Кому нужна гонка поколений в авиации?

85
Можно уже с уверенностью сказать, что Китай тоже включился в увлекательный процесс измерения того, насколько современные самолеты являются пятым или не пятым поколением.

Кому нужна гонка поколений в авиации?




Зачем это нужно – понятно без экивоков. Чем круче самолет (это касается не только истребителей), тем проще и выгоднее его можно продать.

Ведь неспроста наши многие СМИ время от времени расцветают заголовками типа «****** рассматривает вопрос покупки Су-57», «**** думает приобрести Су-57» и так далее. Далее раздумий дело пока не идет, но это еще главный админресурс не задействован. Посмотрим в целом, как оно выйдет в итоге.

Потому «поколенометр» — важный инструмент в этом процессе.

Вся проблема в том, что приборы у нас разные. И шкалы у них отградуированы не так одинаково, как хотелось бы. Потому и возникают странности.

Например, американцы относят свои самолеты F-15, F-16 и палубный F/A-18 к истребителям третьего поколения. Изначально они создавались в рамках одной стратегии, так что тут все нормально. Понятно, что за время столь долгой службы тот же F-16 столько раз подвергался модернизациям с 1979 года, что сегодня это мягко говоря, другой самолет.

Вот эти модернизации в США относят к промежуточному поколению. Этакое «поколение 3,5».

Ну а сладкая парочка F-22 и F-35 – это четвертое поколение.

В целом все довольно понятно. Так классифицируют свои самолеты все страны НАТО, там, кроме США, есть кому выпускать их.

И тем же самым путем пошел, кстати, и Китай. Свой J-10 в КНР относят к третьему поколению, а модификации J-10B, у которого сильно поиграли с заметностью плюс поставили РЛС с АФАР, и J-10C, у которого сильно понизили радиолокационную заметность и поставили оптико-локационную станцию обзора, – к тому самому поколению 3,5.

В принципе, логично. Чтобы легче было прикидывать и сравнивать свои самолеты и те, против которых, возможно, придется работать.

Политика КНР такова, что все может случиться. По крайней мере, свои интересы Поднебесная отстаивает по полной программе и довольно достойно.

А вот свой малозаметный многоцелевой истребитель J-20 в Китае относят к четвертому поколению. Следующему по всем показателям.



Почему в России все не так, сказать сложно.

Но у нас всегда был свой путь развития, зачастую там, за границами непонятный. Так вот, согласно российскому фэншую, все вышеупомянутые истребители третьего с половиной поколения относятся к четвертому, а четвертого — к пятому.

И так вот наш Су-30 — это четвертое поколение, а Су-57 становится истребителем пятого поколения.

Сколько уже клавиатур было сломано на теме превосходства Су-57 над F-35 или наоборот, страшно представить. По факту же самолеты одного класса, но, согласно этой запутанной и невнятной системе оценки, Россия опережает США на целое поколение. Притягивая за уши «их» четвертое поколение к «нашему» пятому.

Хорошо, а что делать с китайским J-16?



J-16 — новый многоцелевой истребитель, недавно поступивший на вооружение и мало известный широкой общественности. Пока. Вот если взять и разобрать его «по винтикам», то он ни туда, ни сюда. То есть точно не 3,5 по «их» терминологии и не 4+, если по нашей.

А почему?

А потому что китайцы вернулись к старому принципу многоцелевого назначения. Согласитесь, последнее время самолеты делились весьма четко: штурмовики, истребители-бомбардировщики, бомбардировщики, истребители завоевания превосходства в воздухе, перехватчики и так далее.

Однако J-16, который просто до безобразия похож на Су-30 (а они и похожи, украинцы подарили), но модернизирован, и модернизирован изрядно.



Вот по сути J-16 — это многоцелевой истребитель широкого спектра применения. Сами китайцы утверждают, что да, за основу J-16 был взят именно Су-30МКК, но авионику в Китае переделали настолько, что J-16 опережает российский аналог на целое поколение.

Да, БРЛС с АФАР там имеется, это факт, который весьма печалит индийских военных, у которых Су-30МКИ, которые без АФАР. Но индийские ВВС за счет количества кого угодно могут смутить. Насчет качества – вопрос сложный, но…

Но тем не менее: куда J-16 относить станем?

А самое главное – надо ли?

Все эти поколеномеры – не то чтобы от лукавого, но не более чем маркетинговый ход, если хорошо подумать. Ну какая разница, как обозвать Су-30 с буковками, 4+ или 4++, он что, от этого лучше летать будет?

Нет, лучше летать он не будет. И хуже не будет, если перевести в разряд 3 или 3,5. Просто потому, что это Су-30. МКИ, МКК, МК2…

Профессионалы это прекрасно знают, и им эти классы-цифры просто не нужны.

Есть некие хорошие самолеты типа Су-57 и F-35.





Это реально продвинутые машины, с большим потенциалом. Их можно назвать четвертым поколением, можно назвать пятым, можно шестым. Суть не в этом.

Суть в совокупности ЛТХ этих самолетов, их боевых и (особенно) эксплуатационных возможностей и (важно!) цены.

То, что за самолетом якобы «пятого» поколения Су-57 не выстроилась очередь, все понятно. Самолет как бы не производится в таких количествах, не применяется (ну кроме показательного пролета в Сирии и с Путиным), на вооружение в армию России тоже не спешит.

Вывод?

Вывод прост. Так себе самолет, обзывай его пятым поколением, не обзывай… И берет народ не пятое по-нашему, не четвертое по-западному, а надежные и известные Су-30 и Су-35.



И все довольно логично.

То, что американцы устроили роскошную пиар-кампанию своему F-35 и навыпускали их уже больше четырех сотен – это понятно. Надо продавать. Но ведь и продают! Понятно, что кто-то (как датчане) может отказаться, но предзаказов и намерений более чем на 3 тысячи машин!

А почему? А потому, что самолет реально летает.

И тут на месте янки я бы просто золотом отсыпал бы Израилю, у которого F-35 реально летают и выполняют боевые задачи по сведению счетов с «Хизбаллой» и Ираком.

Какая разница с кем, главное – летают и выполняют. И это видит весь мир и голосует кошельком.

А вот за Су-57 и J-20 никто не спешит. Как бы их ни расхваливали что наши, что китайцы, самолеты не летают и не воюют.

И сколь угодно можно говорить насчет того, что «они своего счастья не понимают», все-таки лучшая реклама оружию – бой.

А наговорить можно много чего.

Подведя некоторый итог, хочу сказать следующее: все эти деления на поколения, попытки придать самолетам какую-то классификацию 4, 4+, 4++, 5 – это все просто маркетинг и не более того.

Есть хорошие самолеты, есть средние и есть так себе. Первые выпускаются тысячами и долгие годы служат странам, на вооружении которых они стоят (берем всю линейку МиГ-29, Су-27, F-15, F-16, «Миражи» некоторые были очень даже и так далее), а есть и такие, которые будут забыты через весьма непродолжительное количество времени.

И за примером далеко ходить не надо. Вот он – F-22. Через десять лет о нем будут помнить специалисты и Википедия.

Реально, все это головоломное деление самолетов на поколения – не более чем попытки набить им цену. Пока что получается только у американцев. А на летных и боевых характеристиках циферка поколения ну никак не отражается.

Нам нужны не циферки. Нам нужны хорошие самолеты. Современные и качественные. Которые будут оперировать современным вооружением и системами боя. А циферками пусть воюют маркетологи и диванные.

По материалам: [leech=]https://mil.news.sina.com.cn/china/2019-10-03/doc-iicezueu9805037.shtml[/leech].
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

85 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    10 октября 2019 05:25
    "И тут на месте янки я бы просто золотом отсыпал бы Израилю, у которого F-35 реально летают и выполняют боевые задачи по сведению счетов с «Хизбаллой» и Ираком.", с F-35 все весело, пока их не станут сбивать, а это просто вопрос времени. И как там муми-тролей, взойдет солнце и все увидят какие они глупые.
    1. -2
      10 октября 2019 06:15
      А как их сбивать,они же невидимые?
      1. -5
        10 октября 2019 07:30
        Но мы то знаем, что суслик есть, а значит ему кердык, видим его или нет. Тому есть хороший пример Югославии, да и в Ираке помнится их вальнули. Собственно за чем сбивать, можно и на земле спалить.
    2. +2
      10 октября 2019 06:16
      Цитата: Strashila
      пока их не станут сбивать, а это просто вопрос времени

      Да, на всякую хитрую гайку найдётся болт с резьбой.
      1. +2
        10 октября 2019 07:35
        Ну или кувалда с ломом.
    3. +6
      10 октября 2019 06:21
      Любой самолёт, активно применяющийся в боевых действиях, будут сбивать. Вопрос, когда это произойдет. В случае с F-35 это произойдет не скоро, поскольку кроме неплохих ТТХ любому самолёту крайне важно ещё и грамотное использование, а эту машину используют большие специалисты по применению.
      1. +12
        10 октября 2019 07:54
        В случае с F-35 это произойдет не скоро, поскольку кроме неплохих ТТХ любому самолёту крайне важно ещё и грамотное использование, а эту машину используют большие специалисты по применению.

        выпустить авиационный корректируемый боеприпас с территории соседнего государства - это не показатель эффективности носителя. Это скорее показатель хитропопости и наглости евреев.
        1. -6
          10 октября 2019 08:04
          Хотелось бы узнать, каким боеприпасом можно атаковать цели в районе Алеппо, в районе Пальмиры и в районе сирийско-иракской границы, а также в южных пригородах Багдада и небеса какого "соседнего государства" для этого используются?
          1. +9
            10 октября 2019 09:03
            Хотелось бы узнать, каким боеприпасом можно атаковать цели в районе Алеппо, в районе Пальмиры и в районе сирийско-иракской границы, а также в южных пригородах Багдада и небеса какого "соседнего государства" для этого используются?

            от Алеппо до Средиземного моря не больше 100км, вполне досягаемо даже для устаревших Have Nap, не говоря уж о Далилах и им подобных.
            А про Багдад посмеялся. У Ирака появилось ПВО? Или Ирак вдруг перестал быть американской марионеткой?
            1. -4
              10 октября 2019 10:03
              Первое. От Алеппо до моря больше 100 км, и в эти километры входит территория Турции, которая вряд ли позволит пролет израильских боеприпасов над своей территорией. А весь маршрут проходит над морем у зоне обнаружения российских и сирийских радаров. Второе. При атаках в Алеппо использовались бомбы SDB (обломки одной из них были найдены и сфотографированы). Максимальная дальность пуска 120 км при запуске с 10 000 м. То есть носитель в любом случае быть в зоне действия ПВО Сирии.
              Третье. У Ирака ПВО нет, но чтобы до Багдада долететь, надо лететь через Сирию, через зону действия ПВО (которое включает и новейшие российские системы и китайские радары, тоже не самого худшего качества). Кроме того, удары наносились и по Т4 возле Пальмиры, в глубоком тылу Сирии, и по району сирийско-иракской границы, который тоже далеко от "соседнего государства".
              Кроме того, с каких пор территория Ливана стала для Сирии местом, в сторону которого не ведётся огонь?
              1. +6
                10 октября 2019 10:18
                через зону действия ПВО (которое включает и новейшие российские системы и китайские радары, тоже не самого худшего качества).

                не пишите чушь, высосанную из пальца. Российское ПВО фрагментарное и прикрывает только 4 точки на карте Сирии - Хмеймим, Шайрат, Тияс и Тартус. Угрозу могут представлять лишь в случае атак на эти объекты. Сирийская ПВО такая же фрагментарная и тоже находится в основном на западе Сирии. Расстояние ближайших постов от Багдада - более 700км. Пролет в сторону Багдада израильские самолеты могут осуществить через Иорданию и поэтому им нет нужды опасаться каких либо ПВО.
                Кроме того, с каких пор территория Ливана стала для Сирии местом, в сторону которого не ведётся огонь?

                да, сейчас вы нам наверное расскажите про агрессивные действия Сирии, направленные против невинного Израиля, за последние 5 лет. Прям Сирия и обстреливает и бомбит Ливан. Вы видно с Израилем ее перепутали
                1. -7
                  10 октября 2019 10:42
                  Сирийская ПВО за последние пять лет обстреливала не только территорию Израиля (и даже сбила над территорией Израиля истребитель Ф-16), но и Ливана, Иордании и даже Кипра. С территории Сирии неоднократно за это время обстреливали север Израиля, причем не только "по ошибке", когда снаряды во время боёв падали на Голаны, но и целенаправленно по Херсону и озеру Кинерет. За что столь же неоднократно получали по голове.
                  1. +10
                    10 октября 2019 10:51
                    Сирийская ПВО за последние пять лет обстреливала не только территорию Израиля

                    ПВО не может обстреливать территории. Это вам не артиллерия. ПВО бьет по аппаратам тяжелее воздуха, которые угрожают защищаемой этим самым ПВО зоне или объекту.
                    (и даже сбила над территорией Израиля истребитель Ф-16)

                    то есть F-16 белых и пушистых евреев мирно пасся над территорий Израиля, а подлая Сирия хренась и сбила его без причины....
                    Где то я читал подобное... а, вспомнил, у братьев Гримм что-то подобное по стилю изложения было
      2. +3
        10 октября 2019 08:50
        Цитата: Zeev Zeev
        В случае с F-35 это произойдет не скоро, поскольку кроме неплохих ТТХ любому самолёту крайне важно ещё и грамотное использование, а эту машину используют большие специалисты по применению.
        Против специалистов должны работать специалисты. Ну и техника соответствующая. Грамотное использование - это в безопасной зоны (исподтишка), против безоружных (отсутствуют системы противоборства соответствующего класса)?
        1. 0
          10 октября 2019 10:12
          Если вы действительно считаете евреев идиотами, которые будут лететь "с голой пяткой на шашку", то могу лишь посочувствовать. Времена героических атак в лоб на подготовленные позиции ПВО закончились очень давно.
          Кстати, "безоружные" сирийцы имеют на вооружении весь спектр советских/российских средств ПВО от ЗПУ-1 до С-300 включительно и пользуются данными радаров С-400, установленных в Хмеймим. То есть все эти системы против F-35 не представляют опасности?
          1. +3
            10 октября 2019 11:13
            Цитата: Zeev Zeev
            Если вы действительно считаете евреев идиотами
            Вы хотите мне приписать что-то? Где я хоть косвенно это утверждал?
            Было слово "исподтишка". Возможно, в Вашей альтер-вселенной это равносильно "идиотски".
            Однако бравировать ударами из безопасной зоны по практически безоружным (при отсутствии надлежащего ПВО) - это кисло.

            Цитата: Zeev Zeev
            То есть все эти системы против F-35 не представляют опасности?
            Если бы F-35 действовали залетая на территорию Сирии... проверите?
            А в условиях нынешнего применения F-35 - Avro Lancaster в жёлто-оранжевый раскрасить, а снаружи уголковых отражателей навесить - тот же результат будет.
            1. -2
              10 октября 2019 11:31
              F-35 действуют, залетая на территорию Сирии. И F-16, залетают на территорию Сирии. И надлежащего ПВО (явно достаточного для уничтожения "жёлтого Ланкастера, обвешанного уголковые отражателями") там навалом. Только F-35 это несколько иная машина, и засечь ее радаром крайне сложно вообще, а при использовании надлежащего оборудования и вовсе практически невозможно. И проверено это неоднократно.
              1. 0
                11 октября 2019 12:34
                Цитата: Zeev Zeev

                F-35 действуют, залетая на территорию Сирии. И F-16, залетают на территорию Сирии.
                Применяют оружие в зоне действия ПВО, при этом находясь над территорией Сирии достаточное для ответа время? Это когда было?
            2. -1
              10 октября 2019 23:38
              если вы ребёнок или не взирая на возраст являетесь малолетним д, то да аргумент исподтишка для таких же как вы проходит на 1000% , ну а если являетесь всё таки взрослым человеком то должны понимать что выполнение боевой задачи с минимизацией рисков для своих является приоритет для всех нормальных военных, ну кроме тех кому бабы ещё нарожают.
              1. -1
                11 октября 2019 12:27
                Цитата: Татьяна14
                если вы ребёнок или не взирая на возраст являетесь малолетним д, то да аргумент исподтишка для таких же как вы проходит на 1000%
                Бравирование такими действиями - это ли не свойство малолетних д? Я где-то призывал лезть на рожон?
                1. 0
                  12 октября 2019 18:02
                  Однако бравировать ударами из безопасной зоны по практически безоружным (при отсутствии надлежащего ПВО) - это кисло.
                  1. 0
                    13 октября 2019 01:47
                    Какая из этих букв указывает на призыв лезть на рожон?
                    Цитата: Брави́ровать
                    Проявлять показную смелость, равнодушие к опасности.
                    Хвастливо выставлять что-либо напоказ, рисоваться чем-либо.
                    Только вот нет ни опасности, ни смелости.
          2. +1
            10 октября 2019 21:44
            С300 у Сирии один дивизион,вы считаете это мощным ПВО? Если бы у Сирии была хотя бы дивизия оснащённая этим комплексом и пару полков современных истребителей с самолётами целеуказания. Вот тут был бы более интересный разговор. А так у Сирии есть всего по маленьку,а защититься нечем,реальной силы нет.
            1. 0
              10 октября 2019 23:15
              С-300 в Сирии один дивизион, "Бук-М" два дивизиона, "Панцирь" три дивизиона, С-200 два дивизиона, "Оса" три дивизиона, "Куб" четыре дивизиона... Но этого все равно недостаточно. А вот если бы вокруг Дамаска был такой пояс ПВО, как был при СССР вокруг Москвы...
              1. 0
                11 октября 2019 10:07
                Всего помаленьку как я и сказал. Есть ещё несколько дивизионов С125 и С75. Панцирь,оса это комлесы ближнего действия и малых высот.Организовать сплошную зону ПВО этим нельзя, отразить серьёзный налёт тоже.
                1. +1
                  11 октября 2019 10:09
                  Да неужели? В Хмеймим ПВО на порядок меньше.
                  1. 0
                    11 октября 2019 12:33
                    Да но там охраняется один объект. Если кто-то нанесёт удар по цели которая в двадцати тридцати километрах от этой базы то отразить его врятли получится. Кривизна земли помешает С400,а панцири просто не дотянутся. Тоже самое и с ПВО Сирии, только там ещё и техника более допотопная.
                    1. 0
                      11 октября 2019 12:36
                      С-300 тоже охраняют только базу КСИР возле Масьяфа и завод ракет, который там находится. Там две батареи стоят.
                      1. 0
                        11 октября 2019 12:40
                        Не имею представления что охраняет С300,но в дивизион получается очень жидинький если в нём всего две батареи. В Российских их четыре.
                      2. 0
                        11 октября 2019 12:59
                        Две батареи из дивизиона находятся возле Масьяфа и их местонахождение известно всему миру.
      3. bar
        0
        10 октября 2019 09:16
        Ключевой вопрос не столько в "грамотности" использования и умелости специалистов, сколько в том, против кого эта техника используется. Против туземцев из хезболлы что F-35, что F-16, большой разницы нет. Техника, грамотность и умелость проявляются только в реальной войне с реальным противником. Будем надеяться, что ждать этого придётся ещё долго. А пока да, можете почесать собственное ЧСВ.
        1. -1
          10 октября 2019 10:14
          Ммм. Иранские военные, прикрытые сирийской ПВО (вооруженные всем спектром ПВО до С-300ПМУ2 включительно) это не реальный противник?
          1. bar
            +4
            10 октября 2019 10:25
            Иранские военные, прикрытые сирийской ПВО

            Самому то не смешно? Мелкие группировки иранских военных на территории воюющей разорённой Сирии, прикрытой древним ПВО с мало обученным персоналом, которое ещё и ограничено мутными договорённостями Нетаньяху с ВВП - это "реальный противник" для грамотных и умелых F-35? И это повод похвастаться этой грамотностью и умелостью?
            1. -1
              10 октября 2019 10:36
              "Древние" С-300, поставленные в прошлом году, с экипажами, обученными российским специалистами? Древние "Панцирь-С" с такими же экипажами? Древние "Бук-М2Э" и "Тор-М2Э"? И это не говоря про другие комплексы ПВО, которых насчитывается несколько сотен.
              1. bar
                +3
                10 октября 2019 10:47
                По сегодняшним мерка древние конечно. Нащёт обучения - ну чему можно научить малограмотных бойцов за короткий промежуток времени? Основам научили наверняка, но до мастерства там далеко. Ну и "мутные договороённости Нетаньяху с ВВП" со счетов сбрасывать не нужно. Именно они обеспечивают вашим грамотным мегаспециалистам успех в борьбе с туземцами. Это вам не с теми же турками воевать. Да и на территорию самого Ирана вы не особо покушаетесь, хоть у того и нет пока С-400.
                1. -5
                  10 октября 2019 11:24
                  С Ираном у нас нет состояния войны, поэтому его суверенную территорию мы будем атаковать, если уже совсем никак. А Ирак с Сирией де-юре с нами воюют. И на их территории с точки зрения закона продолжается война за Независимость Израиля 1948 года.
                  Теперь о подготовке сирийских ПВО. Комплексы С-300 стоят на вооружении больше года, за это время опытным офицерам сирийской ПВО, годами служивших на С-75/125/200 можно было заложить не основы, а дать полноценное владение всеми возможностями. Другие новые системы ПВО стоят на вооружении ещё больше и времени на их изучение тоже было немало.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. 0
                      10 октября 2019 12:39
                      Ядерный центр в Иране? А когда его бомбили?
                      1. bar
                        0
                        10 октября 2019 13:04
                        Ну назови это кибератакой в Натанзе. Это что-то меняет принципиально? Это не вмешательство во внутренние дела страны, с которой вы "не воюете"?
                      2. -3
                        10 октября 2019 14:32
                        Кибератака? Хм. И много погибло иранцев? Больше, чем от обстрелов иранских боевиков.
                      3. bar
                        +2
                        10 октября 2019 14:34
                        И много погибло израильтян от обстрела иранских боевиков? Больше, чем от бомбёжек израильской авиации?
                      4. -2
                        10 октября 2019 14:38
                        Мы не бомбили Иран. Пока что. А иранские боевики неоднократно обстреливали Израиль. И иранские прокси вроде "Хизбаллы", ХАМАС и "Исламского джихада" тоже.
                      5. bar
                        +1
                        10 октября 2019 14:42
                        И? Не ускользай от вопроса. Каково соотношение погибших с обеих сторон?
                      6. -2
                        10 октября 2019 14:57
                        Во время кибератаки никто не погиб. От иранских ракет в 2006 году погибли 44 гражданских.
                      7. bar
                        +2
                        10 октября 2019 15:19
                        А сколько гражданских погибли от израильских бомб и ракет? Хотя о чём я. Грамотные и умелые специалисты не убивают гражданских...
                      8. -1
                        10 октября 2019 16:52
                        А сколько гражданских погибло от израильских бомб за все бомбардировки Сирии?
    4. Комментарий был удален.
  2. +1
    10 октября 2019 06:23
    А циферками пусть воюют маркетологи и диванные.
    Зато эти циферки очень влияют на циферки продажных сумм !
  3. +5
    10 октября 2019 06:23
    Деление по поколениям понятно, по крайней мере, в нашей классификации. И я не считаю это чисто маркетингом с целью продажи. Людям всегда нужно классифицировать, чтобы понимать. И деление по поколениям показывает ключевые преимущества одних самолётов над другими. Так что я не согласен с автором статьи.
    1. +1
      10 октября 2019 06:46
      Прав автор про игру в поколения. Каждый новый самолёт должен быть просто лучше предыдущего по критерию стоимость/эффективность. Военных в частях интересуют в принципе только два фактора - боевая эффективность и условия эксплуатации. Третий, не менее важный фактор - стоимость, волнует только узкий круг людей в руководстве вооруженных сил.
      1. +2
        10 октября 2019 07:11
        Цитата: Сергей Валов
        новый самолёт должен быть просто лучше предыдущего по критерию стоимость/эффективность

        Перешли с поршневых на реактивные - вот и смена поколений. Это не маркетинг. Это принципиально новые свойства. Я не понимаю критерий "стоимость/эффективность", пока он не показан в цифрах. Был ли Миг-15 дороже и эффективнее Миг-3 и во сколько? Во сколько больше стоимость? Во сколько больше эффективность?

        Была ли важность в классификации поколений на тот момент?
        Было ли это важно для маркетинга?

        Это не для специалистов - они-то и так знают. Это не для маркетинга - покупают специалисты, а они-то и так знают. Это для обывателей, чтобы удобнее было разбираться. Почему Миг-1.44 не пошёл в серию? Так он был устаревшим [например], принадлежащим к предыдущему поколению по [таким-то] критериям. Но это мне так можно объяснить. А специалисты и так знают.

    2. +1
      11 октября 2019 05:44
      Лично мне нравится вот такая вполне показательная картинка. Правда уже слегка устаревшая.

  4. +3
    10 октября 2019 07:19
    Это только в военное время критерии, оценки боевой техники становятся чёткими и понятными!!!
    ЭФФЕКТИВЕН - НЕ ЭФФЕКТИВЕН!!!
    сейчас пора торгашей, потому будет много болтовни, брехни, похвальбы!
    Ладно, сойдет и так, лишь бы до реальных испытаний\сравнений не дошло!
  5. +4
    10 октября 2019 07:40
    Хорошая и правильная статья.
    Истребители не покупают по рекламе из телемагазина, как минимум должны летать, а идеально- воевать.
    Только вот глаз режет ритуальный плевок в Украину, это как раньше, в любую диссертацию нужно было вставлять цитату из Ленина и классиков марксизма- ленинизма, так и счас что-нибудь про Украину, иначе не печатают?
    Уж не знаю, как Су-30 смогли купить на Украине и откуда он там взялся, и , главное, зачем, у китайцев образцов и без этого хватало. Вот что об этом пишет ТАСС

    В общей сложности в Китай с 1991 год по 2012 год было поставлено 178 истребителей семейства Су-27/Су-30, в том числе 38 одноместных истребителей Су-27СК, 40 двухместных учебно-боевых самолетов Су-27УБК, 76 многоцелевых истребителей Су-30МКК и 24 истребителя Су-30МК2.

    Но и это еще не всё
    19 ноября 2015 года государственная корпорация "Ростех" объявила о заключении контракта на поставку в Китай 24-х истребителей Су-35 (КНР стал первым иностранным покупателем этих самолетов).

    Отдельно стоит тема продажи лицензии на Су-27 в Китай в 1996 году и поставки в Китай сотнями единиц двигателей АЛ-31Ф в 2000-х, на основе которых китайцы сделали свой двигатель, в том числе и для самолетов последнего поколения.
    Так что истоки появления в Китае современной боевой авиации видны невооруженным глазом.
    О чём ТАСС и пишет с гордостью.
    https://www.google.com/amp/s/tass.ru/info/2454199/amp
    А китайцы с гордостью вещают, что создали у себя современную авиацию за 20 лет, скромно опуская , что создавали на основе советских технологий, которыми с ними щедро делились в том или ином виде.
    Китайцы, конечно, молодцы, но что сказать про тех, кто им технологиями и образцами подсобнул и вот-вот вопрос станет о конкуренции с российскими самолетами китайских
    На мировом рынке.....
    1. +8
      10 октября 2019 08:26
      Avior (Сергей) Сегодня, 07:40
      что создавали на основе советских технологий, которыми с ними щедро делились в том или ином виде.

      сначала выясните что такое технология. Продать двигатель (или самолет) это не передать/продать технологию. И какую конкретно технологию продали? Технологию пленочного воздушного охлаждения? Технологию термобарьерных покрытий? Технологию по расположению и форме жаровых труб, завихрителей или форсунок? Технологию по форме и материалу лопаток ротора или лопаток спрямляющего аппарата турбины? Технологию системы гидроприводов? На один только двигатель приходится несколько сотен технологических компонентов. Производство каждого требует не только проектной документации, но и возможность получить материалы требуемых параметров по стойкости к различным нагрузкам. Судя по тому, что китайцы не слишком продвинулись в теме двигателей, технологию они пытались копировать, а не получили готовую. Вы же вроде в теме. Откуда такие шаблонные ура-патриотичные заявления в духе Бережливых и Никомедов?
      1. +2
        10 октября 2019 09:07
        Конечно, продать технологию , а еще лучше с технологическим оборудованием лучше для покупателя.
        Но и действующий образец тоже ничего, если покупатель не совсем отсталый.
        А китайцы явно не отсталые.
        А несколько действующих образцов, с которыми можно экспериментировать, например, свою детальку вставить и посмотреть- а как будет работать?
        А если вот так подкрутить, что будет?
        А если вот эту детальку отдать на разрушающие иссследования? Сломается? Так это ничего, у нас еще есть.
        А если несколько сотен образцов продать, так это вообще замечательно.
        Можно параллельно изучение проводить и копирование (а китайцы ведь-не примитивно копируют, вносят своё, но то что база советская- это к бабке не ходи).
        Лицензию на производство взять? Так вообще отлично!

        И не думайте, что форму скопировать сложно.
        Это и в старые времена проблемой не было, была технология точного сложнофасонного литья титана по выплавляемым моделям, как раз для литья деталей авиадвигателей использовалась.
        А сейчас и металлообработка высокоточная появилась с копированием образцов .
        СССР ведь англичане двигатели после войны продали ( или по известной байке Микоян в биллиард выиграл), а не технологии изготовления.
        А американские В-29 в СССР вообще случайно появились.
        И ничего, скопировали и творчески развили, переплюнув потом и англичан и американцев.
        Хотя послевоенный технологический уровень промышленности был не ахти.

        Не думайте, что китайцы такое не смогут.

        То что они развивают свои технологии на базе советских и российских образцов- это очевидно.
    2. 0
      10 октября 2019 21:53
      Я думаю что если самолёты Китаю не продали тогда,то сейчас у нас не было бы заводов в Комсомольске на амуре,и в Иркутске. Пропали бы в лихие 90е.
  6. +11
    10 октября 2019 07:57
    Откуда автор взял что на западе f-35 и f-22 приравнивают к 4 поколению? Может он поделился ссылкой на документы, а то в англоязычном интернете эти два самолёта почему-то к 5 поколению причисляют. Даже сам производитель пишет что f-35 пятое поколение. Это только у китайцев малозаметные самолёты к 4 поколению причисляют.
    Обращение к автору: готовиться лучше надо и если что-то утверждаете, то давайте ссылку на статью или документ.

    P.S. Я понимаю что автор хотел донести до читателей, но и таких ляпов не надо делать.
    1. Комментарий был удален.
    2. +2
      10 октября 2019 08:45
      Откуда автор взял что на западе f-35 и f-22 приравнивают к 4 поколению? Может он поделился ссылкой на документы, а то в англоязычном интернете эти два самолёта почему-то к 5 поколению причисляют.

      в "англоязычном интернете" до сих пор гуляют расхожие мнения что дальше маяка Уэст Кводди цивилизации нет, мы тут с медведями в обнимку водку пьем и на гармошках играем )) а если серьезно, то F-22 безусловно самолет 5-го поколения, F-35 - весьма и весьма спорно. А что производитель пишет - ну так ему этот товар продавать, удивительно ли?
      1. +5
        10 октября 2019 09:45
        F-22 безусловно самолет 5-го поколения, F-35 - весьма и весьма спорно. А что производитель пишет - ну так ему этот товар продавать, удивительно ли?

        Не меряйте поколения их ТТХ и тогда все встанет на свои места. У нас и США 5-е поколение, потому что мы прошли 5 стадий смены платформы пилотируемой реактивной авиации, что естественно в какой-то мере тащило за собой и улучшение ТТХ и ЛТХ(хотя как на это смотреть конечно). Китай начал позже, поэтому, то что им дали производить самим(спасибо СССР) для них 1-е поколение, а для нас и США второе вот и все. А плюсики это вопрос религии мы так обозначаем, что платформа базовая с индексом 4 с новыми качествами - переделанная, в США принято индексы к MK дописывать. Поэтому если бы у нас после МиГ-23 появился не МиГ-29, а Су-57, то он был бы 4-го поколения. А если после него уже в свою очередь появился МиГ-29 вот он бы и был пятого.
        1. +3
          10 октября 2019 10:09
          Не меряйте поколения их ТТХ и тогда все встанет на свои места. У нас и США 5-е поколение, потому что мы прошли 5 стадий смены платформы пилотируемой реактивной авиации,

          мерить поколениями можно, т.к. это позволяет определить на сколько боевой ЛА близок к наиболее реальной концепции выполнения боевых задач авиацией. Каждое поколение боевых ЛА создавалось и модернизировалось в связи со спецификой этих задач, а так же ростом требований, налагаемых в связи с этими задачами. Именно эта привязка определяет принадлежность к поколениям, а не сугубо смена платформ. Иначе равносильно говорить о возрасте человека лишь по его росту.
          1. +3
            10 октября 2019 11:24
            мерить поколениями можно

            Так я и не говорил, что нельзя, я говорю не надо мерить поколения как это пытаются делать по ЛТХ и ТТХ машин.
            Каждое поколение боевых ЛА создавалось и модернизировалось в связи со спецификой этих задач
            Совершенно верно. Под платформой я имею ввиду как раз некое базисное состояние того или иного типа вооружения, которое призвано решать задачи по купированию определённых в данный промежуток времени(существования платформы) угроз. Угрозы эволюционируют, а вслед за ними эволюционирует платформа, но как только угрозы перерождаются в некое новое состояние, в такое, когда простая эволюция платформы уже не способна адекватно эти угрозы купировать приходится менять и платформу. Так вот платформа в данном случае - это поколение 1,2,3,4,5 - е и т.д., плюсики и индексы аля MK2 - это эволюция платформы.
            Иначе равносильно говорить о возрасте человека лишь по его росту.
            Выше написал, что вы меня не правильно поняли(вернее я не раскрыл, что имел ввиду под платформой). Но Вы вот как раз и пытаетесь мерить F-35 по этому признаку, а он как раз эволюция F-22, т.е. эволюционное состояние пятого поколения. И то что его ЛТХ несколько хуже не говорит, что он не представитель 5-го поколения. Во многом он лучше F-22 и именно в тех компонентах, которые и были причиной смены платформы 4-го поколения на 5-е.
            1. 0
              10 октября 2019 12:00
              мерить F-35 по этому признаку, а он как раз эволюция F-22, т.е. эволюционное состояние пятого поколения. И то что его ЛТХ несколько хуже не говорит, что он не представитель 5-го поколения. Во многом он лучше F-22 и именно в тех компонентах, которые и были причиной смены платформы 4-го поколения на 5-е.

              F35 не эволюция Раптора, а урезанная его версия, дополненная усовершенствованиями, появившимися на момент НИОКРа по F35. Единственным его возможным преимуществом является унификация в 3 компонентах (возможным потому как унификация дает преимущество лишь в производстве и сервисе, но по ТТХ на решаемые задачи специализация всегда лучше). Во всем остальном F-35 лишь блеклая тень своего предшественника.
              1. +1
                10 октября 2019 12:53
                F35 не эволюция Раптора

                Во многом он лучше F-22 и именно в тех компонентах, которые и были причиной смены платформы 4-го поколения на 5-е.

                но по ТТХ на решаемые задачи специализация всегда лучше

                С одной лишь оговоркой : если действует автономно в рамках выполняемой своей узкоспециализированной задачи(и то с развитием технологий и этот базовый тезис может устареть). Но 5-е поколение - это уже как раз и есть сетецентрические боевые действия и здесь уже не важно кто будет оператором оружия F-35 или F-22, так как наводить ракету ВВ в этой концепции будет ВЦУ, а они будут прятаться и атаковать из-за угла и уже в крайнем случае действовать автономно. Кроме этого АВАКСОМ для F-35-го может быть в том числе и сам F-22. Тем же путём идёт и Су-57, он может вести в своём звене тяжёлые БЛА(скорее всего smile ), работать по данным исключительно ДРЛО и т.д. F-22 создавался под такую концепцию и она более ярко отражена в F-35. Урезан в определённых ТТХ, но усилен в рамках новой концепции войны. Это так же как с человеком, когда-то мы были сильнее, быстрее, у нас были инстинкты более развиты, но со временем мы потеряли мышцы и интуицию, но приобрели мозги. Если свести в бою нас прежних "мышечных" и теперешних "умных" кто победит? кто лучше в бою?
                1. +1
                  10 октября 2019 13:03
                  Урезан в определённых ТТХ, но усилен в рамках новой концепции войны

                  не нужно тут пропагандировать американскую концепцию. Она уже и так глаза намозолила от всяких экспертов и не очень. При том, что 99% этих "экспертов" даже не задумывались о механике воздушного боя.
                  1. +1
                    10 октября 2019 13:22
                    не нужно тут пропагандировать американскую концепцию.

                    Я не пропагандирую, а констатирую факты и подкрепляю этими фактами свою точку зрения и про поколения и про эволюцию. Раз речь шла про F-35 и F-22, то и про концепцию американскую пришлось говорить. Это реалии сегодняшнего дня. Наши ВС идут по тому же пути, концепции развития своих ВС можно пропагандировать? smile
              2. 0
                10 октября 2019 22:00
                У ф-35 появилась важная особегность, которой не было у ф-22.
                Это ОЛС полносферического обзора с выводом картинки на щиток шлема пилота, и такая же полносферическая НСЦ.
                Дает огромные преимущества в ближнем бою, расширяя его границы.
            2. +3
              10 октября 2019 13:35
              Мне кажется, что новые поколения возникали не столько с изменением специфики задач истребителей.
              Скорее, каждое новое поколение позволило решать прежние задачи на абсолютно новом уровне, т.е. поколения истребителей можно разделить не только по техническим признакам самолетов, а по технологии их применения, и в этом, мне кажется, и есть критерий отнесения истребителей к какому-то поколению.
              Первое поколение – пушечные истребители с несравненно лучшими, по сравнению с поршневыми, скоростью и скороподъемностью. Можно относительно легко догнать и зайти в хвост поршневому самолету. Целиться и стрелять приходится по-старому.
              Второе поколение – самый большой скачок в поколениях истребителей. Стреловидное крыло (сверхзвук), первые РЛС – в основном помощь в обнаружении противника при плохой видимости, но самое главное – управляемые ракеты. Прицеливание стало несравненно проще, ушла необходимость удерживать нос истребителя на цели. Дистанция открытия огня до цели увеличилась с сотен метров до километров.
              Третье поколение – дальнейший рост скорости, в районе 2М. А основное – дальность действия РЛС и ракет позволяют, вроде бы, избежать ближнего воздушного боя (БВБ) вообще. Бой ведется за пределами видимости, при любом расположении истребителя относительно цели, в т. ч. в ее передней полусфере, на встречных курсах.
              Четвертое поколение – вот это поколение, похоже, действительно возникло из-за изменения прежних задач. Вьетнам и Ближний Восток показали, что БВБ не ушел в историю, а третье поколение в нем – не очень сильно. В этом поколении впервые скорость не увеличивается. Но благодаря неустойчивой аэродинамической схеме, ЭДСУ, интегральной компоновке, увеличенной тяговооруженности кардинально улучшилась маневренность. Т.е. сверхманевренность – это скорее отличительное свойство четвертого поколения, а не пятого. Ну и новая авионика тоже этому способствовала. Воздушный бой можно вести на любых дистанциях с кем угодно.
              Пятое поколение – новые технологии дальнего воздушного боя. Уменьшение ЭПР на два-три-четыре (?) порядка, сетевые возможности управления и получения информации - позволяют обнаружить противника на дальности в три-пять-десять раз меньшей, чем он тебя. Увидел, выпустил все, что в брюхе принес, развернулся – и домой, а противнику прилетело из «ниоткуда».
              Все субъективно, конечно, по-чайниковски.
              1. 0
                10 октября 2019 14:13
                Мне кажется, что новые поколения возникали не столько с изменением специфики задач истребителей.
                Специфика задач это как раз следствие изменения и эволюции угроз с одной стороны. С другой стороны я писал именно про специфику задач по купированию угроз - это в принципе выраженное в короткой фразе, то что Вы расписали. Если у Вас пушки, а у меня РЛС и ракеты, то для вас - это угроза. Вам необходимы такие же средства, но поставить все это на борт 2-го поколения либо сложно и получится куцо, либо вообще не возможно и тогда Вы переходите в соответствии с новыми задачами в следующее поколение(если есть такая возможность конечно smile ).
                1. 0
                  10 октября 2019 15:34
                  Да я написал не чтобы с вами поспорить. В конце концов, рассуждения, что было сначала - курица или яйцо - наверное, словесная казуистика.
                  Просто интересно, как правильно делить истребители по поколениям, и влияет ли тот или иной отдельный установленный на них технический "прибамбас" на переход истребителей из одного в другое.
                  Т.е., например, будет ли Су-57 без нового двигателя, но доведенный по остальным параметрам, пятым поколением? Или правильно ли к пятому во всех военно-технических источниках относят F-35? У J-20 - по видимому, ни суперманевренности, ни суперкруиза, ни ЭПР на 4 порядка меньше обычной, почему китайцы так уверенно относят его к пятому поколению, 10-100-кратного (грубо) снижения ЭПР достаточно? Можно ли Су-35 дотянуть до пятого? и т.д.
                  1. 0
                    11 октября 2019 07:08
                    Просто интересно, как правильно делить истребители по поколениям, и влияет ли тот или иной отдельный установленный на них технический "прибамбас" на переход истребителей из одного в другое.
                    Если его на борт поставить можно и он будет выполнять свою задачу - это просто эволюция в рамках этого поколения машин. А вот если его поставить нельзя, но очень надо и при этом сохранить все то, что было до него, то тут уже надо напрягаться и делать работу прорыва.
                    Т.е., например, будет ли Су-57 без нового двигателя, но доведенный по остальным параметрам, пятым поколением?
                    Будет конечно. Если Вы имеете ввиду, что без этого двигателя второго этапа не будет безфорсажного сверхзвука, то это придуманный критерий пятого поколения как и сверхманёвренность впрочем. 5-е поколение - это интеллект, длинные руки, скрытность, кооперативная работа с другими видами ВС(единое информационное поле), интегратор звена(в том числе и для БЛА), многофункциональность.
                    Или правильно ли к пятому во всех военно-технических источниках относят F-35
                    Почему нет? Он эволюция F-22, он не решает каких-то новых особых задач, просто в рамках той концепции пятого поколения, которую для себя американцы определили он делает все лучше, чем F-22.
                    У J-20 - по видимому, ни суперманевренности, ни суперкруиза, ни ЭПР на 4 порядка меньше обычной, почему китайцы так уверенно относят его к пятому поколению
                    Они относят его к 4-му по их классификации. И как я выше написал суперманевренность и суперкруиз к 5-му поколению как критерии притянуты за уши.
                    Можно ли Су-35 дотянуть до пятого?

                    Теоретически да, но не на современном мировом уровне науки и техники.
          2. bar
            +1
            10 октября 2019 14:00
            мерить поколениями можно, т.к. это позволяет определить на сколько боевой ЛА близок к наиболее реальной концепции выполнения боевых задач авиацией.

            Мерить поколениями можно, когда достигается _качественный_ скачок в характеристиках. Например радары с АФАР, "стелс"-технологии, сверхманевренность, сетецентричность. Очередным скачком будет, если Су-57 реально научится воевать в паре с тем же БПЛА "Охотник". Вот это будет тема good
      2. +1
        10 октября 2019 11:00
        в "англоязычном интернете" до сих пор гуляют расхожие мнения что дальше маяка Уэст Кводди цивилизации нет, мы тут с медведями в обнимку водку пьем и на гармошках играем ))

        И водку пьем с медведями...
        Сейчас в каждой уважающей себя семье должен быть медведь. Так что шах и мат.)
    3. +6
      10 октября 2019 09:14
      Откуда автор взял что на западе f-35 и f-22 приравнивают к 4 поколению?
      А взял он это с воздуха, потому что пишет свои "измышлизмы" по теме, в которой не разбирается от слова совсем, одна вода и даже нет никакой попытки разобраться почему делят на поколения самолёты и почему у нас уже пятое и у США, а у КНР только 4-е(и это не потому что они пытаются выделиться так-то)
      Может он поделился ссылкой на документы, а то в англоязычном интернете эти два самолёта почему-то к 5 поколению причисляют.
      Да какие там интернеты англоязычные?
      Сайт производителя:
      https://www.lockheedmartin.com/en-us/products/f-35.html
      Нажимаем на кнопочку с надписью Visit f35.com
      Или сразу сЮды(цепочку с сайта написал, что не было вопросов, что страничка официальная):
      https://www.f35.com/about
      Читаем и ... о чудо!!! Производитель-то и не в курсе, что Фы-35 оказывается по версии американцев 4-е поколение...
      The F-35 Lightning II is a 5th Generation fighter, combining advanced stealth with fighter speed and agility, fully fused sensor information, network-enabled operations and advanced sustainment. Three variants of the F-35 will replace the A-10 and F-16 for the U.S. Air Force, the F/A-18 for the U.S. Navy, the F/A-18 and AV-8B Harrier for the U.S. Marine Corps, and a variety of fighters for at least ten other countries
  7. +1
    10 октября 2019 08:29
    Роман, когда будете писать о "рейтингах" типа https://topwar.ru/162972-boevye-samolety-sravnenija-korsar-protiv-adskogo-koshaka.html, не забывайте об этих своих словах:
    Нам нужны не циферки. Нам нужны хорошие самолеты. Современные и качественные. Которые будут оперировать современным вооружением и системами боя. А циферками пусть воюют маркетологи и диванные.
  8. 0
    10 октября 2019 08:54
    Недолго осталось пилотируемым поколениям.
    Однозначно будущее за беспилотниками.
    Продолжится битва технологий и ресурсов ( во всех ипостасях понятия ресурс).
    А как искуственный интеллект реально выйдет в тираж, так отпадет надобность и в операторах отдельных бпла, остануться операторы-контролеры групп бпла сформированных под конкретные задачи.
  9. -1
    10 октября 2019 10:18
    "Гонка поколений" нужна дилетантам и их окучивателям, так как подменяет реальное понимание длинных ТТХ одной-двумя циферками.
  10. -2
    10 октября 2019 10:56
    Я даже сначала не понял, что это Роман пишет) Во многом с ним не соглашаюсь, а тут прям в точку, никогда не понимал какие критерии используются при определении поколений самолетов... и зачем это нужно
  11. 0
    10 октября 2019 12:32
    Главное нашим военным не говорить, что есть самолеты 4 поколения, а то не поймут Романа
  12. +3
    10 октября 2019 14:03
    Зачем это нужно – понятно без экивоков. Чем круче самолет (это касается не только истребителей), тем проще и выгоднее его можно продать.
    Главное - уверенность в голосе. Вот понятно - и все. Правда непонятно что ж понятно?
    На самом деле такой термин, как "поколение реактивных истребителей" появился лет двадцать пять назад. Ввели его в оборот австралийцы из "Центра развития ВВС" для определения основных технологических этапов в истории эволюции реактивных истребителей.
    После этого "дележом поколений" занимались историк ВВС США Халлион, сайт Aerospaceweb, журнал ВВС, писатель Джим Винчестер.
    Lockheed Martin предложила для своих F-22 и F-35 пятое поколение, аргументируя тем, что ни у кого нет ничего подобного, а Saab свой Gripen отнесли скромно к шестому поколению, как не имеющего равных по соотношению цена/качество. И только китайцы стоят особняком с четырьмя поколениями.
    На настоящее время для состоящих на вооружении самолетов (поэтому в таблице нет Су-57) "дележ поколений" по основным версиям выглядит так.
  13. +1
    10 октября 2019 16:08
    все это головоломное деление самолетов на поколения – не более чем попытки набить им цену. Пока что получается только у американцев

    а как же предзаказ пингвина???
    разве он летал, воевал до формирования основного пула заказов?
    половина прилипла еще на стадии разработок.
    думаю, автор статьи слабовато продумал свою аргументацию.
    Они явно не рекламой пингвина завлекли столько покупателей.
  14. -1
    10 октября 2019 17:16
    Я не слишком большое спец в "нивидимых самолётах". Даже скорее, наоборот. Читал лишь (многократно), что понятие это - также весьма условно и относительно.
    Так вот....
    Если пилот невидимки получит сигнал (а такая система имеется на каждом самолёте, давныыыым-давно; в РФ, кажется, под названием "Берёза") об облучении его невидимки радаром (о, Боже! невидику радар засёк!....), то даже этого будет ДОСТАТОЧНО "за гланды", чтобы пилот стелса (стоимостью в сотни млн грина) в ужасе захотел сибаса... Проколиная всё тех же маркетологов хитропопых....
    1. 0
      10 октября 2019 22:05
      Облучение радаром и "радар засёк", это очень разные вещи, далеко не одно и то же.
      1. 0
        11 октября 2019 16:25
        Ну, Вам виднее...
  15. 0
    11 октября 2019 06:22
    Что за набор чуши?
    Например:
    Например, американцы относят свои самолеты F-15, F-16 и палубный F/A-18 к истребителям третьего поколения. Изначально они создавались в рамках одной стратегии, так что тут все нормально. Понятно, что за время столь долгой службы тот же F-16 столько раз подвергался модернизациям с 1979 года, что сегодня это мягко говоря, другой самолет.

    Вот эти модернизации в США относят к промежуточному поколению. Этакое «поколение 3,5».

    Полная неправда. Истребители 3-го поколения американцы просто перешагнули (не совсем, F/B-111 все таки вышел, правда только в варианте бомбардировщика), сразу перешли на 4-е.

    Ну а сладкая парочка F-22 и F-35 – это четвертое поколение.

    Проверим. Идем на официальный сайт F-35 (https://www.f35.com/about/capabilities) и читаем там:
    The F-35 Lightning II is referred to as a 5th Generation fighter, combining advanced stealth capabilities with fighter aircraft speed and agility, fully-fused sensor information, network-enabled operations and advanced logistics and sustainment.

    Надо же, они считают совсем не так, как автор им приписал.
  16. 0
    16 октября 2019 15:44
    Автор, израильтяне летают и бомбят на Ф-16. Они попытались полететь бомбить на Фу-35 , но их тут же взяли на сопровождение. И всё, сказка сразу закончилась..А так ещё есть системы РЭБ, которые выжигают БРЭО Фу-35 за пару тысяч км от цели..Есть ОТРК и не только...
  17. 0
    13 декабря 2019 21:28
    Снова попса от Ромы....

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»