МиГ-29К. Возрождение

12
Мировой опыт авиастроения в очередной раз доказывает – корабельные истребители являются одними из лучших самолетов среди воздушного легиона любой страны. К ним предъявляются повышенные требования, но даже одинаковые по шифру модели морского и наземного базирования будут кардинально отличаться по своим техническим характеристикам. На этот раз команда «Полигона» телеканала «Т24» с помощью инженеров и специалистов заглянет под обшивку корабельного МиГа и узнает, как этот самолет стал самостоятельным и очень перспективным истребителем.





Возвращение легенды


Непростая судьба истребителя началась еще в 80-е годы. Созданный проект корабельного 29 МиГа не получил должной поддержки и был убран в долгий ящик. Только в 2000-х работы по созданию многофункционального истребителя для авианосцев возобновились, причем на базе новых технологий. И на сегодняшний день эта военная машина имеет внушительный потенциал для наращивания боевых возможностей, которые присущи самолетам уже пятого поколения. МиГ-29К может нести все виды вооружения, это и истребитель, и штурмовик, и бомбардировщик.

По сравнению с предыдущими истребителями, летный ресурс корабельного МиГа увеличен более чем в 2 раза и составляет примерно 6 000 летных часов. Самолет оснащен множеством деталей и блоков. Самые простые из них – соты, которые являются заполняющими и силовыми элементами для множества деталей МиГа. Соты бывают разных видов – все зависит от их назначения и габаритов. Есть даже модели из стеклопластика. Их устанавливают в хвостовую часть самолета, где расположены антенны, которым необходима радиопрозрачность материала.
Доля композитов и сот в нынешнем истребителе стала гораздо больше, что позволило значительно снизить вес самолета и при этом существенно повысить его маневренность, а также увеличить запас топлива и боевую нагрузку. МиГ-29К обладает сверхманевренностью и выполнен по так называемой компоновочной схеме, когда на всех режимах полета подъемную силу создает не только крыло, но и фюзеляж. Поэтому при сборке каждой части этого маневренного истребителя важно выдержать заданные чертежами параметры, в противном случае, вся схема может оказаться неработоспособной. Процесс создания каждой детали истребителя занимает около двух недель. Сначала в стапеле устанавливают металлический каркас – основу, которая в будущем станет самолетом, добавляют нервюры и соты. Затем – очередь обшивки. На финальном этапе, после автоклава, конструкция полностью собирается с помощью технологических крепежей и заклепок.

Многофункциональный, боевой


МиГ-29К может работать в любых погодных условиях, в любое время года и в любых широтах. Он может взлететь с корабля без стартовой катапульты, используя лишь собственные двигатели. Кстати, разрабатывает последние Санкт-Петербургское ОДК-Климов, а производит – Московское машиностроительное предприятие имени Чернышева. Модификация двигателя для МиГа носит гордое название «морская оса» и имеет относительно небольшой вес, но при этом готова в боевом режиме развивать тягу до 9 тонн. Еще одно преимущество таких турбоактивных двигателей в их надежности и работоспособности.

Все двигатели, как и сам истребитель, уникальны, хоть и изготовлены согласно всем техническим требованиям. Поэтому на испытаниях, которые могут длиться до 4-четырех дней, проверяются все системы и агрегаты на всех режимах работы, вплоть до болтов и заклепок. С помощью центрифуги тестируется электроборудование – проверка на воздействие линейных перегрузок. Помимо этого, разные детали подвергаются климатическим и механическим испытаниям. Каждая партия МиГов строится под определенные задачи, поэтому изменениям может подвергнуться практически каждый узел истребителя. К примеру, есть возможность вместо обычных двигателей установить модели с изменяемым вектором тяги или поставить более продвинутую электронику.

После всевозможных проверочных манипуляций МиГ-29К начинает обретать свой окончательный вид. Это происходит уже в агрегатно-сборочном цехе. Кстати, при проектировании истребителя конструкторы уделили отдельное внимание взаимозаменяемости составных частей самолета, чтобы всегда была возможность произвести срочный ремонт в частях, что называется «на месте». Например, те же консоли крыла крепятся не на заклепки, а на специальные болты и при необходимости могут быть оперативно заменены авиационными техниками. Предусмотрена даже возможность замены двигателя самолёта в полевых условиях – всего за 58 минут, что является абсолютным рекордом серди российских и зарубежных истребителей.

МиГ-29К прошел долгий и тернистый путь, чтобы вновь занять почетное место в строю Морской авиации ВМФ России и защищать бескрайние просторы неба и моря нашей страны.

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    22 октября 2019 05:30
    Да зачем?Опять у кого то деньги закончились?Нету у нас авианосцев,и всё
    1. 0
      22 октября 2019 07:27
      а вот появятся когда-нибудь, а тут и самолет уже готов....устарел только чуть-чуть
  2. +2
    22 октября 2019 05:50
    корабельные истребители

    Не корабельные, а палубные.
    Или самолёт корабельного базирования , если в широком смысле, включая гидросамолеты и прочее.
  3. +2
    22 октября 2019 07:07
    "Непростая судьба".
    " к примеру есть возможность установить двигатели с отклоняемым вектором тяги и более продвинутую электронику."
    "Крепятся не на заклепки, а на специальные болты".
    " предусмотрена даже возможность"
    "Долгий и тернистый путь"
    "Уникальны"
    "Гордое название морская оса".
    Лирично но почему то грустновато.
    1. +4
      22 октября 2019 07:22
      Грустно все, что с нами произошло после 1991 года.
      1. -1
        22 октября 2019 21:52
        Уверяю вас до 1991 года ничего веселого не наблюдалось. Страна уверенно топала в пропасть, сколько я себя помню - и в 1984 и 1980 и в 1975 и в 1970. А судя по рассказам родителей и до этого тоже. Деды те да, на вопросы молчали упорно, надежно в них это было вбито "молчание - золото".
    2. +3
      22 октября 2019 09:07
      Цитата: Livonetc
      Лирично но почему то грустновато.

      Ну, почему к чему тут грустить? Радоваться надо, что есть ещё научный потенциал, имеется инженерная мысль, работают высококлассные специалисты, служат мастера лётной выучки...
      Грустить можно только по поводу разбазаривания государственных средств, попавших по злому умыслу в частные руки на фоне нищенских бюджетов и мизерных средств на нужные военные разработки.
      Будем жить!
  4. 0
    22 октября 2019 07:30
    а где сравнение с шершнем?
  5. 0
    22 октября 2019 09:29
    >выполнен по так называемой компоновочной схеме
    Как правильно компоновочная или интегральная?
  6. 0
    22 октября 2019 20:25
    Реанимация может спасти от смерти, но здоровья не придаст.
  7. 0
    22 октября 2019 21:48
    Такое ощущение что кто то издевается просто. Есть авианосец - нет самолета. Сделали самолеты, выучили летчиков - кончились авианосцы. Пока появятся авианосцы - закончатся самолеты.
  8. 0
    31 октября 2019 08:13
    Нужно срочно выкупать назад у Китая и Индии свои ТАКРы! И "Кузнецова" не забыть отремонтировать (про него, похоже, все уже забыли).