Уходящие в небытие. Десантные катера проекта 1176 «Акула»

16
На День ВМФ и прочие праздники в приморских портовых городах принято выводить в бухту военные корабли. Свою мощь показывают морпехи, штурмующие берег с десантных катеров. И, конечно, все современные корабли, эдакий молодняк, играющий стальными мускулами на солнце, тоже в акватории порта. Все взгляды публики прикованы к ним. И, конечно, мальчишки, как им и положено, восторженно глядят на боевую мощь новой техники. И никто даже не замечает, как в историю отходят заслуженные ветераны. Эти «седовласые» старцы, мерно покачивающиеся на волнах, стоят у причалов, взирая на начало карьеры молодой стальной поросли.


Д-106 у причала морвокзала Новороссийска




Одним из таких катеров в Новороссийске на прошедших празднованиях дня ВМФ и дня города был Д-106 (бортовой номер 653). Пока молодой «десантник» проекта «Серна» и совсем юный патрульный катер проекта «Раптор» приковывали к себе внимание горожан, близ морвокзала к причалу был прикован, верно, последний на Черноморском флоте десантный катер проекта 1176 «Акула». Этот вымирающий динозавр десантного флота более не производится на отечественных судостроительных заводах.

В начале «десантной» карьеры


Десантные катера проекта 1176 шифр «Акула» (по кодификации НАТО — Ondatra Class) строились в период с 1971-го по 2009-й годы на трёх отечественных судостроительных заводах (Азовская верфь, Рыбинский ССЗ и Восточная верфь), а также на одном зарубежном заводе в болгарской Варне. К тому же за время выпуска данные корабли отправляли и на экспорт. Правда, единственным зарубежным владельцем катеров этого проекта в количестве двух штук был Йемен.

Уходящие в небытие. Десантные катера проекта 1176 «Акула»


Заказчиком данных кораблей выступал сначала советский ВМФ, позже ВМФ Российской Федерации. Проектирование доверили ЦКБ «Нептун», в котором главным конструктором катера выступил С.Д. Воронцов, а наблюдателем со стороны ВМФ капитан 3-го ранга Ю.П. Василишин.

Катер предназначался для перевозки личного состава, техники и грузов на необорудованный берег и снятия с берега соответственно.

Особенностью проекта является то, что катера могли действовать как самостоятельно, так и в связке с БДК проекта 1174 (ныне выведены из эксплуатации), с которых «Акула» могла снять и доставить на сушу необходимый груз. При этом БДК проекта 1174 могли нести с собой до шести «Акул» одновременно. Также носителями данных катеров должны были стать УДК проекта 11780, разработки которых велись в то время на Невском ПКБ. Но, увы, проект этих кораблей, которые стали бы русским ответом американским УДК типа «Тарава», не был реализован.



Основные ТТХ катера «Акула»:

— водоизмещение в тоннах: стандартное — 90, полное — 107,3;
— длина: 24 м;
— ширина: 6 м (максимальная):
— осадка: 1,5 м;
— двигатели: 2 дизельных двигателя 3Д12, или 3Д12А (Д-448), или 3Д6С2 (Д-163, Д-184, Д-365), или 3Д6С2-081 (Д-57);
— наибольшая скорость хода: 11,5 узла или 11,2 узла на тихой воде при полном водоизмещении;
— дальность плавания: 330 миль с дизелями 3Д6С2, 1400 миль с дизелями 3Д6С2-081 (при скорости хода 10 узлов);
— автономность плавания: двое суток;
— экипаж: от четырёх до шести человек.


Носовая аппарель "Акулы"


В качестве навигационного вооружения на катера устанавливали следующие навигационные РЛС – «Миус», «Дон» или «Лиман-18М1».

Десантные катера проекта 1176 имеют открытый трюм и носовую аппарель. При этом размеры открытого грузового трюма составляют 12,5 м в длину, 3,6 м в ширину с высотой борта 2,2 м. Сам корпус катера изготовлен из стали, а надстройка, расположенная в кормовой части катера, из алюминиево-магниевых панелей с противопульным и противоосколочным бронированием ходовой рубки.

Открытый трюм способен принять один основной танк Т-72, или 2 грузовых автомобиля ГАЗ-66, или же 20 человек десанта. А груз, который может транспортировать катер, доходит до 50 тонн.

При этом, несмотря на архаичную и неповоротливую внешность, «Акула» весьма маневренна. Это обеспечивается двумя гребными винтами в раздельно-управляемых поворотных насадках. Также катер обладает хорошей мореходностью. Он способен выполнять поставленные задачи при волнении моря до четырёх баллов включительно. Кстати, современные десантные катера «Серна» способны осуществлять плавание при пяти баллах волнения моря. А вот безопасная выгрузка десанта с «Акулы» может быть совершена при трёх баллах.

Полвека службы


По сути, новороссийский Д-106 самый настоящий аксакал Черноморского флота десантных катеров проекта 1176 «Акула». Практически все его собраться уже канули в лету, либо отправлены на металлолом, либо переквалифицированы, либо «приржавели» к пирсу. Так, советский Д-305 проекта «Акула», построенный на Азовской верфи, во время распила Черноморского флота достался Украине. В 1998-м году катер, конечно, переименовали в «Сватове» с бортовым номером U763. После этого он успел один раз поучаствовать в совместных с США учениях, а с 2015-го катер загнали на ремонт, где он по сей день и пребывает. Есть сведения, что боевой катер хотят превратить в сухогрузную баржу, если уже не превратили.


Одна из грузинских "Акул"


Судьба двух других собратьев оказалась не лучше. Д-237 и Д-293 в декабре 1992-го года при эвакуации Потийской ВМБ были оставлены в Поти в неисправном состоянии. По некоторым данным, грузинская сторона их отремонтировала и ввела в строй как десантные катера MDK-01 и MDK-02. Дальнейшая судьба этих катеров доподлинно неизвестна, но фотографии с просторов Интернета оптимизма не внушают.

Остальные же «Акулы», ставшие свидетельницами развала Союза, были либо списаны ещё в 90-е годы, либо едва перешагнули порог третьего тысячелетия, как их отвели на слом. Сам же Д-106 был заложен на Рыбинской верфи 7-го апреля 2008-го года, т.е. он относительно молод. Достраивали катер на ОАО «Сокольская судоверфь» и спустили на воду 15 сентября 2009-го. Значит, недавно корабль справил юбилей, базируясь в Новороссийске.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    27 сентября 2019 18:30
    В лодке много призраков. Молодых бойцов,веривших в светлое будущее,в победу Советского Союза. Большинства нет в живых. Может последними мыслями умирающих,уже пожилых людей были воспоминания о годах,проведенных на "Акуле". Может и сейчас,если пришлушаться,можно услышать на тронутой ржавченой,палубе погибшего судна бодрые звуки команд,грохот «прогар» на пустых трапах...
    Вечная память отдавшим годы своей жизни,свою молодость и здоровье,чтобы быть преданными в холодной войне!
    1. +4
      27 сентября 2019 18:44
      Цитата: Олег (Харьков)
      В лодке много призраков. Молодых бойцов,веривших в светлое будущее,в победу Советского Союза. Большинства нет в живых. Может последними мыслями умирающих,уже пожилых людей были воспоминания о годах,проведенных на "Акуле". Может и сейчас,если пришлушаться,можно услышать на тронутой ржавченой,палубе погибшего судна бодрые звуки команд,грохот «прогар» на пустых трапах...
      Вечная память отдавшим годы своей жизни,свою молодость и здоровье,чтобы быть преданными в холодной войне!

      как верно то всё сказано, .. всё правда .похоронил друзей в 1981, ни за что выходит нынче. чуть ли не предатели. мир сошёл с ума
      1. +5
        27 сентября 2019 19:09
        Цитата: Дедкастарый
        Вечная память отдавшим годы своей жизни,свою молодость и здоровье,чтобы быть преданными в холодной войне!

        Вечная память. И самое страшное, что предали свои. Врага победили, а "своих" нет.
        1. +4
          27 сентября 2019 19:42
          Цитата: tihonmarine
          что предали свои

          Вы предавали? уверен, нет. Я тоже.
          А Горби с ЕБНом... какие они к черту, "свои"?
          Разве, если считать предательством то, что молчали... помните:
          "Сначала они пришли за социалистами, и я молчал — потому что я не был социалистом.
          Затем они пришли за членами профсоюза, и я молчал — потому что я не был членом профсоюза.
          Затем они пришли за евреями, и я молчал — потому что я не был евреем.
          Затем они пришли за мной — и не осталось никого, чтобы говорить за меня."

          Но когда нужно кормить семью, ходить на митинги с риском еще и "предателем" прослыть... 1993-й помните?
          1. 0
            28 сентября 2019 11:31
            Цитата: Олег (Харьков)
            Вы предавали? уверен, нет. Я тоже.

            Не мы ! А партийная элита и продажная интеллигенция. Народ с ними не сравнивайте.
            1. 0
              28 сентября 2019 11:33
              Цитата: tihonmarine
              А партийная элита и продажная интеллигенция

              да и я о том же.
            2. -1
              28 сентября 2019 16:10
              Цитата: tihonmarine
              Не мы ! А партийная элита и продажная интеллигенция. Народ с ними не сравнивайте.

              любопытно, а где был народ (ну и вы лично) в августе 1999г... наверное боролись в рядах ГКЧП ?
              1. -1
                28 сентября 2019 16:10
                Цитата: ser56
                1999

                поправка 1991 hi
          2. 0
            29 сентября 2019 10:07
            Вы предавали? уверен, нет. Я тоже.

            Ничуть не пытаюсь никого ни в чем обвинить. Но....
            Олбарийцы заслужили свою участь — одни предав, другие сожрав предательство.
    2. +3
      27 сентября 2019 21:37
      Акул сейчас много на гражданке, по старой памяти ( акула наследник Т-4 ) зовут Танкистами. На ДВ их много.
  2. +2
    27 сентября 2019 20:16
    Цитата: Дедкастарый
    Цитата: Олег (Харьков)
    В лодке много призраков. Молодых бойцов,веривших в светлое будущее,в победу Советского Союза. Большинства нет в живых. Может последними мыслями умирающих,уже пожилых людей были воспоминания о годах,проведенных на "Акуле". Может и сейчас,если пришлушаться,можно услышать на тронутой ржавченой,палубе погибшего судна бодрые звуки команд,грохот «прогар» на пустых трапах...
    Вечная память отдавшим годы своей жизни,свою молодость и здоровье,чтобы быть преданными в холодной войне!

    как верно то всё сказано, .. всё правда .похоронил друзей в 1981, ни за что выходит нынче. чуть ли не предатели. мир сошёл с ума

    Зря вы так... Если мы это помним, значит не "ни за что-то выходит нынче"... раз мы это помним.
    1. +4
      27 сентября 2019 21:16
      Цитата: Сергей Аверченков
      Если мы это помним

      мы помним. У нас вна Украине сделали все, чтобы их забыли наши внуки. как минимум, просто забыли. Как максимум - отреклись, как от "наследия СССР".
  3. +2
    28 сентября 2019 10:11
    Всего построили 31 ДКА этого проекта.
    Число ДКА этого же класса построенных по др. проектам, пока что, никому выявить не удалось. ;)) К тому же, их часто переклассифицировали во всякие вспомогательные катера/баржи.
  4. 0
    28 сентября 2019 21:37
    Уважаемый автор, разве "Акулы" не с нуля строились на Сокольской верфи, их в Сокольском только достраивали? Вроде не очень сложный кораблик, чтобы закладывать в Рыбинске, а потом вести в Нижегородскую область...Или Рыбинск катера к Олимпийским играм в Сочи строил срочнее срочного?...
  5. +1
    29 сентября 2019 00:01
    Цитата: ser56
    любопытно, а где был народ (ну и вы лично) в августе 1999г... наверное боролись в рядах ГКЧП ?
    Лично я был поднят по тревоге, сидел с БК в машине ожидая приказа... Насколько мне известно, в основном весь личный состав поддерживал ГКЧП, т.к. Горбатый с перестройкой уже достал и было видно, что страна распадается
  6. 0
    29 сентября 2019 15:21
    Хороша была лопата у моряков. Ой сколько трески, крабов, окуня, налима, зубатки ....... поймано, а водки выпито.............

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»