Колониальный бронеавтомобиль Alvis-Straussler AC-3


Общий вид броневика AC-3. Фото Zonwar.ru

С начала тридцатых годов британский конструктор венгерского происхождения Николас Штраусслер разрабатывал собственные проекты бронетехники. Первые броневики не вышли из стадии испытаний, однако работы продолжились, и вскоре появилась машина AC-3. В отличие от предшественников, она смогла заинтересовать заказчиков и даже поступить в серийное производство по заказу одной из зарубежных стран.

Для зарубежного заказчика



В середине тридцатых годов Нидерланды собрались провести перевооружение колониальных войск, для чего им требовалось некоторое число легких бронемашин. В начале 1936 г. министерство по делам колоний через частную фирму Murrem and La Port связалось с компанией Н. Штраусслера и запросило информацию о ее бронеавтомобилях. Через несколько месяцев две организации определили условия дальнейшего сотрудничества.

Заказчик желал получить переработанный броневик AC-2, и Н. Штраусслеру пришлось заняться изменением проекта. Броневик сохранил некоторые особенности конструкции, но изменил свой внешний вид. Его решили не считать модификацией существующего образца и назвали AC-3. Серийные образцы на службе назывались AC-3D.

В основе проекта AC-3 лежали имеющиеся наработки. Некоторые инженерные решения без особых изменений перешли в него от самого первого AC-1, но применялись и новые агрегаты. Н. Штраусслер вновь использовал полноприводное двухосное шасси особой конструкции. Его дополнили новым корпусом и башней, разработанными с учетом требований заказчика.

Особенности конструкции


Броневик опять построили на основе прямоугольной рамы. В задней ее части помещалась силовая установка с бензиновым двигателем мощностью 110 л.с. Через механическую коробку передач и распределительную коробку мощность распределялась на две оси. Мосты машины опять имели зависимую подвеску на поперечных листовых рессорах под полуосями. Такая подвеска обеспечивала большой ход колес, но сокращала клиренс.


Машина имела характерную носовую часть. Фото Zonwar.ru

В проекте AC-3 отказались от необычных форм бронекорпуса в пользу более технологичной конструкции на основе каркаса. Лоб и корма корпуса, а также башня защищались 13-мм броней. Прочие детали имели толщину 9 мм. Готовый корпус и мог сниматься с шасси для доступа к внутренним агрегатам.

Лобовая часть корпуса новой машины была образована несколькими крупными деталями. Они образовывали прямоугольную в плане структуру, по бокам которой размещались вертикальные борта и треугольные скулы. Средний лобовой лист и передние щитки крыльев колес образовывали сплошной «бампер». Схожим образом сопрягались верхние элементы крыльев и крупный лобовой лист.
Изначально предлагалось использовать уже привычный лобовой люк для наблюдения за дорогой, но его получил только первый прототип. Затем лоб корпуса переработали по настоянию голландцев.

Заказчик хотел получить курсовой пулемет. Для его размещения на лобовом листе предусмотрели узкую рубку. Она находилась у левого борта машины, а справа от нее предусмотрели менее крупный выступающий короб – рубку водителя.

Центральная и кормовая части корпуса с боевым отделением и МТО имели шестиугольное поперечное сечение. Корму выполнили сужающейся и оснастили решеткой для радиатора. В передней части крыши кормы имелся лючок, прикрытый небольшой откидной рубкой.

Колониальный  бронеавтомобиль Alvis-Straussler AC-3
Вид сзади. Лючок над задним постом управления приоткрыт. Фото Tank2.ru

На крыше корпуса помещалась компактная шестиугольная башня. В лобовом листе расположили амбразуру. Крыша состояла из двух листов и имела люк для стрелка.


Согласно большинству источников, голландские военные желали поместить в башне броневика AC-3 крупнокалиберный пулемет Inf.M.30 Paw – копию американского M2. Однако прочие материалы показывают, что броневики получили иное оружие.

Все известные броневики AC-3D комплектовались парой пулеметов Inf.M.23 – изделие Vickers под голландский патрон 6,5х 53,5 мм R. Один такой пулемет монтировался в башне, второй – в рубке рядом с водителем. Башня обеспечивала круговой обстрел, тогда как курсовой пулемет контролировал только ограниченный сектор. Общий боекомплект – более 1300 патронов. В укладке перевозился дополнительный пулемет «Виккерс».

Экипаж включал трех или четырех человек. Водитель и стрелок находились впереди в корпусе. Под башней находился второй пулеметчик. В корме имелся второй пост управления для езды задним ходом. При необходимости в экипаж можно было включить второго водителя. Доступ в машину обеспечивался крупной дверью на левом борту и верхним люком башни. Также имелись многочисленные смотровые щели и лючки.


Интерьер боевого отделения, вид назад. Фото Tank2.ru

Машина AC-3 сохранила габариты и массу предшественников. Длина не превышала 4,7 м при ширине 2,1 м и высоте менее 2,5 м. Боевая масса – всего 4 т. Двигатель большей мощности позволял развивать скорость до 70-75 км/ч. Проверенная конструкция шасси обеспечивала хорошую проходимость.

Заказ Нидерландов


В 1936 г. Нидерланды провели тендер на закупку броневиков, но было понятно, что машина Н. Штраусслера является фаворитом. Его компания Straussler Mechanization Ltd не могла самостоятельно обеспечить крупносерийное производство техники, и для этого ей пришлось объединиться с фирмой Alvis Car and Engineering.

В сентябре того же года министерство по делам колоний заказало компании Alvis-Straussler 12 броневиков. Согласно контракту, каждый из них стоил 4570 фунтов стерлингов (около 300 тысяч в нынешних ценах). Машины следовало построить двумя партиями и передать заказчику в начале 1938 г. Затем их собирались по морю отправить в Голландскую Ост-Индию.

Половина заказа была выполнена в начале 1937 г., однако отправка техники в колонии задержалась. Транспортное судно пришло в г. Батавия (ныне Джакарта, Индонезия) только в конце года. В начале 1938-го в колонии пришла вторая партия из шести броневиков. Из 12 машин сформировали эскадрон с четырьмя взводами. Каждый взвод имел по три броневика, несколько машин вспомогательного назначения и мотоциклы. Кроме того, непосредственно к эскадрону приписывалось несколько вспомогательных автомобилей.

Новые контракты


Заказ Нидерландов поспособствовал появлению интереса у третьих стран. В 1937 г. один из опытных AC-3 отправился в Португалию для испытаний и оценки. Машина хорошо зарекомендовала себя, в результате чего появился новый контракт. Лиссабон заказал три броневика в «голландской» конфигурации. К 1938-му заказ был выполнен, полученные машины свели в одно подразделение.


Броневик AC-3D для Нидерландов. Фото Zonwar.ru

В том же 1937 г. начались переговоры по третьему контракту. На броневики Н. Штраусслера обратили внимание Королевские военно-воздушные силы Великобритании. Машина AC-3, несмотря на ограниченные характеристики, могла справиться с задачами патрулирования и охраны авиабаз. Компании Alvis-Straussler заказали новый вариант броневика специально для КВВС. Контракт с RAF предусматривал поставку 12 машин.

AC-3 для КВВС лишился лобовой рубки для пулемета, а также получил вертикальные борта. Единственным его оружием являлся крупнокалиберный пулемет в башне. Все бронеавтомобили в такой конфигурации были построены в 1937-38 гг. и отправились на службу. Их передали охранным подразделениям нескольких авиабаз.

Боевое применение


В 1940-41 гг., видя угрозу со стороны Японии, колониальные войска Нидерландов начали перевооружение. Осуществлялась закупка новых импортных броневиков – в основном американских. Такая техника усиливала существующие эскадроны, и ее часть попала в подразделение, где служили 12 машин AC-3D. Таким образом, к моменту японского нападения в распоряжении колониальных войск на Яве имелось несколько десятков бронеавтомобилей.


Колонна нидерландских бронемашин. Фото Wofmd.com

1 марта 1942 года японская армия высадила десант на о. Ява. За несколько дней она захватила большую часть острова и нанесла серьезный урон голландским войскам. Бронеавтомобильный эскадрон, оснащенный машинами AC-3D, активно участвовал в боях, но понес потери. 8 марта Королевская голландская ост-индская армия капитулировала.

По известным данным, во время боев было потеряно или повреждено лишь несколько броневиков Alvis-Straussler AC-3D. Не менее половины машин были исправны или могли быть быстро восстановлены. Японцы не стали отказываться от таких трофеев. Бывшие голландские броневики стали использовать в полицейских целях, для патрулирования территорий и борьбы с партизанами.

Судьба захваченных броневиков достоверно неизвестна. Вероятно, часть этих машин за время службы в японской армии выработала свой ресурс, после чего была списана и утилизирована. При этом нельзя исключать, что некоторые бронеавтомобили могли застать конец оккупации и даже поучаствовать в войне за независимости Индонезии. Однако точные сведения на этот счет отсутствуют.

Интересна история трех броневиков AC-3, поставленных Португалии. Им не пришлось воевать или участвовать в полицейских операциях. Относительно спокойная служба этой техники в национальной гвардии продолжалась до конца сороковых годов. Затем машины списали ввиду полного морального устаревания. Как минимум, одну из них не стали утилизировать, а в конце восьмидесятых она попала в частный музей.


Броневик AC-3 в конфигурации для британских КВВС. Фото Tank2.ru

В 1938 г. значительную часть британских броневиков AC-3 отправили на Ближний Восток, где им так же предстояло заниматься патрулированием и охраной. В разное время подразделения на такой технике служили в Адене и в Ираке. Прочие подробности ближневосточной службы машин Н. Штраусслера неизвестны.

Итоги проекта


В 1936-38 гг. компания Alvis-Straussler построила менее трех десятков бронеавтомобилей AC-3, включая опытную технику. Подавляющее большинство этих машин было куплено всего двумя заказчиками – КВВС Великобритании и колониальными войсками Нидерландов. Серийные броневики эксплуатировались в течение нескольких лет, и не позднее второй половины сороковых годов были списаны как морально и физически устаревшие.

Бронеавтомобили Alvis-Straussler AC-3 не являлись чем-то выдающимися и были самыми обычными образцами своего класса и своего времени. От другой техники того периода их отличали разве что конструкция корпуса и подвески. Однако для компании-разработчика они оказались самым настоящим успехом. После нескольких лет работ и ряда неудач очередной бронеавтомобиль удалось вывести на международный рынок и поставить в серию.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти