас не эффективны от слова совсем.Это вы себя не тешьте иллюзиями,что стэлс даст вам возможность быть невидимыми.
              1. -4
                19 сентября 2019 22:02
                Правильно зема..жги глаголом soldier
              2. +2
                19 сентября 2019 22:31
                Цитата: НЕКСУС
                вы себя не тешьте иллюзиями,

                А если иллюзии хорошо оплачиваются? Допустим, 3,8 млрд. амер. денег в год. yes laughing Вот поэтому у Вояки всегда можно разжиться свежим крутым кипяточком, особливо, если речь заходит за матрасные девайсы.. fellow wassat
            2. 0
              21 сентября 2019 17:02
              Стелс не навсегда, а до очередного прорыва в средствах обнаружения.
              Вот Вы, например, что-нибудь внятное можете сказать о возможностях радиофотонного локатора (как я понимаю, название ещё не устаканилось)?
              Думаю, что и никто не может, и не потому, что секретно, а потому что непонятно до тех пор, пока не будут получены первые экспериментальные данные, вскрывающие перспективы метода.
              А пока ничего этого нет.
    3. -3
      19 сентября 2019 19:29
      Цитата: Вояджер
      Су-57Э еще не существует в железе и точные ТТХ его не определены.

      Судя по всему текущая версия и есть "Э", потому как мы для себя любимых ждем двиг 2 этапа с РОФАР. Кстати янки так же для своих Пингвинов ждут двиг второго этапа ибо текущий не туда ни в Красную армию, в общем поколение пять с минусом
    4. 0
      21 сентября 2019 07:18
      Интересно, при нехватке топлива перед посадкой, может ли ИУС чем-то помочь пилоту посадить практически пустой самолёт или лётчик в такой ситуации лучше катопультироваться?
    5. 0
      21 сентября 2019 16:55
      Понять можно, да и согласиться тоже, но в условиях ближнего боя, да если ещё и вражеских самолётов будет не один - как-то усиливаются опасения, что лётчику может не хватить времени для выбора победоносного алгоритма поведения (выбора наилучшего решения из подмножества допустимых и рекомендуемых) ...
  3. +4
    19 сентября 2019 16:53
    Меня всегда смущает большое количество электроники в военной технике. Да её наличие помогает решать много проблем промежуточное осмысление которых потребовало бы времени, но... насколько уязвимы все эти ИИ, ИУС и т.д. Ведь не зря же говорят, что на всякий яд, можно найти противоядие. Интересно есть ли сегодня средства РЭБ способные из "искусственного умника" сделать "искусственного Деб и ла" на тех же самолётах пятого поколения (и не только наших из РФ)?
    1. +2
      19 сентября 2019 17:14
      Продвинутые электронные технологии - ИИ и прочее - не заменяют базовые функции, а дополняют их. Так что если их подавят, придется воевать по старинке, вот и все.
      1. 0
        20 сентября 2019 00:14
        Я думаю у ИИ хватит мозгов перестроиться на другие частоты в случае подавления. Например давят в полосе до 2500 МГц и связь и ГЛОНАСС а ИИ чик и отстроился, чик и на инерционное позиционирование на время , шумят процессор, а ИИ чик и на резервный перешел ну или вообще спрятать его как в ВЧ трактах в металл вместе со всеми схемами и что с ними сделают? Это ж не ядреное оружие со всепроникающими альфа бэтта гамма частицами
    2. +9
      19 сентября 2019 17:28
      Вы, как и множество других людей, сильно переоцениваете возможности средств РЭБ. Это связано, в основном, с нашей пропагандой и непрофессионализмом журналистов, которые создают образ волшебного чудо оружия - нажал кнопку и вся электроника умерла. На самом деле РЭБ, в основном, могут заглушить каналы связи, и то не любой, "из "искусственного умника" сделать "искусственного Деб и ла"" современными средствами РЭБ не получится никак, здесь нужно другое оружие
      1. 0
        20 сентября 2019 00:00
        Не факт что переоцениваем, РЭБ бывает разной. Начиная от наших разработок сверхмощных СВЧ-пушек и заканчивая ЭМИ от ядерных взрывов.
      2. 0
        20 сентября 2019 00:15
        О с языка снял)
        1. +1
          20 сентября 2019 09:09
          разработок сверхмощных СВЧ-пушек и заканчивая ЭМИ от ядерных взрывов
          и какое отношение это имеет к нашим средствам РЭБ? перечислите какие серийные РЭБ работают на этих принципах?
    3. +1
      19 сентября 2019 21:10
      Цитата: Виталий Цымбал
      Меня всегда смущает большое количество электроники в военной технике.

      Не смущайтесь... четвертая мировая будет осуществляться камнями и дубинами)))
      1. 0
        20 сентября 2019 00:18
        С Энштейном трудно спорить)
    4. 0
      21 сентября 2019 17:12
      Хороший вопрос.
      Знаете, чем сложнее функции девайса, тем более сложными и помехозащищёнными становятся как алгоритмы обработки данных , так и системы исчисления в "мозгах" БИУС.
      1. +1
        21 сентября 2019 17:28
        Как имеющий вот уже 25+ лет дело с вычислительной техникой - интересуюсь: а что такое

        Цитата: hydrox
        ... системы исчисления в "мозгах" БИУС

        ?

        Системы счисления - знаю, слышал:

        Существует 10 типов людей: одни понимают, что такое двоичная система счисления, другие - нет

        А вот "исчисления", да еще "в мозгах БИУС" - это реально что-то новое what

        Вы, походу, спец. Растолкуйте, не сочтите за труд wink
        1. 0
          21 сентября 2019 17:41
          Когда лично я что-либо исчисляю (аналог "вычисляю") то пользуюсь системой исчисления (привычка такая!), а что там Исчисляет БИУС (или в тетрис играет) - мне неведомо, да и не интересно.
          А либерастская привычка ловить в речи блох, а в тексте описки с ашипками, не делает Вам чести, не взирая на Ваши 25+++ (у нас в группе был один товарищ с фамилией ... ну понятно, так он до 4 курса был уверен, что триггер считает до десяти), но он был постарше ВАс
          1. +1
            21 сентября 2019 17:46
            Цитата: hydrox
            что там Исчисляет БИУС (или в тетрис играет) - мне неведомо, да и не интересно

            Дык и не пишите о том, что вам неведомо... так меньше шансов в интересном положении оказаться wink

            Цитата: hydrox
            ... либерастская привычка ловить в речи блох, а в тексте описки с ашипками, не делает Вам чести

            Ну, понеслось добро по трубам yes

            ЗЫ: Так что там про "газ по 1-50 кетайцам"-то, специалист? laughing
            1. 0
              21 сентября 2019 17:47
              Фу-у-у-у ...
              Газ по этой цене?
              Это Вы сами придумали - Вам самим и отвечать (самому себе, бо как мне это по барабану!) laughing
              1. +1
                21 сентября 2019 17:56
                Цитата: hydrox
                Газ по этой цене?

                О! Клюёт laughing

                Цитата: hydrox
                ... газ по себестоимости получат кетайцы, ... а продавать э/э по 1-50 будем опять же кетайцам


                Дык, про э/э по рупьписят - поясните, или как с "мозгами БИУС"? wink

                Ну, и про газ уж заодно yes
                1. -1
                  21 сентября 2019 19:07
                  Кот!
                  С каждым постом я сегодня давал Вам шанс почувствовать себя человеком СПОСОБНЫМ, но Вы, этому не внемля, ВСЁ РАВНО стремитесь остаться (ой!) ... ну, извините, не сдержался.
                  Всего Вам доброго, и им и оставайтесь ... нет, больше ничего.
                  1. 0
                    21 сентября 2019 19:12
                    Цитата: hydrox
                    Кот! С каждым постом я давал Вам шанс остаться человеком...

                    ... кот - человеком... гм what

                    Понятно. Так и запишем - рекомый hydrox за слова свои не отвечает, и метет, что ни попадя.

                    Прискорбно request
  4. 0
    19 сентября 2019 16:58
    Поколение 5+:)
  5. 0
    19 сентября 2019 17:00
    Странно, китайцы в конце статьи забыли упомянуть что ихниеJ20 де факто самолеты 7го покаления, только вот движок к нему сверхмегагиперзвуковую скорость придающий самолету куда-то заппропостился , видать, в КБ китайском под лавку закотился. ...
    1. 0
      21 сентября 2019 17:16
      Им стыдно, что их движок до сих пор на дровах, и они ждут-не дождутся, когда у русских можно будет спереть второй двигун для Су-57 без символа экспорта ...
  6. +1
    19 сентября 2019 17:18
    Сколько китайцев, столько у них и мнений. Они, то публикуют преимущество своих J-20 над Су-57, причем, в разы, то вдруг прозревают на счет наших передовых технологий.
    Интересно и то, что Китай не намерен продавать свои J-20 до появления "хорошего двигателя", а "хороший двигатель" они, несмотря на заявленный Xian WS-15, опять же, ждут из России.
    А тут еще и иранцы, вдруг заявили, что китайский лучше и дешевле, аж на 13%... Видно маркетинговый ход, перед тем, как начать переговоры с Россией, о возможной закупке СУ-57Э. Все хитрят, все привыкли, что Россия "не жадная".
    1. 0
      19 сентября 2019 19:41
      Цитата: Владимир61
      Они, то публикуют преимущество своих J-20 над Су-57, причем, в разы, то вдруг прозревают на счет наших передовых технологий.

      Дык, тезка на МАКС сгоняли, где Су-57 выделывал таки фокусы, что о супер маневренность Су-35 выглядела так себе. Это впечатляет
    2. 0
      21 сентября 2019 17:18
      Не, жадная она раньше была:: сейчас каждое слово уже становится на вес золота - ну НЕТ НИ У КОГО таких самолётов !!!
  7. +3
    19 сентября 2019 17:33
    "ИУС – это комплект бортового программного обеспечения (ПО),...
    ... эту систему называют «пилотом-невидимкой» или «электронным пилотом»"////
    -----
    Это - правильно. Молодцы!
    Так же работает и ПО Ф-35.
    Летчик занимается оружием и коммуникацией в сети с другими самолетами, а не управлением самолета.
  8. +2
    19 сентября 2019 18:04
    Логично, что, начиная именно с Су-57 с его мощным искусственным интеллектом ИУС, стоимость бортового ПО стали включать в общую проектную стоимость авиатехники.

    Выходит раньше программисты сухого были бесплатными? Дубиной по горбу и сразу код выдает! wassat
    1. +1
      19 сентября 2019 20:35
      на ассемблере laughing
      1. +1
        19 сентября 2019 22:10
        на ассемблере laughing

        Машинным сразу 0100110000111... Чтобы экономить вычислительные мощи и электроэнергию laughing
  9. 0
    19 сентября 2019 21:45
    Прямо подано, как достижение, что самолет 5-го поколения превосходит 4++. Или когда его создавали, не были в этом уверены?
  10. +1
    20 сентября 2019 10:13
    Отлично, что в самолете ИУС уже получилось. Но как правильно замечает автор, эти системы сегодня востребованы везде! И в промышленном и в финансовом сектор и в целом в экономике.
    Работы сегодня в направлении создания автоматизированных систем управления ведутся многими участниками рынка и эта плотина скоро прорвется. Их внедрение даст синергетический эффект.
    Но и конкуренты не спят, это надо учитывать.