«Объект 219А» - опытный основной боевой танк

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 539-184 от 6 июля 1976 г. «О принятии на вооружение Советской Армии танка с газотурбинным двигателем» на вооружение Советской Армии был принят основной боевой танк Т-80 («объект 219 сп.2») с газотурбинным двигателем (ГТД). Танк был разработан в ленинградском КБ-3 ПО «Кировский завод» под руководством гл. конструктора С.Н.Попова. Т-80 («объект 219 сп.2») стал первым в мире серийным танком с газотурбинной силовой установкой.

«Объект 219А» - опытный основной боевой танк
«Объект 219А» - опытный основной боевой танк
«Объект 219А» - опытный основной боевой танк
Опытный танк "объект 219А" с навесной динамической защитой (Кубинка)


Первоначально «объект 219» разрабатывался как газотурбинный вариант танка Т-64А («объект 434») конструкции ХКБМ. Опытный танк на базе Т-64А («объект 434») получил индекс «объект 219 сп.1» ("сп." - спецификация). Его первые опытные образцы были изготовлены в 1969 г. Но в силу ряда причин конструкция танка в окончательном варианте («объект 219 сп.2») сильно отличался от своего прототипа. Несмотря на преемственность конструкции, внешнюю схожесть, одинаковый комплекс вооружения и механизм заряжания (МЗ), одинаковые приборы управления огнём и оборудование прицеливания (на танке «объект 219 сп.2» использовалась башня и боевое отделение (БО) танка Т-64А («объект 434»)) оба танка имели низкую степень унификации узлов и деталей.


После принятия на вооружение танк Т-80 с ГТД-1000Т («объект 219 сп.2») был запущен в серийное производство, но ввиду новизны и большого объёма экспериментальных, опытных и доводочных работ основные усилия КБ-3 были по-прежнему сосредоточены на поэтапной отработке моторно-трансмиссионного отделения (МТО) с ГТД, которая заключалась в повышении надёжности и топливной экономичности, увеличению ресурса и мощности ГТД, снижению расхода топлива.

А.К.Дзявго, заместитель главного конструктора КБ-3, начальник танкового конструкторского бюро КБ-Б: "Мы львиную долю времени занимались газовой турбиной"...

«Объект 219А» - опытный основной боевой танк


Между тем с середины 1970-х гг. в ХКБМ велись работы по повышению боевых и технических характеристик танка Т-80 («объект 219 сп.2») и установке на него нового дизельного двигателя 6ТД-1. Харьковский опытный танк получил шифр «объект 478». Проект танка был выполнен в ХКБМ в 1976 г.

В ОКР по танку «объект 478» использовался конструкторский задел, полученный при разработке опытного танка «объект 476» (1976 - 1979 гг.). В частности, на танке «объект 478» были установлены: новое БО, перспективная башня и МТО, испытанные на опытном танке «объект 476».

Опытные образцы танка «объект 478» появилась в начале 1980-х гг. и представлял собой комбинацию шасси «восьмидесятки» с БО, башней и МТО танка "объект 476".

Новая объёмная харьковская башня получила улучшенную комбинированную бронезащиту из разнесенных стальных плит с внутренними броневыми вертикальными пластинами, перемежавшимися слоями пенополиуретана, в которых вязла кумулятивная струя. Внешне башня отличалась более полными формами с развитыми скуловыми частями, в полости которых через верхние колодцы помещался наполнитель. Поскольку прежнее прицельное оборудование и огневая мощь уже не отвечали растущим требованиям, в состав обновлённого БО планировалось ввести разрабатывавшиеся современные приборы управления огнем и новый комплекс вооружения.

Такое компромиссное решение по внедрению в танк "объект 219 сп.2" задела по башне и новому БО получило поддержку ленинградцев, у которых занятость всех сил на отработке МТО с ГТД не оставляла времени на разработку собственной системы вооружений и башни. Параллельно с созданием танка «объект 478» в КБ-3 также были развёрнуты работы по улучшению защищённости и совершенствованию танка Т-80 («объект 219 сп.2»). Ленинградский вариант модернизированной «восьмидесятки» с башней танка «объекта 476» получил шифр «объект 219А».

«Объект 219А» - опытный основной боевой танк
«Объект 219А» - опытный основной боевой танк
Опытный танк «объект 219А» с бонками для установки навесной динамической защиты (НДЗ) на ХТРЗ. Изготовленный в Харькове в декабре 1984 г.
На крыше корпуса в районе отделения управления виден серийный № У12ЕТ005, где:
У - 1984 г.,
12 - декабрь,
ЕТ- Харьковский завод транспортного машиностроения,
005 - заводской номер.
(фото http://www.russianarms.ru)


Таким образом, на танке «объект 219А» была существенно улучшена защита, а также применён ряд других усовершенствований, в частности, встроенное бульдозерное оборудование для самоокапывания и усовершенствованный гидромеханический МЗ 6ЭЦ43 с механизированным конвейером на 28 выстрелов (остальные выстрелы размещались в немеханизированных укладках). В перспективе БО танка планировалось оснастить новым комплексом управляемого вооружения (КУВ) 9К119 «Рефлекс» с лазерным наведением ракеты (вместо КУВ 9К112 «Кобра» с радиокомандным наведением), а так же автоматизированной СУО 1А45 «Иртыш» с лазерным прицел-дальномером 1Г46.

Первый опытный образец танка «объект 219А» был изготовлен на ПО «Кировский завод» в 1982 г. Танк был оснащён КУВ 9К112-1 «Кобра» и новым МЗ 6ЭЦ43. Впоследствии было выпущено еще несколько машин, имевших незначительные различия. В 1984 г. именно на них отрабатывали опытные образцы навесной динамической защиты (НДЗ) "Контакт-1".

Для отработки КУВ 9К119 «Рефлекс» с лазерным наведением ракеты, а так же СУО 1А45 «Иртыш» на ПО «Кировский завод» в 1983 г. на базе серийного танка Т-80Б «объект 219Р» (Принят на вооружение в 1978 г) была создан опытный танк «объект 219В».

«Объект 219А» выпущен небольшой производственной серией на ПО «Кировский завод». Данных о принятии танка «объект 219А» на вооружение не имеется.
Есть неподтверждённые данные, что танк «объект 219А» до освоения в производстве Т-80УД («объект 478Б») в 1985 г. выпускался на ХЗТМ им.
В.А.Малышева в Харькове. Хотя, может быть речь идёт о выпуске в 1983 - 1985 гг. на ХТЗМ партии танков Т-80У («объект 219АС») с НДЗ «Контакт-1». При этом у харьковских газотурбинных Т-80У («объект 219АС»), которых выпущено по разным данным от 33 до 45 штук, ЗПУ была закрытого типа. Т.е. такая же ЗПУ, какую впоследствии получил Т-80УД («объект 478Б»). Собственно закрытая ЗПУ - фирменная черта харьковских танков. А вот все ленинградские Т-80У («объект 219АС») имели ЗПУ открытого типа.

В СМИ имеется неподтверждённая информация, что «объект 219А» имел индекс Т-80А. Так же упоминается, что Т-80А («объект 219А») имел шифр «Ольха», а танк Т-80УД («объект 478Б») «Берёза».

Задел по танку «объект 219А» использовался при создании газотурбинного танка Т-80У («объект 219АС»), а задел по танку «объект 478» - дизельного Т-80УД («объект 478Б»). Также следует отметить, что танки Т-80У («объект 219АС»)** и Т-80УД («объект 478Б»)*** между собой имеют высокую степень унификации. По-сути, между собой танки отличаются конструкцией МТО. Унификация танков объясняется последней попыткой создания в СССР единого танка. На Т-80У («объект 219АС») без всяких изменений (за исключением закрытой ЗПУ) было принято БО танка Т-80УД («объект 478Б»), которое было разработано в ХКБМ.

** Т-80У («объект 219АС») принят на вооружение в 1985 г.
*** Т-80УД («объект 478Б») принят в серийное производство в 1985 г., на вооружение - в начале 1992 г. (приказ Главкома сухопутных войск СНГ)
Автор: Rotor15
Первоисточник: http://russianarms.mybb.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Nuar 13 июля 2012 09:36
    За статью - спасибо, но чёрт возьми "где же Kars?" (не знаю что он там совершил, но это просто какой-то бесконечный бан!)
    1. Прохор 13 июля 2012 16:13
      Свободу узникам свободомыслия! angry
      Может, организуем кампанию по освобождению Karsa?
      Прохор
      1. Смирнов Вадим 13 июля 2012 18:32
        У него бана нет и не было!
  2. Kars 13 июля 2012 18:50
    Спасибо за поддержку.Уже все в порядке.
    А по теме подожду пока или с Отваги или Гур Хана перепостят
    Т-64, Т-72 или Т-80? Что лучше?
    http://gurkhan.blogspot.com/2012/07/64-72-80.html

    Обсуждать опытные машины это дело очень сложно и по силам только действительно специалистам.
    1. пришпек 13 июля 2012 21:37
      С возвращением! Без вас на "танках" было не интересно.
      пришпек
  3. панцер 13 июля 2012 20:45
    В учебке среди мех-водов Т-80 сразу отсеивали трактористов. Как нам пояснили-они по привычке два рычага на себя потянуть могут. А на Т- 80 это сразу смерть турбине.
    панцер
    1. Portoss 10 января 2015 01:10
      Когда я за мехвода сидел, на сразу дрочили, что могу только одной ручкой пользоватся.
      Portoss
  4. Комментарий был удален.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня