ГАЗ-66: войны и эксперименты

40

Единственный в своем классе


ГАЗ-66 получился ладной и универсальной машиной. Восьмицилиндровый мотор обеспечивал высокую энерговооруженность, самоблокирующие дифференциалы вкупе с идеальной развесовкой и геометрической проходимостью позволяли штурмовать самые безумные преграды, а бескапотная компоновка обеспечивала отличный обзор. Собственно, недостатков было всего три: высокий расход топлива, издевательское для водителя размещение рычага КПП и расположение сидений экипажа прямо над передними колесами. И если с первыми двумя минусами в армии готовы были мириться, то третий недостаток стал для «Шишиги» чуть ли не роковым. Осознание этого пришло в Афганистане, когда подрыв любой мины под колесами грузовика неминуемо приводил к травмам, а порой и смертельным ранениям водителя. Поэтому ГАЗ-66 поспешно вывели из состава ограниченного контингента советских войск и с тех пор достаточно прохладно относились к боевому использованию машины.


Один из эпизодов раннего боевого применения ГАЗ-66 в модификации Б. Прага. 21.08.1968 г. На кабине и тенте машины опознавательные белые полосы техники стран Варшавского договора. Что-то подобное мы увидим много лет спустя на Украине




Хотя, конечно, никто списывать «Шишигу» со строевой службы не спешил – заменить грузовичок в 80-90-х годах было попросту нечем. Этим, кстати говоря, пользовались в конструкторским бюро Горьковского автозавода и не спешили с глубокой модернизацией. При всем уважении к инженерному штабу ГАЗа, посмотрите на эволюцию немецкого Unimog серии S (который во многом был прообразом «шишиги»). Во многом, конечно, это было обусловлено консерватизмом главного заказчика в лице Министерства обороны, но ГАЗ-66 широко использовался для гражданских нужд и тут как раз регулярная модернизация очень была бы к месту. Первый же раз грузовичок ГАЗ-66 обновили спустя несколько лет после запуска в производство – в 1968 году.


Unimog серии S. Многие считают его объектом подражания при конструировании ГАЗ-66


Это было второе поколение, продержавшееся на конвейере целых 17 лет. Тогда появилась индексы, состоящие из двух чисел, например, базовый вариант был 66-01. Теперь «Шишига» могла брать на борт сразу 2 тонны (кстати, на самых последних опытных экземплярах этот показатель был увеличен до 2,3 тонны всего лишь за счет новых шин). Также «вторая серия» 66-й машины получила централизованную систему подкачки колес, светомаскировочные фары и, самое главное, повысился дорожный просвет до 315 мм. ГАЗ-66 теперь можно было отправлять на экспорт – для этого улучшили отделку салона, усовершенствовали приборы в кабине, поставили новые карбюраторы, транзисторную систему зажигания и даже бескамерные шины. Расход топлива упал до 26 литров на 100 км. Конечно, основными покупателями машины были страны с жарким климатом, поэтому инженерам пришлось адаптировать кабину к соответствующим условиям. Надо сказать, что задача это была не из простых. Огромный, пышущий жаром восьмицилиндровый мотор располагался фактически между пассажиром и водителем, что осложняло его терморегуляцию. Удалось ли конструкторам решить эту проблему на экспортных модификациях, неизвестно, но вот для советских водителей летом в кабине как было невыносимо жарко, так и осталось.


Армейские будни ГАЗ-66 второй серии


ГАЗ-66 все время был экспериментальной площадкой для различных инноваций инженеров ГАЗа, немалая часть которых приходилась на улучшение проходимости машины. Так, в 60-х годах на авиадесантируемый ГАЗ-66Б, о котором говорилось в первой части истории, установили гусеничные движители треугольной формы. Однако к какому-то прорыву в проходимости и так уже вездеходного грузовика эта конструкция не привела. Конкуренция между автопроизводителями в СССР если и была, то только за государственные оборонные контракты. Типичным примером такого явления стал ГАЗ-34 – полноприводный трехосный грузовик, имеющий много общего с «Шишигой». Тогда армии требовалось новое поколение средних грузовиков, способных буксировать артиллерийские орудия и одним из перспективных проектов был московский ЗИЛ-131.

ГАЗ-66: войны и эксперименты



Опытный гусеничный ГАЗ-66Б

















Войсковые и ресурсные испытания трехосного ГАЗ-34


Горьковские конструкторы в пику разработали новую машину, максимально унифицированную с принятым тогда уже на вооружение ГАЗ-66. Если сравнивать 34-ю машину с перспективным в то время ЗИЛ-131, то окажется, что газовский грузовик на 1,3 тонны легче при сходной полезной нагрузке, короче и имеет более вместительный кузов. При том, что сцепление было взято от ЗИЛ-130, у ЗИЛ-131 заимствовали коробку передач, мотор оставили родной от «Шишиги». Конечно, мощности в 115 л. с. откровенно не хватало, а более мощный бензиновый двигатель попросту не вмещался. Возможно, ситуацию спас бы дизель, но подобных конструкций вообще не было в Советском Союзе. Тем не менее, трехосная «Шишига» достаточно успешно прошла весь цикл испытаний (в том числе несколько машин прошли от Москвы до Ашхабада и Ухты) и даже была рекомендована к принятию на вооружение. Однако подоспел ЗИЛ-131, который оказался мощнее и удобнее. Стоит ли жалеть о том, что в Советской Армии не оказалось еще одного бескапотного грузовика с иезуитским расположением рычага КПП?

Отвлечемся от темы и упомянем об еще одной попытке Горьковского автозавода войти в престижную нишу армейских грузовиков большого формата.


ГАЗ-44


В начале 70-х годов был разработан четырехосный ГАЗ-44 «Универсал-1», являющийся, по сути, неким гибридом между обычным грузовиком и бронетранспортером. Машину обкатывали в 21 НИИИ, но каких-то радикальных прорывов по сравнению с аналогами из Брянска и Минска «Универсал-1» не показал и остался в разряде опытных. После этого ГАЗ стал четко придерживаться магистральной линии производства легких грузовиков для нужд Министерства обороны. Ну, и про бронетранспортеры не забывал…

Мастер на все руки


Поговорим о многочисленных модификациях машины ГАЗ-66, которые имели статус опытных или состояли на вооружении. Конечно, всё разнообразие вариантов не охватить, да и скучно это будет. Поэтому коснемся самых оригинальных. Таким, безусловно, стал фургон с интегрированным с кабиной кузовом КШ-66, в котором «Шишигу» можно опознать только по колесам и светотехнике. Данный аппарат был собран для противостояния ударной волне ядерного взрыва и поэтому формы имел обтекаемые – в среднем сопротивляемость удару возросла в три раза. Продолжая тему однообъемников на базе ГАЗ-66, нельзя не упомянуть авиатранспортабельный автобус 38АС, который выпустили тиражом аж в 6000 машин. Автобус отличали гнутые панорамные стекла, 19 мягких сидений и пенопластовая теплоизоляция в кузовных панелях. В варианте АМС-38 в автобусе можно было разместить восемь сидячих раненых и семь лежачих. Позже в 1975 году появился еще один автобус – АПП-66, который был упрощенным вариантом 38АС, отличался излишним весом, низкой проходимостью и собран был в количестве 800 штук. Надо отметить, что все эти машины не собирались в Горьком. Автобусы делали в молдавских Бендерах, Воронеже и на заводе №38.


Устойчивый к атомному оружию фургон на базе ГАЗ-66


Опытный седельный тягач ГАЗ-66П


Перевязочный пункт АП-2


На долгие годы юркий и проходимый ГАЗ-66 стал визитной карточкой медицинской службы армии Советского Союза. Самым массовым, конечно, стал санитарный автобус АС-66 с кузовом К-66, способный взять на борт до 18 раненых. Чуть позже к нему в пару пришла перевязочная машина АП-2, которую собирали на предприятии «Медоборудование» в Саранске. В комплект входили каркасные палатки, развернув которые, можно было одновременно перевязывать до 14 человек. В конце 80-х в армии появился целый медицинский комплекс ПКМПП-1, состоящий из четырех машин ГАЗ-66 с кунгами К-66. Две из них отвечали за перевозку раненых и медперсонала, остальные были нагружены скарбом и медицинской техникой.




Опытный АС38




АПП-66




Автобусы на базе ГАЗ-66 на "кладбище"


Самыми экзотическими вариантами ГАЗ-66, конечно же, стали машины с понтонными парками, разборными мостами и системами залпового огня. ДПП-40 для ВДВ стал во многом абсурдным и очень дорогим воплощением идеи создания авиадесантируемого понтонного парка грузоподъемностью в 40 тонн. Во-первых, для придания необходимой легкость элементы понтонов пришлось делать или из цветных металлов, или с использованием надувных резиновых секций. А во-вторых, сам понтонный парк размещался на 32 машинах ГАЗ-66 (первоначально на облегченном варианте ГАЗ-66Б). Сколько для такой армады требовалось транспортных Ил-76? Также рассматривали применение машин серии ГАЗ-66 для перевозки среднего автодорожного разборного моста САРМ. Для этого простая платформа грузовика не годилась, поэтому придумали сделать из «Шишиги» седельный тягач с индексом П. Однако легкая машина слабо справлялась с такой нагрузкой и мост отдали семейству ЗИЛов.


Единственный и неповторимый БМ-21В на базе ГАЗ-66Б


В 1967 году в десантных войсках появилась 12-ствольная система залпового огня БМ-21В на базе упоминаемого ранее облегченного ГАЗ-66Б. Фактически это был сокращенный вариант 40-ствольной системы БМ-21, которую ставили на семейство «Урал». Огнедышащий малыш мог за 6 секунд выпустить на дальность в 20 км весь заряженный запас фугасных М-21ОФ и снова перезарядиться с помощью машины 9Ф37, которая также была на базе ГАЗ-66. И, конечно, вся эта артиллерия могла быть сброшена с парашютами.

Однако настоящей визитной карточкой ГАЗ-66 с «оружием в руках» стал гантрак с ЗУ-23-2 в кузове. Здесь военные отлично совместили скорость и маневренность «Шишиги» со смертоносностью шквала огня зенитной пушки. Ближний Восток, Африка, Северный Кавказ, Украина – ни один из конфликтов на этих территориях не обходился без гантраков на платформе ГАЗ-66.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    10 октября 2019 18:21
    "Шишига" конечно была рабочая лошадка для армии (ибо лучших не было), но вот автобусы на основе ГАЗ-66 это что то "очевидное и невероятное", как будто их не на заводе собирали, а учащиеся ГПТУ у себя в учебных мастерских.
    1. +1
      10 октября 2019 18:35
      Помнится, приходилось ставить движок на "Кубань"....Во где морока была!"....
      1. +10
        10 октября 2019 21:23
        У ГАЗ 66 было только одно достоинство , это проходимость . Неудобство кабины , довольно маленькая грузоподъемность. Двигатель , если не совсем новый , постоянно терял масло через задний коренной подшипник , уже писали , расход топлива был просто очень высок .
        Если посылали его на уборку урожая , а такое тоже бывало , то его старались ставить на обслуживание , к примеру развозить обеды механизаторам .
    2. +2
      10 октября 2019 21:36
      Цитата: tihonmarine
      "Шишига" конечно была рабочая лошадка для армии (ибо лучших не было), но вот автобусы на основе ГАЗ-66 это что то "очевидное и невероятное", как будто их не на заводе собирали, а учащиеся ГПТУ у себя в учебных мастерских.

      В общем то вы не так далеки от истины. Сборку таких автобусов производили на войсковых АРЗ, где основной рабсилой были срочники, вчерашние выпускники ПТУ.
    3. 0
      29 октября 2019 23:13
      АС38 помнится какая то мастерская изготавливала. У нашей кузов из алюминия был.
  2. +1
    10 октября 2019 18:27
    Спасибо, интересно, про кухонное хозяйство не забудьте !
    1. -1
      10 октября 2019 18:37
      Вы про ножи-вилки/ложки? wink
      1. +1
        10 октября 2019 18:39
        Цитата: sabakina
        Вы про ножи-вилки/ложки? wink

        Нет, я об их службе в кухонном хозяйстве армии, со специализированными кунгами.
        1. 0
          10 октября 2019 22:02
          Цитата: neri73-r
          Нет, я об их службе в кухонном хозяйстве армии, со специализированными кунгами.

          По-моему ПАКов на базе шишарика не делали. Слишком маленький.
  3. +1
    10 октября 2019 18:32
    ГАЗ-66...Целая эпоха..Я не знаю, почему конструкторы не проверяли Шишигу на подрыв фугаса..."Проверил" Афган. И стало понятно, что Шишига прекрасна везде, но только не на передке и не в передовой колонне. (опять же, гантраки с ЗУ-32-2 хороши там, где нет опасности подрыва на мине или фугасе). Санитарная машина, КП, машина для подвозки Б/К, да просто притаранить полевую кухню...Не хочу грузить внимание, но видео очень понравилось...
    1. +4
      10 октября 2019 19:51
      Цитата: sabakina
      "Проверил" Афган.

      До это уже проверила Ангола, ну там сразу перестали её использовать.
      1. +1
        11 октября 2019 11:19
        Мне кажется, что одно из причин такой низкой устойчивости ГАЗ-66 к минам могла стать, в том числе, и небольшая масса грузовика. Однако, давление, которое оказывала машина на грунты нередко приводило к детонации даже противотанковых мин. На фото ниже результат подрыва на итальянской противотанковой противогусеничной мина TS/6,1. Первые машины колонны спокойно прошли по мине, а на третьей взрыв...
        1. +3
          11 октября 2019 12:02
          Цитата: Евгений Федоров
          Первые машины колонны спокойно прошли по мине, а на третьей взрыв..

          Может стоял прибор кратности на мине. Да хотя всякое бывало, лучше ехать по пустыне, чем по дороге.
  4. +4
    10 октября 2019 18:50
    Со времён своей службы в ВС СССР "шишигу" вспоминаю добром за её потрясающую проходимость и недобрым словом за неудобства в кабине.
    1. +4
      10 октября 2019 19:30
      Кабина это ещё ничего. Терпимо. winked А вот перевозимому личному составу было каково? Особенно, когда по пересеченной местности, да при дефеците времени. Кофемолка. laughing Проходимость таки да. В руках хорошего водилы эта техника творла чудеса.
      1. +14
        10 октября 2019 20:00
        Цитата: Пленник
        А вот перевозимому личному составу было каково? Особенно, когда по пересеченной местности, да при дефеците времени.

        Ну личный состав должен стойко и мужественно переносить все тяготы и лишения воинской службы. А вот я, будучи школьником, вместе с другими детьми офицеров и прапорщиков каждый день ездил в школу из отдалённого дивизиона на ГАЗ-66 с кунгом. Рано утром выезд, за рулём солдат срочник у которого вся служба заключалась в доставке детей в школу и обратно - подбирали очень добросовестного и ответственного солдата, назначался и старший машины обычно пиджак двухгодичник. Сначала была просёлочная дорога 7 км, которую размывало весной и осенью, заметало зимой, потом 25 км трассы довольно сностной асфальтированной дороги. Конечно бывало ломался наш школьный автобус, но это были еденичные случаи и водитель-солдатик лучший друг детворы, всё свободное время смотрел за машиной, ведь утром детей надо везти в школу, а потом забирать обратно. Так что шишига в армии трудилась везде.
      2. 0
        10 октября 2019 21:27
        Да,ЛС танковой роты-без зампотеха и старшины-влазил в кузов 66! Нас так иногда на полигон вывозили!
        1. +2
          10 октября 2019 21:38
          Да уж на нём лучше в кузове, в кабине замучаешься ехать на длинные дистанции, ноги девать некуда. Но проходим, чертяка, из любой грязи вывезет, хоть и прыгуч как горный козёл.
          1. +4
            11 октября 2019 08:22
            По немецкой брусчатке езда в кузове превращалась в пытку! Приходилось привставать ,чтоб причендалы не звенели!)))
            1. +1
              11 октября 2019 12:13
              Цитата: 113262а
              Приходилось привставать ,чтоб причендалы не звенели

              А в зубы палку вставлять.
              1. +1
                11 октября 2019 20:04
                палку обычно вставляли между рычагами раздатки и пер.моста)))) За время службы на шишиге 87тыс.км по честному откатал,+20 тыс.намотал.Время такое было 91-93.
          2. +1
            12 октября 2019 19:35
            Не такая уж это проблема - некуда деть ноги. hi А вот когда идёшь в колонне БТГр по горному серпантину на подъём и марш на 90-120км, то тут думаешь как бы не закипеть. Поэтому приходилось включать печку. При этом на улице было +40 и выше. Вот где кайф!!! laughing laughing Из кабины вылезал весь мокрый!!!
      3. +1
        11 октября 2019 16:25
        А мы один раз утопили шишарик по самую кабину. Водители говорили, что заходить стало очень удобно, порог на уровне земли lol А всё потому, что заехали в болотинку, а колеса не спустили. Пока вытаскивали, в этом же болоте засело ещё 6 единиц техники, включая БАТ-М. Ночь весёлая была laughing
  5. +3
    10 октября 2019 18:51
    Цитата: neri73-r
    Спасибо, интересно, про кухонное хозяйство не забудьте !

    Да-да-да и про "химарей",связистов не упомянули.И у этих парней свои "шишиги" интересные .Но в целом хорошо.
    1. +1
      10 октября 2019 22:30
      Цитата: серж сибиряк
      Да-да-да и про "химарей",связистов не упомянули.И у этих парней свои "шишиги" интересные

      Наверное больше всего "шишариков" было у связистов и артиллеристов.
      В артиллерии- СОБовозка (машина старшего офицера батареи 1В110), топопривязчик 1Т12, транспортная машина из состава "Саней" 2Ф510 , "Василька" 2Ф54. Контрольно-проверочные машины. Например, для "Конкурса" 9В871
  6. +3
    10 октября 2019 20:01
    На соревнования по трофи рейдам ГАЗ-66 - единственно возможный эвакуатор техники, на который все молятся. И заменить его нечем, кроме, разве что лесовоза форвардера, но это очень уж дорого.
  7. 0
    10 октября 2019 21:41
    Поэтому ГАЗ-66 поспешно вывели из состава ограниченного контингента советских войск и с тех пор достаточно прохладно относились к боевому использованию машины.
    И заменили на КамАЗ.
    1. 0
      11 октября 2019 14:50
      А что разве камаз имеет другую компановку? или он по другому взрывается на минах?
      1. 0
        12 октября 2019 19:11
        Так за то и разговор.
  8. +2
    10 октября 2019 22:08
    первоначально на облегченном варианте ГАЗ-66Б

    Вроде бы дело там не в весе, а в высоте машины. Потому кабриолет.

    1. 0
      11 октября 2019 19:09
      Цитата: Лопатов
      первоначально на облегченном варианте ГАЗ-66Б

      Вроде бы дело там не в весе, а в высоте машины. Потому кабриолет.


      Фото не с "Сахары"?
      1. 0
        11 октября 2019 20:33
        Цитата: Doliva63
        Фото не с "Сахары"?

        Понятия не имею. Любезно предоставлено гуглокартинками, на источник как-то не обратил внимания.
  9. +1
    11 октября 2019 08:54
    На фотках не увидел или не узнал "Фантомаса" - автобуса, которых в армии было немало.
    1. +1
      11 октября 2019 09:04
      Вот он, правда, сильно ржавый.
  10. 0
    11 октября 2019 10:09
    "Шишига"- вещь. Поколению, которое не умеет ездить даже на "шипах!" посвящается!
  11. 0
    11 октября 2019 14:54
    Интересно посмотреть на результаты испытаний и сравнений зил 131 и газ 34 и понять чем мотивировался их выбор
  12. 0
    12 октября 2019 05:10
    Подкачка полкило во все агрегаты, и в фары тож... Унимог +++
  13. 0
    14 октября 2019 22:29
    Цитата: sabakina
    Помнится, приходилось ставить движок на "Кубань"....Во где морока была!"....

    У нас "Кубань" называли "клоповозом"... wassat
  14. 0
    18 октября 2019 20:39
    Ну почему в союзе не сделали,содрали, купили лицензию на дизель на 100-150 л.с. помнится общался в 90 годы с шофером на гдровской ифе, расход соляры был литров 14, а вообще моторостроение у нас конечно ахиллесова пята.
  15. 0
    20 октября 2019 16:24
    Разворачивание АП-2 просто нужно видеть! Особенно в средине 80х на учениях. Когда команда медиков его могёт достать но поставить не могёт. А потом слёзно прося выставляя шило медецинское просит упаковать в упаковку то что они вытянули! Идея хорошая, но подготовка всех данных дэвайсов была не по зубам эскулапам! Впрочем как и ПАРМы с разворотом всего оборудования доставляли сильно много проблем.
    П.С. У меня вообще то сложилось мнение что оно создавалось и делалось с добрым сердцем и грамотной постановкой задачи. Но во втором эшелоне развернуть нормально могли еденици. Мне даже страшно представить что бы было если бы враг напал.
    П.С.2. Грамотные прапора весело поимели деньги при сокращении ВС СССР именно на данных комплексах! Ибо утеплённая палатка, в которую легко можно впихнуть свадьбу в Украине, стоила денег. В Модлавии также! И они долго кочевали по сёлам принося владельцам все радости. Потом брезент и подбой умерли , стойки ушли на металл, в некоторых случаях на леса и другие хозяйственные прибаутки и по факту умерли как класс. Хотя видя амер городки в том же Ираке или Сирии, мы видим тот же подход. Лёгкий бвстросборный каркас , подвижная энергетика. Не нужно бросили. Жаль!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»