Боевые самолёты. «Мессершмитты» Ме-210 и Ме-410. За гранью понимания

63
На этот раз мы поговорим сразу о двух самолетах. Да, в принципе, это разные машины, но все-таки второй был творческой и плодотворной работой над ошибками первого.





А первый… Первый вообще был одной летающей ошибкой, если говорить о Ме-210 всерьез.

357 произведенных (320 были не достроены) экземпляров самолета особой роли в войне не сыграли, не был Ме-210 супероружием, да и сборищем новинок я бы его не назвал. Но без 210-го не было бы Ме-410, о котором мы в основном и поговорим.

Боевые самолёты. «Мессершмитты» Ме-210 и Ме-410. За гранью понимания


Вообще, история этого самолета (хорошо, самолетов) довольно примечательна, поскольку являет собой вполне внятную картину того, что происходило в Третьем рейхе во времена Второй мировой войны.

Откуда у проблемы двухмоторного истребителя выросли крылья, мы уже знаем. Из Bf-110, который в начале войны мог в лучшем случае защитить сам себя. Да и то, не всегда. О том, чтобы быть реальным «Уничтожителем» или «Разрушителем» (Zerstörer переводится примерно так), речь в 1941 году уже не шла.

Понятно, что на замену надо было бы что-то сконструировать. И Вилли Мессершмитт вызов принял, но…

Да, скажем так: желание стать ведущим поставщиком самолетов для Люфтваффе оказалось немного сильнее того, что хотело Люфтваффе. А оно хотело господства в воздухе. В целом как-то не срослось и закончилось крахом Люфтваффе.

Понятно, что господин Мессершмитт в те годы был не просто крут, он спокойно обставлял в закулисных аферах своих конкурентов из «Фокке-Вульфа», «Хейнкеля», «Дорнье» и «Арадо». В списке нет «Юнкерса», но «Юнкерс» истребителями не занимался, а переделки Ju-88 в ночника не в счет.

И вот 1941 год показывает, что с толпами английских и американских (в особенности) бомбардировщиков надо что-то делать! Более того, всем понятно, что их надо сбивать! И если войну с ночными налетами англичан более-менее удалось решить с помощью ночных истребителей Каммхубера, то вот днем…

Днем нужен был высотный, мощный по оружию и быстрый по скорости самолет с большим радиусом действия и/или возможностью долго барражировать, ожидая подхода противника.

В общем, никак не Bf.109 или Bf.110. И вот в таких условиях начались работы над Ме-210. Тяжелым атакующим двухмоторным истребителем, способным бороться с американскими и британскими бомбардировщиками.



И в недрах фирмы родился Ме-210. Его вообще можно смело назвать выкидышем авиапрома Германии, и преувеличения тут не будет. Но необходимость в самолете была, а чего-то вразумительного у других фирм не было. Проблема…

Но победа в закулисных сражениях еще не есть победа в небе Германии. И Ме-210 стал иллюстрацией к этому высказыванию, тем более, что самолет не смог даже попасть на поле боя.

Забегая вперед, просто перечислю модели самолетов, которые разрабатывались в одно время с Ме-210. Список, кстати, впечатляет. Не-219, Аг-240, Hs-129, Bf-162, Hs-127, Fw-187 и Ta-154. И тут сразу в глаза бросаются Не-219 и Та-154, которые в серию пошли, но не тогда, когда это принесло бы максимальную пользу Люфтваффе.

Наш же герой, начиная с первого полета в 1939 году показал свою условность как самолет. То есть был неустойчив как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. И вся дальнейшая работа над Ме-210 была схваткой с целью заставить это чудо хоть как-то летать. На стадии доработки только хвостовое оперение меняли трижды.

Не помогло. Самолеты по-прежнему оставались нестабильны в воздухе. Летчиками-испытателями писались рапорты, в которых говорилось о подергиваниях в полете, в хвостовой части возникали турбулентные завихрения, отмечалось трепетание элеронов.

Но видимо, пока пилоты сражались с самолетом, который упорно не желал летать, Вилли Мессершмитт выиграл свой очередной бой в кабинетах. И — о чудо! — Ме-210 был рекомендован к серийному производству! Правда, при условии, что будут удалены отмеченные недостатки. Недостатки, сразу скажу, так и не устранили, но самолет начали собирать в конце 1940 года.



Правда, как начали, так и закончили. Когда выяснилось, что Ме-210 все так же печален, как и в 1939-м. В начале 1942 года было переделано два самолета, получивших обозначение Ме-310. Однако и эти самолеты оказались неудачными. Наконец, было решено отказаться от выпуска и Ме-210, и Me-310, и приступить к выпуску Ме-410.

Самое интересное, что от провала «Мессершмитта» Ме-210/310 выиграл… «Мессершмитт»!

Провал Ме-210/310 в первую очередь отразился на выпуске Bf-110. Его вообще хотели снять с выпуска еще в 1941 году, как только полетит нормально 210-й. А в итоге Bf-110 выпускали всю войну, а последние машины вышли из цехов в марте 1945 года.



Понятно, что это был несколько иной 110-й, но в условиях появления у союзников «Мустангов» и «Тандерболтов» ловить ему (кроме пуль «Браунингов») было нечего.

Первоначально планировалось прекратить его выпуск еще в 1941 году, но в результате самолет продержался на конвейере до марта 1945 года!

Но в 1942 году все печально закончилось и началась совсем другая история.

В окончание истории Ме-210 стоит отметить, что сами немцы не рвались за штурвал этого недоделка, а потому самолеты были очень оперативно сбагрены венграм, которые наладили выпуск Ме-210 у себя на Дунайском заводе.



Когда союзники начали бомбить Венгрию, Ме-210 были задействованы в качестве самолетов ПВО. И пока американские бомбардировщики летали под прикрытием Р-38, дело шло более или менее нормально. Когда Р-38 сменили все те же Р-51, все закончилось весьма печально для венгерских летчиков.

На Восточный фронт попало изрядное количество (159) Ме-210 венгерской сборки. Особых побед они там не снискали, в наших сводках тоже не звучали, но в принципе, в то время нашим уже было все равно, кого сбивать.

На этом история Ме-210 фактически закончилась и началась история другого самолета.

В апреле 1942 года было официально объявлено о прекращении выпуска Ме-210 на немецких заводах. Урон для «Месссершмитта» был приличный, что финансовый, что репутационный. Однако дело для немцев было осложнено тем, что на заводах только на сборочных линиях находилось почти 200 Ме-210, 370 машин находились на предварительных этапах постройки, а еще на 800 единиц были приготовлены машино-комплекты для сборки. И с этим надо было что-то делать.

Естественно, чтобы выйти из положения, в «Мессершмитте» приложили все усилия к тому, чтобы выйти из сложившейся ситуации. Так появился Ме-410 Hornisse/«Шершень».



Унификация с Ме-210 была огромной, но по факту новый самолет не был прежним Ме-210. Учитывая, насколько печальной репутацией обладал 210-й, было принято решение назвать машину другим именем. Почти новый самолет назвали почти новым именем Ме-410.

Конструктивно Ме-410 мало отличался от своего предшественника, что вполне естественно, поскольку по факту с тысячей потенциальных самолетов что-то надо было делать. Главное – в конструкции Ме-410 получилось устранить основные критические недостатки Ме-210, а именно стабилизировать машину в полете.

Нельзя сказать, что на выходе получился идеальный самолет, но получилось и не отправить на свалку готовые комплекты для сборки самолетов, и дать Люфтваффе какой-никакой, но тяжелый истребитель. И таким образом через девять месяцев после прекращения работ по Ме-210 появился Ме-410.



Работы были проделаны изрядные. Кардинально изменилась форма крыла, которое стало более узким и с уменьшившимся скосом, появились предкрылки Хейдли — Пейджа. Изменили и усилили элероны, удлинили фюзеляж. Главное – изменения помогли и самолет начал летать так, как это было принято в общем понимании.

В январе 1943 года Люфтваффе приняло первые пять самолетов Ме-410.



Это был не просто тяжелый истребитель, фактически это был истребитель-бомбардировщик. И выпускался в различных модификациях. Основная часть вооружения была стандартной: две 20-мм пушки MG 151/20 и два 7,92-мм пулемета MG 17 в носовой части фюзеляжа, и два 13-мм пулемета MG 131, смонтированных во вращающихся дистанционных бортовых турелях FDL или FDSL. На внутренней подвеске можно было подвесить до 1000 кг бомб: 1 х 1000-кг или 2 х 500-кг или 8 х 50-кг бомб, но вообще нормальным бомбовым грузом считались 500 кг, остальное шло как перегрузочный вариант.

Бомбардировочный вариант Ме-410 имел еще наружные бомбодержатели для четыре бомб по 50 кг и бомбардировочный прицел Stuvi 5В.

Выпускались и специализированные самолеты типа разведчика Ме-410А-1/U1, у которого в бомболюке устанавливалась фотокамера Rb 20/30, 50/30 или 75/ 30 или Ме-410A-1/U2, тяжелого истребителя, у которого поверх бомболюка монтировался отсек с еще двумя пушками MG 151/20 с боекомплектом 250 выстрелов на ствол. Получился весьма впечатляющий бортовой залп.

За все время немецкая промышленность построила 1160 самолетов Ме-410 плюс около 200 было переделано из Ме-210.



Однако ожидаемого успеха не получилось. Да, заводы начали строить Ме-410 весьма впечатляющими темпами, но увы, количество самолетов постоянно сокращалось.

Если Ме-410 догонял и атаковал бомбардировщики, все было довольно печально для последних. Но основной проблемой Ме-410 стали «Мустанги», пилоты которых стремительно сокращали количество тяжелых истребителей, которые по факту ничего не могли противопоставить Р-51.



В качестве примера можно привести бои с участием Ме-410 16 марта 1944 года, когда сводный отряд Bf-110 и Ме-410 количеством около 220 машин атаковали соединение американских бомбардировщиков. В этой армаде было около 500 В-17 и 2000 В-24. Целью такого огромного количества бомбардировщиков были авиационные заводы. Немцы сбили 18 бомбардировщиков без потерь. Правда, истребители прикрытия американцев уже ушли из-за недостаточного радиуса действия.

В апреле 1944 года в так называемой битве над Штеттином американцы потеряли 52 В-17, 12 В-24 и 16 Р-38. Немецкие потери составили 57 самолетов.



Вроде бы почти поровну, но вес и стоимость В-17 и Ме-410 сложно сравнить.

Но когда союзники высадились во Франции и начали использовать аэродромы на французской земле, тогда все для Ме-410 закончилось. Точнее, Р-51 и Р-47 очень быстро закончили немецкие тяжелые истребители.

В целом можно уверенно сказать, что истинных «Разрушителей» у Мессершмитта не получилось. Ни Bf.110, ни Ме-210, ни Ме-410 так ими и не стали.

Осталась еще одна страничка из, в общем-то, небогатой на события жизни двухмоторника. Самая интересная, на мой взгляд.

Один Ме-410B-2/U4 с пушкой ВК.5 (50-мм) был захвачен нашими войсками и в соответствии с инструкциями передан в соответствующие институты для изучения.



Советские специалисты тщательно изучили и облетали «Шершня» в Раменском и вот какие выводы были сделаны.



Программа испытаний состояла из 23 полётов общей продолжительностью 14 часов 25 минут, была выполнена лётчиком-испытателем майором И. П. Пискуновым, техническую часть оценивал инженер-подполковник В. Я. Магон.

По результатам испытаний самолет был оценен, скорее, положительно. Был составлен довольно большой документ, именуемый Актом испытаний самолета. Приведу выдержки из этого документа, поскольку наши испытатели разобрали самолет «по косточкам» во всех отношениях.

«Отмечается общая легкость пилотирования и хорошая маневренность истребителя.

Кабина летчика тесная и сидеть в ней неудобно Расположение рычагов и секторов управления самолетом и моторами, расположение приборов контроля винто-моторной группы и навигационных приборов удобное.

Особенно облегчает эксплуатацию самолета наличие автомата переключения скоростей нагнетателя, автомата, регулирующего температуру масла и объединенного управления винтом и газом.

Самолет на рулении устойчив и хорошо управляем как тормозами, так и моторами, но при пользовании тормозами устают ступни ног, так как при торможении приходиться прикладывать большие усилия.

На наборе высоты самолет устойчив и хорошо управляем (все-таки довели до ума Ме-210! – Прим. авт.).

При горизонтальном полете самолет допускает полет с освобожденным управлением на всем диапазоне скоростей, нагрузки, возникающие на рулях, легко снимаются триммерами. Самолет обладает достаточным запасом путевой и поперечной устойчивости, запас продольной устойчивости меньше

Расчет и производство посадки особой трудности не представляют. Рулей для выполнения посадки на три точки хватает, однако нагрузки на руле высоты в этот момент велики. При пробеге самолет устойчив, тенденции к капотированию при пользовании тормозами не имеет.

На виражах с креном 65-70 градусов (Vnp=380 км/ч), самолет устойчив, нагрузки на рулях управления нормальные. На виражах с креном 70 градусов (Vnp=390-400 км/ч) при незначительном перетягивании ручки создается быстрое уменьшение нагрузки на рулях, и самолет старается выйти из виража Управляемость и устойчивость самолета при выполнении боевого разворота хорошая.

При отказе одного из моторов самолет нетрудно рулями удержать в линии горизонтального полета. Нагрузки с руля направления снимаются триммерами полностью.

На высотах от Н=6000 метров и ниже с нормальным полетным весом возможен длительный полет с одним работающим мотором и винтом на не работающем моторе во флюгерном положении на скоростях от Vnp=280 км/ч до максимально возможных. В длительном горизонтальном полете на режиме номинальной мощности температуры охлаждающей жидкости и масла не выходят за допустимые значения В полете с одним мотором возможно выполнять развороты как в сторону работающего, так и в сторону неработающего мотора с креном до 30 градусов.

Выводы: по технике пилотирования трофейный самолёт Me-410В-2 проще серийного самолёта Пе-2 и практически одинаков с самолётом Ту-2. По управляемости и манёвренности самолёт Me-410В-2 превосходит серийные отечественные бомбардировщики».


На месте стрелка Ме-410 совершил несколько испытательных полетов штурман-испытатель старший лейтенант Попцов, который сделал следующие выводы о возможностях оборонительного вооружения самолета:

«Обзор из задней кабины обеспечивает хорошее наблюдение верхней части задней полусферы.

Обзор нижней полусферы недостаточен, так как ему мешают фюзеляж, стабилизатор и плоскости, которые дают большие мертвые конуса.

Размеры кабины стрелка-радиста, размещение и объём оборудования, размещение пулемётных установок обеспечивают выполнение стрелком-радистом всех задач, лежащих на нём. Ведение ориентировки из задней кабины невозможно».


Вооружение самолёта в полёте не проверялось, все отстрелы пушек и пулемётов провели на земле, в тире. Главное оружие, 50-мм пушку ВК.5, советские специалисты справедливо посчитали неудачной и неэффективной по сравнению с аналогичными отечественными образцами:

«Пушка ВК 5 калибра 50 мм, являясь танковой пушкой, приспособленной для установка на самолёт, никакого интереса не представляет, за исключением системы автоматической электропневматической перезарядки.

При темпе стрельбы в 40 выстр/мин и начальной скорости примерно 500 м/сек, пушка имеет вес вместе с агрегатами автоматической перезарядки 592 кг, тогда как отечественная авиационная пушка НС-45 калибра 45 мм при темпе стрельбы 270 выстр/мин и начальной скорости 795 м/сек имеет вес в 3,5 раза меньше, то есть 168 кг.

Темп стрельбы в 40 выстр/мин практически обеспечивает ведение прицельного огня только одиночными выстрелами. Эффективность осколочно-фугасных снарядов пушки ВК 5 при действии по самолётным конструкциям (фюзеляж самолёта "Бостон"), выявленная пробными выстрелами, незначительно превосходит эффективность действия снаряда пушки НС-45».


Гораздо больший интерес вызвала задняя установка с электромеханическим приводом двух пулемётов MG 131 калибра 13 мм, потому что подобного вооружения с дистанционным управлением наши серийные самолёты не имели. Было рекомендовано взять в разработку такую систему.



Очень впечатлила работа ВМГ. Больше всего испытателям понравился объединенный пульт управления Kommandogerät. Он позволял пилоту одним рычагом изменять основные параметры двигателя: обороты, наддува, подачи топлива, скорости крыльчатки нагнетателя с изменением углов установки лопастей винта и углом опережения зажигания.

Естественно, были изучены и боевые возможности самолета, причем, не в теории. В НИИ ВВС были проведены учебные сражения Me-410 с бомбардировщиком Ту-2, истребителями Як-3 и Ла-7.

Летчик-испытатель майор Антипов:

«Самолет Як-3 легко догоняет и атакует Me-410 на высотах 1000-1500 метров и на всех режимах его полета. Атака легче всего производилась, при имевшемся преимуществе в высоте, с задней полусферы сбоку. Но в этом случае стрелок Me-410 хорошо видит атакующий истребитель и может успешно вести прицельный огонь

При атаке сзади и снизу можно незаметно подойти к Me-410 на дистанции прицельного огня, так как обзор вниз у стрелка плохой. В процессе боя удавалось несколько раз удачно атаковать Me-410 снизу и остаться незамеченным стрелком.

В процессе боя Як-3 сохранял преимущество в высоте и скорости.

Выход из всех атак делался, как правило, вверх с небольшим разворотом в сторону — с таким расчетом, чтобы не терять из виду Me-410 и не попасть под его оборонительный огонь.

В свободном воздушном бою с одиночным самолетом Me-410 на высотах 2000-4000 м самолет Як-3 имеет явное преимущество, что дает возможность занимать необходимое превышение в высоте и производить атаки с любых направлений.

Летчику самолета Me-410 не удалось ни разу прицелиться по самолету Як-3.

Выгоднее всего вести воздушный бой с Ме-410 на средних высотах 1000-1400 метров Легче всего Me-410 уйти от атак истребителя на низкой высоте».


Летчик-испытатель капитан Пикуленко:

«На всех режимах полета, то есть на наборе высоты, при полете по горизонту на максимальной скорости и на снижении самолет Ла-7 догоняет Me-410, свободно атакует его.

Безопасно атаковать Me-410 сзади снизу под углами 60-70 градусов и выходить из атак ранверсманом В этом случае стрелок не видит самолет противника.

Атака сверху сзади под большими углами также безопасна.

Удобно атаковать самолет Me-410 в том случае, если он делает разворот. Необходимо быть внутри разворота и атаку производить под ракурсом 4/4, с заходом из атаки вверх с разворотом в сторону Me-410. Это даст возможность занять исходное положение для новой атаки и не отстать от Me-410.

В случае, если истребитель Ла-7 после атаки проскочил вперед самолета Me 410, необходимо резко набрать высоту с разворотом в сторону -чтобы не попасть под огонь передних точек Me 410 Самолет резкой "горки" сделать не может. Истребитель после разворота на 90 градусов имеет возможность встать на параллельный с Me 410 курс и атаковать его сверху под углом 60 градусов и сбоку — под углом более 45 градусов

Считаю, что если атака будет под углом менее 45 или даже 30 градусов, особенной опасности попасть под огонь стрелка нет, так как ему неудобно вести прицельный огонь под большими углами».


По итогам испытательных воздушных боев советские летчики-испытатели сделали выводы о том, что Ме-410, имея преимущество в скорости представлял собой большую угрозу для Ту-2 и Пе-2, причем с ростом высоты преимущество только возрастало. Мощности бортового залпа для уничтожения бомбардировщиков было более чем достаточно.

С истребителями Ме-410 мог вести исключительно оборонительный бой, но и Як-3, и Ла-7, превосходя его в скорости и маневре, однозначно выиграли все схватки.

Однако если бы Ме-410 мог выйти в лобовую атаку или поймать проскочивший вперед истребитель в прицел, финал для наших самолетов был бы весьма печальный.

Было также отмечено, что атаки истребителей снизу сзади, особенно строго в хвост, стрелку самолёта Me-410 отражать затруднительно, и огонь в этих случаях чаще всего ведётся не прицельный.

Атаки истребителей под углами в конусе более 60 градусов практически невозможно отражать подвижным оружием в силу недостаточности углов обстрела задних пулемётов и сравнительно недостаточной манёвренности самолёта Me-410 по сравнению с истребителями Як-3 и Ла-7.

Какие выводы можно сделать из всего прочитанного?

Да, немцы смогли довести до ума Ме-210 и в итоге получился довольно продвинутый самолет с мощным вооружением. И в мире было очень мало бомбардировщиков, способных уйти от такого перехватчика или выдержать огонь его пушек.

Однако недостаток скорости и маневренности в сравнении с одномоторными истребителями делали из Ме-410 довольно легкую добычу. 410-й просто не мог вести бой, даже оборонительный, с теми самолетами, которые поступили на вооружение союзников в 1944 году.

В этом случае Вилли Мессершмитт с самолетом просто опоздал.

ЛТХ:
Модификация Me-210A-2



Размах крыла, м: 16,35
Длина, м: 12,15
Высота, м: 4,30
Площадь крыла, м2: 36,25

Масса, кг
— пустого самолета: 7 275
— максимальная взлетная: 10 700

Двигатель: 2 х Daimler-Benz DB 601F х 1350 л.с.

Максимальная скорость, км/ч
— у земли: 450
— на высоте: 535

Практическая дальность, км: 1430
Максимальная скороподъемность, м/мин: 535
Практический потолок, м: 8900

Экипаж, чел: 2

Вооружение:
— две 20-мм пушки MG 151 с 350 снарядами на ствол
— два 7,92-мм пулемета MG 17 с 1000 патронами на ствол
— два 13-мм пулемета MG 131 в дистанционно-управляемых установках FDL 131 с 450 патронами на ствол
— 8 х 50-кг бомб.


Модификация Ме.410a-1/u2



Размах крыла, м: 16,35
Длина, м: 12,50
Высота, м: 4,30
Площадь крыла, м2: 36,20
Масса, кг:
— пустого самолета: 7 525
— нормальная взлетная: 9 660

Двигатель: 2 х Daimler-Benz DB 603A х 1750 л.с.
Максимальная скорость, км/ч
— у земли: 505
— на высоте: 620

Практическая дальность, км: 1700
Максимальная скороподъемность, м/мин: 650
Практический потолок, м: 10 400
Экипаж, чел: 2

Вооружение:
— две 20-мм пушки MG 151 с 350 снарядами на ствол в носовой части
— две 20-мм пушки MG 151 в WB 151 с 250 снарядами на ствол
— два 7,92-мм пулемета MG 17 с 1000 патронами на ствол
— два 13-мм пулемета MG 131 с 500 патронами на ствол в дистанционно-управляемых FDSL.

И в завершение — фильм, снятый англичанами в процессе проведения своих летных испытаний Ме-410.



Источники:
Андрей Харук. Разрушители Люфтваффе Bf 110, Me 210, Me 410.
Сергей Колов, Андрей Куракин. Самолеты мира. Истребитель Ме 410.
Владислав Шунков. Авиация Люфтваффе.
63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    23 сентября 2019 05:46
    А не фиг замахиваться на мировое господство!
    Получили гемор войны на два фронта,никакие вундерваффен уже не помогут!
    1. +2
      23 сентября 2019 06:04
      "муки творчества" присущи всем,создававшим что то новое,ошибки,поиски путей решения были и у нас, все самолёты рождаются не по "хлопку ладоней", опишите Роман,"одиссею" соэдания " наших аналогов- разницы большой не увидим,за исключением того,что цена ошибки, в те времена- лагеря или ещё хуже.
      1. +1
        23 сентября 2019 19:29
        https://youtu.be/E6CUXwzL8KE
      2. 0
        22 декабря 2019 04:07
        Несомненно, немцы творили в "свободной европейской стране", а наши в "оковах ненависного террана"
  2. +21
    23 сентября 2019 07:08
    В целом можно уверенно сказать, что истинных «Разрушителей» у Мессершмитта не получилось.
    Полноценного - нет. Но считаю, что неудачи этого самолета больше связаны с неправильной или верней сказать, невозможностью использовать правильную тактику их применений. Жаль, что нет возможности ознакомиться с немецкими отчетами именно в вопросе отработки тактики применений этих самолетов. Самая большая проблема "Разрушителей" не в том, что они сами не могли ничего противопоставить "Мустангам", а то что "Мустангам" мало чего смогли противопоставить легкие, одномоторные истребители Люфтваффе. Если бы последние могли плотно связать "Мустанги" боем, то в это время "Разрушители" делали бы свое дело, по "прополке" плотных строев тяжелых бомбардировщиков союзников
    1. +4
      23 сентября 2019 13:53
      Совершенно верно. И еще один нюанс есть - Цершторер это калька с английского Дестроер, который по сути своей Эсминец а никакой не Разрушитель. Название этих самолетов произошло от морского термина и должно было обозначать многофункциональный самолет, который может и истреблять и бомбить и разведывать. То есть полноценным истребителем он никогда и не задумывался. Потому и неудивительно, что выдержать бой с современным ему истребителем он не мог. Его задача сбивать бомберы, транспортники и устаревшие истребители под прикрытием своих легких сил. А легкие силы, как уже сказано выше, свою задачу не выполнили, у них дела поважнее были, личные счета наращивать.
      1. +2
        23 сентября 2019 15:22
        Таки думаете, что немцы не знали полное английское название данного класса кораблей, "Torpedo Boat Destroyer" ? )
        1. +1
          23 сентября 2019 19:15
          Конечно же знали, только они его позаимствовали еще до первой мировой и широко использовали в своем флоте, откуда его в свою очередь позаимствовали авиаторы ;)
          1. 0
            23 сентября 2019 20:01
            Так ведь у Me-110 был и вариант Jagdbomber (истребитель-бомбардировщик), что же тогда тяжелый истребитель "эсминцем" обозвали ? ) Мне кажется, Вы ошибаетесь в очередности заимствования слова "разрушитель". Да, флотские назвали так один из классов кораблей, но летуны не у них позаимствовали, а, так сказать, обратились к истокам, уж больно звучит круто ) То есть это параллельно возникшие названия, друг к другу отношения не имеющие.

            P.S. Кстати, на вики есть две разные статьи о "Zerstorer" на немецком, одна про эсминцы, вторая - про тяжелые истребители, что как бы подтверждает мою теорию.
            1. 0
              23 сентября 2019 20:09
              Цершторером впервые обозвали 110ый, притом еще на стадии разработки, а дальше уже вроде как класс сложился. Насколько я знаю, термин не официальный, но распространен повсеместно.
              1. 0
                23 сентября 2019 21:39
                Наилучший перевод слова Zerstörer - это "истребитель" ))
                1. +1
                  23 сентября 2019 21:45
                  Тоже верно. А вообще, все тонкие оттенки, обороты и нюансы языка может понимать только его носитель.
  3. +16
    23 сентября 2019 07:34
    И вот 1941 год показывает, что с толпами английских и американских (в особенности) бомбардировщиков надо что-то делать! Более того, всем понятно, что их надо сбивать! И если войну с ночными налетами англичан более-менее удалось решить с помощью ночных истребителей Каммхубера, то вот днем…
    ???? 41-й? Показал немцам, что надо делать чьто-то с толпами американских бомбардировщиков? ЭТО НОВОСТЬ!!! Браво, Роман!
    1. +6
      23 сентября 2019 08:36
      Да и английским-то как раз именно дневные, а не ночные в то время и показали, именно что на ночные бомбардировки перешли британцы, причем так пересрали, что до конца войны только по ночам и шарились над Германией feel
    2. +1
      24 сентября 2019 13:31
      ???? 41-й?

      Тоже удивило. Немцы в начале войны вообще "с ленцой" истребители делали - в одну смену 8-ми часовой рабочий день при пятидневке. Их вполне устраивало и число и качество мессера и вставшего на крыло фокке-вульфа. Вилли уже тогда ставку делал на реактивный Ме-262, да и тот лепили ни шатко, ни валко. Двухмоторными истребителями-крейсерами-рейдерами ( именно эта идея и дала флотское название классу) увлекались перед войной все.
      Другое поразило - как немцы смогли слепить неустойчивый самолёт ? Ведь пропорции крыла , плеча и площади хвоста (плечо 2, 5 хорды и площадь 20% ) к тому времени были классикой из учебника и соблюдались у большинства самолётов . Можно сравнить наши, немецкие , английские , даже японские. Видно , с центровкой намудрили гансы.
  4. 0
    23 сентября 2019 08:24
    Стоило бы добавить , что бзиком люфтваффе была универсальность - т.е. истребитель по совместительству должен быть легким бомбером ,разведчиком , штурмовиком и дальше , сколько хватит фантазии . Для 210/410 это вылилось в требование возить 2 по 500 на внутренней подвеске - со всеми вытекающими
    1. -4
      23 сентября 2019 09:48
      судя по заявлениям подобный бзик сейчас у нас с СУ-57
    2. +6
      23 сентября 2019 12:10
      Цитата: sivuch
      Стоило бы добавить , что бзиком люфтваффе была универсальность - т.е. истребитель по совместительству должен быть легким бомбером ,разведчиком , штурмовиком и дальше , сколько хватит фантазии .

      Так это у всех такой бзик был - и у янки, и у лайми, и у япов, и у нас. Тот же изначально эскортный Р-47 неплохо поработал в роли истребителя-бомбардировщика.
      А двухмоторниками сам бог велел быть универсальными - они же по большей части выросли из довоенной концепции двухмоторной универсальной машины: разведчик / истребитель / бомбардировщик.
      1. 0
        23 сентября 2019 13:58
        Тем не менее , у каждой машины было основное назначение . Если "запасов" ЛТХ хватало - то можно было думать и о других функциях . Другой вариант : машина уже не годится как истребитель - как ИБ еще вполне послужит . Тот же тандер перешел в и-б , когда массово пошли Мустанги , которые выигрывали прежде всего в дальности полета .
        А конкретно тонна бомб на внутренней подвеске (пешка и Ju-88 в брюхе столько не брали) - это сотни килограммов лишнего веса планера и лишнее ЛС .
      2. +1
        24 сентября 2019 10:04
        P-47 вообще больше всего использовали как штурмовик и бомбер и мало как истребитель
      3. 0
        8 октября 2019 09:55
        Цитата: Alexey RA
        Так это у всех такой бзик был - и у янки, и у лайми, и у япов, и у нас. Тот же изначально эскортный Р-47 неплохо поработал в роли истребителя-бомбардировщика.

        Учитывая, что PW-2800 появился в 1936 году, американцы обогнали немцев в двигателестроении лет на 6, а в топливной промышленности еще больше.
        Соответственно, конструкторы имели огромный гандикап перед всеми по срокам доводки и создания самолетов, а также по ТТХ.
  5. +19
    23 сентября 2019 09:08
    После прочтения уже не первой статьи Романа ловлю себя на мысли, что, в принципе, неплохая статья начинает вызывать откровенное раздражение от "стебного" стиля изложения. Это как в текущей молодежной музыке (Федук и т.д.): чем более противным, гнусавым и неразборчивым голосом "поешь" - тем лучше.
    Все-таки ВО - это не журнал "Крокодил" или "Смехопанорама": серьезные темы требуют серьезного стиля изложения. ИМХО, конечно.
    1. +6
      23 сентября 2019 09:56
      Да , выражение Все было печально повторяется раза 4
      1. +15
        23 сентября 2019 10:20
        Дело даже не в этом: печаль в том, что складывается следующее впечатление: немцы какие-то полудурки, конструкторы пробивают образцы, которые ничего из себя не представляют, промышленность вроде выдает хорошую продукцию, но она тоже фуфло. Это все на уровне ощущений.
        В результате имеем не анализ, но оценку автора статьи.
        1. +1
          23 сентября 2019 10:54
          Цитата: dmmyak40
          Все-таки ВО - это не журнал "Крокодил" или "Смехопанорама": серьезные темы требуют серьезного стиля изложения.


          Но это ведь и не отчёт испытательной комиссии, и не техническая документация, ведь так? В статье достаточно строго-канцелярского текста. Авторских же текст может отражать способ мышления автора. Кто-то думает экселевскими таблицами, а кто-то красивыми картинками. Каждому своё.


          Цитата: dmmyak40
          немцы какие-то полудурки, конструкторы пробивают образцы, которые ничего из себя не представляют, промышленность вроде выдает хорошую продукцию, но она тоже фуфло. Это все на уровне ощущений.


          Да, понимаете, дело в том, что реальность сложнее технической документации. И в ней субъективный фактор порой перевешивает объективный. Автор пытается объяснить причину того, почему люфтваффе принимали на вооружение, мягко говоря, спорные образцы.
          1. +9
            23 сентября 2019 21:14
            Алексей, Вы абсолютно правы, это не отчет испытательной комиссии и не техническая документация! Потому что техническая документация изглагается совсем другим языком: поверьте человеку, который перевел не один MIL-STD потратил на это кучу времени нервов.
            Давайте взглянем на стилистику автора: "сборище, крут, толпами, печален/печально (5 раз), ловить, сбагрены, продвинутый".
            Еще раз уточню: возможно, я слишком требовательно отношусь к автору, но тут уж ничего не поделаешь, в свое время кандидатская диссертация меня заставила немного требовательнее относиться к написанию текстов, не относящихся к "бульварному чтиву".
            Автору: Роман, постарайтесь отнестись к критике здраво, постарайтесь найти то, что поможет Вам сделать Ваши работы лучше.
        2. -2
          23 сентября 2019 22:31
          Дело даже не в этом: печаль в том, что складывается следующее впечатление: немцы какие-то полудурки, конструкторы пробивают образцы, которые ничего из себя не представляют, промышленность вроде выдает хорошую продукцию, но она тоже фуфло. Это все на уровне ощущений.

          Просто автор противопоставляет западной пропаганде , которая широкой рекой полилась в 80-х , где немецкая техника это эталон , а советская техника это фуфло. И автор просто развенчивает эти мифы .
          1. +2
            23 сентября 2019 23:14
            Возможно, но сделать это можно же по-разному: можно небрежно, через губу с высоты знаний многих десятилетий поплевывать на немцев с их "выкидышем" и с легким вкраплением современной лексики.
            А можно спокойно, вдумчиво, аргументированно без лишних эпитетов и эмотивных маркеров подать материал. Не превращая, конечно, его в технический отчет. Чем, увы, иногда грешат авторы: кричащий заголовок (подчас далекий от сути), пара абзацев с общими рассуждениями и очень много ЛТХ.
    2. 0
      23 сентября 2019 14:43
      Полностью согласен!Если пишешь для ВО,нужно больше уделять внимание конструкции!
  6. +15
    23 сентября 2019 10:59
    И вот 1941 год показывает, что с толпами английских и американских (в особенности) бомбардировщиков надо что-то делать!

    Толпы американцев в 41-м году? Что-то новенькое. Амерское полномасштабное воздушное наступление началось в 44-м. В 43-м были отдельные, не очень успешные, скажем так рейды, да еще и без полноценного прикрытия истребителями.
    В общем, никак не Bf.109 или Bf.110. И вот в таких условиях начались работы на Ме-210.

    Автор сам пишет про первый полет Ме-210 в 1939 году. То есть он начал создаваться до войны. В условиях доктрины тяжелого истребителя как дальнейшее развитие Ме-110, до трепки полученной в битве за Британию. Ме-210 создавался в рамках довоенной доктрины И никаких армад бомберов днем в то время.
    За гранью понимания- ну не знаю, мне вот все понятно. Налажав с Ме-210, старина Вилли сделал хороший истребитель-бомбардировщик лучше чем Пе-2 и Пе-3.
    И если войну с ночными налетами англичан более-менее удалось решить с помощью ночных истребителей Каммхубера

    Не удалось, хоть потери нанесли серьезные. Главным противником англичан была низкая точность бомбометания ночью. К 44-му году ее решили. А так, уже в 43-м пошли рейды "тысячи бомбардировщиков" с тяжелыми для немцев последствиями.
    Самолет Як-3 легко догоняет и атакует Me-410 на высотах 1000-1500 метров и на всех режимах его полета
    .
    Тут наши летчики,при всем уважении, подыграли себе. Шершень, атаковал крепости на 6-7 км. Что насчет подраться там? Лучшие самолеты Як-3 и Ла-7 против "толстого шершня" ? Ну ок, а что насчет кобр, Ла-5, Як -9?
    Считаю, Ме-410 наделал бы немало бед на Восточном фронте, действуя как бомбардировщик и штурмовик, дополняя фоку.
    В реальности, "шершни" делали работу для которой изначально не предназначались. Атака формаций из 1000 крепостей с мощным истребительным которые сопровождают бомберы на весь радиус? Кто в 42-43 годах мог подумать такое?. USAF поставили перед противником задачу, которая не имела решения в принципе. Воевать в воздухе с Америкой могла тогда только другая Америка. ПРи чем тут критика Вилли и его шершня? Они просто достойно продолжили линию развития 110-го, иных задач на тот момент не было

    Думал, что статью писал Капцов. Неприятная и неожиданная унификация. Кричащий заголовок, серьезные ошибки, и самое главное, непонятные претензии к как минимум неплохому самолету. Методически провал. Постановки вопроса нет, выводы неверные, ну или по крайней мере спорные, порой отдающие "желтизной". ВО потихоньку снижает планку. Надо хотя бы по результатам года определять лучших/худших авторов и статьи по результатам голосования.
    1. +1
      23 сентября 2019 20:24
      Цитата: Engineer
      USAF поставили перед противником задачу, которая не имела решения в принципе. Воевать в воздухе с Америкой могла тогда только другая Америка. ПРи чем тут критика Вилли и его шершня?

      Ну не совсем; ресурсы объединённой под эгидой Германии Европы позволили бы это сделать - и немцы могли бы победить, если бы у них был или только Западный, или только Восточный фронты.

      Напомню, что Британия была готова сдаться и пойти на мировую с Германией... нет, не осенью 1940, а осенью 1944 ! (результат работы V-2 , даже без газовой и атомной начинки) Только резкое продвижение Allies вперёд на континенте и заявление США о том, что в случае сепаратного перемирия Вашингтон объявит войну Лондону - удержало бриттов среди воюющих союзников.

      Цитата: Engineer
      Налажав с Ме-210, старина Вилли сделал хороший истребитель-бомбардировщик лучше чем Пе-2 и Пе-3.
      Ну не любит автор немецкие самолёты, и особенно линейку Bf-110 -Me-210 - Me-410. А ведь машина вышла отличная в итоге, лучше Пе-2 и Пе-3, более-менее сопоставима в чём-то с Ту-2. А советские Як-2 и Як-4, полные аналоги по классу - так вообще ведь машины не пошли никак.
    2. 0
      23 сентября 2019 22:37
      Атака формаций из 1000 крепостей с мощным истребительным которые сопровождают бомберы на весь радиус? Кто в 42-43 годах мог подумать такое?.

      В СССР ещё до войны такую концепцию считали основной, и создали под неё МиГ-3. )))
    3. 0
      28 сентября 2019 08:49
      Отлично сказано про нерешаемую задачу. И про то, что с Америкой в воздухе могла воевать только другая америка. Респект!
    4. 0
      17 декабря 2019 18:21
      "Кричащий заголовок, серьезные ошибки, и самое главное, непонятные претензии к как минимум неплохому самолету. Методически провал. Постановки вопроса нет, выводы неверные, ну или по крайней мере спорные, порой отдающие "желтизной". ВО потихоньку снижает планку. Надо хотя бы по результатам года определять лучших/худших авторов и статьи по результатам голосования."
      hi
      Присоединяюсь к мнению. Все хуже и хуже.
      Хорошо только, что сейчас некогда писать об ошибках в статье.
  7. +6
    23 сентября 2019 11:26
    Цитата: svp67
    а то что "Мустангам" мало чего смогли противопоставить легкие, одномоторные истребители Люфтваффе.

    главной проблемой была банальная численность.
    в 44 году было нормой когда 20 "худых" пытались связать боем полторы истребителей сопровождения.
    немецкие асы отмечали, что когда численной перевес был 1 к 2 - еще можно было вести бои,
    но фактор мастерства терял смысл при перевесе 1 к 4 и выше - бой превращался в избиение, т.к. американские самолеты по сумме ттх если и уступали, то незначительно, а неопытных пилотов у союзников просто не было.
  8. +1
    23 сентября 2019 12:50
    Ме-210 ровесник Як-2.
  9. -3
    23 сентября 2019 13:12
    ОГРОМНОЕ СПАСИБО ( good good ) Роману Скоморохову! ПРЕКРАСНАЯ статья!
    Не всегда с Автором соглашаюсь... Но ЭТОТ материал прочитал с ОГРОМНЫМ удовольствием: К сожалению НЕ ЧАСТО на ВО появляются материалы о малоизвестных событиях или образцах военной техники.... Ох, НЕ ЧАСТО!!! А ведь ЭТО и есть САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ!!!
    Много лет интересовался историей авиации 2 МВ и ВОВ. Но об этих машинах - до сих пор НИЧЕГО не знал!
    ------
    P.S. Вот В ЭТОМ, как по мне и есть КОЗЫРНАЯ ФИШКА "Военного обозрения"!
    Личная просьба: ЕСЛИ кто, чего знает, особенно такого, чего мало кто знает (это особенно истории касается, о современных "вещах"- иногда лучше помалкивать!) - ПИШИТЕ!
    Давайте не будем боятся "швыряния тапочками" - умные - поймут, а на durakov - всё равно "не напасёшься"!
    Скоро и сам попробую..........
    1. +2
      23 сентября 2019 14:48
      Ну даёте!!! Неужели на airwar.ru ни разу не заходили? belay
      1. +1
        23 сентября 2019 18:44
        Цитата: Урал-4320
        Ну даёте!!! Неужели на airwar.ru ни разу не заходили? belay

        =========
        "...С тех пор, как дядюшка купил Энциклопедию ("Уголок неба"), он кажется добрался до буквы "М" .....

        (х/ф "Вендетта по-корсикански") wassat
        1. 0
          23 сентября 2019 19:01
          Надо посмотреть фильм. Не видел его.
  10. +5
    23 сентября 2019 13:24
    Понятно, что господин Мессершмитт в те годы был не просто крут, он спокойно обставлял в закулисных аферах своих конкурентов из «Фокке-Вульфа», «Хейнкеля», «Дорнье» и «Арадо».
    С подачи какого то "безымянного героя" пошла гулять и множиться версия о "интригане Мессершмитте", самолеты которого поступали на вооружение исключительно благодаря закулисным махинациям конструктора. .
  11. +7
    23 сентября 2019 13:43
    Читается интересно.... Но с хронологией у автора явно проблемы..
    "...Откуда у проблемы двухмоторного истребителя выросли крылья, мы уже знаем. Из Bf-110, который в начале войны мог в лучшем случае защитить сам себя. ...О том, чтобы быть реальным «Уничтожителем» или «Разрушителем» (Zerstörer переводится примерно так), речь в 1941 году уже не шла....
    ...И вот 1941 год показывает, что с толпами английских и американских (в особенности) бомбардировщиков надо что-то делать! Более того, всем понятно, что их надо сбивать! ....
    ....Днем нужен был высотный, мощный по оружию и быстрый по скорости самолет с большим радиусом действия и/или возможностью долго барражировать, ожидая подхода противника.
    В общем, никак не Bf.109 или Bf.110. И вот в таких условиях начались работы на Ме-210. Тяжелым атакующим двухмоторным истребителем, способным бороться с американскими и британскими бомбардировщиками....."

    Итак, .... назван год проявления проблем... год 1941.
    Далее....
    "...Наш же герой, начиная с первого полета в 1939 году показал свою условность как самолет..."
    Исходя из изложения автора, в 1941 году появилась потребность в новом самолете и начались работы над МЕ-210, который и совершил первый вылет в 1939 году, т.е. на 2 года раньше, чем начались по нему работы.

    Как и большинство материалов автора, данный материал оставляет двоякое впечатление... С одной стороны читать интересно, а с другой ... натыкаешься на кучу нестыковок и спорных утверждений.
    С моей точки зрения, результат от чтения анекдотов будет похожим: легко, интересно, смешно..... , а то, что истине не соответствует - неважно. Неприятно, честно говоря. От неуважения автора к своим читателям....
  12. 0
    23 сентября 2019 14:13
    Мне вот интересно,а какого они летали без сопровождения?На одного "тяжа" 2 легковеса,аксиома войны выведенная методом тыка в боях.По сути 410 и его предшественник летающие оружейные платформы.
    1. +1
      23 сентября 2019 22:02
      Цитата: синоби
      Мне вот интересно,а какого они летали без сопровождения?

      Но одномоторники тоже не почкованием появляются на свет, конвейеры-то не резиновые. Наши в 41-42 тоже бросали и ИЛ-2 и СБ без эскорта не от дурости, а от нехватки истребителей.
  13. -8
    23 сентября 2019 16:20
    Очень толковая статья! Респект! По факту некоторые наработки потом перекочевали на самолёты РККА. В принципе из него пытались сделать универсала вместо того что бы слепить замену штуке. Но армады крепостей требовали своей доли крови, поэтому слава всем святым что из него не сделали аналог Ю-87.
    1. +4
      23 сентября 2019 20:08
      Уважаемый, вы понимаете разницу между пикирующим бомбардировщиком и тяжелым двухмоторным истребителем, в концепцию которого изначально закладывались возможности универсальности применения?
      1. 0
        24 сентября 2019 08:52
        Абсолютно понимаю! Пример пешка! И если бы дойчи его начали производить на замену штуке вместо универсала фокера, то РККА поимела бы ОЧЕНЬ много проблем! Ибо скорость намного поболее, широкая номенклатура бомбовой нагрузки плюс ко всему отличная защищённость!
        А Учитывая умение немцев даже в конце войны аккумулировать силы на нужных участках фронта? Даже не хочется представлять какой разгардияш 410 могли бы творить.
        1. -1
          28 сентября 2019 08:54
          Пешка, кстати, весьма посредственный пикировщик. Хотя создавался именно как пикировщик.
  14. +2
    23 сентября 2019 16:35
    Однако недостаток скорости и маневренности в сравнении с одномоторными истребителями делали из Ме-410 довольно легкую добычу. 410-й просто не мог вести бой, даже оборонительный, с теми самолетами, которые поступили на вооружение союзников в 1944 году.


    Сколько раз можно повторять - воздушный бой, это не единоборство одиночных самолетов!
    Воздушный бой, это грамотное тактическое построение.
    Разумеется Ме-410 сложно противостоять однодвигательным истребителям, он создавался для противостояния бомбардировщикам.

    Вполне оправдано применение Ме-410 как скоростных бомбардировщиков
    В январе 1944 года V./KG 2 переименовали в II./KG 51. Совместно с I./KG 51 "Edelweiss", уже перешедшей с Ju-88 на Ме-410А-1, группа начала налеты на Великобританию. Союзники назвали эту операцию "Baby blitz"

    Парадокс в том, что им блестяще противостояли ночники - истребители Москито...

    Но по бомбовой нагрузке Пе-2 нормальная 600 кг, в перегруз 1000 кг., Ме-410 - 1000 кг.
  15. 0
    23 сентября 2019 18:31
    Эх ребята, не играли вы в WarThunder, ни чего вы, в отличии от разработчиков игры, не понимаете в технике. Вот там сидят корифеи и гении в разработке техники западных стран. Учитесь у них. ))) (это я пошутил)
  16. 0
    23 сентября 2019 21:37
    Есть неплохое видео про этот самолет, и вообще по теме 2-х моторных истребителей ВМВ
    1. +2
      23 сентября 2019 22:36
      Ребята, опять по пунктам.
      Зерсторер 110 оказался малопригодным для собачьих свалок над проливом и окрестностями в 40-41 годах. Его избивали спитфайры и Харрикейнз. Поэтому 110 зерсторер занял две ниши: истребителя бомбардировщика на восточном фронте, и ночного истребителя на западном. Фактически весь погром устроенный 22 июня на наших аэродромах был бы невозможен без напряжённой работы кассетными бомбами зерсторер групп. И по ЛТХ. В 43 году 110 с 605 моторами брал 2 бомбы на наружной подвеске по 1000 кг. При этом имел мощное пушечное вооружение. Зерсторер группы на 110 воевали от Гибралтара до Заполярья.
      1. +2
        23 сентября 2019 22:40
        110 мессеры в ночной истребительной версии вытянули всю войну до 1945 года.рлс, шраге музик, теплопеленгаторы, и многое многое другое. Так что этот самолёт вовсе не был так плох.
        1. +2
          23 сентября 2019 22:45
          Да и сам 410 был не так уж и плох, просто в тех условиях шансов не было и у любого самолёта тех времён. Пустите наперехват крепостей Москито или последних бофайтеров. Тоже самое, мало шансов против пулеметов коробок крепостей и эскорта п-51. Кстати тот же легендарный Москито вполне себе сбивали фокке вульфы 190 при грамотном наведении сзади с превышением, развивая большую скорость на снижении.
      2. +1
        28 сентября 2019 08:57
        Я Вас наверное очень удивлю, но погрома именно 22 июня и именно на аэродромах не было. Потери были, но вовсе не погромные. Это миф.
        1. 0
          28 сентября 2019 10:23
          22 июня 1941 г. навсегда останется в нашей памяти днем величайшей трагедии. Тяжелейший урон понесла советская авиация. Отечественные историки оценивают потери за эти сутки на подвергшихся внезапному удару 66-й приграничных аэродромах в 800 машин, а общие потери авиатехники 1160 самолетов
          1. -1
            28 сентября 2019 10:24
            Суточные потери 1160 самолётов я так понимаю, сущие пустяки?
  17. +1
    23 сентября 2019 22:20
    В каких единицах измеряется актуальность публикации (грубо говоря, актуальным является то, без чего жить нельзя)?
  18. 0
    24 сентября 2019 22:59
    Цитата: iouris
    В каких единицах измеряется актуальность публикации (грубо говоря, актуальным является то, без чего жить нельзя)?

    В HP - то есть Хайп Пауэр!
    1. 0
      28 сентября 2019 08:58
      В РС. Сорри, не удержался!
  19. 0
    28 сентября 2019 08:38
    В 1941 толп английских (и тем более американских) бомбардировщиков над Германией не просматривалось.
  20. 0
    1 октября 2019 03:29
    Если Ме-410 догонял и атаковал бомбардировщики, все было довольно печально для последних.

    в мире было очень мало бомбардировщиков, способных уйти от такого перехватчика или выдержать огонь его пушек.


    2 (две, лишь две) пушки калибра 20 мм. позволяют говорить о "довольно печальных" последствиях для 4-х моторных бомбардировщиков не способных выдержать огонь этих двух пушек?

    Да ну!


    P.S.
    Как говорил товарищ Сухов в своей книге: "На самолёте командира, пушчонка-то 20 миллиметровая!", не то что 37 мм. на самолёте Покрышкина и самого Сухова.
  21. 0
    13 декабря 2019 12:50
    Нууу... Немцы вообЧе рассчитывали на полет Валькирии, воевать же пришлось в ситуации: "явление жареных петухов". 210 нормальный опытный самоль, этап пути. Не наваяли бы их столько, так вообще никто ничего про него и не помнил бы.
    410-й хороший самолёт, реально один из первых действительно многоцелевых. То что от Яков и Лавочиных он в маневренном бою огребал, так это нормально.
    Единственное что немцы, в силу своей злокачественной комолости перемудрили, так это с расположением оборонительного вооружения. Коловращение бортовых пулеметов слишком сильно влияло на поведение машины. Надо было просто поставить на кормушке нормальную спаренную установку. Можно в принципе, даже одиночную, если с развесовкой были проблемы.