Военное обозрение

Проект истребителя KF-X: макет есть, прототип строится

21
Сейчас в столице Южной Кореи проходит международная аэрокосмическая и оборонная выставка ADEX-2019. В этом году главным экспонатом выставки стал полноразмерный макет перспективного самолета-истребителя KF-X – первой южнокорейской разработки такого рода. До недавнего времени на выставках присутствовали только рекламные материалы, а в обозримом будущем ожидается появление полноценного опытного образца.



Макет KF-X на выставочной площадке. Фото Bmpd.livejournal.com


Макет и новости


Напомним, инициатором разработки KF-X являются ВВС Южной Кореи. Несколько лет назад был проведен конкурс, в котором победил проект компании KAI. В настоящее время работы по теме KF-X осуществляются совместно с Индонезией, тоже желающей получить новую технику.

Нынешней демонстрации полноразмерного макета KF-X предшествовала публикация весьма интересной информации. В конце сентября закупочное управление министерства обороны Республики Корея (Defence Acquisition Programme Administration – DAPA) объявило о завершении очередного этапа проекта. Технический проект KF-X показал соответствие всем требованиям заказчика и был утвержден.

Уже в октябре авиастроительная компания KAI, имеющая ведущую роль в проекте, начнет строительство первого опытного самолета. Согласно утвержденному графику, его выкатят в первой половине 2021 г. На следующий 2022 г. запланированы летные испытания. Проверки будут продолжаться в течение нескольких лет, и в 2026-м завод KAI запустит серийное производство техники.

Результатом нынешних и последующих работ станет появление серийного истребителя поколения «4,5». В дальнейшем возможно проведение модернизации, по результатам которых KF-X войдет в узкий круг истребителей следующего пятого поколения.

Поскольку реальный самолет нового типа пока только закладывается, а на его строительство уйдет около полутора лет, организации-разработчики показали на ADEX-2019 только макет. Однако это изделие и опубликованная информация позволяют представить будущее военно-воздушных сил Южной Кореи и Индонезии.

Особенности проекта


Истребитель KF-X относят к поколению «4,5» или «4++», однако некоторыми своими чертами напоминает более совершенную технику. Так, утвержденный экстерьер машины заставляет вспомнить о передовых разработках США – в нем явно прослеживается влияние проектов F-22 и F-35. В то же время, Республика Корея и Индонезия не стали рисковать и внедрять некоторые сложные технологии. Как следствие, сходство с зарубежными образцами весьма ограничено.

KF-X представляет собой одноместный двухдвигательный самолет нормальной аэродинамической схемы с двухкилевым оперением. В конструкции планера использованы некоторые технологии малозаметности, однако они не ставились во главу угла. В частности, самолет не имеет внутренних грузоотсеков и должен нести вооружение только на внешней подвеске. Длина машины – 17 м, размах крыла – 11,2 м.

Силовая установка построена на основе двух двигателей Hanwha Techwin F414-KI – лицензионной версии американского GE F414. C помощью таких моторов самолет со взлетным весом более 25 т сможет развивать скорость до М=2.

KF-X получит БРЭО преимущественно южнокорейской разработки. Некоторые компоненты планируется закупать за рубежом, но зависимость от импорта будут постепенно снижать. Самолет планируется оснастить современной БРЛС с АФАР и оптико-локационной станцией – оба изделия разрабатывает компания Hanwha Systems. Планируется использовать т.н. стеклянную кабину с автоматизацией части процессов. Аппаратура связи должна обеспечивать обмен данных с другими самолетами и командованием.

Из опубликованных данных следует, что БРЭО самолета KF-X будет отличаться высокими характеристиками. В этом отношении KF-X будет превосходить существующие истребители поколений «4» и «4+». Тем не менее, ожидается некоторое отставание от машин пятого поколения. Его будут наверстывать только в будущем – в порядке модернизации техники.


Вид с другого ракурса. Фото Insider.com


Представленный макет не имеет внутренних грузоотсеков для перевозки вооружения. Это негативно сказывается на заметности самолета, но упрощает его конструкцию и позволяет сократить габариты. Кроме того, применение внешней подвески оружия не противоречит требованиям к четвертому поколению и его производным.

KF-X имеет 8 точек внешней подвески. Две из них находятся под каналами воздухозаборника. Под каждой плоскостью имеется по три пилона. Многоцелевой истребитель сможет нести ракеты и бомбы разного назначения, а также подвесные баки. Предусматривается использование вооружений собственного производства и импортных образцов. Для демонстрации номенклатуры вооружений на выставочном макете подвесили ПТБ и ракеты нескольких разных типов.

Планы на будущее


В соответствии с графиком от DAPA, в 2022 г. самолет KF-X впервые поднимется в воздух. На 2026 г. запланирован старт серийного производства. После этого новую технику получат ВВС Республики Корея и Индонезии. Темпы производства нулевой и первой серии пока не уточнялись, но оглашены другие планы.

Самолеты серий Block 0 и Block 1 будут строиться на заводе KAI в Южной Корее. Предприятие самостоятельно будет делать нужные детали и агрегаты; другие организации поставят необходимые комплектующие. Самолеты первых серий будут на 65% состоять из компонентов южнокорейского производства. Часть агрегатов поставит промышленность Индонезии. Прочие изделия закупят у третьих стран.

Начиная с серии Block 2, подходы к производству будут меняться. DAPA планирует постепенно сокращать зависимость от поставок из третьих стран. Для этого участникам проекта придется освоить производство ряда новых изделий и комплектующих. К началу тридцатых годов производство истребителей KF-X будет максимально локализовано.

Желаемое количество новых самолетов неизвестно. Несколько лет назад утверждалось, что до 2030-32 гг. следует построить и ввести в строй не менее 100-120 машин. С тех пор планы по программе неоднократно пересматривались, и требуемое количество техники тоже могло измениться. Тем не менее, очевидно, что перспективные KF-X не могут строиться малой серией и должны стать массовой техникой.

Планы Индонезии тоже остаются тайной. Более того, Джакарта неоднократно требовала пересмотреть условия совместной работы под угрозой выхода из проекта. Не так давно две страны договорились о продолжении совместного проекта и финансирования, но в будущем возможны новые разногласия.

При этом ВВС Индонезии до сих пор не назвали сроки поставки и количество желаемых самолетов. Более того, в спорах с Сеулом индонезийская сторона прибегала к настоящим угрозам. Она обещала выйти из программы KF-X и закупить российские истребители Су-35С.

Два поколения в одном строю


Истребитель KF-X создается по инициативе южнокорейских военных с целью будущего обновления парка техники ВВС. К началу тридцатых годов значительная часть тактической авиации устареет и потребует замены – на смену ей придут новые образцы. При этом самолет KF-X не станет единственным перспективным самолетом на вооружении.


Макет KF-X, представленный в 2017 г. Фото Wikimedia Commons


Нынешние планы Минобороны Южной Кореи предусматривают закупку новых самолетов двух типов. Основой такого перевооружения станут американские истребители пятого поколения F-35 Lightning II. До 2021 г. Сеул желает получить 40 таких машин, призванных обеспечить качественный скачок. Первая пара новых самолетов поступила в распоряжение ВВС РК в марте этого года.

Современные импортные самолеты предлагается дополнить техникой собственного производства. С 2026 г. «Лайтнинги» будут служить бок о бок с KF-X. По задумке командования, это позволит должным образом усилить тактическую авиацию, но сократить общие траты на перевооружение.

На рубеже двадцатых и тридцатых годов может быть выполнена модернизация истребителя KF-X, по результатам которой он перейдет из четвертого поколения в пятое. Этот шаг сможет существенно повлиять на общую боеспособность ВВС. Кроме того, он скажется на репутации: основой южнокорейской тактической авиации будут только самолеты 5 поколения.

От макета к серии


Перспективный южнокорейско-индонезийский истребитель KAI / IA KF-X пока существует только в виде макета. Однако уже сейчас на заводе KAI должны выполняться первые работы в рамках строительства полноценного летного прототипа. Он появится лишь через полтора года, а первый полет состоится еще позже. Тем не менее, проект KF-X уже прошел через все основные ранние этапы и уверенно приближается к успешному завершению.

Однако до появления серийных самолетов в строевых частях остается немало лет, и пока участники проекта могут похвастать только полноразмерным макетом и фактом начала строительства. Тем не менее, и это становится поводом для гордости, поскольку Южная Корея показала свою способность разрабатывать современные самолеты. Теперь нужно подтвердить и способность строить их.
Автор:
21 комментарий
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Лексус
    Лексус 20 октября 2019 18:08
    -1
    KAI уже выпустила более 200 Т-50 "Golden Eagle" собственной разработки. Машина поставляется в собственные ВВС и успешно экспортируется. При разработке перспективного истребителя корейцам, скорее всего, придётся столкнуться с теми же проблемами: отсутствие собственных двигателя и радара. Причём "делиться" технологией АФАР США уже отказались.
    1. Комментарий был удален.
    2. Тиша
      Тиша 20 октября 2019 18:21
      +4
      Цитата: Лексус
      Причём "делиться" технологией АФАР США уже отказались.

      Россия поделится. Конечно не бесплатно, учитывая безопасность России...
      1. ALEXXX1983
        ALEXXX1983 23 октября 2019 13:38
        0
        У нас с этим не очень.
  2. rocket757
    rocket757 20 октября 2019 18:11
    +3
    Если могут, флаг им в руки.
    Пятое поколение оно такое, ещё не получилось, что заговорили уже о шестом!!!
    Короче, время покажет, что из всего этого "вылупится".
  3. Sergey_G_M
    Sergey_G_M 20 октября 2019 18:40
    +5
    Напоминает Корейски автопром - скопировать внешний дизайн, подемпинговать и т.д. Для авиации это какой то бред - зачем надо ухудшать аэродинамику самолета обводами пятого поколения и при этом иметь ЭПР классических самолетов? Что то мне подсказывает что такой автопромовкий подход в авиации не работает совершенно.
    На рубеже двадцатых и тридцатых годов может быть выполнена модернизация истребителя KF-X, по результатам которой он перейдет из четвертого поколения в пятое.
    И вот скажите мне как можно модернизировать самолет без внутреннего отсека чтобы он вдруг стал самолетом 5-го поколения?
    1. ALEXXX1983
      ALEXXX1983 23 октября 2019 13:39
      0
      Тоже этот вопрос мучает...
  4. Berkut24
    Berkut24 20 октября 2019 18:45
    +6
    Вначале на выставках самолёты мерились фигурами высшего пилотажа. Появились русские со своими "кобрами", изменяемым вектором тяги и т.д. Потом выставки всё больше перешли на статические экспозиции техники, русских перестали приглашать, но они стали привозить макеты.
    Теперь выставки переходят в режим макетов "будет так". Иранцы показывают свои достижения моделистов, англичане свои, японцы свои а корейцы свои. У меня складывается такое впечатление, что когда не хватает денег, специалистов и технологий для того, чтобы хоть что-то ответить конкурентам, последний рубеж - это полноразмерные модели, в которых ничего не работает, но они должны доказать что хотя бы ещё есть мечты.
    1. Sergey_G_M
      Sergey_G_M 20 октября 2019 18:49
      -1
      Тут вы не правы полноразмерные макеты это еще не последний рубеж - мультиками мечты реализовать можно еще лучше wink
      1. Ка-52
        Ка-52 22 октября 2019 08:46
        +2
        Тут вы не правы полноразмерные макеты это еще не последний рубеж - мультиками мечты реализовать можно еще лучше

        мультики хороши только для одного - поджигать седалищное место многочисленной армии экспертов с дивана. С чем они отлично справляются уже не первых год.
    2. adept666
      adept666 14 января 2020 14:09
      0
      Справедливости ради японцы макет даже в воздух поднимали в качестве демонстратора решений: Mitsubishi X-2 Shinshin. Так что не только лишь все... макеты делают)
  5. knn54
    knn54 20 октября 2019 18:48
    -3
    "Трудный ребенок".
  6. Zaurbek
    Zaurbek 20 октября 2019 18:54
    -3
    Посмотрим и сравним с индусами....
    1. Chaldon48
      Chaldon48 20 октября 2019 19:02
      -3
      Чего сравнивать по уровню технологий Южная Корея далеко впереди Индии. Сделают. Макет немного похож на СУ-34.
      1. Zaurbek
        Zaurbek 20 октября 2019 21:03
        +1
        Он немного похож на Раптор...
        1. Chaldon48
          Chaldon48 21 октября 2019 07:44
          +1
          Аэродинамика все самолёты делает похожими.
      2. ALEXXX1983
        ALEXXX1983 23 октября 2019 13:41
        0
        Очень сильно немного.
  7. Бережливый
    Бережливый 20 октября 2019 19:41
    -4
    Если только сша не задушат этот проект в зародыше, ибо им конкуренты пингвину и даром не нужны. Ради собственной выгоды сша надавят на южнокорейцев, и, самолету путь в небо будет закрыт навсегда.
    1. Zaurbek
      Zaurbek 20 октября 2019 21:04
      0
      А чего душить. ТРД по их лицензии...и какие-то системы. Оружие тоже. Экспорт они проконтроллируют.
  8. Никомед
    Никомед 20 октября 2019 22:04
    -3
    Можно, конечно, и поржать, но, давайте поглядим в окошко, чуть ли не каждый второй легковой автомобиль производства Республики Корея. А продукции её северного соседа я, почему-то, у нас не наблюдаю.
    1. Ken71
      Ken71 21 октября 2019 13:55
      +3
      Они отвлеклись на строительство коммунизма.
  9. Ken71
    Ken71 21 октября 2019 13:54
    -2
    Корейцы - это плюс еще и серьезная электроника со своими технологиями и производством, намного опередившим нас к сожалению. Так что возможно это дополнительный серьезный противник и на рынке тоже