Каким будет российский истребитель 6-го поколения

33
В ближайшее время ВКС России начнут получать серийные истребители пятого поколения Су-57. При этом в нашей стране уже стартовали работы по созданию техники следующего шестого поколения, которым предстоит нести службу в отдаленном будущем. На протяжении нескольких последних лет 6 поколение изредка упоминается в заявлениях официальных лиц, а немногочисленная доступная информация такого рода приводит к появлению различных версий, слухов и спекуляций.


Су-57 - истребитель пятого поколения и возможный представитель шестого. Фото ОАК / uacrussia.ru




Облик грядущего


На уровне общих разговоров тема шестого поколения российских истребителей обсуждалась достаточно давно, но только в 2016 г. ее подняли на официальном уровне. Тогда вопрос дальнейшего развития авиационной техники прокомментировали руководители нескольких разных организаций. Благодаря этому стали известны некоторые взгляды наших специалистов на важнейший вопрос, в целом сохраняющие актуальность и сейчас.

Важнейшую информацию о техническом облике нового истребителя в 2016 г. раскрыло руководство Концерна «Радиоэлектронные технологии». На тот момент КРЭТ уже занимался проработкой аппаратуры для такого самолета. Впоследствии свои взгляды раскрывали и другие организации. К примеру, на днях эту тему затронул Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем.

Еще в 2016-м стало известно, что главным отличием 6 поколения станет т.н. опциональная пилотируемость – самолет можно будет строить с кабиной летчика или без нее. Автоматика сможет брать на себя обязанности летчика, хотя некоторые решения по-прежнему останутся за человеком.

Пилотируемые и беспилотные истребители должны будут работать в составе «стаи» – звена смешанного состава под управлением человека. Участники такой «стаи» будут выполнять разные действия, направленные на решение общей задачи. Беспилотники должны будут брать на себя наиболее опасную работу, снижая риски для летчиков.


Опытный БПЛА С-70 "Охотник". Фото Минобороны РФ


Предлагается применение БРЭО, способного полноценно взаимодействовать с летчиком, учитывая его физические и психические возможности, должность и т.д. Таким образом, пилот не будет подвергаться излишним нагрузкам, а ситуационная осведомленность и состав «стаи» будут зависеть от его должности и поставленной задачи.

КРЭТ предлагает новую архитектуру БРЭО типа «интегрированный борт». Она предусматривает использование набора радиоэлектронных блоков, каждый из которых способен выполнять несколько функций. Одно такое изделие может работать как РЛС, радиостанция и система РЭБ или совмещать иные функции. Наличие ряда многофункциональных блоков расширяет возможности РЭБ самолета, а также повышает его живучесть и боевую устойчивость.

Упоминался ожидаемый рост летно-технических характеристик. Новая техника сможет приблизиться к гиперзвуковым скоростям и показывать улучшенную высотность. Не исключается возможность ограниченной работы в ближнем космосе. В частности, возможно появление серийных противоспутниковых ракетных комплексов воздушного базирования.

В 6 поколении особое внимание уделяется вооружениям. Истребители сохранят возможность применения нынешних бомб и ракет разных классов, но ожидается появление новых средств поражения с повышенными характеристиками. Также возможна разработка оружия «на новых физических принципах». Прежде всего, прорабатываются вопросы лазерных вооружений.


С-70 в полете. Фото Минобороны РФ


Предлагаются и обсуждаются различные меры по повышению живучести. Для этого необходимо совершенствовать стелс-технологии, разрабатывать новые образцы средств РЭБ и т.д.

Ожидаемые образцы


Текущее состояние работ по теме истребителей 6 поколения неизвестно. По всей видимости, российские предприятия продолжают исследования и поиск решений для дальнейшей разработки реальных образцов. Строительство и испытания опытной техники относят к средней перспективе, но определенные версии существуют уже сейчас.

Еще в 2016 г. главком ВКС В. Бондарев сделал крайне интересное заявление. Он указал, что в ходе будущей модернизации истребитель Су-57 может получить новые возможности и за счет этого «сменить поколение». Эта машина отличается высоким модернизационным потенциалом, что будет использовано в будущем с положительными результатами.

В зарубежных профильных изданиях определенной популярностью пользуется версия, согласно которой будущий истребитель шестого поколения создается в рамках программы «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП). Ее целью является создание истребителя-перехватчика для замены МиГ-31, отличающегося более высокими характеристиками.


Американский истребитель 6 поколения версии USAF ARL


ПАК ДП (также известен неофициальный индекс МиГ-41) должен показывать высокую скорость полета, необходимую для быстрого выхода на рубеж пуска ракет. Ему требуется совершенное БРЭО с развитыми средствами обнаружения и особое ракетное вооружение, возможно с увеличенной дальностью стрельбы. Завершение программы ПАК ДП относят к середине двадцатых годов.

Точные характеристики ПАК ДП и технический облик такой машины остаются неизвестными. Тем не менее, оглашенные общие сведения о проекте позволяют отнести его, как минимум, к современному 5 поколению. При этом остается простор для спекуляций в направлении следующего шестого поколения. Подтвердить или опровергнуть такую версию пока не удастся ввиду дефицита информации.

В контексте 6 поколения истребителей также можно рассмотреть перспективный БПЛА С-70 «Охотник», сейчас проходящий летные испытания. Эта машина отличается малозаметностью, оснащена развитым БРЭО и способна нести различное вооружение. Некоторые особенности «Охотника» заставляют вспомнить прошлые заявления о требованиях к истребителям нового поколения. Можно предположить, что беспилотник С-70 является либо очередным шагом на пути к 6 поколению, либо первым его представителем. Он может оказаться беспилотным участником будущей «стаи».


Выставочный макет европейского истребителя FCAS. Фото Wikipedia Commons


Пока нельзя с уверенностью говорить, к какому поколению будут относиться новые образцы. Су-57 после обновления может перейти из пятого в шестое; то же касается и перспективного ПАК ДП. Статус и перспективы проекта С-70 «Охотник» тоже являются тайной. Пока ясно лишь то, что работы по перспективной авиационной технике продолжаются, и в будущем в нашей стране действительно могут появиться истребители 6 поколения.

Вероятный противник


Необходимо отметить, что работы по истребителям шестого поколения ведутся не только в нашей стране. Другие развитые государства тоже прорабатывают будущее своей авиации, и результаты таких работ ожидаются в течение нескольких следующих лет. При этом некоторые перспективные самолеты уже демонстрируются в виде макетов.

В США на ранних стадиях находятся проекты F-X / NGAD для ВВС и F/A-XX для ВМС. Их задачей является создание техники, отвечающей общим требованиям к 6 поколению. ВВС и ВМС хотят получить пилотируемые и беспилотные самолеты с повышенными характеристиками и новыми боевыми возможностями. Серийное производство планируется запустить в конце двадцатых годов.

Сразу два проекта создаются в Европе. Франция, Германия и Испания работают над проектом FCAS (Future Combat Air System). Показанный макет такой машины отличается характерными «малозаметными» обводами. Заявлены особые возможности, обеспечиваемые будущим БРЭО. Служба FCAS начнется во второй половине тридцатых.


Британо-итальяно-шведский Tempest в представлении художника из BAE Systems


В тот же период на вооружение может поступить истребитель Tempest международной разработки. Его делают несколько компаний Великобритании, Италии и Швеции, объединившиеся в консорциум Team Tempest. Уже демонстрируется макет такого истребителя, но ожидаемые характеристики и возможности в основном не уточнялись.

Задел на будущее


Как в нашей стране, так и за рубежом уже начаты работы по теме истребителей будущего поколения. На данный момент все подобные проекты находятся на стадии теоретической проработки и поиска основных решений. Строительство и испытания реальных образцов относят к отдаленному будущему. Производство и эксплуатация начнутся еще позже – не ранее середины тридцатых годов. Такая техника сможет оставаться в строю едва ли не до последних десятилетий текущего века.

Задел для таких результатов в будущем создается прямо сейчас. Ведущие страны пока занимаются теоретическими изысканиями и показывают лишь макеты. Всего через несколько лет нас ждут более интересные новинки в виде реальных образцов. Какая страна быстрее справиться с задачей, и какой самолет будет лучше других – покажет время. Из последних новостей следует, что наша страна может оказаться лидером целого направления.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    25 сентября 2019 05:48
    отвечающей общим требованиям к 6 поколению

    Какие требования к 6-му поколению?

    с повышенными характеристиками и новыми боевыми возможностями

    Повышенные где? Возможности какие?

    Не понимаю, чем 6-е отличается от 5-го. "Работа в стае" - это всё? Засунуть ИИ в беспилотники и назвать "стаю" 6-м поколением? Так это Т-50 уже может им стать, как только радар к нему сделают. По моему мнению, это всё работы над 5-м поколением. Даже гипотетический Миг-41 может не обладать "невидимостью", а будет продолжением 4++. В тот же Миг-31 засунуть новую электронику и подвесить новые ракеты и по требованиям дотягивается до ПАК ДП.

    Отличительные характеристики 6-го я так и не понял.
    1. +1
      25 сентября 2019 05:53
      ждём статью о 7ом поколении ! yes
    2. Комментарий был удален.
      1. 0
        25 сентября 2019 08:21
        Первые американские протоколы обмена между самолетами ЕМНИП появились немного раньше, в начале 70-ых. А ссылки из Вики лучше вставлять по частям, тогда не будет кодов букофф.
    3. +1
      25 сентября 2019 09:16
      Гиперзвук. Частичная работа в космосе. Смысл поколений истребителей в том что предыдущее поколения уже не соперник новому
      1. 0
        25 сентября 2019 13:16
        Да, гиперзвук...
        Для каких прототипов, представленных в этой статье, "гиперзвук" реальный параметр?
        Как можно говорить о переделке Т-50 в 6-е поколение из фактора "гиперзвука"?
    4. 0
      25 сентября 2019 17:10
      С очень высокой вероятностью, ПАК ДП/Миг-41 - проект модернизации Миг-31. В чем он будет «5-м»? 4+ только
  2. 0
    25 сентября 2019 06:25
    А что уже смогли освоить 5 поколение и подавай 6 lol? Неужели штампуем 5 поколение крупной серией как RaptorF22?
  3. +1
    25 сентября 2019 07:12
    С пятым поколением не всё ясно, проверено, исследовано .... короче, много фантазий и хотелок, реальность свои коррективы внесёт, это обязательно.
  4. +1
    25 сентября 2019 08:20
    Предсказываю будущее по чему угодно.

    Сейчас состояние дел такого, что в мире есть:
    1) Немногофункциональный и снятый с производства F-22, в количествах, видимо, порядка 150 шт.
    2) Летающий металлолом из Китая по технологиям 30-тилетней давности.
    3) Слабенький по ЛТХ F-35, которого, правда, много.
    4) Су-57, который только идет в серию и к 2030-му их будет порядка сотни.

    Нету в мире никакого "5-го поколения", есть либо хлам, либо выдающиеся машины в малых количествах. И уже подходим к технологическому пределу существующих двигателей.
    1. +1
      25 сентября 2019 17:13
      Электронная начинка в Ф-35 как минимум, на уровне.
      Лётные характеристики сопоставимы с Ф-18.
      Обещают огромный потенциал по модернизации.
      А решение модификации Б (подъемный вентилятор) - отличное.
      1. +1
        26 сентября 2019 08:00
        Лётные характеристики сопоставимы с Ф-18.

        Опять декларативные заявления. Пингвин имеет худшую нагрузку на крыло, что лишь частично компенсирует лучшей тяговооруженностью. Только двигатель позволяет "тащить" пузана с боле-менее приемлемыми летными характеристиками
        1. 0
          26 сентября 2019 08:35
          Нагрузка на крыло аккурат как у совсем не маневренного Ф-16 ))
          И это не единственный параметр, влияющий на маневренность.
          Про двигатель - к чему это? Наш Су-35 также летал бы сильно хуже с ТРД от Су-17.
          1. +1
            26 сентября 2019 12:13
            Откуда вы все время выковфриваете эти данные? Располагаемые углы атаки и коэффициенты
            подъемной силы на этих углах в 1,2 раза у СХ выше чем у F16 и уж тем более F35.
            Про двигатель - к чему это?

            Опять пишем прежде чем осмысливаем? Тяговооруженностью позволяет компенсировать худшие аэродинамическими характеристики и к.с. отставание по максимальной угловой скорости тангажа. И то лишь частично. Так что опять не нужно разводить ваши рекламные мантры во славу пингвинов.
            1. 0
              26 сентября 2019 12:48
              Все мысли мои, рекламный сбор не получаю ) (к кому обратиться?)
              Я говорил, что манёвренность на уровне Ф-18 (похуже, чем у 16-го).
              Вы мне про нагрузку на крыло. Смотрю нагрузку - она совпадает (+/- 20 кг) с Ф-16.
              И опять же, там нюансы в очертаниях планера.
              Откуда у вас столь точные данные? Участвовали в испытаниях?
              1. +1
                26 сентября 2019 13:20
                Я говорил, что манёвренность на уровне Ф-18 (похуже, чем у 16-го)

                Еще раз повторяю - с чем вы взяли что, что мевренность Суперхорнета хуже, чем маневоенность F16? Опять общие фразы с потолка? Привелу пример:
                1.Максимальная угловая скорость тангажа у F18 45 º/С против 34 у F16.
                2. Максимальный угол в полете без сваливания у F18 - 55°, у F16 - 34°
                На низких скоростях и больших углах атаки преимущество будет у F18. Фалькон выигпывает лишь при неустонавленном развороте на высоких скоростях (от 800кмч). Но при этом на него накладывается ограничегие по перегрузка. Единственный его плюс в скороподъемности.
                Извинения за ошибки - пишу с телефона
  5. +1
    25 сентября 2019 08:31
    Не будет никакого 6 поколения. Спуститесь с небес.
  6. 0
    25 сентября 2019 08:37
    А может нужен космический самолет подскока - долетел до ближнего космоса и пустил ракеты (чтобы достать до дольних спутников военных "партнеров из 3 букв").
    1. 0
      25 сентября 2019 17:19
      Они ответят симметрично. Будем соревноваться, у кого быстрее спутники закончатся?
      США не собираются первыми нападать, невыгодно по соотношению к цене, потерям.
      Другое дело, если начнём мы. Тогда им уже придётся «закусывать удила».
  7. +2
    25 сентября 2019 08:39
    Еще в 2016-м стало известно, что главным отличием 6 поколения станет т.н. опциональная пилотируемость – самолет можно будет строить с кабиной летчика или без нее.

    странное решение.
    наличие человека в самолете накладывает значительный отпечаток на его конструкцию, в первую очередь с точки зрения ограничения по перегрузке, а также на размеры самолета. Не выдерживает человек большие перегрузки, а места для размещения и дополнительные системы строго под пилота требует прилично.
    Поэтому беспилотный истребитель и пилотируемый должны заметно отличаться по конструкции уже изначально.
    КРЭТ предлагает новую архитектуру БРЭО типа «интегрированный борт». Она предусматривает использование набора радиоэлектронных блоков, каждый из которых способен выполнять несколько функций. Одно такое изделие может работать как РЛС, радиостанция и система РЭБ или совмещать иные функции. Наличие ряда многофункциональных блоков расширяет возможности РЭБ самолета, а также повышает его живучесть и боевую устойчивость.

    Написали бы честно, хотят сделать как на Ф-35 и Ф-22. Там как раз сделали "интегрированный борт" - то что раньше подвешивали в контейнерах, сразу включили в БРЭО самолета
    Упоминался ожидаемый рост летно-технических характеристик. Новая техника сможет приблизиться к гиперзвуковым скоростям и показывать улучшенную высотность. Не исключается возможность ограниченной работы в ближнем космосе.

    А вот это сильно напоминает описание грядущего коммунизма в советском учебнике обществоведения. Помнится, я не мог понять, как это будет "от каждого по способностям, каждому по потребностям" , представляя, как каждый развернется с потребностями smile
    А в целом- пока совершенно непонятно, каким будет истребитель 6 поколения...
    1. +1
      26 сентября 2019 12:19
      КРЭТ предлагает новую архитектуру БРЭО типа «интегрированный борт». Она предусматривает использование набора радиоэлектронных блоков, каждый из которых способен выполнять несколько функций. Одно такое изделие может работать как РЛС, радиостанция и система РЭБ или совмещать иные функции. Наличие ряда многофункциональных блоков расширяет возможности РЭБ самолета, а также повышает его живучесть и боевую устойчивость.

      Написали бы честно, хотят сделать как на Ф-35 и Ф-22. Там как раз сделали "интегрированный борт" - то что раньше подвешивали в контейнерах, сразу включили в БРЭО самолета

      Никакой связи между словами автора и вашими.
      1. 0
        26 сентября 2019 12:26
        КРЭТ предлагает новую архитектуру БРЭО типа «интегрированный борт».

        Там как раз сделали "интегрированный борт"

        А так никакой....
      2. 0
        26 сентября 2019 12:56
        Ну если только вы увидели одно слово и повторили его без всяческой попытки осмыслить
        1. 0
          26 сентября 2019 13:12
          Вы это, если замечание есть, не стесняйтесь его по сути писать, а не общими фразами ни о чём hi
  8. +3
    25 сентября 2019 09:55
    В частности, шестое поколение это беспилотность и возможность маневрирования с запредельными для человека нагрузками.
    Без пилота возможно улучшить множество характеристик боевого аппарата.
    Ну и ценность сохранения пилота во всех отношениях понятия "ценность".
    1. +1
      25 сентября 2019 10:28
      Я с Вами согласен. 6-е поколение, вероятнее всего: беспилотный истребитель.
  9. +1
    25 сентября 2019 10:29
    С концепцией плоховато, но все играют в 6ое поколение - главное запросить бюджет.
  10. +2
    25 сентября 2019 14:19
    "Неимеющийаналогов". 100%! bully
  11. 0
    25 сентября 2019 23:57
    Никаким, порежут хвосты на Су-35 и скажут - вот вам шестое поколение!
  12. 0
    26 сентября 2019 19:15
    Ответ- никаким
  13. 0
    31 октября 2019 11:58
    "Из последних новостей следует, что наша страна может оказаться лидером целого направления. "
    Куда ни глянь - везде "может" в будущем" лидер"
    Электроника, компьютеры, поезда, двигатели и т.д.

    Вобщем - мы за все хорошее против всего плохого....
  14. 0
    10 ноября 2019 22:52
    Ну уж если 6 - е то хотя бы не стреловидной формы как в прошлом веке а к примеру тарелкообразной с возможностью летать в разные стороны )))) фантастика конечно!)))
  15. 0
    10 декабря 2019 12:18
    Су-57 будет в серии, минимум, до 2050-го года. Американцы планируют эксплуатировать F-35 до 2070-го года. Для того, чтобы произошла качественная смена поколений необходимо наличие большого резерва в развитии существующих технологий, либо принципиально новых технологий. И что мы сейчас имеем?

    1) В настоящее время не существует никаких альтернатив существующим двигателям, при этом резервы повышения их мощности с точки зрения термодинамики и жаростойкости применяемых материалов близки к исчерпанию.

    2) В настоящее время электроника сталкивается с серьезными проблемами в наращивании своей производительности, при этом очень тонкие техпроцессы для применения в военно-космической отрасли не очень подходят, т. к. столь крохотные структуры легко разрушаются.
  16. -1
    21 декабря 2019 08:43
    К чему все эти дорогие игрушки, которые в случае реальной войны будут прятать по пещерам? Нужен дешёвый и массовый самолёт, современный аналог МиГ-21 - вот за ним будущее.