Military Review

Light multipurpose armored personnel carrier Universal Carrier

23
"Combat buses." By the time World War II began, an English look at armored personnel carriers has undergone major changes. If the first in stories The armored personnel carrier, created in Great Britain at the end of the First World War, was notable for its monstrous size and was an alteration of the first diamond-shaped English tanks, then by the mid-1930s, the main armored personnel carrier of the British army was the miniature tracked Universal Carrier, whose closest relatives were the Carden Loyd wedges.


Light multipurpose armored personnel carrier Universal Carrier


Unlike its caterpillar predecessor armored personnel carrier Mark IX, of which about three dozen were released, the new armored personnel carrier was produced in a huge series in different countries - about 113 thousand units, which made the Universal Carrier ("Universal Conveyor") one of the most massive armored vehicles in history. For the entire period of the war, the "Universal Transporter" became the main armored personnel carrier of the armies of Great Britain and the countries of the Commonwealth. The new British armored personnel carrier was a small caterpillar armored vehicle weighing up to 3,8 tons, the number of paratroopers transported was limited to 3-5 soldiers, while the Mark IX armored personnel carrier created at the end of World War I could carry up to 30 fighters. Despite the insufficient firepower and small landing capabilities, the new armored personnel carrier could be produced in huge quantities, and at the front Universal Carrier was used to solve a variety of combat missions. In addition to directly transporting infantry, vehicles were recruited for reconnaissance, assigned to combat guard, and used to transport goods and wounded soldiers, as well as tractors for light artillery systems.

The history of the creation of the most massive armored personnel carrier of the Second World War


The most massive armored personnel carrier of the Second World War was developed on an initiative basis by engineers of the British company Vickers-Armstrong in 1934-1936 years. The new combat vehicle was a modernized and updated version of the Carden Loyd family of light English wedges, created back in the 1920 years, in particular the Vickers Carden-Loyd Mk.VI wedge, which was an infantry armored personnel carrier. Initially, the "Universal Transporter" was created as a carrier of various weapons, primarily machine-gun systems. At the same time, it’s clear from the name that the car was diverse. In addition to transporting machine guns and assault forces, an armored personnel carrier could be used to transport light field systems weapons together with the calculation. At different times, an reconnaissance version was created, an artillery observer machine, an artillery tractor for transporting mortars and light weapons, an ammunition transport vehicle. In addition, Universal Carrier was a carrier of various weapons, including flamethrowers and anti-tank rifles.



The British army purchased the first two vehicles already in the 1935 year, and from the 1936 year the mass production of armored vehicles of the early series began, which did not stop until the 1945 year, and the armored personnel carriers themselves were used until the beginning of the 1960 years. In addition to the UK, where they managed to collect about 57 of thousands of universal conveyors, they were massively assembled at enterprises in Canada (29 of thousands of cars) and Australia (5 of thousands of cars), and about 20 of thousands of conveyors were assembled at US enterprises. The American version was distinguished by an improved chassis, which received a second full-fledged wheeled trolley, as well as the installation of Ford's American engines of greater power.

Operation of vehicles in the troops led to changes in their design, so at the turn of the 1937-1938 years, Universal Carrier armored personnel carriers underwent a number of changes. A full-fledged public debut of the new armored vehicles took place in September 1938, when the first serial Universal Conveyors, armed with the 7,7-mm Bren machine gun, were presented to ordinary people and journalists during brigade exercises of the British army. As part of the exercises, the machines demonstrated good cross-country ability and high maneuverability. Caterpillar armored vehicles did not experience problems when used in rural areas, confidently overcoming dense thickets of shrubs, wattle and fences. More from such a technique was not required.

The number of armored personnel carriers issued indicates that the vehicle was simple and easy to manufacture, and also met the demands of the military, who received an combat vehicle that was easy to learn and operate, capable of solving a variety of tasks. A large number of armored vehicles in the framework of the Lend-Lease program fell into the Soviet Union. In total, the USSR received more than 2500 of such conveyors, of which 200 before the end of the 1941 of the year. In the Soviet Union, vehicles from December 1943 were re-equipped with domestic weapons. So the 7,7-mm machine gun “Bren” was replaced by the 7,62-mm machine gun DT, and the 13,9-mm anti-tank gun “Boyce” on the 14,5-mm anti-tank guns PTRD and PTRS.



Technical features of the Universal Carrier armored personnel carrier


Like the light Carden Loyd wedges, the new British armored personnel carriers were distinguished by their recognizable low open, simple, rectangular hull. The main purpose of the armored vehicles was to transport the Bren and Vickers machine guns, but the military themselves quickly cooled off to this role the use of light armored vehicles, having found a lot of applications in the army for Universal Conveyors. The total combat weight of the vehicles did not exceed 3,8 tons. When creating armored vehicles, steel rolled armor plates were used, but their thickness was very small: 10 mm in the front of the hull and 7 mm on the sides and stern. We can say that the reservation was symbolic, protecting the car and crew from small fragments and non-armor-piercing rifle caliber bullets.

The length of the body of the Universal Carrier armored personnel carrier was 3,65 m, width - 2,06 m, height - 1,57 m, clearance - 203 mm. The machine was squat and easily hid in the folds of the terrain and behind bushes, which in some cases, especially when used as a reconnaissance vehicle, was an advantage. The heart of the armored car was the 8-cylinder gasoline liquid-cooled engine of 3,9 liter volume. The engine produced maximum power 85 hp at 3500 rpm. This was enough to accelerate the Universal Conveyor to 48 km / h when driving on the highway. Given the low power of the engine, it is quite a worthy indicator for tracked vehicles. Cruising range on the highway was estimated in 225-250 km. Due to the small specific pressure on the ground - approximately 0,45 km / cm2 - the armored personnel carrier was distinguished by good cross-country ability in different types of terrain.



The chassis of all English cars, the most massive of which were Universal Carrier Mk I (II, III), consisted of three road wheels on each side, the first pair was combined into a trolley. The chassis and suspension were borrowed from the British Light Tank Mk.VI 1930's with minor modifications, which Vickers was also responsible for. The suspension of the armored personnel carrier also used spiral springs, and the suspension itself was known as Horstmann, by the name of the inventor Sidney Horstmann, who invented it back in the 1922 year. Later on the American versions of the conveyor, which received the designation T16, the chassis was improved, the composition of the track rollers was increased to four on board, which allowed the formation of two full-fledged carts.

An unusual feature of Universal Carrier was the location of the engine, which was located in the rear of the machine, the engine was installed along the central axis of the hull. There, in the power compartment, there was a five-speed gearbox and side clutches. In the front part of the building there was a control compartment, where a driver and a machine gunner or anti-tank gun operator were located, depending on the composition of the installed weapons. Behind the control compartment was an airborne or transport compartment, depending on the modification. Typically, Universal Carrier carried no more than three to five people.



The location of the engine in the middle of the hull divided the landing compartment into two parts. The paratroopers sat with their backs to the sides of the armored personnel carrier, practically resting their feet on the engine, the upper part of which formed a kind of “countertop”. With a different arrangement of seats, the paratroopers rested on the engine protection with their side. Given the small dimensions of the Universal Carrier armored personnel carrier, the location of people in the hull should be considered not the most convenient. For example, in the conditions of the hot climate of North Africa, the paratroopers received constant additional heating, which hardly improved their well-being, even despite the open hull. At the same time, in the winter in Europe, especially in the northern regions of the USSR, such a “stove” was a help for the paratroopers and the shooter and driver should have envied them, who did not have such a heater in the control department.

After the end of World War II, the service of Universal Carrier armored personnel carriers in the British army continued until the 1950's. They managed to take part in the hostilities during the war in Korea. At the same time, part of the armored vehicles was delivered to third countries, where it continued to remain in service until the 1960's. A large number of such conveyors of various modifications and production from different countries have survived to this day. For example, in Russia in the armored museum in Kubinka a flamethrower modification of the Universal Carrier armored personnel carrier is presented.
Author:
Articles from this series:
The first armored personnel carrier in history. Mark ix
23 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Kote Pan Kokhanka
    Kote Pan Kokhanka 28 September 2019 05: 53 New
    +13
    Thank you so much Sergey for the topic, the article was a success!
    Now to the point. I brag a little. This fall, I happened to sit in the hero of the author's work in place of the driver. Damn, I just got in there (I’m the same hamster). Management is intuitive, between the legs, but understandable. True, I scooped out of it with a creak, but the machine did not fall apart.
    In our Komsomolets, I didn’t even try to “pile up” to the relief of the guide! Although licked it all !!!
    But comparing both cars on my knee, I came to the conclusion that our Komsomolets tractor is no worse than the British. More thoughtful. Still, the roof and armor are not bad. Plus modernization potential. 57mm ZIS-2 gun is not Bern and Boyce!
    Regards, Vlad!
    Ps. Only growth should be no more than a meter with a cap and beer (or rather the beer belly) is exactly the enemy of a tankman, even ours, even foreign one !!!
    1. Undecim
      Undecim 28 September 2019 10: 54 New
      +1
      This fall, I happened to sit in the hero of the author's work in place of the driver
      Was there a steering wheel or levers?
      1. san4es
        san4es 28 September 2019 11: 16 New
        +3
        .... steering wheel or levers?


        hi .... Operation manual smile
        1. Undecim
          Undecim 28 September 2019 11: 36 New
          +2
          You have the British version on the video. The American version had leverage.
          1. saygon66
            saygon66 28 September 2019 13: 19 New
            +2
            - RќSѓ RґR ° ... ° RќR RјR ° C € RoRЅRєRμ Röhr · RїRμSЂRІRѕRіRѕ SЂRѕR "RoRєR RѕRїRѕR ° · ° RЅR RІR ° S,RμR" SЊRЅS <R№ P · RЅR ° Rє 5-RіRѕ P ° RІSЃS,SЂR ° F »РёР№СЃРєРѕРіРѕ Р» егкоконного РїРѕР »РєР ° ...
        2. CastroRuiz
          CastroRuiz 4 October 2019 13: 30 New
          0
          Muzika, marshi eto nashe iz Avstro - Vengrii. :)
      2. Kote Pan Kokhanka
        Kote Pan Kokhanka 29 September 2019 00: 27 New
        0
        Levers Victor Nikolaevich! And what happened to the helm?
        Good night!
        1. Undecim
          Undecim 29 September 2019 08: 35 New
          +1

          With levers - the American version, T16. British with the helm.
    2. Amurets
      Amurets 28 September 2019 23: 11 New
      +1
      Quote: Kote Pan Kokhanka
      Thank you so much Sergey for the topic, the article was a success!

      So this topic has been going on for a long time. "Why was this strange thing even invented at all? Is there something in between a tank that had completely formed by that time and an armored car that had been in the arsenal of the army for more than a dozen years." They were produced in the USSR. Here on these links a lot of interesting things about the Carden-Lloyd Wedges and its T-27 clone. We simply do not have a prophet in our own country. https://topwar.ru/147071-rasskazy-ob-oruzhii-tanketka-t-27.html
      https://coollib.com/b/393233/read
      And here is the data on its production in the USSR.
      Production of wedges T-27
      Manufacturer 1931 1932 1933 1934 Total
      Bolshevik 45 - - - 45
      No. 37 303 1610 919 14 2846
      GAZ - 83 323 - 406
      Total 348 1693 1242 14 3297
  2. Avior
    Avior 28 September 2019 09: 05 New
    +1
    Looking at the top photo I remembered
    - Comrade warrant officer, and armored personnel carriers fly?
    - What!? Who told you such garbage?
    - Comrade Major.
    - Comrade Major ?! Actually, they fly, but if they are small universal and then very low!


    smile
  3. Undecim
    Undecim 28 September 2019 10: 06 New
    +2
    The paratroopers sat with their backs to the sides of the armored personnel carrier, practically resting their feet on the engine, the upper part of which formed a kind of “countertop”. With a different arrangement of seats, the paratroopers rested on the engine protection with their side.
    "Feet in the engine" rested on the American version of the T-16.
    1. Undecim
      Undecim 28 September 2019 10: 35 New
      +2
      And in the British version, "rested on the protection of the engine with their own side."
      1. Undecim
        Undecim 28 September 2019 10: 47 New
        +3
        One of the most exotic versions of Universal Carrier is jet.

        The British in the SADE program tried to create something like a "jumping tank", equipping armored vehicles with powder rockets, with which a tank or armored personnel carrier would jump over a minefield.
        The picture shows rockets mounted on the sides of the Universal Carrier.
        1. Undecim
          Undecim 28 September 2019 10: 52 New
          +2

          Universal Carrier regularly bounced, but landed stubbornly upside down and the experiment was considered unsuccessful.
          Similar experiments with the same result were carried out with the Valentine tank.
          1. Alf
            Alf 28 September 2019 15: 13 New
            +4
            Quote: Undecim
            Universal Carrier regularly bounced, but landed stubbornly upside down and the experiment was considered unsuccessful.
            Similar experiments with the same result were carried out with the Valentine tank.

            In order for the tests to pass successfully, designers must be planted as testers.
  4. Undecim
    Undecim 28 September 2019 11: 11 New
    +5
    The Germans in Belgium, Dunkirk, Crete, Africa and the USSR got more than a hundred Universal Carries as trophies. As a means of transporting infantry, the car was declared unsuitable and the Germans improvised with the creation of various self-propelled guns on its basis.

    The art systems used were very different, both German and captured. In this case, 3,7 cm Pak 35/36 is used.
    1. Undecim
      Undecim 28 September 2019 11: 15 New
      +4

      In this case, the British QF 2 pounder was used.
      1. Undecim
        Undecim 28 September 2019 11: 19 New
        +1
        Since spare parts for captured machines were in short supply, damaged and worn samples were sent for remelting.
      2. Undecim
        Undecim 28 September 2019 11: 41 New
        +3
        Used by Universal Carries and as Panzerschrecks carriers.
  5. voyaka uh
    voyaka uh 28 September 2019 16: 30 New
    0
    "An unusual feature of Universal Carrier was its engine layout,
    which was in the rear of the car, the engine was installed
    along the central axis of the housing "////
    ----
    It was made like a fishing boat set on caterpillars.
    A simple box for throwing infantry on the road.
  6. Saxahorse
    Saxahorse 28 September 2019 20: 19 New
    +5
    It’s hard to understand why this mini-trough was called an armored personnel carrier :) He has minimal protection for passengers from external influences. Only one rear armored belt is covered. :) On the rollers in the comments, this is especially noticeable. God forbid, under fire, be in such a situation ... and do not hide and do not even jump quickly. In general .. the only plus of this microtractor in the old infantry wisdom.

    "It is better to go bad than to go very long and well" (c) laughing
  7. Comrade Kim
    Comrade Kim 28 September 2019 21: 10 New
    +2
    Quote: Saxahorse
    It’s hard to understand why this mini-trough was called an armored personnel carrier.

    From what:
    https://topwar.ru/116394-rasskazy-ob-oruzhii-artilleriyskiy-tyagach-t-20-komsomolec.html
    Our "Komsomolets" was distinguished by the same gutability.
    1. maximghost
      maximghost 28 September 2019 23: 46 New
      +4
      Komsomolets was never considered an armored personnel carrier. He was always an armored vehicle. In addition, at the Komsomol member’s commander’s and mechvod’s heads do not stick out above the armor.

Военное обозрение

Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Universal Carrier

23
«Боевые автобусы». К моменту начала Второй мировой войны английский взгляд на бронетранспортеры претерпел серьезные изменения. Если первый в истории БТР, созданный в Великобритании в конце Первой мировой войны, отличался монструозными размерами и представлял собой переделку первых ромбовидных английских танков, то к середине 1930-х годов основным бронетранспортером британской армии стал миниатюрный гусеничный Universal Carrier, ближайшим родственником которого были танкетки Carden Loyd.


Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Universal Carrier


В отличие от своего предшественника, гусеничного бронетранспортера Mark IX, которых было выпущено примерно три десятка, новый БТР произвели огромной серией в разных странах – примерно 113 тысяч единиц, что сделало Universal Carrier («Универсальный транспортер) одной из самых массовых бронемашин в истории. На весь период войны «Универсальный транспортер» стал основным бронетранспортером армий Великобритании и стран Содружества. Новый британский БТР представлял собой небольшую по размерам гусеничную бронированную машину массой до 3,8 тонны, количество перевозимых десантников ограничивалось 3-5 солдатами, тогда как созданный в конце Первой мировой войны бронетранспортер Mark IX мог перевозить до 30 бойцов. Несмотря на недостаточную огневую мощь и небольшие десантные способности, новый бронетранспортер можно было производить в огромных количествах, а на фронте Universal Carrier использовали для решения самых разных боевых задач. Помимо непосредственно транспортировки пехоты машины привлекались для разведки, выделялись в боевое охранение, использовались для перевозки грузов и раненых бойцов, а также как тягачи для легких артиллерийских систем.

История создания самого массового бронетранспортера Второй мировой войны


Самый массовый бронетранспортер Второй мировой войны был разработан в инициативном порядке инженерами британской компании Vickers-Armstrong в 1934-1936 годах. Новая боевая машина представляла собой модернизированную и обновленную версию семейства легких английских танкеток Carden Loyd, созданного еще в 1920-е годы, в частности танкетки Vickers Carden-Loyd Mk.VI, которая являлась пехотным бронетранспортером. Изначально «Универсальный транспортер» создавался как носитель различных вооружений, в первую очередь, пулеметных систем. При этом уже из названия понятно, что машина была разноплановой. Помимо перевозки пулемета и десанта, бронетранспортер можно было использовать для транспортировки легких систем полевого оружия вместе с расчетом. В разное время были созданы разведывательный вариант, машина артиллерийских наблюдателей, артиллерийский тягач для транспортировки минометов и легких орудий, машина для подвоза боеприпасов. Помимо этого Universal Carrier являлся носителем различных вооружений, в том числе огнеметов и противотанковых ружей.



Первые две машины британская армия закупила уже в 1935 году, а с 1936 года началось серийное производство бронемашин ранних серий, которое не останавливалось до 1945 года, а сами бронетранспортеры использовались вплоть до начала 1960-х годов. Помимо Великобритании, где успели собрать примерно 57 тысяч универсальных транспортеров, их массово собирали на предприятиях в Канаде (29 тысяч машин) и Австралии (5 тысяч машин), также около 20 тысяч транспортеров было собрано на предприятиях США. Американский вариант отличался улучшенной ходовой частью, которая получила вторую полноценную колесную тележку, а также установкой американских двигателей компании Ford большей мощности.

Эксплуатация машин в войсках вела к внесению изменений в их конструкцию, поэтому уже на рубеже 1937-1938 годов бронетранспортеры Universal Carrier претерпели ряд изменений. Полноценный дебют на публике новой бронетехники пришелся на сентябрь 1938 года, когда первые серийные «Универсальные транспортеры», вооруженные 7,7-мм пулеметом «Брен», представили простым людям и журналистам во время бригадных учений британской армии. В рамках учений машины продемонстрировали хорошую проходимость и высокую маневренность. Гусеничная бронетехника не испытывала проблем при использовании в сельской местности, уверенно преодолевая густые заросли кустарника, плетни и заборы. Большего от такой техники и не требовалось.

Количество выпущенных бронетранспортеров свидетельствует о том, что машина была простой и легкой в производстве, а также удовлетворяла запросам военных, которые получили легкую в освоении и эксплуатации боевую машину, способную решать самые разные задачи. Большое количество бронемашин в рамках программы Ленд-лиза попало и в Советский Союз. Всего СССР получил более 2500 подобных транспортеров, из них 200 еще до конца 1941 года. В Советском Союзе машины с декабря 1943 года перевооружались на отечественные образцы вооружений. Так 7,7-мм пулемет «Брен» заменялся на 7,62-мм пулемет ДТ, а 13,9-мм противотанковое ружье «Бойс» на 14,5-мм противотанковые ружья ПТРД и ПТРС.



Технические особенности бронетранспортера Universal Carrier


Как и легкие танкетки Carden Loyd, новые британские бронетранспортеры отличались узнаваемым низким открытым сверху корпусом простой прямоугольной формы. Основным предназначением бронемашин была транспортировка пулеметов «Брен» и «Виккерс», однако сами военные достаточно быстро охладели к такой роли применения легкой бронетехники, найдя для «Универсальных транспортеров» массу применений на армейской службе. Полная боевая масса машин не превышала 3,8 тонны. При создании бронемашин использовались стальные катаные бронелисты, но толщина их была очень небольшой: 10 мм в лобовой части корпуса и 7 мм по бортам и корме. Можно сказать, что бронирование было символическим, защищающим машину и экипаж от небольших осколков и небронебойных пуль винтовочного калибра.

Длина корпуса бронетранспортера Universal Carrier составляла 3,65 м, ширина – 2,06 м, высота – 1,57 м, клиренс – 203 мм. Машина была приземистой и легко скрывалась в складках местности и за кустами, что в некоторых случаях, особенно при использовании в качестве разведывательной машины, было преимуществом. Сердцем бронемашины был 8-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения объемом 3,9 литра. Мотор выдавал максимальную мощность 85 л.с. при 3500 оборотах в минуту. Этого было достаточно, чтобы разогнать «Универсальный транспортер» до 48 км/ч при движении по шоссе. Учитывая небольшую мощность двигателя, вполне достойный показатель для гусеничной техники. Запас хода при движении по шоссе оценивался в 225-250 км. Благодаря небольшому удельному давлению на грунт – примерно 0,45 км/см2 – бронетранспортер отличался хорошей проходимостью по разным типам местности.



Ходовая часть всех английских машин, наиболее массовыми из которых были Universal Carrier Mk I (II, III), состояла из трех опорных катков на каждый борт, первая пара была объединена в тележку. Ходовая часть и подвеска были заимствованы от британского легкого танка 1930-х годов Light Tank Mk.VI с незначительными изменениями, за выпуск которого также отвечала компания Vickers. В подвеске бронетранспортера также использовались спиральные пружины, а сама подвеска была известна как Horstmann, по имени изобретателя Сидни Хорстманна, который придумал её еще в 1922 году. Позднее на американских вариантах транспортера, получивших обозначение T16, ходовая была улучшена, состав опорных катков был увеличен до четырех на борт, что позволяло сформировать две полноценных тележки.

Необычной особенностью Universal Carrier было расположение двигателя, который находился в корме машины, двигатель устанавливался вдоль центральной оси корпуса. Там же в силовом отделении находилась пятиступенчатая коробка переключения передач и бортовые фрикционы. В передней части корпуса находилось отделение управления, где располагались механик-водитель и стрелок-пулеметчик или оператор противотанкового ружья в зависимости от состава установленного вооружения. За отделением управления располагалось десантное или транспортное отделение в зависимости от модификации. Обычно Universal Carrier перевозил не больше трех-пяти человек.



При этом расположение двигателя посередине корпуса разделяло десантный отсек на две части. Десантники сидели спиной к бортам бронетранспортера, фактически упираясь ногами в двигатель, верхняя часть которого образовывала своеобразную «столешницу». При другом расположении сидений десантники упирались в защиту двигателя своим боком. Учитывая небольшие габариты бронетранспортера Universal Carrier, расположение людей в корпусе следует признать не самым удобным. К примеру, в условиях жаркого климата Северной Африки десантники получали постоянный дополнительный подогрев, что вряд ли улучшало их самочувствие, даже не смотря на открытый корпус. В то же время в зимнее время в Европе, особенно в северных районах СССР, такая «печка» была подспорьем для десантников и завидовать им должны были уже стрелок и водитель, у которых не было в распоряжении подобного обогревателя в отделении управления.

После завершения Второй мировой войны служба бронетранспортеров Universal Carrier в британской армии продолжалась до 1950-х годов. Они успели принять участие и в боевых действиях во время войны в Корее. При этом часть бронетехники была поставлена в третьи страны, где продолжала оставаться на вооружении до 1960-х годов. До наших дней сохранилось большое количество таких транспортеров различных модификаций и производства разных стран. К примеру, в России в бронетанковом музее в Кубинке представлена огнеметная модификация бронетранспортера Universal Carrier.
Автор:
Статьи из этой серии:
Первый бронетранспортёр в истории. Mark IX
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Коте пане Коханка
    Коте пане Коханка 28 сентября 2019 05:53 Новый
    +13
    Сергей огромное спасибо за поднятую тему, статья удалась!
    Теперь по существу. Немного похвастаюсь. Текущей осенью мне довелось посидеть в герое работы Автора на месте механика-водителя. Блин я туда еле-ели влез (хомячок я ещё тот). Управление интуитивное, между ног, но понятное. Правда выгребался я из него со скрипом, но машинка не развалилась.
    В наш комсомолец, я к облегчению экскурсовода «взгромоздится» даже не пытался! Хотя облизал его весь!!!
    Но сравнивая обе машины на коленке, я пришёл к выводу, наш тягач Комсомолец не хуже британца. Более продуманней. Всё-таки крыша и броня - это неплохо. Плюс модернизационный потенциал. 57мм пушка ЗИС-2 это не Берн и Бойс!
    С уважением, Влад!
    Пс. Только ростом надо быть не более метра с кепкой и пиво (точнее пивное брюшко) точно враг танкиста, хоть нашего, хоть забугорного!!!
    1. Undecim
      Undecim 28 сентября 2019 10:54 Новый
      +1
      Текущей осенью мне довелось посидеть в герое работы Автора на месте механика-водителя
      А там было рулевое колесо или рычаги?
      1. san4es
        san4es 28 сентября 2019 11:16 Новый
        +3
        ....рулевое колесо или рычаги?


        hi ....Руководство к эксплуатации smile
        1. Undecim
          Undecim 28 сентября 2019 11:36 Новый
          +2
          У Вас на видео - британский вариант. У американского варианта были рычаги.
          1. saygon66
            saygon66 28 сентября 2019 13:19 Новый
            +2
            - Ну да... На машинке из первого ролика опознавательный знак 5-го австралийского легкоконного полка...
        2. CastroRuiz
          CastroRuiz 4 октября 2019 13:30 Новый
          0
          Muzika, marshi eto nashe iz Avstro - Vengrii. :)
      2. Коте пане Коханка
        Коте пане Коханка 29 сентября 2019 00:27 Новый
        0
        Рычаги Виктор Николаевич! А что были и со штурвалом?
        Доброй ночи!
        1. Undecim
          Undecim 29 сентября 2019 08:35 Новый
          +1

          С рычагами - американский вариант, Т16. Британский со штурвалом.
    2. амурец
      амурец 28 сентября 2019 23:11 Новый
      +1
      Цитата: Коте пане Коханка
      Сергей огромное спасибо за поднятую тему, статья удалась!

      Так тема эта идёт давно."Зачем вообще эта странная штука вообще была придумана? Нечто такое среднее между вполне себе сформировавшимся к тому времени танком и бронеавтомобилем, который стоял на вооружении армий уже не один десяток лет". Производились они и в СССР. Вот по этим ссылкам много интересного про Танкетки Карден-Ллойд и её клоне Т-27. Просто не имеем пророка в своём отечестве. https://topwar.ru/147071-rasskazy-ob-oruzhii-tanketka-t-27.html
      https://coollib.com/b/393233/read
      И вот данные об её производстве в СССР.
      Производство танкеток Т-27
      Завод-изготовитель 1931 г. 1932 г. 1933 г. 1934 г. Итого
      «Большевик» 45 — — — 45
      № 37 303 1610 919 14 2846
      ГАЗ — 83 323 — 406
      Всего 348 1693 1242 14 3297
  2. Avior
    Avior 28 сентября 2019 09:05 Новый
    +1
    Глядя на верхнее фото вспомнилось
    — Товарищ прапорщик, а бронетранспортеры летают?
    — Что!? Кто тебе такую фигню сказал?
    — Товарищ майор.
    — Товарищ майор?! Вообще-то, они летают, но если маленькие универсальные и то низенько-низенько!


    smile
  3. Undecim
    Undecim 28 сентября 2019 10:06 Новый
    +2
    Десантники сидели спиной к бортам бронетранспортера, фактически упираясь ногами в двигатель, верхняя часть которого образовывала своеобразную «столешницу». При другом расположении сидений десантники упирались в защиту двигателя своим боком.
    "Ногами в двигатель" упирались на американском варианте Т-16.
    1. Undecim
      Undecim 28 сентября 2019 10:35 Новый
      +2
      А в британском варианте "упирались в защиту двигателя своим боком".
      1. Undecim
        Undecim 28 сентября 2019 10:47 Новый
        +3
        Одна из самых экзотичных модификаций Universal Carrier - реактивная.

        Британцы в рамках программы SADE пытались создать нечто вроде "прыгающего танка", оснастив бронетехнику пороховыми ракетами, с помощью которых танк или БТР перепрыгнет минное поле.
        На снимке видны ракеты, укрепленные по бортам Universal Carrier.
        1. Undecim
          Undecim 28 сентября 2019 10:52 Новый
          +2

          Universal Carrier исправно подпрыгивал, но приземлялся упорно вверх ногами и эксперимент сочли неудачным.
          Аналогичные эксперименты и с таким же результатом проводили с танком Valentine.
          1. Альф
            Альф 28 сентября 2019 15:13 Новый
            +4
            Цитата: Undecim
            Universal Carrier исправно подпрыгивал, но приземлялся упорно вверх ногами и эксперимент сочли неудачным.
            Аналогичные эксперименты и с таким же результатом проводили с танком Valentine.

            Чтобы испытания проходили успешно, в качестве испытателей надо сажать конструкторов.
  4. Undecim
    Undecim 28 сентября 2019 11:11 Новый
    +5
    Немцам в Бельгии, Дюнкерке, на Крите, в Африке и СССР досталось в качестве трофеев больше сотни Universal Carries. Как средство транспортировки пехоты машина была признана непригодной и немцы импровизировали с созданием на ее базе различных САУ.

    Артсистемы при этом использовались самые разные, как немецкие, так и трофейные. В данном случае используется 3,7 cm Pak 35/36.
    1. Undecim
      Undecim 28 сентября 2019 11:15 Новый
      +4

      В этом случае использована британская QF 2 pounder.
      1. Undecim
        Undecim 28 сентября 2019 11:19 Новый
        +1
        Так как запчасти для трофейных машин были дефицитом, то поврежденные и износившиеся образцы отправлялись на переплав.
      2. Undecim
        Undecim 28 сентября 2019 11:41 Новый
        +3
        Использовались Universal Carries и как носители Panzerschrecks.
  5. voyaka uh
    voyaka uh 28 сентября 2019 16:30 Новый
    0
    "Необычной особенностью Universal Carrier было расположение двигателя,
    который находился в корме машины, двигатель устанавливался
    вдоль центральной оси корпуса"////
    ----
    Его сделали, как рыбачий баркас, поставленный на гусеницы.
    Простая коробка для перебрасывания пехоты по бездорожью.
  6. Saxahorse
    Saxahorse 28 сентября 2019 20:19 Новый
    +5
    С чего это мини-корыто назвали бронетранспортером понять трудно :) Защита пассажиров от внешнего воздействия у него минимальна. Один только зад броневым поясом прикрыт. :) На роликах в комментах это особенно хорошо заметно. Не дай бог под огнем в таком оказаться.. и не спрятаться и даже не выпрыгнуть быстро. В общем.. единственный плюс этого микротрактора в старой пехотной мудрости.

    "Лучше плохо ехать, чем очень долго и хорошо идти" (с) laughing
  7. Товарищ Ким
    Товарищ Ким 28 сентября 2019 21:10 Новый
    +2
    Цитата: Saxahorse
    С чего это мини-корыто назвали бронетранспортером понять трудно

    Отчего-же:
    https://topwar.ru/116394-rasskazy-ob-oruzhii-artilleriyskiy-tyagach-t-20-komsomolec.html
    Наш "Комсомолец" отличался такой-же гутаперчивостью.
    1. maximghost
      maximghost 28 сентября 2019 23:46 Новый
      +4
      Комсомолец бронетранспортером никто и никогда не считал. Он всегда был бронетягачом. Кроме того, у комсомольца головы командира и мехвода не торчат над бронёй.