Дремлющий медведь просыпается. Возрождение ВМФ России?

Дремлющий медведь просыпается. Возрождение ВМФ России?

Российскому ВМФ в зарубежных изданиях посвящены редкие статьи (об этом см. журнал «Национальная оборона» №4/2011). Поэтому появление в мартовском номере за этот год в ведущем американском военно-морском журнале Proceedings обширной статьи о военно-морской стратегии РФ и кораблестроении в нашей стране не могло не обратить на себя внимания. Предлагаем ознакомиться с этой публикацией.

Судя по всему, военное кораблестроение в России вновь находится на подъеме. Но не стоит забывать, что действия Военно-морского флота России в XXI веке неразрывно связаны с аналогичными миссиями ВМФ СССР в XX веке.

В кругу лиц, занимающихся военно-морской стратегией, постепенно привыкают к сообщениям о наращивании мощи ВМС Китая. Но бывший начальник военно-морских операций ВМС США адмирал Гэрри Рафхед буквально ошарашил членов военного подкомитета Сенатского комитета по ассигнованиям, заявив в марте 2011 г. о том, что «ВМФ России снова на подъеме». Некоторые специалисты уже обратили внимание на то, что Россия развивает свой потенциал, чтобы вновь представлять угрозу на различных театрах для военно-морских сил Запада, особенно принимая во внимание роль Черноморского флота РФ во время военных действий между Россией и Грузией в 2008 г. Однако более глубокий анализ последних событий позволяет сделать следующее парадоксальное заключение: дремлющий медведь просыпается, но на этот раз он является в ином, менее воинственном и агрессивном виде. С точки зрения американских военно-морских стратегов, военно-морской потенциал России развивается, главным образом, в направлении, очерченным в американской «Совместной стратегии морской мощи в XXI веке» (подробнее см. журналы «Национальная оборона» №8/2008 и №11/2011 – Прим. редакции).


В настоящее время незначительное количество офицеров ВМС США изучают военно-морскую тактику и мошь ВМФ России. Распад Советского Союза вызвал громадные изменения в глобальном соотношении военно-морских потенциалов. Мощь советского ВМФ – главного противника ВМС США в 1980-х гг. – значительно снизилась после падения Берлинской стены. По оценкам большинства специалистов, Военно-морской флот Российской Федерации составлял в 2007 г. приблизительно одну четверть максимального уровня советского ВМФ. Потенциал подводного флота, который в свое время являлся самым драгоценным компонентом Москвы в составе Вооруженных Сил СССР, снизился еще более резко – с приблизительно 400 подводных лодок в 1985 г. до 65 в 2007 г., причем, по предположительным оценкам, только менее половины из них находились в полной боевой готовности. Численность моряков на действительной военной службе упала почти с полумиллиона в 1985 г. до 146 тыс., многие из которых – призывники. Драматический переход России от централизованного планового хозяйства, имевшего военную направленность, к эксперименту по созданию капиталистической экономики осуществлялся судорожными рывками. Государство не могло, а, возможно, не желало, направлять надлежащие инвестиции на развитие ВМФ. И это сказалось на результатах.

Дремлющий медведь просыпается. Возрождение ВМФ России?

Сотни советских подводных лодок были отправлены на слом.


НОВАЯ СТРАТЕГИЯ В НОВУЮ ЭПОХУ

Однако, начиная с 2008 г., стали поступать сигналы об обновлении ВМФ России. Кричащие заголовки в московских газетах сообщали о планах строительства атомных авианосных ударных групп, а корабли ВМФ России возобновили свои операции на разных театрах, где они отсутствовали в течение жизни целого поколения. Так, два боевых корабля – авианосец «Адмирал Кузнецов» и атомный крейсер «Петр Великий» – проводили демонстративные учения в Средиземном море и Карибском бассейне. Военно-морская авиация России начала проводить регулярные полеты в Норвежском море и в районе Аляски. Эти действия Москвы свидетельствовали о возврате ВМФ России к своей прежней ведущей роли. Что же изменилось?

Генеральная национальная стратегия резко меняется в редких случаях. Однако в 2000 г. недавно избранный президентом Владимир Путин дал понять, что в XXI веке Россия снова станет глобальным лидером. В документах стратегического плана, изданных вскоре после его избрания президентом, настойчиво утверждалась мысль об особом международном положении России. Однако только слова и такое определение своего статуса были недостаточны для совершенствования и модернизации Вооруженных Сил. Экономика России, базирующаяся на минеральных ресурсах, по-прежнему отставала от Запада, а преобразования в Вооруженных Силах России, на которые возлагались надежды, шли неэффективно из-за выделения незначительных бюджетных средств.

После того, как экономический эксперт Дмитрий Медведев стал президентом в 2008 г., а Путин – премьер-министром, мир увидел изменение в официальной стратегической доктрине, которая характеризуется более тонким подходом и изменениями в определении приоритетов в бюджетной сфере. Хотя Россия по-прежнему стремилась демонстрировать свою роль «мирового лидера», ее новая стратегическая доктрина «Стратегия национальной безопасности до 2020 года» отражала зрелое понимание всех элементов национальной мощи. В частности, в соответствии с новой стратегией военный потенциал все в большей степени рассматривался как средство достижения новых целей: материального благосостояния и экономического процветания. Акцент делался на следующих моментах, заслуживающих внимания:

• Россия будет развиваться в направлении глобализации и во взаимосвязи с международной системой; Россия планирует войти в состав пяти ведущих государств мира по ВВП;

• основные усилия в международной политике будут сосредоточены на энергетических ресурсах, особенно в Северном Ледовитом океане и бассейне Каспийского моря;

• два направления высших национальных приоритетов России – это повышение конкурентоспособности экономики и восстановление статуса мировой державы;

• национальная оборона будет опираться на принцип разумной достаточности и публичную дипломатию, она нацелена на поддержание мира, в том числе в рамках международного военного сотрудничества;

• террористические организации по-прежнему представляют угрозу для национальной безопасности.

Основные усилия в стратегии национальной безопасности России, сосредоточенные на таких главных вопросах, как экономическая политика и качество жизни, а также на отказе от стремления подражать американскому принципу «доллар за доллар» (неэффективное использование финансовых средств на военные расходы), демонстрируют конкурентные, но не конфронтационные намерения России. В соответствии со своей стратегией Россия больше не изображает себя пленником евразийского континента, но придает особое значение регионам Арктики, Каспийского бассейна и Дальневосточной зоны (Тихоокеанской), значение которых возрастает в сфере мировой торговли и взаимных связей. Москва охотно демонстрирует стремление добровольно участвовать в международных операциях по поддержанию мира в глобальном масштабе и решительно преследовать террористические экстремистские группы.

ЭКОНОМИКА ПРЕОБЛАДАЕТ НАД ВОИНСТВЕННОСТЬЮ

В то время как «Военная доктрина Российской Федерации» – российский эквивалент нашей национальной военной стратегии – являлась, как известно, проводником жесткой линии в отношении обороны, ее недавнее издание (февраль 2010 г.) оказалось, несомненно, менее конфронтационным. Основные задачи Вооруженных Сил в этом издании содержат следующие положения: многостороннее сотрудничество со странами-партнерами, борьба с пиратством, обеспечение поддержки экономической деятельности Российской Федерации, участие в международной деятельности по поддержанию мира и борьба с международным терроризмом.

Дремлющий медведь просыпается. Возрождение ВМФ России?

«Юрий Долгорукий» с баллистическими ракетами – открыл новую страницу российского атомного подводного кораблестроения.


В течение минувших десяти лет было значительно труднее определять военно-морскую стратегию России, чем ее более общую и далеко идущую стратегию национальной безопасности. Фактически, с 2001 г. Россия не имела официальной и всеобъемлющей военно-морской стратегии. С учетом исторически сложившегося зависимого и подчиненного статуса ВМФ в системе Министерства обороны РФ нам стоит обратить больше внимания на указания министерства и официальные заявления, а также пресс-релизы, для того, чтобы понять наступательный характер современной военно-морской стратегии России.

Еще в 2004 г. в программе Министерства обороны России по развитию ВМФ основное внимание уделялось совершенствованию оборонительных возможностей в 500-километровой территориальной зоне вместо потенциала открытого моря. Документ «Национальная морская политика России», изданный в 2010 г., касается вопросов военно-морской стратегии, поскольку в центре внимания находится проблема высвобождения средств, затрачиваемых на потенциал в океанской зоне, в интересах российской экономики. В нем указывается на роль ВМФ в осуществлении данной национальной стратегии, но только после длительного всестороннего рассмотрения вопросов судоходства, рыболовства, добычи полезных ископаемых и научной деятельности. Наряду с тем, что очевидная роль ВМФ включает осуществление стратегии сдерживания и защиту суверенитета, более исчерпывающе рассматриваются также задачи поддержания мира, использования минеральных ресурсов, обеспечение свободы судоходства и демонстрации флага.

В разделе о региональных приоритетах ВМФ поясняется, что наибольшее значение имеют театры военных действий в Северном Ледовитом океане и Тихоокеанской зоне, а затем непосредственно в бассейне Каспийского моря. В документе сосредоточивается внимание на обеспечении доступа к исключительной экономической зоне и континентальному шельфу в Северном Ледовитом океане, а также на обеспечении полного контроля над Северным морским путем в Северном Ледовитом океане, который каждый год освобождается ото льда на более длительный период. Не удивительно, что поддержание превосходства в разработке и развертывании атомных ледоколов по-прежнему является приоритетной задачей. При рассмотрении вопроса о Тихоокеанской зоне основное внимание также уделяется экономической деятельности, связанной с использованием средств морского базирования, и более интенсивной добычи минеральных ресурсов. Это, в свою очередь, вызывает необходимость развития прибрежно-портовой инфраструктуры на Курильских островах, которые являются предметом спора с Японией.

Приоритетная задача в Каспийском регионе может быть выражена одним словом: нефть. Что касается национальной морской стратегии, то главными интересами России являются экономические вопросы: добыча минеральных ресурсов, морские перевозки, а также охрана трубопроводов.

Дремлющий медведь просыпается. Возрождение ВМФ России?

Многоцелевая АПЛ «Северодвинск». По мнению автора статьи, АПЛ типа «Ясень» – единственные российские корабли нового поколения, которые способны угрожать ВМС западных стран.


Для стратегической доктрины, относящейся к Вооруженным Силам России, характерны две темы. Во-первых, во всех видах ВС и родах войск осуществляются реформы, связанные со снижением численности личного состава и повышением профессионализма. Наиболее значительное снижение предусмотрено для тех родов войск, которые оптимально не отвечают целям генеральной стратегии России. Во-вторых, экономические интересы России требуют дополнительных военных сил для обеспечения безопасности и расширения деятельности в этой сфере. Эти соображения придают соответствующую форму мышления в России в отношении ее ВМФ.

ОТ «НЕОБРАТИМОГО РАСПАДА» ДО УСКОРЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Командование ВМФ России было свидетелем ухудшения состояния флота после смерти адмирала Сергея Горшкова в 1988 г. С наступлением эпохи правления администрации Путина в 2000 г. появились рассуждения (только разговоры) о том, каким образом Россия собирается восстанавливать прежнюю военно-морскую мощь. Затем было некоторое движение назад. Во-первых, политические лидеры решили, что капитал на развитие инфраструктуры России, накопленный к началу XXI века, не будет использоваться для модернизации Вооруженных Сил. В дополнение к этому, мировой экономический спад привел к резкому падению цен на нефть – источнику, обеспечивающему большую часть богатства России. Западные военно-морские специалисты окрестили российский ВМФ как «флот, обреченный на гибель», ссылаясь на издаваемое в Москве «Независимое военное обозрение», которое рассматривало состояние военного кораблестроения в России, как «ситуацию необратимого распада».

Однако вскоре появились более оптимистические вести. Во-первых, новый министр обороны России Анатолий Сердюков, известный до этого назначения, в основном, как коммерческий эксперт, потребовал провести всестороннюю реформу Вооруженных Сил. Это относилось к исключению устаревших кораблей, а также к сокращению значительной части офицерского корпуса. Кроме того, было осуществлено объединение российских судостроительных компаний с целью снижения их излишнего количества и повышения эффективности сохранившихся верфей. В конечном счете, администрация Медведева объявила о расширенной программе увеличения капиталовложений на строительство Вооруженных Сил и выделила 25% этих капиталовложений Военно-морскому флоту. Этот объем инвестиций значительно превышал капиталовложения, направленные армии и флоту в течение всего предыдущего периода, равного жизни целого поколения. Такой план представляется вполне реалистичным, так как цены на нефть вновь достигли рекордного уровня. Россия – крупнейший мировой экспортер нефти, природного газа и многих драгоценных полезных ископаемых – будет в выигрыше в условиях, когда, по прогнозу экономических аналитиков, продолжится неумолимый рост стоимости всех добываемых сырьевых ресурсов.

Дремлющий медведь просыпается. Возрождение ВМФ России?

Корвет «Сообразительный» в прошлом году вошел в состав ВМФ РФ.


Оптимизированная система судостроительных мощностей России начинает демонстрировать прогрессивные тенденции в строительстве нескольких типов военных кораблей. Наиболее разрекламированный проект – это разработка атомной подводной лодки с баллистическими ракетами типа «Борей». В соответствии с планом, к 2017 г. будет построено восемь таких лодок. «Юрий Долгорукий» – головная субмарина этого типа – была введена в строй в 2009 г. в Санкт-Петербурге (так в тексте – Прим. редакции) после 25 лет строительства. Но сборка последующих кораблей ведется приблизительно в соответствии с намеченными сроками. Корабли этого класса предназначены для замены устаревших атомных ракетных подлодок типов Delta III и Delta IV и являются военно-морским компонентом сил стратегического ядерного устрашения России. Подлодка «Северодвинск», введенная в строй в 2010 г. после 16-летнего периода строительства, является ведущим атомным ракетным кораблем из десяти единиц типа «Ясень». Ввод в строй подлодки «Казань» – второго корабля этого типа – запланирован на 2013 г., только через четыре года после начала строительства. Ускоренные сроки строительства подводных лодок обоих классов объясняются «возобновлением регулярного финансирования военных заказов и вновь восстановленной кооперацией промышленных предприятий».

В строительстве надводных кораблей просматривается та же тенденция. В 2007 г. был введен в строй сторожевой корабль «Стерегущий» водоизмещением 2100 т, имеющий, как явствует из рекламы, низкую заметность и высокую степень автоматизации, а также комплексированные боевые системы. Это свидетельствует о возобновлении в России совершенствования и развития собственных боевых надводных кораблей. В то время как для строительства головного корабля потребовалось более шести лет, для последующих – «Бойкого» и «Стойкого» – понадобится, как считают, значительно меньше времени («Сообразительный» был недавно введен в строй). Принята программа строительства 10-20 кораблей этого типа, предназначенных для выполнения задач прибрежного дозора и эскорта. Более того, Россия построила ряд сторожевых кораблей для ВМС Индии, а сейчас ведет строительство трех аналогичных сторожевых кораблей (проект 11356) для своего ВМФ, которые планируется развернуть в Черном море. Еще более впечатляет тот факт, что российские верфи спустили на воду и готовятся ввести в строй первый сторожевой корабль типа «Адмирал Горшков» водоизмещением 4000 т. Этот корабль предназначен для ведения боевых действий против современных подводных лодок и надводных кораблей, а также для выполнения задач сопровождения корабельных соединений.

ОПАСЕНИЯ ПО ПОВОДУ АРКТИКИ, ТИХООКЕАНСКОЙ ЗОНЫ И КАСПИЯ

Состав ледокольного флота России требует особого рассмотрения, так как он вызывает определенное беспокойство. Шесть атомных российских ледоколов (четыре – океанских и два – прибрежных) предназначены для обеспечения навигации на Северном морском пути как для коммерческих, так и для военных целей. Этот устаревающий флот будет заменяться атомными судами третьего поколения, способными действовать в прибрежных, а также в глубоководных акваториях Северного Ледовитого океана. В России планируется строительство трех или четырех таких ледоколов, первый из которых начнет эксплуатироваться в 2015 г.

Разработка наступательных ударных платформ – авианосных ударных групп – отдельная тема, так как конкретные мероприятия, осуществляемые в России, не соответствуют заявлениям российских официальных лиц. В течение нескольких лет Москва подчеркивала важность авианосцев, утверждая, что они являются главным элементом всех значительных по составу военно-морских флотов. В начале 2008 г. бывший командующий ВМФ России адмирал Владимир Масорин дал указание конструкторским бюро составить планы строительства атомных авианосцев водоизмещением 60000 т. Президент Медведев даже объявил о намерении построить «пять или шесть авианосных ударных групп», предназначенных для проведения операций в Тихом океане или в северных акваториях. Однако министр обороны Сердюков заявил, что строительство этих авианосцев начнется не ранее 2020 г. и что вопрос о строительстве новых океанских крейсеров больше не рассматривается, что поразительно не соответствует предыдущим утверждениям.

Дремлющий медведь просыпается. Возрождение ВМФ России?

Малые артиллерийские корабли типа «Астрахань» обеспечат превосходство России на Каспии.

По всей вероятности, в России развитие атомного авианосного ударного флота откладывается на будущее, а состав крейсеров будет представлен только четырьмя устаревающими боевыми кораблями после проведения их ремонта. Более реалистичным является план действий, касающийся военно-морской авиации. Он состоит в том, что Россия обеспечит свою потребность в этих средствах за счет закупки крупных десантных кораблей типа «Мистраль» французского производства. Россия намеревается закупить два таких корабля, а затем построить еще два на своих верфях. Они предназначены также для доставки войск и оказания гуманитарной помощи, а также гуманитарных миссий во время стихийных бедствий.

Важно не только то, какие корабли строятся в России, но и как и где их планируют использовать. Северный флот, всегда имевший исключительное значение в ВМФ России, будет по-прежнему получать большое количество новых боевых кораблей. Это, по мнению большинства специалистов по стратегии, объясняется тем, что в дополнение к подводным лодкам с баллистическими ракетами на борту, предназначенными для стратегического сдерживания, в этом регионе есть острая необходимость в эксплуатации минеральных ресурсов недр арктических морей, а также морских путей для осуществления торговли. Аналогичная задача ставится перед Тихоокеанским флотом России, который является вторым по своей численности. С учетом тлеющей конфронтации между Россией и Японией по проблеме Курильских островов большинство экспертов склонны считать, что, по крайней мере, один из первых двух кораблей типа «Мистраль» («Владивосток» и «Севастополь») будет приписан к Тихоокеанскому флоту. Он будет способен выполнять задачи как десантирования морской пехоты, так и оказания гуманитарной помощи при стихийных бедствиях.

Возможно, что сокращение Балтийского флота будет продолжаться, но перед ним будут ставиться дополнительные задачи по охране российских подводных газовых и нефтяных трубопроводов. В то время как перед Черноморским флотом стоит задача противостоять Грузии. Бассейн Черного моря – это также регион расширяющихся российских торговых и нефтяных операций. Каспийская флотилия, которой всегда отводилась подчиненная роль в стратегическом плане, сейчас усиливается впечатляющими артиллерийскими кораблями типа «Астрахань», что обеспечит России в этом регионе, богатом нефтью, первоклассные военно-морские силы. Для обеспечения более широкой поддержки при проведении своих операций против пиратства в глобальном масштабе, Россия активно взаимодействует с Вьетнамом, Сирией и Венесуэлой (а до марта 2011 г. также и с Ливией) в вопросах материально-технического обеспечения и ремонтных услуг в главных портах этих стран.

Можно определить военно-морскую стратегию России (как и любую другую), анализируя распределение военных ресурсов. Оценка ВМФ России позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, в России относительно возрастает значение ВМФ. Корабли строятся заметно более быстрыми темпами, и они продаются не только зарубежным государствам, но все большее их количество пополняет российский ВМФ. Таким образом, оценка адмирала Рафхеда была правильной. Российский ВМФ вновь на подъеме. Во-вторых, Россия в большей степени полагается на свои ВМФ, чтобы обеспечить неуязвимые стратегические возможности для ядерного возмездия силами устрашения – атомными подводными лодками с баллистическими ракетами на борту. Впрочем, в-третьих, российские проекты военных кораблей (возможно, за исключением атомных подводных лодок с крылатыми ракетами типа «Ясень») не предназначены для противостояния ВМС других стран или для развертывания наступательных сил за пределами своих территориальных вод. Вместе с тем, системы вооружения ВМФ России позволяют проводить независимые операции и взаимодействовать с ВМС других стран, а не бросать им вызов. Большинство новых российских кораблей меньше по размеру, чем их предшественники, и они предназначены для выполнения многоцелевых задач, а не для выполнения ограниченных боевых действий.

ТЕОРИЯ ВОЕННО-МОРСКОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ?

В конечном счете, военно-морская стратегия России, как показывает деятельность ВМФ РФ, заявления специалистов и бюджетные средства, выделяемые на развитие флота, выстраивается точно в одну линию со стратегией национальной безопасности России – возможно, в качестве ее главного военного инструмента. Эта стратегия, как указывалось ранее, стремится усилить, прежде всего, процветание нации и повысить международное значение России. Военная мощь нацелена, главным образом, на предотвращение войны, но в других обстоятельствах она рассматривается как еще один элемент национальной мощи, используемой, в основном, для поддержки экономического роста России. Та же самая основная идея проводится во всех наших руководящих принципах, содержащихся в «Совместной стратегии морской мощи в XXI веке».

В то время как стратегии России и США ссылаются на потенциал для ведения боевых действий во взаимодействии с союзниками, вооруженные силы обоих государств предназначены, главным образом, для обеспечения стабильности, доверия, процветания и сотрудничества. Обе стратегии также признают, что в то время как соперничество в вопросах суверенитета и в отношении природных ресурсов могут привести к конфликту в будущем, наиболее вероятными главными вызовами для флотов каждой страны являются терроризм, преступные элементы и стихийные бедствия.

Эта логика может таким же образом подвести фундамент под аргумент об относительной важности американской военно-морской мощи, позволяя нам опираться на баланс сил в открытом море после вывода наших войск из состояния войны на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Однако, по этой логике, почти достоверно необходимы значительные изменения в объеме, конфигурации и составе будущих Вооруженных Сил России и, особенно, ее Военно-морского флота.

Дремлющий медведь просыпается. Возрождение ВМФ России?

Большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» и ракетный крейсер ВМС США Hue City во время совместных учений.


Исторически характерная для России навязчивая идея о необходимости наличия крупных регулярных Вооруженных Сил, состоящих из призывников, способствует созданию непозволительного военного инструмента, не имеющего заслуживающего доверия предназначения. Даже технологически сложные средства вооружения в российских ВС, предназначенные для ведения наступательных операций против других государств, стали менее эффективными, и это вызывает необходимость наличия меньшей по объему профессиональной армии, способной защищать границы России и участвовать в разрешении внутренних конфликтных ситуаций, вызванных террористами и националистическими движениями. По этой логике требуется также такая армия, главным предназначением которой является обеспечение престижа России за рубежом и безопасное расширение ее экономической деятельности. Это – расширяющаяся сфера деятельности будущего ВМФ России в стратегической области.

Эта тенденция может привести к подъему ВМФ РФ на самый элитный уровень среди военно-морских сил мира. Мы считаем, что, скорее всего, более вероятным будет участие российских боевых кораблей в многонациональных операциях против пиратства в Аденском заливе, нежели следование за американскими авианосными ударными группами в Тихом океане или Средиземном море в целях слежения. Действия против пиратов будут осуществляться все в большей степени посредством небольших, высокоподвижных, малозаметных многоцелевых кораблей. Возрастание присутствия российских сил в Северном Ледовитом океане будет связано в большей степени с обеспечением торговли в глобальном масштабе и охранными мерами в отношении месторождений нефти, а не с защитными функциями подводных лодок с баллистическими ракетами на борту. Российские ударные группы в Карибском бассейне будут скорее способствовать возрастанию международного авторитета России, а также обеспечивать продажу оружия странам Латинской Америки, чем представлять угрозу для учений американских Вооруженных Сил. Перед США стоит задача уметь находить различие между действиями вооруженных сил, которые необходимы для обеспечения расширяющейся экономической деятельности, и такими действиями, которые бросают вызов жизненным интересам США при реализации стратегии нашей национальной безопасности во втором десятилетии XXI века. Возможно, что морская стратегия ВМС США задела чувствительную струнку в Москве.

Томас Р. ФЕДЫШИН (Thomas R. Fedyszyn) – кэптен (капитан 1-го ранга) в отставке ВМС США, директор исследовательской группы «Европа-Россия» Военно-морского колледжа США, который является учебным заведением для подготовки командирских кадров для американского флота. Во время службы в ВМС командовал ракетным крейсером Normandy (CG-60) и был военно-морским атташе в России.
Автор: Томас Р. ФЕДЫШИН
Первоисточник: http://oborona.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 102
  1. Сахалинец 12 июля 2012 07:50
    Хорошая, интересная статья good
    1. 755962 13 июля 2012 01:20
      "Всякий потентант (т. е. правитель), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет." Пётр 1
      755962
  2. cth;fyn 12 июля 2012 08:56
    Дело Петра живет и крепнет! Да здравствует Флот!
    1. chistii20 12 июля 2012 10:30
      Цитата: cth;fyn

      Дело Петра живет и крепнет! Да здравствует Флот!
      да царь батюшка сейчас порадовался бы
      chistii20
  3. Vadivak 12 июля 2012 09:42
    Цитата: n
    Эта тенденция может привести к подъему ВМФ РФ на самый элитный уровень среди военно-морских сил мира.


    Напоминаю - Если тебя хвалит враг — значит ты совершил глупость, хотя в случае с Томасом Федышиным творением папы Карло , это может и не так, поскольку только изделие типа Буратино может утверждать, что вертолетоносцы типа «Мистраль» способны усилить авиационную составляющую ВМФ РФ"
    1. vadimN 12 июля 2012 10:41
      Хвалить нас враг может и еще по одной причине - надо показать конгрессу и правительству возрастающую угрозу Америке, чтобы выбить новое финансирование. Там то тоже деньги "пилить" умеют... smile
      1. vaf 12 июля 2012 13:35
        Цитата: vadimN
        Хвалить нас враг может и еще по одной причине - надо показать конгрессу и правительству возрастающую угрозу Америке


        То же очень грамотно,+! drinks

        Приятно отмечать, что умных и грамотных людей становится с каждым днём больше на сайте! fellow
        vaf
      2. Импeриалист 12 июля 2012 19:02
        А в чем вас хвалят, это анализ

        Ну да когда враг напишет что все плохо заорешь "предатель путен", когда враг похвалит тоже "предатель Путен"
        Импeриалист
        1. vvvvv 13 июля 2012 00:23
          Ленин
          Сталин
          Путин
          многообещающее созвучие... smile
    2. НикНик 12 июля 2012 11:24
      Вот уж верно! Особенно хвалебная ода в адрес Сердюкова
      НикНик
      1. Импeриалист 12 июля 2012 19:03
        До Сердюкова в Российской армии я понимаю было все в шоколаде?
        Импeриалист
    3. vaf 12 июля 2012 13:34
      Цитата: Vadivak
      Если тебя хвалит враг — значит ты совершил глупость,


      Вадим,вообще ОГРОМНЕЙШИЙ РЕСПЕКТ ТЕБЕ,+++++!!!!!! drinks
      vaf
      1. Vadivak 12 июля 2012 16:40
        Цитата: veteran.air force
        Вадим,вообще


        Спасибо Сереж пиши если чего
    4. Импeриалист 12 июля 2012 18:58
      Ну да авиционая составляющая понесет не померные потери от ведения в строй 4 вертолотонсцев у которого будет по 10 Ка-52 на палубе это же какой гигантский ущерб авиасоставляющей будет нанесен просто представить не возможно.
      Импeриалист
  4. kapitan_21 12 июля 2012 09:45
    Возрождение ВМФ одна из первостепенных задач России на ближайшие годы!
    kapitan_21
  5. omulu 12 июля 2012 09:46
    А где Тяжи интересно? на всём, этом далеко не уплывёшь.
    omulu
  6. Vito 12 июля 2012 09:46
    Злободневная статья, ничего не скажешь. НО где она разумная оборонная достаточность? Кто может точно сказать, какое количество подлодок(многоцелевых,стратегов и дизельных), крейсеров, эсминцев, фрегатов и корветов НАМ надо! ОБ авианосцах даже заикаться боюсь! НЕ скрою у меня к флоту предвзятый интерес, вот люблю я его и все тут. Нужно строить минимум несколько десятков эсминцев(они и крейсера заменят), десятка два фрегатов(по минимуму) и хотя бы три десятка сторожевиков(корветов)! Авианосцев минимум 4-е штуки ну а ПОДЛОДОК, чем больше тем лучше! А что бы на все это появились деньги, надо взорвать АРАБСКИЙ нефтетрубопровод!
    P.S Последнее предложение шутка, извиняюсь не удержался!
    Vito
    1. gregor6549 12 июля 2012 10:13
      Как раз о авианосцах и надо в первую очередь заикаться, Без авиационного прикрытия с них любые группировку надводных кораблей вне зоны действия береговой истребительной авиации только мишени. Просто одни мишени будут держаться дольше а другие нет. И не 4 а как минимум 6 полноценных авианосцев нужно (по два на Тихоокеанский , Северный и Черноморский). Причем именно полноценных а не гибридов создаваемых до сих пор. И номенклатура авиагруппы авианосца должна включать не только ударные самолеты (истребители, самолеты ПЛО и т д ) но и самолеты ДРЛО и управления типа "Хокаев". И создавать на базе авианосцев сбалансированные по типам кораблей авианосные группировки. И не клепать все время новые и новые тыпы кораблей а сделать так чтобы каждык построенный корабль обладал солидным запасом модернизации. Кроме того жизненно важно выделить солидную часть производственных мощностей Судпрома под судоремонт. Флот должен нести службу а не заниматься бесконечно этим самым ремонтом.Тогда и корабли не будут месяцами стоять на приколе, ожидая этого самого ремонта или техобслуживания, а чаще ходить на боевую службу Т.е. не надо изобретать свой особый путь который, как правило, ведет в тупик, а брать на вооружение лучший мировой опыт. Дорого? Конечно. Но скупой платит дважды.
      1. Vito 12 июля 2012 10:58
        gregor6549Абсолютно с Вами согласен, почти во всем(судоремонт, это вообще наша ахилесова пята), но по гибридам есть маленький нюанс! По договоренности с ТУРЦИЕЙ(договор МОНТРЕ) помоему, авианосцы как класс в ЧЕРНОЕ МОРЕ не пропускаются, пока по крайней мере! Так, что может и гибрид пригодится или расширять и укреплять то, что в СИРИИ нашей базой называется.
        С уважением!
        Vito
        1. skiff-1980 12 июля 2012 14:13
          Да еще Черное море и Балтийское объявлены без ядерной территорией. Так что гибридов не избежать. Да и нечего им там делать. Места мало. В случае чего из черного моря не куда не попадешь. Проливы закроют и что.
        2. gregor6549 12 июля 2012 17:20
          Есть ощущение (может и ошибочное) что Турция скоро пошлет все договоры с Россией на хорошую букву и начнет предъявлять к ней претензии за старые "обиды" Да и Иран в стороне не останется. Ему от Каспия тоже кусочек побольше оттяпать хочется. Поэтому и сильная флотилия на Каспии и мощный флот на Черном море как раз не помешали бы. Естественно на мелководье Каспия и соответствующие кораблики нужны. Например такой который сейчас стоит на приколе в Каспийске и ржавеет. Я про экраноплан. Против персов самое то будет. Да и покупали бы его охотно страны с большой протяженностью береговой линии для той же таможенной и пограничной службы. Не гоняться же за каждым контрабандистом на фрегате. Да и не всегда догонишь. А на экраноплане без проблем. Вот в Сирию я бы не лез. Вбухать туда можно миллионы и в одночасье потерять, как потеряли в свое время в Египте. Да и людьми бы не рисковал. Восток дело тонкое. Дружат с геми кто платит больше. Но даже и с теми не сильно дружат и голову при случае отрезают без сомнений.
      2. М.Пётр 12 июля 2012 15:25
        Цитата: gregor6549
        И не 4 а как минимум 6 полноценных авианосцев нужно (по два на Тихоокеанский , Северный и Черноморский).

        6 авианосцев? То есть по паре на флот? А эскорт к ним будет прилагатся? Ведь вы пишите, что вам нужен нормальный такой авианосец. как у американцев. А где всё это хозяйство размещать? Ладно тихоокеанский флот, просторы ещё хоть куды, а вот северный флот, много ли у нас портов которые не замерзают?
        А черномрский флот, где там два авианосца ставить? Или украинскому ВМФ сказать "извини подвинься"???
        4 максимум, даже 3 вполне по нашим силам. Один уже есть, осталось доделать 2. Один на замену под ремонт.
        Россия не сможет вытянуть больше. Я бы лично тоже был бы рад, но надо смотреть правде в глаза. За долгие годы мы многое потеряли и не только количество кораблей. Порты и инфрастуктуру 20 лет никто беречь особо не собирался. Очень хорошо, что ситуация меняется, но есть места, дальний восток к примеру, а он не ограничивается сугубо Владивостоком, есть и города, городишки, поселки в конце концов и поменьше даже и там люди не могли ждать 20-30 лет, в надежде, что государственные мужи очухаются и востановят финансирование и жизнь вернётся к ним...
        Пока не потянем, не в данное время. Это печально конечно, но увы факт.
        М.Пётр
        1. gregor6549 12 июля 2012 16:33
          Была мысль зацепить и инфраструктуру, но решил ограничиться тем что сказал. Инфраструктуру под большой флот по любому создавать и модернизировать надо. А авианосец такое хозяйство, что на его техобслуживание и ремонты много времени надо. Вот здесь пара на флот и нужна. Чтобы КОН хотя бы до 50% довести. Т.е. один авианосец у стенки а другой в океане. И не один естественно а с почетным эскортом. Тем более что как жизнь показала никто большой войны не хочет, а обозначить присутствие и застолбить определенную зону в мировом океане никогда не мешает.
          Китайцы еще только приступают к созданию первой авианосной группы а американцы уже зашевелились. Тем более что Китай тонко намекнул что собирается несколько ограничить свободу плавания американцев в Тихом Океане. Т.е. начинается активное вытеснение американцев из определенных зон оного океана. А там и до Российского флота дойдет. И тут никакие Бореи сами по себе не помогут. Не будешь же палить Воеводами по каждому поводу. Да и в Черное Море авианосец только на отдых заходить должен. Ему самое место в Средиземном море. Чтоб остальным ребятам что там болтаются жизнь медом не казалась. Как не казалась в 80 годы
          1. М.Пётр 12 июля 2012 16:56
            gregor6549 полностью с вами согласен. Но пока ещё рано говорить о 6, нам бы хоть второй начать строить. Кстати в последнее время чёт много статей на данном сайте про наши будущие авианосцы читаю. Может вопрос идёт к решению?
            Я очень надеюсь, winked что ошибаюсь в своём небольшом пессимизме.
            М.Пётр
            1. ozs 12 июля 2012 18:54
              12 лет модернизировали Горшкова, и это с учётом того, что индусы контролировали процесс.
              Замете готовый авианосец модернизировали 12 лет, а новый будут строить лет 30 не меньше, ну перед выборами будут периодически о нём вспоминать. А надеяться, что ситуация поменяться нет никаких предпосылок, власть прежняя, курс на стабильность. Что может быть стабильнее, чем строительство 16 лет АПЛ. Зато вот разрезать БЖРК можно всего за несколько лет, правильно ломать не строить.
              ozs
        2. vadimN 12 июля 2012 16:58
          "А черномрский флот, где там два авианосца ставить? Или украинскому ВМФ сказать "извини подвинься"???"

          Ну, с ЧФ вообще история такая, что им авианосцы не светят. По международным соглашениям, на Черном море авианосцев вообще быть не должно. Именно по этой причине там у нас всегда были авианесущие крейсера. И базировались они (тот же "Киев") в Севастополе без всяких проблем. Если уж братья-украинцы совсем заартачатся, то Новороссийская бухта ничем не хуже. Это два места на Черном море, где могут базироваться корабли такого класса.
          1. gregor6549 12 июля 2012 17:42
            Авианесущие крейсера строились совсем по другой причине. Хотелось все сразу и в одном флаконе. Все упоминания о авианосцах расценивались как крамола с последующими оргвыводами. В результате не получилось ни нормальных крейсеров ни нормальных авианосцев. О Яках что базировались на эти гибриды и вспоминать не хочется. Боевая эффективность их была близка к нулю. И еще. авианосец конечно крупный кораблю но на Черном море как нибудь бы поместился не подняв его уровень до критической отметки. И с Турками бы договорились? "Добром" естественно. Не силой же
        3. andrei 12 июля 2012 18:59
          В черном море авианосец не нужен можно держать его в средиземном, меняя экипаж и обслуживая где-нибудь в Тартусе. А черное море прикрывается ВВС из России оно 800 на 450 км. Радиус СУ-30,34 около 1500 км.
        4. ytqnhfk 12 июля 2012 22:51
          Нужны новые крутые корабли которые были бы быстроходны маневренные ,малозаметные и достаточно вооружены для решения широкого спектра задач!В принципе если разработают ударные беспилотники то почти каждый корабль станет авианосцем а решать задачи сможет самым крутым образом !Преимуществ масса от количества до меньших затрат на гсм и тех обслуживание плюс пилоты не умирают !Короче всего и не перечислишь ,но ЭТО АБСОЛЮТНО РЕАЛЬНО!
          ytqnhfk
    2. М.Пётр 12 июля 2012 15:04
      Цитата: Vito
      НО где она разумная оборонная достаточность?

      Думаю, что не стоит шлёпать армады. Вполне можно построить нужного количества, способных ударить и пробить любого противника, при этом не стоит пытатся достигать паритета сугубо количеством боеготовых едениц, давя врага одними цифрами, приводя его в ступор от числа лодок, подлодок и всевозможных девайсов.
      Ведь есть вполне, я думаю, информация говорящая о том, какое количество ядерных носителей(Бореев например) необходимо иметь, для того, что бы флот в случае чего смог уверенно доставить свои средства к вражине, в любую точку мира, в случае какого либо конфликта. И больше не надо, ибо попец надорвать можно. Если хотят вооружатся, пускай это делают без нас. Главное то, что мы сможем их нагнуть и отстоять своё.
      А то ведь так и судьбу СССР повторить можно буде...
      М.Пётр
      1. ozs 12 июля 2012 16:17
        Ох, не смешите пожалуйста. Вы сами то в это верите?
        Кого нагнуть и кто нагнёт?
        Те, кто на поклон в США и Израиль ездят, те кто вместо профессионалов, на ключевые должности ставят друзей из мебельного магазина, те у кого все близкие живут в европах.

        В СССР всё делалась для будущих поколений, а нынешняя власть не связывает будущее своих детей и близких с Россией.
        ozs
        1. М.Пётр 12 июля 2012 16:32
          Цитата: ozs
          В СССР всё делалась для будущих поколений, а нынешняя власть не связывает будущее своих детей и близких с Россией.

          А вы сами то связываете себя с Россией?
          М.Пётр
          1. ozs 12 июля 2012 18:11
            Я себя связываю с Россией.

            Только знаете, в нынешних условиях это мало что меняет.
            Вы посмотрите, что происходит вокруг.
            20 лет подряд мы только деградируем. Если что и происходит положительное, то это скорее вопреки, а не благодаря нашей власти.

            Собственной истории уже нет, её уже настолько извратили, что сейчас уже трудно понять где белое, а где чёрное. Нынешняя власть продолжала курс либералов 90-х, только подаётся это более грамотно. Вон сколько счастливых здесь патриотов поют оду нашему царю, но как только происходит очередной показ "нтвешнего фильма", так начинают на гамно сходить. Вот и во всём так. Буквально несколько месяцев тому назад, большая часть населения поверила в обещания в светлый 2020, а до это был светлый 2015 и т.д.

            Во внешней политики сдали абсолютно всё, единственно на что годится сейчас Россия, так это на обслуживание интересов США. Ситуация с Ливией показательна, опять же с телевизора нам вещают о том как Асад гоняет боевиков, а тем временем не так давно те же каналы показывали про то как Каддафи ест детей, хотя нормальные люди понимают, что Ливия, что Сирия всё одно и то же. Только власть обычный народ за дебилов держат и знаете вполне обоснованно это делает, если на протяжении 20 лет наш народ готов продаваться за 30 целковых и обещания, значит он достоин своего правителя.

            Кого у нас преподносят как героев, кому ставят памятники, Гайдарам, Ельценам и т.д.

            Многие продолжают верить в светлое будущие, не замечая окружающего настоящего. Мы уже дошли до того, что очень большая часть населения реально верят в то что СССР был кровавым и являлся тюрьмой народов.

            За то по Тв красивая картинка и т.д. А то, что чиновники держат народ за крепостных, это стараются не афишировать.
            Почему у нас каждый год взрываются арсеналы, а ответственность за это никто не несёт. Почему на базе ВМФ в Тартусе, по штату четыре человека, а по факту два человека и кот с собакой. Зато кричат, как мы будет защищать Сирию. О чём речь, какая Сирия, мы базу нормально не можем содержать.
            Зато чиновники все как один ездят на иномарках стоимостью в несколько миллионов.

            И так можно продолжать очень долго. К сожалению нет будущего у России, никто в этом не заинтересован. Развития нет, сейчас тянем на ресурсе СССР, но он не вечен и уже начинает заканчиваться.
            ozs
        2. vadimN 12 июля 2012 17:01
          А че парня то минусуют??? Разве он не правду сказал? laughing
          1. ozs 12 июля 2012 18:12
            Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
            ozs
        3. Здравый смысл 14 июля 2012 18:47
          Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

          Смешно .
          Выучи намертво - страны в коротые вкладывают в будущие поколения сами по себе не рушаться .
          Здравый смысл
      2. gregor6549 12 июля 2012 16:49
        Так разумная достаточность как раз и заключается не в штамповке все новых и новых посудин а в том чтобы создавать компактные и сбалансированные по силам и средствам сил и средств группировки ВМФ, ядром которых и зонтиком должны стать авианосцы.
  7. Армата 12 июля 2012 09:47
    Статья интересная только в ней не затронуты проблемы которые сейчас есть у России в судостроении. Флот конечно понемногу оживает но это связано с большими проблемами. Например заводы поставщики агрегатов и приборов на 2/3 перепроданы или закрыты, новых практически нет. Пример завод прецизионного оборудования выпускал гирокомпасы и был закрыт в 1999 году, есть альтернатива завод "Дельфин" в Перми но они работают по лицензии Сименс и выпускают гирокомпасы адаптированные к нашим судам, поставки для военных соответственно исключаются и таких примеров множество.
    1. Vito 12 июля 2012 10:15
      Паровоз (2, Привет друже.Про заводы даже вспоминаеш когда, то по телу мурашки скачут! Очень много "дел" натворили "реформаторы"; долгая это будет песня. А так хочется все своими глазами увидеть.
      ЗА ВМФ drinks
      Vito
    2. leon-iv 12 июля 2012 11:39
      Кстате мое ИМХО по ВПК
      Это заводы выпускающие гражданскую продукцию но имеющие спец производства для ВПК и желательно в рамках крупных холдингов.
      1. Армата 12 июля 2012 12:22
        Vito, lejn-iv Привет Комрады.
        Цитата: leon-iv
        Это заводы выпускающие гражданскую продукцию но имеющие спец производства для ВПК
        Спецы вот где собака порылась, даже если восстановить все производства (что не сложно были бы деньги) нужно восстанавливать конструкторские бюро, представительство заказчиков МО, моб фонды. Много дел. Но то что начали что то делать вызывает хоть и осторожный но оптимизм. Меня как бывшего моряка и человека который относится к судостроению это радует.
        1. leon-iv 12 июля 2012 14:35
          Кстате самое главное это проблема с КБ. Грамотного рабочего можно за года 3-4 натаскать а хорошие инженера и конструктора растут годами если не десятилетиями. Рутину на САПР можно скинуть, а вот головы не купишь.
    3. vaf 12 июля 2012 13:39
      Цитата: Паровоз
      Например заводы поставщики агрегатов и приборов на 2/3 перепроданы или закрыты


      Женя,привет+! Подожди,но вот только позавчера была тема.где один....ну вообщем один...из Челябинска визжал, что мы все..п....ораньжевые...продались....и т.д. и т.п. и все заводв на Урале по 24 в сутки пашут на оборонку и работа в три смены и вообще завалили своей продукцией напрочь, уже девать некуда и всё процветает, а когда один здравый человек осмелился возразить, то ему тут же ..гранату в окошко машины пообещали..????

      Или я в чём то не прав и чего-то ..неуловил???
      vaf
      1. urzul 12 июля 2012 13:55
        Не уж то это был Андрей из Челябинска? хотя на него не похоже;)))
        Хотя у нас предприятия ВПК ( наша область) действительно многие находятся на круглосуточном режиме работы.
        1. vaf 12 июля 2012 14:18
          Цитата: urzul
          Не уж то это был Андрей из Челябинска? хотя на него не похоже


          Нет Андрей,как ты мог подумать?+! Твой тёзка нормальный человек!

          А этот...ну у него всё начинается только с УРЯЯ,СЛАВА ПУ,ВСЕ К,,,Ы и в том же духе, а ..ещё ораньжевые Теплолик-с чем то,не помню, да и не хочется искать, но он проявится, куда же без этого!!!

          Я просто когда крайний раз был в Свердловске, то со своей тёткой разговаривал, она работала в тех.отделе ведущим технологом на заводе Калинина, да и ребятами с ОПМЗ, так что....всё ещё только теплитца,не более, но если ошибаюсь, то рад....!
          vaf
          1. Армата 12 июля 2012 14:28
            ЗиК оживает, КБ "Новатор" сидит на заказах для Индусов. Оптико механический тоже работает нормальна. Даже молодежь начали набирать на рабочие специальности.
            1. vaf 12 июля 2012 14:43
              Цитата: Паровоз
              ЗиК оживает


              Значит за 6 лет произошли изменения...это радует!

              Надеюсь доживу. что 76-й представит что-нибудь наше...а не совместное или опять типа "наш Клён" самый лучший в мире???!!!! recourse

              Сделали же 015Т и Кайру???..Правда когда-то, но нароботки то остались, не могли же всех разогнать???

              Да,Женя, забыл про ВИЗ уточнить, так что тепрь на Визе уже и купаться можно? ведь у супостатов требования к экологии другие?! wink
              vaf
              1. Армата 12 июля 2012 14:49
                На ВИЗе уже давно даже раки водятся wink И это не заслуга супостатов. Еще до них Виз поставил самые крутые очистные, закрыл мартены и сутунку. А Водонасосную которая в основном хлором травила с оз. Сдохни переделали на замкнутый цикл и поставили озонаторы. Так что теперь там и рыбалка и купания.
                1. vaf 12 июля 2012 15:34
                  Цитата: Паровоз
                  . Так что теперь там и рыбалка и купания.


                  Офигеть, честное слово, а то мы только на Шартраш сездили.да на озёра, ну а на рыбалку так это на Таватуй. щуки там....обалденьнейшие!!!

                  Только вот с клещами как? У нас хоть и степи. но...без "скафандра" не выйдешь. а собаку бедную Барсом заливаю, всего.... сам не дыши,т.к. тут же вспоминаю Зарин,Заман,V-газы....!
                  vaf
                  1. Армата 13 июля 2012 07:26
                    Сергей. мы каждые выходные с женой на даче и пока ни одного клеща не подцепили.
      2. Армата 12 июля 2012 13:57
        Привет Сергей. Заказ ОПК сейчас занимает порядка 5% от мощностей заводов. То что все продукцией завалено это байки. Заводы работают но только на коммерческую продукцию, территории сдаются под торгашей либо под левые производства, и это заслуга не государства а нашего и челябинского губернаторов, если взять соседнюю Курганскую область то там заводы как были в анусе так и сидят. Часть заводов вообще отошла к иностранцам. Так например ВИЗ через Липецкий металлургический купила компания Duferco. Так что насчет оборонки он видимо по молодости погорячился. В отношении заводов он прав работа есть, продукция выпускается только она в большинстве своем не для МО. Тем более ты прекрасно осведомлен как обстоят дела в авиостроении, примерно так же и во всем ВПК. А то что были высказывания насчет реконструкции Севмаша, что толку его реконструировать если строить будет не из чего.
        1. urzul 12 июля 2012 14:11
          Заводы работают но только на коммерческую продукцию, территории сдаются под торгашей либо под левые производства, и это заслуга не государства а нашего и челябинского губернаторов, если взять соседнюю Курганскую область то там заводы как были в анусе так и сидят.

          Вот все бы так рассуждали, а то как что то плохо , так лично ПУТИН виноват.
          1. Армата 12 июля 2012 14:24
            Спасибо. drinks Просто привык говорить так как есть на самом деле, возраст уже не тот чтоб кричать ура и сваливать на других проблемы.
          2. vaf 12 июля 2012 14:25
            Цитата: urzul
            Вот все бы так рассуждали, а то как что то плохо , так лично ПУТИН виноват.


            Андрей.так все здравые люди так и рассуждают и думают, но вопрос то не в том виноват ПУ или нет, а в том, что он продолжает прихватизацию и устраняет государство от управления ВПК и всем остальным!+! drinks

            Вот любой человек начинает с того, что подбирает себе новую команду, а у нас что, обыкновенная рокировка и все на прежних местах или на повышении, то есть воз и ныне там...один Табуреткин чего стоит.

            А когда нет разумного объяснения поступкам и действиям. хотя понятно, что он не должен и не обязан отчитываться перед народом ,т.к. Азм .езм ЦАРЬ, но так можно и ....дойти не туда.

            Один пример с ВТО чего стоит......

            Но это моё мнение, могу и ошибаться в чём то, но вот заблуждаться...увы нет!
            vaf
            1. urzul 12 июля 2012 14:36
              А чего всех ВТО настолько пугает? есть куча возможностей сохранить льготы и пошлины в "другом" виде, примеры:
              Введенный платеж на утилизацию авто, сравните сумму с нового авто и с подержанного ( ввезенного из за границы)
              В сельском хозяйстве вместо прямых дотаций ( доплаты к цене каждого проданного кг или литра) вводят субсидированные кредиты под 7% годовых ( что если верить некоторым в разы меньше инфляции)
              Да и ввести запрет на что либо, если оно не соответствует внутренним стандартам всегда можно, например курицу охлажденную в Россию можно ввозить только обработанную без использования хлора ( в европе почти никто не соответствует)
              1. vaf 12 июля 2012 14:46
                Цитата: urzul
                А чего всех ВТО настолько пугает?


                Андрей, уважаемый+! Но , давайте не будем эту тему развивать!

                Вот как вступим, как взлетит бензин и газ, как угробятся все предприятия малого и среднего бизнеса, а продуктовые тем паяче, вот тогда и вернёмся к теме, хорошо???

                А так можно спорить до бесконечности!!! drinks
                vaf
                1. urzul 12 июля 2012 14:53
                  Да не проблема drinks
        2. vaf 12 июля 2012 14:20
          Цитата: Паровоз
          Заказ ОПК сейчас занимает порядка 5% от мощностей заводов. То что все продукцией завалено это байки.


          так и я про это же, к сожалению,+!
          vaf
          1. leon-iv 12 июля 2012 14:31
            А мы с этого года начали на Росвертол определенные компоненты поставлять.
    4. leon-iv 12 июля 2012 14:35
      А поечему нельзя эти гирокомпасы поставлять?
      1. Армата 12 июля 2012 14:43
        Цитата: leon-iv

        А поечему нельзя эти гирокомпасы поставлять?
        Правило поставок для МО. Все компоненты должны быть произведены в России, либо в дружественных России странах, причем импортные компоненты проходят намного более строгий отбор чтоб устанавливаться на наших видах вооружений. Лицензию МО получить импорту почти нереально. "Дельфин" это представительство Сименс, а это компания Немецкая а Германия член НАТО. Так что на наши суда им не попасть.
        1. leon-iv 12 июля 2012 14:52
          хз странно талес поставляет матрицы для танков, а гирокомпасы низзя?
          1. Армата 12 июля 2012 14:57
            Не надо путать электронику и точную механику. Тем более талес это чья компания?
            1. leon-iv 12 июля 2012 15:20
              франция. Ок понятно а что у немцев неправильная точная механика?
              1. Армата 13 июля 2012 07:28
                Не знаю. Но слышал что у корабелов именно из за этого определенные проблемы были. я думаю то дело не в немцах или французах, дело в костности нашего МО.
  8. AK-74-1 12 июля 2012 10:04
    Статья хорошая. Попытка оценить иностранный флот глазами потенциального противника.
    По поводу профессиональной армии соглашусь только в технически сложных ВУС и на офицерских должностях. В остальном армия должна быть призывной со сроком 2 года.
    1. JonnyT 12 июля 2012 10:53
      100%!!!! за один год солдата как полагаеться не обучить......
      1. bistrov. 12 июля 2012 19:25
        Полностью поддерживаю,но в армии нужно установить твердую дисциплину,жестокой рукой искоренить"дедовщину" .Дисциплина и порядок должны быть хотя бы как в 60 годах, судимых,блатных и приблатненных в армию не брать, для них установить альтернативную службу, типа рабочих стройотрядов. Но два года на государство должны отпахать все без исключения.
  9. gregor6549 12 июля 2012 10:21
    И еще, Хорошо бы кроме железа помнить о людях которые служат на этом железе. Одно дело служить в Арбатском военном округе и совсем другое в какой нибудь заячьей губе на Севере где на сотни км кроме лишайника и и голых скал ничего. Т.е. человек после многодневной и многомесячной вахты должен иметь возможность полностью восстановиться а не красить тот же лишайник по случаю очередного визита очередного начальства. Да и о семьях этих людей не забывать. Им тоже сидеть среди этих скал не сахар
  10. grig1969 12 июля 2012 10:59
    Меня всегда интересовал вопрос - почему СССР, который практически безраздельно господствовал на Каспийском море, не создал на нем флот с МБР - из подводных лодок и кораблей. Ведь в те времена такому флоту страны НАТО ничем не смогли бы угрожать - и ракеты находились бы в безопасности...может стоить подумать об этом сейчас - всяко Каспийское море безопаснее, чем Тихий океан - эта вотчина США...
    grig1969
    1. leon-iv 12 июля 2012 11:40
      А оттуда по сусликам МБР пулять?
      И как туду АПЛ отправлять али там строить?
      1. Vito 12 июля 2012 11:54
        leon-iv (1)Приветствую Вас. Я сейчас живо себе представил нашу АКУЛУ в этой луже. Фантастическое зрелище.
        grig 1969Лодки должны бесшумно и зловеще крадучись курсировать в толще водного пространства (желательно по ближе к берегам"партнеров") и в роковой для всего человечества час сделать свое дело и чем ближе будет запуск наших "крошек", тем меньше будет шансов у противника уничтожить ИХ. АМИНЬ.
        Vito
    2. skiff-1980 12 июля 2012 14:19
      Цитата: grig1969
      Меня всегда интересовал вопрос - почему СССР, который практически безраздельно господствовал на Каспийском море, не создал на нем флот с МБР - из подводных лодок и кораблей.

      И светофор по середине моря поставить чтоб ДТП избежать.
      А если серьезно то при СССР Каспий был почти внутренним морем. И лодкам даже ДЭЛ делать нечего глубины ните
    3. Братец Сарыч 12 июля 2012 16:00
      По той же, почему не было подводных лодок в Куйбышевском водохранилище!
      Братец Сарыч
    4. Drednout 12 июля 2012 16:40
      Цитата: grig1969
      Меня всегда интересовал вопрос - почему СССР, который практически безраздельно господствовал на Каспийском море, не создал на нем флот с МБР - из подводных лодок и кораблей

      +++ Рассмешил, дружище!
      Советы конечно не скупились на оборонку, но (как бы немного по яснее сказать?) базы - склады, глубины, стратегическая ограниченность (мягко говоря). Это не полный список. В гражданскую подлодки по волге туда конечно притаскивали, но от плавбатарей толку было намного больше.
    5. vadimN 12 июля 2012 17:04
      Уважаемый, а Вы из школьного курса географии глубины каспийского моря то помните? ...Оно из космоса чуть не до дна просматривается в хорошую погоду. Где там ПЛ прятать то?
  11. Veter 12 июля 2012 11:37
    После того, как экономический эксперт Дмитрий Медведев стал президентом в 2008 г.

    Это как понимать belay

    Правильно выше сказано : если хвалит враг, значит где-то, что-то не так.
    Последний абзац,о том как и где будет действовать наш флот, вообще удивил.
    Получается наш флот-это множество мелких корабликов, гоняющих пиратов и охраняющих трубу? И упаси Боже :
    нежели следование за американскими авианосными ударными группами в Тихом океане или Средиземном море в целях слежения.
    и
    а не с защитными функциями подводных лодок с баллистическими ракетами на борту.

    Статье "-", жаль что можно только один
  12. Краснодарец 12 июля 2012 11:44
    Уж больно оно мелкое! Там для подводных лодок и крупных надводных кораблей просто глубин не хватает!
    1. vaf 12 июля 2012 13:44
      Цитата: Краснодарец
      Там для подводных лодок и крупных надводных кораблей просто глубин не хватает!


      Я конечно не моряк и могу заблуждаться, но у нас ещё есть большие и ну очень серьёзные корабли для таких целей....



      А какие были..... fellow



      Или я в чём-то не прав??? request
      vaf
      1. leon-iv 12 июля 2012 14:32
        По мне Фрегат с универсальными контейнерами посерьезнее будет чем экраноплан особенно в такой луже как каспий.
  13. Alx1miK 12 июля 2012 13:46
    Сердюков осёл. Менеджер чертов.
    Alx1miK
    1. vaf 12 июля 2012 14:30
      Цитата: Alx1miK
      Сердюков осёл. Менеджер чертов.


      Только +++++!!!!!!



      Но а этот что...лучше????

      vaf
      1. leon-iv 12 июля 2012 14:53
        Вы таки против макетов в инженерных частях?
        1. vaf 12 июля 2012 15:37
          Цитата: leon-iv
          Вы таки против макетов в инженерных частях?


          Я за нормальные, российские истребители в наших частях, а вот с макетами можно и..подождать...или вы не находите?
          vaf
          1. leon-iv 12 июля 2012 15:50
            ЕМНИП на ГА гутарили что сейчас обязательно к каждому образцу подобной техники закупать надувной макет с уголковыми отражателями и тепловыми обманками.
            Кстате интересно ваше мнение о Су-30СМ для ВМФ смогут ли они заменить Су-24?
            1. vaf 12 июля 2012 16:00
              Цитата: leon-iv
              Кстате интересно ваше мнение о Су-30СМ для ВМФ смогут ли они заменить Су-24?


              В таком варианте как сейчас ...безусловно...т.к. 24М2 это ....ну вообщем не это.....!

              Лучше 30-ки, только МК2 или как сейчас правильнее М2.

              ПО ВСЕМ ПАРАМЕТРАМ!!!

              Но пока их нет и будут ой как не скоро,если вообще будут, то надо использовать 24-ки и доводить их до ума как планировали , а не бодаться с Погосяном & К что бы всё таки Гефест ставили с Х-31-ми, а не свою......очередную "разработку"!

              Но вроде бы устаканили этот вопрос и в этом году начнут модернизировать под Гефест.

              А по идее надо восстанавливать морскую ракетоносную и вооружать Су-32ФН (Морской змей) для чего он в принципе и создавался.

              Вот так, если в кратце+! drinks
              vaf
              1. leon-iv 12 июля 2012 16:45
                Ок ясно
                Я так думаю все СМ-ки пойдут на замену 24-к ЧФ. + те которые будут закупаться по новым контактам я так думаю пойдут в 7057-я смешанную авиабазу ЧФ РФ
    2. ozs 12 июля 2012 16:10
      Как ты мог, это великий реформатор.
      Его поставил на это место сам гном.
      Мне вот интерсно, гном пошел бы лечится к директору мебельного магазина или всё таки выбрал бы врача. Так какого х... тогда у нас МО мебельш
      ozs
      1. Импeриалист 12 июля 2012 19:12
        Бредовое сравнение министра с врачем а министр сельского тогда хозяйства должен быть бывший фермер?

        А ты какого роста 2,50 метра?
        Импeриалист
        1. ozs 12 июля 2012 19:22
          Т.е. вы не согласны с тем, что на каждом месте должен быть профессионал.
          И чем же вам сравнение не понравилось, то есть когда вопрос стоит о своём здоровье то непременно отправлюсь к врачу, а вот если вопрос безопасности государства, то его можно доверить человеку который в этом в этом некомпетентен.

          А гном он не по причине роста, а по причине масштаба. Ну можно назвать не гном, а марионетка. Суть это не меняет.
          ozs
  14. Lazer 12 июля 2012 13:48
    адмирал Гэрри Рафхед буквально ошарашил членов военного подкомитета Сенатского комитета по ассигнованиям, заявив в марте 2011 г. о том, что «ВМФ России снова на подъеме»
    Ключевое здесь- комитет по ассигнованиям. Амеровские флотоводцы и промышленники жаждут финансирования, вот ищут новую угрозу.
  15. Братец Сарыч 12 июля 2012 16:02
    Хотелось бы на оригинал статьи взглянуть, а то больно благостно все выглядит! Таким бы ротком да медку хлебнуть - подумал медведь, глядя на бегемота...
    Братец Сарыч
  16. Штази. 12 июля 2012 17:54
    Приятно слышать новости о возрождении нашего флота, пусть даже американская статья права всего лишь наполовину. Насчет наличия авианосцев. Авианосцы как таковые больше относятся к океанскому типу кораблей, на таких морях как Черное и Балтийское им будет просто напросто тесно. На Черноморском и Балтийском флотах, а также на Каспийской флотилии нужны фрегаты и ракетно-артиллерийские крейсера. Нам также нужны помимо оборонительных и наступательные вооружения. А насчет экранопланов - они качественно лучше "Мистралей" и являются новым словом в морских вооружениях.
    Штази.
    1. gregor6549 12 июля 2012 18:05
      Все фрегаты и прочие крейсера топятся авиацией без особых проблем если над ними нет нормальной многослойной ПВО. А без истребителей такую ПВО можно создать только на ближних рубежах. У американцев, кстати, дальние рубежи перехвата начинаются в тысяче а то и полутора тыс. км от авианосной группы. Т.е. подлететь к нему и запустить свои КР совсем непросто. Тем более что для начала надо найти эту группу и определиться с ее координатами, составом и т д Далее. Сравнивать экраноплан и Мистраль как то некорректно. И задачи разные и возможности, и все остальное. Не говоря уже о конструкции.
    2. skiff-1980 12 июля 2012 19:06
      Позвольте с Вами не согласиться
      На Каспии корабли водоизмещением больше 2000 вообще не нужны Как что фрегатам там делать нечего. Максимум корвет 2-3 шт для придания боевой устойчивости ракетным и артиллерийским катерам. Эти корветы с случае чего хотя бы можно будет перебросить в Черное море.
      На Балтики флот в сегодняшнем виде тоже бесполезен. Он должен состоять из 8-10 корветов и 4-5 фрегатов 6-12 ДЭЛ не считая кораблей десантных и вспомогательных. Причина проста. Можно вспомнить опыт ВОВ в Балтику ни кто не полезет просто заминируют финский залив и все флот заперт в базах уничтожай у пирса. А в "мирное" время этих сил вполне достаточно.
      Тоже самое и с Черноморским флотом. Проливы ни кто не отменял. Оперативная составляющая должна быть конечно по больше чем в Балтике но при желании ЧФ можно запереть и не какое Средиземноморье ему и не снилось. Что действительно надо усилить так это СФ и ТОФ. Причем определить задачи более конкретно. Для СФ прикрытие развертывание РПКСН и защита шельфа. Так для этого 2 авианосца и не нужны. Ставка должна быть сделана на подводный флот и корабли класса фрегат-эсминиц. Демонстрировать флаг можно и одной АУГ а вот в случае конфликта во первых в Атлантику им вряд ли дадут выйти да и США свои АУГ в северные широту тоже не полезет (причин много). ТОФ должен быть усилен более серьезно чем другие флоты. Здесь должны быть АУГ. Как раз этот регион скоро станет основной ареной игр сильных мира сего.
      Цитата: Штази.
      ракетно-артиллерийские крейсера

      Если мне не изменяет память последний такой корабль был переделан из проекта 68бис и давно снят с вооружения.
      1. Bronis 12 июля 2012 23:29
        Балтийский флот, в настоящий момент,выполняет функцию учебной площадки (и ДЭПЛ там обкатывали, и корветы. Согласен, что военное присутствие на Балтике можно обеспечить ДЭПЛ, корветами, фрегатами. Тем более, что последние, скорее всего, будут унифицированы по вооружению и с перспективными эсминцами, уступая им по боекомплекту и дальности плавания. А необходимая дальность на Балтике - нее такая уж и большая.
        Что касается флота, так авианосцы мы пока, как я понял, строить не собираемся. ГПВ 2020 охватывает строительство фрегатов, корветов и "Бореев" с "Ясенями". Корветы и фрегаты как раз и должны прикрывать РПКСН в местах их развертывания. "Ясени" не совсем в этой тематике, но и многоцелевые АПЛ флоту тоже нужны. Причем не только, чтобы уничтожать АУГ. Те же "Арли Берки" с SM-2 и SM-3 тоже нужно держать подальше от наших берегов, чтобы не наносить ущерба СЯС. Только, как мне представляется, "Ясени" в виду своей сложности и относительной дороговизны - замена для "Антеев", а не для "Щук-Б". Параллельно нужен проект более простой и массовой АПЛ, т.к. 20-30 "Ясеней", вероятно, не построят, а лодки флоту нужны. Во многих ситуациях будет достаточно и более "бюджетного" варианта.
        Что же касается авианосцев, то, по моему мнению, два не помешали бы (чтобы даже если один в ремонте, другой смог "продемонстрировать" флаг, как бы глупо это не звучало), но только тогда, когда мы решим остальные задачи - прикрытие стратегачей и приличный подводный флот. Тем более, что последний может доставить большие неприятности, чем пара АУГ.
        Кроме того, флот создается не сам по себе, а для решения определенных целей и задач, что отражается на его количественном и качественном составе. Таким образом, руководство страны должно представлять, какие проблемы Россия будет решать с помощью флота. А уж потом надо принимать судостроительные программы, определяя чего и сколько надо в конкретике.
        1. gregor6549 13 июля 2012 01:28
          Запереть Балтийский и Черноморский флоты конечно можно если эти флоты будут стоять на приколе или болтаться от своих баз на расстоянии вытянутой руки. А вот если хотя бы половина одного флота будет в Средиземноморье а второго в Атлантике то это еще вопрос кто кого и где запрет. Во всяком случае е1е во времена СССР было разработан ряд слабительных лекарств мероприятий по избежанию таких запоров. Те же фрегаты, корветы и прочие надводные корабли аналогоичного класса сами по себе хороши только в мирное время для парадов, забугорных визитов, эскорта "грузовиков" в пиратоопасных зонах и т.п. Обнаружить и отследить их не проблема даже если они и как бы "стелсы", а следовательно и уничтожить. Причем за очень ограниченное время.
          Кстати, говоря об авианосцах не обязательно во всех случаях строить монстры вроде "Нимица" забитые по самое "не могу" десятками самолетов. В случае чего эта вся армада и взлететь не успеть, хотя техника подъема самолетов лифтами и их запуска отработана у американцев до мелочей. Кое где хватило бы и легкого авианосца без паровых катапульт и прочей муры. Взлететь можно и без таких катапульт и даже без рамп. Поставил парочку ускорителей на самолет и взлетай практически с места. Тем более такая техника была опробована еще во времена оные на МИГ19. Ну а для того чтобы сесть особо изгаляться не надо. Тоже все отработано до мелочей. Я к чему, а к тому что воевать в будущей войне методами войны прошлой вряд ли получится. Тем более что действия флотов СССР в прошлой войне особо результативными не назовешь. Да и на американцах я бы особо не зацикливался. Пипец может подкрасться совсем с другой стороны. Во всяком случае даже американцы это уже осознали и не числят Россию в своих главных противниках. Более того они все время намекают России что неплохо бы и скооперироваться против действительно реальной угрозы которая может и не ждать когда пока Российские ВС созреют до более менее приличного уровня. И похоже кое кто в российских верхах уже это осознал. Е1е бы убрать воинственную риторику из речей этих верхов и было бы все ОК. Тем более что такая риторика не подкрепленная реальной силой кроме раздражения другой стороны и ничего не вызывает. А раздражение плохой советчик.
  17. gregor6549 12 июля 2012 18:14
    Есть еще предложение не критиковать руководство налево и направо, изнемогая от бессилия своего бесстрашия, и ограничить дискуссию рамками темы. Всем и так понятно "Who is who" так что пару лишних бисерин ничего к общей картинке не добавят и на боеспособности флота российского никак не скажутся.
  18. sichevik 12 июля 2012 18:47
    Лучше было бы, что бы амеры со своей натовской сворой продолжали считать, что Российский ВМФ уничтожен. И что ничего не делается для его возрождения. Лучше бы они постоянно смеялись с нас и не воспринимали нас всерьез. Пусть бы их лучше беспокоил Китай, со своей военной мощью. А мы бы тем временем потихоньку бы поднимали наш Флот...
    1. Bronis 12 июля 2012 23:01
      Да, хорошо бы. Но такой передышки нам так просто они не дадут. Историей доказано, что у России спокойного времени всегда было очень мало.
    2. gregor6549 15 июля 2012 07:00
      Амеров на мякине не проведешь. Следят очень пристально и за Китаем и за Россией и даже за своими союзниками. Тем более есть чем следить. Так что надо исходить из худшего варианта что им известно если не все, то по крайней мере самое необходимое. А с иллюзиями как и с девственностью надо расставаться вовремя.
  19. Dimitr 12 июля 2012 21:06
    НИчего, и на нашей улице будет праздник! Дожить бы только.
  20. timurso 13 июля 2012 04:06
    Потенциал подводного флота, который в свое время являлся самым драгоценным компонентом Москвы в составе Вооруженных Сил СССР, снизился еще более резко – с приблизительно 400 подводных лодок в 1985 г. до 65 в 2007 г., причем, по предположительным оценкам, только менее половины из них находились в полной боевой готовности)

    когда будет суд над теми подонками, которые это сотворили
    timurso
    1. ozs 13 июля 2012 13:54
      о чём вы говорите, им наоборот нынешняя власть памятники возводит
      ozs
  21. Fidain 14 июля 2012 01:16
    Spasibo za statyu,no serce krovyu oblivaeca pri vide fotki kak podvodnie lodki sobrali v kuchu kak metalalom
    Fidain
  22. выживший 16 июля 2012 05:11
    «Как морская держава, Россия стремительно катится к закату, и в ближайшие 15-20 лет у нас океанского флота не будет точно. Корабль – это не табуретка и даже не танк, его за год не сделаешь. А у нас из атомных крейсеров сейчас на ходу только «Петр Великий». Если говорить о будущем флота без эмоций, то понятно, что он умирает. Старые корабли уходят на слом, новые не поступают. Пока достраивается то, что было заложено еще при Советском Союзе. Поэтому через 5 лет крупных кораблей у России может не остаться – школа нашего судостроения устарела. Какой-то флот как ведомство у нас конечно будет. Будет атрибутика, но не будет флота в океане», – сказал Семин.
    NR2.ru: http://nr2.ru/sevas/395033.html
    выживший
    1. gregor6549 16 июля 2012 08:58
      Не верьте слухам. Слухи о гибели Российского Флота сильно преувеличены. И самый эффективный способ борьбы с ними резать уши у тех кто их слушает, не забывая о языках их распространяющих. Другое дело что стоит подумать и определиться с тем какому этому флоту быть, а не повторять тех ошибок которые наворотили с его строительством в прежние годы. А наворотили их более чем.
  23. Sablezub 18 июля 2012 14:19
    добрый день.Я думаю,что с Российским флотом все далеко не так все плохо,как нас пытаются убедить...и ставка,сделанная на средний класс кораблей думаю обсолютно верна...авианосцы и тяжелые крейсера это несомненно хорошо,но не надо забывать,что в свете настоящего,эсминцу в полне по силам пустить на дно и авианосец и крейсер...хотя крейсера и авианосцы конечно нужны,не спорю...Думаю ,создавая эсминцы,корветы,вообщем многоцелевые корабли исправят ситуацию и помогут выдавить НАТОвсие эскадры от границ России
    Sablezub
  24. Bars90 4 сентября 2012 00:30
    Льстят... Американские прихвостни.
    Bars90

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня