Летающая тачанка. Опытный самолёт P.12 Lysander Delanne

40
Созданный в 1940 году британский опытный самолет P.12 Lysander Delanne нельзя отнести к самым необычным боевым самолетам в истории авиации. История видела и гораздо более странные летательные аппараты, многие из которых даже выпускались в товарных количествах. Но своя изюминка у этой модели была. P.12 Lysander Delanne являлся модификацией легкого многофункционального самолета Westland Lysander и представлял собой экспериментальную модель с турельной пулеметной установкой, своеобразный вариант летающей тачанки. Самолет, построенный по тандемной схеме, отличался мощным кормовым вооружением и по задумке создателей мог решать различные боевые задачи.


P.12 Lysander Delanne




Легкий многоцелевой самолет Westland Lysander


В какой-то мере легкий многоцелевой самолет для взаимодействия с сухопутными войсками Westland Lysander был британским аналогом советского У-2 (По-2). В том плане, что это была универсальная и простая в пилотировании машина, которая решала огромное количество задач на поле боя. Небольшой самолет, представлявший собой одномоторный моноплан с высокорасположенным крылом и неубирающимся шасси, не отличался высокими летными характеристиками и успел устареть к началу Второй мировой войны, но был неприхотлив, хорошо управлялся и оказался крайне универсальным самолетом. Всего с 1938 по январь 1942 года в Великобритании и Канаде было собрано 1674 самолета Westland Lysander.

При создании самолета одним из обязательных требований британских военных было то, чтобы он мог на бреющем полете «подхватывать» с земли небольшие по размерам грузы, к примеру, контейнеры с важными донесениями. Такой способ связи подразделений между собой считался в 1930-е годы достаточно перспективным, так как радиостанции, их надежность и качество оставляли желать лучшего, а сами они имелись далеко не во всех полевых частях британской армии. Разработка самолета началась в 1934 году инженерами авиакомпании Westland. Первый полет опытной машины состоялся 15 июня 1936 года, а уже с апреля 1938 года самолет, получивший название Lysander в честь спартанского полководца, отправился в серийное производство.


Westland Lysander


Появление этого универсального летательного аппарата восходит корнями к боевому опыту Первой мировой войны, осмыслив итоги которой, британские генералы пришли к выводу, что армия нуждается в многоцелевом недорогом и неприхотливом самолете, способном вести разведку в интересах наземных частей, включая поиск подразделений, оторвавшихся от основных сил или окруженных противником и установление с ними связи, доставку снабжения и боеприпасов, эвакуацию в тыл раненых. Помимо этого, самолет получал возможность поражать наземные цели бортовым оружием и бомбами, а также выполнять связные и разъездные задачи. В первую очередь Westland Lysander был самолетом непосредственной поддержки и взаимодействия с сухопутными войсками.

Самолет, построенный инженерами Westland, отличался хорошими летными характеристиками на небольших скоростях полета, что позволяло эффективно вести разведку местности, в том числе с использованием фотооборудования, а также доставлять донесения. Помимо этого самолет получил возможность взлетать и садиться с небольших аэродромов, что особенно пригодилось уже в годы Второй мировой войны. Самолеты Westland Lysander часто привлекались для проведения спецопераций на оккупированных немцами территориях, а также для связи с французским сопротивлением. Для увеличения дальности полета на самолеты мог подвешиваться топливный бак емкостью до 150 литров. При всей своей универсальности небольшой легкий самолет в некоторых модификациях мог постоять за себя, так как получал два курсовых 7,7-мм пулемета, установленных в обтекателях колес шасси, а также 1-2 пулемета того же калибра на шкворневой установке для защиты задней полусферы. Помимо этого самолет мог взять на борт до 227 кг бомб (1х227 кг, 4х51 кг или 12 по 9,3 кг).


Westland Lysander


По своей универсальности Westland Lysander встает в один ряд с советским У-2. Стоит отметить, что англичане были далеко не единственными, кто спроектировал подобный самолет. Схожие по назначению легкие самолеты были созданы в США, Германии и СССР. Немецкий армейский легкий самолет Fieseler Fi 156 Storch, советский многоцелевой У-2 (позднее По-2) и американский легкий многоцелевой Piper Cub были самолетами одного порядка. При этом на фоне перечисленных образцов Westland Lysander отличался самыми большими размерами и взлетным весом. Как следствие, самолет был самым дорогим, но выгодно выделялся лучшими летными характеристиками. Установленный на английском самолете достаточно мощный поршневой двигатель Bristol Mercury XX, выдававший 870 л.с., обеспечивал многоцелевой машине максимальную скорость 340 км/ч, это значительно больше, чем у всех перечисленных выше самолетов. А одним из преимуществ Westland Lysander перед советским У-2 была более просторная и полностью остекленная кабина. В целом самолет оказался вполне удачным, что стало причиной появления большого количества модификаций и одной радикальной переделки – экспериментального самолета P.12 Lysander Delanne с мощным турельным вооружением.

Летающая тачанка P.12 Lysander Delanne


Экспериментальный самолет P.12 Lysander Delanne, который называли «турельным истребителем», летающей тачанкой или легким штурмовиком, представлял собой одну из машин, которая была создана на базе многоцелевого самолета Westland Lysander. Благодаря необычному внешнему виду построенный в единственном экземпляре самолет P.12 Lysander Delanne, который также неофициально называют Westland Wendover, стал достаточно известным, часто попадая в различные подборки самых необычных летательных аппаратов.


P.12 Lysander Delanne


«Турельный истребитель» был спроектирован и воплощен в металле инженерами компании Westland в конце 1940 года. Для этого конструкторы серьезно переработали один из серийно построенных образцов своего легкого многоцелевого самолета Lysander. В результате работ хвостовую часть самолета укоротили, установив в задней части фюзеляжа макет поворачивающейся стрелковой турели производства компании Nash & Thompson с 4х7,7-мм пулеметами, которая заменила собой стандартное хвостовое оперение. Подобные стрелковые турели британцы устанавливали на свои дальние бомбардировщики, к примеру Armstrong Whitley. Установка стрелковой турели потребовала от конструкторов замены стабилизатора на второе достаточно большое по размерам трапециевидное крыло с килевыми шайбами на концах.

В результате проведенных манипуляций получилось что-то, действительно похожее на летающую тачанку. Перед зрителями представал самолет тандемной схемы с достаточно большой огневой мощью, которая вся была сосредоточена в задней полусфере. По задумке разработчиков такое оборонительное вооружение должно было защитить легкий армейский многоцелевой самолет от атак истребителей Люфтваффе. Как показали боевые действия во Франции, Lysander оказался очень легкой добычей для немецких летчиков. Из 174 самолетов Westland Lysander, имевшихся в распоряжении британского экспедиционного корпуса, 88 были сбиты истребителями противника и зенитным огнем, еще 33 уничтожены на земле или брошены при отступлении.


P.12 Lysander Delanne


Правда, даже при наличии полноценной пулеметной турели возможности самолета защититься от атак высокоскоростных маневренных истребителей с пушечными вооружением были весьма условны. Но не случайно же прародитель этого детища сумрачного британского гения являлся многоцелевым самолетом. Британцы рассчитывали использовать P.12 Lysander Delanne в качестве ночного истребителя, а также легкого штурмовика. Последнее было даже более актуально, учитывая, что для истребителя самолет был очень медленным, а вот возможное вторжение немцев на острова британских военных действительно пугало. Для отражения возможной высадки на побережье были хороши все средства. Учитывая плачевное состояние британских вооруженных сил в 1940 году, попытка создания такого самолета представляется вполне оправданной.

Несмотря на то, что экспериментальный самолет на удивление хорошо управлялся в полете, даже в небольшую серию машина не пошла и осталась изготовленной в единственной экземпляре. Проблемы у самолета возникали только на рулежке, по свидетельствам очевидцев, он плохо держал курс, причиной было уменьшение базы шасси в процессе переделки. Построенный летный образец разбился во время одного из полетов в 1944 году. Несмотря на неудачную карьеру, самолет навсегда вписал свое имя в историю авиации, а до нас дошли многочисленные фотографии этого необычного летательного аппарата, внешне напоминающего большое насекомое с двумя головами.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    6 октября 2019 05:46
    Уточнять надо " тандемная схема" чего???? Двигатели один за другим ? Или крылья тандемно расположены....
    По сути это биплан с крыльями тандемом расположенными.....
    Жуткий пепелац.....
    Сравнивать перкалевый у-2 и Лисандр ( почти СУ-2)
    Не этично
    1. -4
      6 октября 2019 17:35
      Где Вы нашли сходство с Су-2? Да и с У-2 сравнение не очень. Эти самолёты достойно воевали на фронтах Великой Отечественной войны, а чудо техники под названием Lysander было бесславно бито.
      1. +1
        6 октября 2019 17:49
        Цитата: Вадим Т.
        а чудо техники под названием Lysander было бесславно бито.

        ?
        Говорят, "французское сопротивление" было создано британцами благодаря именно этим самолётам. Бесславно и регулярно летавшим на оккупированные территории, причём с посадкой.
        1. +1
          6 октября 2019 20:50
          Вы это серьёзно? О "французском сопротивлении"? И о роли в этом раздутом западной пропагандой мифе двухместного Р-12 тоже серьёзно? Это сколько же вылетов надо было сделать на тихоходном и практически незащищённом самолётике, чтобы перебросить во Францию, нашпигованную ПВО, радарами и эскадрами люфтваффе с ночными истребителями, хотя бы небольшой отряд диверсантов, а затем благополучно вернуться домой?
          1. +2
            6 октября 2019 21:23
            Цитата: Вадим Т.
            Вы это серьёзно? О "французском сопротивлении"?

            Однозначно. Пусть даже это и было скорее британской деятельностью на территории Франции.

            Цитата: Вадим Т.
            И о роли в этом раздутом западной пропагандой мифе двухместного Р-12 тоже серьёзно?

            Тоже однозначно.
            Кстати, основным самолётом для полётов к партизанам был По-2. Напомнить, сколько народу он возил?

            Цитата: Вадим Т.
            Это сколько же вылетов надо было сделать на тихоходном и практически незащищённом самолётике, чтобы перебросить во Францию, нашпигованную ПВО, радарами и эскадрами люфтваффе с ночными истребителями, хотя бы небольшой отряд диверсантов, а затем благополучно вернуться домой?

            Зрите в корень... Гигантская работа. Которую активно проводили как во Франции британцы, так и наши в Белоруссии и на Украине. Бесславно. Или бесславно только британцы?
            1. PCF
              +2
              6 октября 2019 23:02
              Позвольте вставить свои пять копеек!
              Хочу про французский Резистанс, оно же Сопротивление сказать. Так вооот, пленных французов на восточном фронте было порядка 23-26 тыщ, а в Сопротивлении участвовало МЕНЬШЕ, хотя туда после победы записывали всех непричастных.
              Сколько из дивизии Шарлемань в советских полях полегло с 43 по 45 года ща не вспомню, но тоже счёт на тысячи шёл.
              Ну и что в сухом остатке? Для деГолля и Леклерка Сопротивление это хорошо, так сказать проверенные люди, а нашим пленных кормить приходилось. Только Нормандия-Неман хоть какую-то пользу принесли.
              Французы те ещё друзья-союзнички. Как и румыны, и болгары, и поляки, и прочая, прочая...
              1. 0
                6 октября 2019 23:21
                Сергей, доброго времени суток! Я как раз это и пытался втолковать заслуженному господину Лопатову. Вся история французского сопротивления, особенно той его части, которую поддерживали британцы, сильно преувеличена. И это ещё мягко сказано. Французы себя комфортно чувствовали под немцами всё время оккупации, и воевать с немцами не хотели.. Основной костяк сопротивления составили советские военнопленные да небольшая часть французских коммунистов и антифашистов. А вот против нас французы воевали охотно. И в дивизиях СС, и в других подразделениях. Тут Вы абсолютно правы. Только попробуйте объяснить это г-ну Лопатову. Он у нас ярый поклонник туманного Альбиона и его жителей.
                1. PCF
                  0
                  6 октября 2019 23:27
                  Приходилось жить на Британских островах - Англия,Ирландия. Посмотрел на англосаксонскую культуру изнутри, ни разу не впечатлился. Футбол и пиво, вот что интересно бОльшей части населения, с графьями не довелось пообщаться, но и того что узрел хватает для более-менее адекватной оценки в целом. Как бы это помяХше... тухловат народец
                  1. 0
                    6 октября 2019 23:32
                    Согласен. Но зато мнения о себе они о-о-чень большого. Правь, Британия, морями - до сих пор, наверное, поют.
            2. 0
              6 октября 2019 23:04
              1. В некоторых источниках утверждается, что англичане на Р-12 перевезли во Францию около 400 человек (с 1941 по 1944 годы!) и примерно столько же оттуда. Скорее всего, Вы оперируете именно этими цифрами. Но повторю ещё раз: учитывая мощную систему ПВО немцев, наличие радаров и ночных истребителей эти цифры вызывают большое сомнение. Точно так же, как и "гигантская работа" тех четырёхсот диверсантов.
              2. Напоминать мне ничего не надо: на память пока не жалуюсь. Но Вам следует знать: работа наших лётчиков на По-2 действительно проведена гигантская, и не идёт ни в какое сравнение с британскими на Р-12, перед которыми Вы так преклоняетесь. Например, девушки-лётчицы из 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого и ордена Суворова полка совершали за ночь по 18-20 боевых вылетов. Повторю специально для Вас: по 18-20 боевых вылетов за ночь! Поэтому Ваше сравнение с британцами неуместно и некорректно, даже если принять во внимание озвученные выше цифры. И поэтому да, бесславно для ваших любимых британцев.
              3. За минуса отдельное спасибо. Если Вам от этого полегчало, буду только рад. Как говорится, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
              1. +2
                6 октября 2019 23:09
                Цитата: Вадим Т.
                по 18-20 боевых вылетов за ночь!

                Это на весь полк или на каждый самолет по 20 вылетов за ночь?
                1. -4
                  6 октября 2019 23:12
                  На одного лётчика, т.е. лётчицу. Почитайте мемуары ветеранов 46-го нбап.
                  1. +4
                    6 октября 2019 23:14
                    Цитата: Вадим Т.
                    На одного лётчика, т.е. лётчицу. Почитайте мемуары ветеранов 46-го нбап.

                    На самолет по 20 вылетов за 1 НОЧЬ???...и сколько длился 1 вылет тогда по Вашему?Ночь-это 6/7 часов
                    1. 0
                      6 октября 2019 23:30
                      6-7 часов - это летом. Но даже в такое время года ещё пара часов приходится на сумерки. Осенью и весной ночи гораздо длиннее. А что касается продолжительности вылета, то всё зависело от боевой задачи. Если слетать к партизанам через линию фронта, то может и 1-2 вылета за ночь. А если наносить беспокоящие бомбовые удары по вражескому переднему краю, то и 20-30 минут хватит. Но напряжение было такое, что после окончания полётов лётчиц в буквальном смысле вытаскивали из самолётов - у них уже не было сил, чтобы выбраться из кабины. К концу войны у некоторых девушек число боевых вылетов перевалило за 1000, а у многих было по 800-900. Вот это действительно гигантская работа ради победы.
      2. +1
        6 октября 2019 21:47
        Цитата: Вадим Т.
        Да и с У-2 сравнение не очень. Эти самолёты достойно воевали на фронтах Великой Отечественной войны, а чудо техники под названием Lysander было бесславно бито.

        У-2 никогда не применяли в качестве фронтового бомбардировщика, только ночного, а Лизандеры бросали на Дюнкерк днем без прикрытия. Оттого и дикие потери.
        1. +2
          7 октября 2019 11:25
          Цитата: Альф
          У-2 никогда не применяли в качестве фронтового бомбардировщика, только ночного

          Днём на бомбёжки тоже летали.
          14 февраля был взят Корсунь-Шевченковский. Однако противник, сконцентрировавший о направлении Лысянки мощную бронетанковую группировку, не оставлял попыток деблокировать окруженные войска В тот же день в штаб Ватутина по распоряжению Сталина прибыл главнокомандующий ВВС маршал авиации А. А. Новиков. Он приказал немедленно ударить всеми имеющимися силами по вражеским танкам, но из-за очень плохой погоды выполнить это распоряжение оказалось невозможным. Посланные на задание штурмовики 291 -й ШАД не смогли пробиться к цели из-за вьюг и и обледенения. На следующий день нa штурмовку отправились 4 Ил-2 с половинным бомбовым грузом. К цели дошли лишь 3 самолета (пара ст. л-та и. д. Павлова и ст. л-т а в. Рыков). а четвертому пришлось сесть на вынужденную. Совершив несколько заходов, они уничтожили незначительное количество танков и автомашин, но остановить продвижение противника, конечно же. не могли. Тогда Новиков нашел нестандартное решение, бросив против танков легкие самолеты 208-й ночной авиадивизии. Каждый По-2 был оборудован кассетами, в которых находилось до 250 противотанковых 1. 5кг бомб. Рано утром 15 февраля танковые дивизии немцев атаковал 91 По-2, который оказался более приспособленным для действий в сложных метеоусловиях. чем Ил-2 Неожиданная атака ошеломила неприятеля, множество танков было выведено из строя. После уточнения результатов удара в 12. 00 налет повторили 63 По-2. В итоге попытка противника прорвать кольцо была сорвана.

          © Авиация в боях под Корсунь-Шевченковским в феврале 1944 г. "АиВ", № 6'2004.
  2. +1
    6 октября 2019 06:11
    жуткий уродец однак
  3. +4
    6 октября 2019 07:33
    Может все таки сравнивать не с У-2 и Шторхом а ,например,с Р-5,Р-10, Hs126?
    1. 0
      6 октября 2019 20:01
      Цитата: mark1
      Может все таки сравнивать не с У-2 и Шторхом а ,например,с Р-5,Р-10, Hs126?

      Сравнили по назначению. Что логично. Причем базовую машинку, Лисандр, а не эту тачанку :)
      1. 0
        7 октября 2019 06:37
        Я думаю все же не стоит сравнивать самолет созданный для общевойскового применения с легкомоторным учебным бипланом и утверждать, что первый получился гораздо лучше. Вон -"костыль" достойный соперник.
  4. +1
    6 октября 2019 07:34
    Котопёс. Натурально!
    Интересная статья.
  5. +6
    6 октября 2019 08:57
    P.12 Lysander Delanne

    Британские учёные... самолёт воюющий попой вперёд - это прекрасно. Чувствуются зачатки толерантности.
    1. +1
      6 октября 2019 13:08
      Цитата: Серый брат
      Британские учёные... самолёт воюющий попой вперёд - это прекрасно. Чувствуются зачатки толерантности.

      "Тут всё не так однозначно" (с) laughing

      Известный автор П.Бауэрс утверждал, что, цитирую,
      "Этот самолёт..... должен был стать недорогим учебно-тренировочным самолётом для подготовки стрелков хвостовых пушечных установок"

      И в этом качестве он был бы весьма хорош
      1. 0
        6 октября 2019 19:18
        Цитата: Лопатов
        И в этом качестве он был бы весьма хорош

        В единственном экземпляре, да. Под хвост баловались. А "Харрикейны" их были дрянь.
        1. 0
          6 октября 2019 21:25
          Цитата: Серый брат
          В единственном экземпляре, да

          В серию не пошёл, сэкономили. Так что...
        2. +3
          6 октября 2019 21:44
          Цитата: Серый брат
          А "Харрикейны" их были дрянь.

          Смотря для какого времени. Для времени создания-вполне нормальный самолет, к 41-му-да, устарел. Но Битву за Британию вытащили именно эти "рабочие войны".
      2. 0
        6 октября 2019 19:58
        Цитата: Лопатов
        П.Бауэрс утверждал, что, цитирую,
        "Этот самолёт..... должен был стать недорогим учебно-тренировочным самолётом для подготовки стрелков хвостовых пушечных установок"

        Да ну.. Для подготовки стрелков за глаза достаточно наземных тренажеров. Тем более что радиоуправляемых мишеней тогда не использовали. А без них к чему там стрелка готовить? К высоте приучать? :)
        1. +2
          6 октября 2019 20:30
          Да не совсем хватает. Достаточно человека на 15-20 градусов наклонить и вся ориентация по-резьбе пошла. Причем это не дизориентация из-за вестибулярного аппарата, просто систему координат вам сместили. Попробуйте в Ил-2 сесть в бомбер и переключиться на стрелка турели - отвал башки. А если ещё выбрать шустрый бомбер типа SM-79, который маневрирует при атаке сзади, то вообще теряешься кто откуда лупит по тебе и куда стрелять надо. А про заднего стрелка Ил-2 вообще молчу - люди смерти в лицо смотрели в каждом вылете.
        2. +1
          6 октября 2019 21:27
          Цитата: Saxahorse
          Тем более что радиоуправляемых мишеней тогда не использовали.

          Говорят, "прародитель" этого самолёта активно занимался тем, что таскал "конусы"
          1. 0
            7 октября 2019 22:31
            Цитата: Лопатов
            Говорят, "прародитель" этого самолёта активно занимался тем, что таскал "конусы"

            Я о конусах как раз и подумал. Как их кто то на счетверенную турель ,сзади, тащить будет :))
        3. +1
          6 октября 2019 21:52
          Цитата: Saxahorse
          Для подготовки стрелков за глаза достаточно наземных тренажеров. Тем более что радиоуправляемых мишеней тогда не использовали. А без них к чему там стрелка готовить? К высоте приучать? :)

          Хорошо в тире, лежа за мешком, стрелять по бумажной мишени. Спокойно, мухи не кусают, пули не свистят. А вот в поле "почему-то" процент попаданий резко снижается. Интересно, почему ?
          1. 0
            7 октября 2019 22:39
            Цитата: Альф
            А вот в поле "почему-то" процент попаданий резко снижается. Интересно, почему ?

            Наверно потому что передоз адреналина мешает. Стрелять в тире и стрелять в "мессер" лупящий в тебя со всех стволов далеко не одно и то же. Потому и были все эти турели оружием скорее психологическим, редко попадали но хотя бы пилотов врага нервничать заставляли.

            А вот с точки зрения подготовки стрелка разницы никакой. Что он на наземном, двигающемся тренажере, потренируется гашетку нажимать что в воздухе его покатать, бензин потратить. В воздухе даже хуже, нет места для сержанта!
      3. 0
        6 октября 2019 21:41
        Цитата: Лопатов
        хвостовых пушечных установок

        Интересно, на каком британском самолете Бауэрс нашел кормовую ПУШЕЧНУЮ турель ?
        1. 0
          7 октября 2019 10:44
          Цитата: Альф
          Интересно, на каком британском самолете Бауэрс нашел кормовую ПУШЕЧНУЮ турель ?

          Или советский переводчик Бауэрса laughing
          1. 0
            7 октября 2019 17:25
            Цитата: Лопатов
            Цитата: Альф
            Интересно, на каком британском самолете Бауэрс нашел кормовую ПУШЕЧНУЮ турель ?

            Или советский переводчик Бауэрса laughing

            Тайна сия великая есть.
  6. 0
    6 октября 2019 09:29
    У традиционного Lysander обводы фюзеляжа напоминают Зеро.
  7. +7
    6 октября 2019 10:22
    Похоже у французов слямзили идею.
    Arsenal-Delanne AD 10C2 39г. разработки:

  8. 0
    6 октября 2019 19:59
    Действительно оригинальная машинка. Хотя на практике конечно от такой турели наверное мало толку.
  9. +1
    6 октября 2019 20:47
    P.12 Lysander интересная "попытка" конструктора. Может заднее шасси надо было сделать выдвигающимся назад ? Для ПМВ такая "схема конструкции" была бы уместна к "испытаниям" , в ВМВ лучше бы "сэкономили" бы 4 пулемета и стрелка-лётчика. Сегодня как летающий музейный экспонат good , жаль разбили crying
  10. 0
    7 октября 2019 20:34
    Британцев в 30-е реально "сбросило" с турельными установками. Вспомним "Дефайнт" или "Рок". Сами Бритты называли эти самолёты - "догони меня, чтобы я сбил тебя". Толку от них не было.