Эпоха импортозамещения. Как Советский Союз танки учился делать

Ликвидация отставания


На вооружении армии Российской империи в ходе Первой мировой войны в ограниченном количестве стояло много типов тракторной техники, среди которых можно выделить полностью гусеничный тяжелый Holt-Caterpillar и полугусеничный грузовик-трактор Allis-Chalmers. Эти машины во многом стали прообразами будущей самоходной бронированной техники, однако в России никаких шагов по внедрению производства подобной техники не делалось. Лишь на базе Allis-Chalmers было изготовлено два бронетрактора «Илья Муромец» и «Ахтырец» (позже «Красный Петербург»), разработанных полковником артиллерии Гулькевичем. Полугусеничные «Ахтырец» и «Муромец», по мнению историка бронетанковой техники Михаила Коломийца, вообще можно считать первыми русскими танками, пусть и на зарубежных агрегатах. При этом они по некоторым параметрам даже превосходили аналогичные машины французского производства. Конечно, говорить о каком-то влиянии двух действующих машин на ход боевых действий фронтов Первой мировой войны нельзя.



Holt-Caterpillar


Впрочем, царское правительство в меру своих возможностей все-таки тратило деньги на перспективные разработки — все мы помним пугающий своими размерами колесный танк Лебеденко («Царь-танк»).

В послереволюционное время в смуте Гражданской войны своими силами удалось сделать только 15 экземпляров «Русского Рено» (копия французского Renault FT) — это была первая отечественная гусеничная машина, собранная почти с нуля. И только в 1926 году был составлен первый трехлетний план развития танкостроения в СССР, одним из первых продуктов которого стал Т-12/Т-24. Этот неудачный танк был выпущен мизерным тиражом в 24 экземпляра и, по данным некоторых историков, разрабатывался под влиянием американского Т1Е1. В конце 1920-х годов отечественные конструкторы сделали еще одну попытку – построили два экземпляра опытных легких танков поддержки пехоты Т-19. Среди новинок в машине были реализованы защита от химического оружия, возможность преодоления водных преград с понтонами, а также особый способ преодоления рвом с помощью жесткой сцепки машин попарно. Но довести танк до готовности к серийному производству так и не удалось.

Эпоха импортозамещения. Как Советский Союз танки учился делать
Allis-Chalmers



Allis-Chalmers, бронированный в Российской империи. На фото послереволюционный вариант "Красный Петербург"


В феврале 1928 года Кремль потратил 70 тыс. долларов на немецкого конструктора Йозефа Фольмера, который должен был разработать для СССР проект легкого танка массой до 8 тонн. К Фольмеру обратились неспроста – именно он занимался разработкой знаменитого немецкого A-7V, а также малышей Leichter Kampfwagen. Конструкция, предложенная немецким инженером, не была реализована, но послужила основой для чешских танков типа KH, а также шведской машины Landsverk-5 и танка Landsverk La-30. С определенной долей уверенности можно сказать, что советскими долларами было оплачено появление танковой промышленности Швеции – многие наработки, полученные в СССР, Фольмер позже реализовал в скандинавской стране.


Т-12



Йозеф Фольмер


Параллельно с разработкой новой техники в ноябре 1929 года было создано «Управление механизации и моторизации Красной Армии» под руководством Иннокентия Халепского. В царской России Халепский работал телеграфистом, позже руководил связью в Красной Армии, а пиком его карьеры стал пост наркома связи СССР. Осужден за сговор с фашистами и расстрелян в 1937 году, реабилитирован в 1956 году. А в конце ноября 1929 года Халепский выступает со знаковым докладом на заседании Коллегии Главного управления военной промышленности, в котором ставит вопрос о серьезном отставании отечественного танкостроения от зарубежного. Мол, сами пытались, но не сумели, пора обращаться на Запад за помощью. Халепского тогда услышали, и 5 декабря 1929 года Политбюро ЦК ВКП(б) решилось на приглашение зарубежных конструкторов, отправку собственных инженеров на стажировку, закупку танков и соответствующих лицензий, а также получение техпомощи от иностранных компаний.


Grosstraktor


Leichttraktor


Первые наработки по обобщению зарубежного опыта у Советского Союза на тот момент уже были. Так, в советского-германской танковой школе «КАМА» (Казань – Мальбрандт) проходили испытания опытные Grosstraktor и Leichttraktor, с которым знакомились и русские танкисты. Наработки по этим машинам использовались отечественными конструкторами при создании плавающего танка ПТ-1.

Халепский покупает танки


30 декабря 1929 года Иннокентий Халепский вместе с командой инженеров отправился в «турне» с посещением Германии, Франции, Чехословакии, Италии, Великобритании и США с целью закупки образцов бронетанковой техники, а также возможного размещения заказов. После безрезультатного посещения Германии делегация отправилась на британскую фирму Vickers, которая в то время держала пальму первенства в мировом танкостроении. Изначально у команды Халепского был хитрый план закупки четырех танков в единичных экземплярах с предоставлением полной технической документации. Предполагалось выкупить у британцев танкетку Carden-Loyd, легкий танк сопровождения пехоты Vickers 6-ton, средний 12-тонный Vickers Medium Mark II и тяжелый A1E1 Independent. Конечно, это не устроило англичан, и первый этап переговоров закончился ничем. Со второго захода наша делегация располагала уже большей суммой, и Vickers продал СССР 20 танкеток, 15 легких танков и от 3 до 5 средних танков (данные разнятся). A1E1 Independent, который на тот момент был в статусе опытной машины, англичане отдавать отказались (он, кстати, так в серию и не пошел), а предложили построить «под ключ» новый танк, но с условием покупки еще 40 Carden-Loyd и Vickers 6-ton. Советскую сторону такой вариант с тяжелой машиной не устроил.


Иннокентий Халепский


Семён Гинзбург


Надо сказать, что в делегации Халепского в качестве его заместителя был Семён Гинзбург, выпускник Военно-технической академии им. Дзержинского, отвечающий за техническую сторону переговоров. В будущем он станет одним из ведущих конструкторов советской бронетехники, а в 1943 году его в наказание за неудовлетворительное качество новых самоходок СУ-76 отправят на фронт, где он и погибнет. А в Великобритании в команде Халепского он попробовал себя в роли разведчика. Во время осмотра интересующей техники на полигоне Гинзбург увидел новейший 16-тонный и трехбашенный Vickers Medium Mark III. Естественно, инженер пожелал с ним познакомиться поближе, но получил отказ, мол, машина секретная и всё такое. Семён Гинзбург не растерялся и на голубом глазу доложил ничего не ведающим испытателям-англичанам, что машина давно уже куплена Советским Союзом и сейчас оформляются все документы. Машину удалось осмотреть, все критические параметры зафиксировать и создать в СССР «по памяти» Т-28. Кстати, общая концепция не проданного тогда СССР A1E1 Independent легла в основу тяжелого Т-35. Vickers 6-ton стал, как известно, Т-26, а Carden-Loyd переродился в Т-27. Такое вот «импортозамещение».


Vickers Medium Mark III


После Великобритании делегация Халепского отбыла в Соединенные Штаты для проработки вопроса о закупке экземпляра упоминаемого легкого танка Т1Е1 Cunningham, естественно, со всей документацией. Однако, во-первых, машина оказалась не так хороша в деле, как её рекламировали американцы, а во-вторых, янки поставили очень невыгодные для СССР условия. Договор на покупку 50 танков с предоплатой половины машин сразу был отвергнут, и взор Халепского обратился к машинам Джона Уолтера Кристи. Характеристики машин М1928 и М940 поражали – модный тогда колесно-гусеничный ход и максимальная скорость в 100 км/ч были идеальны для стратегии ведения наступательной войны, которая превалировала тогда в Советском Союзе. Кристи в 1931 году за 164 тыс. долларов продал, собственно, все по данному проекту – два экземпляра танка с документацией, а также права на производство и эксплуатацию машины в пределах Советского Союза. Очень удачно для Уолтера Кристи подвернулись переговоры с поляками, также желающими купить танки. Это сделало делегацию Халепского гораздо сговорчивее – никто в СССР не хотел отдавать американские машины потенциальному врагу.


Т1Е1 Cunningham на Абердинском полигоне


Машины Уолтера Кристи


После США была Франция и переговоры с Citroen о помощи в производстве грузовика ГАЗ-АА с полугусеничным движителем Kegresse – в СССР были проблемы с освоением столь сложного агрегата. Халепский просил по старой схеме продать пару-тройку машин с движителем и полным комплектом документов, а также помочь в организации производства. Но французы согласны были только на крупные поставки полугусеничных машин, а на просьбу показать новые танки вообще ответили отказом. Такой же исход ждал делегацию и в Чехословакии – никто не хотел продавать единичные машины вместе с полным пакетом документов. А вот в Италии с компанией Ansaldo-FIAT команде Халепского удалось найти общий язык и подписать протокол о намерениях в совместном конструировании тяжелого танка. Не знаю, к счастью или к сожалению, но этот протокол так и остался протоколом – тяжелые танки в Советском Союзе пришлось разрабатывать самостоятельно.

Продолжение следует…
Автор:
Использованы фотографии:
carakoom.com, yuripasholok.livejournal.com, bronetechnikamira.ru, ww2history.ru, warspot.ru, alternathistory.com
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. rocket757 30 сентября 2019 18:07 Новый
    • 11
    • 1
    +10
    Славная история. Научились и победили.
    Не растеряли компетенций не смотря ни на что!
    1. Бородач 30 сентября 2019 19:13 Новый
      • 7
      • 0
      +7
      Гремя броней, сверкая блеском стали....
      1. rocket757 30 сентября 2019 19:27 Новый
        • 4
        • 0
        +4
        Почему нет. Славные дела, хотя времена были архи сложные!
  2. gabonskijfront 30 сентября 2019 18:18 Новый
    • 9
    • 0
    +9
    Песни,книги ,фильмы.Танк это наше всё,нет страны где бы так любили танк.Я считаю не справедливо ,что он родился не у нас,ощущение после статьи, как когда в детстве я узнал что Вини Пух не русский,негодование и злоба.
    1. Kuroneko 30 сентября 2019 18:41 Новый
      • 9
      • 1
      +8
      Цитата: gabonskijfront
      Танк это наше всё,нет страны где бы так любили танк.Я считаю не справедливо ,что он родился не у нас

      Ой ли?
      Про танк Менделеева и не говорю (он-то лишь эскизом остался, как и "танк" Вольтера), но уж о "Вездеходе" Пороховщикова - ужель не в курсе?

      P.S. А Винни-Пух, Буратино и Волшебник Изумрудного города - это уже скорее переложения, и с оригиналами они хоть общего имеют и много, но произведения самостоятельные. Особенно Волшебник, который уже после первой книги совершенно отошёл от праисточника - "Страны Оз".
      1. Александр Ефремов_2 6 октября 2019 04:56 Новый
        • 0
        • 0
        0
        нет пророка в своем отечестве.ни чего не изменилось, что раньше, что сейчас смотрим за границу и невидим что находиться рядом.
  3. Kuroneko 30 сентября 2019 18:27 Новый
    • 6
    • 0
    +6
    Договор на покупку 50 танков с предоплатой половины машин сразу был отвергнут, и взор Халепского обратился к машинам Джона Уолтера Кристи. Характеристики машин М1928 и М940 поражали – модный тогда колесно-гусеничный ход и максимальная скорость в 100 км/ч были идеальны для стратегии ведения наступательной войны, которая превалировала тогда в Советском Союзе. Кристи в 1931 году за 164 тыс. долларов продал, собственно, все по данному проекту – два экземпляра танка с документацией, а также права на производство и эксплуатацию машины в пределах Советского Союза. Очень удачно для Уолтера Кристи подвернулись переговоры с поляками, также желающими купить танки. Это сделало делегацию Халепского гораздо сговорчивее – никто в СССР не хотел отдавать американские машины потенциальному врагу.

    Всё было несколько не так. Подробнее - в моей второй части статьи по танкам Кристи:
    http://forum.wotblitz.ru/index.php?/topic/3435-журнал-молния-шестой-выпуск/page__pid__60649#entry60649
    1. vladcub 30 сентября 2019 19:59 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      Интересно, а в сети можно найти полную версию Вашей статьи?
      1. Kuroneko 30 сентября 2019 20:12 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        С этим сложно, т.к. писал их для форумного журнала ВГ (фото в статье, кстати, уже пролюбились). проблема больше в том, что чёрт меня дёрнул параллельно затронуть "святое" - Знамя Победы (я развенчивал миф о Егорове и Кантарии, писал о настоящем знеменосце Григории Булатове и о махинациях, вранье, сказках и попытках присвоить чужую славу Бересте и Неустроеве). Так что админы постарались многое чего вымарать. Но вообще - если брать только Кристи и его танки - то вот вам первая часть (она даже со всеми фото, ибо её ещё успели в формате электронного журнала сделать):
        https://en.calameo.com/read/0035708796cf11f4fedec
        Ну а на вторую часть ссылку я давал выше, но ещё раз повторю: http://forum.wotblitz.ru/index.php?/topic/3435-журнал-молния-шестой-выпуск/page__pid__60649#entry60649
        Если заинтересует насчёт Знамени Победы - стукайтесь в личку. 2 части из трёх остались только в глобальном интернет-архиве Wayback Machine (жаль, что вторая, самая важная, про Береста и Неустроева потеряна целиком).
        Третью часть по Кристи так и не дописал по личным обстоятельствам. Но она уже нашему читателю и не столь интересна, т.к. в ней был бы разговор о британских Кристи-танках.
        P.S. Если интересно и о Знамени - стукайтесь в личку. Ссылки на неудалённые версии в Вэйбек Машине я ещё помню. А, ещё вспомнил, что админы почему-то удалили и танковую статью "Трофеи на службе Победы", где разбиралось применение немецких танков в частях Красной Армии. Не знаю, почему. Кого-то как-то порочит?
        1. ser56 1 октября 2019 16:19 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          Спасибо за ссылки!
  4. Лексус 30 сентября 2019 18:40 Новый
    • 0
    • 2
    -2
    Тогда на ситуацию на биржах не ориентировались. Надо - значит надо!
  5. Undecim 30 сентября 2019 19:02 Новый
    • 6
    • 1
    +5
    В феврале 1928 года Кремль потратил 70 тыс. долларов на немецкого конструктора Йозефа Фольмера, который должен был разработать для СССР проект легкого танка массой до 8 тонн. К Фольмеру обратились неспроста – именно он занимался разработкой знаменитого немецкого A-7V, а также малышей Leichter Kampfwagen. Конструкция, предложенная немецким инженером, не была реализована, но послужила основой для чешских танков типа KH, а также шведской машины Landsverk-5 и танка Landsverk La-30. С определенной долей уверенности можно сказать, что советскими долларами было оплачено появление танковой промышленности Швеции – многие наработки, полученные в СССР, Фольмер позже реализовал в скандинавской стране.
    История советского танкостроения вроде разобрана и изучена до мелочей, тем не менее автор умудрился создать очередную интернет-легенду об "оплаченной советскими долларами шведской танковой промышленности"
    К сведению автора, к созданию шведских танков Landsverk-5 и Landsverk La-30.Фольмер вообще никакого отношения не имеет. Их разрабатывал другой немецкий конструктор, Отто Меркер. С 1929 по 1936 год Меркер работал в шведской компании Landsverk , где он возглавлял отдел разработки.
    Что касается Фольмера, он в СССР никогда не работал и денег на него лично никто не тратил. Деньги были потрачены в 1927 году на два танка KH.60 у фирмы Skoda. Эти танки разрабатывалисьпри участии Фольмера.
    1. Евгений Федоров 30 сентября 2019 19:08 Новый
      • 5
      • 1
      +4
      Источник - "Танки Кайзера" Федосеев С. Журнал "Бронеколлекция" 1996 год №6
      1. Undecim 30 сентября 2019 20:15 Новый
        • 7
        • 0
        +7
        Федосеев ошибся. Во первых, такую колесно-гусеничную систему разработали Эрнст Венделер и Богуслав Дорн из компании Hanomag в 1920 году. Фольмер ее усовершенствовал и уже в 1923 Министерство обороны Чехословакии купило у него проект за 1,3 миллиона крон, а в 1924 уже были построены два KH-50.
        Czechoslovak armoured fighting vehicles 1918-1945, Bellona Publishing, by Charles K. Kliment and Hilary Louis Doyle, 1979.
        Zincke, Gisela; Peter L. Albrecht (2003). Joseph Vollmer – Designer and Pioneer. Gaggenau: Buch & Bild Helma Wessel. (English Edition)
        1. Морской Кот 1 октября 2019 16:33 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          Добрый день, Вик Николаич. К Сёме Федосееву, точнее к тому, что он пишет, нужно относиться с известной осторожностью. У него никогда не было профильного образования ни по одной теме за которую он берётся, да и не служил он нигде и до середины девяностых оружия в руках не держал, всё только по журналам и книжкам.
          1. Undecim 1 октября 2019 17:23 Новый
            • 1
            • 1
            0
            Да уже поздно, уже пошла гулять "брехня по селу". Уже внизу некто ser56 восторгается статьей, найдя в ней "много нового".
            Таких "писателей", пишущих обо всем подряд, сегодня большинство, а благодаря таким "переписчикам", как на сайте, все это распространяется.
        2. CastroRuiz 4 октября 2019 14:46 Новый
          • 0
          • 0
          0
          KH eto Kolohousenka.
      2. BAI
        BAI 30 сентября 2019 23:12 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Конструктор - реально Меркер. Вы поторопились тиражировать статью на других ресурсах. Кстати, часто встречается наименование Landsverk L-30, а не Landsverk La-30.
  6. красноярск 30 сентября 2019 19:24 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    А почему в статье совсем не упоминается МС-1? Хоть и копия француза, но все-таки свое изделие.
    1. Коте пане Коханка 30 сентября 2019 21:39 Новый
      • 2
      • 1
      +1
      Впрочем как и ТГ-1 - Гротесков?
      1. Undecim 30 сентября 2019 22:03 Новый
        • 4
        • 0
        +4
        До танка ТГ автор еще не добрался. Гротте еще не приехал в СССР.
  7. parusnik 30 сентября 2019 19:58 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    царское правительство в меру своих возможностей все-таки тратило деньги на перспективные разработки — все мы помним пугающий своими размерами колесный танк Лебеденко («Царь-танк»).
    ...Это с двигателями Майбах, от сбитого немецкого дирижабля?
    1. амурец 30 сентября 2019 23:51 Новый
      • 6
      • 0
      +6
      Цитата: parusnik
      .Это с двигателями Майбах, от сбитого немецкого дирижабля?

      Да, В России всегда были проблемы с моторостроением. Даже то что, что в России впервые было освоено производство дизелей Р.Дизеля, не сильно двинуло моторостроение в России. Для справки: Р.Дизель создал двигатель так называемого компрессорного типа, в котором топливо в цилиндры подавалось воздухом, сжатым под большим давлением. Фактически, тот вариант ДВС, который используется сейчас, это Цикл Тринклера. Кстати, в Вики как бы мы не любили на неё ссылаться, это описано достаточно доступно.
      А в общем, в ту пору, начало ХХ-века, моторостроения в РИ было никаким, точнее его не было.
      И ещё. Первые серийные лёгкие танки Т-18 или МС-1 применялись при конфликте на КВЖД. Прорывать полосу укрепленного района можно было без слишком больших потерь только с помощью бронетехники. Советские танки были представлены машинами марки МС-1, которые выпускались серийно в СССР. Выдвигали эту бронетехнику секретно, без разглашения в войсках. Всего красноармейцы располагали одной ротой МС-1.
      Источник: https://armflot.ru/kampanii/272-sovetskie-tanki-v-konflikte-na-kvzhd
  8. tank-master 30 сентября 2019 21:30 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    Читаешь и понимаешь... что горе писака, пишет не зная темы... про Т-18 вообще забыл написать, про Т-12 и Т-24.. это были разные танки, первый опытный, второй серия... но они были первыми средними танками в СССР.
  9. ser56 1 октября 2019 16:16 Новый
    • 2
    • 1
    +1
    Спасибо за статью, есть достаточно много нового для меня и за фото!
  10. Джон22 1 октября 2019 21:01 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Да, неточности и полнота информации присутствует. Но может ещё покажется зерно истины.