Русский стелс. Кто разработал технологию самолёта-невидимки

85
В современной войне важнейшее значение имеют не только технические возможности и вооружение боевых машин, но и снижение их заметности для средств обнаружения. Технология, позволяющая значительно снизить заметность в радиолокационном и других спектрах обнаружения, называется «стелс». И изобрел ее наш соотечественник – Петр Яковлевич Уфимцев.





«Невидимки» американской авиации


18 июня 1981 года в небо взмыл F-117 — одноместный дозвуковой тактический малозаметный ударный самолет, произведенный корпорацией Lockheed Martin. Испытания нового самолета держали в секрете – ведь он не зря носил имя Nighthawk – «Ночной ястреб». Такое название самолет, который почему-то причисляют к истребителям, хотя его правильнее относить к штурмовикам, заслужил благодаря своей крайней малозаметности.

Лишь 10 ноября 1988 года, через семь с лишним лет после первого полета, Пентагон официально признал факт существования «Ночного ястреба». Американское военное ведомство выпустило пресс-релиз с историей создания F-117, в котором была и единственная фотография боевой машины. Что касается публичного показа «Ночного ястреба», то он произошел лишь 21 апреля 1990 года, а в 1991 году, уже после войны в Персидском заливе, где американская армия нанесла серьезное поражение иракским вооруженным силами, самолет презентовали на авиационном салоне в Париже.



«Ночной ястреб» создавался по технологии стелс и был построен по схеме «летающее крыло» с V-образным оперением. Крыло большой стреловидности, прямой профиль, граненый фюзеляж были расположены так, что препятствовали распознаванию самолета, отражая электромагнитные волны в сторону от радиолокационных систем противника. В авиастроении подобную схему называют «фасеточной» (от фр. facette — грань).

Впрочем, первым самолетом, построенным по технологии «летающее крыло», был Have Blue, совершавший полеты с 1977 года. Но эту машину все той же Lockheed Martin так и не запустили в серийное производство. Зато на ее основе впоследствии начали разрабатывать «Ночного ястреба», ставшего первым действительно успешным самолетом, малоуязвимым для радиолокационных средств противника.

Простой американский переводчик


Денис Оверхользер в начале 1970-х годов работал в офисе корпорации Lockheed Martin. Молодой человек не занимал высоких должностей, но, благодаря знанию русского языка, в его обязанности входило ознакомление с техническими публикациями, выпускаемыми в Советском Союзе. Денис переводил их на английский язык.

Однажды для перевода Денис (на фото) получил очередную русскоязычную работу – «Метод краевых волн в физической теории дифракции», принадлежащий перу молодого советского физика Петра Уфимцева. Работа была издана почти десять лет тому назад, в 1962 году. Конечно, обычный переводчик с гуманитарным филологическим образованием воспринял бы необходимость переводить этот труд как очередную скучную обязанность и, кое-как справившись с заданием, облегченно вздохнул бы. Но Денис Оверхользер имел высшее инженерное образование и поэтому он с интересом вник в научную работу Петра Уфимцева.

Труд был посвящен физико-математическому алгоритму, посредством которого можно было высчитать площадь рассеяния для самолета любой формы. То есть, в работе Уфимцева описывалось, как сделать самолет практически невидимым для радаров противовоздушной обороны. Переводчик Оверхользер, будучи человеком технически грамотным и большим патриотом Соединенных Штатов, сразу же понял, какие невиданные прежде возможности работа Уфимцева открывает для американских военно-воздушных сил. Причем в Советском Союзе труд этот не был секретным, так что американцы получали технологию совершенно легально.

Оверхользер обратился со своими соображениями к вышестоящему начальству, но руководители поначалу сочли, что переводчик лезет не в свое дело – авиаконструкторов в корпорации и так хватало. Никто из старшего менеджмента не собирался не только анализировать работу Уфимцева, но даже выслушивать молодого переводчика.

Тогда Денис дал работу советского автора напрямую инженерным сотрудникам корпорации, Те, будучи настоящими специалистами своего дела, в труд Уфимцева вникли и практически сразу же поняли, что к чему. Спустя несколько лет корпорация уже вовсю вела разработку новых самолетов – «невидимок», основанных на применении технологии стелс, заимствованной в монографии советского физика.

Изобретатель Петр Уфимцев


Петр Яковлевич Уфимцев принадлежал к поколению «детей войны». Он родился в 1931 году в далеком селе Усть-Чарышская Пристань на Алтае. В свое время туда переселился его отец – крестьянин. В 1934 году, когда Пете было три года, отца раскулачили и репрессировали, он сгинул где-то в лагерях. Детство без отца было нищим и голодным: из-за нехватки витаминов у Петра прогрессировала близорукость. Мальчик очень стеснялся носить очки, поэтому в школе не мог читать с доски и просил одноклассника дать переписать задание.

Тем не менее, несмотря на проблемы со зрением, мальчик из глухой алтайской деревни отправился поступать в вуз – на физико-математический факультет Алма-атинского государственного университета. Но из-за прогрессирующей близорукости Уфимцев перебрался в Одессу, где была офтальмологическая клиника знаменитого профессора Филатова. Пришлось перевестись в Одесский университет, который Уфимцев окончил в 1954 году по специальности «теоретическая физика».

Русский стелс. Кто разработал технологию самолёта-невидимки


Подающий надежды молодой человек был распределен в Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт (ЦНИРТИ) Министерства обороны СССР. Занимался он, как следовало из названия, радиотехникой. Однако у института была и более узкая специализация.

Основной задачей этого института в то время была разработка новых средств радиоэлектронной борьбы, бортовой радиоэлектронной защиты, комплекса борьбы с радиолокационными средствами наведения. Сам ЦНИИРТИ до 1962 года был филиалом Научно-исследовательского института связи, а затем был выделен в отдельную структуру. Руководил им на протяжении почти 10 лет (с 1959 по 1968 годы) Николай Павлович Емохонов.

Ветеран Великой Отечественной войны, Николай Емохонов также был человеком «из народа» — сын сапожника, он был призван в Красную Армию и распределен на курсы радиосвязи. Так начался его путь в радиоэлектронику. Емохонов служил начальником радиостанции, командовал группой ближней разведки средствами радиосвязи, войну закончил старшим лейтенантом и продолжил службу в войсках связи, получив образование в Военной академии связи им. С.М. Буденного.

После окончания академии Емохонов и пришел в Научно-исследовательский институт связи, где прошел путь от младшего научного сотрудника до главного инженера, а затем до директора филиала и, наконец, директора Центрального научно-исследовательского радиотехнического института. Именно Емохонов пригласил Уфимцева в институт, где Петр Яковлевич проработал до 1973 года. При этом то направление, которым занимался молодой научный сотрудник, не считалось перспективным.

Зато Емохонов сделал очень неплохую карьеру: в 1968 году генерал-майор Емохонов был переведен на должность начальника 8-го Главного управления КГБ СССР (отвечало за шифровальную работу и защиту связи), а в 1971 году одновременно стал заместителем председателя КГБ СССР и председателем Научно-технического совета КГБ СССР. На этой должности Емохонов находился до 1990 года, получив в 1985 году звание генерал армии.

Петр Уфимцев карьерных высот не достиг, хотя в 1970 году и защитил диссертацию на соискание степени доктора физико-математических наук. Тем не менее, его вклад в науку был очень значительным. Он положил начало физической теории дифракции. Еще в 1962 году вышла монография «Метод краевых волн в физической теории дифракции», напечатанная ограниченным по советским меркам тиражом в 6500 экземпляров. Именно она и попала на стол к молодому и предприимчивому переводчику корпорации Lockheed Martin Денису Оверхользеру.

Радары противовоздушной обороны определяли расстояние до самолетов по времени, требующемуся на возвращение обратно излучения, отражающегося от корпуса самолета. Способность самолета отражать радиоволны прямо влияла на его заметность. Поэтому в основу технологии, которая получила название стелс, легла задача снижения способности самолета отражать радиоволны.

Уфимцев пришел к выводу, что, если рассеивать электромагнитные волны, можно уменьшать их степень отражения. Соответственно, излучение радаров не возвращалось обратно и таким образом самолеты оставались бы фактически невидимыми для противовоздушной обороны противника. Для военной авиации подобная технология была бы незаменимой – если бы советское руководство вовремя обратило бы на нее внимание, то наша страна получила бы самолеты – «невидимки» куда быстрее, чем вероятный противник.

Ученый оказался больше нужен американцам


В Советском Союзе технологией Уфимцева почему-то не заинтересовались. Как и переводчик Денис Оверхользер, Петр Уфимцев столкнулся с непониманием со стороны советских бюрократов от науки, которые не желали вникать в суть его теории. Лишь в конце 1980-х годов, когда США уже вовсю использовали самолет «Ночной ястреб», в Советском Союзе тоже осознали преимущества технологии стелс. Но было уже поздно – наступали трагические, черные дни для советского государства. Тем более, что и отношения с вероятным противником, как считал генсек Михаил Горбачев, налаживались.

1990 год стал последним годом существования Советского Союза. В этом же году генерал армии Николай Емохонов был освобожден от должности председателя Научно-технического совета КГБ СССР и отправлен в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Для Петра Яковлевича Уфимцева 1990 год также стал поворотным. Он, работавший к этому времени в Институте радиотехники и электроники Академии наук СССР, получил неожиданное приглашение приехать в Соединенные Штаты Америки – в Калифорнийский университет, в качестве приглашенного профессора электроинженерного факультета.


Денис Оверхользер


Недолго думая, Петр Уфимцев согласился. Когда он приехал в США, на встречу с ним пришел Денис Оверхользер – тот самый переводчик, который двадцатью годами ранее натолкнулся на монографию советского ученого. Но вскоре с Уфимцев был подписан контракт конкурентами Lockheed — Northrop Grumman. И бывший советский ученый стал работать над совершенствованием боевых возможностей американского бомбардировщика В-2.

Жизнь и судьба Петра Яковлевича Уфимцева, как и вся история технологии стелс, – типичный пример серьезных последствий, к которым приводит невнимание государства к научным кадрам. В 1990-е годы «утечка мозгов» стала серьезнейшей проблемой постсоветской России. Десятки тысяч перспективных ученых, инженеров, техников покинули нашу страну в поисках не только денег, но и более внимательного и уважительного отношения.

К сожалению, эта проблема не решена до сих пор. Финансирование отечественной науки оставляет желать лучшего, поэтому и уезжают молодые ученые на Запад, а теперь еще и на Восток. В США и даже в Китае их знания оказываются более востребованными.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

85 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    26 сентября 2019 05:23
    Вы Илья Полонский пишете
    К сожалению, эта проблема не решена до сих пор.

    —-Не только ученные. Вот Олег Смоленков через Черногорию убыл в Америку... сотрудник «незначительный!!!» администрации Президента.
    —-И нельзя не подумать о преднамеренном саботаже, как и с д.ф-м.н. Уфимцевым.
    —-Неважна причина, а важна сравнительная безнаказанность ответственных за провал. Даже похоже, что наказания чисто «потемкинские».
    1. 0
      26 сентября 2019 06:17
      Простой американский переводчик

      Денис Оверхользер
      сдаётся мне,что переводчик,был таки еврей....
      1. +4
        26 сентября 2019 06:39
        Цитата: Дедкастарый
        сдаётся мне,что переводчик,был таки еврей....

        похоже и Петр Яковлевич Уфимцев был не нанаец.
        1. +10
          26 сентября 2019 07:44
          Конечно. Кто ещё мог крестьянство ватт в глухой деревне на Алтае?
        2. +3
          26 сентября 2019 12:04
          Цитата: Маки Авелльевич
          Цитата: Дедкастарый
          сдаётся мне,что переводчик,был таки еврей....

          похоже и Петр Яковлевич Уфимцев был не нанаец.


          И причем тут нацизм? Это прям важно нанаец или чатланин.
  2. +19
    26 сентября 2019 05:55
    С F-104 американцы показали, что если движок мощный, то крыля в принципе не так и нужны.
    С F-117 доказали, что если компы хорошие, то аеродинамикой можно и не заморачиваться.
    С F-35 оказалось что законы природы дождались своего часа...
    1. +8
      26 сентября 2019 06:20
      Цитата: dzvero
      С F-117 доказали, что если компы хорошие, то аеродинамикой можно и не заморачиваться.

      тут не согласен,самолёт дозвуковой,так что с " аэродинамикой" особо заморачиваться нет смысла, фишка в " малозаметности" на зкранах радаров.
    2. +5
      26 сентября 2019 06:41
      Цитата: dzvero
      С F-117 доказали, что если компы хорошие, то аеродинамикой можно и не заморачиваться.

      кроме всего прочего аэродинамика это также и расход керосина.
      с этим тоже не надо заморачиваться?
    3. +1
      27 сентября 2019 09:57
      Когда директор локхид-мартин увидел сей пепелац он сгреб чертежи и громко хлопнул дверью, потому что сам не знал как заставить летать этот утюг по законам аэродинаики laughing В итоге годы мучений и суперсекретную вундерваффе сбивают Югославы зениткой laughing
  3. +10
    26 сентября 2019 06:38
    Причем в Советском Союзе труд этот не был секретным, так что американцы получали технологию совершенно легально.
    Автор, спасибо! Сколько таких разработок утекло за рубеж, страшно подумать? Японцы подписывались и скупали все маломальские информативные журналы по науке и технике. ЮТ, Моделист-конструктор, ТМ и другие издания. Вот где был поток информации на перспективу. Моделизм по радиоуправляемым моделям привёл к созданию нового класса оружия-беспилотников. А ведь все это описывалось в журналах для детей.
    1. +4
      26 сентября 2019 09:56
      На просторах инета читал материал, в котором говорилось, что труд Уфимцева был подброшен партнерам, дабы повести их по пути создания стелса. Практика показывает, что эта версия весьма правдоподобна.
      1. -1
        26 сентября 2019 14:09
        Цитата: Souchastnik
        На просторах инета читал материал, в котором говорилось, что труд Уфимцева был подброшен партнерам, дабы повести их по пути создания стелса. Практика показывает, что эта версия весьма правдоподобна.

        поэтому то и су57 и пакда такими же вышли? США в обратку закинуло, отомстили! wassat
        1. 0
          29 сентября 2019 22:21
          Су-57 не похож ни на Ф-117 ни на Б-2. Да и Ф-22 и Ф-35 тоже. А технологии невидимости это не только угловатая форма. Су-57 может развивать сверхзвуковую скорость и обладает высокой маневренностью. И есть еще ряд технологий, обеспечивающих низкую заметность. Плюс, скорее всего, будущее не за переотражением и рассееванием волн, а за поглощением или формированием сигнала, который возвращается на радары вероятных "партнеров".
  4. +19
    26 сентября 2019 06:55
    Труд был посвящен физико-математическому алгоритму, посредством которого можно было высчитать площадь рассеяния для самолета любой формы. То есть, в работе Уфимцева описывалось, как сделать самолет практически невидимым для радаров противовоздушной обороны.

    Книжка, которую все упоминают, но никто не читал. А она есть в интернете.
    И когда ее смотришь, понимаешь, почему ее никто не запретил к выпуску, если там с формулами описывалось, как сделать самолет невидимым, и куда смотрел цензор, когда госсекреты разглашали.
    Просто потому, что там нет того, что ей обычно приписывают о невидимости самолетов и прочем, что сделал и автор тоже.
    Эта книжка- чисто теоретическое издание по радиооптике, написанная молодым тогда аспирантом по материалам других работ других авторов- фактически это первый раздел кандидатской, если кто понимает о чем речь, обязательный для аспиранта первый этап работы над диссертацией.
    Книга интересна тем, что там удобно, компактно и структурировано собран полный набор формул по радиооптике, чем американцы и воспользовались, такая себе шпаргалка для разработчика.
    Но это книжка чисто теоретическая, там не рассматриваются прикладные задачи, что ей приписывают.
    Тот факт, что Уфимцев работал в области радиолокации и уменьшения заметности самолетов и достиг значительных успехов в этом- очевиден.
    Но по иронии судьбы , благодаря мемуарам разработчиков ф-117, в которых они написали, что пользовались книгой Уфимцева, и стараниями журналистов 90-х годов самую большую известность , прям- таки легендарную, получила его первая книга, фактически брошюра, которая является обзором чисто теретических работ других авторов " для специалистов и широкого круга читателей" , как тогда любили писать в некоторой технической литературе, а не его собственной работой, и которую молодой аспирант издал для слегка подработать денег, а гараздо более солидные и серьезные издания его собственных работ в этой области остались в тени этой брошюры
    1. +4
      26 сентября 2019 07:36
      Труд Уфимцева к самолётам не имеет никакого отношения. Автор статьи нагородил огород.
      1. +7
        26 сентября 2019 12:09
        Цитата: Конструктор68
        Труд Уфимцева к самолётам не имеет никакого отношения.
        Так же можно сказать, что работа Ньютона "Математические основы натуральной философии" не имел отношения к артиллерии, баллистике, ракетостроению. Там же не было об этом ни слова! И все же, именно из этого труда выросли и баллистика, и ракетостроение.
        1. +2
          26 сентября 2019 12:49
          Так же можно сказать, что работа Ньютона "Математические основы натуральной философии" не имел отношения к артиллерии, баллистике, ракетостроению. Там же не было об этом ни слова!

          Не пишите ерунду. Никто ге указывал что Ньютон изобрел артиллерию, баллистику и ракету. В отличии от автора, который пишет
          Технология, позволяющая значительно снизить заметность в радиолокационном и других спектрах обнаружения, называется «стелс». И изобрел ее наш соотечественник – Петр Яковлевич Уфимцев.
          1. +2
            26 сентября 2019 17:41
            Цитата: Конструктор68
            Не пишите ерунду.

            Пожалуй, отчасти соглашусь, поскольку технология - совокупность приемов работы, позволяющих реализовать техническую задачу. Но нынешние технологии опираются на серьезный научный задел. И потому можно утверждать: Уфимцев подготовил теоретическую базу, которая была использована при создании технологии "Стелс". Такая формулировка вас устроит?
            1. 0
              28 сентября 2019 07:37
              Цитата: astepanov
              Цитата: Конструктор68
              Не пишите ерунду.

              Пожалуй, отчасти соглашусь, поскольку технология - совокупность приемов работы, позволяющих реализовать техническую задачу. Но нынешние технологии опираются на серьезный научный задел. И потому можно утверждать: Уфимцев подготовил теоретическую базу, которая была использована при создании технологии "Стелс". Такая формулировка вас устроит?

              ну даже в этом случае он все равно максимум соавтор, ведь не он писал алгоритм для обсчета модели самолёта...
              НО таким боком можно и братьев Райт пристегнуть к созданию СУ57...
  5. +10
    26 сентября 2019 07:22
    Впрочем, первым самолетом, построенным по технологии «летающее крыло», был Have Blue, совершавший полеты с 1977 года.
    Что за бред? Тот же К-12 1936 год. СССР. Или Horten Ho 229. 1943-й. Германия.
    1. +5
      26 сентября 2019 07:57
      Цитата: Монар
      Тот же К-12 1936 год. СССР.
      hi Очень интересно. Жар-птица. Я совершенно не знал о существовании этой машины.
      Гран мерси.)
      1. +2
        26 сентября 2019 08:39
        Пожалуйста. Кстати, К-12 был рекомендован к серийному производству. Но ... Там уже история не об авиации.
        1. +1
          26 сентября 2019 09:03
          Я немного почитал о Константине Алексеевиче Калинине. Грустно. hi
    2. +2
      26 сентября 2019 11:13
      В статье много ошибок, самолёт стелс США стали разрабатывать задолго до появления у них книги Уфимцева, но без его теории они двигались очень медленно из за того что им приходилось тестировать тысячи форм самолётов перед реальным радаром. Теория убрала необходимость использовать такие методы
      1. +1
        26 сентября 2019 16:09
        Потому что это не ошибки, это очередной вброс, что бы создать бурление. Как и куча других статей рядом, открывающих тайны как все неправильно и как надо было бы.
  6. +4
    26 сентября 2019 07:35
    носил имя Nighthawk – «Ночной ястреб». Такое название самолет, который почему-то причисляют к истребителям, хотя его правильнее относить к штурмовикам

    Как интересно..F-117 -штурмовик..Самолет поля боя,окопы утюжил,за танками гонялся)..
    1. +1
      26 сентября 2019 08:32
      В русском языке термин ударный самолет как-то не приживается
      1. +3
        26 сентября 2019 08:38
        F-117 чистый бомбер
        1. +1
          26 сентября 2019 08:42
          Маленький только.
        2. 0
          26 сентября 2019 08:49
          Неразбериха произошла из-за того, что ему присвоили (чтобы запутать разведки противника) букву "F" а не "B".
          1. 0
            26 сентября 2019 16:10
            Неразбериха произошла потому что автор уверяет что это штурмовик.
          2. +1
            26 сентября 2019 22:08
            Цитата: voyaka uh
            Неразбериха произошла из-за того, что ему присвоили (чтобы запутать разведки противника) букву "F" а не "B".

            А В в названии амерских бомберов этр от слова Bomber или от Boeing?
            1. -2
              26 сентября 2019 23:52
              А - attacker, B - bomber, F - fighter
              ---
              PP - pregnant penguin ( это Ф-35 ) laughing
              1. +1
                26 сентября 2019 23:55
                Просто все бомберы у них-от Боинга)
  7. +12
    26 сентября 2019 08:14
    Нет пророка в своём отечестве. Попробуйте научную книгу издать,без "соавторов" никак. Мой тесть 20 лет пытался издать учебник (!) по геодезии на узбекском языке(не было таких),отказывали. Не хотел брать соавторов в нагрузку.Он даже согласился за свой счёт издавать,отказали. В конце жизни сдался,книгу издали. Три автора,он последний. Накупил десятки экземпляров с авторскими раздал бесплатно по учебным заведениям. Вскоре его не стало.
  8. 0
    26 сентября 2019 08:15
    В.В.Розанов:
    «Дана нам красота невиданная.
    И богатство неслыханное. Это – Россия.
    Но глупые дети всё растратили. Это – РУССКИЕ.»
    1. +3
      26 сентября 2019 09:26
      Цитата: Александр Ра
      Но глупые дети всё растратили

      Правильно, глупые. Потому сами себя так и позионируем. Потом удивляемся, почему это нас всерьез не воспринимают? А потому что глупые и по-глупому себя рекламируем. Я думаю, не всё сказанное "великими" надо за ними повторять. Надо сказанное осмысливать и делать выводы. А уж обобществлять чьи-то отдельные недостатки на всю нацию, какую бы то ни было, вообще, глупость несусветная с примесью бытового расизма.
      1. -3
        26 сентября 2019 11:56
        Спасибо "великим" - мозг вправляют. Уже 30 лет общей анестезии-бесчувствия и безответности на любые диверсии-реформы – это «отдельные недостатки»? Всеобщая безответственность перед собой, перед своим народом, перед предками и потомками. Это наше позорное позиционирование. Мы согласны медленно терять, но боимся остановить великий разгром, трусливо перекладывая этот труд на детей. Приведите примеры общей «осмысленности» и «выводов» с результатом.
        1. -3
          26 сентября 2019 16:13
          Больше нытья и пропаганды антироссийского бреда. То что вам по доверчивости, наивности и глупости нагадили вот в это в голову, не значит что так и есть. Это значит что кто то умеет пользоваться пропагандой. Поздравляю вас эксперимент прошел успешно.
      2. +1
        26 сентября 2019 14:07
        Да ладно вам. Почитать наших классиков, так там из века в век одно и то же: обычные люди в заднице, чиновники берут не по рангу, делу хода не дают и так далее.
        "Умом Россию не понять..." Тютчев, 1866 год. Три государственных строя сменилось, а фраза актуальна по сей день.
        1. 0
          26 сентября 2019 16:14
          И никто никогда не читает где люди миллионов не нажили, а всю жизнь работали на совесть. На разных местах, на разных постах. Жили по разному, но были людьми. про таких не интересно же...
  9. sen
    0
    26 сентября 2019 08:22
    Таких непризнанных людей в России хватает. Официальная наука, в лучшем случае, на них не обращает внимания, а Запад внимательно изучает и некоторым дает гранты с условием эксклюзивной передачи им всех данным.
    1. +1
      26 сентября 2019 17:08
      У меня бабушка была главным экономистом завода по производству безискрового шахтного электрооборудования, а её муж главный экономист завода шахтных крепей (завод работал на оборонку и делал пусковые шахты). Они ни разу не были на курортах ни по путевке, ни за свои. Хотя бабуля ежемесячно моталась в одну из "книжек" на Кутузовском проспекте в Министерство угольной промышленности.
      Думаю 3/4 людей в СССР так вкалывало на совесть.
  10. +7
    26 сентября 2019 08:33
    У Юрия Кужелева на Варспоте был миницикл статей о создании американских малозаметных летательных аппаратов. Скажем так, началось все сильно раньше пресловутой статьи...
    https://warspot.ru/12731-stels-pervye-pyat-let
    https://warspot.ru/2992-eschyo-ne-triumf-no-uspeh
    Пишет он вот чего:
    Основным источником версии с приоритетом Уфимцева являются мемуары Skunk Works: A Personal Memoir of My Years at Lockheed Бена Рича — второго руководителя Skunk Works, занявшего этот пост после Джонсона. Опубликованы они были в 1994 году, и хоть являются крайне ценным источником информации, имеют те же проблемы, что и любые другие воспоминания очевидцев. Если на момент публикации никаких вопросов к мемуарам не было, то через 20 лет рассекреченной информации стало больше, и теперь можно сказать, что Рич точно излагает общую канву событий, но мелочи его часто подводят.

    Не будем рассуждать о причинах подобных ошибок, как и о причине того, что он считает обнаружение материалов Уфимцева стартом всех последующих работ над стелс. К счастью, нам уже доступны некоторые другие материалы на эту тему. Существует набор докладов середины и конца 90-х годов на конференциях Американского института аэронавтики (AIAA), посвящённых истории программы ECHO 1, где упоминается, что работа Уфимцева позволила «срезать углы и быстрее прийти к устраивающему результату». Это подтверждают и воспоминания других сотрудников Lockheed того времени, указывающие, что с помощью работ Уфимцева уже существовавшие наработки по программе и теория были доведены до ума.

    Тем не менее исследования Уфимцева действительно послужили базой для работ над стелс, но не у Lockheed, а у их конкурентов. Основная работа инженеров Northrop по теме Incremental Length Diffraction Coefficients и правда использовала работу Уфимцева как основу, что они и не отрицают, поскольку у них был лишь ограниченный доступ к работам над стелс, проводимых ранее под эгидой ЦРУ. Именно она была использована для создания их программы GENSCAT, аналога ECHO 1. Но в итоге оказалось, что математический аппарат Lockheed, известный как Method of Equivalent Currents, с учётом влияния работ Уфимцева показывает себя лучше конкурентов. Вариант программы XST Northrop проиграл варианту Lockheed, в том числе из-за недостаточного уровня незаметности. В дальнейшем оба метода были доработаны через заимствования друг у друга и стали главным базисом теории стелс.

    В целом выводы просты. Уфимцев не изобретал стелс — работы по нему активно шли и до, и после его публикации. Теория Уфимцева не является чем-то по-настоящему прорывным; если бы она не была опубликована, работы над стелс замедлились бы на месяцы, маловероятно — на год-два, но ни в коем случае не провалились бы. С другой стороны, Уфимцев заслуживает славы как один из авторов теории стелс, что доказывается и его признанием на Западе, где он работает по сей день. Кроме того, вполне можно утверждать, что его работы могли бы стать основой для советского варианта стелс, если бы им в своё время уделили должное внимание.
  11. +5
    26 сентября 2019 08:43
    Мир перевернулся!
    Впервые кто-то в статье признал Ф-117 успешным самолетом laughing
    И сломан консензус, что технология "стелс" - распил бюджета США.
    1. +2
      26 сентября 2019 09:11
      Цитата: voyaka uh
      И сломан консензус, что технология "стелс" - распил бюджета США.

      Практика показала, что таки да - распил бюджета. В конце 90-х было интервью с Уфимцевым, где он популярно объяснил, что абсолютной невидимости нет. Точно не помню, дело в разнесении в пространстве излучателя и приемника, еще другая длина волн. Усовершенствовали радары и 117 списали в утиль. Геометрия тупиковый путь снижения заметности, да она где то уменьшает, но американцы делают ставку на покрытия, мы, раньше была инфа, на плазму (как сейчас обстоят дела, никто не пишет).
      1. +5
        26 сентября 2019 09:18
        "где он популярно объяснил, что абсолютной невидимости нет"////
        ----
        Никто и не пытается достичь абсолютной невидимости.
        Достаточно, что радар комплекса ПВО не способен устойчиво захватить цель и вести к ней ЗУР.
        А это вполне достигается.
        А дальше: хоть как разноси приемник и излучатель, хоть как увеличивай длину волны.
        Если радар, ведущий ракету, не захватывает устойчиво цель, все остальное - мертвому припарки.
        1. 0
          26 сентября 2019 14:16
          Цитата: voyaka uh
          Если радар, ведущий ракету, не захватывает устойчиво цель, все остальное - мертвому припарки.

          Первостепенная задача цель вообще обнаружить, после обнаружения идет сужение диаграммы направленности, с одновременным усилением сигнала, цель достаточно уверенно сопровождается. А к кратковременной потери цели приводят маневры этой самой цели, даже без технологии стелс, правда это уже и расход горючего и потеря внезапности. Как доказательство, все таки Ф117 списали, утюг летать заставить можно, но хорошим самолетом он не станет, по крайней мере с современными двигателями. А дальше пошли вполне себе классические самолеты Ф22 и Ф35.
          1. -1
            26 сентября 2019 14:39
            "классические самолеты Ф22 и Ф35."////
            ----
            И Ф-22, и Ф-35 - 100% стелсы. Как и В-2 и будущий В-21.
            И других не предвидится.
            Благодаря гению Уфимцева. drinks
            1. 0
              26 сентября 2019 15:40
              Цитата: voyaka uh
              И Ф-22, и Ф-35 - 100% стелсы. Как и В-2 и будущий В-21.

              Согласен,но в Ф-22 и Ф-35 основным в их малозаметности является покрытие. В-2 спроектирован еще под влиянием Ф-117. Для ДБ маневренность не так важна, поэтому можно шаманить с геометрией.
              1. -1
                26 сентября 2019 16:22
                Цитата: qqqq
                но в Ф-22 и Ф-35 основным в их малозаметности является покрытие.

                Что то как то спорно.
                Цитата: qqqq
                В-2 спроектирован еще под влиянием Ф-117.

                да ну.
  12. -2
    26 сентября 2019 08:57
    В ДВФУ сокращают набор на инженерные специальности в связи стем, что требуется показывать больший балл поступающих по ЕГЭ. А то, что 80 баллов по ЕГО по истории и 40 по физике - это как попа и палец никого не волнует. А вы стелс, стелс...
  13. 0
    26 сентября 2019 09:16
    Много слышал о Петре Яковлевиче..
    И о книге о о вкладе, и даже о том что его специально забросили в США чтобы разорить противника на чудо оружие.. winked Поэтому в СССР никто не заинтересовался теорией.
    Мне другое заинтересовало. Он жил, лечился, и учился в одном городе со мной.
    Даже выпускник одного и того же вуза.Правда на физико математическом учился.Факультет его в центре(на Петра Великого). ВОзможно поэтому я не знал долго о том что из стен факультета вышел такой человек.

    Советский/американский ученый до сих пор работает. Лекции.(в РФ читал в 2007)
    гении великой страны...(даже двух-так сложилось)
    1. +1
      26 сентября 2019 22:13
      гении великой страны...(


      Ну-ну... Поскромнее . Таких гениев ( без кавычек ) в приличных технических ВУЗах ( и в военных тоже ) во времена СССР было как минимум человек пять на каждый. И нет ни одной технической проблемы или темы , где бы один единственный человек всем "путь указал и осветил ". В фундаментальной науке - может быть, да и то вопрос.
      А самолёты с малой ЭПР известны были с конца 40-х . Просто до появления ракет воздух-воздух с радиолокационными ГСН с приличными характеристиками всем было плевать на заморочки с уменьшением дальности . В середине 70-х хватало СПО и СПП на самолётах , чтобы противостоять ракеткам с 30 -ю км дальности ( в среднем) , а станция предупреждения об облучении обнаруживала ведущий поиск радиолокатор задолго до того , как тот что-то увидит.
  14. +3
    26 сентября 2019 09:48
    "Отец не тот, кто родил, а тот кто воспитал" - верещат феминистки.
    Ответственно заявляю - молодец не тот, кто придумал, а тот, кто внедрил!
    1. 0
      26 сентября 2019 11:50
      В России (и СССР) традиционно учили считать изобретателем того, кто придумал, а не того, кто понял, как использовать и внедрил. Самолет Можайского пример. Который не летал и навряд ли мог летать. В отличие от самолета братьев Райт. Или радио Попова и Маркони.

      Более того, у нас всегда было сильное отставание в электронике, компьютерах. А без нее, никакой "стелс" бы не полетел. И именно прогресс вычислительных мощностей так гонит смены поколений стелс, отчего F117 давно списаны, а сейчас и В-2 дожидается замены.

      В книге Бена Рича расписывается, что успех F117 состоял из нескольких компонент, без каждой из которых, самолет бы не полетел или был бы не нужен.
      - компьютерное управление, позволяющее пилоту управлять самолетом. Вручную не получалось
      - высокоточное оружие (бомбы с лазерным наведением) без которого F117 был бы бессмысленным. Что толку долететь незаметно до цели, если долетев, не сможешь нанести урон и не быть сбитым?
      - разработка эффективной тактики применения стелс - то есть, ночные рейды к заранее обнаруженным целям, подавление ПВО
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        26 сентября 2019 17:01
        Так и бьются "светлые головы" об бюрократическую недальновидность, а потом об продажность, когда "ненужные/бесперспективные" инновации "утекают" в стан супостата и там находят понимание и применение. Увы.
  15. +1
    26 сентября 2019 10:45
    Очередной миф под названием "Русский стелс" запущен на просторы интернета.
    Начнем с Петра Яковлевича Уфимцева и его книги. Уфимцев, как ученый, в СССР получил полное признание, став доктором физико-математических наук и профессором, лауреатом Государственной премии.
    Но он не изобретал "стелс". В 1962 году он собрал свои ранее опубликованные в процессе подготовки кандидатской диссертации статьи и издал их небольшой книгой "Метод краевых волн в физической теории дифракции".
    Книга предназначалась для студентов старших курсов, аспирантов и радиоинженеров, специализирующихся на антеннах и распространении радиоволн.

    Книга эта есть в сети и любой желающий может ее прочитать и убедиться, что она посвящена разработке математического аппарата физической теории дифракции на основе развития более ранних идей шотландского физика Максвелла и немецкого физика Зоммерфельда, а так же ознакомиться с выводами автора. Они носят исключительно теоретический характер и об их практическом применении нет ни слова.
    1. +3
      26 сентября 2019 11:27
      Денис Оверхользер в начале 1970-х годов работал в офисе корпорации Lockheed Martin. Молодой человек не занимал высоких должностей, но, благодаря знанию русского языка, в его обязанности входило ознакомление с техническими публикациями, выпускаемыми в Советском Союзе. Денис переводил их на английский язык.
      Теперь об Оверхолзере. Он никогда не переводил книги Уфимцева. И русского языка не знал.
      Книгу в 1971 году перевели в отделе иностранных технологий Национального центра воздушно-космической разведки, который занимался отслеживанием соответствующей технической литературы по всему миру.
      А через четыре года она попалась на глаза одному из ведущих разработчиков проекта Lockheed Have Blue Оверхолзеру. Над этим проектом работало секретное подразделение Lockheed Martin - Skunk Works.
      Проблема была в компьютерной программе для расчета ЭПР летательных аппаратов различной формы Echo 1, вернее не в программе, а в создании алгоритма для расчета дифракции волны на теле многоугольного поперечного сечения, прообразе будущего стелса. Книга оказалась очень кстати, так как содержала искомые формулы! Как раз это в своих воспоминаниях и подчеркивает Оверхолзер.
      Он, кстати, является одним из троих патентодержателей на F-117.
  16. +7
    26 сентября 2019 10:47
    Стелс-технология F-117 строилась не на одном эффекте Уфимцева, а на четырех:
    - рассеивание радиоволн сантиметрового, дециметрового и метрового диапазонов с помощью граненой формы планера и V-образного оперения (эффект Уфимцева);
    - поглощение радиоволн сантиметрового диапазона с помощью покрытия планера полимер-ферритовым покрытием (немецкая технология);
    - поглощение радиоволн дециметрового диапазона с помощью сотового наполнителя планера (американская технология);
    - блокировка прямой видимости компрессора и турбины двигателя за счет изогнутых воздушного и газового каналов (американская технология).

    Эффект Уфимцева срабатывал только при радарном облучении самолета из передней полусферы. А в Югославии F-117 попался сербскому ЗРК, когда летел на высоте от 4 км (прикрываясь облачностью) и в связи с этим был обнаружен обзорным радаром на дальности ~ 30 км и взят на сопровождение целевым радаром на дальности ~ 15 км.

    При этом американцы запрещали пилотам F-117 летать на низких высотах в связи с информацией об оснащении ЗРК инфракрасным каналом наведения, а также из-за пересеченного рельефа местности и ограниченной маневренности стелс-самолета (второй F-117 потерпел катастрофу, врезавшись в верхушку холма при попытке полета на низкой высоте).

    После чего F-117 отозвали на американскую материковую базу, законсервировали и в конечном счете сняли с вооружения.
    1. 0
      26 сентября 2019 11:25
      Это в параллельной реальности "После чего F-117 отозвали на американскую материковую базу, законсервировали и в конечном счете сняли с вооружения."
      На самом деле до F 117 до 2008 года летал в ВВС, и летает до сих пор. Последнее военное применение относят к 2003 году, Ирак.
      А что касается Сербии, то он был очень эффективен, пришлось в Белграде в свое время увидеть своими глазами на одной улице с американским посольством 2 здания (сербы их называли "военная полиция" и "штаб армии", почему-то просто огородили и не чинили на тот момент, даже занавески на окнах висели) - бомбы точно легли, по арматуре и разбитому бетону было видно, как бомба летела до взрыва. И на здание телецентра тоже посмотреть пришлось. Фотографировать было стыдно, когда люди говорят "мы ночами сидели и ждали на кого бомба упадет" взять в руки фотоаппарат....
      Хороший кстати вопрос, как был сбит Ф117, версия про с125 похожа на правду. На фотографиях обломков видны явно не предусмотренные конструкцией отверстия, дыры от авиапушек побольше, но тут должен специалист сказать, что за поражающие элементы... Bongo, наверное, мог бы...
      1. +1
        26 сентября 2019 11:42
        В Белграде до недавнего времени много зданий так и не отремонтировали после бомбардировок.
      2. -2
        26 сентября 2019 13:21
        насколько я слышал, там сбили 2 ф-117. оба - жертвы шаблонной тактики полетов
        по не меняющимся маршрутам.
        первый попал в засаду с-125 в холмистой или гористой местности
        второго поймали на истребителе миг-17 или 19 (не помню) и расстреляли из пушек.
        1. +1
          27 сентября 2019 14:24
          Про 2 Ф117 как то не очень верится... feel
          Ничего хорошего, к сожалению, про войну в воздухе в Югославии не удалось найти. Давно в Истории авиации была серия статей, данные конечно сейчас смотрятся не очень:
          http://e-libra.su/read/362127-istoriya-aviacii-1999-01.html
          http://e-libra.su/read/362128-istoriya-aviacii-2000-01.html
          Вроде бы Булах собирался переиздавать исправленное, но что-то затихло...
          1. 0
            27 сентября 2019 15:33
            фишка в том, что в случае с с-125 говорится, что подбитый 117 куда-то утянул с дымом и снижением и обломком предъявить не могут. Так же после операции в Югославии, на базу не вернулось 4 ф-117. Куда делись - комментариев нет, но ни пилоты, ни машины не вернулись на свою базу.
  17. 0
    26 сентября 2019 11:13
    В 1990-е годы «утечка мозгов» стала серьезнейшей проблемой постсоветской России.

    Это проблема актуальна и по ныне. Не только "мозги", "руки" утекают. Головы и руки, которые могут сделать много полезного, но уже не для нас...
    1. +1
      26 сентября 2019 16:26
      Цитата: Brylevsky
      по ныне.

      Цитата: Brylevsky
      Не только "мозги", "руки" утекают.

      Не могу не согласиться.
  18. -1
    26 сентября 2019 11:35
    Цитата: Wildcat
    F 117 ... летает до сих пор

    В вашей альтернативной реальности laughing
  19. +2
    26 сентября 2019 11:43
    Статья хорошая.
    Надо учитывать, что одна теоретическая база, не дает в итоге готовый продукт - нужна длительная исследовательская прикладная работа.
    В отношении планера - это проектирование с учетом направления отражающих поверхностей для максимального рассеивания радиолокационного излучения. В отношении покрытия - требуется огромная экспериментальная база специальных рассеивающих покрытий, имеющих необходимые прочностные свойства, устойчивые к условиям эксплуатации на летательных аппаратах.
    То есть сама статья Уфимцева, это даже не вершина айсберга - это только начало этапа прикладных исследований.
  20. -3
    26 сентября 2019 11:54
    Петр Уфимцев карьерных высот не достиг, хотя в 1970 году и защитил диссертацию на соискание степени доктора физико-математических наук. Тем не менее, его вклад в науку был очень значительным. Он положил начало физической теории дифракции

    Не прошел курсы:
  21. +1
    26 сентября 2019 13:18
    Цитата: Дедкастарый
    тут не согласен,самолёт дозвуковой,так что с " аэродинамикой" особо заморачиваться нет смысла

    ф-117 и ряд других стелсов очень не хотели летать вообще. Американцы много усилий потратили, чтобы оно хоть как-то летало. Даже у ф-22 были проблемы.
  22. 0
    26 сентября 2019 15:34
    Технология стелс может рухнуть в один момент.Для ее разрушения достаточно применить новый вид электронного устройства ,обеспечивающего более высокую плотность энергии ,а именно.эл.магнитного импульса , которая значительно расширяет шкалу и передаваемого и воспринимаемого эл.магнитного потока. Только есть основания ,что это так же уплывет от России.
    1. -1
      26 сентября 2019 16:29
      Цитата: gridasov
      Только есть основания ,что это так же уплывет от России.

      Вам не приходило в голову, что в современном мире почти нет такого понятия как "только они так могут" На любое прорывное исследование или эволюционное развитие в мире и тут и там появляются аналоги. И как то не сильно важно становиться где дорожка изначально проложилась.
      Цитата: gridasov
      обеспечивающего более высокую плотность энергии ,а именно.эл.магнитного импульса , которая значительно расширяет шкалу и передаваемого и воспринимаемого эл.магнитного потока.

      Ага, а еще чуть более плотную и им же можно и сбивать.
      1. +1
        26 сентября 2019 18:10
        Все верно! Только в фундаментальных открытиях в области математики опережение в развитии и применении новых технологий может.быть более длительным ,чем в тех случаях когда.теоретические основы ,как исходные, у всех одинаковы. И конечно Вы правы ,что грань между защитными задачами и поражающим действием в применении весьма призрачна
      2. +2
        26 сентября 2019 22:32
        Вам не приходило в голову.....,

        request У бота под ником "Гридасов" нет головы. Увы, только программка школьного уровня , которой нам пытаются морочить голову который год.
  23. 0
    26 сентября 2019 17:06
    Цитата: Лексус
    Так и бьются "светлые головы" об бюрократическую недальновидность, а потом об продажность, когда "ненужные/бесперспективные" инновации "утекают" в стан супостата и там находят понимание и применение. Увы.

    Просто сегодня на шахматном клубе на факультете спросил. ..Нашу тему в махоне Вайцмана подвесил. Тут ребята не последние. Просто о роли Уфимцева спросил. Некоторые его вообще не знали.
    ПС. Да у меня старая привычка с ребятами тут в шахматы играть,на физфаке.
  24. 0
    26 сентября 2019 22:50
    В чем «системная» ошибка автора: слова про «государство не заметило», «государству нужно больше внимания уделять ученым». И он сам же пишет, что «чиновники от науки не придали значения».
    А в США «чиновники придали»? Или работники компании, заинтересованной в успехе в конкурентной среде?
    1. +1
      27 сентября 2019 07:53
      Глупец не тот кто совершает ошибки ,а кто их повторяет.Способностью видеть перспективы развития процессов в будущее -это не удел простых чиновников.
  25. 0
    27 сентября 2019 14:54
    Цитата: Дедкастарый
    сдаётся мне,что переводчик,был таки еврей....

    Согласен.
    Этот тезис подтверждает типичное поведение фигуранта: получил бесплатное образование, устроился на не пыльную работу (ну не в забой или в кохоз же им идти), затем бегство за бугор и упоительная служба на благо потенциального противника.
  26. 0
    29 сентября 2019 20:22
    Это Оверхолзер был "простой переводчик" и занимался переводами в Локхиде? И Уфимцева он сам переводил?
    Лол, это надо же так не знать историю.
  27. 0
    30 сентября 2019 16:28
    Цитата: Arturov
    НО таким боком можно и братьев Райт пристегнуть к созданию СУ57...

    братья райт делали китайца - это их схема )))
  28. 2ez
    0
    2 октября 2019 00:24
    Но для полноты списка мы решили вам показать, что еще изобрели русские и какие у них были достижения:

    П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин: первая в мире электрическая лампочка

    А.С. Попов: радио

    А.Ф. Можайский: первый в мире самолет

    А.М. Понятов: первый в мире видеомагнитофон

    С.П. Королёв: первая в мире баллистическая ракета, космический корабль, первый спутник Земли

    А.М. Прохоров и Н.Г. Басов: первый в мире квантовый генератор — мазер

    С.В. Ковалевская: первая в мире женщина-профессор

    С.М. Прокудин-Горский: первая в мире цветная фотография

    А.А. Алексеев: создатель игольчатого экрана

    Ф.А. Пироцкий: первый в мире электрический трамвай

    Ф.А. Блинов: первый в мире гусеничный трактор

    В.А. Старевич: объемно-мультипликационное кино

    Е.М. Артамонов: первый в мире велосипед с педалями, рулем и поворачивающимся колесом

    О.В. Лосев: первый в мире усилительный и генерирующий полупроводниковый прибор

    В.П. Мутилин: первый в мире строительный комбайн

    А. Р. Власенко: первая в мире зерноуборочная машина

    В.П. Демихов: первый в мире осуществил пересадку легких и первый создал модель искусственного сердца

    А.Д. Сахаров: первая в мире водородная бомба

    И.И. Ползунов: первый в мире тепловой двигатель

    И.В. Курчатов: первая в мире АЭС

    М.О. Доливо-Добровольский: изобрел систему трехфазного тока, построил трехфазный трансформатор

    С.О. Костович: создал в 1879 году первый в мире бензиновый двигатель

    В.П. Глушко: первый в мире электротермический ракетный двигатель

    В.В. Петров: открыл явление дугового разряда

    И.Ф. Александровский: изобрел стереофотоаппарат

    Д.П. Григорович: создал гидросамолет

    В.Г. Фёдоров: первый в мире автомат

    А.К. Нартов: построил первый в мире токарный станок с подвижным суппортом

    М.В. Ломоносов: впервые в науке сформулировал принцип сохранения материи и движения, впервые в мире начал читать курс физической химии, впервые обнаружил на Венере существование атмосферы

    И.П. Кулибин: разработал проект первого в мире деревянного арочного однопролетного моста

    Д.А. Загряжский: изобрел гусеничный ход

    Н.И. Пирогов: изобрел наркоз, гипс, а еще составил атлас «Топографическая анатомия»

    И.М. Сеченов: создатель эволюционной и других школ физиологии

    Д.И. Менделеев: открыл периодический закон химических элементов, создал периодическую систему химических элементов

    К.С. Джевецкий: первая подводная лодка с электродвигателем

    В.И. Срезневский: первый в мире аэрофотоаппарат

    С.М. Апостолов-Бердичевский и М.Ф. Фрейденберг: первая автоматическая телефонная станция

    К.Э. Циолковский: основоположник космонавтики

    И.П. Павлов: создатель науки о высшей нервной деятельности

    В.И. Вернадский: естествоиспытатель, создатель многих научных школ

    А.Н. Скрябин: композитор, ввел понятие «цветомузыка», первым использовал свет в своих постановках

    С.В. Лебедев: впервые получил искусственный каучук

    Г.А. Тихов: астроном, установивший в 1909 году, что Земля при наблюдении ее из космоса голубого цвета


    Источник: https://travelask.ru/blog/posts/9459-vosem-velikih-russkih-izobreteniy-kotorye-izmenili-nash-mir
    там еще есть русские, которые покорили мир... Сикорский, Куприянович (прототип сотового телефона) и прочие Зворыкины... И что в итоге?
  29. 0
    2 октября 2019 17:15
    Вообще-то, вся эта афера с "невидимками" создана для выкачивания бабла из налогоплательщиков. Если здраво разобраться, то любое оружие должно быть эффективным, то есть мощным, быстрым и простым, как автомат Калашникова или, как валенок, который бросили на кнопку ядерной ракеты из анекдота. А невидимость - это чушь собачья, для высокотехнологического противника - это не препятствие, чтобы его сбить, а для низко технологического противника она без надобности.
    Все эти разговоры, инициированные и поддерживаемые американцами о радиолокационной невидимости просто примитивная профанация, дилетантизм и рекламная афера. Настоящая невидимость будет тогда возможна, когда объект, изменяя ткань мироздания, сможет перемещаться в пространственно-временном континууме, то есть его просто не будет в том месте в то время, он всё время будет впереди или сзади временного и пространственного потока.
  30. 0
    27 октября 2019 16:36
    Господа хорошие. А кто нибудь читал книгу Уфимцева? Он в ней же доказывает, что при изменении длинны волны радара "невидимость" пропадает. Американцы строили F-117 учитывая дециметровый диапазон своих РЛС. Югославии использовали С-125 работающий в метроном диапазоне, поэтому F-117 и небольшой для них невидимой. Результат всем известен, а теория Уфимцева военными учёным СССР изучала и была признана не перспективно, а затем "подарочная" американцам. Вот такие дела.
  31. 0
    30 ноября 2019 20:05
    если взглянуть на тему шире, то я воспринимаю всю эту историю как супероперацию советских спецслужб. Началось все с того, как в США через Дениса Оверхользера в Локхид подсунули книгу нашего советского физика Петра Яковлевича Уфимцева «Метод краевых волн в физической теории дифракции». В ней он обосновывал идеи обеспечения радиолокационной "невидимости"..

    И работа в США закипела. Результатом были Ф-117, потом появился В-2.. и венцом всей этой истории после того, как американцам "продали" чертежи Як-141, стал "лучший самолет всех времен и народов аж 5-го поколения" Ф-35.

    Но были и другие результаты: в США была утеряна школа постройки боевых самолетов, была сделана ставка на "незаметные" самолеты, потрачены триллионы денег, миллионы человекочасов и десятки лет. И в результате получены самые дорогие, но совсем не так эффективные как хотели бы в США самолеты.

    Американская школа военного самолетостроения оказалась в тупике и как из него выйти никто не знает - ибо потрачены триллионы.

    Конечно, это мои личные домыслы.. но уж больно все хорошо укладывается в канву событий. И если это на самом деле так, то те герои невидимого фронта, которые искусно завели США в такой тупик достойны самой высшей оценки нашего общества. Пусть даже общество о них никогда не узнает.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»