Древняя Русь. Сражения солдатиков

61

Вступление


Я решил продолжить экскурс в мир солдатиков статьёй, посвящённой средневековым воинам Руси.

Древняя Русь. Сражения солдатиков

И. Я. Билибин. Князь Игорь




Каждый мальчик в Советском Союзе играл с этими богатырями.

А истоки этих плоских солдатиков можно найти в так называемой нюрнбергской миниатюре, которую стали массово производить в Германии с конца первой половины ХIХ века. Родоначальником производства плоских фигур солдатиков из олова был нюрнбергский мастер Иохим Готфрид Хилперт, живший в ХVIII в. Он произвел прусское воинство Фридриха Великого, а фигурка самого Фридриха принесла ему дополнительную славу.

Немного истории


Сложно сказать, почему в СССР именно плоская форма приобрела популярность, а позднее, в период, когда в соседних европейских странах активно производились объемные фигуры, у нас делался упор именно на плоских.

Думаю, здесь объяснение простое: первое — это экономия на производстве, второе — инертность в производстве игрушки, третье — советские солдатики 50-60 гг. ХХ в. берут свое начало от солдатиков 30-40 годов производства частных кооперативов, и все они тоже были плоскими. Можно даже наблюдать эволюцию некоторых фигурок от кооперативных 40-х до массовых 70-х, они практически не изменились. Наработанные формы давали возможность производить много, давать "вал" без работы над качеством.

С началом внедрения в производстве игрушек пластмассы в 50-60-х годах ХХ в. и в Советском Союзе перешли к производству солдатиков из пластмассы, тем более что это удешевляло его стоимость и давало возможность делать большие объемы.

Если говорить о древнерусском игрушечном воинстве, то меня всегда удивляла их эстетика: достаточно странные позы богатырей, которые трудно было использовать в сражении. Один, например, из дружинников держит меч только с гардой и за гарду, без рукояти.

Можно предположить, что скульпторы, работавшие в этот период, находились под серьезным воздействием работ художников «русского модерна» В. М. Васнецова и И. Я. Билибина, авторов разных, но много изображавших древнерусских воинов в стиле модерна. Модный в этот период И. С. Глазунов, также писавший Русь, оригинальностью в изображении воинов не отличался. Все тот же тип во внешнем виде и вооружении, от Х до ХVII века, под общим наименованием «древнерусского воина». Наверное, поэтому в миниатюрах больше присутствовало экспрессии, движения, можно сказать, былинности, но мало реалистичности.

Но конец 70-х — начало 80-х были временем изменений, в ГДР и Польше производились объемные солдатики, в это же время стал выпускать объемные солдатики Донецкий завод игрушек, детям уже было с чем сравнивать.

Я уже писал в статье, посвящённой солдатикам-викингам, о том, что сегодня есть мнение, что нам не надо было закупать пресс-формы компании «Марс» (США) для донецкого завода, а создавать свои: брать не викингов и индейцев, а из своей истории. Это, конечно, было бы правильно, но доподлинно известно, что данное решение (о покупке американских форм) было обосновано экономией средств при собственной разработке.

Одновременно шел спор о том, нужна нам военная игрушка в целом или не нужна: если руководство партии считало, что нашему мирному обществу солдатики не нужны, то ВЛКСМ считал, что такая игрушка воспитывает будущих воинов и она необходима.

Богатыри в СССР


Итак, первым появился в самом конце 60-х годов набор «Русские воины», известный сегодня как «Донской поход». Около двадцати лет его выпускал завод «Прогресс», набор состоял из 8 пеших и 2 конных воинов, стоил он 45 копеек. Это безусловно, как теперь принято говорить, культовый набор, выпускавшийся миллионными тиражами и дублировавшийся другими фабриками игрушек (Саратовская фабрика игрушек делала солдатиков в голубом цвете). Именно об этом наборе со странной эстетикой я и писал выше.


«Русские воины». Завод «Прогресс»


Одновременно завод игрушек «Прогресс», который был создан в 1966 г. объединением двух заводов металлических игрушек, выпускал этих же русских воинов в металле (ЦАМ). Всадники стоили 25 коп., пешие воины стоили 15 коп. Они продавались отдельно в киосках "Союзпечати" и набором в магазинах игрушек.


«Русские воины». Завод «Прогресс». ЦАМ


Еще стоит вспомнить про аналогичных воинов, которые были произведены на заводе им. 50-летия СССР в г. Котовске Тамбовской области. Это очень странные, малохудожественные фигурки, но из-за их «странности» и крайней редкости они очень популярны у коллекционеров.


«Русские воины». Завод им. 50-летия СССР. Котовск


Большим минусом всех этих наборов было отсутствие противников: с кем воевать?

Впрочем, такой же вопрос можно было адресовать всем наборам, посвященным нашей армии, за редким исключением.

Но вот другой массовый набор, который был у каждого мальчишки, исправил эту ошибку. Это «Ледовое сражение» (или «Ледовое побоище») стоимостью 1 руб. 10 копеек. Количество воинов — 20: 10 русских и 10 немецких рыцарей, в каждом отряде 3 всадника и 7 пеших. Русские были красными или малиновыми, немцы – зелеными. Позднее коричневыми и серыми.


«Ледовое сражение». Завод «Прогресс». Фигурки начала 70-х годов


Если снаряжение древнерусских солдатиков отдаленно напоминало воинов и дружинников ХIII века (чего стоят только «зерцала» на груди у пехотинцев и у Александра Невского), то «рыцари», за исключением одной фигуры, восходили к концу ХIV века и выше. Культовый фильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский», которой постоянно, на радость мальчишкам, демонстрировался по телевидению в это время, способствовал настоящим правильным сражениям «наших» с рыцарями. Миф, который невольно пропагандировали фильм и солдатики, показывая воинов Ордена эдакими бронированными машинами, живуч и сегодня, хотя появился новый миф: теперь говорят о более тяжелом вооружении русских по сравнению с немцами.

Дешевизна этих наборов давала возможность «реконструировать» битву на Чудском озере, схему которой благодаря учебнику истории 4 класса и замечательной «Книге будущих командиров» Анатолия Васильевича Митяева знал любой мальчишка.

В 70-е годы ХХ века древнерусских воинов и их противников выпустила Астрецовская фабрика металлической игрушки, расположенная в Дмитровском районе Московской области. Астрецово – историческое место производства русской жестяной игрушки с середины ХIХ века до 1990 г. Очень жаль, что такая замечательная традиция по производству жестяной игрушки погибла, совсем недавно, будучи в Мадриде, увидел магазин жестяной современной игрушки испанского производства: замечательные заводные мотоциклы, машинки, поезда и клоуны.

На астрецовской фабрике набор воинов изготовлялся из сплава ЦАМа, с конца 80-х без чернения. В набор входило 8 всадников: четыре русских и четыре их противника. Продавались они в коробке и размещались на пластмассовой подставке. Скульптор этих фигур был Б. Д. Савельев. Его сын, Д. Б. Савельев продолжил эту серию, сделав 16 пеших воинов. Солдатики были крайне хрупкими, особенно пехотинцы, вероятно, поэтому были выпущены те же фигурки в пластике, но только конные. Удивительно, как контрольные органы пропустили такие хрупкие изделия, ломавшиеся буквально в руках. Естественно, пластмассовые были резко более устойчивыми и неломкими.


"Воины средневековья". Астрецовская фабрика металлической игрушки


В это же время в Ленинграде на Ленинградском карбюраторном заводе (ЛКЗ) выпускался набор «Ледовое побоище».

Набор состоял из 14 воинов-противников: шесть пеших и восемь всадников, рыцари «закованы» в броню приблизительно ХIV века. У коней для поддержки фигур сделаны огромные хвосты. Использование таких элементов придавало нереальность, сказочность таким солдатикам. Фигуры располагались на пластиковой высокой подставке, закрытой прозрачной крышкой.


«Ледовое побоище». Ленинградский карбюраторный завод.


Сложные и мелкие элементы солдатиков быстро ломались, поэтому, несмотря на большие объемы производства, до нашего времени сохранилось немного этих фигурок. Стоит добавить, что в Ленинграде они были у каждого мальчишки и их… правильно, активно громили с помощью кубиков. Поэтому в наши дни набор крайне популярен среди коллекционеров и стоимость его постоянно растет.

Автором фигурок был известный скульптор Л. В. Разумовский, создавший много игрушек.

Производство этого набора, правда, в пластмассе, было продолжено в начале ХХI в. на Украине — в Луганске компанией «Альпанус». Фигурки были чуть меньше, чем в ленинградском наборе. Изготовлялись они из разноцветной пластмассы и, в отличие от своих металлических старших собратьев, они неломкие.


«Ледовое побоище». «Альпанус». Луганск


Л. В. Разумовский был автором и другого набора, который успешно производится с 1987 г., по другой информации — с 1991 г., и выпускается до наших дней. Речь идет о наборе «Куликовская битва» (позднее — «Русь и Орда»). Набор производился в разноцветной пластмассе. Вначале он выпускался на Ленинградском карбюраторном заводе. Русичи были красного цвета, а ордынцы – синего.


«Куликовская битва». Татары. Ленинградский карбюраторный завод


Теперь можно встретить наборы разных расцветок. После ЛКЗ фигурки производили «Балтийская химическая компания» и «Пластмастер». Всего 14 фигурок, из них древнерусских воинов 5 конных и 2 пеших. Среди татар все конные, но одна фигура сдвоенная, рядом с всадником с арканом стоит лучник.

Это весьма хорошо сделанные миниатюры, более-менее отражающие реалии, как раз ХIV в.

Ниже я привожу фото раскрашенного варианта «Куликовской битвы», стоит сказать, что среди коллекционеров солдатиков раскрашивать фигуры не принято, они должны сохраняться в первозданном виде.


«Куликовская битва». Русичи. «Пластмастер»


Кроме советских плоских воинов, стоит отметить, что в ПНР кооперативами выпускались, помимо всего прочего, солдатики на тему ранней истории Польши, внешне они очень походили на древнерусское воинство, судите сами:


Воины Польши. Кооперативное производство. ПНР


А вот в 80-х годах объединение «Прогресс» выпустило первых объемных древнерусских воинов, и безусловной новацией был тот факт, что воины имели съемное оружие, то есть в игре можно было менять у воинов мечи, копья, топоры и булавы. Выпуск «Русской дружины» в масштабе 60 мм, да еще и объемными, был шагом вперед, но все это происходило уже на исходе интереса детей к такой игрушке.


«Русская дружина». Завод «Прогресс»


Богатыри наших дней


В 90-е годы интерес к солдатикам упал совсем, тем более что стала совершенно неактуальной тема древней военной истории. Хотя, например, ДЗИ выпускал свои наборы до самого начала ХХI века. В этот период появилась компания «Технолог» в городе Геленджике (1987 г.), она выпускает недорогих солдатиков для настольных игр и раскрашивания в размерах 40-54 мм. В её линейке «Артмастер» есть русичи и варяги.


"Русичи". Завод "Технолог"


В перестройку активно стало развиваться направление военно-исторической миниатюры из металла (ВИМ). И лишь в начале «нулевых» силами энтузиастов-коллекционеров советских солдатиков была осуществлена попытка развивать прерванный в конце 80-х процесс. Желание придать ему массовость не увенчалась успехом: дети играли в другие игры, и так же, как и в случае с солдатиками в 60-е годы, кинематограф играл значительную роль в продвижении игрушки. А героями были уже не богатыри и викинги, пираты или ковбои. Интересно, что компания Lego в 2004 г., находясь на стадии банкротства, стала активно использовать сериалы для продвижения своих игрушек, этим и спасла ситуацию.

В том же году в Москве коллекционером солдатиков Тимуром Замиловым была создана фирма «Ура», которая выпустила ассортимент солдатиков из ЦАМа, превышающий весь советский. Среди них был и набор, посвящённый битве на Чудском озере.

Это были плоские, хорошо раскрашенные воины, выполненные в нарочито игрушечном стиле. Набор продавался в красивой подарочной упаковке.


«Ледовое побоище». Компания «Ура»


Не хотели отставать от Москвы и питерские компании, также создавшие плоских солдатиков из металла на темы знаменитых сражений Александра Невского. Компания «Солдатики на все времена» выпустила набор плоских противников в Ледовом побоище из белого ЦАМа, в 2019 г. они сделали эти же фигурки в разноцветном пластике.


«Ледовое побоище». «Солдатики на все времена»


А компания «Солдатики Публия» вначале создала набор из всадников и пехоты по мотивам битвы на Чудском озере, затем магистра и Александра Невского в металле, после чего пеших воинов на тему битвы на Неве, вначале в ЦАМе, а позднее в пластике.


«Грюнвальдская битва». «Солдатики Публия»


Следующим их этапом был выпуск объемных фигурок в масштабе 60 мм на тему Грюнвальдской и Куликовской битвы, и, конечно же, на тему сражения на льду Чудского озера. Стоит отметить, что Грюнвальдская битва была сделана впервые в России, до это её делали только в Польше.

При разработке мастер-моделей компания опирается на научно-популярные реконструкторские работы, что придает особую достоверность её фигуркам.


«Ледовое побоище». «Солдатики Публия»


Компания «Инженер Басевич» выпустила набор объемных солдатиков «Древние славяне» в масштабе 54 мм. А в 2018 г. компания выпустила великолепный набор №23 пеших «Кочевников», где есть хазары, печенеги и половцы. У компании традиционно очень высокая детализация и проработка.


«Древние славяне». «Инженер Басевич»


Совсем недавно появившаяся компания «Воины и битвы» активно развивает тему игрового плоского солдатика. Она сделала в рамках серии «Киевская Русь. Друзья и враги» всадников, пехоту, волхвов, дружину Древней Руси, а также их противников, половцев.


Волх. «Воины и битвы». Отрадно, что производители солдатиков обращаются к таким интересным темам.


В заключение хочу сказать, что солдатики – это все-таки прежде всего игрушка, поэтому не стоит судить о них очень строго, с высот наших исторических знаний. Скажу более, часто дорогой и отрисованный профессиональными художниками ВИМ тоже не выдерживает никакой критики с точки зрения исторической реконструкции. Другое дело, стоит ли такая задача перед авторами?

И последнее. Сегодня объемные пластмассовые солдатики достигают высокой степени детализации и исторической достоверности.

На этом я заканчиваю обзор солдатиков – воинов Древней Руси.

Продолжение следует…
61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    27 сентября 2019 05:50
    Масштаб - это соотношение, например 1:33, или 1/72. В миллиметрах измеряется размер (высота, длина, ширина). Да, я зануда.
    1. +4
      27 сентября 2019 11:51
      А я занудней wink . Масштаб 1:33 точно есть? Основные масштабы фигурок 1:35 и 1:72. Ну и ещё размер 54 мм. Значительно реже - 1:16, 1:48, 1:87.
    2. +1
      27 сентября 2019 13:04
      А я привык в мм, моя коллекция из таких миниатюр состоит. Шикарные миниатюры делает Николай Drabant-miniatures. У него замечательная линейка русов.




      1. +1
        27 сентября 2019 17:22
        Ноги коротковаты! А так очень хорошо.
  2. +3
    27 сентября 2019 06:15
    "Ледовое побоище" красно-зеленых"богатырей и крестоносцев, рулило в 70х,только не на льду а в дворовой песочнице laughing
    1. +2
      27 сентября 2019 11:00
      Были у меня такие в детстве, на день рожденья подарили аш 4 набора, радости то было. Целые сражения устраивал.
      1. +2
        27 сентября 2019 11:58
        У них был запоминающийся ,довольно приятный запах новой пластмассы laughing
        1. +2
          27 сентября 2019 15:24
          Да было дело , запах незабываемый.
  3. +13
    27 сентября 2019 06:51
    Двоюродный брат служил в Брно/ЧССР/ и оттуда гостинец привёз--- красивая коробочка с витриной как у моделек машин,а в ней рыцари. Красивые и интересные,потому что были окрашены и разборные.Можно было комбинировать. Забыл совсем какие гербы у них на щитах были изображены,а вот сейчас стало интересно---от балды художники тогда разрисовали их щиты или они были исторически достоверные.
    Возможности сейчас есть освоить производство подобных солдатиков ,какое поле непаханное---ведь столько эпох можно отлить в пластике. И выпускать наборы по 100-200 юнитов. Именно ,чтобы их было много. А то мне никогда не нравилось,что набор ограничивается десятками фигурок--- никакой тактической глубины не построишь с таким жалким количеством. Солдатиков должно быть много ! fellow
    1. +8
      27 сентября 2019 07:03
      Тут разбирал старые вещи, свезённые на дачу... нашёл несколько наборов своих детских солдатиков из 80 годов. Привёз - Сыну, на него они не оказали никакого впечатления... чего Папа они такие страшненькие, спрашивает request
      Зато сейчас можно купить качественные миниатюры, настоящие оловянные, как раскрашенные так и просто отлитые( возможно раскрасить самому), Супруга рисует хорошо - вот и красят с Сыном(смотрят литературу историческую, детализация - шикарная) плюс качественные наборы от хороших западных производителей... купил своему Наполеоновские Войны ( количество сто штук)... вот где можно целые баталии разыгрывать! good
      1. +1
        27 сентября 2019 07:14
        Для особо обеспеченных деток, на Алиэкспресс есть фигуры в масштабе 1/6,принимающие разные позы с комплектом оружия и униформы разных времён ,даже наш российский спецназовец ,в "горке" попадался,зато мы с простыми пластмассовыми и оловянными отливками в разы развивали в детстве свою фантазию,поэтому современные дети не понимают прелесть этих простеньких миниатюр.
        1. +3
          27 сентября 2019 09:22




          Китайцы поражают мир laughing
          1. +1
            27 сентября 2019 09:33

            Есть и Русичи.
            1. +3
              27 сентября 2019 10:29
              Это еще собрать и раскрасить надо!
              А солдатики - они всегда к бою готовы laughing
              Кроме шуток: китайцы это так - нонейм, в этом направлении ВИМа полно крутых фирм с фантастической детализацией. И мастеров в России масса, сделают так - лучше живого wink
              Россия вообще в этом направлении далеко впереди, я имею ввиду мастера, раскрас, да и ВИМ: 54 мм., 120 мм.
              1. +1
                27 сентября 2019 10:53
                Конечно, все разделяется на массовые и коллекционные изделия,от этого и цена вверх,просто к тому ,что в нашем детстве не было такого разнообразного выбора...
        2. +3
          27 сентября 2019 09:39
          Будет про эти фигурки моя большая статья с интересными фотографиями. Уже пишется!
          1. +6
            27 сентября 2019 11:53
            Мы пробовали по 20 веку наборы делать. И отностельно игрушечные и детализированные.

      2. +5
        27 сентября 2019 07:22
        Удачи в баталиях ,Фельдмаршал ! А может быть сам Император...а у меня дочка crying )))
      3. +3
        27 сентября 2019 12:06
        Привёз - Сыну, на него они не оказали никакого впечатления... чего Папа они такие страшненькие, спрашивает request
        Зато сейчас можно купить качественные миниатюры, настоящие оловянные, как раскрашенные так и просто отлитые( возможно раскрасить самому), Супруга рисует хорошо - вот и красят с Сыном(смотрят литературу историческую, детализация - шикарная) плюс качественные наборы от хороших западных производителей... купил своему Наполеоновские Войны ( количество сто штук)... вот где можно целые баталии разыгрывать! good

        Уважаемый ЗВЕРОБОЙ!
        Ваш сын с этими раскрашенными солдатика выходит во двор? Даёт в них поиграть другим? Или, как "царь Кощей над ними чахнет"?
        Да игрушки в СССР были скромны по цветовой гамме и качеству материала! Но мы их выносили во двор. Играли в них с друзьями! Дрались с друзьями из-за сломанных игрушек - всякое было!
        1. +5
          27 сентября 2019 12:23
          Алексей, современные дети, в отличии от нас, перестали выносить игрушки и играть во дворах. request Так, велосипед или футбол.
          Дома он играет с друзьями, понимая их ценность - обращается бережно ( за все время только гребень на кивере один отломил, аккуратно восстановили). Тех солдатиков, что раскрашивают с Мамой (всячески поощряю это занятие, изучает подспудно военную историю) - с удовольствием дарит своим друзьям на праздники... Детки получающие такой подарок - просто в неописуемом восторге! Даже большинство родителей считало, что такие экземпляры - бывают только в музеях!
          С уважением, Алексей.
          1. +1
            27 сентября 2019 12:33
            Дома он играет с друзьями, понимая их ценность - обращается бережно ( за все время только гребень на кивере один отломил, аккуратно восстановили).

            Больше могли и не писать!
            Значит мы не понимали ценность игрушек или их копеечная стоимость не влияла на наше детское сознание! Солдатики - расходный материал!
            Получается, как в старой грузинской сказке о заработанном рубле!
            Портил детей СССР конца 70-х начала 880-х годов.
            Это потом за ГДР-ского медведя трястись начали или за индейцев.
            А советских солдат или дружинников - чего их было беречь. hi
    2. +4
      27 сентября 2019 07:30
      [quote][Солдатиков должно быть много ! /quote]
      Аксиома!!! good
      1. +2
        27 сентября 2019 10:57
        Солдатиков должно быть много !

        Всем известный Малкольм Форбс тоже так считал, поэтому собрал коллекцию из
        115 000 экземпляров, иллюстрирующих основные битвы мировой истории. Хранил он ее в своем танжерском Palais Mendoub.
        К сожалению, после его смерти коллекцию распродали по частям.
        1. +5
          27 сентября 2019 11:04

          Битва при Эль-Ксар-эль-Кебире (битва трех королей) из коллекции Форбса.
    3. +8
      27 сентября 2019 08:26
      Уважаемый Громобой,
      Вы наверное пишите о ГДРовских рыцарях - их был один набор, сейчас "компанию" эту кто то выкупил и продолжает этот набор делать.
      Щиты точно разрисованы были "от балды", с середины 80-х появился наш набор рыцарей (пеших) - копия итальянских, делали на заводе "Прогресс", тоже щиты разрисованы были просто так, но можно было самому переделать)
      Возможности сейчас есть освоить производство подобных солдатиков ,какое поле непаханное---ведь столько эпох можно отлить в пластике.

      Сейчас компаний много, перечисленные в статье фирмы РФ - это компании, которые продаются и на американском рынке, при этом они выпускают больше новинок, чем тебе американцы.
      Фирм не много, но и не мало.
      Проблема, как я писал в статье, в одном - это все для коллекционеров, дети не играют, совсем.
      Цена набора российского производства - 1500-3000 руб за набор, очень, очень не мало. Сто юнитов - никто не купит.
      Плюс - коллекционерам надо не всё подряд, большинство в исторические детали фигурок не вникает: кто собирает по эпохам, я например, кто-то по брендам и т.п.

      Еще есть ВИМ - там свои темы, немного об этом писал в статье про Викингов, так же как в варгейме.
      Как то так.
      Солдатиков должно быть много !

      Абсолютно согласен, но, есть здесь большие ограничения.
      С уважением.
  4. +3
    27 сентября 2019 07:26
    Дружинники против псов-рыцарей...
    Смотрю на эти фигурки и вспоминаю детство. Даже игрушки какие были качественные (это я о советских наборах). Неудивительно что сейчас их скупают, за ними охотятся.
    Нюансы автором подмечены метко
  5. +5
    27 сентября 2019 07:27
    "Будут и стихи, и математика,
    Почести, долги, неравный бой,
    Нынче ж оловянные солдатики,
    Здесь на старой карте встали в строй" (с)
    Если с "викингами" у меня не сложилось, то эти наборы были все (до 1985 г.в.) и не по одному комплекту. Детством повеяло.
    Спасибо, Эдуард!
    1. +7
      27 сентября 2019 08:33
      Детством повеяло.

      Да, это так.
      У меня чудом мама всё сохранила, всю коллекцию сборных моделей дети "разобрали" на детали), а лет пятнадцать назад подумал, а может начать коллекционировать (громко сказано), или просто поискать, а что есть, как? и окунулся в этот мир.
      Я конечно тот еще коллекционер, не фанат.
      Ограничился любимым средневековьем и античностью, все просто не собрать, конечно многое "прилипло", так еще революция и Гражданская война "насобирала сама", но сделал это не специально.
      Наберусь сил, напишу про Гражданскую: что у нас было сделано, делается, а так же в мире (там не много).
      С уважением! hi
      1. +4
        27 сентября 2019 08:47
        По данной теме в советские времена был ещё набор рыцарей ("объёмный", 5 шт.).
        Были ещё "нюрнбергские" наборы русской кавалерии 1812г.
        1. +4
          27 сентября 2019 09:37
          Кстати, у нас в Пензы выпускался набор плоских крашеных фигурок 1812 года - одним из моих друзей, а я его рекламировал. Коробка гнусного вида оклеенная обойной бумагой, но внутри фигурки очень хорошие. Где-то была коробка... но никак не могу отыскать. Потом мой "Танкомастер" выпускал набор фигурок 1:72 Русские витязи - крашеные фигурки всадников на конях. Причем, в очень интересной технике. Кони отливались отдельно, всадники отдельно с отставленной рукой со щитом. А потом рука сгибалась и щит устанавливался как надо. Отдельно отливались поводья! Древки копий были из тянутых литников и потому реалистично длинные и с вымпелами. Очень реалистичные фигурки и дорогие. Все уходило за рубеж, себе ничего не осталось...
          1. +3
            27 сентября 2019 10:13
            Жаль, что не 54 или 60 мм.
            Сейчас в Сингапуре есть компания X-Force, все в 60 мм., удивительно плодовитая, все по моим любимым темам: античность и средневековье.
            Рыцари у них супер: сменные головы (шлемы), заменяемые руки, ну и соответсвенно оружие. Можно склеить.
            Я держу так, на пластилине, что бы можно было менять.
            1. +2
              27 сентября 2019 10:55
              Вот и у меня было что-то подобное! Кони белые в яблоках, вороные, соловые. Витязи с красными щитами, красными ножнами, с красными древками копий. Которые не ломались...
          2. +1
            27 сентября 2019 19:22
            В Европу? Насколько я знаю американцы не воспринимают "нюрнбергские" фигурки М1:72. Им нужен "объём М1:45"
        2. +4
          27 сентября 2019 10:00
          Да, Антон, объемные рыцари, копия итальянских, выпускались на "Прогрессе", как и русская кавалерия 1812 г. делалась на Прогресс (у меня всё чудом сохранилось), а в металле в Астрецово, там же сделали и пехоту 1812г.
          Что странно, тема 1812 г. такая благодатная, на мой взгляд, это первое что приходит на ум при разговорах об "оловянном" солдатике, да и с героикой всё в порядке, а вот совсем не выпускали.
          Во Франции в 60-80-е Starluxe выпускал шикарную пластмассовую объемную наполеонику, думаю у них она занимала основной объем производства. Компания тоже накрылась в 80-е, но до этого была лидером в солдатиках.
          Но я как то равнодушен к этому периоду, переболел им в детстве.
  6. +5
    27 сентября 2019 08:31
    Первый раз читаю такую информационно насыщенную статью по отечественным фигуркам "солдатиков". Эдуарду, гранд респект!
    1. +4
      27 сентября 2019 08:36
      Вячеслав Олегович,
      самое интересное "вроде для себя " всё понятно, а как изложить - проблема)))
      1. +2
        27 сентября 2019 09:31
        Ох, Эдуард, а скоро Вас накроет другая проблема. Все есть в уме, и образ текста и сам ТЕКСТ, но надо его записать. А "рука бойцов колоть устала".
        1. +2
          27 сентября 2019 19:39
          Так и есть! Засыпая придумываешь гениальный текст (с диалогами!), просыпаешься - азарт ушёл, растворился в рассветной дымке, уступив дорогу сиюминутным проблемам наступившего дня.
  7. BAI
    +2
    27 сентября 2019 09:03
    В Сергиевом Посаде есть музей игрушки. Ни одного из представленных наборов там нет. Есть много других содатиков - от наполеоновских войн и выше.
    1. +3
      27 сентября 2019 10:24
      Если не ошибаюсь в Сергиевом Посаде немного дореволюционки и солдатики современной фирмы "Ура": наполеоники и Выше.
      Жаль, что не было правила доставки в этот музей всег, что производилось, как в Музей ВМФ отправляли все новые флотские штуки. laughing
  8. +4
    27 сентября 2019 09:07
    Я , после армии пришёл и выбросил чемодан своих солдатиков, думал уже взрослый, зачем они мол нужны, их у меня было около 500 штук...красноармейцы времён гражданской, немецкие рыцари разные, наши витязи, советская пехота, викинги, индейцы, пираты, польские гусары и тд и тп, всё Советского производства. Такие битвы устраивал. Сейчас давно жаба душит, это же раритет выбросил.
    1. +4
      27 сентября 2019 10:25
      Это точно - раритет. Я после армии племянникам фляжку, фонарик, ремень подарил а солдатиков зажал)
      1. +2
        27 сентября 2019 19:05
        Ремень привез из армии, парадку, сапоги керзачи даже для дачи...А так танчики клеих, солдатиков, остались забросил это дело, ну и артефакты собирал ВОВ. Уже где-то после 2000 года.
  9. +4
    27 сентября 2019 09:21
    «Ледовое побоище» производства ЛКЗ. Стопроцентное воспоминание, что весили они не мало. А, так было много наборов из упомянутых в статье. И битвы устраивались глобальные, причем в ход шли и буденновцы с матросами, и все "объемные" рыцари, пираты, викинги и иже с ними, и даже шахматы (чем не имитация легионеров?). Немного жалко, но все войско в конце 80-х было отдано сыну знакомых. Кроме шахмат конечно smile .
  10. +4
    27 сентября 2019 09:21
    ещё помнится у меня был набор из картона листы Бородино, там надо было вырезать нарисованные на белом картоне фигурки из 2х половинок и склеивать, там были пехота, кавалерия и пушки с артиллеристами, обе стороны и французы и наши
    1. +2
      27 сентября 2019 10:05
      Была игра с бумажными самодельными солдатиками: русскими и шведами. Игра была "долгая", поэтому не прижилась. Зато солдатики участвовали в домашних баталиях. На улице их не используешь.
      По поводу "Псов рыцарей". На даче сделал цветник в виде средневековой крепости-замка. Попались несколько сохранившихся рыцарей. Расставил в "крепости", получилось прикольно.
    2. +2
      27 сентября 2019 20:54
      Был такой и у меня. Задействовал реально, только пушки, ибо с "артиллерией" действительно была проблема.
  11. +4
    27 сентября 2019 09:46
    Часто привозил внуку солдатиков из Москвы. Внук вырос, кинорежиссер, что с ними стало не знаю. А играл с солдатиками он в детстве очень интересно. Приятно было смотреть.
  12. +8
    27 сентября 2019 11:46
    "отозвалась" статья. Приятные воспоминания о детстве. Когда недоставало бойцов - мастерил сам. Сохранились эти два. За образец брал иллюстрацию из Советской Военной энциклопедии. Рядом для масштаба патрон от ТТ. Сильно не критикуйте, мне тогда всего 12 было feel
    1. +3
      27 сентября 2019 12:47
      Для 12 лет ОТЛИЧНО!
  13. +4
    27 сентября 2019 11:49
    Извиняюсь, немного не по тематике статьи, но подскажите какого времени этот боец? Бабушка его лет 25 назад в куче торфа нашла, который ей на участок привезли.
    1. +1
      27 сентября 2019 18:47
      Похож на красноармейца. Либо. Гражданская, либо Великая Отечественная.
    2. +1
      27 сентября 2019 20:14
      Ваш случай. Но боюсь из-за состояния почти ничего не стоит
      https://festima.ru/docs/109452565/moscow/soldatik-sssr-40-e-goda
  14. +3
    27 сентября 2019 12:46
    Мы тоже делали фигурки корниловцев. Была статья о них в журнале Англии "Фигаз моделлинг", но в начале 90-ых. "Там" шли на ура... но недолго. Пластик нас выдавил с рынка.
    1. +5
      27 сентября 2019 17:26
      У нас товар все-таки достаточно штучный и больше для коллекции. Это был первый опыт такой детализации: профессиональная съемка моделей (живых людей) и реального снаряжения, 3-Д моделирование, смола. Цена для западного любителя щадящая - 10 фигурок за 25$.


    2. +2
      27 сентября 2019 20:18
      В Питере есть шикарный музей оловянных солдатиков




  15. +2
    27 сентября 2019 14:56
    Мне было бы стыдно за дизайн таких солдатиков...
  16. +5
    27 сентября 2019 17:26
    Замечательный обзор, в отличие от опусов Шпаковского. Респект автору!
  17. +2
    27 сентября 2019 18:30
    ммммм ... спасибо crying soldier
  18. +1
    30 сентября 2019 10:57
    Цитата: 3x3zsave
    В Европу? Насколько я знаю американцы не воспринимают "нюрнбергские" фигурки М1:72.

    Отправляли и в Европу, и в США, и в Гонконг.
  19. +1
    30 сентября 2019 10:58
    Цитата: Эдуард Ващенко
    Наберусь сил, напишу про Гражданскую: что у нас было сделано, делается, а так же в мире (там не много).

    Кушайте 5-6 раз в день и силы появятся!