Исторический детектив. Когда некуда деваться, или Битва титанов над морем

46
Наверное, в тот день, 17 августа 1943 года, экипажи британских кораблей из состава конвоя, шедшего из Гибралтара в Великобританию, наблюдали одно из страннейших событий Второй мировой.





Три самолета кружили в смертельном поединке, совершая маневры, стремясь зайти друг другу в хвост с целью последующего уничтожения.

В общем, на пятый год войны это было бы неудивительно, тем более что схватки над конвоями происходили постоянно. Особенно над подобными этому, который вез продовольствие на Британские острова. Немцы всегда старались осложнить противникам жизнь путем потопления судов снабжения.

Вся острота момента заключалась в том, КАКИЕ самолеты сражались в небе!

Это были В-24 «Либерейтор» и два «Фокке-Вульфа» FW-200 «Кондор».


В-24 "Либерейтор"



FW-200 "Кондор"


То есть представляете, да? Три четырехмоторных чудовища кружат в небе, устроив воздушный бой… Вообще, выглядит как воспаленный бред ненаучного фантаста, но увы, инцидент имел место и был зафиксирован множеством документов.

Жаль, что нет кинохроники. Я бы посмотрел на такое шоу.

Итак, пойдем с начала.

Конвой был собран в Гибралтаре и пошел, как я уже сказал, в Британию с грузом продовольствия из африканских колоний.

Исторический детектив. Когда некуда деваться, или Битва титанов над морем


Сейчас очень сложно сказать, где были корабли охранения и почему не получилось прикрыть конвой истребителями. Видимо, он был небольшой.

Англичанам стало известно о том, что для атаки конвоя из Бордо вылетели два «Кондора». Видимо, как-то засекли немецкие самолеты. Вообще "Кондоры" — это крайне неприятно. Мало того что бомбы, на самом деле более страшное оружие "Фокке-Вульфов" — дальнобойные радиостанции, с помощью которых на конвой можно было бы навести подводные лодки из Лорейна.



Но все, что можно было противопоставить немцам, — это один-единственный «Либерейтор» В-24D, да еще и в комплектации противолодочного самолета. Самолет с личным именем "Ковчег" из 480-й противолодочной группы вылетел с базы во французском Марокко как раз для прикрытия этого конвоя.



В общем, конвой шел у берегов Португалии, помощи в воздухе ждать было не от кого, поскольку все страны были либо нейтральны, либо (Франция) уже оккупированы немцами. С севера подтягивались «Кондоры», явно рассчитывая на удачную охоту, с юга летел «Либерейтор», и аккурат в районе конвоя самолеты встретились.

С «Кондорами» все понятно. Бывшие трансатлантические пассажирские самолеты стали морскими разведчиками и бомбардировщиками.

С «Либерейтором» все было сложнее. Самолет для поиска подводных лодок был максимально облегчен за счет снятия брони и огневых точек, и для воздушного боя был приспособлен, пожалуй, даже меньше своих оппонентов. Он располагал двумя или тремя 12,7-мм «Браунингами» в передней полусфере, этого относительно хватало для того, чтобы вразумить истребитель, неосторожно оказавшийся впереди самолета, но чтобы качественно расковырять такой самолет, как «Кондор», пожалуй, этого было маловато. Пулеметы располагались не очень хорошо, единственный носовой пулемет был дополнен двумя пулеметами в шаровых установках по сторонам носового обтекателя, что не сказалось положительно на кучности огня.



Ну и самое главное: пилот Хью Максвелл если и знал что-то о тактике воздушных боев истребителей, то, наверное, по рассказам летчиков в баре после полетов. А капитан Максвелл был пилотом бомбардировщика, и этим сказано если не все, то очень многое.

Экипаж назвал самолет "Ковчегом", рассчитывая на то, что самолет по примеру библейского грузовоза сможет выжить в любой передряге. Почти получилось, кстати.

И вот в небе над конвоем в 140 милях от побережья Португалии сошлись титаны: два «Кондора» и один «Либерейтор».

Наверное, стоит привести дальше ЛТХ самолетов, просто чтобы было вполне законченное понятие о том, кто там игрался в «ястребки».



Итак, «истребитель» В-24 весом в 25 тонн вывалился из облаков и начал пытаться зайти в хвост одному из «Фокке-Вульфов». Так как «Либерейтор» был побыстрее «Кондора», это почти получилось. Но зайти надо было не просто, а под углом, чтобы задействовать боковые пулеметы.

Стоит напомнить, что эффективная дальность 12,7-мм «Браунингов» в районе километра, но в воздушном бою эта дистанция уменьшалась вдвое. Так что В-24 начал сокращать дистанцию, а экипаж «Кондора», вполне ожидаемо, лупил в приближающийся «истребитель» из всего возможного оружия.



Но «Либерейтор», подойдя на расстояние эффективной стрельбы, поджег «Кондор», и «Фокке-Вульф» упал в воду.

Но пока американцы разносили первый «Фокке-Вульф», на втором догнали сцепившуюся пару и внесли свою лепту. Очевидно, экипаж второго немецкого самолета был более опытным, потому что за очень короткое время лишил «Либерейтор» двух моторов на правом крыле, которое к тому же еще и загорелось.

Так как брони не было, то немцы весьма неплохо повредили самолет внутри. По воспоминаниям экипажа, осколочные ранения получили все без исключения члены экипажа, была нарушена внутренняя радиосвязь, выведена из строя гидравлическая система, даже приборные панели были разбиты.

Падал «Либерейтор» столь же величаво, как и гонялся за первым «Кондором». А пока самолет падал, его бравый экипаж, отчаянно матерясь, расстреливал боекомплект в противника. Внутренняя связь не работала, так что приказа «покинуть самолет!» никто не услышал.

И – о чудо! – все-таки американцы умудрились напоследок поджечь обидчику один мотор!

Ну а дальше все разошлись. Американцы плюхнулись на воду неподалеку от тонущего «Кондора» №1, второй «Кондор» с чадящим двигателем ушел в сторону Франции. Позже выяснилось, что экипаж смог довести отперфорированную американцами машину до Бордо, но при посадке самолет разбился и сгорел. Экипаж выжил.



Американцев подобрали британские корабли конвоя, которых отчаянные охотники за подводными лодками все-таки защитили. В том числе и от подводных лодок, которые «Кондоры» запросто могли навести с баз в той же Франции.

Выжили 7 членов экипажа В-24 из 10. Также повезло четверым немцам из экипажа первого FW-200, их также выловили, и война на этом для них закончилась.

Эпичный случай. Пожалуй, наверное, это была единственная подобная «битва титанов» за всю войну.

Были упоминания о действиях экипажей «Сандерлэндов» Берегового командования британских ВВС. Экипажи этих лодок считали вполне нормальным для себя атаковать тяжелые машины противника типа FW-200, BV-138, He-111. Восемь пулеметов в носу, пусть даже винтовочного калибра – это в начале войны был тот еще аргумент.



Читал рассказ о таком происшествии, когда у побережья Норвегии один патрульный «Сандерлэнд» атаковал пять отбившихся от основной группы торпедоносцев Не-111 и разогнал их, сбив одного. Экипаж лодки утверждал, что у них не хватило боеприпасов, а так бы «Хейнкелям» вообще плохо бы пришлось.

Вот такие причудливые гримасы принимает иной раз лик войны.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    2 октября 2019 06:36
    Ну теперь , до кучи, найти еще бой на дирижаблях! Но интересно!.
    1. +9
      2 октября 2019 07:16
      Имел место бой дирижабля против подводной лодки.
      1. +7
        2 октября 2019 07:21
        Это немного не то... вот если бы она летала... В общем бой должен проходить в одной среде. wassat
      2. +8
        2 октября 2019 08:19
        Точно, американский дирижабль к-74 с немецкой подлодкой ю-134.
        Дирижабль сбили по глупости его командира- вместо того, чтобы навести противолодочгиков , а самому держаться в стороне, как ему приказывала инструеция, он решил атаковать подлодку на поверхности и закономерно был расстрелян.
        1. +13
          2 октября 2019 08:33
          Описанный в статье бой(или очень похожий) произошел 21 ноября 1943 года.Правда это были не Кондоры а 25 Не 177 Грифон из
          III Gruppe / KG40 вооруженных каждый 2 радиоуправляемыми бомбами Hs 293,которые атаковали конвой SL139/MKS30 шедший из Средиземного моря в Англию.Они потопили транспорт Marsa и повредили другой транспорт Delius,который дотянул до ближайшего порта. В свою очередь Грифоны были атакованы британским Б-24 из 224° Squadron del Coastal Сommand,который повредил 2 Грифона и заставил преждевременно сбросить бомбы третьего. Во время той атаки немцы потеряли 3 самолета-1 упал недалеко от конвоя.Второй разбился по неизвестным причинам во время возвращения,третий был брошен экипажем изза нехватки топлива.Еще 1 получил повреждения при посадке но был отремонтирован.

          .http://www.airpages.ru/lw/he177_bp.shtml
      3. +11
        2 октября 2019 08:33
        Впрочем, у командира дирижабля было оправдание- рядом находились два судна, которые лодка могла атаковать.
        Лодка, кстати ушла, а суда остались в целости.
        Но все равно командира дирижабля обвинили в нарушении приказа, а сняли обвинение только через десятилетие. В 1961 ему вручили Крест летных заслуг — «За особое мужество, проявленное в полете».
        Подлодку утопили через месяц.
        1. 0
          2 октября 2019 14:27
          ,,,правда акулы одного съели. Чем то похоже как Космос 2 U123 пытался таранить.
          1. +2
            5 октября 2019 13:54
            6 потопленных подлодок с крестами у экипажа впечатляют!!
            не пацаны летели в сопровождении,не пацаны.....
    2. +2
      2 октября 2019 07:53
      Вадим Панов " герметикон" фантастика, но бои дирижаблей имеют место
      1. 0
        2 октября 2019 22:44
        В фантастическом романе одного француза "Адская война" (год написания по моему 1907) описан эпичный бой двух дирижаблей на предельной высоте ... Вообще книжка забавная , но читал я её в конце 80-х в молодые годы .
  2. +12
    2 октября 2019 06:49
    Война, она такая. Воюй тем, что есть...бей врага там, где нашел, и тем, чем можешь. Причем задача победить, и не погибнуть! Как говорили фронтовики - ишь ты, решил голову сложить героически, а мы за тебя воюй? Жестокая правда войны!
    1. +1
      2 октября 2019 07:51
      Цитата: Горный стрелок
      Воюй тем, что есть...бей врага там, где нашел, и тем, чем можешь.

      Так не побоялись же!
  3. +16
    2 октября 2019 07:47
    Круто, правда круто!!! Американские ПАРНИ бились за своих! Так что историю, политику тех лет, можно по разному интерпретировать, но в смелости американским, английским ПАРНЯМ ни за что не откажешь! ТАК БЫЛО, ЭТО ВОЙНА!
  4. +4
    2 октября 2019 07:49
    Вот такие причудливые гримасы принимает иной раз лик войны.
    Спасибо! Интересно и неожиданно. Каких чудес только не бывает.
  5. +17
    2 октября 2019 08:02
    В воспоминаниях командира лидера "Ташкент" есть похожий эпизод. Когда немецкие пикировщики уже готовы были его добить ( последний корабль из Севастополя"!), появилась пара Пе-2, и отогнали их. Но"пешка" рождалась, как тяжёлый истребитель. И все таки не "Либерейтор" ни разу.
    1. +3
      2 октября 2019 13:33
      Цитата: Горный стрелок
      В воспоминаниях командира лидера "Ташкент" есть похожий эпизод. Когда немецкие пикировщики уже готовы были его добить ( последний корабль из Севастополя"!), появилась пара Пе-2, и отогнали их. Но"пешка" рождалась, как тяжёлый истребитель. И все таки не "Либерейтор" ни разу.

      Пе-2 - это ещё хорошо. У кого-то из черноморцев в воспоминаниях был эпизод, как вышедших в атаку на корабли немцев отгоняли "амбарчики", обеспечивавшие ПЛО - просто потому, что немцы подошли на малых высотах, так что шедшие выше истребители их не заметили.
      1. +3
        3 октября 2019 16:19
        Под Старой Руссой Ил-2 использовали для борьбы с транспортными самолётами немцев.
        Герой Советского Союза гвардии майор Жигарин Ф. А.
        Я получил задание произвести разведку одиночным экипажем и, если позволит обстановка, штурмовать аэродром. Вылетев утром, я решил идти под кромкой облаков и подойти к аэродрому, прикрываясь облачностью. Но за 15 км до линии фронта облачность кончилась и погода прояснилась. Я изменил решение и перешел на бреющий полет.
        Вдруг километра за 1, 5 впереди себя я увидел, как над самыми верхушками деревьев «ползут» три транспортных самолета — немцы решили проскочить на бреющем полете. Я быстро развернулся и пошел на сближение для атаки, атаковал первого ведомого, но он продолжал лететь в строю. Немцы держали строй, отстреливаясь из пулеметов. Вести атаку на бреющем полете было очень трудно. Я атаковал второй раз, опять правого ведомого. Он стал отставать и как-то неожиданно накренился на правое крыло, сшибая передо мною верхушки деревьев и расчищая дорогу. Атака ведущего была очень удачна: как раз в этот момент, когда мы уже подлетели к аэродрому, он пошел на подъем (по-видимому, желая показаться, чтобы с аэродрома видели мое преследование). Я подошел к нему очень близко и, когда после моей атаки объятый пламенем самолет резко пошел вниз, невольно занял его место, выскочив затем на аэродром Глебовщина. Несмотря на то что аэродром был сильно прикрыт ЗА, противник не открывал огня, но стоило мне только оторваться от самолета, чтобы атаковать транспортные самолеты, находившиеся на западной стороне, как был открыт ураганный огонь. Быстро сбросив на скопления самолетов зажигательную смесь, я зажег еще 4 транспортных самолета. На развороте мой самолет был поврежден зенитным огнем — правый элерон не работал, но опасность зенитного огня уже миновала, она осталась позади. С большим трудом мне удалось довести самолет до аэродрома и благополучно сесть.

        А встретившись в воздухе с Ю-87 так же старались вступить с ними в поединок.
        Герой Советского Союза майор Максимов Н. В.
        8 августа 1944 г. мне было приказано группой 12 Ил-2 под прикрытием 6 Як-1 нанести удар по танкам и живой силе противника, введенным в прорыв южнее Вильковишкис.
        При подходе к цели на высоте 950-1050 м я заметил группу вражеских самолетов Ю-87 в сопровождении небольшого количества истребителей. Группа, как впоследствии было установлено, состояла из 28 Ю-87, 4 ФВ-190 и 2 Ме-109.
        В результате одиннадцатиминутного боя было сбито 8 Ю-87 и один ФВ-190.
        После воздушного боя, который закончился в тылу противника, группа штурмовиков вернулась к своей цели и произвела 5 заходов.
      2. 0
        5 октября 2019 10:37
        У Минакова упоминался случай, когда их ДБ-3Ф привлекли для охраны морского конвоя от бомбардировщиков противника, правда до боестолкновения дело не дошло
  6. +8
    2 октября 2019 08:38
    Роман! Реч ведь о B-24D? Верно? Цитирую Вас:
    С «Либерейтором» все было сложнее. Самолет для поиска подводных лодок был максимально облегчен за счет снятия брони и огневых точек, и для воздушного боя был приспособлен, пожалуй, даже меньше своих оппонентов. Он располагал двумя или тремя 12,7-мм «Браунингами» в передней полусфере, этого относительно хватало для того, чтобы вразумить истребитель, неосторожно оказавшийся впереди самолета, но чтобы качественно расковырять такой самолет, как «Кондор», пожалуй, этого было маловато. Пулеметы располагались не очень хорошо, единственный носовой пулемет был дополнен двумя пулеметами в шаровых установках по сторонам носового обтекателя, что не сказалось положительно на кучности огня.

    Что такое "шаровые установки по сторонам носового обтекателя"?
    Смотрим чертежи и компоновочные схемы:



    В переднюю полусферу у В-24D могли вести огонь: носовая шаровая и две боковых шкворневых установки с 12,7 Браунингами , плюс верхняя турель 2х12,7 Браунинги, плюс выдвижная нижняя (возможно, у противолодочного варианта снята) турель 2х12,7мм Браунинги. Итого, как минимум, пять 12,7мм Браунингов.
    Или Вы неточно скопипастили, или косяк перевода, но с количеством и типом пулеметных точек у Вас косяк. hi
    1. +12
      2 октября 2019 10:07
      "Либерейтор" вообще был "летучим" кошмаром германских подлодок. В темноте вываливался прямо над головой идущей в надводном положении лодки, врубал мощный прожектор (забыл название) напрочь ослепляя зенитчиков и вахту, а потом вниз летели подарки, да ещё и теми же "полтинниками" отрабатывал. У ребят на фотографии "Ковчега" В-24 шесть силуэтов, боевой экипаж, хотя, конечно, скорей всего это зачёт всей эскадрильи. Но молодцы ребята -- вот что значит по-настоящему выполнять долг.
      Автору благодарность за интереснейший эпизод Великой войны.
      1. +6
        2 октября 2019 10:59
        скорее всего у либератора 5 из 6 - итальянские транспорты или шхуны.
        италия снабжала африку конфоями без эскорта потому авиация просто избивала все, что плавает.
        как писал один из летчиков бофайтера с мальты, если в конвое появлялся хоть один итальянский эсминец, обычно ничего утопить уже не получалось, и его огонь был очень опасен.
        1. +5
          2 октября 2019 20:50
          Хорошо что помянули помянули итальянские эсминцы, коллега. hi У нас вообще как-то стало принято ругать весь итальянский флот, кроме флотилии МАС, и ругают, в общем, за дело, но итальянские эсминцы как правило, прикрывая конвои идущие в Африку, дрались с англичанами упорно и до конца. Чего стоит история с миноносцем "Лупо" (Волк), который прикрыв транспорты дымзавесой пошел в атаку на британские эсминцы и, ведь надо же, остался цел, хоть и с большими потерями в команде, ни задачу выполнил, доведя транспортюги до порта. И он не один был такой.
      2. +2
        2 октября 2019 20:44
        Цитата: Морской Кот
        прожектор (забыл название)

        Лейт лайт.
    2. 0
      5 октября 2019 23:57
      Поздно. Автор уже получил свою кучу лайков. Это прямо по одному из законов Мэрфи: "Если факты противоречат теории, то тем хуже для фактов".
  7. +13
    2 октября 2019 09:08

    Хью Максвелл, стоит слева, с экипажем.
  8. Uhu
    +6
    2 октября 2019 10:58
    Забавно... Нет, ну например про то, как одуревшие от безнаказанности немцы на Ю-87 атаковали польские истребители - и неоднократно - это я знаю. Но там много что сказать можно, начиная с того, что среди лаптежников частенько попадались пилоты истребительной-то авиации, которым истребителей не хватило. Но противолодочный... Мде...
    Подобное бывало на Тихом Океане, но там летающие лодки друг за другом гонялись, да и Каталина рядом с Каваниши - почти истребитель, а тут laughing
  9. 0
    2 октября 2019 12:18
    Точнее все же не В-24, а PB4Y-2 Privateer.
    1. +6
      2 октября 2019 13:02
      Точнее все же не В-24, а PB4Y-2 Privateer.
      PB4Y-2 Privateer к описываемым событиям никакого отношения не имеет.

      Поступили в строевые части в конце 1944 года.
      1. +2
        2 октября 2019 13:06
        480-я противолодочная группа использовала B-24D.

        На фотографии - B-24D 480-й противолодочной группы.
        1. +4
          2 октября 2019 13:24
          Противолодочный вариант назывался PB4Y-1. Судя по фотографии, это самые первые варианты, на которых еще не установлена носовая турель ERCO.
          Стрелковое вооружение такое же, как у B-24D - десять 12,7 мм пулеметов Браунинг, только нижняя башня заменена на выдвижную турель.
      2. 0
        2 октября 2019 23:33
        Если-бы там был приватир то оба кондора не протянули бы и пол часа, эта зверюга Н6К и Н8К харчила.
  10. +6
    2 октября 2019 13:25
    Были упоминания о действиях экипажей «Сандерлэндов» Берегового командования британских ВВС. Экипажи этих лодок считали вполне нормальным для себя атаковать тяжелые машины противника типа FW-200, BV-138, He-111. Восемь пулеметов в носу, пусть даже винтовочного калибра – это в начале войны был тот еще аргумент.

    Как раз у "Сандерленда" был самый эпичный воздушный бой в истории базовой патрульной авиации - "Битва в Заливе".
    2 июня 1943 года "Сандерленд" EJ134 из 461 эскадрильи RAAF был перехвачен восьмёркой тяжёлых истребителей Ju-88. "Летающий дикообраз" избавился от бомб и попытался уйти. Попытка не удалась - немцы быстро его нагнали, и осси пришлось отбиваться. Бой длился 45 минут - один член экипажа "дикообраза" погиб (стрелок, один из двух RAF-овцев в экипаже), пятеро были ранены. В конце концов два оставшихся у немцев Ju-88 вышли из боя, а "Сандерленд" продолжал лететь. Долетел он до Острова уже в сумерках, поэтому командир решил срочно посадить повреждённую машину, а чтобы не утонуть от пробоин - выбросить её на берег. Посадка прошла успешно, но на следующий день самолёт был разбит волнами. Экипаж заявил о трёх сбитых и одном повреждённом немце.
    Впрочем, удача недолго была с экипажем. Через два месяца после этого боя, уже на новом "Сандерленде", они встретились с шестью Ju-88 - и были сбиты.
  11. +3
    2 октября 2019 15:22
    Гражданские "Кондоры" во время войны выполняли регулярные рейсы в Барселону.
    Военные FW-200 базировались в Бордо (Франция) и Ставангере (Норвегия) и использовались практически только для дальнего обнаружения конвоев, для чего несли увеличенный запас топлива и мощные радиостанции для связи как непосредственно с ПЛ, так и с базами.
    1. +2
      3 октября 2019 12:46
      Цитата: Лексус
      Военные FW-200 базировались в Бордо (Франция) и Ставангере (Норвегия) и использовались практически только для дальнего обнаружения конвоев

      Не только. Знаю как минимум два случая их использования (конечно вынужденного) в качестве военных транспортников - делали рейсы в Тунис, снабжая Роммеля и фон Арнима, и под Сталинград, снабжая Паулюса.
      1. +1
        3 октября 2019 15:36
        Спасибо, что поправили. Я хотел написать именно про морские, но не уточнил это.Вы абсолютно правы. Под Сталинградом большая часть немецких транспортников была уничтожена на аэродромах в Морозовске и Тацинской, но, как минимум, один "Кондор" был захвачен и потом выставлялся на выставке трофейного оружия в Парке Горького.


        На 2.20. hi
        1. +1
          5 октября 2019 14:09
          интересно -а как технически их в Москву доставили? Танки/орудия/т.п.- можно было перевезти по железке,а вот эти негабариты - как?использовали пленных летчиков?
          1. -1
            5 октября 2019 14:20
            Добрый день! hi
            Могли своим ходом. Я не искал статистику именно по "Кондорам", но знаю, что много техники оказалось в исправном состоянии. т.к. на момент капитуляции им банально заправиться было нечем, а фашисты были настолько деморализованы, что выведением из строя сдаваемой техники особо не заморачивались.
            1. 0
              5 октября 2019 14:29
              Цитата: Лексус
              фашисты были настолько деморализованы, что выведением из строя сдаваемой техники особо не заморачивались.
              -самолет крайне легко вывести из строя-в отличии от танков/артиллерии например
              Обычный молоток,10 минут и самолет будет нелетающим без очень серьезного ремонта
              Да даже банальный нож+проводка - уже даже тогда могли поставить в тупик всех желающих полетать наглухо
              1. -2
                5 октября 2019 15:16
                Читал про трофейные команды, там достаточно смекалистые технари были, при наличии "доноров" и запчастей многое восстанавливали, если имелась такая возможность.




                А неходовой "негабарит" на выставку на баржах доставляли по Волге-Оке-Москве.
          2. 0
            8 октября 2019 02:40
            Цитата: свой1970
            интересно -а как технически их в Москву доставили? Танки/орудия/т.п.- можно было перевезти по железке,а вот эти негабариты - как?использовали пленных летчиков?

            Отвечу просто, так как мой дед участвовал в этом процессе именно из-под Сталинграда - много трофейной техники в Москву, включая самолёты, было доставлено на баржах по Волге.
  12. +2
    3 октября 2019 07:52
    Статья супер! Читается легко и самое главное написано с юморком! Автору респект!
  13. +1
    3 октября 2019 08:39
    Превосходно ! Спасибо огромное ! Распечатал - папа у меня таким тоже интересуется и пусть вечером почитает !
  14. -1
    3 октября 2019 11:50
    прочитал с удовольствием.
    спасибо
  15. 0
    5 октября 2019 23:50
    Где детектив?
  16. 0
    7 октября 2019 12:27
    B-24 был ещё тот дикобраз! И ребята летали на них отчаянные. Почитайте Била Бриджмена, он на нем пролетал всю войну с Японией.
  17. 0
    30 сентября 2020 00:11

    - Б24 "Либерейтор"....