Военное обозрение

ГАЗ-66: войны и эксперименты

40

Единственный в своем классе


ГАЗ-66 получился ладной и универсальной машиной. Восьмицилиндровый мотор обеспечивал высокую энерговооруженность, самоблокирующие дифференциалы вкупе с идеальной развесовкой и геометрической проходимостью позволяли штурмовать самые безумные преграды, а бескапотная компоновка обеспечивала отличный обзор. Собственно, недостатков было всего три: высокий расход топлива, издевательское для водителя размещение рычага КПП и расположение сидений экипажа прямо над передними колесами. И если с первыми двумя минусами в армии готовы были мириться, то третий недостаток стал для «Шишиги» чуть ли не роковым. Осознание этого пришло в Афганистане, когда подрыв любой мины под колесами грузовика неминуемо приводил к травмам, а порой и смертельным ранениям водителя. Поэтому ГАЗ-66 поспешно вывели из состава ограниченного контингента советских войск и с тех пор достаточно прохладно относились к боевому использованию машины.



Один из эпизодов раннего боевого применения ГАЗ-66 в модификации Б. Прага. 21.08.1968 г. На кабине и тенте машины опознавательные белые полосы техники стран Варшавского договора. Что-то подобное мы увидим много лет спустя на Украине


Хотя, конечно, никто списывать «Шишигу» со строевой службы не спешил – заменить грузовичок в 80-90-х годах было попросту нечем. Этим, кстати говоря, пользовались в конструкторским бюро Горьковского автозавода и не спешили с глубокой модернизацией. При всем уважении к инженерному штабу ГАЗа, посмотрите на эволюцию немецкого Unimog серии S (который во многом был прообразом «шишиги»). Во многом, конечно, это было обусловлено консерватизмом главного заказчика в лице Министерства обороны, но ГАЗ-66 широко использовался для гражданских нужд и тут как раз регулярная модернизация очень была бы к месту. Первый же раз грузовичок ГАЗ-66 обновили спустя несколько лет после запуска в производство – в 1968 году.


Unimog серии S. Многие считают его объектом подражания при конструировании ГАЗ-66


Это было второе поколение, продержавшееся на конвейере целых 17 лет. Тогда появилась индексы, состоящие из двух чисел, например, базовый вариант был 66-01. Теперь «Шишига» могла брать на борт сразу 2 тонны (кстати, на самых последних опытных экземплярах этот показатель был увеличен до 2,3 тонны всего лишь за счет новых шин). Также «вторая серия» 66-й машины получила централизованную систему подкачки колес, светомаскировочные фары и, самое главное, повысился дорожный просвет до 315 мм. ГАЗ-66 теперь можно было отправлять на экспорт – для этого улучшили отделку салона, усовершенствовали приборы в кабине, поставили новые карбюраторы, транзисторную систему зажигания и даже бескамерные шины. Расход топлива упал до 26 литров на 100 км. Конечно, основными покупателями машины были страны с жарким климатом, поэтому инженерам пришлось адаптировать кабину к соответствующим условиям. Надо сказать, что задача это была не из простых. Огромный, пышущий жаром восьмицилиндровый мотор располагался фактически между пассажиром и водителем, что осложняло его терморегуляцию. Удалось ли конструкторам решить эту проблему на экспортных модификациях, неизвестно, но вот для советских водителей летом в кабине как было невыносимо жарко, так и осталось.


Армейские будни ГАЗ-66 второй серии


ГАЗ-66 все время был экспериментальной площадкой для различных инноваций инженеров ГАЗа, немалая часть которых приходилась на улучшение проходимости машины. Так, в 60-х годах на авиадесантируемый ГАЗ-66Б, о котором говорилось в первой части истории, установили гусеничные движители треугольной формы. Однако к какому-то прорыву в проходимости и так уже вездеходного грузовика эта конструкция не привела. Конкуренция между автопроизводителями в СССР если и была, то только за государственные оборонные контракты. Типичным примером такого явления стал ГАЗ-34 – полноприводный трехосный грузовик, имеющий много общего с «Шишигой». Тогда армии требовалось новое поколение средних грузовиков, способных буксировать артиллерийские орудия и одним из перспективных проектов был московский ЗИЛ-131.

ГАЗ-66: войны и эксперименты



Опытный гусеничный ГАЗ-66Б

















Войсковые и ресурсные испытания трехосного ГАЗ-34


Горьковские конструкторы в пику разработали новую машину, максимально унифицированную с принятым тогда уже на вооружение ГАЗ-66. Если сравнивать 34-ю машину с перспективным в то время ЗИЛ-131, то окажется, что газовский грузовик на 1,3 тонны легче при сходной полезной нагрузке, короче и имеет более вместительный кузов. При том, что сцепление было взято от ЗИЛ-130, у ЗИЛ-131 заимствовали коробку передач, мотор оставили родной от «Шишиги». Конечно, мощности в 115 л. с. откровенно не хватало, а более мощный бензиновый двигатель попросту не вмещался. Возможно, ситуацию спас бы дизель, но подобных конструкций вообще не было в Советском Союзе. Тем не менее, трехосная «Шишига» достаточно успешно прошла весь цикл испытаний (в том числе несколько машин прошли от Москвы до Ашхабада и Ухты) и даже была рекомендована к принятию на вооружение. Однако подоспел ЗИЛ-131, который оказался мощнее и удобнее. Стоит ли жалеть о том, что в Советской Армии не оказалось еще одного бескапотного грузовика с иезуитским расположением рычага КПП?

Отвлечемся от темы и упомянем об еще одной попытке Горьковского автозавода войти в престижную нишу армейских грузовиков большого формата.


ГАЗ-44


В начале 70-х годов был разработан четырехосный ГАЗ-44 «Универсал-1», являющийся, по сути, неким гибридом между обычным грузовиком и бронетранспортером. Машину обкатывали в 21 НИИИ, но каких-то радикальных прорывов по сравнению с аналогами из Брянска и Минска «Универсал-1» не показал и остался в разряде опытных. После этого ГАЗ стал четко придерживаться магистральной линии производства легких грузовиков для нужд Министерства обороны. Ну, и про бронетранспортеры не забывал…

Мастер на все руки


Поговорим о многочисленных модификациях машины ГАЗ-66, которые имели статус опытных или состояли на вооружении. Конечно, всё разнообразие вариантов не охватить, да и скучно это будет. Поэтому коснемся самых оригинальных. Таким, безусловно, стал фургон с интегрированным с кабиной кузовом КШ-66, в котором «Шишигу» можно опознать только по колесам и светотехнике. Данный аппарат был собран для противостояния ударной волне ядерного взрыва и поэтому формы имел обтекаемые – в среднем сопротивляемость удару возросла в три раза. Продолжая тему однообъемников на базе ГАЗ-66, нельзя не упомянуть авиатранспортабельный автобус 38АС, который выпустили тиражом аж в 6000 машин. Автобус отличали гнутые панорамные стекла, 19 мягких сидений и пенопластовая теплоизоляция в кузовных панелях. В варианте АМС-38 в автобусе можно было разместить восемь сидячих раненых и семь лежачих. Позже в 1975 году появился еще один автобус – АПП-66, который был упрощенным вариантом 38АС, отличался излишним весом, низкой проходимостью и собран был в количестве 800 штук. Надо отметить, что все эти машины не собирались в Горьком. Автобусы делали в молдавских Бендерах, Воронеже и на заводе №38.


Устойчивый к атомному оружию фургон на базе ГАЗ-66


Опытный седельный тягач ГАЗ-66П


Перевязочный пункт АП-2


На долгие годы юркий и проходимый ГАЗ-66 стал визитной карточкой медицинской службы армии Советского Союза. Самым массовым, конечно, стал санитарный автобус АС-66 с кузовом К-66, способный взять на борт до 18 раненых. Чуть позже к нему в пару пришла перевязочная машина АП-2, которую собирали на предприятии «Медоборудование» в Саранске. В комплект входили каркасные палатки, развернув которые, можно было одновременно перевязывать до 14 человек. В конце 80-х в армии появился целый медицинский комплекс ПКМПП-1, состоящий из четырех машин ГАЗ-66 с кунгами К-66. Две из них отвечали за перевозку раненых и медперсонала, остальные были нагружены скарбом и медицинской техникой.




Опытный АС38




АПП-66




Автобусы на базе ГАЗ-66 на "кладбище"


Самыми экзотическими вариантами ГАЗ-66, конечно же, стали машины с понтонными парками, разборными мостами и системами залпового огня. ДПП-40 для ВДВ стал во многом абсурдным и очень дорогим воплощением идеи создания авиадесантируемого понтонного парка грузоподъемностью в 40 тонн. Во-первых, для придания необходимой легкость элементы понтонов пришлось делать или из цветных металлов, или с использованием надувных резиновых секций. А во-вторых, сам понтонный парк размещался на 32 машинах ГАЗ-66 (первоначально на облегченном варианте ГАЗ-66Б). Сколько для такой армады требовалось транспортных Ил-76? Также рассматривали применение машин серии ГАЗ-66 для перевозки среднего автодорожного разборного моста САРМ. Для этого простая платформа грузовика не годилась, поэтому придумали сделать из «Шишиги» седельный тягач с индексом П. Однако легкая машина слабо справлялась с такой нагрузкой и мост отдали семейству ЗИЛов.


Единственный и неповторимый БМ-21В на базе ГАЗ-66Б


В 1967 году в десантных войсках появилась 12-ствольная система залпового огня БМ-21В на базе упоминаемого ранее облегченного ГАЗ-66Б. Фактически это был сокращенный вариант 40-ствольной системы БМ-21, которую ставили на семейство «Урал». Огнедышащий малыш мог за 6 секунд выпустить на дальность в 20 км весь заряженный запас фугасных М-21ОФ и снова перезарядиться с помощью машины 9Ф37, которая также была на базе ГАЗ-66. И, конечно, вся эта артиллерия могла быть сброшена с парашютами.

Однако настоящей визитной карточкой ГАЗ-66 с «оружием в руках» стал гантрак с ЗУ-23-2 в кузове. Здесь военные отлично совместили скорость и маневренность «Шишиги» со смертоносностью шквала огня зенитной пушки. Ближний Восток, Африка, Северный Кавказ, Украина – ни один из конфликтов на этих территориях не обходился без гантраков на платформе ГАЗ-66.

Продолжение следует…
Автор:
Использованы фотографии:
gruzovikpress.ru, ru.wikipedia.org, drive2.ru, zr.ru, auto.ru
Статьи из этой серии:
«Шишига»: легенда номер 66
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. tihonmarine
    tihonmarine 10 октября 2019 18:21 Новый
    +7
    "Шишига" конечно была рабочая лошадка для армии (ибо лучших не было), но вот автобусы на основе ГАЗ-66 это что то "очевидное и невероятное", как будто их не на заводе собирали, а учащиеся ГПТУ у себя в учебных мастерских.
    1. sabakina
      sabakina 10 октября 2019 18:35 Новый
      +1
      Помнится, приходилось ставить движок на "Кубань"....Во где морока была!"....
      1. Кузнец 55
        Кузнец 55 10 октября 2019 21:23 Новый
        +10
        У ГАЗ 66 было только одно достоинство , это проходимость . Неудобство кабины , довольно маленькая грузоподъемность. Двигатель , если не совсем новый , постоянно терял масло через задний коренной подшипник , уже писали , расход топлива был просто очень высок .
        Если посылали его на уборку урожая , а такое тоже бывало , то его старались ставить на обслуживание , к примеру развозить обеды механизаторам .
    2. pv1005
      pv1005 10 октября 2019 21:36 Новый
      +2
      Цитата: tihonmarine
      "Шишига" конечно была рабочая лошадка для армии (ибо лучших не было), но вот автобусы на основе ГАЗ-66 это что то "очевидное и невероятное", как будто их не на заводе собирали, а учащиеся ГПТУ у себя в учебных мастерских.

      В общем то вы не так далеки от истины. Сборку таких автобусов производили на войсковых АРЗ, где основной рабсилой были срочники, вчерашние выпускники ПТУ.
    3. Абу Артём
      Абу Артём 29 октября 2019 23:13 Новый
      0
      АС38 помнится какая то мастерская изготавливала. У нашей кузов из алюминия был.
  2. neri73-r
    neri73-r 10 октября 2019 18:27 Новый
    +1
    Спасибо, интересно, про кухонное хозяйство не забудьте !
    1. sabakina
      sabakina 10 октября 2019 18:37 Новый
      -1
      Вы про ножи-вилки/ложки? wink
      1. neri73-r
        neri73-r 10 октября 2019 18:39 Новый
        +1
        Цитата: sabakina
        Вы про ножи-вилки/ложки? wink

        Нет, я об их службе в кухонном хозяйстве армии, со специализированными кунгами.
        1. Лопатов
          Лопатов 10 октября 2019 22:02 Новый
          0
          Цитата: neri73-r
          Нет, я об их службе в кухонном хозяйстве армии, со специализированными кунгами.

          По-моему ПАКов на базе шишарика не делали. Слишком маленький.
  3. sabakina
    sabakina 10 октября 2019 18:32 Новый
    +1
    ГАЗ-66...Целая эпоха..Я не знаю, почему конструкторы не проверяли Шишигу на подрыв фугаса..."Проверил" Афган. И стало понятно, что Шишига прекрасна везде, но только не на передке и не в передовой колонне. (опять же, гантраки с ЗУ-32-2 хороши там, где нет опасности подрыва на мине или фугасе). Санитарная машина, КП, машина для подвозки Б/К, да просто притаранить полевую кухню...Не хочу грузить внимание, но видео очень понравилось...
    1. tihonmarine
      tihonmarine 10 октября 2019 19:51 Новый
      +4
      Цитата: sabakina
      "Проверил" Афган.

      До это уже проверила Ангола, ну там сразу перестали её использовать.
      1. Евгений Федоров
        11 октября 2019 11:19 Новый
        +1
        Мне кажется, что одно из причин такой низкой устойчивости ГАЗ-66 к минам могла стать, в том числе, и небольшая масса грузовика. Однако, давление, которое оказывала машина на грунты нередко приводило к детонации даже противотанковых мин. На фото ниже результат подрыва на итальянской противотанковой противогусеничной мина TS/6,1. Первые машины колонны спокойно прошли по мине, а на третьей взрыв...
        1. tihonmarine
          tihonmarine 11 октября 2019 12:02 Новый
          +3
          Цитата: Евгений Федоров
          Первые машины колонны спокойно прошли по мине, а на третьей взрыв..

          Может стоял прибор кратности на мине. Да хотя всякое бывало, лучше ехать по пустыне, чем по дороге.
  4. Пауль Зиберт
    Пауль Зиберт 10 октября 2019 18:50 Новый
    +4
    Со времён своей службы в ВС СССР "шишигу" вспоминаю добром за её потрясающую проходимость и недобрым словом за неудобства в кабине.
    1. Пленник
      Пленник 10 октября 2019 19:30 Новый
      +4
      Кабина это ещё ничего. Терпимо. winked А вот перевозимому личному составу было каково? Особенно, когда по пересеченной местности, да при дефеците времени. Кофемолка. laughing Проходимость таки да. В руках хорошего водилы эта техника творла чудеса.
      1. Анатоль Клим
        Анатоль Клим 10 октября 2019 20:00 Новый
        +14
        Цитата: Пленник
        А вот перевозимому личному составу было каково? Особенно, когда по пересеченной местности, да при дефеците времени.

        Ну личный состав должен стойко и мужественно переносить все тяготы и лишения воинской службы. А вот я, будучи школьником, вместе с другими детьми офицеров и прапорщиков каждый день ездил в школу из отдалённого дивизиона на ГАЗ-66 с кунгом. Рано утром выезд, за рулём солдат срочник у которого вся служба заключалась в доставке детей в школу и обратно - подбирали очень добросовестного и ответственного солдата, назначался и старший машины обычно пиджак двухгодичник. Сначала была просёлочная дорога 7 км, которую размывало весной и осенью, заметало зимой, потом 25 км трассы довольно сностной асфальтированной дороги. Конечно бывало ломался наш школьный автобус, но это были еденичные случаи и водитель-солдатик лучший друг детворы, всё свободное время смотрел за машиной, ведь утром детей надо везти в школу, а потом забирать обратно. Так что шишига в армии трудилась везде.
      2. 113262а
        113262а 10 октября 2019 21:27 Новый
        0
        Да,ЛС танковой роты-без зампотеха и старшины-влазил в кузов 66! Нас так иногда на полигон вывозили!
        1. Морской Кот
          Морской Кот 10 октября 2019 21:38 Новый
          +2
          Да уж на нём лучше в кузове, в кабине замучаешься ехать на длинные дистанции, ноги девать некуда. Но проходим, чертяка, из любой грязи вывезет, хоть и прыгуч как горный козёл.
          1. 113262а
            113262а 11 октября 2019 08:22 Новый
            +4
            По немецкой брусчатке езда в кузове превращалась в пытку! Приходилось привставать ,чтоб причендалы не звенели!)))
            1. tihonmarine
              tihonmarine 11 октября 2019 12:13 Новый
              +1
              Цитата: 113262а
              Приходилось привставать ,чтоб причендалы не звенели

              А в зубы палку вставлять.
              1. VALERIK_097
                VALERIK_097 11 октября 2019 20:04 Новый
                +1
                палку обычно вставляли между рычагами раздатки и пер.моста)))) За время службы на шишиге 87тыс.км по честному откатал,+20 тыс.намотал.Время такое было 91-93.
          2. Lexa-149
            Lexa-149 12 октября 2019 19:35 Новый
            +1
            Не такая уж это проблема - некуда деть ноги. hi А вот когда идёшь в колонне БТГр по горному серпантину на подъём и марш на 90-120км, то тут думаешь как бы не закипеть. Поэтому приходилось включать печку. При этом на улице было +40 и выше. Вот где кайф!!! laughing laughing Из кабины вылезал весь мокрый!!!
      3. Momotomba
        Momotomba 11 октября 2019 16:25 Новый
        +1
        А мы один раз утопили шишарик по самую кабину. Водители говорили, что заходить стало очень удобно, порог на уровне земли lol А всё потому, что заехали в болотинку, а колеса не спустили. Пока вытаскивали, в этом же болоте засело ещё 6 единиц техники, включая БАТ-М. Ночь весёлая была laughing
  5. серж сибиряк
    серж сибиряк 10 октября 2019 18:51 Новый
    +3
    Цитата: neri73-r
    Спасибо, интересно, про кухонное хозяйство не забудьте !

    Да-да-да и про "химарей",связистов не упомянули.И у этих парней свои "шишиги" интересные .Но в целом хорошо.
    1. Лопатов
      Лопатов 10 октября 2019 22:30 Новый
      +1
      Цитата: серж сибиряк
      Да-да-да и про "химарей",связистов не упомянули.И у этих парней свои "шишиги" интересные

      Наверное больше всего "шишариков" было у связистов и артиллеристов.
      В артиллерии- СОБовозка (машина старшего офицера батареи 1В110), топопривязчик 1Т12, транспортная машина из состава "Саней" 2Ф510 , "Василька" 2Ф54. Контрольно-проверочные машины. Например, для "Конкурса" 9В871
  6. CheeRock
    CheeRock 10 октября 2019 20:01 Новый
    +3
    На соревнования по трофи рейдам ГАЗ-66 - единственно возможный эвакуатор техники, на который все молятся. И заменить его нечем, кроме, разве что лесовоза форвардера, но это очень уж дорого.
  7. pv1005
    pv1005 10 октября 2019 21:41 Новый
    0
    Поэтому ГАЗ-66 поспешно вывели из состава ограниченного контингента советских войск и с тех пор достаточно прохладно относились к боевому использованию машины.
    И заменили на КамАЗ.
    1. Sether
      Sether 11 октября 2019 14:50 Новый
      0
      А что разве камаз имеет другую компановку? или он по другому взрывается на минах?
      1. pv1005
        pv1005 12 октября 2019 19:11 Новый
        0
        Так за то и разговор.
  8. Лопатов
    Лопатов 10 октября 2019 22:08 Новый
    +2
    первоначально на облегченном варианте ГАЗ-66Б

    Вроде бы дело там не в весе, а в высоте машины. Потому кабриолет.

    1. Doliva63
      Doliva63 11 октября 2019 19:09 Новый
      0
      Цитата: Лопатов
      первоначально на облегченном варианте ГАЗ-66Б

      Вроде бы дело там не в весе, а в высоте машины. Потому кабриолет.


      Фото не с "Сахары"?
      1. Лопатов
        Лопатов 11 октября 2019 20:33 Новый
        0
        Цитата: Doliva63
        Фото не с "Сахары"?

        Понятия не имею. Любезно предоставлено гуглокартинками, на источник как-то не обратил внимания.
  9. Doliva63
    Doliva63 11 октября 2019 08:54 Новый
    +1
    На фотках не увидел или не узнал "Фантомаса" - автобуса, которых в армии было немало.
    1. Евгений Федоров
      11 октября 2019 09:04 Новый
      +1
      Вот он, правда, сильно ржавый.
  10. bandabas
    bandabas 11 октября 2019 10:09 Новый
    0
    "Шишига"- вещь. Поколению, которое не умеет ездить даже на "шипах!" посвящается!
  11. Sether
    Sether 11 октября 2019 14:54 Новый
    0
    Интересно посмотреть на результаты испытаний и сравнений зил 131 и газ 34 и понять чем мотивировался их выбор
  12. phair
    phair 12 октября 2019 05:10 Новый
    0
    Подкачка полкило во все агрегаты, и в фары тож... Унимог +++
  13. dmmyak40
    dmmyak40 14 октября 2019 22:29 Новый
    0
    Цитата: sabakina
    Помнится, приходилось ставить движок на "Кубань"....Во где морока была!"....

    У нас "Кубань" называли "клоповозом"... wassat
  14. sh3roman
    sh3roman 18 октября 2019 20:39 Новый
    0
    Ну почему в союзе не сделали,содрали, купили лицензию на дизель на 100-150 л.с. помнится общался в 90 годы с шофером на гдровской ифе, расход соляры был литров 14, а вообще моторостроение у нас конечно ахиллесова пята.
  15. dgonni
    dgonni 20 октября 2019 16:24 Новый
    0
    Разворачивание АП-2 просто нужно видеть! Особенно в средине 80х на учениях. Когда команда медиков его могёт достать но поставить не могёт. А потом слёзно прося выставляя шило медецинское просит упаковать в упаковку то что они вытянули! Идея хорошая, но подготовка всех данных дэвайсов была не по зубам эскулапам! Впрочем как и ПАРМы с разворотом всего оборудования доставляли сильно много проблем.
    П.С. У меня вообще то сложилось мнение что оно создавалось и делалось с добрым сердцем и грамотной постановкой задачи. Но во втором эшелоне развернуть нормально могли еденици. Мне даже страшно представить что бы было если бы враг напал.
    П.С.2. Грамотные прапора весело поимели деньги при сокращении ВС СССР именно на данных комплексах! Ибо утеплённая палатка, в которую легко можно впихнуть свадьбу в Украине, стоила денег. В Модлавии также! И они долго кочевали по сёлам принося владельцам все радости. Потом брезент и подбой умерли , стойки ушли на металл, в некоторых случаях на леса и другие хозяйственные прибаутки и по факту умерли как класс. Хотя видя амер городки в том же Ираке или Сирии, мы видим тот же подход. Лёгкий бвстросборный каркас , подвижная энергетика. Не нужно бросили. Жаль!