Перуанский ВМФ на озере Титикака

26
История необычной флотилии Перу на Титикаке начинается в 1861 году, когда Рамон Кастилья, официальный представитель правительства этой южноамериканской страны, отправился в Великобританию. На туманном Альбионе Кастилья встретился с руководством литейного завода Джеймса Уотта в Бирмингеме, который, кроме всего прочего, занимался и судостроением. Перуанский чиновник заказал на британской верфи два идентичных судна. Они должны были в мирное время бороздить озеро Титикака в качестве грузопассажирского транспорта, а во время войны исполнять функции канонерских лодок.





Необходимость военных кораблей на водах высокогорного озера была аргументирована тем фактом, что Перу делит это озеро с Боливией. Последняя, в свою очередь, отчаянно конкурировала за права на добычу полезных ископаемых с Чили, вовлекая соседние государства и создавая напряжённость во всём регионе. В 1879-м году эта конкуренция выльется в пятилетнюю Вторую Тихоокеанскую войну (её именовали также Селитряной войной).

Учитывая специфику высокогорья и непосредственно будущей акватории, отдельно оговаривалось, что корпуса судов должны быть разборными. Непосредственная транспортировка судов осуществлялась в деревянных ящиках, вес каждого из которых не превышал 200 килограммов. Это обусловливалось тем, что ящики доставляли на побережье озера мулы, которые не могли поднять груз большего веса. Сумма контракта в итоге составила 8 тысяч фунтов, не считая 500 фунтов на запасные части и услуги британских инженеров на месте.

Необыкновенное путешествие в разобранном виде


После того как Темзинский металлургический завод (Уэст-Хэм, Восточный Лондон) выполнил заказ по контракту с заводом Уотта и упаковал все необходимые детали в ящики, груз отправился в долгое плавание. В октябре 1862-го года разобранные суда прибыли в тихоокеанский порт Арика. Там их ждал уже путь по железной дороге в перуанский город Такна. А уже из Такны начинается самый сложный отрезок пути – 350 километров до города Пуно, что на берегу озера Титикака.

Перуанский ВМФ на озере Титикака

"Явари"


Доставка частей к самому озеру обернулась настоящей Одиссеей. Свыше 2500 ящиков необходимо было пронести 350 км до высоты 3821 метр над уровнем моря. Отставание от графика, оптимистично ограниченного шестью месяцами, стало катастрофическим. Караваны бесконечно тормозили крестьянские восстания, землетрясения, угроза начала боевых действий и откровенное разгильдяйство самих носильщиков. Малограмотные разнорабочие без зазрений совести при любом удобном случае бросали груз на дороге. К тому же некоторые ящики и вовсе отправлялись не по тому адресу.

В итоге два корабля перуанского флота оказались в прямом смысле разбросаны на всём протяжении дороги в 350 километров. Путешествие длилось целые годы! К этому времени почти все британские инженеры уже сбежали с «крыши мира».


"Пуно" (бывшая "Япура")


Только в 1869-м году в Пуно был заложен первый пароход, «Явари», а 25 декабря 1879-го он был спущен на воду. При этом его систершип «Япура» увидел гладь озера Титикака только в 1873-м году.

Служба длиной в полтора века


Характеристики обоих судов были, естественно, идентичными. Длина – 100 футов (чуть более 30 метров). В движение оба судна приводил двухцилиндровый паровой двигатель мощностью в 60 лошадиных сил. А вот топливо для этих двигателей оказалось весьма оригинальным. Учитывая высокогорную специфику и сложность в доставке на высоту в 3821 метр любого груза, перуанские флотоводцы обратили внимание на смекалку местных жителей – индейцев, которые использовали в качестве горючего высушенный навоз лам. Поэтому и флотилия Перу на озере Титикака задымила сушёным кизяком. Кроме того военные, по некоторым данным, даже успели вооружить суда 24-фунтовыми орудиями, по два на каждый корабль.

Однако большая война до высокогорного озера не дошла, поэтому суда в основном исполняли гражданские задачи, хотя и принадлежали перуанскому флоту. Они перевозили пассажиров и всевозможные грузы – шерсть, текстиль, минералы и прочее – между Боливией и Перу.

Вторая Тихоокеанская война заметно подорвала экономику Перу и платёжеспособность её правительства. Страна из разряда небогатых перешла в разряд нищих. На рынке «неожиданно» появилась Перуанская корпорация, основанная, конечно, в Лондоне. Ушлые британцы быстро приватизировали перуанскую железную дорогу в 1890-м году, а заодно заявили притязания на озёрную флотилию. Скрепя сердце флот передал Британии оба судна.



Таким образом, по сути, «Явари» и «Япура» начали служить Великобритании, продолжая перевозить перуанцев и местные грузы. В 1914-м году основательно устаревшие суда решили модернизировать, поставив новые 4-цилиндровые двигатели Болиндера мощностью в 320 лошадиных сил. Скорость увеличилась до 10 узлов. Кроме того была расширена палуба, дабы полнее использовать коммерческий потенциал старичков.

Судьба систершипов разделилась


В 1975 году Перу всё же национализировала британскую компанию. Встал вопрос со старыми судами. Вначале они были переданы железнодорожной перуанской компании Empresa Nacional де Ferrocarriles, но суда продержались у них на балансе менее года. Спустя 85 лет «Явари» и «Япура» снова оказались в составе ВМФ Перу. Естественно, такое устаревшее наследство поставило перед командованием ряд вопросов. Перуанское командование решило отказаться от «Явари», а судно «Япура» не только приняли в состав флота, но и провели ремонт и переквалифицировали его в госпитальный корабль ВМФ Перу под названием «Пуно». «Пуно», как это ни удивительно, эксплуатируется по сей день, правда, в составе береговой охраны. Ведь границу с Боливией никто не отменял.


Отреставрированный двигатель "Явари"


Другая судьба ожидала «Явари», ведь корабль внезапно осиротел. Недолго думая, судно выставили на продажу в качестве металлолома. Однако желающих купить тонны металла возрастом свыше сотни лет и после этого тащить их с высоты 3821 метр не нашлось. К счастью для раритетного судна, в 1987 году благотворительные организации заинтересовались этим экспонатом XIX века. За пять тысяч долларов «Явари» был выкуплен, а на борту начаты реставрационные работы.

На данный момент судно доведено до ходового состояния, а на его борту функционирует музей. В 2015 году британская делегация, финансируемая фондом «Уэст-Хэм Юнайтед» (по сути, место рождения «Явари») и возглавляемая послом Великобритании в Перу, повторила многострадальный маршрут двух судов из Такны до Пуно через Андские горы. Наградой был небольшой круиз по легендарному озеру Титикака на борту функционирующего «Явари».
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    2 октября 2019 07:17
    Просто интересно .....
    1. +4
      2 октября 2019 07:52
      Вот это история. Жаль у нас из такого только крейсер Аврора остался.
      1. +22
        2 октября 2019 08:30
        Гражданский (Вадим)Жаль у нас из такого только крейсер Аврора остался
        Плохо свою историю знаете.Крабль "Коммуна" на ЧФ.1912 года постройки.Состав корпуса металла утрачен.Больше ста лет в строю.
        1. BAI
          +13
          2 октября 2019 08:39
          Там до сих пор в кают компании действующий дореволюционный рояль стоит. После ремонта дверной проем изменился и вынести инструмент, не сломав его, нельзя.
        2. 0
          2 октября 2019 10:16
          Сергей, он случайно не "Колхида" назывался ранее? Корабль специально сконструированный для судоподъёма.
          1. +2
            2 октября 2019 10:57
            "Волхов" - "Коммуна".
        3. +7
          2 октября 2019 13:08
          «Красный вымпел» — советский сторожевой корабль, первоначально яхта. Судно было спущено на воду в октябре 1910 года на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге под названием «Адмирал Завойко». Свое вооружение «Красный вымпел» получил в апреле 1924 года. И оно составляло четыре 75-мм орудия. Два в носу и два в корме. 29 ноября 1917 года экипаж яхты одним из первых на Дальнем Востоке перешел на сторону Советской власти. В июне 1918 года во Владивостоке корабль захватили белогвардейцы и японцы, но в январе 1921 года он был отбит частями Народно-Революционной Армии Дальневосточной Республики.
        4. +13
          2 октября 2019 14:52
          Состав корпуса металла утрачен.Больше ста лет в строю.
          Про металл и утраченный секрет - легенда, распространенная падкими до сенсаций писаками.
          Еще встречается информация, что сталь 25 лет выдерживали в пинских или карельских болотах и болотные газы придали ей необычайную стойкость.
          На сайте Российского государственного архива Военно-Морского флота к столетию корабля специально опубликовали статью о том, что в архиве сохранилась конструкторская документация, где оговаривалось применение обычной мартеновской стали.
          В 2015 году составом стали заинтересовался Роскосмос. Специалисты материаловедческого предприятия Роскосмоса "Композит" в итоге выдали заключение, что "по химическому составу, механическим свойствам, структуре и коррозийной стойкости сталь относится к низкоуглеродистым… Высокие эксплуатационные свойства корпуса судна обусловлены наличием труднорастворимой плотной оксидной пленки, обладающей высокими адгезионными свойствами к металлу."
          Труднорастворимая пленка с высокой адгезией получается оксидированием.
          Но с легендой расставаться тяжело и миф тиражируется дальше. Это как утраченный секрет булата.
    2. +1
      3 октября 2019 09:45
      Это скорее военно-озерный флот чем вмф
  2. +1
    2 октября 2019 07:24
    интересная судьба, и длинная дорога
  3. +2
    2 октября 2019 07:33
    Интересная статья. Прочитал с удовольствием. smile
  4. BAI
    +3
    2 октября 2019 08:43
    Только в 1869-м году в Пуно был заложен первый пароход, «Явари», а 25 декабря 1879-го он был спущен на воду. При этом его систершип «Япура» увидел гладь озера Титикака только в 1873-м году.

    Автор ничего с датами не напутал? Почему более ранняя дата - "только"?
    1. +4
      2 октября 2019 15:29
      Напутал. Собирать их начали в 1869 году. Начали эксплуатацию Явари в 1870, Япура в 1873 году.
  5. +10
    2 октября 2019 09:58
    Канонерка на озере- ну мелко это, несерьезно. Да на ней даже пушек не видно. Ну кого таким удивишь, озерная флотилия, хоть и горная.
    Вот авианосец на озере- другое дело, это размах!
    Знакомтесь- озерный авианосец IX-81 Сейбл, оз. Мичиган, 1943 год.
    Вот это другое дело, вот это размах флота!

    С него, кстати, летал в своё время Джордж Буш - старший, будущий президент США.
    Был еще один такой же в те же времена. У них еще и колеса были, они, может, и на сушу могли выезжать! smile
    Две АУГ на одном озере- а вам слабо?!
    laughing
    1. +1
      2 октября 2019 10:19
      Эскортный, всего навсего. Что не распихали по Латинским Америкам оправили на озёра. Американцы...
      1. +8
        2 октября 2019 10:32
        Учебный , переделанный из пассажирского колесного парохода. На озере было удобно вести подготовку летчиков- палубников, штормов практически нет, достаточно безопасно.
        Списали только в 1945.
        Из Великих озер в океан все равно выхода нет.
        Пишут, что японцы были в шоке, когда прослышали, но так и не поняли, что за новые авианосцы на озере без выхода в океан. smile
        1. +6
          2 октября 2019 12:42
          Цитата: Avior
          Учебный , переделанный из пассажирского колесного парохода. На озере было удобно вести подготовку летчиков- палубников, штормов практически нет, достаточно безопасно.

          А теперь озеро Мичиган является бесценным источником палубных самолётов времён ВМВ - за время подготовки курсанты утопили машин всех типов на целую палубную авиагруппу тяжёлого авианосца.
          На примерно 120.000 тренировочных посадок, совершенных на учебные авианосцы, было зарегистрировано около 200 аварий. Примерно в 120 из них пилоты были вынуждены совершить вынужденную посадку на воду. Невероятно, но человеческие потери за период эксплуатации «Росомахи» и «Соболя» ограничились всего 8 пилотами, которые пропали без вести!
          © Антон Ляпин. Авианосцы озера Мичиган.
          Так что есть из чего выбрать, да и в озёрной воде машины довольно хорошо сохранились. Вот этот "медленный, но смертоносный" пролежал на дне около 50 лет:
    2. 0
      3 октября 2019 18:06
      У них еще и колеса были, они, может, и на сушу могли выезжать!

      Это бывшие паромы. Их переделали в учебные авианосцы. От паромов остались колёса. Которые и приводили в движение корабли.
      Перестройка Greater Buffalo была сравнительно несложной операцией. С бывшего парома были срезаны надстройки, а дымовая труба смещена к правому борту, где был смонтирован небольшой «остров».
      Поверх основной палубы была установлена на специальных подкреплениях стальная летная палуба длиной до 163 метров (в отличие от USS Wolverine (IX-64), на котором летная палуба была деревянной). Ангара не было, так как авианосец предназначался только для учебных операций и всегда оперировал в спокойных водах Великих Озёр. Также на корабле не устанавливалось никакого вооружения.
      Силовая установка была оставлена в целости, сделав «Sable» одним из двух уникальных колесных авианосцев.

      https://ru.wikipedia.org/wiki/USS_Sable_(IX-81)#Конструкция
  6. +1
    2 октября 2019 10:20
    Прелестная история, спасибо Ветру. Чудны дела твои, Господи! request
  7. +2
    2 октября 2019 14:14
    А что, гордо звучит: "горные моряки"! У нас бы такие в фонтанах буз воды купались бы. В самый лютый мороз.
    1. 0
      2 октября 2019 15:16
      Горные моряки и в РФ есть, и в СССР были....
  8. +6
    2 октября 2019 16:07

    Машинное отделение "Явари" с двухтактным нефтяным калильным двигателем. В России их называли болиндерами, от названия шведской фирмы J & CG Bolinders Mekaniska Verkstad AB, поставлявшей их в Россию.
    Главное достоинство таких двигателей - возможность работать без перенастройки на керосине, лигроине, дизельном топливе, сырой нефти, растительном масле, отработке машинного масла и нетребовательность к уходу.
    Кроме того, для таких двигателей не надо никаких реверсных механизмов, они работают одинаково в любую сторону вращения, для реверсирования просто плавно снижают обороты до тех пор, пока очередная вспышка топлива не произойдёт раньше, чем поршень подойдёт достаточно близко к верхней мёртвой точке, после чего маховик останавливается и начинает вращение в обратную сторону.
  9. 0
    2 октября 2019 16:37
    Еще более интересная история:
    Германский ВМФ в МЕРТВОМ МОРЕ belay С настоящим боем!
    Нацисты решили подложить свинью с тыла Британской империи. И подвезли по железной дороги со стороны нынешней Иордании настоящий военный корабль с пушкой прямо к Мертвому морю. И спустили его на воду. Зачем? Тевтонский гений не понять... Корабль начал патрулировать. Местные доложили англичанам. Те не сразу поверили, но послали самолет проверить. Правда. Тогда послали истребитель с подвешенной бомбой.
    Попали. Корабль не сдался и затонул (насколько это возможно в том солевом растворе). Все.
    1. +3
      2 октября 2019 20:41
      Зато больше никто не может похвастаться "боевым кораблём" в Мёртвом море. good
    2. +3
      2 октября 2019 22:17
      Монгольский ВМФ. Родился в 1938г. Место базирования оз. Ховсгол. Привезли из СССР по частям буксир "Сухбаатор", экипаж 7 "моряков", старший офицер Ган-Батор. После начала "рынка" приватизировали. hi
  10. 0
    3 октября 2019 16:38
    Здравствуй, умная головка,
    Ты давно ль из чуждых стран?
    Кстати, что твоя «поповка»,
    Поплыла ли в океан?