Что доказывают русские шлемы с арабскими надписями?

Вокруг море бранное доспехов волнуется,
и конница среди них крутому под стать холму.
Заполнит все впадины, и местность сравняется,
и горы нанижутся, как бусины на тесьму.
А лица у воинов мечами исписаны,

копьем точки ставлены. Их грамоту я пойму.
Он львиные лапы приподнял над кольчугою,
и войско внимает его взору змеиному.
Арабской породы и знамена, и лошади,
и бронь, и отрава стрел, несущих врагам чуму.
Арабский поэт Абу Нувас и ал-Мутанабби, 915—965


Образцы материальной культуры минувших веков. Не так давно на «ВО» была опубликована статья, в которой шла речь о… не важно, о чем, важно, что там было написано, что арабские надписи на «шлеме Александра Невского» что-то доказывают. А они ничего не доказывают, поскольку шлема Александра Невского как такового не существует. А то, что не существует, ничего доказывать не может! Но шлемы с арабскими надписями у нас в музеях есть? Ну, скажем в той же Оружейной палате Кремля? Есть! И что же они доказывают? А вот об этом мы вам сейчас и расскажем.

Что доказывают русские шлемы с арабскими надписями?

Александр Невский в шлеме с наносником и налобной пластиной ставит перед воинами боевую задачу…


Не самый древний, но самый известный


Начнем с того, что особо древних шлемов, сделанных из железа, сохранилось до обидного мало. И понятно почему. Стоило перестать за таким шлемом ухаживать, как его съедала ржавчина.


Князю – князево, простому «воину» – «воиново»!


Вот и шлем князя Ярослава Всеволодовича — как раз один из таких редчайших артефактов. Это древнерусский шлем, который принято датировать второй половиной XII или же первой половиной XIII века. Сегодня он экспонируется в Оружейной палате Московском Кремля, и по праву считается одним из выдающихся памятников отечественного оружейного дела. Настолько он функционален и по-настоящему красив.


Турецкий шлем начала XVII в. из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Обратите внимание, что он очень похож на древнерусские шлемы или русские шлемы похожи на этот шлем. Курица и яйцо – прямо-таки классика жанра и настоящая находка для фолкхиториков. Для нас же важно, что затем к шлемам подобного типа добавили еще и козырек, и «стрелку-наносник», чтобы можно было поднимать и опускать, «наушники», назатыльник, и получилась таким образом… «шапка ерихонская» или же «восточный бургиньот» (бургонет), как такие шлемы назвали на Западе


Известный российский ученый А.Н. Кирпичников, создавший типологию древнерусского оружия и шлемов в том числе, относил его к типу IV. И он же подчеркивал, что именно этот шлем стал одним из первых артефактов, с которых и началось изучение русских древностей.


Шлем Ярослава Всеволодовича


История его находки давно уже сама по себе превратилась в своего рода легенду российской археологии. Мол, некая жительница села Лыкова А. Ларионова, что стояло вблизи города Юрьева-Подольского, пошла осенью 1808 года в лес «щипать орехи». Пошла, да и усмотрела вблизи орехового куста в кочке шлем, а под ним еще и кольчугу. И принесла крестьянка свою находку деревенскому старосте, потому, как был на шлеме святой образ, а тот передал его архиерею. И дошел шлем в итоге до самого Александра I, и отдал он его изучать в Академию Художеств. Изучали шлем долго и решили, что это шлем отца Александра Невского, что сделан он, скорее всего, из нескольких металлических пластин (так ли это точно выяснить уже нельзя), а также, что он неоднократно подвергался переделкам.

Шлем украшала налобная пластина с образом Архангела Михаила и там же была надпись кириллицей: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу свуему Феодору». А.Н. Кирпичников считал, что этот шлем могли переделывать по меньшей мере три раза, и что и до того, как он попал в руки князя Ярослава, у него были другие хозяева. По мнению историка К.А. Жукова, у шлема не было вырезов для глаз, и он так и был сразу изготовлен с полумаской. Н.В. Чеботарев – автор интересной статьи «Шлем князя Ярослава Всеволодовича» указывает, что налобная икона закрывает часть надписи, а этого быть, по идее, не могло, если все детали шлема делались последовательно.

Шлемы из кино


В детстве юный Александр несомненно баловался отцовской «военной справой» и его шлем на себя примерял. Этот или какой-то другой, опять же не суть важно. Важно, насколько «шлем Ярослава Всеволодовича» был типичен для своего времени. Сказать, что именно все такие шлемы у наших воинов и были… нельзя из-за скудости материальной базы. Однако в этом нет и ничего невозможного. Просто у рядовых воинов они были попроще: князю на шлем серебряный образ архангела Михаила, а рядовому воину, скорее всего, было довольно и самого шлема.


Этот шлем никакого отношения к теме вроде бы не имеет, но «картинка» показательна в плане того, что… «кино есть кино». Бедный рыцарь 1242 года отправился на войну в шлеме а-ля жабья голова 1480-го… Устроен он так был, чтобы турнирное копье при ударе не попало в смотровую щель. Но это на турнире. В бою ему достаточно было распрямиться, и он бы ничего не увидел. Просто самоубийца какой-то. Ну, а Эйзенштейн… тот явно решил над немцами немного посмеяться!

Кстати, именно с опорой на этот шлем были сделаны и два (кстати, а почему два и почему он носит их одновременно?) шлема для съемок легендарного кинофильма «Александр Невский». Особенно эффектно и грозно смотрится шлем, в котором он собственно и воюет на поле боя – с полумаской и прямым острым носом. А потом начали печатать наборы открыток, на которых князь Александр был изображен в «киношном шлеме». И поскольку печатались они тысячными тиражами, неудивительно, что долгое время у нас все думали, что «киношный шлем» делался по образцу действительно существовавшего, хотя это было на самом деле совсем не так.


В бой князь у Эйзенштейна идет уже в этом шлеме, хотя и прежний у него был очень даже историчен! Этот, кстати, менее… Находки именно таких лицевых масок неизвестны


Шлемы Ивана Грозного и его сына


Шло время, военные моды менялись, доспехи совершенствовались и шлемы наконец-то научились ковать из одного листа. В том, что это так, нас убеждают опять-таки экспонаты Оружейной палаты и Стокгольмской оружейной палаты, в которой хранится шлем царя… Ивана Грозного! Впервые шлем Ивана Грозного упоминается в записях Королевского арсенала в Стокгольме в 1663 году, но как он туда попал, каким судьбами – неизвестно.


Шлем Ивана Грозного (Королевский арсенал, Стокгольм)


Типологически это «шелом», то есть высокий конический шлем с длинным шпилем. В описании шлема в Королевском арсенале написано: высота – 380 мм, ширина наибольшая 190 мм, вес шлема 1180 г. Также в описании сообщается, что он изготовлен около 1533 года, а попал в Стокгольм из Варшавы в 1655 году. Данный шлем очень похож на экспонат из Метрополитен-музея в Нью-Йорке.


Шлем из музея Метрополитен


А вот, что написано про шлем на предыдущей фотографии в сопроводительной записи в Метрополитен-музее: «Этот чрезвычайно высокий конический шлем заслуживает внимания как пример того, какие шлемы носили в Иране и России в конце XV и начале XVI веков. Подобные шлемы, изображенные на миниатюрах, часто украшает маленький вымпел, прикрепленный к шпилю. Культура: южная русская или иранская. Материал: сталь, железо, медный сплав, кожа. Размеры: высота 46,7 см; вес 1560 г.

Интересно, что на шлеме Ивана Грозного есть надписи на арабским, но также имеется и русская надпись следующего содержания: «Шелом князя Ивана Васильевича, великого князя, сына Василия Ивановича, господина всея Руси, самодержца». Но царем князь Иван Васильевич стал в январе 1547 года, когда ему было 16 лет. Значит и шлем, и эта надпись были сделаны до этого, то есть для совсем еще юного великого князя Ивана Васильевича! И годился ли он на голову повзрослевшего царя, а если не годился, то кому он его подарил, и кто его носил впоследствии? Явно, что работа восточная, но… переделанная русским мастером на потребу юного государя.


Надпись на шлеме из Стокгольма


Шлем, принадлежавший царевичу Ивану Ивановичу, сыну Ивана Грозного, похож на шлем его отца, это тот же шелом, но украшен он не так богато. Зато на нем есть и русскоязычная надпись, в которой написано, что сделан он повелением князя и царя Иоанна Васильевича для его сына Иоанна Иоанновича в лето 7065 (1557) июня в 8 день.


Шлем-шишак (Бургонет), ок. 1560-1570 гг., изготовленный в Германии в период борьбы с Османской империей. Вероятно, предназначался для экспорта в Венгрию. Материал: сталь, позолота, медь, кожа. Высота: 27,9 см; вес 1508,2 г (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)



А вот наконец и шлем Александра Невского из Оружейной палаты Московского Кремля. Рисунок из книги «Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению» (1853 г.). В то время подобные качественные рисунки были обычным явлением в книгах о культурных ценностях Российской империи! Тогда не было требований обязательно предоставлять фотографии «паблик домайн». На рисунке показан вид шлема спереди и сзади


И также очень похожий на наш, шлем из Стокгольма, Королевского арсенала. В описании сказано, что он турецкой работы, изготовлен в 1475-1525 гг. в Стамбульском арсенале (клеймо). Материалы и технологии: сталь, травление, резьба, золочение. Высота 230 мм, диаметр около 210 мм


Наконец мы добрались до пресловутого шлема Александра Невского, который на самом деле является шлемом царя Михаила Федоровича. Сначала, мол, он был Александра Невского, а потом его переделали для первого царя-батюшки из рода Романовых. Так утверждалось довольно долго. Но очевидно же, что шлем сделали в XVII веке. И на нем есть арабская надпись, которая переводится примерно, как: «Обрадуй же правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы». Но там же присутствует и изображение архангела Михаила. Что говорит только лишь о том, что шлем этот – восточной, скорее всего турецкой работы, и был подарен Михаилу Федоровичу, который затем приказал добавить в него христианской символики. В документах Оружейного приказа имеется упоминание об оружейнике Никите Давыдове, который золотил как раз в это время некий шлем и получил за это оплату натурой.


Шлем-шишак турецкой работы из Стамбула. Ок. 1500-1525 гг. Это один из немногих шлемов этого периода, у которого сохранились все его детали: наносник, науши, назатыльник. Латунная отделка типична для шлемов мамлюков и османов около 1500 Материалы и технологии: сталь, железо, золото, латунь, позолота, гравировка, резьба по металлу. Высота 39,4 см; диаметр 21,3 см; вес 1797,4 г (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)



Еще один шлем мамлюков: ок. 1515-1520 гг. Египетский или сирийский. Гравированные украшения, которые включают в себя тексты Корана, относятся к последним годам правления мамлюков, то есть до того, как османы завоевали Египет в 1517 году. Считается, что шлем был доработан в Судане во время восстания Махди в 1880-х и 1890-х годах. Материалы и технологии: сталь, железо, медь, золото, гравировка, позолота. Высота 62,2 см (вместе с бармицей); диаметр 20,3 см; вес 1468,5 г (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)



Арабская надпись на этом шлеме


И доказывает все это только то, что как раз в начале XVI века, равно как и в XVII веке, успехи турецкого оружия и мастерство турецких оружейников сделало его очень популярным в Европе, причем Россия не была исключением. Шлемы, юшманы и бахтерцы, шлемы и сабли, а также щиты и огнестрельное оружие, седла и упряжь турецкого производства добывали как трофеи и покупали в периоды замирения.

Продолжение следует…
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

180 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти