Военное обозрение

Неконтактная донная мина МИРАБ. Неоднозначное оружие ВМФ СССР

24
Неконтактная донная мина МИРАБ. Неоднозначное оружие ВМФ СССР
Разрезной макет мины МИРАБ



В тридцатых годах прошлого века советские инженеры активно занимались развитием морских мин, в т.ч. новых классов. Создавалось оружие неконтактного действия и мины для постановки с самолетов. Первой авиационной миной с индукционным взрывателем стало изделие МИРАБ, принятое на вооружение в 1939 г. Впрочем, к моменту принятия на вооружение не удалось решить все поставленные задачи.

Эволюция мин


В 1932 г. на вооружение ВМС РККА была принята мина РЕМИН разработки «Остехбюро». Это была речная донная мина с индукционным взрывателем, предназначенная для постановок с кораблей. При помощи специально разработанного гальванометрического реле мина выполняла обнаружение цели и подрывалась. Поражение надводного объекта осуществлялось взрывной волной в днище.

Вскоре после появления РЕМИН в «Остехбюро» занялись разработкой новых неконтактных взрывателей с повышенными характеристиками. В 1935 г. подобные работы позволили запустить проект модернизации существующей мины. По результатам доработки новая мина должна была отличаться повышенной надежностью и возможностью установки с корабля или с самолета.

Новая мина получила обозначение МИРАБ («Мина индукционная речная авиационная, для бреющего полета), под которым и осталась в истории.

Развитие существующего


В проекте МИРАБ предлагалось использовать некоторые удачные наработки по РЕМИН. Одновременно с этим внедрялись новые приборы и компоненты. В результате новая мина внешне почти не отличалась от предыдущей, но внутреннее оснащение было совершенно разным. Соответствующим образом отличались и боевые качества.

Мина МИРАБ сохранила корпус характерной изогнутой формы, прикрывавший все внутренние агрегаты. Внешне корпус напоминал камень, благодаря чему мина на дне водоема не выделялась визуально и не создавала возмущения течения. При этом корпус был усилен в соответствии с предполагаемыми нагрузками при сбросе с самолета.

Внутри внешнего корпуса помещались все основные компоненты мины, помещенные в собственные кожухи. Изделие оснастили 64-кг зарядом тротила. Рядом с ним находился герметичный кожух с элементом питания, взрывателем и гидростатическим предохранительным прибором.

Главным элементом взрывателя была индукционная катушка, заимствованная у мины РЕМИН. Она располагалась вкруг днища мины и содержала 34 тыс. витков. Катушка реагировала на вертикальную составляющую магнитного поля цели.

На МИРАБ впервые использовался взрыватель двухимпульсного действия. При поступлении импульса с катушки, свидетельствовавшего о появлении некоего объекта, запускалось реле. Если в течение времени работы реле поступал второй импульс, следовала команда на подрыв. В противном случае взрыватель возвращался в режим ожидания. Двухимпульсная схема снижала чувствительность к помехам и повышала вероятность надежного поражения цели.

Неконтактный взрыватель для МИРАБ обеспечивал поражение неразмагниченных надводных целей водоизмещением не менее 20 т. Радиус действия системы – до 5 м. Это позволяло использовать мины только на реках или на неглубоких водоемах. Во избежание повреждения или срабатывания, мины следовало ставить с интервалом не менее 25 м. Глубина постановки – от 1,5 до 8 м.


Конструкция мины. 1 - заряд; 2 - корпус; 3 - запал; 4 - гермокорпус с приборами; 5 - предохранитель; 6 - катушка; 7 - защитная полоса катушки


Длина готового изделия МИРАБ составляла 1,03 м, ширина – 688 мм, высота – 700 мм. Масса – 260 кг. Для применения на надводных постановщиках мина оснащалась колесами. Также на корпусе можно было установить парашют. Планировалось сбрасывать мину с бреющего полета (5-50 м) или на малых высотах (50-150 м).

Мина на испытаниях


Разработка проекта МИРАБ завершилась в 1937 г. В том же году «Остехбюро» расформировали, а проект перешел в ведение вновь образованного ЦКБ-36. Эта организация завершила проведение необходимых работ и довела мину до принятия на вооружение. Кроме того, в дальнейшем она же выполнила модернизацию.

При испытаниях с катерами или кораблями-постановщиками никаких проблем не возникло. Мина падала с кормового сбрасывателя и аккуратно ложилась на дно. Через несколько минут она переходила в боевое положение и могла поражать цели.

Вскоре на Черном море в районе Феодосии состоялись испытания со сбросом с самолета. Носителем МИРАБ был бомбардировщик ДБ-3. Мина комплектовалась парашютом площадью 3 кв.м. Выяснилось, что при сбросе в широком диапазоне дальностей и высот мина приводняется со скоростью ок. 100 м/с. Удар о воду получался слишком сильным и выводил взрыватель из строя.

Предпринимались попытки доработки конструкции, но они не дали желаемого результата. В ходе испытаний сделали 40 сбросов, и в большинстве случаев мины ломались.

Тем не менее, МИРАБ получила рекомендацию к принятию на вооружение. Ее предлагалось использовать только с надводными постановщиками, но не с самолетами. Соответствующий приказ появился в 1939 г., и вскоре началось серийное производство. В производстве участвовало несколько предприятий из разных городов.

Модернизированные мины


В том же 1939 г. начались работы по совершенствованию МИРАБ. Главной целью было обеспечение применения мины авиацией. Также удалось повысить боевые характеристики. Получившийся образец получил название УМ – «Утяжеленная мина».


Сброс мины на испытаниях


Мина УМ получила заряд тротила массой 260 кг, в результате чего потяжелела до 400 кг. Изделие оснастили парашютной системой от мины МАВ-1 с куполом площадью 7,5 кв.м. Такой парашют позволил нарастить заряд, а также уменьшить скорость приводнения до 25 м/с. УМ можно было сбрасывать с высот не менее 400 м.

Мину УМ приняли на вооружение ВМФ СССР в 1941 г. На заводе «Коммунар» в Запорожье началась подготовка к ее производству, но начало Великой Отечественной войны отменило все планы. По всей видимости, УМ так и не пошла в серию.

Через несколько лет, в 1942 г. инженеры ЦКБ-36 разработали проект модернизации МИРАБ-1, учитывавший недостатки и опыт эксплуатации базовых изделий. В этом проекте усовершенствовали корпус, перестроили электропитание, использовали новое исполнительное реле и упростили предохранительный механизм. МИРАБ-1 успешно прошла заводские испытания, но на вооружение не поступила.

Боевое применение


Первые партии мин МИРАБ отгрузили заказчику только в 1940-41 гг. Производство такого оружия сталкивалось с некоторыми проблемами разного рода, но его удалось наладить. Однако к началу Великой Отечественной у флота было менее сотни серийных мин. Впоследствии выпуск оружия продолжался, но его темпы оставляли желать лучшего, и МИРАБ не стала самой массовой миной флота.

Известно несколько эпизодов применения МИРАБ на разных фронтах. Так, в середине июля 1941 г. бронекатера Дунайской флотилии выставили 15 мин на пути наступающего противника. В начале сентября на этом участке Дуная немцы потеряли два катера-тральщика. Участок протралили, но, по-видимому, безрезультатно. В августе 1942-го в том же районе подорвалось румынское судно.


Мина УМ с парашютной системой. 1 - мина; 2 - соединительная стропа; 3 - парашют; 4 - вытяжная стропа


В июле и августе 1942 г. Черноморский флот выполнил четыре постановки мин МИРАБ. Противник сумел получить информацию о местах постановки, но обезвреживание мин продолжалось до начала сентября – все это время захваченный порт не использовался. При этом немецкая сторона потеряла несколько катеров и судов.

Известно, что борьба с советскими неконтактными минами стала заметной проблемой для немецких минно-тральных сил. Немецкие специалисты имели опыт борьбы с неконтактными минами зарубежного производства, но советские были для них новинкой. Кроме того, траление затруднялось взрывателем с двухимпульсной схемой. Немцы научились бороться с МИРАБ, но за это время потеряли несколько судов.

Неоднозначный образец


В отечественной литературе на протяжении долгих лет МИРАБ называли неудачным образцом. Появлению таких оценок способствовали малые объемы выпуска, низкая надежность аппаратуры, малый заряд и невозможность постановки самолетами. Кроме того, до недавнего времени отсутствовали данные о результатах боевого применения.

Информация из немецких документов появилась лишь несколько лет назад и заметным образом изменила общую картину. Из нее следует, что мины МИРАБ, несмотря на ограниченное применение, смогли нанести противнику некоторый ущерб. Более того, одна из них сработала после года пребывания на дне в боеготовом положении – весьма примечательный эпизод. Таким образом, доступные данные уже не позволяют считать МИРАБ однозначно провальным проектом.

Имеет смысл более взвешенная оценка. МИРАБ показала приемлемые результаты и может считаться неплохим оружием для решения конкретных задач. Она предназначалась для работы на мелководье и на практике справилась с этим. В то же время, большую пользу она могла бы принести при возможности сброса с самолетов. Однако пригодная для применения авиацией модификация УМ не дошла до флота. Кроме того, на результатах боевого применения негативно сказались малые объемы производства.

Таким образом, в иных обстоятельствах мина МИРАБ могла бы остаться в истории как один из самых интересных и заслуженных образцов. Однако не все конструкторские и производственные задачи удалось решить, что ограничило потенциал оружия. Тем не менее, и в получившемся виде мины МИРАБ внесли свой вклад в борьбу с врагом – пусть даже и не слишком большой.
Автор:
Использованы фотографии:
Allmines.net, Авиару.рф
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. svp67
    svp67 11 ноября 2019 18:24 Новый
    +9
    Честно считал, что подобные мины были только у немцев. Спасибо автору за новую информацию. И честно стоит задуматься, на каких же реках планировал наш флот ставить такие мины, выдавая тех задание в 36-ом году?
    1. knn54
      knn54 11 ноября 2019 19:40 Новый
      +8
      Мина РЕЧНАЯ,при этом на Чудском озере.в Азовском море тоже показала себя неплохо.Ну и в устье (и не только) Дуная.
      По поводу малого заряда скажу- крейсера по рекам не ходят.
    2. амурец
      амурец 11 ноября 2019 22:51 Новый
      +4
      Цитата: svp67
      И честно стоит задуматься, на каких же реках планировал наш флот ставить такие мины, выдавая тех задание в 36-ом году?

      В те годы подобная мина планировалась к принятию на вооружение Амурской, Днепровской и Пинской флотилий. Ну а потом география применения расширилась. Как упоминает:" knn54 (Николай) Мина РЕЧНАЯ,при этом на Чудском озере.в Азовском море тоже показала себя неплохо.Ну и в устье (и не только) Дуная."
    3. Saxahorse
      Saxahorse 11 ноября 2019 23:08 Новый
      +5
      Цитата: svp67
      И честно стоит задуматься, на каких же реках планировал наш флот ставить такие мины, выдавая тех задание в 36-ом году?

      Дунай, Висла, Рейн, Одер и т.д. В Европе достаточно водных путей с очень большим грузооборотом. Да и большинство германских и польских морских портов имеют мелководные фарватеры. И самолет ДБ-3 с его небольшой боевой нагрузкой но серьезной дальностью тут подходил идеально. Однако именно с самолета мина вставать сразу не захотела, а бронекатер на Рейн так просто не отправишь. Вот и не зашла мина.

      А статья хорошая, автору спасибо!
    4. Narak-zempo
      Narak-zempo 11 ноября 2019 23:34 Новый
      +3
      Цитата: svp67
      И честно стоит задуматься, на каких же реках планировал наш флот ставить такие мины, выдавая тех задание в 36-ом году?

      На Темзе, на Ниле, на Ганге.
    5. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 12 ноября 2019 00:11 Новый
      +4
      Цитата: svp67
      Честно считал, что подобные мины были только у немцев

      Это вы верно заметили ! Мало мы знаем до сих пор о разработке вооружения в некоторых "сферах" советской оборонки ! Я "слыхивал" о разработке неконтактных мин и торпед с неконтактными взрывателями в 30е годы в СССР, но ,честно говоря, не помнил на момент чтения статьи, "конкретностей" (хотя припоминаю упоминания о 2-импульсном индукционном взрывателе...) Надо будет в своём "архиве" порыться !
    6. свой1970
      свой1970 17 ноября 2019 18:35 Новый
      +1
      Цитата: svp67
      на каких же реках планировал наш флот ставить такие мины, выдавая тех задание в 36-ом году?

      На абсолютно любых ВРАЖЕСКИХ реках....
      Именно поэтому военных интересовала постановка с самолетов...
  2. Igorpl
    Igorpl 11 ноября 2019 19:19 Новый
    -1
    Какой-то слабый заряд для морской мины. И вв не то.
    1. svp67
      svp67 11 ноября 2019 19:42 Новый
      +2
      Цитата: Igorpl
      Какой-то слабый заряд для морской мины.

      А для речной?
      1. Igorpl
        Igorpl 11 ноября 2019 19:46 Новый
        +2
        Для речной, некоторых гражданских и для потери времени на траление, возможно. Смотря какое количество и где.
      2. Комментарий был удален.
        1. амурец
          амурец 11 ноября 2019 23:35 Новый
          +5
          Цитата: амурец
          Боевая мощь Сунгарийской речной флотилии слагалась из кораблей и частей морской пехоты.

          Бронекатера типа Se-Chung
          " Сторожевые катера с водоизмещением 10-15 т. – 10.
          Основным вооружением канонерских лодок были 120- и 72-мм. универсальные орудия и спаренные 13,2 - мм зенитные пулеметы. На бронекатерах были установлены 75- и 37-мм. орудия и станковые пулеметы, на сторожевых катерах – по 2-3 станковых пулемета. На учебной канонерской лодке было два 70-мм. орудия и 4 станковых пулемета.
          Кроме указанного вооружения, канонерские лодки могли принимать 30-80 мин различных типов, а учебная канонерская лодка – 30-40 мин. Основным ядром флотилии являлись канлодки типов «Дин-Бянь» и «Шун-Тян». Это были современные боевые корабли, по своим тактико-техническим качествам полностью отвечающие условиям данного речного театра. Имея водоизмещение 270-290 тонн, длину 60 м., ширину 8 м., осадку 0,9-1,2 м., по два главных двигателя, работающих на жидком топливе, корабли могли развивать скорость по течению 35 км/час, против течения – 25 км/час. Экипаж каждого корабля составлял 60 человек.
          Все боевые корабли Сунгарийской флотилии были сведены в пять боевых и восемь сторожевых отрядов. Первая дивизия -3,4,5 боевые отряды. Вторая дивизия – восемь сторожевых отрядов.1 и 2ая дивизии составляли эскадру. 1-й и 2й боевые отряды подчинялись непосредственно Командующему Сунгарийской речной флотилии.
          Морская Пехота флотилии.
          Морская пехота флотилии состояла из 3х полков.
          1-й и 2-й полки – свыше 800 чел. каждый; 3-й до 700 чел. Полки предназначались для десантных операций и поэтому имели на вооружении десантные средства.
          1-й полк МП – 30 десантных мотоботов (по 30 чел/каждый)
          2-й полк МП – 20 десантных мотоботов (по 30 чел/каждый)
          3-й полк МП – 60 малых десантных моторных лодок( по 15 чел)и 20 больших и малых надувных резиновых лодок.
          Резервом МП флотилии являлся учебный отряд флотилии –до 550 чел.
          И того МП Сунгарийской флотилии составляла 2300 человек.
          Общая численность личного состава Сунгарийской флотилии к 9 августа 1945 года – 3250 человек.
          Главная база японских военно-речных сил находилась в городе Харбине, где располагались штаб флотилии, учебный отряд, судоверфи и мастерские, госпиталь и другие береговые учреждения.
          Основными маневренными базами флотилии были Саньсин, Цзямусы, Фуцзинь (все на реке Сунгари), Хэйхэ (Сахалян) на реке Амур и Хутоу на реке Уссури.
          С 1941г. для всего личного состава СРФ была введена сухопутная форма одежды, аналогичная армии Маньчжоу-Го.
          Сунгарийская флотилия, имея корабли и значительное морской пехоты, представляла собою вполне подготовленное соединение для действий на речном театре." Ссылка таже.
      3. Avior
        Avior 12 ноября 2019 00:55 Новый
        +4
        А вы раньше знали о существовании специфической речной мины? я, если честно, впервые узнал, что такие тогда у нас были.
        Немецкие донные- все знают, помнится и фильм был.
        1. амурец
          амурец 12 ноября 2019 01:43 Новый
          +3
          Цитата: Avior
          Немецкие донные- все знают, помнится и фильм был.

          Аллегро с огнём. В июне 1941 года фашисты попытались заблокировать Черноморский флот в Севастополе, забросав фарватер новыми сверхсекретными магнитно-акустическими минами. Для обезвреживания этого грозного оружия была создана особая группа профессионалов-минеров, которые ценой своей жизни выполнили сложнейшее задание командования.
          Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/192/annot/
          А насчёт мины "Мираб" несколько раз попадались упоминания об этой мине, но только то что она стояла на вооруении РККФ, но без деталей применения.
          1. Avior
            Avior 13 ноября 2019 00:50 Новый
            +1
            Да, Аллегро с огнем.
            Мое первое сколько-нибудь близкое знакомство с немецкими донными минами.
          2. Avior
            Avior 13 ноября 2019 01:29 Новый
            +2
            кстати, фильм снимали по реальным событиям. Более того, реальная история была ещё драматичней- часть работ проводили под водой.
            и патефон тоже был.

            Он опять был один на один с миной. Все укрылись в траншее, за несколько сот метров. В кромешной мгле просверлил отверстие в колпаке - приборном отсеке. Дождался рассвета и убедился, что фотоэлемента, соединенного с запалом, в мине нет. Затем поставил перед колпаком патефон, опустил мембрану на пластинку и прыгнул в окоп. Окоп, в общем-то, был открыт для видимости. Окажись в колпаке звуковая «ловушка» - Охрименко разнесло бы в клочья...
            Заговорили, запели на разные голоса скрипки. Композитора он не запомнил, знал только название пластинки: «Аллегро с огнем».
            Надо было вынуть из мины капсюль-детонатор, Он повернул нажимное кольцо, удерживавшее крышку горловины, - и в тот же момент внутри корпуса мины раздался глухой удар. А вслед за ним отчетливое: тик-так, тик-так, тик-так. Заработал часовой механизм!
            Он встал, отряхнул песок и медленно пошел к траншее. И каждою клеткою тела, каждым нервом ощущал: сейчас за спиною рванет, и все будет кончено...
            Взрыва не произошло. Убежденные, что мину нельзя поднять, фашисты не предусмотрели никаких «ловушек». Взорвался капсюль. Замыкатель сорвало со стопора, и он бил по корпусу... Когда все было кончено, когда его окружили со всех сторон, поздравляли, жали руки, капитан 2 ранга Морозов попросил: «Надень китель, я тебя для истории сфотографирую...»

            1. амурец
              амурец 13 ноября 2019 05:12 Новый
              +2
              Цитата: Avior
              кстати, фильм снимали по реальным событиям. Более того, реальная история была ещё драматичней- часть работ проводили под водой.
              и патефон тоже был.

              Да, я знал, спасибо что напомнили детали. В последствии, когда поставили приборы кратности и комбинированные магнито-акустические взрыватели борьба с минами стала ещё драматичней.
  3. Igorpl
    Igorpl 11 ноября 2019 19:23 Новый
    +3
    Автору спасибо. Кратко и по делу. Жаль нельзя плюс где-нибудь поставить.
  4. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 11 ноября 2019 21:29 Новый
    +2
    Спасибо. Не избитая тема. Очень познавательно.
  5. Саша_рулевой
    Саша_рулевой 11 ноября 2019 23:54 Новый
    +1
    Информация из немецких документов появилась лишь несколько лет назад и заметным образом изменила общую картину. Из нее следует, что мины МИРАБ, несмотря на ограниченное применение, смогли нанести противнику некоторый ущерб.


    Кто потонул-то?
  6. Avior
    Avior 12 ноября 2019 00:53 Новый
    0
    Изделие оснастили 64-кг зарядом тротила.

    небольшой заряд.
    По рекам часто ходили в то время деревянные суда, а у мину взрыватель индукционный
    1. амурец
      амурец 12 ноября 2019 05:48 Новый
      +5
      Цитата: Avior
      По рекам часто ходили в то время деревянные суда, а у мину взрыватель индукционный

      Да! Согласен, но смотрите выше состав Сунгарийской флотилии, в ней не было деревянных кораблей. А для нормального гражданского судоходства мины будут неопасны.

      Много такой колымаге надо, а они у китайцев ходили до 70-х годов ХХ-века. Пока не начали рассыпаться от ветхости..
  7. Денимакс
    Денимакс 12 ноября 2019 12:53 Новый
    +2
    О такой мине ничего не слышал. Была речная кажется Рыбкой называлась, правда контактной была. Минам как-то не особо много внимания уделялось. В то время думаю не представляло большой технической сложности, чтобы создать торпедные мины, для скрытного дистанционного минирования.
    1. амурец
      амурец 12 ноября 2019 14:30 Новый
      +6
      Цитата: Денимакс
      Была речная кажется Рыбкой называлась, правда контактной была. Минам как-то не особо много внимания уделялось. В то время думаю не представляло большой технической сложности, чтобы создать торпедные мины, для скрытного дистанционного минирования.
      Вот данные по ней:
      Мина была разработана в 1915 году для военно-морского флота под обозначением "Малая якорная мина типа "Рыбка", как противокорабельная морская мина. Однако слишком маленький заряд взрывчатки ( всего 9-12 кг. тротила) позволял применять ее только против кораблей очень малого водоизмещения ("максимум - против подводных лодок, торпедных катеров, бронекатеров или речных мониторов). Предполагалось использовать эти мины для защиты устьев судоходных рек от проникновения в них мониторов, прикрытия пляжей и других удобных для высадки морских десантов мест. Некоторые запасы этих мин хранились с тех времен на флотских складах в Севастополе.

      По свидетельству немецкой Памятки по советским трофейным минам издания января 1942 года мины "Рыбка" в довольно значительных количествах использовались советскими войсками в 1941 году в Каркинитском заливе Черного моря и заливе Сиваш Азовского моря в районе Перекопа и Турецкого вала против десантных высадочных плавсредств немцев (лодки, катера, паромы Зибель). Достоверных сведений об использовании в последующие годы войны не имеется. Установить, изготавливались ли эти мины в советское время, не представилось возможным.
      "http://weaponland.ru/publ/protivodesantnaja_mina_rybka_sovetskie_i_rossijskie_miny/20-1-0-941
  8. ser56
    ser56 12 ноября 2019 15:09 Новый
    +1
    Спасибо автору за малоизвестную страницу истории флота!