Тринадцатый советский ас. Дважды Герой Алелюхин отдал авиации полвека

33
Огромный вклад в победу советского народа над гитлеровской Германией внесли летчики-асы, каждый из которых уничтожил по несколько десятков самолетов агрессора. Алексей Алелюхин – один из этих замечательных людей, настоящих героев своей страны.

Тринадцатый советский ас. Дважды Герой Алелюхин отдал авиации полвека




Славные победы летчика Алелюхина


С 26 сентября по 5 ноября 1943 года Красная Армия проводила Мелитопольскую операцию. Войска Южного фронта, завершив Донбасскую операцию, двинулись на город Мелитополь, продолжая теснить противника. Войсками Южного фронта командовал генерал армии Федор Иванович Толбухин, под началом которого в бой шли до 555 тысяч солдат и офицеров. В небе над Украиной бились с противником и выполняли различные боевые задачи в рамках Мелитопольской операции свыше 1100 самолетов.

Во время Мелитопольской операции девятке, которой командовал молодой офицер Алексей Алелюхин, удалось одержать победу над 50 бомбардировщиками противника, которые следовали под прикрытием истребителей. Советские пилоты смогли нарушить боевой порядок противника. Это была не первая и, к счастью, далеко не последняя победа Алексея Алелюхина.

1 октября 1943 года Алелюхин, действуя в группе, сбил три вражеских самолета Хе-111. До этого Алелюхин успешно сражался в небе над Сталинградом, Ростовом, Донбассом. Один из самых отважных и умелых советских летчиков, Алелюхин осенью 1943 года летал на истребителе Р-39 «Аэрокобра», освоив в совершенстве этот американский самолет. В небе над Сталинградом он сбил Ме-109 лично и Ю-88 в составе группы. 30 июля 1942 года Алелюхин получил ранения в ногу и спину, но это не помешало ему вскоре вновь встать в строй и продолжать бить врага.



Полк асов


9-й гвардейский истребительный авиационный полк, в котором служил Алелюхин, был одной из наиболее результативных советских авиационных частей. Именно в этом полку служил и знаменитый ас Амет-Хан Султан, прославленные летчики Владимир Лавриненков и Павел Головачев. 558 самолетов за годы войны – такой результат поставил 9-й гвардейский истребительный авиационный полк на седьмое место по количеству сбитых машин врага в советской авиации.

Истребительный авиационный полк был сформирован еще до войны, 13 сентября 1939 года на станции Мокрая в Запорожье, на базе 6-й истребительной авиационной эскадрильи 1-го тяжелобомбардировочного авиационного полка 3-й авиационной армии особого назначения. После того, как полк был окончательно укомплектован летным составом и службами, его перебросили в Одессу и включили в 21-ю авиационную дивизию. К моменту нападения Германии на Советский Союз, в состав полка входили 70 самолетов И-16 и 5 МиГ-3. В ноябре 1942 года полк получил самолеты Як-1, а в августе 1943 года — P-39 «Аэрокобра». С лета 1944 г. до конца войны летчики полка летали на самолетах Ла-7.

23 июля 1942 года полк был включен в состав 8-й воздушной армии, а затем, по инициативе командующего армией генерал-майора авиации Тимофея Тимофеевича Хрюкина, был преобразован в «полк асов». В часть перевели самых результативных летчиков-истребителей страны – Михаила Баранова, Владимира Лавриненкова, Амет-Хана Султана. Служили в полку и женщины – летчицы Лидия Литвяк и Екатерина Буданова.

Одним из четырех летчиков, получивших две Золотые Звезды Героя Советского Союза, служивших в полку, был Алексей Алелюхин. Он начал службу в 69-м истребительном авиационном полку еще до войны – в 1939 году. Самый обычный парень из рабочей семьи, Алексей Васильевич Алелюхин родился 30 марта 1920 года в селе Кесова Гора в Кесовогорском районе Тверской области. После окончания начальной школы он трудился рабочим на Московской фабрике канцелярских товаров, одновременно учась в планерной школе.

В январе 1938 года Мытищинский районный военный комиссариат призвал Алексея в ряды Красной Армии. Как смышленого и физически развитого парня, еще и учившегося в планерной школе, его направили на учебу в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Это было одно из старейших советских военных учебных заведений, готовивших летчиков для ВВС Красной Армии. Среди его знаменитых выпускников был, к примеру, сам Валерий Чкалов.

Алелюхин окончил летную школу в 1939 году и был распределен для дальнейшего прохождения службы летчиком в 69-й истребительный авиационный полк. В июне-июле 1940 года он принял участие в походе в Бессарабию, а с июня 1941 года и до самого конца войны сражался с гитлеровской Германией – сначала в небе над оккупированными территориями Советского Союза, а затем и в небе над странами Восточной Европы, над самой Германией.

Сорок сбитых самолетов летчика Алелюхина


В полку Алелюхин, летчик талантливый и отважный, быстро сделал карьеру. Он стал командиром звена, затем – командиром авиационной эскадрильи и заместителем командира истребительного авиационного полка. 5 декабря 1941 года Алелюхин получил первую боевую награду – орден Красного Знамени за 83 боевых вылета. 10 февраля 1942 года он был награжден орденом Ленина за 133 боевых вылета и сбитый самолет противника, а 14 июля – орденом Александра Невского за 37 боевых вылетов, 9 воздушных боев и 3 лично сбитых самолета. 1 августа 1943 Алелюхин вновь получил орден Красного Знамени.

Удача улыбалась летчику – истребителю. К августу 1943 года он совершил 256 боевых вылетов, лично сбил 11 самолетов противника и еще 6 самолетов сбил в группе. За столь результативную службу гвардии капитан Алексей Алелюхин 24 августа 1943 года был награжден высшей государственной наградой – Золотой Звездой Героя Советского Союза.

Спустя два с лишним месяца, 1 ноября 1943 года, Алексей Алелюхин получил вторую Золотую Звезду Героя Советского Союза. К этому времени он успел провести 410 боевых вылетов, поучаствовать в 114 воздушных боях и сбить 26 самолетов противника.

Война продолжалась и гвардии капитан Алелюхин, командовавший эскадрильей в 9-м гвардейском истребительном авиационном полку, продолжал атаковать самолеты противника. Он освобождал Донбасс, Молдавию, воевал в небе над Германией. 20 апреля 1945 года Алексей Алелюхин был награжден орденом Красного Знамени за уничтожение 7 самолетов противника, 15 автомобилей, до 100 солдат противника, 1 паровоза и 2 самолетов на наземной стоянке, а также за 134 боевых вылета и 31 воздушный бой.

Всего за годы войны Алелюхин совершил 601 боевой вылет, участвовал в 258 воздушных боях, лично сбил 40 самолетов противника, еще 17 самолетов были сбиты в составе группы. Он оказался на тринадцатом месте по результативности среди самых успешных советских военных летчиков Великой Отечественной войны, обойдя своих знаменитых сослуживцев Павла Головачева и Амет-Хана Султана.

На момент окончания войны герою-летчику было всего 25 лет, а за плечами – вся Великая Отечественная и более чем шестилетняя служба в истребительной авиации. После победы над Германией Алелюхин продолжил службу заместителем командира 9-го гвардейского истребительного авиационного полка в составе Группы советских войск в Германии.

От Берлина до Пхеньяна


Как молодой и перспективный офицер, дважды Герой Советского Союза, Алелюхин был направлен на учебу в Военную академию имени М.В. Фрунзе, которую окончил в 1948 году и был назначен заместителем командира 151-й гвардейской истребительной авиационной дивизии в Московском районе ПВО. Дивизия размещалась в городе Калинин (Тверь) и выполняла задачи по обеспечению противовоздушной обороны Московской области.

Конец 1940-х – начало 1950-х гг. были очень непростым временем с точки зрения международной обстановки. Враги Советского Союза пытались не допустить расширения влияния Москвы в Восточной Азии, где шла гражданская война в Китае, разворачивалось вооруженное противостояние в Корее.

На помощь китайским и корейским коммунистам Москва направляла советских военных специалистов самого разного профиля, в том числе и летчиков. Им предстояло не только обучать корейских и китайских товарищей, но и защищать небо дружественных стран Восточной Азии, порой вступая в поединки и с американскими летчиками.

Алексей Алелюхин как опытнейший летчик-истребитель, к тому же еще и молодой, всего лишь 30 лет от роду, был направлен в составе дивизии в длительную командировку в Китай. В Поднебесной он находился с июля 1950 года, а в октябре 1950 года был переведен как заместитель командира 151-й гвардейской истребительной авиационной дивизии в Корею. В ноябре 1950 – феврале 1951 гг. Алексей Алелюхин был командиром 281-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, решавшей поставленные задачи в корейском небе.

В декабре 1950 года дивизию, которой командовал Алелюхин, отвели обратно в Китай. Здесь летчики дивизии занимались подготовкой пилотов для военно-воздушных сил Китая и Северной Кореи, несли дежурство по защите китайского неба. 28-й авиадивизией Алелюхин командовал до марта 1952 года, в том числе и после того, как дивизия была выведена из Китая и переброшена в Азербайджанскую ССР.

Послевоенная служба


С марта по ноябрь 1952 года Алексей Алелюхин возглавлял отдел Управления летной службы и воздушного права Главного штаба ВВС, затем учился в Военной академии Генерального штаба, которую окончил в 1954 году. После окончания академии офицер, несмотря на молодость, с 1954 по 1961 годы находился на преподавательской работе – сначала он служил заместителем начальника кафедры тактики истребительной авиации и ПВО, а затем – заместителем начальника кафедры методики боевой подготовки в Военно-воздушной академии.

В 1961 году 41-летний Алексей Алелюхин вернулся «в войска» — он был назначен начальником штаба 95-й истребительной авиационной дивизии Белорусского военного округа, а с августа 1963 по май 1970 года был начальником разведки ВВС Московского военного округа. С мая 1970 по октябрь 1974 гг. Алелюхин был заместителем начальника штаба 26-й воздушной армии, а с октября 1974 по июль 1980 года занимал должность заместителя начальника штаба авиации Московского военного округа по показам авиационной техники.

В 1980 году Алексей Васильевич справил свое шестидесятилетие. Он еще продолжал служить. В июле 1980 года его назначили заместителем начальника штаба ВВС Московского военного округа и лишь в августе 1985 года 65-летний генерал-майор авиации Алексей Васильевич Алелюхин вышел в отставку.

Прославленный военный летчик, Алексей Алелюхин практически всю сознательную жизнь, с 18 до 65 лет, посвятил службе в военной авиации. После выхода в отставку он прожил еще пять лет и 29 октября 1990 года скончался на 71-м году жизни. Боевого генерала и дважды Героя Советского Союза похоронили на Новодевичьем кладбище. В поселке Кесова Гора Тверской области, где родился Алелюхин, и в Борисоглебске, где он учился в летной школе, установлены бюсты героя. Его именем названы улица и школа в родном поселке.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    8 октября 2019 05:57
    Низкий поклон Герою...Спасибо автору,однако боевой путь летчика в Китае и Корее желательно раскрыть поподробнее.
    1. +2
      8 октября 2019 07:46
      В Китае было лишь преподавание, боевого пути нам не было. А вот корейский период освещён явно недостаточно. Желательно автору доработать этот период. Кстати, 8 ВА освобождала и Крым, почему-то в заметке об этом ничего нет.
  2. +7
    8 октября 2019 05:58
    Выдающийся летчик, участник двух войн.
    Отечественная авиация может гордиться такими людьми!
  3. BAI
    -6
    8 октября 2019 09:17
    Безусловно, герой и т.д. Но некоторые цифры наводят на размышление.
    Всего за годы войны Алелюхин совершил 601 боевой вылет, участвовал в 258 воздушных боях

    Война длилась 1418 дней. Т.е. один вылет в 2,3 пусть в 2 дня. Один бой за 2,3 вылета - пусть за 2. Итого 1 бой в 4 дня. При этом ни пеших переходов, ни рытья окопов. По сравнению с пехотой - весьма комфортные условия. Но наград в пехоте значительно меньше (удельно, на человека).
    При этом немецкие летчики (истребители) делали по 2-3 вылета в сутки. Поэтому, при равном количестве самолетов имеем пятикратное превосходство немцев в воздухе.
    Видел статистику на эту тему. Летчики дальней авиации делали один вылет в 10-12 дней. Далее - по нисходящей. Наиболее интенсивные полеты были у штурмовиков.
    1. +1
      8 октября 2019 17:11
      Цитата: BAI
      Война длилась 1418 дней. Т.е. один вылет в 2,3 пусть в 2 дня. Один бой за 2,3 вылета - пусть за 2. Итого 1 бой в 4 дня.

      судя по описанию туда сюда переводили, перемещали часть. Так что дни перемещения через всю Украину/другой участок фронта, и переезды просто съедали львиную часть времени.
      Он не мог как немцы раз и перемещаться со своей частью постепенно. А бросали где нужно было.
      Так что статистически подсчет вылеты/дни не верен.
      Уверен что у немцев некоторых так же есть пилоты- львиную часть времени которых съели переезды из одно части Европы/Африки в другую..
      1. 0
        8 октября 2019 23:07
        Цитата: Антарес
        Цитата: BAI
        Война длилась 1418 дней. Т.е. один вылет в 2,3 пусть в 2 дня. Один бой за 2,3 вылета - пусть за 2. Итого 1 бой в 4 дня.

        судя по описанию туда сюда переводили, перемещали часть. Так что дни перемещения через всю Украину/другой участок фронта, и переезды просто съедали львиную часть времени.
        Он не мог как немцы раз и перемещаться со своей частью постепенно. А бросали где нужно было.
        Так что статистически подсчет вылеты/дни не верен.
        Уверен что у немцев некоторых так же есть пилоты- львиную часть времени которых съели переезды из одно части Европы/Африки в другую..

        В первый раз соглашусь с Вами! И плюс поставил, не по ошибке!
    2. 0
      8 октября 2019 22:30
      Цитата: BAI
      Война длилась 1418 дней. Т.е. один вылет в 2,3 пусть в 2 дня. Один бой за 2,3 вылета - пусть за 2. Итого 1 бой в 4 дня. При этом ни пеших переходов, ни рытья окопов. По сравнению с пехотой - весьма комфортные условия.

      Вы не учитываете ни ранения, ни учебу на кобру. Всякие передислокации туда-сюда, ремонт самолета.
      Цитата: BAI
      При этом немецкие летчики (истребители) делали по 2-3 вылета в сутки.

      Немецкие летчики делали куда как меньше вылетов, в отличие от наших, в плохую погоду они не летали, к тому же, в германской армии, в отличие от нашей, практиковались отпуска. Не по ранению, просто так.
    3. 0
      9 октября 2019 12:19
      Цитата: BAI
      Война длилась 1418 дней. Т.е. один вылет в 2,3 пусть в 2 дня. Один бой за 2,3 вылета - пусть за 2. Итого 1 бой в 4 дня. При этом ни пеших переходов, ни рытья окопов. По сравнению с пехотой - весьма комфортные условия. Но наград в пехоте значительно меньше (удельно, на человека).
      При этом немецкие летчики (истребители) делали по 2-3 вылета в сутки. Поэтому, при равном количестве самолетов имеем пятикратное превосходство немцев в воздухе.
      Видел статистику на эту тему. Летчики дальней авиации делали один вылет в 10-12 дней. Далее - по нисходящей. Наиболее интенсивные полеты были у штурмовиков.

      Да, это так. Одномоментная интенсивность пилотов в Люфтваффе была много выше, чем в ВВС РККА, хотя там действительно практиковались "сезонные оплачиваемые отпуска" (и не по ранению, и не по награде, а так; по крайней мере до весны 1943 года точно).

      Причин тому много, в первую очередь - очень низкое качество аэродромоного обслуживания наших самолётов. Даже если пилот был готов физически совершать дальнейшие вылеты, то аэродромная обслуга часто не могла обеспечить больше 2 вылетов в день (а уж про наличие и своевременное пополнение боеприпасов и ГСМ на аэродроме и говорить нечего).

      Большие периоды времени отнимала плохая погода, когда вылеты не осуществлялись.

      Сложно было с передислокациями, когда базы снабжения не успевали дооборудовать новые аэродромы и привести их в боеготовое состояние (да, как ни покажется странным, но немецкие тылы, несмотря на наличие партизан, большую часть войны - вплоть до осени 1944 года - работали более эффективно, чем советские, у которых партизанского фактора было значительно меньше (всякие ОУН, "лесные братья", "Вервольфы" в Германии и т.п.).

      Да, в советской авиации, особенно во 2й половине войны, воевать было очень комфортно, в отличии от других родов войск (особенно если вспомнить, что тяжелобомбардировочные эскадрильи - так вообще выпускались в дело крайне редко и только по приказу командования фронта).
  4. +3
    8 октября 2019 10:11
    ,,,эх, кто бы статью написал об оформлении самолетов наших и неприятеля,тема такая на ВО вроде не освещалась what .

    Алексей Алелюхин на Як-1Б. На фюзеляже истребителя с обоих бортов - пантера, терзающая сердце.


    Реконструкция внешнего вида Ла-7, на котором воевал Алексей Алелюхин.
    1. +3
      8 октября 2019 15:47
      Сергей hi
      А ведь Вы правы! За каждым рисунком своя история. Благодатная тема и некопаная. Жаль - не моя.
      1. +2
        8 октября 2019 18:41
        Приветствую Вас Антон!Это действительно интересная тема!Так почему бы самому Сергею за неё не взяться?Уверен,у него получится.И ещё интересно,а как на рисунки на фюзеляжах смотрели политруки и особисты?Нет,по звёздочкам вопросов нет,а вот изображения всяких экзотических животных и сердец?
    2. +2
      8 октября 2019 19:38
      Привет Сергей!Я Антону ниже уже написал,что за эту статью нужно засесть Вам!Там уже и вопросик имеется. laughing
      1. +2
        8 октября 2019 19:48
        Приветствую hi К сожалению, request я не смогу no (это же не корявенький копипаст сделать).Есть же на сайте авторы которые профессионально пишут, тем более по образцам военной техники. Антон правильно сказал, тема не раскрытая, мало освещалась. А так, было бы интересно,раскраска и обозначения не только самолетов разных полков и эскадрильей, но и танков,и не только советской техники.
    3. +2
      8 октября 2019 21:25
      На эту тему я нашёл большую статью(с иллюстрациями) на сайте *Назад в СССР*.Оч.интересно!
  5. +1
    8 октября 2019 11:35
    В полку народ был не без талантов, сочинили про него частушки с припевом: "Если в небе Алелюхин - значит Юнкерс на земле".
  6. +1
    8 октября 2019 18:10
    К своему стыду я совсем не знал такого лётчика. Вероятно, он мемуаров не писал и о нем мало известно
    1. +2
      8 октября 2019 18:52
      Цитата: vladcub
      К своему стыду я совсем не знал такого лётчика. Вероятно, он мемуаров не писал и о нем мало известно

      Да, книг Алелюхина я не помню, но о нём точно писал Лавриненков, который служил вместе с ним. Да и ещё кто-то, ибо имя было на слуху, как говорится.
      1. +1
        8 октября 2019 20:38
        Лавриненко я знаю,но его книгу я не видел. В своё время,1983, мне в ЦБС(центральная библиотекаря сеть) мне сказали, что воспоминания написали: Покрышкин, Кожедуб, Сафонов , Голованов и Савицкий. И я тогда перестал искать, а то было желание почитать воспоминания летчиков и танкистов. Теперь я понимаю,что ответ был не полный
        1. +2
          8 октября 2019 21:13
          Рад Вам помочь!Лавриненков Василий Дмитриевич.*Возвращение в небо*.книжный сайт e-reading mobi(именно mobi ,ибо есть ещё клуб),заходите,скачиваете и читайте в своё удовольствие!От себя добавлю на сайте море разнообразной литературы.Всё бесплатно,и это не реклама!Сам постоянный посетитель,будут вопросы-обращайтесь!Книга там точно есть,только что с сайта. hi
          1. +1
            8 октября 2019 21:48
            Спасибо за информацию
        2. +1
          8 октября 2019 22:51
          Цитата: vladcub
          воспоминания написали: Покрышкин, Кожедуб, Сафонов , Голованов и Савицкий.

          Почитайте Бегельдинова.
          https://e-libra.ru/read/327621-ily-atakuyut.html
        3. 2ez
          -1
          8 октября 2019 23:25
          Книга Владимира Лавриненкова называется "Возвращение в небо". Читал ее в далеком пионерском детстве, причем написана была очень талантливо, читалась, как приключенческая! Особенно про плен, побег из поезда, партизанская эпопея, возвращение... И только теперь выясняется, что в это же время ОсОбИсты мульенами репрессировали наших, которые вернулись из плена. Почему Лавриненков не был расстрелян - непонятно! Да еще и потом был назначен командиром своего полка! После трагической смерти Льва Шестакова... Наверное, коррупция какая-то была и тогда?!
          1. 0
            9 октября 2019 18:32
            Вероятно, тогда в СМЕРШ были не только выдвижения с чистой анкетой, но задницей вместо головы, но и умеющие ДУМАТЬ
        4. +2
          9 октября 2019 11:18
          Цитата: vladcub
          воспоминания написали: ...... Сафонов

          Вас ввели в заблуждение - дважды Герой Советского Союза подполковник Борис Феоктистович Сафонов погиб 30 мая 1942 года
          1. +1
            9 октября 2019 18:33
            Сейчас то я об этом знаю, а тогда...Поверил бумаге
        5. 0
          9 октября 2019 17:35
          Цитата: vladcub
          Лавриненко я знаю,но его книгу я не видел. В своё время,1983, мне в ЦБС(центральная библиотекаря сеть) мне сказали, что воспоминания написали: Покрышкин, Кожедуб, Сафонов , Голованов и Савицкий. И я тогда перестал искать, а то было желание почитать воспоминания летчиков и танкистов. Теперь я понимаю,что ответ был не полный

          Вас реально обманули. Навскидку - Ворожейкин, Громов, а классная книга Стефановского? Мда.
        6. 0
          10 октября 2019 17:49
          У нас в семье, в моём далёком детстве (60-е), был двухтомник "Люди бессмертного подвига". Папа воевал и иногда книги покупал про ВОВ. Ещё дарили на всякие юбилеи. Этот двухтомник был посвящён дважды Героям Советского Союза. На каждого - небольшая статья в несколько страниц. Большинство фамилий до сих пор помню. Вот оттуда и знаю про Алелюхина. Про частушку запомнилось. Там в большинстве - лётчики-истребители. Известные и не очень, но от того не менее заслуженные и героические люди.
          Это и Амет Хан Султан, Речкалов, Комозин, Покрышев (не Покрышкин), Скоморохов, Попков (прототип "Маэстро" из "В бой идут одни старики") да много их очень.
      2. 0
        8 октября 2019 21:34
        В статье не указано,что в своё время во Львове была названа улица в честь этого славного лётчика,а в Мелитополе был установлен бюст.Интересно сохранились ли они?
        1. +1
          8 октября 2019 21:47
          Шутить изволите? Во Львове в чести другие личности
          1. 0
            8 октября 2019 21:52
            Никаких шуток!Это было в Славное советское время.Сейчас у них конечно свои *херои*.Но я думаю,что улица уже носит другое название.
            1. 0
              8 октября 2019 22:02
              Это уж точно. Хорошо если вернули историческое название, а , что-то под влиянием сиюминутных героев?
              Мы в своей истории проходили подобное. Помните: Полиграф Полиграфия, Едина, улицы Ежова, Ягоды и прч.
            2. +1
              9 октября 2019 16:49
              Цитата: Фил77
              Но я думаю,что улица уже носит другое название.

              Львів, вул. Лева Мацієвича
              Львов, улица Мациевича (с 1991, прежде — с 1925 — Чарнецкого, с 1933 — Стеца, с 1946-го — Алелюхина).
              Л.М. Мациевич. Авиатор, придумавший авианосец https://topwar.ru/66702-pravka-lm-macievich-aviator-pridumavshiy-avianosec.html
              1. 0
                9 октября 2019 18:25
                По крайней мере без сиюминутных персонажей. Знаете как морская волна поднимает на верх очень много всего интересного и антисанитарного