Тяжелый ударный БПЛА: будет, но когда и какой?

В апреле этого года в ряде средств массовой информации появились сообщения о заказе российским министерством обороны нового типа авиационной техники. Отечественные военные намерены получить тяжелый беспилотный летательный аппарат, предназначенный для нанесения ударов с воздуха. Ранее уже появлялась подобная информация, но на этот раз утверждалось, что фирмы-разработчики получили конкретное техническое задание.

Первые сведения о намерениях Минобороны относительно беспилотников появились еще в 2009 году. Тогда ответственные лица из военного ведомства огласили планы на создание и закупку БПЛА различного назначения, а М. Погосян раскрыл информацию о том, что новый беспилотник, скорее всего, станет совместной разработкой компаний «Сухой» и «МиГ». После этого пару лет новости в беспилотной сфере в подавляющем большинстве случаев касались разработки и покупок других аппаратов с дистанционным управлением. Что же до тяжелого ударного беспилотника, то о нем до середины 2011 года не было практически никаких сведений. Информационный вакуум был немного «заполнен» в августе прошлого года, когда поступили сообщения относительно объединения «беспилотных» отделов «МиГа» и «Сухого». Тогда же было уточнено, что новый БПЛА будет тяжелым и иметь ударное предназначение.


После этих новостей снова последовал перерыв. По-видимому, объединенный проектный отдел занимался выработкой облика перспективного беспилотника. Предварительные работы, если они действительно были, завершились к апрелю 2012 года, когда было сообщено об утверждении министерством обороны технического задания на новый БПЛА. Каких-либо подробностей задания при этом не оглашалось ввиду секретности проекта. В то же время, уже в апреле некоторые авиационные эксперты стали утверждать о том, что новый аппарат будет выполнен по модульной схеме. В пользу этого предположения приводилась возможность относительно простого изменения возможностей такого БПЛА. Однако официальных данных на этот счет пока не поступало.

6 июля 2012 года в копилку информации о тяжелом ударном беспилотнике добавились новые сведения, которые все же не следует рассматривать в качестве официальных и полностью правильных. Издание «Газета.ру» со ссылкой на некий анонимный источник в оборонном комплексе пишет, что проектированием тяжелого БПЛА займется компания «Сухой». Почему из проекта выведены специалисты фирмы «МиГ» и другие подробности кадровой стороны проектирования источник не уточнил. Точно так же источник ничего не сказал по поводу технических характеристик, значащихся в задании, или стоимости программы. Такое небольшое количество данных выглядит, по меньшей мере, странно. Почему источник, сохранив анонимность, не поделился другими сведениями – совершенно не понятно. Да и собственно получение информации из неназываемых источников может служить причиной для разного рода подозрений и выводов.

При этом не стоит забывать о почти полном отсутствии какой-либо подтвержденной должностными лицами информации. По этой причине все имеющиеся на данный момент сведения, за редким исключением, все же стоит считать версиями, а то и чистой воды домыслами. С другой стороны, такая ситуация является прекрасным поводом для аналитики и рассуждений на тему перспектив беспилотного направления в российской авиационной промышленности. Одно из самых интересных мнений о перспективных беспилотниках высказал председатель общественного совета при министерстве обороны военный эксперт И. Коротченко. По его словам, перспективный аппарат должен быть не только передовым типом вооружения, интегрированным в самые современные системы связи и управления, но и платформой для отработки новейших технологий. В принципе, ничто не мешает в будущем применить наработки по теме тяжелых ударных БПЛА при создании истребителей шестого поколения. Кроме того, новый беспилотник в перспективе сможет стать летающей лабораторией для разработки и испытаний систем управления с элементами искусственного интеллекта.

В то же время, платформой для новых технологий могут быть и другие беспилотные аппараты, разработка которых ведется в настоящее время. По имеющимся данным, компании «Транзас» и ОКБ «Сокол» сейчас одновременно проектируют два беспилотных аппарата: со взлетным весом до тонны и до пяти тонн соответственно. Работы ведутся совместно, в рамках соглашения о стратегическом сотрудничестве. Точно так же, как и с тяжелым беспилотником, информация о проектах «Транзаса» и «Сокола» пока является закрытой. Исходя из объявленных массовых параметров, можно сделать вывод о многоцелевом предназначении аппаратов. Одновременно с этим «Вертолеты России» недавно начали проектирование многоцелевого беспилотного вертолета. Причем в качестве партнера в проект может быть привлечена израильская компания IAI.


По материалам сайтов:
http://militaryrussia.ru/
http://gazeta.ru/
http://poletim.net/
http://poletim.net/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

40 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти