Из БМП в бензовозы. Бронированный топливозаправщик БТЗ-3

Доставка горюче-смазочных материалов в части на переднем крае является непростой задачей, дополнительно усложняемой из-за активности противника. Любой враг будет стараться атаковать автоколонны с топливом, что может помешать работе войск. В связи с этим армии могут быть необходимы специализированные защищенные машины. Интересный вариант решения такой задачи был предложен в отечественном проекте бронированного топливозаправщика БТЗ-3.



БТЗ-3 в парке "Патриот"


В ожидании решения


В тридцатых годах в нашей стране имела место попытка создания топливозаправщика на базе танкового шасси, но она не дала реальных результатов. Разработка защищенного транспорта для ГСМ фактически остановилась на несколько десятилетий. Новые работы в этом направлении, итогом которых стал реальный образец, стартовали в связи с войной в Афганистане.

Советские автоколонны регулярно попадали в засады противника, который старался уничтожать не только боевые машины, но и технику обеспечения. Автоцистерны с ГСМ подвергались особому риску и несли серьезные потери. В середине восьмидесятых годов это привело к старту научно-исследовательской работы по теме защищенного заправщика.

Однако дальше эскизного проектирования дело не пошло. НИР показала, что имеющиеся потери заправщиков несущественны и с ними можно мириться. Кроме того, группировка в Афганистане постепенно уменьшалась, что сокращало потребность в новой технике. В итоге работы по защищенным заправщикам были остановлены на неопределенный срок.

После начала первой войны в Чечне наша армия вновь столкнулась с проблемой нападений на автоколонны, приводившей к потере горючего, техники и людей. Минобороны вновь запустило НИР по созданию защищенного топливозаправщика. Головным исполнителем в этом проекте стало Конструкторское бюро специального машиностроения (г. Санкт-Петербург) во главе с А.В. Пантелеевым.

КБСМ проработало целый ряд вариантов облика заправщика и представило их заказчику. В сложных условиях того времени армии пришлось выбрать наиболее простой проект, предусматривавший перестройку боевой машины пехоты БМП-1. Этот проект получил развитие и дошел до строительства опытной техники. Новый образец обозначался как бронированный топливозаправщик БТЗ-3.

На базе БМП


Проект БТЗ-3 предусматривал перестройку существующей бронемашины с удалением ненужных агрегатов и установкой новых устройств. При этом удалось полностью сохранить существующий бронекорпус, силовую установку, ходовую часть и некоторые бортовые системы. Таким образом, уровень защиты, габариты и масса, а также подвижность практически не менялись. Также удалось сохранить плавучесть.

При переделке БМП-1 лишилась башни и всех устройств боевого отделения. Также освободили десантное отделение. Проем под башню закрыли круглым листом с люком для доступа внутрь. Все люки и двери десантного отсека остались на своих местах. За счет этого обеспечивался более удобный доступ ко всему бортовому транспортному и раздаточному оборудованию.

Большую часть освобожденного объема заняли несколько баков для перевозки топлива общей емкостью 3 тыс.л. Также имелся бак для 100 л масла. Под баки использовали объем бывшего боевого отделения и почти весь десантный отсек. При этом у кормовых дверей оставалось некоторое пространство для монтажа прочей аппаратуры.

Баки топлива при помощи набора трубопроводов и арматуры собирались в единую систему. БТЗ-3 получил основной и резервный насосные блоки, а также раздаточную систему с краном типа РК-32. Бортовая аппаратура обеспечивала выдачу жидкостей с расходом до 150 л/мин. Предусматривался раздаточный рукав длиной 9 м на катушке. Отсек целевого оборудования оснащался системой пожаротушения.


Прототип в процессе проверки


Бронированный топливозаправщик мог принимать на борт, перевозить и выдавать ГСМ, обеспечивая снабжение войск. Наполнение своих баков осуществлялось собственными насосами или при помощи внешних средств. Аппаратура обеспечивала заправку техники, открытую или закрытую под давлением. Также можно было раздавать жидкости в мелкую тару. Работа систем обеспечивалась в диапазоне температур от -30° до +30°C. На подготовку к работе или к убытию с позиции уходило около 3 минут.

Экипаж БТЗ-3 включал двух человек, отвечавших за вождение и применение целевой аппаратуры. Их рабочие места находились в корпусе, в старом отделении управления. Экипаж имел штатные люки БМП со смотровыми приборами. Для связи использовалась радиостанция Р-123М.

Заправщик БТЗ-3 мог двигаться в одних колоннах с другой бронированной и автомобильной техникой сухопутных войск и самостоятельно преодолевать водные преграды. Экипаж и жидкий груз защищались от различных угроз. Сохранялась всеракурсная защита от бронебойных пуль нормального калибра и от малокалиберных снарядов с передних углов.

На полигоне и в войсках


Проектирование БТЗ-3 было выполнено в середине девяностых годов. Для строительства опытной техники Минобороны выделило две старые БМП-1. На одном из ремонтных заводов их переоборудовали по новому проекту. Получившейся опытной технике предстояло показать свои возможности в разных условиях.

Один из опытных заправщиков проходил всесторонние испытания в условиях полигона. Второй прототип передали одной из частей, задействованных в Чечне. Таким образом, в кратчайшие сроки были проведены все необходимые проверки, в том числе в условиях реальной эксплуатации в войсках. БТЗ-3 показал все свои возможности и хорошо зарекомендовал себя. Машина получила высокие оценки и могла рассчитывать на большое будущее.

Однако после проведения испытаний все работы фактически остановились. Армия не стала заказывать серийные заправщики и внедрять их в войсках. Два опытных БТЗ-3 так и остались в одиночестве. Сейчас одна из этих машин является экспонатом выставки в парке «Патриот».

По разным данным, судьбу проекта определили финансовые возможности армии и отсутствие единых взглядов на необходимость бронированных заправщиков. Использование готовых шасси не исключало прочие затраты на строительство, а целесообразность подобной техники оставалась темой споров. В итоге победила точка зрения, согласно которой заправщик БТЗ-3 был слишком дорогим и ненужным армии.

В начале двухтысячных годов КБСМ попыталось получить заказы от гражданских структур. Топливозаправщик БТЗ-3 предлагали предприятиям нефтегазовой отрасли. Насколько известно, никакие коммерческие организации не заинтересовались таким предложением, и заказы не поступали. Несколько лет назад БТЗ-3 все еще присутствовал в каталоге продукции КБСМ, но затем его убрали.

Плюсы и минусы


По результатам испытаний на полигонах и в войсках бронированный топливозаправщик БТЗ-3 получил высокую оценку. Действительно, этот образец имел целый ряд положительных черт технического и эксплуатационного характера. Впрочем, он не был лишен некоторых недостатков.


Крыша музейной бронемашины. Видна новая секция крыши с люками


Главным плюсом БТЗ-3 мог бы стать сам факт наличия такой техники в войсках. В условиях вооруженного конфликта защищенный заправщик имеет очевидные преимущества перед автомобильной техникой. Такая машина имеет больше шансов пережить атаку противника и сохранить ГСМ для снабжаемого подразделения.

Также преимуществом являлось использование существующего и хорошо освоенного шасси боевой машины пехоты. Это упрощало серийный выпуск новой техники, а также позволяло топливозаправщикам двигаться в одних колоннах с мотострелками, в том числе по бездорожью, через водные преграды и т.д.

Основным недостатком можно было считать относительно малую емкость баков. БТЗ-3 перевозил 3 тыс. л топлива, и по этому параметру проигрывал автоцистернам. Так, топливозаправщики на базе грузовика ЗИЛ-131 брали на борт не менее 4 тыс. л жидкостей. Другая техника обладала еще более емкими цистернами. При этом грузовые автомобили отличаются от бронетехники меньшей сложностью и стоимостью эксплуатации.

Бронирование корпуса БМП-1 нельзя было считать защитой от всех угроз. Обстрел из крупнокалиберного оружия в бортовую проекцию или противотанковые гранаты могли поразить БТЗ-3 и спровоцировать пожар. Кроме того, топливозаправщик внешне отличался от линейных БМП-1, что угрожало его безопасности.

Так или иначе, при всех своих преимуществах и недостатках, бронированный топливозаправщик БТЗ-3 не сумел попасть в войска. Попытка вывести эту машину на коммерческий рынок тоже не увенчалась успехом. Проект не смог реализовать весь свой потенциал. В результате мы получили только интереснейший экспонат в музее, а армии до сих пор и в любых условиях приходится использовать незащищенные топливозаправщики на автомобильных шасси. Изменится ли эта ситуация в будущем – неясно.
Автор:
Использованы фотографии:
Russianarms, Vitalykuzmin.net
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Коте пане Коханка 4 октября 2019 05:15 Новый
    • 2
    • 1
    +1
    Интересная машина, спасибо!
  2. lucul 4 октября 2019 06:06 Новый
    • 6
    • 0
    +6
    Вполне нормальный вариант , по сравнению с ЗиЛ-131. К тому же их строить и не надо , на консервации ещё много БМП-1 , которые можно переделать в БТЗ-3.
    Лучший для неё вариант - топливозаправщик переднего края .
    1. Ryaruav 4 октября 2019 20:03 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      эта машина для второй линии где существует вероят ность обстрела осколками на излете и шальными пулями даже крупного калибра
  3. michell 4 октября 2019 06:08 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    Не очень понятна концепция применения данной машины. Я бы ещё понял цель создания подобного девайса для ВДВ (на базе БТР "Ракушка", к примеру), но мотопехоте-то он зачем?
    1. Lexa-149 4 октября 2019 09:35 Новый
      • 5
      • 0
      +5
      Его можно было бы ввести в штат ВМО МСБ. Три штуки. Из расчёта по одной на роту. Объёма цистерны вполне хватило бы для пополнения заправки роты. Особенно в условиях формирования водной преграды с ходу и захвата плацдарма. Колёсному заправщику переправа нужна.
    2. ProkletyiPirat 4 октября 2019 16:30 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      Цитата: michell
      но мотопехоте-то он зачем?

      Затем что сегодня ДРГ более совершенны, и одним из способов защиты является возможность использования грунтовых дорог и переправка вне узкостей, например речные переправы вне мостов и бродов...

      А вообще на мой взгляд сделано неправильно, нужно было переделать в транспортно-боевую машину куда внутри можно было бы положить и обычный грузы(люди, еда, боеприпасы....) и наливные грузы в мягкой упаковке.
      1. Saxahorse 4 октября 2019 21:07 Новый
        • 5
        • 0
        +5
        Цитата: ProkletyiPirat
        А вообще на мой взгляд сделано неправильно, нужно было переделать в транспортно-боевую машину куда внутри можно было бы положить и обычный грузы(люди, еда, боеприпасы....) и наливные грузы в мягкой упаковке.

        Что характерно, такая машина давно имеется причем в больших количествах. И называется МТ-ЛБ. Прямо так и расшифровывается - "транспортер бронированный".
        1. ProkletyiPirat 4 октября 2019 21:59 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          На мой взгляд сия машина не подходит из-за слишком маленького внутреннего объёма, из-за чего их надо слишком много относительно обычной техники. Да и эластичных баков для жидкостей(бензин\соляра\керосин\вода) предназначенных размещением внутри МТЛБ я не видел. А ведь именно в этом суть озвученного мной мнения.
          1. Saxahorse 4 октября 2019 22:03 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            Цитата: ProkletyiPirat
            На мой взгляд сия машина не подходит из-за слишком маленького внутреннего объёма

            Объем по факту заметно больше чем у БМП. Перевозят опять же в бочках. Ну а если вам очень своя идея с мягкими баками нравится, то есть МТ-ЛБ в варианте КШМ. Такая будет вдвое выше на уровне грузового отсека.
            1. Saxahorse 4 октября 2019 22:13 Новый
              • 1
              • 0
              +1
              Хотя понятно что до Урала ей все равно далеко и высоко laughing
            2. ProkletyiPirat 5 октября 2019 00:22 Новый
              • 2
              • 0
              +2
              Цитата: Saxahorse
              Объем по факту заметно больше чем у БМП. Перевозят опять же в бочках.

              В том то и проблема, в озвученном мной варианте колонна сначала может завести топливо и продукты, а на обратном пути вывести раненных, или другой пример сначала довести пехоту до рубежей, потом вывезти раненых, а потом привезти топливо. А вот с специализированными бензовозами\водовозами\... так не получится и они будут ездить порожняком, плюс они идеальная цель для ДРГ ибо внешне отличаются, а в озвученном мной варианте все машины внешне одинаковы..
              1. Saxahorse 5 октября 2019 20:19 Новый
                • 1
                • 0
                +1
                Цитата: ProkletyiPirat
                А вот с специализированными бензовозами\водовозами\... так не получится и они будут ездить порожняком, плюс они идеальная цель для ДРГ

                Совершенно с вами согласен в этом моменте. Универсальные машины намного полезнее специализированных, которых, по закону Мерфи, в нужный момент конечно же под рукой не окажется.

                А вот важность маскировки колонн мне кажется , вы преувеличиваете. Диверсантов уровня Отто Скорцени кот наплакал. Большинство из сегодняшних это отморозки радующихся одному факту что хоть что то рвануть удалось. А уж какая именно машина подвернулась никто из современных бармалеев даже не думает.
                1. ProkletyiPirat 5 октября 2019 21:35 Новый
                  • 1
                  • 1
                  0
                  Цитата: Saxahorse
                  А вот важность маскировки колонн мне кажется , вы преувеличиваете.

                  Просто вы видимо смотрите на менее интенсивные БД, и\или на действия в тех регионах где невозможна-затруднена атака колонн снабжения. Я же учитываю в первую очередь въетнам, донбас и лесную часть РФ, тоесть регионы где много растительности для маскировки ДРГ.
  4. serg.shishkov2015 4 октября 2019 06:23 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Интересный образец! А то, что внешний вид отличается- на КВ-8 45-мм пушка была в кожухе под 76-мм, и тут можно было какую нибудь маскировку придумать
    1. Lexa-149 4 октября 2019 09:39 Новый
      • 5
      • 0
      +5
      Ну, да. Оставить поворотную башню с катушкой, а в стволе разместить вытягивающийся шланг. Подъехал, повернул "ствол" к заправляемому, вытянул шланг, заправил и повернул башню к другому. Кормовое оборудование тоже оставить.
  5. ВАШ 4 октября 2019 06:24 Новый
    • 1
    • 1
    0
    Правильно. А то танки, БМП, БТР в броне, а снаряды им подвозят обычные Уралы, топливо также в цистернах на базе Урала. Не правильно это. И еще не правильно что топливо у нас в армии возят в цистернах, рассматриваемая машина не в счет, она бронированна. Немцы возили бортовыми грузовиками в бочках и канистрах. Основание при обстреле пуля пробьёт одну бочку и все, а так всей цистерне каюк.
    1. Вольный ветер 4 октября 2019 07:11 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Так и наши точно так же возили, У бензовоза слишком узкая специализация, я даже не знаю у нас они выпускались или нет. По крайней мере бензин по ленд -лизу шел в бочках и в канистрах 20 литровых.
      1. serg.shishkov2015 5 октября 2019 08:24 Новый
        • 0
        • 0
        0
        В Войну были целые наливные автороты! Недавно книгу перечитывал про Сталинград, в ней таблица по обеспеченности транспортными средствами, включая наливники и пароконные сани
  6. Zeev Zeev 4 октября 2019 06:44 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Интересно, а вариант с бронированием бензовозов в Минобороны РФ рассматривать не пробовали? Просто навесить на цистерну хоть листы брони, хоть мешки с песком, чтоб прикрыть?
    1. zadorin1974 4 октября 2019 08:49 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      Пробовали-полная лажа получалась.На два блока возили соляру БТРом(в канистрах в десанте).Завелись два дебила,дадут пару очередей и в ноги.Водовозку фиг бы с ней,забил пару чепиков и дальше.С наливником проблема,с полупустой страшно,а когда закрыли ящиками с песком с боков и с верху для урала очень тяжело(не тянет и греется).
  7. Вольный ветер 4 октября 2019 07:02 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Гражданским он конечно не нужен. Для снабжения войск , нет. Для заправки во время боя? Может быть. Может у танка горючка кончилась, во время боя все может быть, тем более указатели топлива не очень то точны, мягко скажем. Хотя лазать во время боя со шлангами .......... А для снабжения войск нужен грузовик с бронированной кабиной обязательно , бронированной цистерной может быть заполняемой инертными газами, может быть протектируемой.
    1. Бодипанчер 4 октября 2019 13:00 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      МРАП только с бочкой в кузове
  8. Den717 4 октября 2019 07:16 Новый
    • 7
    • 2
    +5
    Правильно, что не принимали эту машину. Бронезащита невысокого уровня, емкость для топлива 3000 литров, этого даже на штатный комплект БМП МСР не хватит, даже с учетом неснижаемого запаса топлива в бакам техники. Если в критической ситуации возникнет необходимость какую-то технику дозаправить в зоне применения оружия, все можно из баков группы помощи. Но вообще-то, для того и существует неснижаемый запас топлива на машине. В текущей же боевой работе пополнение запасов осуществляется после вывода подразделения из непосредственного соприкосновения с противником. Это азы....
    1. Lexa-149 4 октября 2019 09:54 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      Если при неснижаемом запасе в 100 литров из данной машины в каждую БМП роты (10 единиц) влить по 300 литров, то в сумме получится, что роту заправят почти на 100%.
      Думаю, если таких машин в ВМО МСБ будет 3-4 штуки + 1-2АТМЗ, то это будет хорошее подспорье в плане тылового обеспечения.
      Разве нет?
  9. Грац 4 октября 2019 08:19 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    по большому счёту это все равно был эрзац, а не нормальная специализированная машина, водила скорее всего даже выбраться не успел бы из неё при экстренном случае
  10. Strashila 4 октября 2019 08:41 Новый
    • 6
    • 0
    +6
    "БТЗ-3 перевозил 3 тыс. л топлива, и по этому параметру проигрывал автоцистернам. Так, топливозаправщики на базе грузовика ЗИЛ-131 брали на борт не менее 4 тыс. л жидкостей", на самом деле это не аргумент, пусть слабенькая броня но защита, возможность преодолевать водные преграды, проходимость явно лучше колесной техники, низкий контур машины. Машина нужная, вопрос в количестве.
  11. эдельвейсс968 4 октября 2019 20:13 Новый
    • 0
    • 0
    0
    концепция на 5 исполнение на 3 - легких путей ищем, используем то что выходит в тираж. а теперь перекиньте эту идею на Витязь - сочлененый вездеход с наилучшей проходимостью, умением форсировать реки и болота, и грузоподъемностью до 30тонн от модификации. причем пойти по пути Вермахта, забив штатный кузов бочками или мягкими емкостями, как вариант
  12. Saxahorse 4 октября 2019 21:16 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Машина любопытная, но военные правы. Особого смысла не имеет. Для таких нужд сто лет как известна МТ-ЛБ. Бронетранспортер, причем тоже плавающий. Бензин, если так приспичило, можно и в бочках перевозить, и в мягких емкостях. Он же, и боезапас подвезет и раненых заберет. А вот такая специальная переделка совсем не в тему. Мало где понадобится. Ну и не стоит забывать что и МРАП-ы для того же случая придумали.
    1. Saxahorse 4 октября 2019 21:29 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Если кто то вдруг забыл эту замечательную машину:


      Как видим МТ-ЛБ ценят все. :)
  13. voyaka uh 5 октября 2019 21:02 Новый
    • 2
    • 4
    -2
    А вот это - правильно!
    Такая машина нужна. Когда кончается топливо, танки обречены.
    Но достаточно каждый заправить чуть-чуть и уже можно выйти
    из-под огня противника.
  14. grumbler 9 ноября 2019 12:04 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Как концепция, машина нужная. Регулярное появление таких статей (см. также "Прокачай мне «мотолыгу». Как апгрейдят МТ-ЛБ", https://warhead.su/2019/11/08/prokachay-mne-motolygu-kak-apgreydyat-mtlb?utm_source=warfiles.ru) говорит о том, что военным нужна "универсальная гусеничная транспортная платформа" с модульным оснащением под разные задачи - для доставки к позициям топлива, боеприпасов, воды, термосов с едой, и пр. Экипаж должен сидеть в бронированной кабине, отделенной от грузового отсека. В грузовой отсек ставить унифицированные транспортные контейнеры. Чтобы на машину можно было нагрузить одновременно термосы для пищи, емкости для питьевой воды, заодно забросить почту, имущество, боеприпасы. Контейнеры (кассеты/поддоны) для боеприпасов/ВВ делать так, чтобы при подрыве энергия взрыва уходила в сторону и их выбрасывало из машины. Емкости для топлива - с противо-взрывным наполнением и наддувом углекислотой/азотом. Для воды - с защитой от пробоин. Обязательно нужна защищенная башенка с пулеметом для самообороны и наблюдения за обстановкой.
    Развитая система постановки дымовой/радиолокационной завесы (уход из под удара за "чернильным облаком" по-видимому главное средство выживания таких машин). Развитая система пожаротушения. Кран-манипулятор для погрузки.