Disguise military equipment. Misleading the enemy

There are topics that do not disappear after regular publications, but periodically arise after some events. Like, for example, the theme of World War II before the next anniversary, the theme of Victory in the Great Patriotic War before May 9. At the same time, topics remain relevant and interest readers. Today is just such a topic.

Disguise military equipment. Misleading the enemy



It's about disguise. More precisely, on the disguise of military equipment and weapons. The fact is that even among the military there is a somewhat misconception about camouflage as such. Not to mention civil readers. Covering the whole topic is difficult. Therefore, I will reveal only the most significant and important aspects and talk about some types of camouflage. And let's start with the basics.

What is camouflage?


First of all, about the very concept of camouflage. In the most primitive sense, camouflage is the process of hiding one's own forces and means from the enemy. In fact, disguise is not only a game of hide and seek, but also an imitation of the composition of its own forces, weapons, fortifications, bridges, pipelines, airfields, and more. This is a system of misleading the enemy.

Classic examples of this disguise are known to all. Moscow and Leningrad during the siege. When, with the help of certain measures, cities became practically unknown to enemy pilots and gunners. On the map, one thing, in fact, another. Or a less well-known fact is the use of pseudo-tanks and pseudo-aircraft in the battle on the Kursk Bulge by the Soviet side. When at the front line suddenly appeared out of nowhere more than 500 tanks and 200 aircraft.

Disguise events are held at various levels. On the scale of the event, camouflage can be strategic, operational and tactical. Naturally, various engineering, technical and organizational measures are carried out.

It is clear that camouflage cannot be absolute. It is impossible to practically disguise an object from everything at once. Theoretically, this is possible, but practically ... In a real situation, success can be guaranteed only with 100% knowledge of enemy intelligence.

Hence another division of camouflage, by enemy intelligence. From “classics” like optical, thermal and sound to exotic ones such as acoustic, hydroacoustic, radio engineering and others. Only complex masking is effective.

Some types of effective camouflage. Camouflage net


The most famous way to disguise equipment and weapons is known to everyone from films and their own service. This disguise has been over a hundred years old. The camouflage network was first used in World War I to cover artillery batteries and headquarters from aircraft and enemy reconnaissance. And as the number of networks increases, the infantry positions and even entire fortified areas become masked.

The main requirement for a camouflage net is its complete identity with the surrounding area. And installing such protection from a prying eye does not take much time. True, such a network can only work efficiently at a certain distance. It rarely saves from visual observation of enemy intelligence.

There is another important drawback of this method of masking equipment and weapons. A classic grid cannot protect from a thermal imager or radar. Today, the classic mesh is more of an auxiliary camouflage than self-masking. More precisely, one of the elements of camouflage.

True, at present there are networks that can protect not only from visual, but also other types of reconnaissance - such as radar and thermal imagers. They are used to cover the mines of strategic missiles, headquarters and other important objects. Moreover, camouflage nets are used to completely block radio waves in both directions.

Despite the simplicity of construction and worldwide fame, camouflage net remains one of the most commonly used camouflage. Moreover, there are no restrictions for using the network. She can cover a freestanding machine, gun, or disguise the firing position of the squad, platoon, company.


You can make a forest road, field airfield, field hospital or ammunition depot “disappear”. There is a known case when a part of a large highway in Africa “suddenly disappeared”. The grid can work even in motion! Cars and other military equipment when driving on field roads, especially in the woods, are perfectly hidden under this camouflage. Aviation simply does not see them.

In general, the capabilities of camouflage networks have not yet been fully disclosed. New production technologies give rise to new opportunities for their use.

Aerosol masking


Under this scientific term is another well-known household name that came to the army from antiquity. Smoke screen. True, in modern times the combat mission of aerosol camouflage has changed somewhat.

In ancient times, smokes masked positions to conceal the size or location of troops. And since the First World War, smoke began to be used to disorient the work of artillery. You must admit that during direct fire firing, it is quite difficult for gunners to fire at an enemy that appears and disappears.

For some reason, it is believed that fumes are ineffective and work for a short time. Meanwhile, the use of this type of disguise is quite large-scale. The most grandiose smoke in the fleet. The areas hidden from the enemy are measured in tens of square kilometers! Smokes that can hide a squadron!

On land, such a disguise is also used quite often and on a large scale. Remember the movies where tankers simulate a car hit with a bucket of diesel fuel and rags. This is a classic movie trick actually used during World War II.

But were in stories wars and smokes of "naval scale". Even a special order was on the use of smoke (order on the Western Front of 26 on October 1943 of the year “On the mass and everyday use of camouflage smoke”).

When crossing the Dnieper, chemists created camouflage smoke with a length of 30 km! And during the capture of Berlin, more precisely, when the troops forced Marshal Konev Neisse, the river was simply hidden by smoke. Artillery dealt a powerful blow to the second line of defense, raised huge clouds of dust, and the troops forced the river under a smokescreen. How many tens of thousands of lives were then saved is unknown. But saved for sure.

But smoke is also used "vice versa." There are a great many ammunition that interfere with the effective work of the enemy directly in his positions. These are artillery shells, and air bombs, and other methods of moving smoke towards the enemy’s positions (in particular, special machines that create a powerful smoke screen with a fair wind).

In general, aerosol masking remains relevant today. The emergence of new substances that are used by military chemists makes this disguise quite long in time and resistant to the vagaries of the weather. So, during the exercises there was a case when smoke covered the group of forces for two days continuously!

Blinding camouflage


Unfortunately, this type of camouflage is used quite a bit today. The reason is simple: the emergence of many devices that allow you to see what is in reality. Perhaps that is why few people think about this type of disguise. Even when it is in meters from an object disguised in this way. The essence of this disguise is not in complete merging with the terrain, but in the distortion of the real image of the object. What is it for?

The answer to this question must be sought in the history of the First World War. The British fleet then suffered huge losses from German submarines. It is impossible to hide ships from the periscopes of submariners. But to make sure that the German torpedoes did not hit the ships was possible. The task was to create the illusion of the submarine commander. That's right, an illusion. By the size of the ship, by range ...

The problem was solved by ... coloring the warships. Invented a special coloring for ships British naval officer Norman Wilkinson. He proposed to color the warships in the style of ... cubism. Moreover, the coloring should be bright enough.

Those who at least once saw paintings by cubist artists of the early 20 century remember the strangeness of this style of painting. Pictures are perceived by different people in different ways. And even a minimal change in the illumination of the picture completely changes this perception. Ghost paintings, or "living" pictures.

The first ship, which in a new coloring went on a military campaign, was the HMS Alsatian. It happened in the year 1917. Spectators on the shore were amazed that the ship at a short distance from the shore suddenly turned into a pile of some obscure different-sized parts.

Moreover, the ship became larger. But most importantly, the audience could not even determine such a simple thing as where the feed is located, and where the bow of the ship. With the help of special coloring, the battle ship turned into a ghost!

By the way, Soviet armored trains and armored cars of the times of the Great Patriotic War were sometimes painted precisely using the technology of blinding camouflage! The blurring dimensions of the train significantly reduced the effectiveness of enemy aircraft. One of these armored cars in yellow-green coloring today stands in a museum in St. Petersburg.

Today, such a coloring is used little. More precisely, it is modernized. Remember the sea battle boats and small ships with their coloring. Wilkinson's idea in modern execution. Camouflage, which combines the effect of a camouflage net and the disappearance of dimensions, blurring the appearance of a dazzling camouflage.

By the way, the idea of ​​a sailor was picked up by the British army. The British in the same way painted several of their tanks. For the infantry, a new helmet coloring was proposed. Visually, such a soldier made a terrible impression: a certain analogue of the “headless horseman" ...

Overall, blinding camouflage is a thing of the past. Today, the use of weapons, especially in the Navy, has little to do with the visual perception of the object. The commander today focuses little on his own perception of the enemy ship. This is done by smart devices that do not respond to visual special effects.

Imitation of military equipment and weapons


Probably not among the readers of a man who would not know the saying about a needle in a haystack. Indeed, finding a small needle in a pile of dry grass is difficult. But there is an even more difficult and impossible task. Find a needle in a pile of other needles!

The next type of camouflage is precisely the same needle in a pile of other needles. We are talking about fake equipment and weapons, which mislead the enemy regarding opposing forces and weapons.

In general, ways to “increase” one's own power and thereby scare the enemy have always been used in war. Remember the famous bonfires that, on the orders of Macedon, Suvorov, Kutuzov and many other generals, were burned by soldiers before the decisive battles? Purely visual, the number of bonfires increased the number of troops at times and spread uncertainty in the ranks of the enemy.

Even earlier, the knights used roughly the same disguise. Huge armor, various wings, horns and the like, wide cloaks created the illusion of the power of a knight in the enemy. A huge rider against a small infantryman.

The modern version of the knight’s wings is inflatable weapons models. It is doubtful that the pilot who noticed the C-300 complex will not react to this installation. Especially when the devices confirm that it is a real machine.

The beginning of the use of "balloons" is considered the Second World War. It was then that the Americans first used the Sherman tank inflatable mock-ups. By the way, the layout was made very high quality. It was difficult to distinguish a “sell” from a real tank.

By the way, the Americans transferred several of these “cars” to the USSR. The effect pleased our command, and the production of inflatable tanks was established in the USSR on an industrial scale. Even special teams of artists were created who painted the models as close as possible to those machines that were used on this sector of the front.

On the one hand, producing inflatable mock-ups is simple and not particularly expensive. But on the other hand, in war conditions, they count every penny. And here, savvy came to the rescue of the Soviet soldiers.

Remember the recent film "28 Panfilov"? An episode with an imitation of a German tank that needs to be destroyed, and an episode with an artillery battery of logs a couple of hundred meters ahead of real positions. These are real episodes, more than once described in the memoirs of front-line soldiers.

Soviet commanders did exactly the same during the war. Artillery batteries, tank units in waiting areas, headquarters and even airfields were built from improvised material. There were even sapper units that were constantly engaged in this.

In the old Soviet film about the clumsy soldier Ogurtsov and the mother foreman Semibab under the title "Restless Farm" just one of such airfields is shown. Wooden mock-ups of aircraft that take on the attacks of enemy aircraft.

But let's leave history to the present. Today, in the presence of a large number of identification devices, it is difficult to deceive the enemy with wooden or even inflatable models. It is necessary to bring the layout as close as possible to reality in many ways.

Those mock-ups of C-300 launchers or aircraft of various modifications, which sometimes flash on TV screens, for devices create a complete picture of reality. Radars fix mock-ups as real cars (special fabric is used), thermal imagers “see” hot motors (special imitators) and so on.

Probably the only drawback of layouts today is their limited "range". The T-72 and T-80 tanks, Su-27 and MiG-31 aircraft, and S-300 air defense systems “fight” in the Russian army.

Prospects for the development of modern camouflage


Much of what is used today to effectively camouflage troops in the Russian army remains behind the scenes. The format of the article does not allow to touch upon all aspects of this activity of the Russian military. And the work of camouflage specialists requires keeping your mouth shut.

The rivalry between intelligence and those who oppose it has always been and will continue. The value of information from the enemy camp in a war is determined by the thousands of lives of their own soldiers. If we consider the experience of the Great Patriotic War, it should be noted: there are many examples of just such mistakes.

The episode of the crossing of the Neisse River by the troops of Marshal Konev was mentioned above. But there was another episode, which is little voiced by our historians. Crossing the river with troops of Marshal Zhukov. And this episode is directly related to the topic of this material. When the German maskers surpassed our scouts and replaced mock-ups instead of real troops.

Realizing that the Russians would advance with great forces, the Germans created many imitations of firing positions on the first line of defense. And immediately before the start of the offensive, the troops were sent to the second line. The most powerful fire raid fell on the layouts. And our soldiers were advancing with the backlighting on anti-aircraft searchlights on the raised dust. But the Germans saw the advancing at a glance.

The emergence of new detection systems, new weapons, new methods of warfare will always lead to the emergence of counteraction systems. This means that the art of disguise will not only live, but will also constantly develop. These are interconnected processes.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

65 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Маскировка боевой техники. Введение противника в заблуждение

Есть темы, которые не исчезают после очередных публикаций, а периодически возникают после каких-то событий. Как, к примеру, тема Второй мировой войны перед очередной годовщиной, тема Победы в Великой Отечественной перед 9 Мая. При этом темы сохраняют свою актуальность и интерес читателей. Сегодня именно такая тема.

Маскировка боевой техники. Введение противника в заблуждение



Речь пойдет о маскировке. Точнее, о маскировке боевой техники и вооружения. Дело в том, что даже среди военнослужащих бытует несколько неверное представление о маскировке как таковой. Не говоря о гражданских читателях. Охватить тему целиком сложно. Поэтому раскрою только наиболее существенные и важные аспекты и расскажу о некоторых видах маскировки. И начнем с азов.

Что такое маскировка


Прежде всего о самом понятии маскировки. В самом примитивном понимании маскировка — это процесс сокрытия от противника собственных сил и средств. На самом деле маскировка — это не только «игра в прятки», но и имитация состава собственных сил, вооружения, фортификационных сооружений, мостов, трубопроводов, аэродромов и прочего. Это система введения противника в заблуждение.

Классические примеры такой маскировки знают все. Москва и Ленинград в период осады. Когда с помощью определенных мероприятий города становились практически неизвестными вражеским летчикам и артиллеристам. На карте одно, на деле другое. Либо менее известный факт — использование псевдотанков и псевдосамолетов в битве на Курской дуге советской стороной. Когда на передовой внезапно появилось ниоткуда более 500 танков и 200 самолетов.

Мероприятия по маскировке проводятся на различных уровнях. По масштабу мероприятия маскировка бывает стратегической, оперативной и тактической. Естественно, при этом проводятся различные инженерные, технические и организационные мероприятия.

Понятно, что маскировка не может быть абсолютной. Невозможно практически замаскировать объект от всего сразу. Теоретически это возможно, но практически… В реальной обстановке успех может быть гарантирован только 100%-ным знанием средств разведки противника.

Отсюда и другое деление маскировки, по средствам разведки противника. От «классики» вроде оптической, тепловой и звуковой до экзотики типа акустической, гидроакустической, радиотехнической и прочей. Эффективной является только комплексная маскировка.

Некоторые виды эффективной маскировки. Маскировочная сеть


Наиболее известный способ замаскировать технику и вооружение известен всем по фильмам и собственной службе. Этой маскировке уже более ста лет. Маскировочная сеть впервые использовалась в Первую мировую войну для прикрытия артиллерийских батарей и штабов от авиации и разведки противника. А по мере увеличения количества сетей маскировать стали и позиции пехоты и даже целые укрепрайоны.

Главное требование к маскировочной сетке — это её полная идентичность с окружающей местностью. А установка такой защиты от любопытного глаза не занимает много времени. Правда, эффективно такая сеть может работать только на определенном расстоянии. От визуального наблюдения разведки противника она редко спасает.

Есть и ещё один важный недостаток этого способа маскировки техники и вооружения. Классическая сетка не может защитить от тепловизора или радиолокации. Сегодня классическая сетка — больше вспомогательный камуфляж, чем самостоятельная маскировка. Точнее, один из элементов маскировки.

Правда, в настоящее время есть сети, которые способны защитить не только от визуальной, но и других видов разведки — вроде радиолокации и тепловизоров. Они применяются для прикрытия шахт стратегических ракет, штабов и других важных объектов. Более того, маскировочные сети используются для полной блокировки радиоволн в обоих направлениях.

Несмотря на простоту конструкции и всемирную известность, маскировочная сеть остается одним из наиболее часто используемых камуфляжей. Причем для использования сети нет ограничений. Ею можно прикрыть отдельно стоящую машину, орудие или замаскировать огневую позицию отделения, взвода, роты.


Можно заставить «исчезнуть» лесную дорогу, полевой аэродром, полевой госпиталь или склад боеприпасов. Известен случай, когда «внезапно исчезла» часть большого шоссе в Африке. Сетка может работать даже в движении! Автомобили и другая боевая техника при движении по полевым дорогам, особенно в лесу, прекрасно прячутся под этим камуфляжем. Авиация их просто не видит.

В целом же возможности маскировочных сетей ещё полностью не раскрыты. Новые технологии производства рождают новые возможности для их использования.

Аэрозольная маскировка


Под этим научным термином скрывается другое известное бытовое название, которое пришло в армию из древности. Дымовая завеса. Правда, в новое время несколько изменилась боевая задача аэрозольной маскировки.

В древности дымы маскировали позиции для сокрытия численности или расположения войск. А начиная с Первой мировой войны дымы стали применяться для дезориентации работы артиллерии. Согласитесь, во время ведения огня прямой наводкой артиллеристам достаточно сложно вести огонь по то появляющемуся, то исчезающему противнику.

Почему-то считается, что дымы малоэффективны и работают короткое время. А между тем использование такого вида маскировки бывает достаточно масштабным. Наиболее грандиозно выглядят дымы во флоте. Площади, скрываемые от противника, там измеряются десятками квадратных километров! Дымы, способные спрятать эскадру!

На суше такую маскировку тоже используют довольно часто и масштабно. Помните кинофильмы, где танкисты имитируют подбитие машины с помощью ведра с соляркой и тряпки. Это классический киношный трюк, реально используемый во время Второй мировой войны.

Но были в истории войны и дымы «флотского масштаба». Даже специальный приказ был об использовании дымов (приказ по Западному фронту от 26 октября 1943 года «О массовом и повседневном использовании маскировочных дымов»).

При форсировании Днепра химики создали маскировочный дым протяженностью в 30 км! А при взятии Берлина, точнее, при форсировании войсками маршала Конева Нейсе, реку просто спрятали дымами. Артиллерия нанесла мощный удар по второй линии обороны, подняла огромные клубы пыли, а войска форсировали реку под дымовой завесой. Сколько десятков тысяч жизней тогда было сохранено, неизвестно. Но сохранено точно.

Но дымы используются и «наоборот». Существует великое множество боеприпасов, которые мешают эффективно работать противнику прямо на его позициях. Это и артиллерийские снаряды, и авиабомбы, и другие способы перемещения дымов в сторону позиций противника (в частности, специальные машины, которые создают мощную дымовую завесу при попутном ветре).

В целом же аэрозольная маскировка остается актуальной и сегодня. Появление новых веществ, которые используют военные химики, делает такую маскировку достаточно длительной по времени и устойчивой к капризам погоды. Так, во время учений был случай, когда дымы прикрывали группировку войск двое суток непрерывно!

Ослепляющий камуфляж


К сожалению, этот вид камуфляжа сегодня используется достаточно мало. Причина проста: появление множества приборов, позволяющих увидеть то, что есть в реальности. Наверное, поэтому об этом виде маскировки мало кто задумывается. Даже тогда, когда находится в метрах от объекта, маскирующегося таким способом. Суть данной маскировки не в полном слиянии с местностью, а в искажении реального изображения объекта. Для чего это нужно?

Ответ на этот вопрос надо искать в истории Первой мировой войны. Британский флот тогда понес огромные потери от германских подводных лодок. Спрятать корабли от перископов подводников невозможно. А вот сделать так, чтобы германские торпеды не попадали по кораблям, оказалось возможно. Задача состояла в том, чтобы создать у командира подводной лодки иллюзию. Именно так, иллюзию. По величине корабля, по дальности…

Проблема была решена с помощью… раскраски военных кораблей. Придумал специальную раскраску для кораблей британский морской офицер Норман Уилкинсон. Он предложил раскрасить военные корабли в стиле… кубизма. Причем раскраска должна быть достаточно яркой.

Те, кто хоть однажды видел картины художников-кубистов начала 20 века, помнят странность этого стиля живописи. Картины воспринимаются разными людьми по-разному. И даже минимальное изменение освещения картины полностью меняет это восприятие. Картины-призраки, или «живые» картины.

Первым кораблем, который в новой раскраске вышел в боевой поход, стал HMS Alsatian. Произошло это в 1917 году. Зрители на берегу были поражены тем, что корабль на небольшом расстоянии от берега вдруг превратился в груду каких-то непонятных разновеликих частей.

Более того, корабль стал больше. Но главное, зрители не могли определить даже такую простую вещь, как то, где находится корма, а где нос корабля. С помощью специальной раскраски боевой корабль превратился в призрак!

Кстати, советские бронепоезда и броневагоны времен Великой Отечественной войны иногда раскрашивались именно по технологии ослепляющего камуфляжа! Размытость габаритов поезда существенно снижала эффективность работы вражеской авиации. Один из таких броневагонов в желто-зеленой раскраске сегодня стоит в музее в Петербурге.

Сегодня такая раскраска используется мало. Точнее, она модернизирована. Вспомните морские боевые катера и малые корабли с их раскраской. Идея Уилкинсона в современном исполнении. Камуфляж, который соединяет в себе эффект маскировочной сетки и исчезновение габаритов, размывание внешнего вида ослепляющего камуфляжа.

Кстати, идея моряка была подхвачена армией Британии. Британцы по этой же схеме раскрасили несколько своих танков. Для пехоты же была предложена новая раскраска каски. Визуально такой солдат производил жуткое впечатление: некий аналог «всадника без головы»…

В целом ослепляющий камуфляж уходит в прошлое. Сегодня применение вооружения, особенно на флоте, мало связано с визуальным восприятием объекта. Командир сегодня мало ориентируется на собственное восприятие вражеского корабля. Этим занимаются умные приборы, которые на зрительные спецэффекты не реагируют.

Имитация боевой техники и вооружения


Наверное, нет среди читателей человека, который бы не знал поговорку об иголке в стоге сена. Действительно, найти маленькую иголку в куче сухой травы сложно. Но есть ещё более сложная и невыполнимая задача. Найти иголку в куче других иголок!

Следующий вид маскировки как раз и есть та самая иголка в куче других иголок. Речь пойдет о бутафорской технике и вооружении, которые вводят противника в заблуждение относительно противостоящих сил и средств.

Вообще, способы «увеличить» собственную мощь и тем самым напугать противника использовались на войне всегда. Помните знаменитые костры, которые по приказу Македонского, Суворова, Кутузова и многих других полководцев жгли солдаты перед решающими битвами? Чисто визуально количество костров увеличивало численность войск в разы и сеяло неуверенность в рядах противника.

Еще раньше примерно ту же маскировку использовали рыцари. Огромные доспехи, различные крылья, рога и тому подобное, широкие плащи создавали у противника иллюзию мощи рыцаря. Огромный всадник против маленького пехотинца.

Современный вариант рыцарских крыльев — надувные макеты вооружения. Сомнительно, что летчик, заметивший комплекс С-300, не среагирует на эту установку. Особенно тогда, когда приборы подтвердят, что это реальная машина.

Началом использования «воздушных шариков» считается Вторая мировая война. Именно тогда американцы впервые применили надувные макеты танка «Шерман». Кстати, макет был сделан очень качественно. Отличить «надувательство» от настоящего танка было сложно.

Кстати, несколько таких «машин» американцы передали СССР. Эффект порадовал наше командование, и производство надувных танков наладили в СССР в промышленных масштабах. Были созданы даже специальные бригады художников, которые раскрашивали макеты максимально приближенно к тем машинам, которые использовались на данном участке фронта.

С одной стороны, производить надувные макеты просто и не особенно дорого. Но с другой стороны, в условиях войны считают каждую копейку. И вот тут-то на выручку советским солдатам пришла смекалка.

Помните недавний фильм «28 панфиловцев»? Эпизод с имитацией немецкого танка, который надо уничтожить, и эпизод с артиллерийской батареей из бревен на пару сотен метров впереди реальных позиций. Это реальные эпизоды, не раз описанные в мемуарах солдат-фронтовиков.

Точно так же поступали и советские командиры во время войны. Из подручного материала строили артиллерийские батареи, танковые подразделения в районах ожидания, штабы и даже аэродромы. Были даже саперные подразделения, которые этим занимались постоянно.

В старом советском фильме о солдате-недотепе Огурцове и матером старшине Семибабе под названием «Беспокойное хозяйство» как раз и показан один из таких аэродромов. Деревянные макеты самолетов, которые принимают на себя удары вражеской авиации.

Но уйдем от истории в современность. Сегодня, при наличии большого количества приборов идентификации, обмануть противника деревянными или даже надувными макетами сложно. Необходимо максимально приблизить макет к реальности по многим параметрам.

Те макеты пусковых установок С-300 или самолетов разных модификаций, которые иногда мелькают на экранах телевизоров, для приборов создают полную картину реальности. Радары фиксируют макеты как реальные машины (используется специальная ткань), тепловизоры «видят» горячие моторы (специальные имитаторы) и так далее.

Наверное, единственным недостатком макетов сегодня является их ограниченный «ассортимент». В российской армии «воюют» танки Т-72 и Т-80, самолеты Су-27 и МиГ-31, ЗРК С-300.

Перспективы развития современных средств маскировки


Многое из того, что используется сегодня для эффективной маскировки войск в российской армии, осталось за кадром. Формат статьи не позволяет затронуть все аспекты этой деятельности российских военных. Да и работа специалистов по маскировке требует держать рот на замке.

Соперничество разведки и тех, кто ей противостоит, было и будет продолжаться всегда. Ценность информации из стана противника на войне определяется тысячами жизней собственных солдат. Если рассматривать опыт Великой Отечественной войны, то надо заметить: есть много примеров именно таких ошибок.

Выше был упомянут эпизод форсирования реки Нейсе войсками маршала Конева. Но был и ещё один эпизод, который мало озвучивается нашими историками. Форсирование реки войсками маршала Жукова. И этот эпизод имеет непосредственное отношение к теме этого материала. Когда немецкие маскировщики превзошли наших разведчиков и вместо реальных войск подставили под удар макеты.

Понимая, что русские будут наступать большими силами, немцы создали на первой линии обороны множество имитаций огневых позиций. И непосредственно перед началом наступления отвели войска на вторую линию. Мощнейший огневой налет пришелся по макетам. А наши солдаты наступали с подсветкой сзади зенитными прожекторами на поднятую пыль. А немцы видели наступающих как на ладони.

Появление новых систем обнаружения, нового вооружения, новых способов ведения боя всегда будет приводить к появлению систем противодействия. А значит, искусство маскировки будет не просто жить, но и постоянно развиваться. Это взаимосвязанные процессы.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти