Эволюция советских танков и отчёт об испытаниях Т-62

64
Интересно было бы вернуться почти на 40 лет назад, понять, как нашу технику оценивали тогда и сравнить отношение Запада к Советскому Союзу с его отношением к современной России, хотя бы на примере обсуждения советских танков.


Автор статьи за рычагами управления танка Т-62А во время тест-драйва журнала IDR. Танк Т-62А можно отличить от Т-62 по поднятой башенке заряжающего с 12,7-мм зенитным пулеметом ДШК




В последние годы большинство западных стран испытывают большие сложности в разработке и производстве новых боевых танков, которые были бы равны или даже превосходили танки, выпущенные на заводах стран Варшавского договора. Принцип был и до сих пор остается прежним — сделать новую машину, которая существенно бы превосходила предыдущий танк. Однако это дорого с финансовой точки зрения и долго по времени. Западные страны всё чаще стремятся реализовывать совместные проекты с целью попытаться снизить конечную стоимость производства, но на сегодняшний день все эти проекты потерпели неудачу, что привело к дальнейшим задержкам. На сегодняшний день только один совместный проект можно назвать действующим, французы и немцы пытаются спроектировать танк для 90-х годов, хотя нынешние признаки указывают на то, что и он может быть обречен на неудачу. В результат отдельные страны собираются самостоятельно реализовывать проекты и производить более дорогие машины в достаточных количествах с целью достижения хоть какого-то баланса с огромным количеством современных танков, развернутых Советами и их союзниками по Варшавскому договору.

Советский Союз пока не присоединился к «обществу одноразовых вещей» и как таковой имеет другую точку зрения. Старая материальная часть почти полностью сохраняется. Эффективные и проверенные компоненты в одном проекте по большей части переходят в следующее поколение машин. Девиз советской промышленности — простота, эффективность и количество. Поэтому конструкция советских танков как была эволюционной, так и стремится остаться таковой даже с появлением танка Т-80.

История развития


Эта тенденция началась во время Второй мировой войны с появлением танка Т-34. Это была очень простая базовая машина, способная, однако, выполнять все задачи машин этой категории. Этот легкий танк был дешев в производстве и прост в работе. Подготовка экипажа была минимальной и советская армия не имела сложностей в поиске членов экипажей, необходимых для управления огромным количеством выпущенных машин. В бою «танк на танк» они не соответствовали по возможностям более тяжелым и продвинутым немецким машинам, но немцы быстро поняли, что когда их танки заканчиваются, у противника еще остается некоторое количество танков Т-34. Доработанный танк Т-34, получивший обозначение Т-34/85, был принят на вооружение в 1944 году и, хотя был снят с вооружения советской армии в 60-х годах, оставался во вьетнамской армии до 1973 года. Преемник танка Т-34 поступил в производство также в 1944 году. Это был доработанный Т-34/85, получивший обозначение Т-44. Внешний вид башни практически не изменился, но подвеска типа Кристи была заменена торсионной подвеской и соответственно корпус стал ниже. Позднее были предприняты безуспешные попытки по установке в башню танка Т-44 100-мм пушки Д-10. Решение, в конце концов, было найдено за счет установки доработанной башни с пушкой Д-10 на удлиненный корпус Т-44, в результате чего получилась новая машина, получившая обозначение Т-54.

Этот танк был изготовлен в огромных количествах, было разработано шесть его вариантов, прежде чем появился танк Т-55, который был впервые показан в Москве в ноябре 1961. Впоследствии было изготовлено еще три варианта танка Т-55. Единственное основное отличие танка Т-54 от варианта Т-55 — установка двигателя В-55 повышенной мощности. Впоследствии все танки Т-54 были доработаны до стандарта Т-55, что привело к тому, что машины этого типа на Западе получили обозначение Т-54/55. Впрочем, этот танк был непопулярным во многих странах, в которые он был продан. В своей книге «Современная советская бронетехника» Стивен Залога приводит случай с Румынией, «имевшей такие серьезные проблемы с танками Т-54, что пришлось пригласить для участия в конкурсе нескольких западногерманских компаний с целью полной переделки существующих машин, которые получили новую подвеску, гусеницы, колеса, двигатель и другие компоненты».


Один из танков Т-62А, используемый в американской армии для обучения. На задней крыше в промежутке между 4-м и 5-м опорными катками установлен топливный бак. Длинная труба в корме башни служит для укладки воздухозаборной трубы, над ней расположен лючок для выброса гильз. Интересно, что палец трака не удерживается на месте на внешнем краю звеньев, позволяя им свободно перемещаться в центр. Вылететь пальцам не дает выступающий кусок металла (молотком), приваренный на корпус впереди ведущего колеса, который забивает пальцы на место каждый раз, когда они проходят над ведущим колесом


Т-62


Эта же базовая конструкция затем была использована при производстве танка Т-62, впервые показанного в 1965 году. Основным отличием стало увеличение калибра основного орудия, вместо 100-мм пушки Д-10Т была установлена 115-мм гладкоствольная пушка У-5ТС (2А20). Многие компоненты Т-55 были перенесены в танк Т-62 и понятно, что это было начало новой тенденции в производстве танков: ограниченное производство опытных машин, изготовление нескольких вариантов, определение оптимальной комбинации систем и затем развертывание нового танка, в котором все подсистемы прошли расширенные испытания, зачастую в боевых условиях, без характерных для западных стран расходов на проведение оценочных испытаний практически с разрушением опытных образцов.

В своем недавнем тест-драйве танка Т-62 наш журнал выяснил, что он был действительно базовым в своей конструкции и изготовлении. Внешние компоненты не создавали какого-либо ощущения законченности и были по большей части довольно непрочными. Это соответствует советской конструкторской философии, определяющей, что внешние компоненты имеют не столь большое значение и в бою будут первыми принесены в жертву. Поэтому не стоит расходовать время, деньги и усилия на производство конечного изделия. Впрочем, танк был спроектирован с учетом максимального использования местности. Небольшая башня округленной формы обеспечивает максимальную защиту от рикошетирующих попаданий, а корпус с подвеской Кристи и без верхних направляющих колес имеет низкую приземистую конфигурацию. Это обеспечивает низкую проекцию танка и очень осложняет обнаружение, когда танк находится в полузакрытой позиции. Но есть здесь и обратная сторона медали, такая компоновка делает работу экипажа в танке очень некомфортной. Внутри башни пространство чрезвычайно ограничено. Оператор-наводчик, сидящий слева и ниже командира имеет немного пространства для работы. И действительно, рабочие места командира и наводчика, вместе взятые, едва ли больше одного только места командира в большинстве западных танков. Заряжающий с правой стороны башни имеет больше пространства, но, тем не менее, левше работать чрезвычайно сложно.

Место водителя расположено с левой стороны. Его сиденье может регулироваться для вождения с высунутой головой (обычное положение) или с закрытым люком во время работы башни.

Обычно танк Т-62 заводится с помощью сжатого воздуха с минимальным давлением 50 кг/см2. В наших испытаниях, однако, танк должен был заводиться «с толкача», поскольку в цилиндрах с воздухом было недостаточное давление. Водитель проверяет работу систем и затем запускает двигатель, предварительно убедившись, что давление масла в двигателе находится в пределах 6-7 кг/см2. Если запуск при помощи воздуха не получается, может быть использован электрический стартер.


Вид с места командира на место наводчика, прицел (справа) и перископ (слева) готовы для работы правым глазом. Обозначения: 1 — источник питания; 2 — маховик поворотного механизма башни; 3 — инфракрасный монокулярный перископический ночной прицел ТПН1-41-11; 4 — дуплексные средства управления оператора-наводчика с переключателями огня пушки и спаренного пулемет на правой и левой рукоятках соответственно; 5 — основной телескопический дневной прицел ТШ2Б-41У; 6 — смотровой прибор ТНП-165


Как правило, у большинства танков первая передача предназначена для аварийных ситуаций. Чтобы начать движение выбирается вторая передача и с помощью ручной дроссельной заслонки устанавливаются обороты 550-600 об/мин. В этом месте водитель танка западного производства горячо благодарит конструкторов за изобретение автоматической коробки передач. На танке Т-62 установлена коробка передач без синхронизаторов, а для переключения передачи водитель должен два раза выжать педаль сцепления. Переключение со второй на третью передачу немного было сложновато, но когда нужно было переключиться на четвертую передачу, наш водитель обнаружил, что рычаг нужно двигать через всю ширину кулисы и при этом переключение чрезвычайно тугое. Нет сомнения, что эта особенность явилась причиной слухов о том. что водители танка Т-62 возят с собой кувалду, с помощью которой перемещают рычаг в нужное положение. Один пользователь сообщил нам. что за курс обучения вождению танка Т-62 в американской армии муфта сцепления меняется, по меньшей мере, дважды.

Рулевое управление осуществляется посредством двух рычагов. Они имеют три положения. Когда они полностью выдвинуты вперед, вся номинальная мощность передается на ведущие колеса (звездочки). Для поворота один из рычагов должен быть переведен в первое положение. Если оба рычага находится в первом положении, то включается понижающая передача и танк замедляется. Из этого положения может быть совершен поворот с меньшим радиусом за счет вытягивания рычага еще дальше вперед, во второе положение. Второе положение фактически притормаживает гусеницы и нужно обращать внимание на то, чтобы один из рычагов не был перемещен во второе положение, если танк едет на четвертой или пятой передаче, так как получившийся поворот может быть слишком крутым. (Далеко не факт, что танк сбросит гусеницу в этих обстоятельствах, так как правильно натянутая гусеница, то есть когда нависает 60-80 мм над первым опорным катком, направляется по всей длине внутренними направляющими, пробегая по верху и низу каждого опорного катка.) Нашему водителю поначалу казалось странным, что он должен перевести оба рычага полностью в первое положение перед тем как начинать поворот, который происходит за счет перевода одного из них во второе положение. Во время поворота для сохранения скорости также требовалось большее ускорение, что в свою очередь приводило к выбросу облака черного дыма.

Мы не смогли проверить эффективность гидропневматической муфты в танке Т-62. поскольку во время вождения баллоны для сжатого воздуха заряжались. Эта муфта входит в зацепление после трогания с места, когда водитель своей ногой перемещает рычаг, установленный на педали сцепления. Кажется, что использование этой муфты не облегчает переключение передач, но снижает ее износ.


Правая сторона отделения механика-водителя танка Т-62. Виден один из рычагов управления сразу слева от рычага переключения передач и кулисы. Слева верхние три положения на этой кулисе — 3-я, задняя и 4-я передачи, нижний ряд — 2-я, 1-я и 5-я передачи. Наклеены желтые полоски с английским переводом русских обозначений. Коробка под двумя смотровыми приборами — гирополукомпас для вождения под водой


Таким образом, маневренность не относится к сильным сторонам танка Т-62. Вождение машины утомительное, а езда относительно не комфортна.

Танк Т-62 легкобронирован и пассивная защита по большей части обеспечивается его низкой проекцией. Активная защита в некоторой степени обеспечивается термодымовой аппаратурой двигателя. Она потребляет 10 литров топлива в минуту и создает дымовую завесу длиной 250-400 метров и продолжительностью до 4 минут в зависимости от силы ветра. При работе этой системы водитель должен быть на передаче не выше третьей, а также снимать ногу с педали газа во избежание остановки двигателя из-за недостатка топлива.

В случае действий в зоне заражения оружием массового поражения система ПАЗ защищает экипаж от радиоактивной пыли sa счет фильтрации воздуха и небольшого избыточного давления. Она автоматически включается датчиком гамма-излучения РБЗ-1.

На машине установлен 12-цилиндровый двигатель В-55В с максимальной выходной мощностью 430 кВт при 2000 об/мин, позволяющий развить максимальную скорость 80 км/ч. При движении по пересеченной местности потребление топлива составляет от 300 до 330 литров на 100 км. Оно уменьшается до 190-210 литров при движении по дорогам. С полными топливными баками Т-62 может проехать от 320 до 450 км. Запас хода увеличивается до 450-650 км при установке двух сбрасываемых топливных баков в задней части машины.

Максимальная дальнобойность 115-мм пушки У-5ТС ограничивается прицельной дальностью прицела наводчика ТШ2Б-41У и составляет 4800 метров при стрельбе осколочно-фугасным снарядом, хотя маловероятно, что эта экстремальная дальность будет когда-либо использована за исключением случаев, когда танк находится на стационарной огневой позиции (типичная советская тактика):. Следовательно, теоретическая максимальная дальность действительного огня по танку составляет 2000 метров, хотя ближневосточный опыт показывает, что эта цифра ближе к 1600 метрам. Боекомплект составляет 40 унитарных выстрелов с подкалиберными, бронебойными, кумулятивными осколочно-фугасными снарядами. Он укладываются в открытых стеллажах вокруг башни и корпуса; и опыт показал, что даже скользящий удар снаряда под небольшим углом встречи может вызвать детонацию боекомплекта. Из них 20 размещаются в стеллажной укладке у перегородки моторно-трансмиссионного отделения, по 8 — в двух баках-стеллажах в правой части отделения управления, по одному — в хомутиковых укладках в нижней части бортов боевого отделения и еще два — в хомутиковой укладке на правом борту башни. Также в танке размещается до 2500 7,62-мм патронов для спаренного пулемета ГКТ. Вариант Т62А вооружен дополнительно 12,7-мм зенитным пулеметом с патронным ящиком на 500 патронов, установленным на башенке заряжающего.


Ранняя фотография Т-64 с характерными небольшими опорными катками и инфракрасным прожектором слева от орудия. Место водителя находится по центру машины. Командирский люк открыт


Т-64 и Т-72


Еще до того как первый танк Т-62 был показан общественности, на Западе стало известно, что был разработан новый советский танк под обозначением М1970. По данным некоторых источников, этот проект никогда не изготавливался, но серийное производство танка началось в конце 60-х годов. Он сильно отличался от всех предыдущих советских танков, имел новую ходовую часть и новую башню, вооруженную 125-мм пушкой. Внешний облик этого танка заставил аналитиков на Западе крепко задуматься. К определению «угроза» было добавлено новое измерение, а в коридорах власти от Бонна до Вашингтона зазвучали призывы к производству более мощных и более защищенных танков для борьбы с этой новой машиной.

На несколько следующих лет западные военные организации дали этому танку обозначение Т-72, но случилось нечто вроде шока, когда вторая новая машина была показана в Москве в 1977 году. На первый взгляд вторая машина могла бы сойти за новый вариант Т-72, но более тщательный анализ выявил значительные отличия между двумя танками. Это послужило толчком к изменению в западных индексах и более ранняя машина получила обозначение Т-64.

Основные отличия Т-64 и Т-72 состоят в двигателе и ходовой части. На фотографиях видно, что расположение выпускных решеток для отработанных газов в задней части машины отличается, указывая на то, что мог быть установлен другой двигатель. Возможно, на Т-64 установлен дизельный двигатель с максимальной выходной мощностью 560 кВт и удельной мощностью 15 кВт/т. По данным наших источников, этот пятицилиндровый двигатель с горизонтально расположенными оппозитными цилиндрами, этим он и отличается от традиционных танковых двигателей. Напротив, на танке Т-72 установлен двигатель В-64, вариант дизеля В-55 танка Т-62, но повышенной мощности. Он развивает мощность 580 кВт при 3000 об/мин, что влечет за собой удельную мощность 14 кВт/т.

Танк Т-64 имеет по шесть небольших, штампованных сдвоенных опорных катков на борт и торсионную подвеску. Стальная гусеница с двойными пальцами поддерживается четырьмя поддерживающими катками. Ходовая часть танка Т-72 включает шесть больших литых сдвоенных опорных катков на борт и также торсионную подвеску. Стальная гусеница с одинарными пальцами поддерживается всего тремя поддерживающими катками. Модификации башни минимальны и заключаются в переносе инфракрасного прожектора, у Т-64 он был слева от основного орудия, у Т-72 он установлен справа от орудия. Также установлен другой зенитный пулемет. Танк Т-72 имеет новый 12,7-мм пулемет на открытой турельной установке позади командирский башенки. Вести огонь из него, как на танке Т-62, можно только при открытом люке. На Т-64 зенитный пулемет также установлен на командирской башенке, но по всей видимости он дистанционно управляемый.


Колонна танков Т-72 с новыми башнями перед началом подводного форсирования реки. Новые, на всю длину танка резинотканевые бортовые экраны сняты, возможно для предотвращения их повреждения во время переправы


Основное и спаренное вооружение идентичное у обоих танков. 125-мм гладкоствольное орудие может вести огонь бронебойными подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Начальная скорость превышает 1600 м/с для бронебойных и 905 и 850 м/с для кумулятивного и осколочно-фугасного снарядов соответственно. Спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ такой же как на танке Т-62 установлен соосно справа от пушки. Видимо командир отвечает за работу спаренного пулемета. Автомат заряжания подает выстрелы в пушку, хотя системы этих двух танков отличаются по принципу работы. В танке Т-72 заряды и снаряды уложены в ячейки на один выстрел, заряд над снарядом. Карусель с 40 такими ячейками установлена на полу башни. Снаряды разного типа не укладываются в определенном порядке, поскольку компьютер отслеживает положение каждого выстрела. После выбора командиром типа выстрела, которым он хочет выстрелить, компьютер указывает положение ближайшего и вращающаяся карусель поворачивается пока ячейка не окажется под механизмом заряжания. Ствол встает на исходный вертикальный угол 4°, затем ячейка подтягивается, пока снаряд не коснется задней части казенника. Поворотный рычаг досылает его в ствол и ячейка затем немного опускается, позволяя таким же образом дослать заряд. Механизм заряжания танка Т-64, по всей видимости, более сложный. Снаряд хранится вертикально рядом с зарядом, это означает, что снаряд необходимо повернуть перед досыланием и за ним дослать заряд.

Некоторые аналитики полагают, что танк Т-64 был изготовлен в качестве промежуточного решения, где-то между Т-62 и Т-72. Недавние наблюдения могут привести к этому противоречивому выводу и возможно, что танк Т-72 является следующей после Т-62 моделью, а Т-64 — это просто шаг в сторону от эволюционной цепочки.


Эволюционная схема развития советских танков


Первые снимки, подтверждающие существование танка Т-64, появились на Западе в начале 1970-х годов, хотя он мог быть развернут еще раньше. С тех пор танк Т-64 поступил на вооружение советской армии в больших количествах. По некоторым оценкам, на 1979 год свыше 2000 этих танков было развернуто в ГСВГ. Напротив, было выпущено множество фотографий танка Т-72. По некоторым причинам танк Т-72 часто выставляется на всеобщее обозрение. Он, например, был продемонстрирован во время визита французского министра обороны в Москву в 1977 году, где ему и его свите был показан танк Т-72, хотя внутрь им не разрешили заглянуть. Т-72 был также экспортирован в страны, не входящие в Варшавский договор. Наши источники утверждают, что нынешняя продажная цена танка Т-72 составляет примерно два миллиона долларов. Были также опубликованы фотографии Т-72 с новой башней, на которых видно, что резервный стадиометрический дальномер снят. Эта публикация в чисто советском стиле наводит на мысль, что еще один танк, возможно глубоко доработанный вариант Т-64, должен стать стандартным советским боевым танком. Было выдвинуто предположение, что оригинальный танк Т-64 испытывает много эксплуатационных проблем и это тщательно скрывается от посторонних взглядов. Эти проблемы были названы: плохая точность мощного гладкоствольного орудия; тенденция сбрасывать гусеницы; и помимо всего прочего катастрофическая ненадежность двигателя, который к тому же нещадно дымит. Критика танка Т-64 намекает на то, что изначально его хотели сделать основным боевым танком Советов, но его характеристики и надежность оказались настолько плохими, что модернизированные танки Т-55 и впоследствии экспортные танки Т-72 должны были открыто эксплуатироваться вместо Т-64. Судя по всему, танки Т-64 в ГСВГ являются лишь учебными танками, а их более совершенные последователи уже хранятся тайно на передовых позициях.


Танки Т-72 на параде во время учений «Запад 81». Легкий металлический термокожух на пушке закреплен зажимами вдоль верхнего края. Танк справа потерял свою концевую секцию термокожуха


Т-80


Уже больше 10 лет Прошло с момента принятия на вооружение танка Т-64, при этом известно, что новый советский танк на сегодня уже существует. Что это за танк? На Западе он получил из-за отсутствия более надежной информации обозначение Т-80.

Т-80 вооружен основной пушкой 125-мм высокого давления, которая ведет огонь боеприпасами усовершенствованных типов, включая БОПС с сердечником из обедненного урана. Согласно некоторым данным, танк весит порядка 48,5 тонн и может иметь гидропневматическую подвеску. В Советском Союзе были проведены эксперименты по установке газотурбинных двигателей. Для испытаний были изготовлены две опытные машины Т-80, одна с газотурбинным двигателем, а вторая с дизельным двигателем повышенной мощности, похожим на двигатель, устанавливаемый на танк Т-64. Маловероятно однако, что турбинный двигатель станет штатным двигателем танка T-80.

Самым значительным изменением является добавление композитной брони на корпус и башню, объясняющее повышение массы и дающее машине коробчатую форму современных танков НАТО. Эта броня может быть либо очень похожа на броню британскую Chobham, образцы которой попали в Россию с территории ФРГ, либо это может быть специальная многослойная броня советской разработки, из такой брони, например, изготовлены передние лобовые листы танков Т-64/72. По описаниям танк Т-80 похож на Т-64 или Т-72 с дополнительной броней и это скорее всего соответствует действительности, особенно с учетом появления Т-72 с новой башней.

Изучение эволюционной схемы показывает, что вполне возможно взят корпус одной машины, в данном случае Т-64, и на него установлена новая башня (или глубоко модернизированная башня Т-72), в результате чего получился новый танк. Также вполне вероятно, что корпус Т-64 получил новые небольшие опорные катки и двигатель. Двигатель Т-72 едва ли войдет в его моторно-трансмиссионное отделение и как следствие дальнейшее повышение мощности для того, чтобы справиться лишней массой танка Т-80, окажется невозможным.

Рисунок танка Т-80 по свидетельству тех, кто видел фотографии реальной машины, очень похож на оригинал. Особое внимание обращаем на небольшие опорные катки, скорее всего от Т-64, и отсутствие защитных бортовых экранов. Основное вооружение — новая 125-мм пушка высокого давления, представляющая собой дальнейшее развитие пушек танков Т-64 и Т-72, способна вести огонь улучшенными боеприпасами. Отсутствие инфракрасного прожектора намекает на использование ночных прицелов с усилением яркости изображения или тепловизионных. Еще один интересный элемент — две группы пусковых установок дымовых гранат. До недавнего времени все советские танки использовали термодымовую аппаратуру для постановки дымовой завесы. Однако, танки Т-64 в ГСВГ были замечены с установками дымовых гранат. Возможно, что эти Т-64 оборудованы новыми двигателями, которые не совместимы с термодымовой аппаратурой, и такой же двигатель установлен в танке Т-80.

Преимущества эволюции


Главной целью конструкторов советских танков, по всей видимости, является проектирование и производство танков как можно быстрее и дешевле без уменьшения количества стоящих на вооружении танков. Эволюционная концепция позволила им реализовать это, а также дала другие преимущества. Прежде всего, всегда поддерживается определенный уровень стандартизации, в результате чего время и усилия попусту не растрачиваются на полное переобучение экипажей с машины одного типа на другой. Советская армия имеет на балансе много танков, использующихся в качестве учебных машин. Таким образом, исключается риск повреждения основных моделей и при этом поддерживается высокая квалификация экипажей, обученность навыкам, которые необходимы для эксплуатации танков. Эта концепция также предоставляет конструкторам возможность досконально испытывать компоненты, принимать или отклонять их для машин успешного поколения.

Последним инновационным советским танком стал Т-64 и поэтому нет причин считать, что танк Т-80 также полностью инновационный; ходят слухи, что его преемник уже готов к производству.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    14 октября 2019 18:05
    я надеюсь это перевод статьи из журнала IDR 12/1981 (видно из первоначального адреса статьи https://topwar.ru/163494-statya-iz-zhurnala-international-defense-review-12-1981-evolyuciya-sovetskih-tankov-plyus-otchet-ob-ispytaniyah-t-62.html), тогда становится более менее понятно.:)))
  2. +11
    14 октября 2019 18:09
    Хороший танк. У нас ими была укомплектована 320 резервисткая ТБр.

    1. +15
      14 октября 2019 19:44
      Цитата: Арон Заави
      Хороший танк. У нас ими была укомплектована 320 резервисткая ТБр

      Не знаю. Личное мнение Т-62 это был полный ТУПИК. Он был во многом хуже Т-55 и уж точно хуже Т-64,Т-72и Т-80.
      Меня же очень повеселило вот это высказывание:
      машины этого типа на Западе получили обозначение Т-54/55. Впрочем, этот танк был непопулярным во многих странах, в которые он был продан.
      То то он ДО СИХ ПОР у большинства из них на вооружении состоит.
      Модификации башни минимальны и заключаются в переносе инфракрасного прожектора, у Т-64 он был слева от основного орудия, у Т-72 он установлен справа от орудия.
      Увы, но автор не совсем прав. Башни этих танков отличаются сильно, да и на счет ИК-прожектора прицела, у первых Т-72 он то же стоял слева...
      1. +8
        14 октября 2019 20:47
        Увы, но автор не совсем прав. Башни этих танков отличаются сильно

        Они лишь предполагали - статьи времен холодной войны все такие. Если башню Т-72 они еще могли, в теории, заполучить, то башню 64-ки нет, потому-что она вообще за пределы союза не экспортировалась. А насчет 54-к - да, странные выводы. К восьмидесятым 54-ка была уже изучена вдоль и поперек, и уж в чем-в чем, а в надежности этих машин вряд ли можно было сомневаться.
        1. +4
          14 октября 2019 21:09
          Цитата: LastPS
          потому-что она вообще за пределы союза не экспортировалась.

          Ну экспортироваться то конечно нет, но за границей СССР находилась в огромных количествах, в Германии, Венгрии, Польше...
          Цитата: LastPS
          К восьмидесятым 54-ка была уже изучена вдоль и поперек, и уж в чем-в чем, а в надежности этих машин вряд ли можно было сомневаться.
          Да это так.
          1. +2
            15 октября 2019 02:40
            Цитата: svp67
            Ну экспортироваться то конечно нет, но за границей СССР находилась в огромных количествах, в Германии, Венгрии, Польше...

            Ну, судя по прессе, для широких масс Т-64 был все же "темной лошадкой". Может военные и знали больше про 64-ку, но широко распространенным мнением было то, что этот танк оказался неудачным, хотя это не совсем соответствует действительности. Проблемная подвеска и оппозитник это только одна сторона медали, с другой совершенная СУО, 125-мм пушка-пусковая установка, защищенный зенитный пулемет, автомат заряжания, композитная броня и, опять же, оппозитник.
            1. +2
              15 октября 2019 05:30
              Цитата: LastPS
              Ну, судя по прессе, для широких масс Т-64 был все же "темной лошадкой".

              Широкие массы не были в состоянии отличить Т-64, не то, что от Т-72 и Т-80, но и от Т-55 и Т-62
              1. +3
                15 октября 2019 06:45
                Ну, понятно, что я имел в виду всю эту околовоенную движуху, просто тогда вместо ВО были профильные издания, справочники и клубы по интересам. У меня есть энциклопедия военной техники примерно начала 80-х, хотя её и издали у нас в середине 2000-х. Это не детская энциклопедия, а вполне себе увесистый справочник о всех видах оружия, что применялось в те годы. Так вот, что касается советского оружия, там прям очень много домыслов.
                1. 0
                  15 октября 2019 06:53
                  Цитата: LastPS
                  опять же, оппозитник.

                  А этим, что Вы хотели сказать?
                  1. +1
                    17 октября 2019 13:13
                    То, что двигатель интересный и крутой, но крайне требовательный к уровню технического обслуживания.
                    1. 0
                      17 октября 2019 15:33
                      Цитата: LastPS
                      То, что двигатель интересный и крутой, но крайне требовательный к уровню технического обслуживания.

                      Больше к культуре эксплуатации...
      2. -1
        15 октября 2019 14:36
        Не знаю. Личное мнение Т-62 это был полный ТУПИК. Он был во многом хуже Т-55 и уж точно хуже Т-64,Т-72и Т-80.

        И чем же Т-62 был хуже Т-55?
        Орудие слабей? Или хуже обитаемость? Проходимость?
        Его ведь не просто так "сваяли".
        Разве могли бы Т-54/55 бороться с танками оснащёнными британской Royal Ordnance L7?
        В расчёт Т-64/72/80 брать не будем они появились позднее
        1. 0
          15 октября 2019 15:06
          Цитата: hohol95
          И чем же Т-62 был хуже Т-55?

          Отвечу легко. Управляемостью, точностью орудия, большими габаритами и весом
          Цитата: hohol95
          Его ведь не просто так "сваяли".

          Он, фактически был "вынужденной мерой".
          Когда оказалось, что два ведущих КБ танкостроя СССР оказались не на высоте, Харьковский со своим об.432, а Н.Тагильский с невозможностью предложить, что то ему равноценное. Но у Тагильцев был в запасе проект об.166, который во многом представлял "раздутый" Т-55. Его ходовая, трансмиссия, двигатель унаследовал все основные технические решения Т-55. Но если на Т-55 они работали отлично, то в связи с повышением массы и габаритов на Т-62, стали работать с БОЛЬШИМ напрягом.
          1. 0
            15 октября 2019 15:20
            Вот вы пишете о точности орудия. А с чем могла бороться Д-10ТС моменту появления требований по Т-62? При этом и первый Т-64 был вооружён 115 мм орудием! Но он к тому моменту ещё "доделывался" пожирая своей революционностью народные деньги.
            1. 0
              15 октября 2019 15:33
              Цитата: hohol95
              Вот вы пишете о точности орудия. А с чем могла бороться Д-10ТС моменту появления требований по Т-62?

              Простите, это был лишь вопрос модернизации. Как то ПТУР под 100-мм танковую пушку ни кто слабым нен называл. Решили пойти по пути увеличения калибра и да пушка получилась мощнее, ее БПС мог пробить лобовую броню "Центуриона" и М-60, но точность. 100-ка все же была точнее и честно, я бы лучше в бой пошел на Т-55, чем на Т-62.
              1. 0
                15 октября 2019 15:53
                ...я бы лучше в бой пошел на Т-55, чем на Т-62.

                Против "Центуриона" или М-60? Или "Чифтена"?
                Нужен был быстрый ответ на установку L7 на все основные танки вероятного противника!
                Создали У-5ТС "Молот"! Другого быстрого ответа наверно не нашли.
                1. +2
                  15 октября 2019 16:19
                  Цитата: hohol95
                  Против "Центуриона" или М-60? Или "Чифтена"?

                  Да даже против "Абрамса", Т-55 дает большую скорость и маневренность, а значить и больше шансов сблизиться. Прибавьте к этому меньшие геометрические размеры, при фактически одинаковой бронезащите.
                  Вы проанализируйте сколько стран выпускало Т-55, а сколько Т-62. Хотя перейди к производству от одного к другому, было значительно легче чем к последующему потом Т-72.
                  Не впечатлили характеристики Т-62, не тогда не после. Армии ОВД с удовольствием брали Т-55, особенно чешского производства. Чехословакия, Польша, Румыния, это только ближний круг "союзников", выпускавшие Т-55
                  1. 0
                    15 октября 2019 16:25
                    Вы танкист - вам видней. Хорошо хоть не на Т-60/70 хотите против "Абрамса" в бой собрались идти...
                    1. 0
                      15 октября 2019 16:34
                      Цитата: hohol95
                      Хорошо хоть не на Т-60/70 хотите против "Абрамса" в бой собрались идти...

                      На этих только "шхериться", да пехоту "шугать"
                      1. +1
                        15 октября 2019 16:37
                        Да ладно! Если вы на Т-55 решили "завалить и ошкурить Брамса" то и на Т-70 -
                        "Челленджер" сожжёте! Главное поближе подойти.
                      2. +1
                        15 октября 2019 17:00
                        А на Т-27 МЫ с вами вообще все США (даже штат Гавайи) в полон возьмём!!! drinks
                      3. +1
                        15 октября 2019 17:58
                        Цитата: hohol95
                        А на Т-27 МЫ с вами вообще все США (даже штат Гавайи) в полон возьмём!!!

                        Легко...главное, что бы они нас не побили...
                      4. +1
                        15 октября 2019 22:51
                        О броню они себе костяшки собьют! И зубы обломают если решат ещё и покусаться! drinks
                      5. 0
                        16 октября 2019 04:48
                        Цитата: hohol95
                        О броню они себе костяшки собьют! И зубы обломают если решат ещё и покусаться!

                        Да вот как то басмачам это не мешало...но дикие ж люди, а мы ж цивилизованными воевать собрались laughing drinks
                      6. 0
                        16 октября 2019 08:10
                        Так до басмачей или берберов из эмирата Риф им далеко. А Патрик Суэйзи уже умер и не сможет собрать новый партизанский отряд. Не ну если только Marvel не бросит в бой своих ГЕРОЕВ....
                        По поводу басмачей не приведёте ли пример?
                      7. +1
                        17 октября 2019 03:56
                        Цитата: hohol95
                        По поводу басмачей не приведёте ли пример?

                        Пожалуйста...
                        Разведка докладывала, что вся ближайшая банда басмачей сосредоточена у колодца Чагыл против 2-го Туркменского полка, который просил помощи. Отряд поспешил на помощь своим — и утром 13 сентября у колодца Туар (в 12 км юго-западнее Чагыла) внезапно напоролся на целый укрепрайон из нескольких рядов окопов. В окопах сидело порядка 600 басмачей — тогда как красные бойцы ожидали встретить в худшем случае заслон из 40 всадников.

                        Вначале танкетки вызвали среди басмачей замешательство. Однако вместо того, чтобы бросить в бой весь взвод танкеток — как полагалось бы по наставлениям тактики, — а за ними двигать пулемёты и пехоту, вперёд была выслана всего одна танкетка. Она попала в яму, была расстреляна опомнившимся басмачами в щели в упор и сгорела, экипаж танкетки погиб. Не выжил в бою и сам Ламанов.


                        Да и на счет Т-55, в СССР кроме харьковского и нижнетагильского заводов, были еще танковые заводы в Ленинграде и Омске. Где Т-55 выпускался, на экспорт, до полного перехода этих заводов на выпуск Т-80
                      8. 0
                        17 октября 2019 08:03
                        Здесь вина за гибель экипажа целиком лежит на командирах взвода танкеток и командире всего отряда красных бойцов. hi
                      9. 0
                        17 октября 2019 08:07
                        Цитата: hohol95
                        Здесь вина за гибель экипажа целиком лежит на командирах взвода танкеток и командире всего отряда красных бойцов.

                        Знаете, с наших высот мы может выносить оценки смело, но вот как бы мы поступили тогда и в той обстановке?
                      10. 0
                        17 октября 2019 08:47
                        Верны ваши слова. Но видя перед собой полноценный оборонительный объект и выслать одну единственную танкетку.... В надежде на панику среди "аборигенов"?
                      11. +1
                        17 октября 2019 08:53
                        Цитата: hohol95
                        В надежде на панику среди "аборигенов"?

                        Да скорей всего. Читая воспоминания участников тех событий, часто сталкиваешься с упоминанием, что отряды басмачей рассеивались при приближении броневиков или подлете самолетов. Видимо понадеялись и тут...а оно не вышло
                  2. 0
                    15 октября 2019 18:04
                    Да, удивляет, но Т-62 попали только в Болгарию.
    2. -1
      15 октября 2019 21:46
      Не знаю... Я видел эти танки в боксах в одной из пехотных бригад в начале
      90-х. Но они простаивали. Резервисты-танкисты саботировали учебные сборы и
      упорно отказывались на них ездить и участвовать в учениях.
      Причина: невероятная некомфортность Т-62 для экипажа. Которая перечеркивала
      многие его достоинства.
      В эти годы списывали Центурионы, и танкисты "бунтовали": "оставьте Центурион,
      спишите Т-62".
      1. +1
        15 октября 2019 22:48
        Комфорт любят ваши резервисты?
        Вот одна из ваших соотечественниц решила сменить комфорт серых будничных дней на экстрим в российской колонии!
  3. +2
    14 октября 2019 18:21
    Максимальная дальнобойность 115-мм пушки У-5ТС ограничивается прицельной дальностью прицела наводчика ТШ2Б-41У и составляет 4800 метров при стрельбе осколочно-фугасным снарядом, хотя маловероятно, что эта экстремальная дальность будет когда-либо использована за исключением случаев, когда танк находится на стационарной огневой позиции (типичная советская тактика):. Следовательно, теоретическая максимальная дальность действительного огня по танку составляет 2000 метров, хотя ближневосточный опыт показывает, что эта цифра ближе к 1600 метрам.

    Максимальная дальность в 2000м - это они пустыни Израиля имеют в виду ?))
    В наших широтах , да на господствующих высотах - танк работает до 4 000м . Или они думают , что танк должен стрелять только по танку ? )))
    1. +8
      14 октября 2019 21:25
      Цитата: lucul
      В наших широтах , да на господствующих высотах - танк работает до 4 000м .

      Нет, Вы не правы. Из того же Т-62 дальность стрельбы ОФС - 11 000 м, при выполнении стрельб на большую дальность
  4. +17
    14 октября 2019 18:50
    Рисунок танка Т-80 по свидетельству тех, кто видел фотографии реальной машины, очень похож на оригинал.

    Вот этот рисунок из статьи.
    1. +17
      14 октября 2019 18:53

      А это оригинал. Степень похожести каждый может определить сам.
    2. +8
      14 октября 2019 20:46
      Цитата: Undecim
      Вот этот рисунок из статьи.

      Сразу вспомнились вот ЭТО.

      И ЭТО.
    3. +7
      14 октября 2019 21:10
      Цитата: Undecim
      очень похож на оригинал.

      Ну, да где то близко... laughing tongue
  5. +5
    14 октября 2019 19:19
    В своем недавнем тест-драйве танка Т-62 наш журнал выяснил, ... а корпус с подвеской Кристи...

    Там торсион или у меня крыша едет?
    1. +6
      14 октября 2019 20:35
      я могу предположить , что в отличие от нас , "ОНИ" называют подвеской кристи не пружины, а катки большого диаметра .

      так статья интересная , прочитал с удовольствием.
    2. -1
      15 октября 2019 13:31
      Цитата: Дилетант
      Там торсион или у меня крыша едет?
      Там катки большого диаметра, почти как у Т-34, у которого подвеска Кристи. Ошибся автор, видно из-за катков.
  6. +4
    14 октября 2019 19:19
    Какой то бред с претензией на губокомысленную объективность.
    1. +6
      14 октября 2019 19:50
      Цитата: mark1
      Какой то бред с претензией на губокомысленную объективность.

      Западные аналитики... what
  7. +5
    14 октября 2019 19:41
    Ага на Т-62 подвеска Кристи..дальше можно не читать...
  8. +3
    14 октября 2019 19:56
    На машине установлен 12-цилиндровый двигатель В-55В с максимальной выходной мощностью 430 кВт при 2000 об/мин, позволяющий развить максимальную скорость 80 км/ч.


    80 к/м в час ?! Это после скольких стаканов автору такое приснилось. 62-ой мне вообще показался куда менее проворным и поворотливым чем та же "полстачетвёрка".
    Забыл по старости лет как назывался стоящий на 62-ом стабилизатор, не "Циклон", случаем?
    1. +2
      14 октября 2019 20:32
      Ну,если его с горы пустить,то он и сотню побежит! Теряя гусеницы из-за лопнувших пальцев травка!)))
    2. +10
      14 октября 2019 21:33
      hi Дружище Константин aka Морской Кот!
      У меня ещё лет пять назад все характеристики Т-55 и Т-62 от зубов отскакивали, но теперь уже совсем не так, увы!
      Прочитал домыслы этого "иностранного аналитика" совершенно пофигистически( а разве можно как-то серьёзно к этой, практически целиком нелепой, "сказочной сказке" относиться?! smile ), с лёгким юмором, и непреходящим грустным чувством ностальгии по молодости и нашей юркой, хотя и тесноватой, "пятьдесятпятке" с её отличной нарезной "соткой" Д10Т-2С( стабилизатор СТП-2 "Циклон"-это помню ещё, хоть ночью разбуди! wink )! good
      А на "шестьдесятдвойке" стоял стабилизатор с цветочным названием "Сирень"!
      Здоровья и всех Вам Благ! drinks
      С уважением, Ваш Пищак!
    3. +10
      14 октября 2019 21:52
      hi Дружище Константин aka Морской Кот!
      На Т-62 стабилизатор назывался "Сирень", а на нашей с Вами "пятьдесятпятке"-"Циклон"! Мне больше Т-55 был по Душе и его точная нарезная "сотка", опять же, "снарядики" ловкие в обращении и прицел без "круглой шкалы"! smile
      "Пятьдесятчетвёрку" не водил, поэтому сравнивать не могу, а различий в резвости-поворотливости Т-55 и Т-62 не заметил-мне оба нравились "за рычагами", но я ведь и по специальности не механик-водитель! smile
      Всех Вам Благ и Здоровья!!!
      С Уважением Ваш Пищак.
      1. +7
        14 октября 2019 22:15
        Привет, Дружище, и спасибо за ответ. hi
        На моей "пятьдесятчетвёрке" вообще стабилизатора не было. На весь полк только у комбатов и командира полка. А у нас, грешных, только электроповорот бащни, но и на этом спасибо. smile
      2. +9
        14 октября 2019 22:21
        P.S. Забыл Вам написать, Дружище Константин, что сам, как только прочёл про якобы "КП без синхронизаторов" и якобы "подвеску Кристи", то уже читал "пофигистически", весело и совершенно не "напрягаясь" от сказочных несуразностей-просто интересно было ознакомиться с вражеским взглядом на нашу родную бронетехнику. winked
      3. +1
        15 октября 2019 23:23
        "На Т-62 стабилизатор назывался "Сирень". У меня в батальоне на всех 31 танке были только "Метеоры", Хотя машины были очень разных годов выпуска. После КР не все.
        1. +2
          15 октября 2019 23:52
          Цитата: AlexGa
          "На Т-62 стабилизатор назывался "Сирень". У меня в батальоне на всех 31 танке были только "Метеоры", Хотя машины были очень разных годов выпуска. После КР не все.

          hi Так точно, Вы правы, уважаемый AlexGa! "Метеор" на Т-62( вот поленился сразу глянуть в Инете-виноват перед Товарищем Константином aka Морской Кот, неоправданно понадеялся на память 40летней давности, хотя моя "первая любовь" и основная специализация была по Т-55, танк Т-62 был для меня лишь "переходным" перед "вожделенной" "шестьдесятчетвёркой" smile ), а "Сирень"-это на Т-64, на который я так и не закончил переучивание( одно время, по молодости, очень жалел об этом, но теперь-то уж, на закате, понял, что, действительно, "случайности неслучайны" и Судьба действительно существует.ИМХО).
          Надеюсь, что наш Уважаемый Дружище Константин ещё вернётся на эту страничку и прочтёт Ваш правильный ответ!
          Искренне Благодарю Вас, AlexGa!
          С Уважением.
  9. Комментарий был удален.
  10. +6
    14 октября 2019 20:26
    Что за дичь я только что прочитал....
    Какой лёгкий т-34?какая подвеска Кристи на 62?Замена двигателя и из т54 мы получаем т55 и ни слова про противорадиационную защиту?т62 был не популярен????
    Дальше читать даже не стал.
    Автор просто не знает ничего о танкостроении либо передрал где то очень! слабую статью.
    1. 0
      15 октября 2019 13:36
      Посмотреть шапку не судьба? Статья более чем 40-летней давности! Автор собрал в кучу свидетельства видевших рисунки, нарисованный по слухам тех, кому показалось.
  11. +5
    14 октября 2019 20:36
    Да уЖ!!! Эти аналитики! Уровень блогера из WOT.Причем,самого укуренного! Анализировать бред--увольте!
  12. +10
    14 октября 2019 20:41
    Было интересно и местами( как танкисту-"пятьдесятпятчику-шестьдесятдвоечнику", так, увы, ((но как потом, в 2014-2015, оказалось-к счастью!)), и не закончившему своё переучивание на "Т-64" по причине постсоветских разрушительных "пертурбаций" в "незалежной") немного чудно прочесть этот взгляд "с противной стороны"! good
    Отчасти напомнило мне мои же недавние фантазийные "измышлизмы" на Топвар.Ру по поводу фото усовершенствованного варианта танка "Леопард-2", представленного в качестве прототипа "совместной германо-французской перспективной разработки", тоже ж и про якобы "гидропневматическую подвеску" писал. smile

    Пятиступенчатая коробка передач с синхронизацией( начиная со 2 передачи) была же ещё на Т-55, насколько помню через много десятилетий, прошедших с тех пор?! Кто водил "пятьдесятпятку", тот свободно осваивал и вождение Т-62( с вождением Т-10, да, были свои нюансы), никаких трудностей с переключением передач на этих танках не встречал( самое напряжное-это было начало движения после остановки на подъёме в гору-не у всех сразу получалось как надо с горным тормозом и запуском двигателя!) недаром же Т-55, не только в Советской Армии, называли "партой( школой) танкиста". winked

    В начале 80х мы тоже "по секрету" делились друг с другом преувеличенными слухами-домыслами о "новом реактивном танке" и его "великолепных свойствах", приписывая этому наглухо засекреченному танку все мыслимые и немыслимые достоинства( что-то из этого потом оказалось действительностью, а что-то нет-в те же годы удивил и поэтому запомнился рассказ одного товарища, якобы видевшего в Афганистане испытывавшуюся "восьмидесятку", засекавшую выстрел противника и тут же производившую свой ответный "на автомате"-без участия наводчика!)...так что не вижу ничего удивительного в добросовестных заблуждениях тогдашних иностранных аналитиков, если даже, бывало, советские офицеры-танкисты оставались в относительном неведении. request
    1. +3
      14 октября 2019 20:49
      Если и так,то аналитиков 60х годов.после арабо-израильских войн у иностранных специалистов было полно "материала",что бы детально ознакомиться и не писать такой ахинеи уровня младшеклассника)
      1. +2
        14 октября 2019 21:06
        Сам удивляюсь такому "уровню" маститых "иностранных аналитиков", которые имели возможность своими руками Т-62 пощупать и поэксплуатировать! request

        По поводу их "благих предположений" вполне себе понимаю иностранную "логику" здравых расуждений-ведь ни одному западному прагматику в его рациональную голову бы не пришло, что в разрекламированной на Западе "плановой экономике" Советского Союза возможна такая мегарасточительная нерациональная "танковая чехарда" и настоящая конкурентная война "не на живот, а на смерть" партийно-промышленных кланов, "Северных" и "Южных", "тагильских", "харьковских", "ленинградских" и "болтающихся" меж них-"серобуромалиновых" своенравных и капризных смежников....отсюда и вполне понятные грубые ошибки в построениях гипотетической "цепочки эволюции советских танков"??? wassat
  13. +8
    14 октября 2019 21:09
    Цитата: slowpokemonkey
    я могу предположить , что в отличие от нас , "ОНИ" называют подвеской кристи не пружины, а катки большого диаметра .

    так статья интересная , прочитал с удовольствием.

    "Они", если взять специалистов, подвеской Кристи называют то же, что и "мы". Но и "там" есть "диванные эксперты", которые распространяют всякие "тайные знания". Они называют "подвеской Кристи" всякую ходовую с катками большого диаметра. Уже по этому можно определить уровень автора статьи.
  14. Комментарий был удален.
  15. +5
    14 октября 2019 21:48
    по всей видимости... нет причин считать... скорее всего... Возможно... вполне вероятно...

    А тут ещё некоторые "требуют" характеристик Арматы, Ярсов или (не дай Бог) Посейдона! Никак с Т-62 разобраться не можем...а им, понимаешь, свеженького подавай!
  16. +1
    15 октября 2019 14:51
    То ли перевод кривоват, то ли автор не знал, о чём пишет (что странно, если он сам обкатывал Т-62).
    Например, это утверждение про несинхронизированную коробку передач откуда взялось?
    Можно, конечно, предположить, что танк был убитый в хлам и восстановленный кое-как "на коленке", в т.ч. КПП не родная. То, что не работала штатная система пуска двигателя, свидетельствует в пользу этой версии.
    ЕМНИП, когда наши в войну испытывали трофейный Фокке-Вульф 190, то самолёт после неудачного ремонта тоже произвёл совершенно неадекватное впечатление.
  17. 0
    21 октября 2019 17:46
    Дилетантский обзор.
    "без характерных для западных стран расходов на проведение оценочных испытаний практически с разрушением опытных образцов" ЧТО простите?
    " а корпус с подвеской Кристи и без верхних направляющих колес имеет низкую приземистую конфигурацию" Какая подвеска Кристи у Т-62?
    "Танк Т-62 легкобронирован и пассивная защита по большей части обеспечивается его низкой проекцией." О да!!! Немецкие Лео-1 и АМХы, с М-60 и Паттонами с Чифтенами, боги бронирования. СМЕШНО!
  18. 0
    21 ноября 2019 21:41
    Цитата: slowpokemonkey
    я могу предположить , что в отличие от нас , "ОНИ" называют подвеской кристи не пружины, а катки большого диаметра .

    Ничего они так не называют (не кухонные же эксперты писали тогда). У Т-44 тоже большие катки, но он правильно указал - торсионная подвеска вместо Кристи. А у Т-62 или ошибся (что мало вероятно) или (скорее всего) "ошибся". По-нынешнему говоря, сделал вброс, чтобы для обывателей принизить технический уровень советских танков.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»