В США напомнили о «быстрейшей русской подлодке»

112
В 1969 году советский флот поразил американских военных новой и невероятно мощной подводной лодкой, которая в сравнении со своими аналогами имела непревзойденную скорость хода в 45 узлов и глубину погружения в 730 метров.





Однако достигнуто это было большой ценой – высокой шумностью работы внутренних механизмов, которая делала из русской субмарины легкую цель. Об этом рассуждает западный эксперт Айэн Баллантайн.

Подводный болид


«Альфа» [советское обозначение – «Лира»] была огромным шагом вперед в проектировании подводных лодок

- отметил отставной командир подводной лодки Королевского флота Даг Литтлджонс, при этом, учитывая обозначенный недостаток, задавшийся вопросом «А в чем был смысл?»

Баллантайн описывает революционные черты "быстрейшей русской подлодки" в своих книгах, указывая, в частности, на обтекаемый, полностью титановый, корпус субмарины, который "один советский офицер сравнивал с дорогим произведением искусства или космическим кораблем".

С его слов, ЦРУ удалось довольно быстро определить возможности новой лодки, изучив металлолом с советского судомеханического завода, который (металлолом) каким-то невероятным образом оказался на переработке в Пенсильвании, и завербовав шпионов, осматривавших верфь. При этом некоторые американские разведчики сначала скептически отнеслись к тому, что «Альфе» суждено стать серийной ударной субмариной. Однако в начале 1970-х годов ЦРУ полностью осознало реальный расклад.

Они [субмарины «Лира»] были элитой подводных сил России. Неудивительно, ведь «Альфы», казалось, достигали технологического паритета с Западом и даже превосходили его

- поясняет Баллантайн.



Бремя изъянов


Но у новых подлодок имелись серьезные недостатки. В качестве силовой установки использовались новые 155-мегаваттные ядерные реакторы с мощностью в 40 000 лошадиных сил, что «делало субмарины похожими на подводные гоночные автомобили».

Поразительный темп разгона позволил «Альфе» развивать скорость от 6 до 42 узлов всего за 120 секунд, но система охлаждения была чрезвычайно радикальной по своим технологиям и весьма опасной.

- считает эксперт.

Для справки: ПЛ этого типа использовали реакторы с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ), которые помогали снизить давление в системе. Но при этом жидкие металлы обладают способностью проникновения в поры графита.

Кроме того, с его слов, высокая скорость «создавала много шума». В бою с более медленной, менее глубоководной американской, французской или британской подводной лодкой, «Альфа» могла быстро уйти от вражеских торпед и нырнуть настолько глубоко, что давление раздавило бы выпущенные по ней боеприпасы. Но у нее никогда не было шанса нанести ответный удар.

Как только «Альфа» возвратится на поле боя, она будет уничтожена из-за издаваемого при её работе шума

- указывает Баллантайн.

Служба данного типа субмарин была завершена 1996 году с выводом из состава флота седьмой АПЛ.
  • https://army-news.ru/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

112 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +50
    7 октября 2019 13:25
    За высочайший уровень автоматизации при экипаже 32 чел. ПЛ 705-го проекта так и называли - "автоматами". В экипаже - офицеры и мичманы. Из рядового состава - только кок (если не врут). Прекрасная лодка-истребитель.
    1. Комментарий был удален.
    2. +8
      7 октября 2019 13:53
      Изначально планировалось экипаж с еще меньшей численностью, но нагрузка на людей была бы совсем запредельная.
      1. +30
        7 октября 2019 13:57
        Там вовсе не в нагрузке было дело. Согласно нормативному штатному расписанию для борьбы за живучесть в случае аварии людей не хватало.
        1. +8
          7 октября 2019 13:58
          Вероятно Вы правы, запамятовал, 20 лет прошло со сборов ;)
        2. +3
          7 октября 2019 21:02
          Эта проблема осталась, на 971-х например. Большая лодка, высокая автоматизация, маленький экипаж.
          1. -1
            7 октября 2019 21:10
            Ну, всё-таки 73 человека...
    3. +12
      7 октября 2019 14:02
      Цитата: Лексус
      32

      Экипаж был 100% офицерский, не сменный. (но кок был призывником!)
      Позднее экипаж увеличен до 38-41 чел. С уменьшением автономности в среднем на 1 день.
      1. +1
        7 октября 2019 14:12
        Позднее экипаж увеличен до 38-41 чел

        Да, я писал выше, что для лодки такого размера наличным экипажем просто было невозможно эффективно организовать борьбу за живучесть в случае аварии.
        1. +7
          7 октября 2019 15:07
          Цитата: Лексус
          невозможно эффективно организовать борьбу за живучесть в случае аварии.

          Насколько я помню, это было не настолько важно в тактическом отношении, как невозможность организовать 3 полноценные вахты, без которых трудно выполнять длительные БЗ без изматывания экипажа, что приводило к их срыву.
          1. +1
            7 октября 2019 16:01
            Для управления лодкой было достаточно 1-2 человека. Плюс оператор ГАК, плюс дежурный специалист по ЭУ. 4-5 человек вся вахтенная смена.
            1. +1
              8 октября 2019 08:06
              И совмещение нескольких ВУС
        2. +9
          7 октября 2019 17:52
          Во времена Ельцина за рубеж "уплыло" множество драгоценных секретов.
      2. 0
        8 октября 2019 08:06
        И даже "замполлитра" ТКРом предусмотрено не было!
    4. +7
      7 октября 2019 19:13
      Жаль, но они опередили свое время. При том уровне технологий и берегового обеспечения, жидко - металлический реактор получился слишком ненадежный. Хотя сама идея великолепна.
      1. +2
        8 октября 2019 08:08
        Действительно жаль. Даже когда 705 (и 705К) были на плаву, и когда выходили в море - "внутренности" этой пла отличались от "внутренностей" даже 3-го поколения, в сторону какой-то футуристичности, ИМХО.
        Реактор ЖМТ надежный, с учетом своей специфики эксплуатации. А с дуру можно на любой ГЭУ дров наломать, сами понимаете. И даже наш русский запас по прочности 2,5...3,0 и "защита от дурака" не помогут.
        1. 0
          8 октября 2019 18:19
          Не буду спорить, не подводник я, и уж тем более не АПЛ. Но вопросом интересуюсь. Статистика походов пр. 705 и 945, однозначно свидетельствует в пользу обычных реакторов. Но увы, в нете говорят, что 945 - ые тоже пойдут на списание.
    5. +1
      8 октября 2019 08:04
      Два кока и два вестовых. Иногда брали пару торпедистов, на всякий случай. Автоматика - это хорошо, но иногда без "национального инструмента" типа кувалды она (автоматика) не срабатывала.
  2. +2
    7 октября 2019 13:30
    Не удивлюсь, если янки попробуют создать что-то подобное, с них станется.
    1. +2
      7 октября 2019 13:36
      Не удивлюсь, если янки попробуют создать что-то подобное, с них станется.


      Общество, наука и техника, развиваются по спирали. И новые поколения лодок могут оказаться похожими на Лиру в любой из производящей лодки стран, а не только у американцев.
    2. +1
      7 октября 2019 16:12
      Подобное чему? Жидкометалическим судовым ЯЭУ? Не думаю. Они деньги считают. Дешевле и проще водо-водяной вариант.
      1. 0
        8 октября 2019 08:13
        В "яблочко"!!! в ТТЗ данной пла было очень много оговорок и отступлений от ОТТ. Одна ОСС 400 Гц чего стоила!
    3. -7
      7 октября 2019 16:38
      Пусть молятся чтобы мы новых таких не сделали на основе новейших технологий и бесшумных как наши "черные дыры".
    4. +8
      7 октября 2019 17:50
      "Не удивлюсь, если янки попробуют создать что-то подобное, с них станется."
      титана не наскребут laughing
    5. +3
      7 октября 2019 23:57
      Цитата: Лорд Ситхов
      Не удивлюсь, если янки попробуют создать что-то подобное, с них станется.

      Титановые корпуса делать они в ближайшее время строить не будут и дорого сложнейшая технология сварки и обработки титана, про цены на титан я не говорю . На АСЗ так и не освоили производство титановых корпусов. А вот испытания реактора на ЖМТ в судовых условиях они проводили, на первой, носящей это название АПЛ. "SSN-575 Seawolf – вторая атомная подводная лодка в составе ВМФ США. АПЛ была заложена 15 сентября 1953 в Гротоне на верфях General Dynamics и использовала в качестве двигателя ядерный реактор S2G LMFR (Liquid Metal Fast Reactor), первый контур которого имел теплоноситель на жидком металле. Ведущим инженером Seawolf должен был стать будущий президент США Джимми Картер, но что-то пошло не так и Картер отказался от назначения в 1953 году.
      Установка в корпус лодки реактора на жидком металле была обусловлена тем, что американские моряки не очень-то доверяли водо-водяным решениям. Считалось, что если такой реактор перейдет в нестандартный режим работы, на лодке может произойти тепловой ядерный взрыв. Реактор на жидком металле был лишен означенного выше недостатка. Впрочем, у него была другая проблема, связанная с тем, что металл охладителя не должен был вступать в контакт с воздухом. Подобные реакторы должны иметь сложную систему биологической защиты для первого контура, а также уникальные технологические устройства, способные расплавлять металл в реальном времени, гонять его по контуру с помощью мощных магнитов и очищать его от окислов."
      В СССР в качестве теплоносителя вместо натрия применили сплав свинец-висмут. "Стоит отметить, что по результатам проведения технических испытаний ВМФ США отказались от дальнейшего использования металлических реакторов на своих АПЛ. СССР, создавший аналогичную подводную лодку Проекта 645 ЖМТ (К-27, известная среди моряков, как «Нагасаки»), наоборот, стала прародительницей целого поколения новых подводных лодок с жидкостно-металлическими реакторами на борту."
      https://mr-garett.livejournal.com/131238.html
  3. -3
    7 октября 2019 13:32
    Каков дизайн,это какой то "откутюр",стоит прорыть канал на Красной площади ,чтобы они могли там пройти в парадном строю.
    1. +1
      8 октября 2019 08:14
      705-е в канале пройдут легко из-за своих размерений. Вот только для чего?
  4. +3
    7 октября 2019 13:38
    Не удивительно ,что при такой приложенной мощности на открытые винты вода кипела . О кавитационных шумах и винтах с короткой службой вообще говорить не приходится .
    1. +2
      8 октября 2019 08:16
      Кавитационные шумы есть всегда, это физика нашего третьего спирального рукава галактики. Вот только полным ходом переть не всегда нужно, есть же такой МШРД - малошумный режим движения.
      1. +2
        8 октября 2019 14:43
        Кавитационные шумы есть всегда, ...всё так и есть, Лира была заточена под то что б выйти на предпологаемый путь следования АУГ, затаиться, отстрелятся на "кинжальной " дистанции " и на полном ходу домой. а также прибыть в максимально сжатые сроки в места базирования предпологаемого противника и "отсыпать" пару десятков ПМР и ходу домой. такая была техническая задача. её отлично выполнили
        1. 0
          9 октября 2019 14:01
          Я так понимаю основная задача была пасти вражеские ПЛАРБ. И при попытке стрельнуть быстренько всадить ей в хвост торпеду с ЯБЧ.
          1. 0
            10 октября 2019 08:50
            задача была пасти вражеские ПЛАРБ.......ошибочное мнение которое возникает при прочтении техноопусов ныне покойного старика тома кленси, что б пасти ПЛАРБ был проект 671 он же по классификации нате Виктор, а так же несколько позже знаменитые "титаны" проекта 945, показательный случай столкновение 945 "Кострома" с Баттонруж типа лосангелес в 1992 году, в итоге Кострома до сих пор в строю а Баттонруж сразу после инцидента списали, а итог таков, что " основу для таких подводных истребителей заложили именно "сплав" проекта 705 , другое дело что в ужатом корпусе невозможно было разместить ПКР да и по подводной ракете ВА111 дела шли неважно, кстате её именно для Лиры затачивали
  5. +9
    7 октября 2019 13:40
    Но при этом жидкие металлы обладают способностью проникновения в поры графита.

    Была еще одна серьезная проблема: слишком сложное оборудование пирса, для поддержания ЖМТ, во избежание его застывания. https://topwar.ru/36398-skorostnaya-lira-apl-proekta-705.html
    1. +13
      7 октября 2019 14:16
      Цитата: kot423
      Была еще одна проблема: слишком сложное оборудование пирса, для поддержания ЖМТ, во избежание его застывания.

      Собственно, это главная проблема для нашего ВМФ - базирование. Как только что-то требует в базе постоянной подачи чего-нибудь с берега - всё, затык. Показателен пример пр.941 - самые современные РПКСН базировались на недоделанную базу: подача воды, пара и электричества на причалы налажена не была, кран-перегружатель БРПЛ в эксплуатацию введён не был.
      1. bar
        +4
        7 октября 2019 15:55
        Как только что-то требует в базе постоянной подачи чего-нибудь с берега - всё, затык.

        Зачем далеко ходить. Плавдок с "кузей" по официальной версии из-за этого потопили.
        1. +9
          7 октября 2019 16:17
          Цитата: bar
          Зачем далеко ходить. Плавдок с "кузей" по официальной версии из-за этого потопили.

          Не совсем так. На флоте стандартная ситуация - с берега ничего нет, приходится гонять дизель-генератор.
          А на ПД-50 всё было наоборот: питание с берега на ПД как раз подавалось. А вот дизель-генератора не было: после передачи завода "Роснефти" мотористы и топливо для резервных дизель-генераторов были оптимизированы. Не помог даже ПУЭ, по которому ПД относится к потребителям 1 категории надёжности электроснабжения и требует энергоснабжение от двух независимых источников питания.
          1. bar
            +1
            7 октября 2019 16:24
            По официально версии был сбой с подачей энергии с берега.
      2. +3
        7 октября 2019 21:14
        Вода и электропитание на 941 подавались. Пара (в надстройку в районе ракетных шахт) не было никогда. Ракеты перегружал А. Брыкин, вторая виселица строилась. Проблема не в "базировании", а гораздо шире, - в инфраструктуре ВМФ. В какой нашей базе лодка жмёт ВВД от береговых компрессоров (как и должно быть)? Только на СМП в Северодвинске. В Североморске авианесущие крейсера выработали ресурс на рейде. Для 941 должны были построить огромные склады для ЗИПа, военная прокуратура их долго искала ... песня без конца :о(
      3. 0
        8 октября 2019 08:20
        Пару лет пирсы для них в Нерпичьей проработали. В каждом пирсе даже была своя пирсовая команда. Но потом - увы...
        А "виселица", на мой взгляд, не в том месте построена была, ситуацию пытались исправить дамбой, но, видимо, ничего не получилось...
    2. +4
      7 октября 2019 14:30
      У лодок проектов 705 и 705К не было графита в первом контуре реакторной установки. От слова совсем.
      1. 0
        8 октября 2019 05:27
        Если Вы о том, что в статье, то американец очевидно имел в виду USS Seawolf (SSN-575), а не наши "Лиры".
        1. +2
          8 октября 2019 06:09
          Натрий в качестве теплоносителя на второй американской ПЛА. Было дело, но тогда ещё не был накоплен опыт по возможным авариям, от данной технологии отказались. Отзывы флотских тогда были резко отрицательные.
          1. +2
            8 октября 2019 06:25
            Вы правы. Американцы сами поняли и всем желающим дали понять, что с натрием в качестве теплоносителя связываться не стоит, и поэтому, видимо, на советских "Лирах" (как и на К-27) был применён не натриевый, а свинцово-висмутовый. Нет ничего более ценного, чем неудачный опыт. Это я без иронии.
      2. +1
        8 октября 2019 08:22
        Конечно не было! Откуда ему там взяться?
    3. +2
      7 октября 2019 19:21
      во избежание его застывания.


      Сплав висмут-свинец обладал ещё одним мерзким свойством . Его приходилось каждый раз чистить и регенерировать от образовавшихся шлаков - окислов . .
      1. +1
        7 октября 2019 21:34
        Цитата: dauria
        во избежание его застывания.


        Сплав висмут-свинец обладал ещё одним мерзким свойством . Его приходилось каждый раз чистить и регенерировать от образовавшихся шлаков - окислов . .


        как и в обыкновенных водо-водяных реакторах тоже чистили - забивали аммиачный раствор в первый контур, для борьбы с кислородом.
        1. +2
          8 октября 2019 08:26
          А вот это байки чистой воды! Если в первый контур реактора с ЖМТ добавить хотя бы кружку воды (или водного раствора чего-либо), то последствия будут очень печальными...
          Да и для ВВР аммиак "загоняется" с одной целью - обеспечить требуемый рН среды первого контура. Для борьбы с кислородом используется гидразин-гидрат. Да и то только при разгерметизации 1к.
          1. +1
            8 октября 2019 11:48
            Да и для ВВР аммиак "загоняется" с одной целью - обеспечить требуемый рН среды первого контура. Для борьбы с кислородом используется гидразин-гидрат. Да и то только при разгерметизации 1к.

            благодарю за ликбез!
            из любопытства, я даже заглянул в вики.
      2. +2
        8 октября 2019 06:41
        Цитата: dauria
        Сплав висмут-свинец обладал ещё одним мерзким свойством . Его приходилось каждый раз чистить и регенерировать от образовавшихся шлаков - окислов . .

        Всякое было, но уже в начале 70-х появились методы борьбы с этим явлением. Пересказывать не стану, одно из последних интервью:

        Пётр Мартынов о технологии ТЖМТ
        http://atominfo.ru/newsf/m0647.htm
      3. +1
        8 октября 2019 08:23
        Ну, в общем-то, не особа сложная задача - провести высокотемпературную регенерацию сплава.
    4. +1
      8 октября 2019 08:18
      Держать расплав жидким можно двумя способами:
      1. За счет ТРД - тепла реакции деления
      2. За счет подачи тепла от внешних источников.
      По второму способу - котельная в З. Лице (что примерно между 6 и 8 пирсами, на сопочке) и была построена для этих целей изначально, а не для того, чтобы обогревать казармы в "Лопатке"
  6. +9
    7 октября 2019 13:43
    Совместить бы эти разработки Советского Союза и современные технологии - получим новейшие возможности для АПЛ Российского ВМФ.
    1. +24
      7 октября 2019 14:31
      А ведь могло быть и так...
      1. +7
        7 октября 2019 15:10
        Цитата: paul3390
        А ведь могло быть и так...

        Каким образом?
        Страна предложила, после модернизации 70-х, технологическую модель развития общества взамен банковской. Это смертельная угроза мировому устройству поставила нас в оппозицию к 99% денег и 90% ВВП мира с известным результатом. Шансов не было никаких. Всех ключевых людей тупо купили.
        1. 0
          9 октября 2019 18:24
          Цитата: goose
          Всех ключевых людей тупо купили.


          И это был не Горбачев. Он был всего лишь клоуном на телевидении для широких масс.
    2. +10
      7 октября 2019 17:01
      Цитата: Alexey-74
      Совместить бы эти разработки Советского Союза и современные технологии - получим новейшие возможности для АПЛ Российского ВМФ.

      Что-то мне подсказывает, что всё нынешнее новое - не более, чем дожевывание советского задела. Живой пример этому - положение в космонавтике, где даже близко не подошли к возможностям СССР. Это вы про какие "современные технологии" говорите? Те, что реализуют на зарубежном оборудовании? И что будет, когда советские спецы окончательно вымрут? "Реформы" в образовании не оставляют надежды на то, что молодежь что--то толковое сможет создать.
      И эта подлодка и в самом деле вызывает восхищение. А вот то, что она оказалась на складе металлолома в Пенсильвании - это повод для расследования.
  7. +5
    7 октября 2019 13:47
    БЫЛО, предки дерзали, экспериментировали!
    А что наши, здесь и сейчас, дерзнут, смогут? По новому, с применением новых технологий!
    1. +1
      7 октября 2019 13:56
      Т.е. Вы уверены, что о Лире начали трубить на этапе проектирования (либо вы не слышали о Хаски, раз хотите прям щас всю инфу и лучше лично в руки из проектного бюро)? Или же матрасы сделали круглые глаза уже ПОСЛЕ ее выхода?
      1. +3
        7 октября 2019 14:07
        Цитата: kot423
        хотите прям щас всю инфу и лучше лично в руки из проектного бюро

        Да, да, всё и про всё .....
        Ви это серьёзно или прикалываетесь?
        1. +1
          7 октября 2019 14:08
          Где вы в моих словах увидели прикол? Про Лиру или про Хаски?
          1. +1
            7 октября 2019 14:18
            Вообще то вопрос был про дерзкий эксперимент, которого никто до того не осуществлял!
            Про лодки, их ТТХ вопроса не было .... ваши до думки.
            1. +2
              7 октября 2019 14:25
              А что наши, здесь и сейчас, дерзнут, смогут? По новому, с применением новых технологий!

              Ваши слова? Именно поэтому вам и был дан ответ, что да, здесь и сейчас, уже делается. По поводу прикола - с чего вы решили, что мы должны выложить всю инфу про Хаски, Циркон, Кинжал и т.д.? Ради "народ хочет зрелищ"? Так у матрасов спросите про проект SSBN-X, они над ним не 1й год работают, тоже пл 5го поколения... Вот когда они с вами поделятся, а вы в общий доступ инфу сольете - тогда у вас будет полное право про Хаски инфу с Малахита требовать...
              1. +7
                7 октября 2019 14:41
                Всю службу и большую часть гражданской, ходил под .... "справкой".
                Вы считаете меня надо учить, напоминать такое понятие как РЕЖИМ?
                Вы попробуйте у меня найти ХОТЬ СЛОВО о том, о чем говорить не стоит .... хотя столько лет прошло. Привычка вторая натура.
                1. +1
                  7 октября 2019 14:47
                  Извините великодушно, но тогда надо свои мысли менее расплывчато озвучивать, чтобы двоякости понимания не было. И хотя бы начальную инфу по теме той статьи, в которой пишите, знать или педевикию глянуть...
                  1. +2
                    7 октября 2019 15:07
                    Проехали.
                    Кстати, а что не так? Ведь "Лира" это был выдающийся, дерзкий эксперимент.
                    В вику заглядывать никак, интереса нет, да и лажи там предостаточно ....
                    То о чем представление имею, о том и рассуждаю ...
                    Не флотский, однако, но много где посмотрел и поработал. На память не жалуюсь.
    2. +12
      7 октября 2019 13:57
      Не смогут. Та промышленность, не зависила от денег. Сегодня же деньги стоят на первом месте.
      А не зависила она в силу другого, отличного от сегодняшнего, общественного строя.
      1. 0
        7 октября 2019 14:14
        Цитата: Троль
        Не смогут. Та промышленность, не зависила от денег

        Сейчас считают "копеечку" это так. Тогда осуществили серьёзный, сложный эксперимент и не только в расходах дело.
        С какими мерками к подобным деяниям подходить, рассматривать, теперь определится трудно.
        Нас тоже теперешняя действительность меняет. Всё считаем, считаем и .......
    3. +1
      7 октября 2019 16:16
      Эксперимент к сожалению оказался не больно удачным. По идее такие реакторы должны были ставиться на надводный корабль и оттачиваться все должно было на надводном корабле, а тут сразу в лодку. Но ведь кто тогда считал.
      1. +2
        7 октября 2019 17:06
        Дерзко, предки спешили быть впереди даже там, где не хватало научной, технической, экономической проработки.
        Вот так они жили.
        Нам от них кроме великих достижений достались и не малые проблемы!
        Быть достойным, значит продолжать, развивать начатое и устранять негативное, т.е. работать во благо страны, народа, а не занимается критиканством.
        1. +1
          10 октября 2019 13:52
          Цитата: rocket757
          Дерзко, предки спешили быть впереди даже там, где не хватало научной, технической, экономической проработки.
          Вот так они жили.
          Нам от них кроме великих достижений достались и не малые проблемы!
          Быть достойным, значит продолжать, развивать начатое и устранять негативное, т.е. работать во благо страны, народа, а не занимается критиканством.


          Дорого обошлись "эксперименты" - дорогие лодки не выхаживали и 10 лет, а некоторые были списаны еще быстрее по авариям.
          Апальков Ю. В., служивший на подводных ракетоносцах, отрицательно относится к лодке-истребителю и считает проект неудачным из-за аварийности и низкой надёжности[6]:

          Механизмы ПЛ постоянно выходили из строя, а их ремонт был крайне затруднён как нехваткой запасных частей, так и сложностью доступа к агрегатам и приборам. Малая численность экипажа, один из козырей проекта, привела к тому, что обслуживать лодку в море столь малым числом людей оказалось невозможно.
          Комплексная автоматизация проекта 705 (705К) совершенно не предусматривала управления системами при аварийных ситуациях, а поскольку элементная база за время строительства устарела, надёжность всех её элементов оказалась неудовлетворительной.
          Особенности реакторов данных ПЛ привели к тому, что техническое обслуживание эти корабли могли получать лишь в трёх базах флота.
          Обеспечить надёжное поддержание температуры сплава теплоносителя с помощью береговых средств не удалось, и эта задача решалась за счёт тепла самого реактора. Такая практика привела к чрезмерной выработке ресурса.
          Малые размеры помещений АПЛ создавали плохие условия для личного состава.
          Личный состав был не удовлетворён низкой надёжностью в целом.
          По мнению Апалькова Ю. В., АПЛ почти не использовались и за 20 лет их активная служба оказалась весьма непродолжительной.

          При этом даже Апальков Ю. В. признает преимущества проекта:

          Исключительные скоростные и маневренные качества Лиры, не имеющие на тот момент равных в мире, позволили лодкам данного проекта стать первыми в истории подводными лодками, которые могли успешно уклоняться от торпед противника именно за счёт скорости и маневренности[9].
          Маневренность и скорость не позволяла оторваться от Лиры ПЛ противника после их обнаружения[10].
          1. 0
            10 октября 2019 14:38
            Цитата: DimerVladimer
            Дорого обошлись "эксперименты" - дорогие лодки не выхаживали и 10 лет, а некоторые были списаны еще быстрее по авариям.

            Не утверждаю, что это было разумно, безопасно .... дерзкие были предки и если партия сказала надо обогнать и перегнать, они делали.
            Издержки, всякие разные проблемы, они нам тоже оставили, кроме великих, впрочем, достижений ... я их не виню, время было такое и царь бомбу создавали. Просто придется исправлять, что можно и что нельзя, постараться не повторять прежних ошибок.
            1. 0
              10 октября 2019 15:06
              Цитата: rocket757
              Не утверждаю, что это было разумно, безопасно


              Американские торпедные АПЛ первого поколения, ходили гораздо дольше отечественных "ревущих коров" списывались с появлением у нас третьего поколения АПЛ.
              Рекомендую - Апальков Юрий Валентинович ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АПЛ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ.

              У американцев в первом поколении тоже было много ошибок - но они улучшали конструкцию и добились вполне приличной службы и малой аварийности.
              У наших аварии аварии аварии...то по техническому несовершенству, то по нарушению регламентов от механика до командования (как погнали в море с окислившимся теплоносителем, что привело к аварии и списанию лодки К-64 )
              Первые 4 дорогущие лодки и пол срока не отработали от 8 лет до 12 - это с учетом промежуточных ремонтов - никудышная серия.
              Другие четыре отслужили от 12 до 19 лет - вполне вроде бы, но с учетом сколько ни стояли в базах - все равно плохо.
              Лучше иметь больше АПЛ со средними характеристиками, но надежных.
              1. 0
                11 октября 2019 09:26
                Цитата: DimerVladimer
                Лучше иметь больше АПЛ со средними характеристиками, но надежных.

                Лучше не существовать, жить в такой ситуации, в какой приходилось СССР. Постоянное внешнее давление от самых больших и сильных стран мира, прямое внешнего нападения с очень разрушительными последствиями!
                Наши люди, предки совершали великие дела, великий подвиг и много чего оставили нам в наследство ....
                Не буду перечислять объективные причины и обстоятельства, которые вынуждали наших предков поступать так, как могли, а не так как хотелось, было лучше\безопаснее!
                1. 0
                  11 октября 2019 09:55
                  Цитата: rocket757
                  предки совершали великие дела, великий подвиг и много чего оставили нам в наследство


                  Это абсолютно бесспорно, СССР за 20 лет добился большего в ВПК, чем любая другая страна, кроме США.
                  Но гонка в строительстве лодок, привела к непродуманным конструктивным решениям и сомнительной надежности, поскольку завод производитель спихивал сырые лодки военным и доводил их в процессе опытной и войсковой эксплуатации - а это лодки с атомными реакторами, что приводило к тяжелым авариям с большими жертвами - едва ли можно найти такой год, что бы не было происшествия или тяжелой радиационной аварии, переоблученного экипажа АПЛ или с человеческими жертвами.
      2. +2
        8 октября 2019 06:10
        Цитата: balunn
        Эксперимент к сожалению оказался не больно удачным.
        Если Вы о жидкометаллическом теплоносителе первого контура ядерного реактора, то советский "эксперимент" на "Лирах" в настоящий момент имеет продолжение в виде проектов СВБР-100 и СВБР-10.
      3. +1
        8 октября 2019 08:29
        Сначала прототипы "отточили" на стендах, а потом уж грузили в пла ЯЭУ. Да и с ВВРами таже история, правда там еще ледоколы помогали.
    4. +1
      8 октября 2019 11:09
      Цитата: rocket757
      БЫЛО, предки дерзали, экспериментировали!
      А что наши, здесь и сейчас, дерзнут, смогут? По новому, с применением новых технологий!

      Вот ответ на ваш вопрос. "Напомним, что на Белоярской АЭС работает два реактора на быстрых нейтронах. С 1980 года здесь работает реактор БН-600 — долгое время он был единственным в мире реактором этого типа. Но в 2015 году начался поэтапный запуск второго реактора БН-800.
      Почему это так важно и считается историческим событием для мировой атомной отрасли?"https://masterok.livejournal.com/4398831.html
      Судовые и корабельные реакторы для дедоколов и АПЛ тоже начинались с береговых установок.
      "Учебный центр ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия", г. Обнинск Калужской области
      Формирование 8 июня 1956 года этого Учебного центра ВМФ связано с первыми шагами по созданию в нашей стране океанского ядерного ракетно-атомного флота. На протяжении более полувека центр является надёжной кузницей кадров для атомных субмарин. Учебный центр осуществляет подготовку экипажей подводных лодок, реализует дополнительные образовательные программы повышения квалификации и переподготовки подводников по различным специальностям. Также здесь проходят практику и стажировку курсанты, продолжают подготовку офицеры-выпускники военно-морских институтов". Почему, бы здесь не готовить специалистов по ЖМТ- реакторам, или создать отделение на Белояровской АЭС. https://masterok.livejournal.com/4398831.html
      1. +1
        8 октября 2019 11:32
        Цитата: амурец
        Вот ответ на ваш вопрос

        Главное, чтоб РАБОТА продолжалась, результат будет.
  8. +17
    7 октября 2019 13:56
    Насчет шумов на полном ходу... А чем ее собирались поражать? Когда она от любой торпеды могла уйти?
    И ее шумность на малых ходах кто то знает? Адмирал считает, что это чудо будет носится по всему океану на полном ходу, как ошалевшая шутиха., без глаз и ушей laughing
  9. -1
    7 октября 2019 13:58
    ПЛ этого типа использовали реакторы с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ), -

    проблемное решение. если теплоноститель замерзнет, то надо менять реактор.
    1. KCA
      +6
      7 октября 2019 14:27
      Вообще-то с застыванием металлического теплоносителя, на данный момент, проблем нет, промышленные БН-600 и БН-800 работают, строится БН-1200, БН-600 вообще лет на 10 переработал расчётный срок эксплуатации
      1. +2
        7 октября 2019 15:15
        На Лирах в РУ теплоноситель свинец-висмут, температура плавления 123 гр., но особых сложностей его разогреть не было.
      2. 0
        7 октября 2019 20:33
        бн-800,600 теплоноситель натрий и штатный подогрев днища реактора
        1. KCA
          0
          7 октября 2019 20:58
          Суть-то не меняется, что свинец-висмут, что натрий, металлические теплоносители, оба находятся в расплавленном состоянии, я и пишу, что при эксплуатации РБН с металлическим теплоносителем нет проблем, скорее всего, если "Посейдон" и "Буревестник" действительно существуют, то и там стоит РБН
      3. 0
        8 октября 2019 08:33
        А где строится БН-1200? БН-800 только начал работать, причем при такой загрузке ЯТ, что мама не горюй! Дикая смесь из всего, что можно. Но главное отличие БНов - это использование жидкого НАТРИЯ в качестве ТН1к. На пла был эвтектический сплав Pb-Bi.
      4. 0
        10 октября 2019 09:25
        Цитата: KCA
        на данный момент, проблем нет

        Стационарный реактор с армией квалифицированных специалистов отличается от подлодки, на которой контур нужно чем-то подогревать, и всё это с приемлемым сроком активной зоны, чтобы не делать перегрузок. Нормальный корабль должен служить лет 60, тем более, из титана, и иметь возможность замены ключевых элементов (ГАС и т.п.).
        Лиры были рассчитаны примерно на 30 лет эксплуатации, что слишком расточительно, для мира, но приемлемо для мобилизационного варианта.
    2. 0
      8 октября 2019 08:31
      Лучше не доводить до такого. Были ОКРы по использованию электромагнитных помп вместо ЦНПК.
  10. +6
    7 октября 2019 14:20
    Внешне похода на подводную лодку "Пионер" из советского фильма "Тайна двух океанов".
  11. +11
    7 октября 2019 14:37
    Чуть ли не единственный проект на котором радовались приходу практикантов из училищ. Ибо при швартовных операциях курсанты привлекались к тасканию кабелей и паровых шлангов системы подогрева 1 контура. Матросов-то в экипаже нет, кабели и шланги тягали и мичмана, и офицеры не зависимо от БЧ. А вот на самом выходе делать было нечего. Офицеры все в центральном но курсантов туда не пускали, и без них тесно.
    Я в 6 дивизии на 705 практику после 4 курса проходил.
    1. +1
      8 октября 2019 08:36
      О, коллега, мы с Вами по одному плацу, похоже, ходили! Я всю жизнь в соседской дивизии прослужил, но курсантом на 2 курсе даже в море выходил на 123-ей
  12. 0
    7 октября 2019 15:19
    Больше всего поразило это
    С его слов, ЦРУ удалось довольно быстро определить возможности новой лодки, изучив металлолом с советского судомеханического завода, который (металлолом) каким-то невероятным образом оказался на переработке в Пенсильвании
    1. +4
      7 октября 2019 15:38
      Аопрос что и мог дать тот металолом? Матерьял корпуса? Абсурд многоступенчатый. Как и вся статья. Из плюсов возможность пррчитать в коментах что нить интнресное.
      1. +1
        7 октября 2019 20:31
        Это не статья абсурдная, а эксперт американский малость не в курсе. Если интересно, то перед ПЛА 705-го проекта была построена ПЛА проекта 645 - К-27 с таким же реактором. В этом году исполнилось 55 лет с её первого похода. Немного про него и про саму лодку:

        К 50-летию похода лодки К-27
        http://www.atominfo.ru/newsh/o0844.htm
  13. 0
    7 октября 2019 15:28
    Цитата: gabonskijfront
    Каков дизайн,это какой то "откутюр",стоит прорыть канал на Красной площади ,чтобы они могли там пройти в парадном строю.

    Гораздо более эффективно было бы пройти этим пароходам по Потомаку.
  14. +4
    7 октября 2019 15:57
    На начало производства, быстрое и смертельнейшее оружие. На момент вывода из состава, устаревшее но опасное средство войны. Да, адмиралам на них было не комильфо. Ибо автоматика полная и нету свободных мест для времяпровождения аки у Акулы. Да древние системы гидролокации. Но если они выходили в атлантику, на полных ходах, то всем ставало сильно не весело. Догнать нереально, а в отрыве то уже вроде бы как и не слышно. Севшую на хвост Адьфу сбросить не мог никто! Вопрос в том что даже с винтами после 1982 года она имела шумность мама не горюй. И с новыми амерами выйти в моря становилось проблемно, в особый период. Ибо шумность и дикая дальность обнаружения новыми лодками штатов.
    П.С. Проект знаковый и прорывной! Служившим здоровья и долгих лет.
  15. 0
    7 октября 2019 16:20
    Цитата: paul3390
    А ведь могло быть и так...

    это что то из очень отдалённого будущего век эдак 22 возможно. А вооружение какое? Фазеры, дизрапторы и фотонные торпеды?? laughing
  16. +7
    7 октября 2019 17:10
    В 1969 году советский флот поразил американских военных новой и невероятно мощной подводной лодкой, которая в сравнении со своими аналогами имела непревзойденную скорость хода в 45 узлов и глубину погружения в 730 метров.


    https://www.youtube.com/watch?v=9Yh-DzvMMdA soldier
  17. -3
    7 октября 2019 17:53
    Завидуйте молча американцы ..! А обгадить вы все ,что хотите сможете в своих сми мировых.. soldier
    Много еще чего со времен СССР ,можно раскопать в столах наших Советских ученых !
  18. 0
    7 октября 2019 19:47
    PapaZen (PapaZen), а в гарнизонные наряды - патрули и прочую прелесть не ставили курсантов во время практики?
    Помню, как в середине 90-ых, уйдя с должности учителя школы № 25 Северодвинска (семью кормить надо было, а учителям по 3-4 месяца ничего не платили), стал мичманом на полигоне в Нёноксе Валерий Сергеевич Романов. Числился он крановщиком ж.д. крана. Раз в неделю, а то и чаще, отправляли его от "ноль девятки" в патруль...Крановщиком Валера был аховым. Зато пел, играл и песни сочинял так, что годы, когда он был солистом, а позже возглавлял эстрадный ансамбль Беломорской ВМБ "Северное сияние", многие считают "золотым составом ансамбля".Парни своим искусством и Москву покорили на всеармейском конкурсе, и Ницу.
  19. +1
    7 октября 2019 21:21
    Мнение специалистов по 705-му проекту.
    С.Н. Ковалёв говорил, что он бы увеличил водоизмещение тонн на 300 и поставил бы водо-водяной реактор.
    В.П. Рыков ругал тотальное 220/400.
    1. +1
      8 октября 2019 15:06
      А что в 220/400 не так? Вроде все удобно, трансформаторы и движки компактные, проводка легче.
      Наоборот, флотские должны спасибо говорить, что нет полного электродвижения, там бы киловольты были laughing .
    2. 0
      10 октября 2019 09:32
      Цитата: Стойкость
      В.П. Рыков ругал тотальное 220/400

      Армии и флоту давно было пора переходить большие частоты преобразования и напряжения, взяв в пример авиацию, на кону стоимость, габариты, масса и ТТХ.
      Но воз и ныне там.
  20. 0
    8 октября 2019 12:46
    Неужели никто не видит ,что нужны совершенно новые принципы работы реактора и движителя .Совокупность проблематик привело в тупик-сложность , а соответственно снижение добротности , отсутствие перспектив новых достижений по скорости и глубине.И многое другое.
  21. +1
    8 октября 2019 16:58
    Я бы вот до расследовал все случаи предательства ... они не имеют сроков давности ... "ЦРУ удалось довольно быстро определить возможности новой лодки, изучив металлолом с советского судомеханического завода, который (металлолом) каким-то невероятным образом оказался на переработке в Пенсильвании" ... это ведь не просто так ... и далеко не единичный случай (один як 141 с двигателем чего стоит) ... а предатели ещё вот живы (к моему глубокому сожалению ... этакие пенсионеры и не очень ... многие незаслуженно заслуженные ... а уроки то нужно выучить по данным событиям ... без всяких скидок на рынок и новые отношения ... Родиной не торгуют ... тех кто не согласен лучше к стенке ...
  22. 0
    8 октября 2019 17:07
    самое главное это технологии а их отработали на ней очень хорошо
  23. 0
    9 октября 2019 11:44
    Красивая лодка, спора нет! А эффективная.....??? Конечно нет!!!!
    1. 0
      10 октября 2019 09:35
      А эффективная.....??? Конечно нет!!!!......для холодной войны она неэффективна, когда важное играть в прядки, а вот для ГОРЯЧЕЙ войны само то то доктор прописал, средств перехвата подводного судна идущего со скоростью 43 узла пока на момент 2019 года ещё нет пт слова совсем нет. ну может быть ВА111 Шквал, ну этого девайса нет акромя РФ и Ирана
  24. Комментарий был удален.
    1. 0
      9 октября 2019 13:49
      Ну про полную неэффективность, наверное, не стоит говорить. Для своих задач ( если по-простому, то для использования в качестве "истребителя") пла была достойна. Тем более, что для "Шквала" особая точность и не нужна hi
      1. 0
        10 октября 2019 09:46
        для "Шквала" особая точность и не нужна ....ошибаетесь, ВА111 на расстоянии до цели 8 км управляема по кабелю, по неподвижным целям 20 км, обратите внимание на туннель вьюшки кабеля
  25. 0
    9 октября 2019 13:46
    Цитата: vadimtt
    А что в 220/400 не так? Вроде все удобно, трансформаторы и движки компактные, проводка легче.
    Наоборот, флотские должны спасибо говорить, что нет полного электродвижения, там бы киловольты были laughing .

    Вот именно для компактности электромеханизмов и была введена сеть 220В 400Гц как ОСНОВНАЯ силовая.Все хорошо, но... Промышленность СССР выпускала, в основном, э/д под частоту 50 Гц. На самой пла использование 400-герцовых источников предполагала усложнение самих силовых машин (см. число пар полюсов для генераторов). Далее - для обеспечения живучести ТС применяется резервирование, в т.ч и по электромашинам, щитам, агрегатам. Так вот, синхронизировать две машины 50Гц можно без обесточения, а два источника 400 Гц - только через полное обесточение. Понимаю, что мелочи, но 705 и 705К несколько выходили за концепции проектирования пла и ОСС в частности.
    Кстати, слышал байку, что для уменьшения весовой нагрузки на 705-х и были придуманы сублимированные продукты и построены два завода для их выпуска. Один в Молдавии, другой где-то под Москвой. Еще раз повторюсь - все это на уровне баек.
    1. 0
      10 октября 2019 11:32
      Кстати, слышал байку, что для уменьшения весовой нагрузки на 705-х и были придуманы сублимированные продукты и построены два завода для их выпуска. Один в Молдавии, другой где-то под Москвой. Еще раз повторюсь - все это на уровне баек.


      В Молдавии, это в Тирасполе, хорошая была контора, они и на космос работали.
      Сублиматы, если были на складах, то грузили всем. Но это фрукты и творог.
      На 705 загружали югославские пайки в алюминиевой упаковке, разогрел и вперёд.
      1. 0
        10 октября 2019 11:45
        Югославские пайки не видел, видел (да и пробовал тоже) например нашенские голубцы, фрукты (персики), мясо типа бифштекса, во всяком случае очень похоже. На мой вкус - так и нормально!
  26. 0
    10 октября 2019 11:43
    Цитата: Крымский партизан 1974
    для "Шквала" особая точность и не нужна ....ошибаетесь, ВА111 на расстоянии до цели 8 км управляема по кабелю, по неподвижным целям 20 км, обратите внимание на туннель вьюшки кабеля

    Это понятно, просто я (к сожалению или к счастью??) не оружейник. Имел ввиду, что для ЯБП особой точности не надо. Может я и не прав...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»