Экологическая безопасность подводной лодки

29
«Экологическая безопасность вооружения и военной техники – их свойство обеспечивать предотвращение/снижение вредного воздействия… на окружающую природную среду и человека на всех этапах жизненного цикла, исключая их боевое применение, при установленном состоянии организационно-технических мероприятий по обеспечению экологической безопасности».
ГОСТ РВ 51051-97 «Экологическая безопасность вооружения и военной техники. Основные понятия, термины и определения»


Современная подводная лодка – это не только боевой корабль (носитель оружия и собственно боевая единица) военно-морского флота, но и плавающее как в надводном, так и в подводном положениях сложное инженерное сооружение, представляющее собой многоуровневую техническую систему, включающую не менее сложные подсистемы и элементы.



Боевые и повседневные задачи, решаемые подводной лодкой на воде и под водой, в силу своего разнообразия требуют в каждом отдельном случае реализации того или иного свойства, совокупность которых в конечном итоге составляет качество (или потенциальную эффективность) подводной лодки, которое и делает её потребной в соответствии с функциональным назначением. Очевидно, что система свойств субмарины формируется свойствами её отдельных подсистем, а именно корпусом, энергетической установкой, оружием, техническими средствами и т.д.

Сложная, а местами и кризисная экологическая обстановка во многих районах Мирового океана, в прибрежных и внутренних морях Российской Федерации и практически во всех портах и базах заставляет безотлагательно решать проблему защиты окружающей природной среды, в том числе и в военно-морском флоте. Наряду с другими одним из направлений деятельности в данной области является повышение экологической безопасности всех боевых кораблей, включая и подводные лодки. Это, по нашему мнению, предполагает формирование такого нового и важного свойства подводной лодки, как экологическая безопасность. Объективная необходимость формирования у подводных лодок свойства «экологическая безопасность» обусловлена, кроме того, положениями реализуемой в настоящее время концепции реформирования российского военно-морского флота, направленной на повышение качественных параметров боевой техники.

К сожалению, длительное время при развитии боевых и эксплуатационных свойств подводных лодок как за рубежом, так и в нашей стране должного внимания совершенствованию их экологической безопасности не уделялось, что привело не только к повышению вредного влияния подводных лодок на окружающую природную среду, особенно в местах их базирования, ремонта и утилизации, но и к ухудшению экологической обстановки внутри корабельных помещений. Справедливости ради следует отметить, что экологическая безопасность как свойство подводной лодки все же развивалось главным образом исходя из соображений обеспечения скрытности, боевой устойчивости, экономичности и защищенности личного состава.

Экологическая безопасность, как известно, — это свойство конкретного продукта общественного труда[3], в связи с этим свойство «экологическая безопасность» подводной лодки существенно отличается от аналогичного свойства надводного корабля[4]. Каждая субмарина, в свою очередь, ввиду конструктивных отличий и технического состояния, также обладает различной экологической безопасностью.

Следует напомнить, что предметом экологии являются собственно не сами загрязнения, деформация или деградация окружающей природной или антропогенной среды, а последствия (результаты) этого загрязнения, деформации или деградации для сохранения среды обитания человека. Именно поэтому в экологии подводная лодка может быть рассмотрена с трех точек зрения. Во-первых, как искусственно созданный руками человека объект, антропогенный или техногенный элемент экосистемы более высокого уровня – окружающей среды, посредством которого человек осуществляет свою служебную и иную деятельность, оказывая прямое и косвенное воздействие на состояние природного баланса. Во-вторых, как самостоятельная антропогенная (техногенная) экологическая система, являющаяся, в свою очередь, искусственной средой обитания и жизнедеятельности для личного состава и представленная замкнутым пространством, состоящим из комплекса различных по функциональному назначению автономных отсеков и помещений с разной степенью обитаемости. И, наконец, как продукт общественного труда, специально созданный для вооруженного воздействия на естественные и искусственные экосистемы или на их отдельные элементы и компоненты с целью их разрушения или уничтожения. В связи с чем об экологической безопасности подводных лодок, впрочем, как и всех боевых кораблей, уместно говорить только при их использовании в период мирного времени.

Принципиальным отличием подводной лодки от надводного корабля, имеющим существенное значение для понимания сущности свойства «экологическая безопасность», является среда (пространство) её функционирования. В надводном положении подводная лодка, как и надводный корабль, реализует свои свойства в окружающей среде, представленной атмосферой и гидросферой. В то же время в подводном положении подводная лодка используется в природном пространстве, представленном исключительно гидросферой, в связи с чем уместно предположить, что при всех равных экологических характеристиках подводная лодка по отношению к природной среде все же является более экологически опасной, чем надводный корабль. Это объясняется использованием подводной лодки, а, следовательно, и её воздействием на более широкий диапазон природных сред (на верхние и глубинные слои морей и океанов), в которых она практически реализует свои функции. Конструктивно это принципиальное отличие подводной лодки и надводного корабля отражено в такой важной подсистеме как корпус. Корпус подводной лодки, в отличие от корпуса надводного корабля, как правило, состоит из двух обязательных жестко связанных элементов: легкого корпуса и прочного корпуса, при этом прочный корпус расположен внутри легкого. Легкий корпус, являясь оболочкой прочного корпуса, с точки зрения экологии представляет собой открытую необитаемую для человека искусственную экосистему, которая имеет постоянный и довольно интенсивный обмен с окружающей природной средой (атмосферой и гидросферой в надводном положении и с гидросферой – в подводном) веществом, массой и энергией. Прочный же корпус представляет собой изолируемую обитаемую (с высокой степенью замкнутости) искусственную экологическую систему закрытого типа с заданным уровнем автономности от окружающей природной среды, что практически снижает до минимума обмен с внешней средой веществом, массой и энергией.

Под экологической безопасностью (или экологической чистотой) следует понимать сложное комплексное свойство подводной лодки, её подсистем, боевых и технических средств, проявляющееся в способности не нарушать качества природной (естественной) и антропогенной (искусственной) среды, а также устранять или снижать до минимума негативные последствия её воздействия на состояние природного баланса во всех средах своего функционирования в период всего жизненного цикла.

В системе других свойств подводной лодки (см. рис 1) экологическую безопасность следует отнести к группе так называемых пограничных, или смежных, свойств, обязательных для неё как носителя оружия (боевой единицы), так и сложного плавающего инженерного сооружения. К данной группе свойств, по мнению авторов, можно отнести также живучесть, надежность, обитаемость, управляемость и др., т.е. все те свойства, которые «в чистом виде» не относятся ни к боевым, ни к эксплуатационным и реализуются (проявляются) во всех средах функционирования в процессе боевого и повседневного использования субмарины.

Экологическая безопасность подводной лодки

Рис. 1


Экологическая безопасность подводной лодки – это свойство особое. Особое место экологической безопасности в системе других свойств подводной лодки обусловлено рядом объективных причин. Во-первых, потому, что это свойство проявляется практически на всех этапах жизненного цикла: постройка, эксплуатация (использование, ремонт, консервация) и утилизация. Во-вторых, потому, что оно реализуется в надводном и в подводном положениях при выполнении абсолютного большинства задач (стоянка в базе или в точке, всплытие и погружение, переход морем, выполнение специфических присущих ей задач), а также при восстановлении боеспособности, борьбе за живучесть, оказании помощи другим подводным лодкам, кораблям и судам, терпящим бедствие и т. д. В-третьих, потому, что данное свойство подводной лодки, как ни одно другое, очень тесно связано с другими её свойствами (например, со скрытностью, боевой устойчивостью, обитаемостью, экономичностью, защищенностью), улучшая или ухудшая их, а, следовательно, свойство «экологическая безопасность» изменяет качество (комплекс свойств) подводной лодки в целом. Действительно, газовые и тепловые загрязнения, шумы, вибрация, излучения различной природы ухудшают среду обитания внутренних отсеков и помещений подводной лодки и являются причиной изменения условий работы и отдыха личного состава, что оказывает существенное влияние на способность экипажа качественно выполнять свои обязанности. Те же газовые и тепловые загрязнения, шумы, вибрация и излучения снижают скрытность и боевую устойчивость подводной лодки. И, наконец, существенным отличием «экологической безопасности» от других свойств подводной лодки является её двоякая сущность. С одной стороны, это внешняя экологическая безопасность, определяемая качеством внешней экологической системы «подводная лодка – окружающая среда» и проявляющаяся в способности не нарушать состояние природного баланса на всех этапах жизненного цикла. С другой стороны, это внутренняя экологическая безопасность, которая характеризуется состоянием искусственной среды обитания, так называемой внутренней экосистемы «человек – подводная лодка». Внутренняя экологическая безопасность подводной лодки, в свою очередь, будучи искусственно созданной и близкой к природной, выражается в способности не нарушать качества искусственной среды обитания личного состава и проявляется через здоровье людей, составляющих экипаж лодки. Здесь необходимо отметить, что внутреннюю экологическую безопасность подводной лодки не следует отождествлять с её обитаемостью, поскольку экологическая безопасность — понятие гораздо более широкое. Обитаемость, как известно, отражает способность корабля создавать и поддерживать диапазон благоприятных комфортных условий для жизнедеятельности членов экипажа, в то время как внутренняя экологическая безопасность показывает границы выживаемости человека, а «разница» между обитаемостью и внутренней экологической безопасностью определяет запас толерантности (терпимости) человеческого организма в экстремальных условиях функционирования, что, собственно, и является предметом изучения науки экологии. Условное деление экологической безопасности подводной лодки на внешнюю и внутреннюю является обязательным, поскольку в процессе ведения боевых действий, нарушая посредством оружия состояние окружающей природной среды (баланс внешней экосистемы), требуется обеспечивать (или поддержать) экологическую безопасность внутренних отсеков и помещений подводной лодки (качество внутренней экосистемы). Двоякую сущность свойства «экологическая безопасность» подводной лодки (качество внутренней экосистемы) необходимо учитывать при её формировании, поддержании и обеспечении.

Таким образом, игнорирование или недооценка экологической безопасности как обязательного и необходимого свойства подводной лодки в конечном итоге может привести не только к снижению её боеспособности, но к повышению вероятности обнаружения и уничтожения самой подводной лодки боевыми средствами противника.

Действующие в настоящее время руководящие документы определяют, что экологическая безопасность как сложное комплексное свойство подводной лодки может включать в себя до 18 элементов (видов) (рис. 2), которые, в свою очередь, являются отдельными самостоятельными и не менее сложными свойствами самой подводной лодки или её подсистем[5]. При этом каждый из этих элементов (отдельных свойств) характеризуется своими качественными признаками и количественными показателями, определяющими состояние природной и искусственной (антропогенной) среды обитания.


Рис. 2


В свою очередь, значимость этих отдельных свойств, а, следовательно, и их ранжирование по степени экологической безопасности (опасности) в тех или иных условиях зависят прежде всего от вида и количества загрязнителей окружающей среды, от степени их негативного воздействия на человека, животный и растительный мир, от вида, количества, концентрации и мощности источников загрязнения, а также времени их действия, от технического состояния подводной лодки, её отдельных подсистем и технических средств. Так, на атомной подводной лодке наиболее значимыми являются такие виды экологической безопасности, как радиационная и атомная. В то же время на дизельной подводной лодке указанные элементы (виды), составляющие экологическую безопасность атомной подводной лодки, вообще могут отсутствовать, а значимой является защита окружающей среды от загрязнения корабельными водами, в том числе и нефтесодержащими. В реальных же условиях эксплуатации подводной лодки приходится иметь дело с комплексным загрязнением окружающей среды, загрязнителями различного происхождения. Это означает, что на дизельной подводной лодке (рис. 3) и на атомной подводной лодке (рис. 4) присутствуют практически все виды (составляющие) экологической безопасности, однако их воздействие на человека, животный и растительный мир и в целом на окружающую среду крайне различно.


Рис. 3



Рис. 4


Функционируя по прямому назначению, любая подводная лодка является мощным источником возмущения неживой природы, раздражения и возбуждения живой природы, а также источником загрязнения используемых ею природных сред: атмосферы и гидросферы. Возмущение – всякий процесс, приводящий к сжатию и разрежению окружающей среды и отклонению её от состояния покоя. Раздражение – это процесс прямого или косвенного воздействия внешней или внутренней среды на живые организмы, вызывающий их ответную реакцию в виде возбуждения. Возбуждение, в свою очередь, — это всякий физиологический процесс, возникающий во всяком живом организме при раздражающем воздействии окружающей среды. Поскольку по сравнению с воздухом вода является более плотной и упругой средой, то процессы возмущения, раздражения и возбуждения преобладают в подводном положении, включая погружение и всплытие подводной лодки. В то время как загрязнение, т.е. процесс привнесения в среду нехарактерных, несвойственных ей агентов, приводящих к изменению её качества, наблюдается и в подводном, и в надводном положениях подводной лодки, в том числе и при выполнении маневра погружение-всплытие.

Возмущения, раздражения, возбуждения и загрязнения, возникающие при функционировании подводной лодки (рис. 5), имеют различные происхождение, физическую природу и по-разному воздействуют на внешнюю и внутреннюю окружающую среду. Пределами действия для возмущения, раздражения и возбуждения являются их пороговые значения, а для загрязнения – предельно-допустимая концентрация. После прекращения действия причин, вызвавших возмущения, раздражения и возбуждения, окружающая среда самостоятельно возвращается в первоначальное состояние, а загрязнения должны быть локализованы и ликвидированы непосредственно человеком.


Рис. 5


Экологическая безопасность, как и любое другое свойство подводной лодки, формируется при её проектировании и реализуется в процессе постройки, ремонта и модернизации на основе существующих экологических (природоохранных) требований. Это свойство поддерживается на заданном уровне в период всего жизненного цикла лодки силами экипажа.

Работа над формированием свойства «экологическая безопасность» подводной лодки находится в самом начале, поскольку ужесточение природоохранных требований, предъявляемых к военной технике, так или иначе заставляет повернуться лицом к решению экологических проблем, в том числе и в вооруженных силах. Эта работа сложная, длительная, так как решает новую для ВМФ задачу, поэтому требует привлечения высококвалифицированных специалистов различных областей человеческой деятельности.

Экологические проблемы военно-морского флота, в том числе и формирование свойства «экологическая безопасность» морской техники следует решать быстро и профессионально. Наша страна, в отличие от большинства стран Европы, Азии и Америки, приступила к решению экологических проблем со значительным запозданием, поэтому следует торопиться, т. к. завтра может быть уже поздно. Время – это самый важный, дефицитный и невосполнимый ресурс, его нельзя накопить, передать, а главное, оно (время) необратимо и проходит безвозвратно.

Использованная литература:
1. ГОСТ РВ 51051-97 Экологическая безопасность вооружения и военной техники. Основные понятия, термины и определения. Издание официальное. – М.: Стандартинформ, 2016, с. 16.
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Госиздат иностранных и национальных словарей, 1990, с. 696.
3. Дубровин Е.Р., Дубровин И.Р. Экологическая безопасность теплоэнергетического комплекса//Тепловая энергетика № 6(15), 2014, с.14-15.
4. Морской сборник. – М.: 1996, № 5, с. 68-70.
5. Мониторинг. Безопасность жизнедеятельности. – СПб.: 1996, № 4, с. 37-40.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    17 октября 2019 04:52
    Господи, какой бред... или я чего-то не понял? Грета Тунберг отдыхает... Это называется "сова, натянутая на глобус". Для чего в статье "притащены за уши" фотографии ПЛ? Причем древних, как динозавры? Да еще авторы дизелюху "обозвали" атомоходом, а атомоход - дизелюхой...
    Функционируя по прямому назначению, любая подводная лодка является мощным источником возмущения неживой природы, раздражения и возбуждения живой природы

    Перл... Вода живая и мертвая...
    А чем отличается атомная безопасность от радиационной по принципу воздействия на окружающую среду? А корабельные воды?
    И вообще, если любая ПЛ является таким мощным возмутителем и загрязнителем окружающей среды, то обнаружить ее не должно составлять каких-либо затруднений. И что, раньше действительно проблемой не занимались?
    1. +4
      17 октября 2019 04:57
      Экологическая безопасность ПЛ. Не смешно, любой агрегат вносит свою отрицательную лепту в экологию. Можно говорить о минимизации наносимого экологии вреда, не более.
      1. +11
        17 октября 2019 05:11
        Цитата: ВАШ
        Не смешно, любой агрегат вносит свою отрицательную лепту в экологию.

        Владимир, да вопросов нет, но то, как это изложено в статье... Для кого это выложено? Такое впечатление, что это работа студента-первокурсника, а препод забыл проверить.
        1. +2
          17 октября 2019 05:13
          Так и я об этом.
    2. 0
      1 декабря 2019 20:57
      Отличный комментарий! Вы наверное- начхим?
      1. 0
        2 декабря 2019 07:23
        Цитата: Андрей Николаевич
        Отличный комментарий! Вы наверное- начхим?

        Да какой я начхим? Вот Александр Покровский - начхим smile , а я из люксов китайских.
  2. +4
    17 октября 2019 04:57
    А следующая статья будет-экологическая безопасность парусного деревянного флота?
    1. +4
      17 октября 2019 07:07
      скорее "оценка ущерба нанесенного природной среде вырубкой сортового леса" или "сколько всего полезного можно изготовить из N.. (нет, мало!) M кубов лесоматериалов, пошедших на строительство галеры" laughing
    2. +1
      17 октября 2019 07:54
      А как же! В начале ХХ века парусный флот сошел на нет и ураганы стали злее. Ведь до того паруса уменьшали енергию ветра... :)
    3. +2
      17 октября 2019 11:35
      Цитата: evgen1221
      А следующая статья будет-экологическая безопасность парусного деревянного флота?

      Экологическая безопасность хранения, транспортировки и применения специальных боевых частей. smile
  3. +1
    17 октября 2019 06:50
    Экологическая безопасность военного корабля! Да еще с реактором и, возможно, с "бомбой". Смешно! Двум КТН надо было эту статью направить "зеленым писам" или вообще в "Белуну".
    1. 0
      17 октября 2019 08:02
      Модные тенденции, однако. Применение оружия так или иначе уничтожает ту самую окружающую среду и задача охранять ее от того самого оружия есть оксюморон, ведущий к когнитивному диссонансу и выпрямлению извилин мозга smile
    2. 0
      1 декабря 2019 20:59
      Дилетант, ещё парочка таких статеек и мы все пересядем на вёсла и парусные суда.
  4. +2
    17 октября 2019 07:59
    Кому то диссертацию натягивают? Количество публикаций накручивают...
  5. +3
    17 октября 2019 08:00
    Похоже, братьям Дубровиным мало оказалось публикации в "Тепловой энергетике", решили на ВО выступить. Откровенная чушь в духе "Гринписа".
  6. Комментарий был удален.
  7. +2
    17 октября 2019 09:55
    что за зеленые на сайте ,полный бред
  8. +4
    17 октября 2019 10:00
    Чудесатая статья !))
    . Так, на атомной подводной лодке наиболее значимыми являются такие виды экологической безопасности, как радиационная и атомная.
  9. +2
    17 октября 2019 10:39
    Цитата: Андрей НМ
    Такое впечатление, что это работа студента-первокурсника, а препод забыл проверить.

    Нашел авторов и ... (очень удивился) yes
    Дубровин Игорь Рэмович, Дубровин Евгений Рэмович (р. 16.07.1957) - инженеры-исследователи, кандидаты технических наук, капитаны 1 ранга...Авторы более 130 печатных трудов, в том числе 2 учебных пособия по Экологии, и 17 авторских свидетельств СССР и патентов РФ. Имеют 13 внедрений, в том числе на 3-х кораблях ВМФ и на 10-ти энергетических объектах РФ и СНГ от типовой котельной до теплоэнергоцентрали (ТЭЦ).

    http://www.russika.ru/ae_dybrovini.htm
    1. +4
      17 октября 2019 13:02
      Данные "братаны" заканчивали училище в Пушкине, потом ЧФ, потом преподавали в училище. Но судя по тому, как они ПЛ "Ленинский комсомол" окрестили дизелюхой, а 641-й проект атомоходом, на флоте они занимались эзотерикой... Я поразился их публикациям на разносторонние темы: интеллектуальная безопасность, околовсяческая безопасность метрополитена, теперь подводные лодки...
      1. 0
        17 октября 2019 19:36
        вы имеете ввиду пушкинскую гидрографию
      2. -5
        23 октября 2019 20:11
        Да они просто бабки зарабатывают))) но статья конечно сильная)))))
      3. 0
        1 декабря 2019 21:02
        Андрей НМ, Вы в точку попали! Даже с моим юр дипломом, понимаю где АПЛ а где - ДПЛ. Меня даже в пионеры принимали, на ,, Ленкоме,,)
    2. 0
      17 октября 2019 19:40
      спасибо вам за изыскания но после этого я не в состоянии понять мотивацию этих когда то заслуженных людей
  10. 0
    17 октября 2019 11:17
    "Возбуждение, в свою очередь, — это всякий физиологический процесс, возникающий во всяком живом организме .... "
    эротоманы от экологии laughing
  11. +1
    17 октября 2019 12:56
    Ну не знаю... В бою, который может стать последним, явно не до экологии... Единственно, это сохранность экипажа... Забьем врага, дальше будем уже думать об экологии... Иного, по-моему, не дано.
  12. +1
    18 октября 2019 18:41
    Я правильно понял? Кто то пилит докторскую и ему нужны публикации в проф журналах и проф сайтах! Бред бредовейший но человек защитится и будет потом пореподавать экологию.
    Жуть совок средины конца 80х вспомнился. Дисертацич на тему угол заточки ножа бульдозера для снижения затрат топлива при сгребании навоза .
    П.с. реально такая была и человек ее защитил получив докторскую
  13. 0
    18 октября 2019 19:19
    ПЗДЦ какой-то. Реферат школьника старших классов по "родной природе".
  14. +1
    22 октября 2019 12:27
    нда ... статья - ТРЕШ lol

    ЗЫ из лекции на ТУЖК (кафедра теории устройства и живучести корабля):
    Обитаемость - это наука о том что на военных кораблях служить не стоит
    laughing