Доспехи подлинные и доспехи поддельные

74
— Это великий Ван Гог.
— Что великий, естественно. Но Ван Гог ли это?
Диалог из фильма «Как украсть миллион»


Военные музеи Европы. Вот наконец-то и выдалось время на то, чтобы рассказать о давно обещанном, а именно — определение подлинности старинного оружия и доспехов. В самом деле почему-то очень многие считают, что… доспехи в музеях Европы совсем новые, а должны быть ржавыми. А раз, мол, следов ржавчины на них нет, то и сделали их недавно. Ну, скажем, в прошлом году. Почему-то такие люди совершенно игнорируют тот простой факт, что доспехи рыцарям не падали с неба, что они их заказывали мастерам, а те вступали с ними в товарно-денежные отношения. Выполнение требований сторон обеспечивалось следующим образом: в присутствии нотариусов оформлялись детальным образом прописанные договоры, отпускались деньги из казны, а изготовленные доспехи, в свою очередь, принимались рыцарем по описи. Рисовали эскизы доспехов и узоры на них известные художники, создававшие целые альбомы образцов, которые затем воплощались в металле. Все это сохранилось до наших дней, хотя, и не все, конечно, и не на каждый доспех. Но на многие, это уж точно. На многих доспехах к тому же стоят клейма известных в прошлом мастеров, и, хотя само клеймо подделать вроде бы и ничего не стоит, подделать стиль, «почерк мастера», технологию изготовления, наконец, сам металл, стоит очень дорого и такая работа не окупится совершенно.



Доспехи подлинные и доспехи поддельные

Первая картинка из популярного в 60-е годы американского комедийного фильма «Как украсть миллион» режиссера Уильяма Уайлера. В главных ролях неподражаемая Одри Хепбёрн и харизматичный Питер О’Тул. Мы видим, как Николь Боннэ внушает своему папе Шарлю Боннэ, что подделки в мраморе не удаются!


Сегодня в качестве иллюстраций к этой статье мы используем кадры из трех кинофильмов, в которых, наверное, лучше всего рассказывается о подделках в области искусства. И это будет наша первая тема. Вторая тема – как всегда фото реальных артефактов и, интереса ради, мы будем их чередовать.

Впрочем, было время, когда доспехи и в самом деле подделывали. Это как мода – в одну эпоху подделывают картины, в другую – рыцарские доспехи и изделия из золота и серебра.


Парадный шлем бургиньот герцога Алессандро Фарнезе (1545—1592), герцога Пармы и Пьяченцы, ок. 1580 г. Изготовитель: Лучио Пиччинино, Милан. Технология изготовления: чеканка по железу с полировкой, воронением, и отделкой серебряной и золотой фольгой и проволокой. (Императорский арсенал, Вена) Шлем принадлежал к гарнитуру для всадника и коня, который не сохранился. До наших дней дошли лишь отдельные детали. Шлем не выставляется, так что в принципе это идеальный объект для подделки. Однако, ну кто возьмется сегодня все это в этой же манере воспроизвести?

Опять-таки в том же Египте существовали целые кланы людей, занимавшихся изготовлением «самых теплых антиков», но сегодня этот промысел приобрел совершенно иное звучание. Но опять же было время, сразу же после открытия Шампольона, когда на все египетское в Европе была мода и на безнравственный путь египтян толкала сама европейская публика. Было модным коллекционировать «антики», и «антики» подделывались. Была мода иметь дома собственные картинные галереи (она и сейчас не прошла!), и картины и крадут, и подделывают. То же самое и с доспехами. Однако открытия в области науки и техники сделали профессию фальсификаторов слишком уж опасной и малорентабельной.


А вот это уже кадр из кинофильма наших дней: детективной комедии польского режиссера Юлиуша Махульского «Винчи» (в российском прокате «Ва-банк 3») 2004 года выпуска. Вот эта красавица должна подделать картину Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», являющаяся национальным сокровищем Польши и экспонирующаяся в музее в Кракове



А вот этот очаровательный негодяй Цума должен ее украсить


Это в прошлом специалист по доспехам, оценщик и продавец древностей, а также и покупатель (и в первую очередь покупатель!) должны были знать, что доспехи тех или иных лет должны были соответствовать своей эпохе, особенно если предмет был связан с конкретным историческим лицом. Декор, надписи и гербы не должны вызывать ни малейших подозрений и опять же у любой эпохи был и свой стиль в шрифте и рисунке, и своя техника их нанесения. Если на доспехах имелись надписи, то очевидно, что каждому времени соответствует своя форма выражения мыслей, а в поэзии – определенное направление. Фальсификатор не может знать всего. Он мастер-технолог, кузнец и металлист, и чтобы не ошибиться, ему нужны знания в области филологии или истории культуры. Но… когда и где их приобретать, когда желательно ковать и поскорее. Приглашать специалиста же опасно либо дорого. А делить поровну вообще никто не хочет!


С живописью все просто: соскреб грунтовку со старых полотен XIX века, благо посредственных живописцев было во все века как грязи, подготовил краски на масле того времени и с нужными красителями, и смотри себе в эпидиаскоп и пиши… Вот папаша Боннэ именно так и делал, а потом продавал, когда краска высохнет окончательно… («Как украсть миллион»)



А еще он был очень рад, что великий Ван Гог подписывался так коротко!


Вот, например, вы решили подделать старинные пластинчатые доспехи, ну скажем 1500 года. Тут следует помнить, что, хотя делали его и делались из железного листа, сам этот лист получали отнюдь не прокатом, а расплющивая кузнечным молотом куски кричного железа. Их проковывали многократно, а затем придавали ему требуемую форму плоскими молотками. При этом лист всегда прогревался неравномерно. Местами он был раскаленным, а где-то лишь горячим. Из-за этого на обратной стороне деталей доспеха всегда должны были оставаться следы молотка. Сегодня на такой лист достаточно посмотреть в микроскоп, чтобы определить, до или после проката по металлическому листу «стучали» молотком. А можно поступить еще проще: сжечь кусочек металла в пламени и посмотреть на его линии спектра через особую линзу. Этот метод называется спектральным анализом, и он безошибочно покажет состав металла. Поскольку есть данные по металлу доспехов, подлинность которых не вызывает сомнений, достаточно сравнить их спектры, чтобы увидеть… где старый металл, а где новый. Ну и наличие радиирующих металлов тоже говорит само за себя. Кстати, выковать лист железа толщиной 1,5 или 2-3 мм очень трудоемкое занятие, а ведь таких листов требуется много.


Однако даже вот такие «куцые» турнирные доспехи подделать очень сложно. Дело в том, что это они снаружи такие гладкие и блестящие, а изнутри несут на себе массу следов от ударов молотка


Очень трудно сделать нагрудник доспеха, то есть кирасу, это, во-первых, а во-вторых, еще и очень трудно сделать шлем, в особенности шлем XVI века. Тот же морион мастера того времени ковали из одного цельного листа. Точное изготовление такого шлема по старинной технологии всю прибыль от продажи сведет к минимуму. Поэтому морионы делают из двух половин, аккуратно сваривают их вдоль гребня, а шов зачищают. Но от микроскопа зачистить его невозможно.


Иногда проще написать картину-подделку, нежели найти доску из ореха, на которой был написан оригинал. Приходится покупать и «потрошить» комод XV века… В кино это выглядит красиво и естественно. Но вы попробуйте найти таким образом что-то подходящее для рыцарского доспеха?


Выдают подделку, вернее, выдавали ее специалистам XIX века обыкновенные заклепки. Дело в том, что средневековые мастера делали их вручную, а уже в то время их делали на станках. И стоило сравнить два доспеха, как разница становилась видна даже простым глазом.


Шлем морион из Музея Армии в Париже. Он очень красиво прочеканен, но хорошо видно, что откован он из двух половин, сваренных по гребню, пустому внутри



Еще один парадный шлем бургиньот и к нему парадный круглый щит. Очень красивые изделия, можно сказать, даже слишком. И совершенно очевидно, что их подделка вручную, что как раз и позволит получить на металле все нужные отметины и следы потребует такого колоссального труда и мастерства, что… проще сделать десять гальванокопий этого шедевра и продать их именно как копии, нежели трудиться всего лишь над одной его подделкой!

Впрочем, с 1580-х годов действительно можно встретить шлемы этого типа, которые были сделаны из двух половин; например, знаменитые морионы с лилиями, которые всегда состоят из двух частей. И потом кузнечная сварка всегда сильно отличается от электродуговой! Но даже если вы сделали доспех из металла, нужен кто-то, кто позаботился бы о коже и старинном бархате, которым отделывались доспехи изнутри. Да, и еще шелк тоже бы не помешал, а где сегодня взять шелк того же 1580 года? Когда нашему российскому историку В.Горелику, например, понадобилась сбруя для реконструкции снаряжения восточного воина, он отправился в Стамбул и купил там нужные ему кожаные детали, включая седло. Но и он, и музей, для которого он все это делал, знали о том, что это реконструкция, и никто за подлинную древность ее не выдавал. Да и кожей от нового снаряжения пахло не один месяц… И на коже не было ни трещин, ни следов использования. Так что реконструкция, в том числе и музейная, это одно, а вот подделка старинного артефакта — нечто совсем другое.


После долгих приключений картина Винчи возвращается на место, а богатые мошенники остаются с подделками в руках! («Ва-банк 3»)

На бронзе от времени возникает патина и современная химия позволяет ее имитировать. Так вот и ржавчина на железе тоже некоторым кажется признаком древности, но это не так. Это мнение зеленых дилетантов, не знающих на самом деле, что это совсем не доказательство старины, что есть изделия из железа, не имеющие ни единого пятнышка ржавчины, которым по четыреста лет и более. Но ржавчину можно создать искусственно, обрабатывая металл серной и соляной кислотами. Раньше кто-то подвешивал изделия в дымовой трубе, кто-то зарывал их в землю; вот ржавчина на них и появлялась. Но при этом возникает ржавчина, имеющая ярко-рыжий цвет, и она легко стирается пальцем, и находится она не в углублениях, а на ровных и открытых поверхностях. Понятно, что с ней надо что-то делать. Но убрав ее, вы не сможете изменить металлографический и спектральный анализ металла, то есть все ваши старания в итоге пойдут прахом и дорого вам продать ваш доспех попросту не удастся. А зачем его тогда подделывать, если он не очень-то и дорогой? Проще сказать правду, что это новодел, точная копия доспеха из такого-то музея. Это в любом случае даст заработок его изготовителю, вот только не такой большой.


Ну, а делать вот такие доспехи и вовсе смысла нет. Они обойдут дороже оригинала! (Императорский арсенал, Вена)


Есть и еще один занятный способ определить подделку в металле прямо на глаз. Посмотреть следы износа, которые в любом случае получаются только в определенных местах. Можно взять подлинную деталь старинного доспеха и дополнить ее недостающими частями и украшениями, чтобы сделать весь доспех более ценным. Но… вопрос в том, где его добыть и как заставить оценщиков смотреть только на нее. Опять же многие люди, которые подделывали доспехи в прошлом, были невежественны. Не все они, например, знали, что средневековые граверы, нанося рисунок на объект, процарапывали его на нем либо инструментами из кости, либо из дерева. Железные использовались редко. Это было… не принято. Но затем об этом забыли, так что позднюю работу всегда можно отличить от старой по слишком уж тонким линиям. И потом фальсификаторы не любят возиться с кислотами. Но даже когда они его и применяли, то подлинное травление всегда оказывалось глубже, чем поддельное. Точно так же определяется и поддельное золочение. В прошлом применялось золочение ртутной амальгамой. Поэтому в золоте сохраняются следы ртути. Даже через сотни лет! В современном золочении при помощи электролита ртутью и не пахнет!


Как это ни удивительно, наиболее приемлемыми для фальсификации на сегодня являются… детские доспехи. На них нужно меньше металла, по ним сохранилось меньше документов, то есть это не такая редкость «о которой все говорят». Вот, например, один из двух аналогичных доспехов, изготовленных около 1635-1638 гг. для двух сыновей эрцгерцога Леопольда V Зигмунда Франца и Фердинанда Карла по заказу их матери Клавдии Медичи. Мастер: Ханс Фрик из Инсбрука. Материалы: вороненое железо, кожа, голубой и темно-вишневый атлас. Однако и по ним работы будет ну просто очень много (Императорский арсенал, Вена)

Многие считают, что если уж изделие инкрустировано золотом или серебром, то подделкой оно быть не может. Может, конечно, но тут есть одна тонкость. Средневековые мастера-инкрустаторы вставляли в контуры рисунка кусочки золота, которые проковывали молотком, из-за чего они получались многоугольного сечения и… короткими. В позднее время в рисунок стали зачеканивать золотую проволоку, поэтому ее кусочки были длиннее. И под увеличительным стеклом хорошо видно, что в одном случае отрезки проволоки короткие, а в другом – длинные. Трудно и воронить предметы. Самый простой способ – нагреть металл в горячей золе, но… золы нужно много, она должна быть хорошо прогрета, а это требует много… древесного угля. А современный древесный уголь насыщен… радиоактивными элементами, которые впитывались живым деревом во время ядерных испытаний. Сегодня есть даже дендрохронологическая таблица таких испытаний, время и место которых определяют по годовым кольцам древесных спилов и процентном содержании в них тех или иных изотопов. Чернение переносит некоторую их часть в поверхностный слой, на что и укажет все тот же спектральный анализ.


Этот шлем достали со дна моря. И что тут можно подделать? Слои минеральных и биологических отложений? (Музей моря, Айя-Напа, Кипр)


Чеканка по металлу требует немалого труда и большого мастерства. Сегодня чеканные доспехи можно производить на потоке, можно с легкостью делать их гальванопластические копии и даже… распечатывать их в технологии 3D. Вопрос только в том, что все это так дорого, что «овчинка не стоит выделки». То, что будет изготовлено, можно продать как новодел, но за… «современную цену». Всякий покупатель «антика» потребует подтверждающие документы, а если их нет – результаты двух или трех независимых экспертиз. И на этом этапе все и закончится!

Даже украшения из эмали и то сегодня подделать целая проблема поскольку старинная эмаль и не очень чистая и местами довольно тусклая. Сегодня непрозрачные белые эмали сделать несложно, но зато в старых присутствуют крошечные пузырьки, которых в новейших не встречается. Даже старинный японский фарфор подделать проще, чем доспехи. Достаточно приготовить изделие, покрыть поливой и обжечь не в газовой печке, а в печке на дровах и в момент, когда полива начнет плавиться, не сильно постучать по ее стенкам. В расплавленную поливу обязательно попадут крошечные угольки и то, что обжигали изделие в печи на дровах не вызовет ни у кого ни малейшего сомнения. И вряд ли кто-то позволит отколупывать от его хрупкой чашки кусочек глины, чтобы провести ее спектральный анализ. А вот с металлом проделать такое можно запросто.

Кстати, если детали доспехов были окрашены масляными красками, а такое тоже практиковалось, то тем, кто хотел бы сохранить ее следы в углублениях, следует помнить, что старая масляная краска от современной очень сильно отличается: и по оттенку, и по составу она напоминает чистое льняное масло. А толстый слой лака с добавлением смолистых веществ начали использовать лишь только в XVIII веке. Конечно, и это древность, но не такая уж и большая.


Здесь придется подделать не только металл, но также и древесину щита, кожу и краску! (Императорский арсенал, Вена)


Вообще, с накоплением наших знаний о прошлом и обеспечением повсеместной доступности Интернета заниматься подделками становится невыгодно во всех отношениях. Даже не обращаясь к экспертам, можно, например, узнать из информации в Сети, что искусство, например, гранить драгоценные камни не такое уж и древнее. Хотя известно также, что полировщики алмазов в Нюрнберге упоминались в документах уже в 1385 года, а в 1456 году Людвиг фон Беркан научился шлифовать алмазы алмазным порошком. Тем не менее лишь 1650-х годах по распоряжению кардинала Мазарини первые алмазы подверглись огранке в форме бриллиантов, а широкое распространение началось только лишь в конце XVII века. Так что даже если кто-то и найдет документ, ну, скажем о том, что в 1410 году были заказаны рыцарские доспехи, украшенные жемчугом и алмазами – а это подлинный факт, что некий рыцарь Джон де Фиарлес именно в 1410 году отдал бургундским оружейникам 1727 фунтов стерлингов за доспехи, меч и кинжал, украшенные жемчугом, да еще и бриллиантами, то на самом деле речь не может идти о бриллиантах в нашем понимании этого слова. Алмазы не были огранены, они были только лишь обточены и отполированы. И если этого не знать, а попытаться сделать доспехи… на основе этого документа и современных граненых алмазов, определить, что это подделка поможет даже Википедия!


Очень трудны в подделке и чеканные доспехи. Например, вот такая кираса из Музея Армии в Париже


Известный специалист в области оружиеведения, собственно, даже человек, заложивший его основы – Венделин Бехайм, хранитель императорского оружейного собрания в Вене, в конце XIX века в своей «Энциклопедии оружия / Пер. с нем. А. А. Девель и др. Под ред. А. Н. Кирпичникова. СПб.: Оркестр, 1995», писал, например, о том, что в это время в Европе распространились поддельные рукояти кинжалов и сабель, отделанные гравированным нефритом. При этом фальсификаторы стали жертвой распространенного заблуждения, что необработанные куски нефрита в Европе в продажу не поступали. Между тем этот полудрагоценный камень, известный уже в древности и часто использовавшийся в Средние века на Востоке для украшения оружия, попал в Европу в начале XVIII века. А сделать из него копию популярного изделия было тогдашним мастерам вполне по силам. Да, но это было тогда, то есть во время написания им его книги. Сейчас различные виды анализов камня на камне не оставят от любой, даже самой качественной подделки.


Вряд ли какой-нибудь коллекционер оружия устоял бы перед вот таким шлемом бургиньотом с чеканными украшениями и драконом вместо навершия из Музея Армии в Париже. Вот только технология его изготовления превращает этот артефакт в нечто немыслимо дорогое. А все дорогое должно иметь заверенный множеством специалистов сертификат подлинности



Круглый чеканный щит-рондаш XVI века. Музей Армии в Париже. Такие щиты имели и боевое, и парадное предназначение. С ними у дверей в покои королей и герцогов стояла стража, а среди воинов-рондашьеров или носили офицеры, демонстрировавшие таким образом… не только свои материальные возможности, но и знатность!


При оценке древности и подлинности любой работы в первую очередь важны особенности изделия, обусловленные вкусами времени. Например, мне попадало в руки обручальное золотое кольцо конца XIX века. На нем было клеймо: «92ЧЗ». ЧЗ – это червонное золото, а 92 – его проба. Но самое удивительное, что на нем была видна белая металлическая полоска, то есть оно было… паяно серебром! Хозяин рассказал мне, что по молодости не раз сдавал его в ломбард и… тамошние оценщики, стоило им только попасть на эту пайку, тут же обвиняли его чуть ли не в мошенничестве, но… попробовав металл кислотой рядом, тут же соглашались с его высокой ценой. Но очень удивлялись его «древности». И еще тому, что оно было больше похоже на медное, нежели на наше современное, золотое. И вряд ли кто-нибудь сегодня смог бы за реальные деньги подделать такое кольцо. А кто бы и смог, потребовал бы за него такую плату, что она обесценила бы всякий смысл его продажи.

Столь же трудно подделать и старое дерево, которое иной раз попадается в оружие минувших веков. Дело в том, что старое дерево обычно бывает повреждено древоточцем. Такое дерево ищут, скупают и перепродают по высоким ценам как раз таким вот мошенникам-фальсификаторам. Но замечено, причем давно, что древоточец никогда не грызет древесину вдоль резьбы, а делает в ней длинные поперечные ходы. Так что переделать одну «деревяшку» в другую очень сложно. Написать картину на доске из старинного ореха еще можно. Но как сделать из старого комода древко рыцарского копья или же ножны для меча? И в каком сарае у какой бабушки может быть найдена такая подделка?

Еще больше хлопот предстоит принять тем, кто задумает осуществить подделку старинного огнестрельного оружия. Дело в том, что в XVI веке было можно украшать дерево ложи и приклада инкрустациями из кости и перламутра. В те далекие годы это делалось вручную. А вот сегодня врезать узор можно на станке с ЧПУ. Но… будет он слишком уж ровным и точным. Между тем, как при ручном резании всегда имели место незначительные дефекты. Пластинки перламутра для того, чтобы на рисунке не оставалось ни малейшего зазора, приходилось долго и трудно подгонять. Фальсификаторы XIX века возникающие зазоры заполняли мастикой разного состава «под дерево». Сегодня без этого можно обойтись, но тогда понадобится трудоемкая работа по искусственному старению самого изделия. И тем не менее и здесь легко ошибиться. Достаточно взять «не ту химию», как она сразу же оставит свои следы и сделает объект подделки уязвимым для анализа.


Доспех Вольфганга фон Полхейма (1458 — 1512). Изготовлен около 1510 г. Возможно принадлежали знаменитому Вольфгангу фон Полхейму, который стал Рыцарем Золотого Руна в 1501 году и занимал высокие судебные посты при дворе императора Максимилиана I. Материал: железо с травленой отделкой и следами ржавчины. Детали доспеха для рук отсутствуют (Императорский арсенал, Вена)


В итоге мы имеем на сегодня следующий вывод: современная подделка старинных доспехов и оружия на уровне, гарантирующем их сбыт музеям и очень богатым коллекционерам попросту невыгодна. Она не окупится. Копирование доспехов из музеев – да сколько угодно и чем не точнее будет это копирование осуществлено, тем дороже, естественно, окажутся эти доспехи. Какие-то подделки периода XVIII – XIX вв. вполне возможно существуют и поныне, но украшают кабинеты и апартаменты богатых граждан. На сегодня это уже своя категория «антиков» и ценны они уже тем, что были сделаны в указанное время. Что же касается известных музеев, то возможности экспертизы имеющихся у них артефактов настолько велики, что… можно данную тему применительно к их экспозициям считать закрытой навсегда! Украсть известную картину или даже рыцарские доспехи, конечно, можно и сегодня. Продать их уже будет очень сложно. Подделать…будет технически очень сложно и попросту говоря невыгодно!


«8 подруг Оушена». Еще один американский комедийно-криминальный фильм режиссера Гэри Росса про подделки и ограбление. Его героини работают на самом современном оборудовании – установке для 3D печати. И тем не менее, их подделка может обмануть только лишь громил-охранников. Специалист обнаруживает ее сразу


Вот примерно таким же можно сегодня сделать и копию любых рыцарских доспехов. Вот только подменить их будет непросто. Как-никак, многие из них весят по 28-30 кг, а если еще и с конскими латами – то и все 50 и более!
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

74 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    30 октября 2019 18:35
    Ладно ладно уговорили, уже бросил это занятие, хотя и не начинал. Проще бухлишко подделывать. Эх если бы не мое неизлечимое генетическое изменение. руки из задницы растут, остается только охать, глядя на эту красоту. Спасибо.
  2. +7
    30 октября 2019 18:39
    Красивый шлем
    1. +1
      30 октября 2019 21:50
      Только шлем?))
      1. -1
        30 октября 2019 22:48
        Ну разве что шлем...
    2. +2
      30 октября 2019 21:59
      Цитата: Далтон
      Красивый шлем

      Какой из?
  3. +1
    30 октября 2019 18:51

    "Блеф", 1976 год. Шлем Нибеллунгов!

    А этот- вообще Александра Македонского! wassat
  4. +2
    30 октября 2019 19:02
    Продать их уже будет очень сложно. Подделать…будет технически очень сложно и попросту говоря невыгодно!

    Вот тут то, как раз, всё наоборот.
    Сегодня резко набрал обороты рынок поддельного антиквариата. Суммы на нём крутятся колоссальные. Античное - не значит отличное. Любой торговец антиквариатом скажет вам, что старинные вещи - замечательное средство преумножения капитала. Обычно вложения приносят 15-20 процентов годовых, но часто ценность картины, фарфора или монеты удваивается!
  5. 0
    30 октября 2019 19:11
    Спасибо за интересную статью. Автору респект good
  6. +2
    30 октября 2019 19:15
    Вечера доброго всем!Вячеслав Олегович,а ведь у доспеха фон Полхейма не только деталей для рук не хватает.?Но и чутка пониже тоже некомплект! laughing Или задумка мастера?
    1. +3
      30 октября 2019 19:35
      Сергей! Интересный вопрос... Во-первых, на мой взгляд, юбка из полос должна быть длиннее и да, в последней полосе там просматривается выемка для... Но... нет нижних деталей и можно лишь гадать. Во вторых, этой детали могло и не быть вообще. Хотя доспех эпохи когда они как раз и появились! Надо консультироваться со специалистами, что очень сложно.
      1. +3
        30 октября 2019 19:44
        Да и на мой взгляд,уж там-то!определённо должна быть защита.
  7. +2
    30 октября 2019 19:45
    Бывал на экспозициях оружия и доспехов в Питере (дворец Меньшикова ,Эрмитаж) ,
    подметил одну занятную особенность:
    Чем больше всякой овощи налеплено на железе ,тем это всё ближе к Италии ,и...
    и чем проще и изящнее узор на доспехе или оружии ,тем это всё ближе к Германии ...
    1. +1
      30 октября 2019 21:00
      Бывал на экспозициях оружия и доспехов в Питере (дворец Меньшикова ,Эрмитаж) ,
      подметил одну занятную особенность:
      Чем больше всякой овощи налеплено на железе ,тем это всё ближе к Италии ,и...
      и чем проще и изящнее узор на доспехе или оружии ,тем это всё ближе к Германии ...
      Чем южнее тем красочнее, чем севернее тем строже. Географическизависимая ментальность той или иной этнической группы. Вот и закономерность.
      1. 0
        30 октября 2019 21:05
        "Чем южнее тем красочнее, чем севернее тем строже"
        Полностью согласен ,но ...
        Красочными называть их язык не поворачивается ,скорее аляповатыми ,...
        а вот германские ,да завораживают своей лаконичностью и законченностью !…
        1. -1
          30 октября 2019 21:06
          Полностью согласен ,но ...
          Красочными называть их язык не поворачивается ,
          Согласен, многовычурные больно.
  8. +6
    30 октября 2019 19:53
    Интересно получилось, Вячеслав Олегович. Вышлите это почитать Фоменко. laughing
    Впрочем, тема подделок доспехов у них, как-будто, не в тренде. Вот если бы вы написали про подделку летописей, документов и т.п., тут их, кто ещё жив и сюда заглядывает, наверняка бы прорвало. laughing
    Но и так неплохо. good
    1. +4
      30 октября 2019 21:14
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Вышлите это почитать Фоменко.
      Впрочем, тема подделок доспехов у них, как-будто, не в тренде.

      Это для Фоменко/Носовского мелко. У них же целый Новгород Великий (все слои) подделали и закопали в нужном месте и на нужной глубине. laughing
  9. +1
    30 октября 2019 20:21
    Когда дочь выходила замуж, обручальное кольцо взяли из прабабушкиной шкатулки, где вперемешку было золото и бижутерия.
    Современные ювелиры затруднились определить , золото или нет, и по клейму и по цвету. Кольцо оказалось царского золота.
    56 проба, если не ошибаюсь.
    Сниму клеймо при случае.
    1. +3
      30 октября 2019 21:36
      Со мной было тоже самое... фамильное обручальное кольцо столь высокой пробы, что ювелиры не смогли ее определить по нашей шкале. Вот таким и покрывали доспехи и где его столько набрать?
      1. +3
        30 октября 2019 22:19
        Цитата: kalibr
        фамильное обручальное кольцо столь высокой пробы, что ювелиры не смогли ее определить по нашей шкале.

        Зря картины упомянули. В истории есть пример, когда Ван Мегерена судили за распродажу национального достояния. Пока тот на суде не взорвался: "Болваны, эти картины я сам написал!" Долго этот наркоман потом доказывал, что картины 17-ого века - его мазня. Пришлось ещё одну нарисовать.
        1. +2
          31 октября 2019 00:19
          Цитата: мордвин 3
          Зря картины упомянули.

          Не так выразился. Хочу сказать, что абсолютно убежден, что в любом крупном музее найдется куча подделок, только экспертизы никто проводить не будет. Репутация пострадает. Если бы тот же Ван Мегерен не втюхнул свою картину якобы Вермеера Делфтского "Христос и судьи" Герингу, в чьей коллекции её нашли американцы, то так бы и считали эти картины подлинниками.
        2. +1
          31 октября 2019 07:50
          Об этом как раз есть в фильме "Как украсть миллион"
      2. +12
        30 октября 2019 23:04
        Кольцо оказалось царского золота.
        56 проба, если не ошибаюсь.
        Сниму клеймо при случае.


        "Царское золото" ничем не отличается от современного, кроме системы измерений.
        Проба благородных металлов - определение различными аналитическими методами пропорции, весового содержания основного благородного металла (золота, серебра, платины,палладия и т. п.) в пробируемом сплаве.
        До 1927 года применялась золотниковая проба, построена на основе русского фунта, содержащего 96 золотников. Золотниковая проба в обозначении соответствует числу золотников драгоценного металла в 96 золотниках (1 фунте) пробируемого сплава.
        Следовательно, 56 проба означает, что в 96 золотниках ювелирного сплава 56 золотников золота, т.е. доля золота составляет 0,583.
        С 1927 года действует метрическая система проб - количество миллиграммов основного благородного металла в 1 грамме (процентное количество чистого металла в сплаве при добавление запятой после второго знака) пробируемого сплава.
        Таким образом 56 проба "царского золота" соответствует 583 современного, хотя более употребимая 585.
        фамильное обручальное кольцо столь высокой пробы, что ювелиры не смогли ее определить по нашей шкале. Вот таким и покрывали доспехи и где его столько набрать?
        Никаких проблем с определением пробы при наличии электронного тестера типа "AuRACLE Gold&Platinum Tester AGT-1", который есть в любой нормальной лаборатории нет.
        Самая высокая проба - 96 царская или 999 "советская" или 24 карата американская, для ювелирных изделий практически не используется, так как золото очень мягкое и такое украшение, тем более кольцо, деформируется прямо на пальце. Поэтому и "при царях" и сегодня оптимальной считается 56/585 проба. Очень редко встречается 92/958.
        1. 0
          31 октября 2019 12:01
          Ну, это у нас оптимальная 585, а все кто бывал в арабских странах не забывают упомянуть про то, что золото у них желтее нашего, с более высокой пробой.
          1. +2
            31 октября 2019 12:35
            То, что золото "желтее" еще не значит, что у него более высокая проба. Желтый цвет сплава имеет два состава. Первый - 75% золота,17% серебра и 8% меди, соответственно - 750 проба.
            Второй - 58,5% золота, 18,75 серебра и 22,75 меди - 585 проба. И по цвету они практически одинаковые.

            Слева 585, справа 750.
            Цвет - вообще не показатель. То же золото 585 пробы может быть красным, розовым, зеленым и белым. Все зависит от добавок.
            1. -2
              31 октября 2019 17:10
              советую вам разобраться в сущности вопроса.а не писать ерунду.Кстати есть еще "черное золото"-нефть называется.
              1. +1
                31 октября 2019 17:13
                Вы своему совету сами место определите, или Вам подсказать?
      3. -2
        31 октября 2019 17:01
        А где же ваша "фамилия"блистала?уж ли не в еврейских гетто Умани или Бердичева ?
  10. +2
    30 октября 2019 20:54
    Вот вспомнил как-то картину из "Сватовства гусара" - и, пожалуйста, - набор возможных подделок.

    И не все "Чёрные квадраты".

    Сколь же условны эти "верхние цены". Немного за функционал - остальное за легенду.

    "Продаю: купите то, чем я владею.
    Лестницу на небо дёшево отдам" (с).
  11. +3
    30 октября 2019 21:09
    Всегда поражался удивительной красоте парадных доспехов ! В бою просто противник должен был остановиться, разинув рот, и опустить меч, дабы не портить такую красотищу ! laughing

    Уважаемый Вячеслав Олегович, большое спасибо за столь великолепные иллюстрации, само по себе это шедевр. Я был и в Дрезденской галерее, и в Венской оружейной палате, но вот у меня такие фотки не получились...

    Хотя по поводу стоимости подделок - не знаю, мне кажется, что при современных технологиях, доступности металлов, материалов, сравнительной дешевизне серебра и золота, всё же изготовить проще и если потом продать за несколько сотен тысяч евро такую красоту - то мастер не останется в накладе !
    1. +5
      30 октября 2019 21:41
      Я по теме близкой мне знаю, в 70-е годы ХХ века в Иране много пытались подделать серебряных сасанидских тарелок: просто и быстро, типа монеты есть по всем шахиншахам, вот и копируй, выброс Сасанидского серебра на рынок вначале никого не удивил, но потом было доказано, что головные уборы в торевтике и на монет у шахиншахов разняться. Вот так, до сих пор можно найти в инете изображение некоторых подделок. но и подделки становятся антиком laughing laughing
    2. +3
      30 октября 2019 21:52
      Цитата: Михаил Матюгин
      В бою просто противник должен был остановиться, разинув рот, и опустить меч, дабы не портить такую красотищу !

      Лихорадочно прикидывая в уме сколько можно будет выручить за "красоту" и сколько родственники отвалят за парнишку, внутри нее, если его удастся в плен взять? И как их лучше продавать - порознь, или в комплекте? laughing
    3. +3
      30 октября 2019 22:36
      Это уже Исаак из Йорка по поводу сохранности доспехов переживал.

      Но этих доспехов у него немало было. Вот так всегда: "Кесарю - кесарево".
  12. Комментарий был удален.
  13. +4
    30 октября 2019 21:29
    шлемом бургиньотом с чеканными украшениями и драконом вместо навершия из Музея Армии в Париж
    ,,вот интересно recourse один или несколько человек делали этот шлем и по времени на изготовление сколько занимало?
    1. +2
      30 октября 2019 23:12
      Цитата: bubalik
      ,вот интересно один или несколько человек делали этот шлем и по времени на изготовление сколько занимало?

      Как я немного знаю процесс производства в итальянских оружейных мастерских 15 века - даже относительно обычные доспехи делали уже по типу мануфактуры, потоком, несколько человек, или даже десятков человек (именно благодаря данному процессу, если не конвейера, то хотя бы разделения задач, так резко выросла производительность труда и увеличился выпуск доспехов, которые ранее делал один мастер месяцами, а то и годами).

      А такие шедевры как парадный бургиньот с таким щитом - думаю делал целый коллектив специалистов. Грандмастер вероятно только следил за общим уровнем качества и лично доводил последние штрихи.
      1. +4
        31 октября 2019 06:33
        Михаил Матюгин
        Вчера, 00:12
        ,,,спасибо yes
  14. +4
    30 октября 2019 21:31
    Браво Вячеслав Олегович,
    люблю я про антиквариат фильмы, ну а такие истории про оружие ещё больше.
  15. +5
    30 октября 2019 21:33
    Цитата: Михаил Матюгин
    сравнительной дешевизне серебра и золота

    Уважаемый Михаил! Дешево золото из Индии, дешево серебро из Мексики. А в них характерные примеси. Получить золото и серебро ТОГО состава сложнейшая задача. Нужно учесть сколько уйдет в гарь, но главное... радиирующие металлы, которые загрязняют сплавы. % их в сплавах того времени и современных известен, есть таблицы. Так что первый же спектральный анализ покажет....
    1. +1
      30 октября 2019 22:47
      Цитата: kalibr
      но главное... радиирующие металлы, которые загрязняют сплавы. % их в сплавах того времени и современных известен, есть таблицы. Так что первый же спектральный анализ покажет....

      Об этом то я и не подумал, но всё равно, мне кажется, что если не очень резать ценой, то клиент может не потащить на спектральный анализ, и можно всё же сбыть с хорошим прибытком и новодельные доспехи такого качества. Вопрос, где ещё найти мастеров, которые бы смогли ТАК сделать - ведь тут каждый предмет доспеха - сам по себе шедевр искусства !
    2. +6
      30 октября 2019 23:38
      Несколько уточнений.
      радиирующие металлы - что за металлы такие, науке неизвестные.
      Получить золото и серебро ТОГО состава сложнейшая задача.
      Никакой сложнейшей задачи в получении "того" золота нет при наличии соответствующих знаний, которые отнюдь не являются тайной за семью печатями.
      А вот техническая экспертиза золотых изделий - вопрос действительно достаточно сложный. И если фальсификаторы - профессионалы, то вопрос выявления подделки по составу очень сильно усложняется.
      Совсем недавно появился метод, основанный на свойстве золота связывать альфа-частицы (гелий), продуцируемые радиоактивным распадом урана и тория, обычно присутствующих в золоте в количестве около 1 ррм. Независимые измерения концентрации гелия и урана/тория в золоте с учетом времени соответствующих полураспадов позволяют определить возраст изделия, точнее, время, прошедшее с момента последнего сильного нагрева данного металла, поскольку гелий покидает металл лишь при температурах, близких к точке плавления.
      То есть ученые пытаются создать что то типа "гелиевых часов" для датирования археологического золота, поскольку накопление гелия в металле начинается с момента изготовления (последнего сильного нагрева) предмета. Ввиду новизны метода о его эффективности пока говорить рано.
      1. +1
        31 октября 2019 17:13
        Да.РАДИИРУЮЩИЕ МЕТАЛЛЫ-это что-то.!!!! Прекрасно характеризует уровень образованности Шпаковского.
      2. 0
        21 февраля 2020 16:13
        Подделать можно всё. Даже экспертов. Вон, СССР, заботливо взращивал "экспертов" на западных кафедрах, чтобы потом тыкать народу, мол: "Даже великий ученый Бэзил Пупкинсен согласен с нашей политикой". А сколько богатых мразей в мире - ооо! Они могут подделывать даже не ради выгоды, а просто ради забавы. А потом полвека народу будут мыть мозги, что эти доспехи носил сам Нерон. И стеллу мраморную найдут и свидетелей, и пергамент слепят. А независимых экспертов будут динамить через подставные прокладки-лаборатории, мол, все исследования только через лабораторию им. Бэзила Пупкенса.
        1. 0
          21 февраля 2020 17:11
          Подделать можно всё.
          Интеллект подделать нельзя. Ни за какие деньги. Или он есть, или его нет.
          1. +2
            21 февраля 2020 17:21
            Цитата: Undecim
            Интеллект подделать нельзя. Ни за какие деньги. Или он есть, или его нет.

            Интеллектом, в определенном смысле, обладает даже паук. А потому его не надо подделывать )

            Вы, вероятно, о "высоком интеллекте". Тут другой вопрос - а кто решит, высок ли он, и достаточно ли высок? В чем измеряется, сколько вешать в граммах. И т.д.
            1. 0
              21 февраля 2020 17:41
              Вы, вероятно, о "высоком интеллекте".
              Я о человеческом интеллекте.
              Интеллектом, в определенном смысле, обладает даже паук.
              Когнитивная этология и Надежда Николаевна этот вопрос трактуют несколько по другому.
              1. +2
                21 февраля 2020 17:51
                Цитата: Undecim
                Вы, вероятно, о "высоком интеллекте".
                Я о человеческом интеллекте

                Понятие "уровень интеллекта" существует, или нет? Если да, то ваше "или есть, или нет" неверно.
                1. 0
                  21 февраля 2020 18:02
                  Мое "или есть, или нет" в плане определения интеллекта никакой роли не играет. Тут народ начиная от Фомы Аквинского до Висснер-Гросса потрудился, чтобы точки над і расставить.
                  Уровень человеческого интеллекта, это совершенно отдельный вопрос, к нашей дискуссии не относится, так как интеллект человеческий и интеллект животных - совершенно разные вещи.
                  1. +2
                    21 февраля 2020 18:06
                    Цитата: Undecim
                    Уровень человеческого интеллекта, это совершенно отдельный вопрос, к нашей дискуссии не относится

                    Не согласен.

                    Цитата: Undecim
                    Интеллект подделать нельзя. Или он есть, или его нет

                    Это модель "черное-белое". У меня иная модель, подразумевающая существование некой градации этого свойства человеческой личности. Я все еще об интеллекте. Еще раз повторю вопрос: понятие "уровень интеллекта" имеет право на существование, или нет? Как вам кажется?
                    1. 0
                      21 февраля 2020 18:43
                      На существование право имеет, но на мое "или есть, или нет" никак не влияет, так как если мы обсуждаем уровень чего то, то подразумевается этого "чего то" наличие.
                      Следовательно, говоря об уровне интеллекта, мы автоматически подразумеваем его наличие. У того, чего нет, не может быть уровня.
                      1. +2
                        21 февраля 2020 19:05
                        Цитата: Undecim
                        на мое "или есть, или нет" никак не влияет

                        Вас понял. Это схоластика. Спасибо за содержательную беседу laughing
                      2. 0
                        21 февраля 2020 20:45
                        На здоровье. И Вам всего хорошего.
  16. +4
    30 октября 2019 21:44
    Цитата: Хозяин Трилобита
    Вот если бы вы написали про подделку летописей, документов

    Тут я не очень большой специалист... Но... вчера был в архиве ОФОПО ГАПО. Это бывший архив ОК КПСС. Пять этажей без лифта. Забиты шкафами с бумагами. Желтыми, всякими... чего там только нет. Начиная от документов об организации митингов осуждающих врагов народа в 37-ом с отчетом сколько рабочих с какого завода участвовало, сколько выступало и кто, что сказал, до персональных дел 1963 года по исключению из рядов КПСС коммунистов-мужеложцев и искусственному осеменению свиноматок. Вопрос: что тут подделывать и зачем? Какой так сказать тренд подделки, на что ориентироваться? Как узнать какие документы понадобятся через 10,20, 50 лет? Поэтому смысла нет. Дорого очень и, главное, опасно из-за наличия перекрестных ссылок в других архивах и копий всего пензенского архива в архивах центральных, вот ведь еще морока. Все же скопировано и хранится и у нас и в Москве! Не хватит, ни сил, ни денег, ни ума, ни фантазии переписать все эти пять этажей! А две-три бумажки погоды не сделают. Одних гомиков там... сотни!
    1. +4
      30 октября 2019 21:58
      Какой удар по скрепам)) hi
      1. +2
        31 октября 2019 07:39
        Да уж! Причем, работаю в архиве не один!!! Еще один МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК, собирает материал для книги по Гражданской войне, которую хочет издать за СВОИ ДЕНЬГИ! Вот до чего дело дошло. Говорил с ним... как... Я ему - да, надо заработать. Он мне - люди должны знать правду, я докапываюсь до... и с той стороны и с другой. Все будет по документам. Немыслимая ситуация в недавнее время.
    2. -1
      31 октября 2019 17:17
      я.бы таких.как вы."палестинских казаков"и на версту не подпускал бы к архивам КПСС.И СССР.
  17. +11
    30 октября 2019 21:57
    Цитата: Михаил Матюгин
    Я был и в Дрезденской галерее, и в Венской оружейной палате, но вот у меня такие фотки не получились...

    Сейчас связался с пресс-центром Метрополитен-музея, где проходит выставка ДОСПЕХИ МАКСИМИЛИАНА I. Получил от них фото с выставки музейного качества и разрешение их использовать. По сути - те же доспехи, что и я снимал, но с прекрасным качеством. Уже написал первую статью - ждите. Вторая пишется. Смотрю и сам радуюсь. Видно каждую заклепочку! Хочу послать их письмо и фото в нашу Оружейную палату... показать, как относятся к людям "там". Поскольку за аналогичные фото из нашей палаты с меня запросили больше 2200 р. за штуку. Ну хоть бы 200... Понятно, что стыд не моча, глаза не ест, но все-таки. Пусть знают!
  18. +3
    30 октября 2019 23:40
    Красота! Интересная статья
  19. -1
    31 октября 2019 04:15
    Вячеслав, Ваши статьи, посвящённые средневековым доспехам, не перестают радовать, но нет ли у Вас планов выложить пару подобных по доспехам античным ?
    Три года назад мы всей семьёй ходили на выставку артефактов из Помпеи и Геркуланум. Состояние гладиторских доспехов (шлем мурмиллона и поножи) произвело сильнейшее впечатление. Состояние шлема было не хуже, чем у отлично сохранившихся средневековых шлемов с Ваших фотографий.
    Не поленились уточнить у администрации, подлинные ли они ? Нам подтвердили, что всё настоящее.
    1. +2
      31 октября 2019 09:45
      Вячеслав, Ваши статьи, посвящённые средневековым доспехам, не перестают радовать, но нет ли у Вас планов выложить пару подобных по доспехам античным ?

      пару лет назад был цикл по "анатомическим кирасам". Точно помню. По микенским доспехам тоже писал. hi
    2. -2
      21 февраля 2020 16:06
      В ювелирном салоне тоже спешат заверить, что голубые фианиты - самые настоящие топазы. А сколько говлита под видом бирюзы было продано - не счесть.
  20. +3
    31 октября 2019 05:51

    Портрет матери Уистлера. Реконструкция.
    Спасибо, Вячеслав - прочел на одном дыхании, а буржуйские фото просто обалдеть good Что не изделие, то шедевр !
  21. +1
    31 октября 2019 07:34
    Цитата: Товарищ
    Нам подтвердили, что всё настоящее.

    Так ведь они бронзовые! А бронза очень хорошо сохраняется, лучше даже чем чистая медь!
    Теперь насчет Вашего вопроса. Есть два варианта: первый поехать туда самому и все отснять, прочитать нужные книги и написать. Но вряд ли это удастся в ближайшие пять лет. Второй - связаться с администрацией и попросить... Но тут 50% на 50... Италия это не Австрия и не США...
  22. +1
    31 октября 2019 07:44
    Цитата: Михаил Матюгин
    и можно всё же сбыть с хорошим прибытком и новодельные доспехи такого качества.

    Вот это сейчас и стало бизнесом. Указывается КОПИЯ ТОГО-то... причем эти копии выставляются и в музеях, но с указанием - КОПИЯ! И они дорого стоят!
  23. +1
    31 октября 2019 07:45
    Цитата: bubalik
    один или несколько человек делали этот шлем и по времени на изготовление сколько занимало?

    Точно знаю, что несколько. Но сколько не знаю. Сейчас об этом ищется...
  24. +1
    31 октября 2019 07:48
    Цитата: Undecim
    Никаких проблем с определением пробы при наличии электронного тестера типа "AuRACLE Gold&Platinum Tester AGT-1", который есть в любой нормальной лаборатории

    Это было в советское время в 1974 году. Никаких тестеров не было. Кольцо мазали какой-то кислотой и смотрели в лупу. Вот и вся "лаборатория".
    1. +5
      31 октября 2019 08:30
      Это называется определение пробы с помощью пробирных реактивов. Очень точный метод, просто возни больше.Применяется и сегодня.
      Для апробирования сплавов золота 375, 500, 583, 585, 750 пробы применяются соответственно кислотные реактивы 375,500,583/585, 750 - растворы соляной и азотной кислот различной концентрации.
      Применяется так же хлорное золото - для апробирования сплавов золота до 600 пробы, раствор йодистого калия — для апробирования сплавов золота от 800 пробы.
      1. +2
        31 октября 2019 10:28
        Вот видите, какие интересные вещи Вы знаете!
        1. 0
          31 октября 2019 14:14
          Вот видите, какие интересные вещи Вы знаете!

          Виктор Николаевич, думаю, такие тонкости по металлам знает "на отлично" - профессия-с! good А если не знает, то найдет... Однако, уважение Виктору Николаевичу drinks
          1. +3
            31 октября 2019 14:55
            Родственник моего сокурсника был известным екатиринославским ювелиром. У него дома хранился аналогичный набор реактивов, только в соответствующей середине XIX века деревянной шкатулке и произведен в Германии. Мы все шутили, что Лёве осталась не только шкатулка с реактивами и предлагали явку с повинной. Его папе наши шутки очень не нравились.
            1. +1
              31 октября 2019 16:13
              Мы все шутили, что Лёве осталась не только шкатулка с реактивами и предлагали явку с повинной. Его папе наши шутки очень не нравились.

              как будто анекдот рассказали с серьезным лицом laughing good пять баллов! drinks
  25. +1
    31 октября 2019 10:31
    Цитата: Пане Коханку
    пару лет назад был цикл по "анатомическим кирасам". Точно помню. По микенским доспехам тоже писал.

    Да, пане, все это было... но согласитесь, что долго искать. Потом большинство нормальных людей забывает не свойственные их специализации вещи через 90 дней на 90%. А через 180? Так что что-то можно и должно повторять, но уже на несколько новом информационном уровне.
  26. 0
    31 октября 2019 10:37
    Цитата: Михаил Матюгин
    даже относительно обычные доспехи делали уже по типу мануфактуры, потоком, несколько человек, или даже десятков человек (именно благодаря данному процессу, если не конвейера, то хотя бы разделения задач, так резко выросла производительность труда и увеличился выпуск доспехов, которые ранее делал один мастер месяцами, а то и годами).

    Именно! Даже указания есть - кто был чеканщик, кто гравировал, кто рисовал эскиз, кто покрывал золотом! Но не всегда в музеях эта информация выкладывается. Нет единого стандарта подписи под экспонатом. Например, указываются размеры изделия, но не вес. Указываются вес и размеры и Ф.И.О. мастеров и их родной город и год, но не всегда...И не во всех музеях. Например, в Вене это не практикуется!
  27. 0
    31 октября 2019 12:47
    Цитата: Теренин
    Любой торговец антиквариатом скажет вам, что старинные вещи - замечательное средство преумножения капитала

    Расскажите это торговцам советской фалеристикой - они много что расскажут о изменении цен за последние 4 года
  28. -2
    21 февраля 2020 16:00
    Жаль, что статья не касается возможности подделки не вещи, а истории. Ведь, если государственным органам понадобится материал для своих идеологических непотребств, то тамошние дельцы изготовят что угодно и в любой сложности, и в тотальной конспирации. Сравнительно недавно только прошел слух, что мраморный Лаокоон - дело рук не древних греков, а Микеланджело, который мог оказаться тем ещё пройдохой, шлёпавшим "античные находки" налево и направо. Он же спешно и сжег свой архив перед смертью, как будто что-то хотел скрыть. Так и тут - великолепные доспехи им. Такого-то Такого-то могли быть выполнены по заказу правящих верхушек. Уж не со своего кармана им-то платить. Не зря историков прозвали "сплетниками крупного калибра".

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»