Амфибийный транспортёр XM-158 Drake. «Селезень» для замены «Утки»

16
В 1942 году на снабжение армии США поступил амфибийный транспортер DUKW. Эта машина хорошо показала себя во время Второй мировой войны и использовалась несколькими странами. К началу пятидесятых годов этот образец устарел и потребовал замены. Итогом последовавших конструкторских работ стали несколько опытных образцов. Наибольший исторический и технический интерес представляет опытная амфибия XM-158 Drake.


Опытная амфибия XM-147 Super Duck в музее. Фото Wikimedia Commons




Потребности и предложения


Существующая амфибия DUKW при снаряженной массе 6,2 т могла брать на борт 2250 кг груза. Машина хорошо держалась на воде и развивала скорость порядка 8-10 км/ч. Однако к концу сороковых годов армию США перестали устраивать такие характеристики. Изначально эту проблему решили при помощи переработки корпуса и более мощного двигателя. Получившаяся амфибия XM-147 Super Duck могла брать 4 т груза, а на воде разгонялась до 10-12 км/ч. Однако и это сочли недостаточным, из-за чего XM-147 не пошла в войска.

В середине пятидесятых годов компания General Motors Canada (GMC), ранее создавшая DUKW и ее модернизированный вариант, предложила новый проект амфибийного транспортера. В нем предлагалось кардинально переработать существующую конструкцию и внедрить целый набор новых технических решений. Все это позволяло поднять грузоподъемность до 8 т и нарастить подвижность.

Амфибийный транспортёр XM-158 Drake. «Селезень» для замены «Утки»
Опытный образец XM-158. Фото Strangernn.livejournal.com


Новый образец получил рабочее обозначение GMC XM-158 (в некоторых источниках встречается ошибочное написание XM-157). Также использовалось имя Drake («Селезень») – это был намек на прозвище серийной DUKW, которую по созвучию именовали «Уткой».

Для увеличения грузоподъемности перспективный «Селезень» нуждался в целом наборе нововведений. В GMC практически с нуля разработали корпус-лодку, создали новый вариант силовой установки и трансмиссии, а также ходовую часть и винтовую группу, отвечающие новым требованиям. В итоге Drake имел лишь минимальное внешнее сходство с предшественниками, но при этом должен был показывать преимущества перед ними.

Особенности конструкции


Амфибия XM-158 строилась на основе нового корпуса-лодки с характерными обводами. Корпус выполнялся из стальных и алюминиевых деталей, соединенных сваркой и клепкой; все швы герметизировались специальной пастой. Корпус получил изогнутую нижнюю лобовую деталь, над которой помещалась почти горизонтальная «палуба». Имелись вертикальные борта с усилением и вертикальный кормовой лист. В бортах находились ниши под колеса. Центральная часть днища образовывала тоннель для агрегатов.


"Селезень" на суше. Фото 477768.livejournal.com


По компоновке XM-158 напоминал предыдущие амфибии. В передней части корпуса поместили силовую установку. Разные агрегаты трансмиссии находились рядом с двигателем, под полом кабины и под грузовой площадкой. Позади моторного отсека расположили места экипажа и пост управления. Почти весь прочий объем корпуса отдавался под «бортовой кузов». За ним имелась небольшая площадка для различных устройств.

Расчеты показали, что «Селезень» нуждается в силовой установке повышенной мощности. Этот вопрос решили при помощи двух дизельных двигателей GMC-302-55 мощностью по 145 л.с. с собственными трансмиссиями. Потоки мощности не объединялись, что упростило конструкцию. Каждый двигатель соединялся с собственной автоматической коробкой передач марки Alisson с 12 скоростями. За ней находилась раздаточная коробка с двумя передачами, а также двухскоростная коробка отбора мощности.


Рабочее место водителя. Кадр из хроники


Левый двигатель приводил в движение колеса первой и третьей оси, правый – второй и четвертой. Также двигатели отвечали за работу двух гребных винтов. На хорошей дороге предлагалось использовать только правый двигатель и иметь колесную формулу 8х4. На мягком грунте следовало заводить и левый мотор, получая формулу 8х8. На воде должны были работать оба двигателя, приводящие два винта.

Особая силовая установка отличалась высоким расходом топлива – порядка 90 л на 100 км. В корпусе разместили четыре бака общей емкостью 636 л, объединенных в общую топливную систему.

Ходовая часть включала четыре оси с независимой пневматической подвеской колес. В качестве упругого элемента использовался усиленный резиновый баллон со сжатым воздухом. За счет изменения давления в баллоне можно было регулировать клиренс и жесткость подвески. Кроме того, такая подвеска позволяла подтягивать колеса вверх при движении на воде, немного снижая сопротивление. Ходовая включала восемь односкатных колес размера 14.75-20.


Гребные винты. Кадр из хроники


Под кормой корпуса помещался качающийся в вертикальной плоскости блок с двумя гребными винтами. На суше он поднимался, оберегая винты от повреждений. На воде блок опускался в рабочее положение. Отдельный руль отсутствовал. Управление на воде выполнялось при помощи передних поворотных колес и за счет дифференциального изменения оборотов двух винтов. На носу корпуса предусматривался волноотражательный щиток.

Кабина для XM-158 была похожа на оснащение предыдущих машин. Спереди водителя и командира прикрывало наклонное ветровое стекло с узкими крышей и бортовым остеклением. Водителя находился слева и имел все нужные органы управления. На посту управления расположили рулевое колесо, педали для управления двумя двигателями, а также целый набор рычагов от всех коробок трансмиссии и средств контроля за винтами.


Амфибия на бездорожье. Кадр из хроники


Основную часть «палубы» занимала ровная грузовая площадка. В ее настиле предусматривались люки для доступа к внутренним агрегатам машины. Площадка длиной около 7 м и шириной менее 2 м могла принять до 8 т груза (на суше). Грузоподъемность при движении на воде сокращалась сообразно метеоусловиям.

Перед кабиной и позади «палубы» имелись многочисленные крепления для различного оснащения. Амфибия несла шанцевый инструмент, ЗИП и различное имущество. На корме, по образцу DUKW, сохранили лебедку. При помощи дополнительных дуг машину можно было оснастить съемным тентом для защиты экипажа и груза.

Изначально транспортер XM-158 Drake не имел собственного вооружения. В дальнейшем, после принятия армией, он мог получить пулемет для самообороны. Экипаж и десант тоже должен был располагать личным оружием.


Испытания на воде. Кадр из хроники


Общая длина амфибии составляла 12,8 м – почти на 3,5 м больше чем у DUKW. Ширина – 3,05 м, высота по рудиментарной крыше – 3,3 м. Снаряженная масса определялась в 14 т. При максимальной нагрузке 8 т полная масса достигала 22 т. На шоссе амфибия разгонялась до 70 км/ч, на воде – до 14 км/ч. Запас хода по суше – 700 км.

Неудача «Селезня»


В 1956 году компания GMC построила опытный образец нового амфибийного транспортера. В части источников упоминается, что машина Drake так и осталась в одном экземпляре. Согласно другим материалам, было построено несколько таких прототипов. Так или иначе, число «Селезней» было минимальным, но достаточным для проведения испытаний.


Вездеход поднимается на волну. Кадр из хроники


В ходе испытаний опытный образец (образцы) подтвердил основные ходовые характеристики. Машина резво перемещалась по суше, как по шоссе, так и по пересеченной местности, преодолевая различные препятствия. Сравнения с серийной амфибией DUKW наглядно показали преимущества нового образца. «Селезень» успешно преодолевал препятствия, на которых более легкая, но менее мощная «Утка» попросту застревала.

Характеристики грузоподъемности полностью подтвердились, и в этом отношении машина XM-158 опережала все существующие амфибии американского производства. Она брала столько же груза, сколько две Super Duck или четыре серийных DUKW.


Возвращение на сушу. Фото Strangernn.livejournal.com


Однако не все особенности нового XM-158 устроили армию. Прежде всего, раскритиковали чрезмерно сложную силовую установку и трансмиссию, а также крайне неудобные системы управления. Так, отсутствие механической связи между двигателями не позволяло синхронизировать обороты. Это не было проблемой на суше, но затрудняло движение по воде. Разница оборотов затрудняла сохранение курса; водителю приходилось постоянно подруливать и контролировать работу двигателей. Управление силовой установкой и трансмиссией на всех режимах затруднялось эргономикой кабины: рядом с водителем находилась целая батарея рычагов разного назначения.

Таким образом, получившаяся амфибия имела достаточно высокие характеристики и превосходила аналогичные разработки. Однако ценой этого была чрезмерно сложная и дорогая конструкция ключевых агрегатов, а также различные затруднения эксплуатационного характера. Вероятно, конструкторы GMC могли бы избавить свою разработку от выявленных проблем, однако это было слишком сложно. По сути, требовалась кардинальная перестройка силовой установки и трансмиссии, способная затронуть другие системы.



Такую переработку проекта посчитали нецелесообразной. Амфибия XM-158 Drake не поступила на вооружение США. Недоведенную машину с массой проблем не стали предлагать зарубежным заказчикам. Таким образом, прототип (или прототипы) остался в одиночестве.

После испытаний


Согласно разным данным, в дальнейшем опытный «Селезень» использовался в качестве платформы для отработки новых решений. Позже его продали коммерческой компании. В течение нескольких лет уникальная машина возила туристов где-то на Западном побережье США. По всей видимости, в этой роли она выработала остатки ресурса, после чего отправилась на утилизацию. В отличие от XM-147 Super Duck, ни один образец XM-158 не сохранился.

В пятидесятых годах компания GMC предприняла две попытки создания амфибийного транспортера для замены устаревшего DUKW, и ни одна из них не увенчалась успехом. Проект XM-158 Drake остановился из-за излишней сложности конструкции и нецелесообразности ее совершенствования. Впрочем, армия США не осталась без амфибий. Параллельно с GMC новые образцы разрабатывали другие компании, и их проекты оказались более удачными.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    27 октября 2019 18:15
    Не верится, что "селезень-утка"мог нормально по пересеченной местности ездить. Вот мосты бы равномерно по всей длине расставить, может тогда...
    1. +4
      27 октября 2019 21:17
      Цитата: mark1
      Не верится, что "селезень-утка"мог нормально по пересеченной местности ездить. Вот мосты бы равномерно по всей длине расставить, может тогда...

      С чего Вы взяли? БАЗовская машина под "Оку" БАЗ-6944, таким же образом скомпанована. Прекрасная машина была. hi
      1. -1
        28 октября 2019 04:11
        Не только она. Целая серия плавающих транспортеров - ПТС, ПММ, И все они имеют схожую конфигурацию. Собственно об этом ниже есть комментарии с фотографиями.
    2. +1
      28 октября 2019 01:40
      Цитата: mark1
      Не верится, что "селезень-утка"мог нормально по пересеченной местности ездить. Вот мосты бы равномерно по всей длине расставить, может тогда...

      да ну на... Плавающие шасси БАЗ-6944 семейства «Основа» Вам под бок


      да, конечно бы было в идеале (для всеходимости wassat т.е. лучшей геометрической проходимости) равномерно расставить "мосты", но еще есть требования заказчика к компоновке агрегатов и узлов "изделия" на шасси. но, даже с расставленными по углам колесами feel , БАЗы не слабаки на бездорожье - подвеска каждого колеса оснащалась гидроамортизаторами двойного действия и обеспечивала максимальный ход в пределах 220 мм., преодолеваемый продольные подъемы крутизной 30 градусов, поперечный 20., преодолеваемый ров шириной 1.5 м



      и да, много ли в мире хороших колесных вездеходов (в категории БАЗа) с равнорасположенными мостами?
      1. +1
        28 октября 2019 04:07
        Да при чем здесь БАЗ и компоновка !? Вы На расстояние между вторым и третьим мостами посмотрите у "Селезня" и у БАЗа.
  2. +4
    27 октября 2019 18:38
    Насколько я помню, с Союзе разрабатывалось нечто подобное, но посчитали нецелесообразным.
    1. +1
      27 октября 2019 20:02
      ПТС по моему как раз и есть советский аналог подобной машины.
    2. +1
      27 октября 2019 23:27
      Цитата: sabakina
      Насколько я помню, с Союзе разрабатывалось нечто подобное, но посчитали нецелесообразным.

      hi


      ЗиС-485 БАВ (БАВ - большой автомобиль водоплавающий) - автомобиль-амфибия, выпускавшийся с 1950 по 1962 год. Машина БАВ могла перевозить через водные преграды 25 человек или до 2,5 т груза.
    3. +1
      28 октября 2019 00:32
      Цитата: sabakina
      Насколько я помню, с Союзе разрабатывалось нечто подобное, но посчитали нецелесообразным.

      В Союзе посчитали что гусеницы надёжней. ИМХО По этой причине шёл выпуск транспортёров К-61, ПТС и его модификаций.
      1. +2
        28 октября 2019 01:57
        Цитата: амурец
        В Союзе посчитали что гусеницы надёжней.

        не столько надежней, сколько не хватало мощностей (возможностей) выпускать еще одно "изделие" на и так занятых производствах. БАЗ всецело был занят производством шасси для "Точки",

        "Оки",

        "Осы",

        еще, немножко, БРК "Редут"

        и СПУ-143 для беспилотника "Рейс"
        [media=https://img-fotki.yandex.ru/get/236311/252965890.5/0_1ce891_f44f48d2_XXL.jpg]
        1. +1
          28 октября 2019 06:26
          Цитата: самоход
          БАЗ всецело был занят производством шасси для "Точки",
          Ну в основе БАЗов всё-таки был ЗиЛ-135. "Среди многочисленных внедорожных автомобилей, разработанных в СКБ ЗИЛа, эту модель ждала самая счастливая судьба. Четырехосный грузовик ЗИЛ-135ЛМ выпускался серийно на протяжении примерно 30 лет. На его шасси устанавливались различные системы вооружений, служившие в Советской армии длительное время, такие машины экспортировались в целый ряд стран".
          https://topwar.ru/163200-amfibijnyj-transporter-xm-158-drake-selezen-dlja-zameny-utki.html#comment-id-9800677
  3. +8
    27 октября 2019 19:10
    Однако впечатляет как он держит волну. Лихо!
  4. +2
    27 октября 2019 19:22
    Испытатели безбашенные в ролике. При таком волнении опрокинуться, раз плюнуть. Тем более что управляется она довольно плохо.

    Опять же, СуперУтку ругали за кузов, в него невозможно что-то закатить, пушку там или джип, только поднимать и через борт грузить. Здесь точно также неудобно сделали. Ну и выше уже написали о проходимости, такая длинная машина явно будет цеплять серединой брюха при выходе из воды.
  5. 0
    27 октября 2019 22:06
    В целом, характерная для США ситуация. Грубо говоря, все что требовалось этому агрегату - обученый, разбирающийся в технике водила. В остальном, сложность управления вызвана только стремлением обеспечить надежность конструкции, не переусложняя ее. Чем проще - тем реже ломается.
    А дальше - классика матрасной обивки. Сами ни в чем разбираться не хотим - "у нас лапки"(с) Надо чтоб дядя сделал управление для - три кнопки: "вперед", "назад" и "подогреть гамбургер". А то, что такое управление будет не только менее надежным, но еще и дороже, так это для матрасов хорошо - попилить можно...
    1. 0
      29 октября 2019 01:26
      Цитата: Jerk
      В остальном, сложность управления вызвана только стремлением обеспечить надежность конструкции, не переусложняя ее. Чем проще - тем реже ломается.

      У нас подобная трансмиссия на БТР-60 (70-?) стояла. Когда меня на нём катали, всё время какие-то косяки вылазили: то в одной коробке передачи включаются, а во второй нет, то с тормозами проблема ( водила нажимал тормоз, он пшикал, начальство слышало. что тормоз был нажат, а водила в это время дёргал ручник), то в поворот не вписались и тд. и тп
    2. 0
      3 ноября 2019 20:32
      Чем проще, тем лучше. Помимо того, что этим было сложно управлять, это надо надо было еще и обслуживать. Для армии нужны простые и надежные решения. Может статься, что водитель будет убит при высадке, как машину довести до берега не зная особенностей? А если один двигатель откажет она вообще будет весело плавать по кругу, может и утонуть вполне себе спокойно. Это нормальная практика не допускать такие образцы в войска.