Эскадра адмирала Юрьева в заложниках новороссийской боры
Норд-ост в Новороссийске явление воистину легендарное. Оно оставило свой след даже в классической литературе. Бору описал Глеб Иванович Успенский, сравнив Цемесскую бухту в дни норд-оста с кипящим котлом. Александр Иванович Куприн посвятил этому явлению несколько абзацев в произведении «Листригоны». А Константин Георгиевич Паустовский писал о боре в повести «Чёрное море», заметив, что во время атаки на акваторию мощного ветра, море «готово взорваться».
В Новороссийске бору предваряет «борода», т.е. скопление густых облаков на горных хребтах, которые начинает стелиться по отрогам гор ближе к побережью. Норд-ост пронизывает до самых костей, срывает крыши с домов и валит деревья словно тростинки. В дни стихии, которые приходят ежегодно, побережье сковывают ледяные торосы высотой с человека и уходят вглубь суши на сотню метров. Из-за чудовищной скорости ветра и смены воздушных масс начавшийся дождь за считанные часы охватит землю трёхсантиметровым настом.
Естественно, бора неоднократно становилась причиной не только ЧП на суше, но и морских катастроф. Так, в далёком ныне 1993-м году бора выбросила на берег в район Суджукской косы судно «Профессор Щёголев». Автор помнит эту 122-метровую махину, белеющую корпусом над галечным пляжем. А количество различных буксиров и катеров, водружённых стихией на сушу или обледеневших и утонувших прямо у пирса уже не поддаётся счёту.
Эскадра адмирала Юрьева
В январе 1848-го года в Цемесской бухте на якоре стояла эскадра вице-адмирала, а в то время контр-адмирала, Павла Николаевича Юрьева. В состав эскадры входили:
— фрегат «Медея» (длина 53 м, ширина 13,9 м, осадка 6,3 м, вооружение 60 орудий, экипаж 420 чел., спущен на воду в 1843-м году);
— корвет «Пилад» (длина около 40 м, ширина 10,9 м, осадка 5 м, вооружение — 20 24-фунтовых карронад, одна 8-фунтовая и одна 3-фунтовая медные пушки, спущен на воду в 1840-м году);
— бриг «Паламед» (длина 30,9 м, ширина 9,8 м, осадка 4,2 м, вооружение — 2 8-фунтовых пушки и 16 24-фунтовых карронад, спущен на воду в 1839-м году);
— шхуна «Смелая» (длина 30,2 м, ширина 7,8 м, осадка 4 м, вооружение — две 3-фунтовых пушки и 14 24-фунтовых карронад, экипаж – 68 чел., спущена на воду в 1839-м году);
— шхуна «Ласточка» (длина 30,2 м, ширина 7,8 м, осадка 4 м, вооружение – две 3-фунтовые пушки и 14 18-фунтовых карронад, спущена на воду в 1838-м году, во время боры 1848-го года находилась в открытом море близ Цемесской бухты);
— тендер «Струя» (длина 21,4 м, ширина 7,3 метра, осадка 3,9 метра, вооружение две 3-фунтовых пушки и 10 12-фунтовых карронад, экипаж – 52 чел., спущен на воду в 1835-м году);
— пароход «Боец» ( пароход типа «Могучий», длина около 47 м, ширина 7,3 м, а осадка 3,6 м, вооружение – одна 68-фунтовая бомбовая пушка, две 68-фунтовых и 4 12-фунтовых карронады, спущен на воду в 1839-м году);
— транспорт «Гостогай» (длина 30 м, ширина 7,1 м, вооружение – 4 3-фунтовые пушки и 3 3-фунтовых фальконета, спущен на воду в 1843-м году).
Весь год эскадра выполняла задачи по блокаде Кавказского побережья от проникновения контрабандистов оружия, работорговцев, иностранных лазутчиков и провокаторов. Одновременно корабли осуществляли артиллерийскую поддержку укреплений империи на протяжении всего российского побережья Чёрного моря в моменты нападения враждебных горцев.
Контр-адмирал Юрьев новичком на Чёрном море не был вовсе. Почти десять лет он бороздил эти волны, участвовал в сражениях, высаживал десанты и водил экспедиции к берегам малоизвестным и загадочным. На его груди уже красовались ордена святого Георгий 4-ой степени, святого Станислава 2-й и 1-ой степеней и святого Владимира 3-ей степени.
Юный Новороссийск в объятьях стихии
В 1848-м году Новороссийск был совсем юным, но строился достаточно бойко. К 1848-му году молодой порт уже принял 247 судов. В воспоминаниях лейтенанта Черноморского флота Сущёва Новороссийск виднелся уже с рейда. Город удивлял обширностью и многими зданиями (адмиралтейство, администрация торгового порта, мастерские, склады, жилые дома и само укрепление), а на берегу можно было встретить русских купцов, армян и греков, ведущих бойкую торговлю, и, конечно, горцев, стекающихся в город в базарный день.
Январь на Чёрном море это время штормов, морозов и, конечно, норд-оста. В лоции середины 19-го века о боре было сказано достаточно жёстко и даже жутковато:
12 января 1848-го года Маркотхский хребет заволокли облака – знаменитая новороссийская борода, предвещающая беду. Горы в этот момент визуально вырастают и пугающе нависают над бухтой. Вот как вспоминает тот страшный день корвета «Пилад» (капитан Николай Фёдорович Юрковский, будущий герой обороны Севастополя) лейтенант Аминов:
Эскадра оказалась, по сути, в западне в необорудованной защитными молами бухте. Выйти в открытое море корабли того времени не могли ввиду сложившихся погодных условий. Однако, коварство боры заключается в том, что ветер в бухте набирает ещё большую разрушительную силу, нежели в море. Поэтому современные суда во время норд-оста, если не нашлось места под защитой молов, выходят на дальний рейд, доверившись двигателю, механику и мотористам.
Кроме того в далёком 1848-м году пароход «Боец» под командой капитана 2-го ранга Рыкачева просто не мог при всём желании выйти в открытое море. «Боец», будучи винтовым буксирным пароходом с двигателями в виде двух одноцилиндровых паровых машин, находился в бухте с целью пополнения истощённых запасов угля.
При этом барометр начал сходить с ума. Порывы ветра в преддверии основного удара боры атаковали корабли со всех сторон Розы ветров. И всё это было только началом. К тому же положение эскадры отягощал эффект кипения моря. Во время вторжения норд-оста, воздушные массы которого крайне холодны, температура воздуха падает необычайно резко в несколько раз по сравнению с прежними значениями. При этом вода в бухте остаётся «плюсовой». Таким образом, возникает эффект кипения. В этот момент видимость критически падает. Поэтому корабли эскадры контр-адмирала Юрьева на некоторое время фактически ослепли и потеряли визуальную связь друг с другом.
Началось медленное оледенение такелажа и корпусов кораблей. Впереди же было несколько дней локального апокалипсиса.
Продолжение следует…
Информация