Парагвайская «Аврора». Музейный экспонат на плаву

14
Парагвай — южноамериканское государство, которое не имеет прямого выхода к океану. Однако протекающие по территории страны реки Парагвай (правый приток Параны) и Парана впадают в Атлантический океан. Таким образом, несколько опосредованно страна всё же имеет доступ к океанским просторам, но флот, естественно, у Парагвая речной. На данный момент общая численность «моряков» Национального военного флота Парагвая (Armada Nacional de Paraguay) чуть менее четырёх тысяч военнослужащих. Конечно, костяк ВМФ Парагвая сторожевые и десантные катера различных типов. А флагманом флота является, пожалуй, старейшая на планете действующая канлодка «Парагвай».


Канлодка "Парагвай" (С1)




Боззано и его канонерки


«Парагвай» («Paraguay», бортовой номер С1), как и его систершип «Умаита» («Humaitа», бортовой номер С2), обязаны своим рождением нарастающей угрозе парагвайско-боливийской войны. В 1926-м году парагвайский генеральный штаб напрямую обратился к правительству страны с просьбой срочно приобрести две канонерские лодки для контроля над речными артериями страны. При этом разработка конструкции была поручена известному в Парагвае военному инженеру и офицеру флота Хосе Боззано. Однако первоначальный проект кораблей Боззано начал разрабатывать ещё в рамках диссертации в Массачусетском технологическом университете в США. В 1927-м году со всей технической документацией Хосе отправился в Европу, чтобы подобрать подходящую для строительства верфь.

Парагвайская «Аврора». Музейный экспонат на плаву

Хоссе Боззано


Боззано посетил и Англию, и Германию. Но окончательный выбор пал на итальянскую верфь в Генуе — Cantieri navali Odero. К тому времени верфь уже построила несколько достаточно современных эсминцев типа «Турбине». Наконец, был заключён договор на строительство двух канонерских лодок. Строительство велось с 1928-го по 1931-й год.

19 апреля 1931-го года два флагмана парагвайского флота вышли из Генуи и взяли курс на Буэнос-Айрес. На борту находилась немногочисленная команда парагвайских офицеров во главе с конструктором Боззано. Но основная часть экипажа была сформирована из итальянцев. По прибытии в Буэнос-Айрес итальянцев полностью заменил парагвайский экипаж. В столицу Парагвая Асунсьон канлодки «Парагвай» и «Умаита» пришли по внутренним водным путям. Народ встречал корабли в торжественной обстановке, а в то же самое время Боливия слала отчаянные протесты, узнав о возросшей артиллерийской мощи вероятного противника на реках.



Тактико-технические характеристики кораблей:
— длина – 70 м;
— ширина – 10,7 м;
— осадка – 1,7 м;
— полное водоизмещение – 856 тонн;
— двигатель – две паровые турбина Парсонса (3800 л.с.);
— максимальная скорость – 18 узлов;
— дальность плавания – 1700 миль на экономичном ходу в 16 узлов;
— броня: бронепояс – 13 мм, броневая защита палубы – 8 мм, рубка – 19 мм.



Что касается вооружения, то не зря Боливия ощетинилась протестами. Артиллерийская мощь кораблей вполне соответствовала (а порой и превосходила) мощи эскадренных миноносцев того времени. Главным калибром были четыре 119-мм орудия. Корабль также нёс на борту три 76-мм орудия, два 40-мм орудия и два 20-мм автоматических орудия, не считая шести мин. Экипаж состоял из 86 матросов и офицеров.

Канонерские лодки в Чакской войне


В то же самое время нарастала напряжённость на боливийско-парагвайской границе, отягощённая приходом нефтяных корпораций, заявивших, что в области Гран-Чако (слабозаселённый и полупустынный регион на севере Парагвая), на которую засматривалась Боливия, может быть нефть. Началось активное вооружение обеих армий. Наконец, Боливия сделала первый ход. 15 июня 1932-го года боливийские войска атаковали гарнизон парагвайских сил в городке Питиантута. Уже в августе 1932-го завязались тяжёлые бои в Гран-Чако.


"Парагвай" с десантными войсками. Музей ВМФ в Асунсьоне


К концу первого же месяца войны канлодки «Парагвай» и «Умаита» включились в боевые действия. Первым заданием «Парагвая» была быстрая доставка резервистов к фронту по водным путям, а также обеспечение противовоздушной обороны, т.к. в бои активно вовлекали немногочисленную авиацию. Всего за время войны «Парагвай» совершил перевозку 52-х тысяч бойцов на передовую в 81-м боевой походе. Главное же, что само присутствие столь мощных канонерских лодок на реке Парагвай поставило крест на использовании рек боливийскими войсками. Конечно, попытки развернуть свои ВМФ на реках были, но их постигла неудача. Война затянулась, Боливия потеряла всю авиацию, артиллерия была истощена, и потеря ещё и карликового флота боливийцам казалась полной катастрофой.

Война, начавшаяся с побед Боливии, завершилась, по сути, её поражением. Правда, боевые действия настолько откинули страны в развитии назад, что победителя найти крайне трудно, а саму войну считают одной из самых бессмысленных в истории. Три четверти спорного региона Чако перешли по мирному договору в собственность Парагвая, только вот нефть в этой полупустыне так и не нашли.



К тому же не стоит забывать огромный вклад в оборону Парагвая, сделанный бывшими царскими офицерами-белогвардейцами во главе с генералами Иваном Беляевым и Николаем Эрном, которых судьбы мигрантов забросила в Южную Америку. Для этих наших соотечественников это был своеобразный реванш, т. к. им со стороны боливийцев противостояли германские офицеры, а главнокомандующим армии Боливии был генерал Ганс Кундт.

Парагвайская «Аврора»


В 1940-м году к власти в Парагвае пришёл Ихинио Мориньиго. Вскоре он проявил себя как крайне правый диктатор, запретив большинство партий и внеся раскол в страну. Раскол прошёл в обществе и по вооружённым силам. В марте 1947-го года вспыхнуло восстание. Канлодка «Парагвай» и её систершип «Умаита» в тот момент проходили ремонт в Буэнос-Айресе. Когда вести о восстании дошли до экипажей, то матросы взбунтовались и взяли офицеров, преданных Мориньиго под арест.

После этого оба корабля перешли в уругвайский город Кармело, что находится в месте впадения река Вакас в Уругвай. При этом зенитное вооружение с кораблей было снято ещё в Буэнос-Айресе. Но мятежники продолжили свой путь, перейдя вверх по реке Парана. Именно здесь их настигла верная режиму авиация. Обстрел вывел из строя «Умаиту», которая в итоге села на мель близ аргентинского города Итусайнго, но сумела сняться уже 13 августа. Часть мятежников «Парагвая» же высадились на островах Коратеи и Сан-Пабло. Здесь их к концу июля и настигли, изолировали и захватили правительственные войска Парагвая, высаженные с транспортов «Тирадор» и «Капитан Кабрал» (последний до сих пор в составе флота Парагвая). Однако сами корабли и часть команды продолжали сопротивление, оставшись на плаву и имея в своём распоряжение мощную артиллерию.



Наконец мятежные канлодки совершили попытку прорыва в воды реки Парагвай. Но береговые батареи, верные диктатору Мориньиго, не позволили кораблям своим прорывом во внутренние водные артерии страны дать восставшим преимущество. «Парагвай» и «Умаита» были вынуждены уйти в аргентинский город Ита-Ибате, что на реке Парагвай. В итоге обе канонерки были интернированы правительством Аргентины. А, как только восстание было подавлено официальными властями, их вернули Парагваю.

В следующий раз на историческую арену «Парагвай» вышел в связи с военным переворотом в Аргентине в 1955-м году. Так, в соседней стране со своего трона слетел Хуан Доминго Перон, крайне правый авторитарный лидер, бредящий идеями Муссолини. Именно на борту «Парагвая» Перон был отправлен в политическую ссылку.



В 1975-м году канлодки уже нуждались в срочной модернизации, которую нужно было провести, как говорится, ещё вчера. Таким образом, корабли получили новое вооружение. На «Парагвай» установили два сдвоенных 120-мм орудия, три 76-мм и два 40-мм.

А он, мятежный, просит бури


В 1954-м году к власти в Парагвае в результате военного переворота пришёл ультраправый диктатор и генерал Альфредо Стресснер. Более 30 лет этот нацистский деятель продолжал репрессии, практически уничтожил все конкурентные политические течения, ввёл жёсткую цензуру и т.д. Особенно Альфредо ненавидел коммунизм. Количество убитых сограждан насчитывает десятки тысяч, но до сих пор точно неизвестно.


Марка с изображением "Парагвая"


В ночь на 3-е февраля 1989-го года пехотные и бронетанковые части под начальством генерала Андреса Родригеса начали захват административных и военных объектов в столице страны. Рано утром канонерки «Парагвай» и «Умаита», как и много лет назад, присоединились к восставшим. Своим артиллерийским огнём они поддержали действия наземным войскам. В итоге огневая поддержка с этих кораблей имела едва ли не решающее значение в успехе восстания, а Стресснер в итоге умер в изгнании в Бразилии.


"Умаита" и "Парагвай"


На данный момент канонерская лодка «Парагвай» находится на балансе парагвайского флота и пришвартована на одноимённой реке у Асунсьона. Также рассматривается возможность капитального ремонта корабля с заменой паровых двигателей на современный дизель, ведь корпус «Парагвая» находится в сносном состоянии, т.к. эксплуатировался в менее агрессивной пресноводной среде.

Систершип «Парагвая», «Умаита», избежал судьбы быть распиленной на металл и сейчас является кораблём-музеем, т. к. принимал активное участие практически во всей истории страны в 20-м веке.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    28 октября 2019 18:18
    Интересная статья. Автору спасибо good
  2. +3
    28 октября 2019 18:28
    Спасибо за статью! good
    Пару лет назад с удовольствием прочитал про Бразильский речной флот и про последний действующий в мире монитор "Парнаиба", в частности. Ваша статья получилась интересным дополнением. Парана - пограничная река для Аргентины, Бразилии и Парагвая, не считая многочисленные притоки, и очень важная транспортная артерия. Можно цикл забабахать.
  3. +3
    28 октября 2019 19:06
    Цитата: Лексус
    Можно цикл забабахать.

    [b][/b]Поддерживаю.Очень интересно и позновательно hi
  4. +5
    28 октября 2019 20:06
    Мы очень мало знаем о истории "за океаном", ограничиваясь Азией и Европой. А зря. Автору благодарность за интересный материал!
  5. +5
    28 октября 2019 20:21
    Среди стран, не имеющих выхода к морю, военный флот Парагвая самый большой в мире.
  6. 0
    28 октября 2019 20:32
    А бронекатера сейчас в речных флотилиях есть?
    1. 0
      28 октября 2019 20:49
      Флот Аргентины имеющей выход к океану и сейчас оставляет желать лучшего.
  7. 0
    28 октября 2019 21:59
    Удивляюсь, как в банановых республиках оказывается флот много что решает lol
  8. +2
    28 октября 2019 22:08
    Крейсера типа "Аврора и в русско-японскую участвовали. Но у меня в жизни парадокс какой-то - купался в Енисее, Оби, Туре ,Иртыше ,Амуре,Тереке ,в Днепре понятно...А вот в городе на Неве ни разу не был , дабы историю лицезреть и по музеям походить . Может хоть на пенсии лет через двадцать...Немного не в тему,простите...
    1. 0
      29 октября 2019 02:45
      Не купайся, хуже чем в Амуре. В море лучше. Доедь до Владивостока, Уссурийский залив только, Амурский загадили.
    2. +3
      29 октября 2019 13:17
      Цитата: федоров
      А вот в городе на Неве ни разу не был , дабы историю лицезреть и по музеям походить

      сходите лучше сразу в музей. Они там хороши. А на Невский пляж не стоит. Я как то бывал пару раз, так и не понял что это. И как это назвать. Но мне есть с чем сравнивать, понятное дело что ЧМ и Балтика и Нева совсем разные вещи.
      1. 0
        29 октября 2019 14:09
        Невский пляж - это погреться весной около стен крепости. Когда солнышко, и лед чуть подтаял. Пляж моржей. fellow
  9. -4
    29 октября 2019 04:44
    Как вам последние новости???? Или модер с прихлебателями цоц.....нет??????
  10. +1
    29 октября 2019 14:05
    Парагвай - вообще поразительная по воинствености и тупости (одновременно) страна (не путать с Уругваем).
    В так-называемой "Парагвайской войне" середины 19 века Парагвай лихо обьявил войну всем соседям одновременно! С нулевым шансом на успех. С тотальной мобилизацией и чудовищными потерями. Не осталось практически людей мужского пола.
    При этом, деб-льный диктатор, затеявший это гарантированное самоуничтожение считается их национальным героем.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»