Статус военнопленного Первой мировой и его правовые источники
Статус и его основы
Военнопленные объявлялись состоящими под покровительством закона. Всякое насилие по отношению к ним воспрещалось под страхом государственных санкций, они пользовались наравне с гражданскими лицами обычной судебной защитой. Пищевое довольствие пленных должно было соответствовать довольствию французских войск и оплачиваться из государственных средств. Военнопленным должна была оказываться медицинская помощь, они не могли принуждаться к службе в войсках Французской республики.
Брюссельская декларация 1874 г., Гаагские Конвенции 1899 и 1907 гг., Женевские Конвенции 1864 и 1906 гг. основывались, прежде всего, на этих принципах.
Гаагская Конвенция 1907 г., ратифицированная всеми великими державами, явилась к моменту начала войны наиболее «свежим» международным нормативно-правовым актом о военнопленных, имевшим для всех воевавших государств обязательное значение.
Нормы, посвященные статусу военнопленных, сгруппированы в Положении о законах и обычаях сухопутной войны (отдел 1, ст. 1-20). Соответственно к комбатантам (то есть, военнослужащим враждебного государства) приравнивались ополченцы, бойцы добровольческих подразделений, сопровождавшие войска лица (корреспонденты, маркитанты, поставщики – при наличии соответствующих удостоверений). В случае пленения последние пользовались правами военнопленных (ст. 1, 3, 13). Статья 4 Конвенции устанавливала, что «…военнопленные находятся во власти правительства, а не отдельных лиц, их захвативших…Обращаться с ними надлежит человеколюбиво. Все, что принадлежит им лично, за исключением лошадей, оружия и военных бумаг, остается их собственностью» . Отвечать военнопленный должен только на вопросы относительно своего чина и имени.
Пленные могли привлекаться к работе соответственно с их чином и способностями, за исключением офицеров, причем работа эта не должна быть особенно обременительна, а также не должна иметь никакого отношения к военным действиям. Оплачивалась она исходя из местных цен (ст. 6). Причем, заработок должен был использоваться для нужд пленного, а его остаток возвращаться на руки при освобождении, за вычетом расходов на содержание. Военнопленные офицеры имели право на оклад в соответствии со своим рангом.
Содержание пленных возлагалось на правительство, во власти которого они находятся. Пленные (если отдельным межгосударственным соглашением не предусмотрено иное) пользовались пищей, помещениями и одеждой, аналогичными войскам правительства, захватившего их в плен (ст. 7). Они подчинялись нормативным актам, действующим в неприятельской армии (ст. 8). Бежавшие из плена и задержанные до того, как покинут территорию, занятую армией, их пленившей, подлежали дисциплинарному взысканию. В то же время пленный бежавший удачно и впоследствии вновь попавший в плен, за прежний поступок не должен был преследоваться (ст. 8). Вместе с тем, военнопленные могли быть освобождены под честное слово, с ручательством лично своей честью добросовестно исполнять принятые ими на себя обязательства (например, более не служить в своей армии — прежде всего это могло касаться офицеров и генералов). В случае же вторичного попадания в плен из рядов действующей армии такой военнопленный мог быть предан суду (ст. 8, 10, 12).
Военнопленным предоставлялись свобода религиозных обрядов и право присутствовать на церковных богослужениях. Духовные завещания военнопленных принимались на хранение на тех же условиях, что и завещания военнослужащих пленившей армии. Аналогичные правила должны были соблюдаться относительно свидетельств о смерти и относительно погребения, причем должны были приниматься во внимание чин и звание умершего (ст. 18-19). Предполагалось, что по заключению мира отсылка пленных на родину будет производиться в как можно более короткий срок (ст. 20).
Решением Гаагской конференции предусматривалось создание в каждом из воюющих государств и в нейтральных странах справочных бюро военнопленных, которые должны были отвечать на запросы, касающиеся военнопленных. Бюро должно было заводить специальную карточку на каждого пленного солдата и офицера с занесением номера (выдавался в лагере), имени и фамилии, возраста, места рождения, чина, дня и места взятия в плен, места содержания, сведений о ранениях, смерти, другой информации (например, поступлении в госпиталь). Сведения для этих карточек должны были предоставляться соответствующими учреждениями страны – неприятеля.
Также бюро должно было осуществлять функции хранителя личных вещей военнопленных (в том числе освобожденных или умерших). Письма, переводы, почтовые посылки военнопленных освобождались от всех почтовых сборов и провозной платы по казенным железным дорогам. Также, с пожертвований и посылок для военнопленных не платились таможенные сборы (ст. 14, 16). В соответствии со ст. 15 Гаагской конвенции, допускалось и создание обществ для оказания помощи военнопленным, представители которых должны были допускаться в пункты нахождения военнопленных для оказания последним помощи, причем в этой деятельности они могли пользоваться помощью со стороны официальных лиц неприятеля.
Женевская конвенция 1906 г., ратифицированная Россией, Германией, Австро-Венгрией, США, Францией, Великобританией, Сербией, Турцией, Румынией была призвана улучшить положение раненых и больных. Статьи 1-5 Конвенции устанавливали, что раненые и больные пользовались покровительством и уходом со стороны воюющего, во власти которого оказывались, и в случае захвата неприятелем считались военнопленными. По усмотрению захватившей стороны раненым и больным могли предоставляться некоторые льготы (передача нейтральному государству, отправка на родину).
Статьи 9-13 определяли положение санитаров. Личный состав санитарных частей должен был состоять из лиц, предназначенных исключительно для подбирания, перевозки, лечения раненых и больных, а также лиц, принадлежащих к администрации санитарных учреждений, духовенства, состоящего при армиях. К этому персоналу приравнивались персонал обществ частной помощи, признанных и уполномоченных своим правительством. В случае попадания к неприятелю они не считались военнопленными и должны были продолжать исполнение своих обязанностей. Неприятель должен был обеспечить вышеперечисленным лицам такое же довольствие и жалование, как и персоналу соответствующих учреждений собственной армии. Более того, санитарные учреждения, попавшие к неприятелю, сохраняли свою материальную часть (ст. 14).
Прогрессивный итог
Таким образом, к началу Первой мировой войны теория военного плена была проработана достаточно глубоко и грамотно, нормы отличались прогрессивностью и демократизмом и обобщенно сводились к тому, что: а) военным пленом считалось ограничение свободы законных комбатантов враждебной стороны, оказавшихся во власти воюющего государства (цель плена — предотвратить участие плененных в военных действиях, и после заключения мира состояние военного плена прекращалось; то есть плен рассматривался не как наказание, а как вынужденное состояние государственного человека враждебной державы), б) за военнопленным признавалось достоинство обезоруженного воина, выполнявшего долг перед Родиной, в) военнопленные обладали правом на общение со своей Родиной, на беспрепятственное пользование различными видами помощи со стороны обществ, надлежащим образом учрежденных в соответствии с законодательством их страны.
Эта концепция основывалась на началах европейского правосознания и опыте предшествовавших войн. Она была продублирована во внутренних актах европейских государств (например, для России это Положение о военнопленных в Собрании узаконений 1914 г.). В общих чертах фактическое положение военнопленных во время войн начала 20 века (Русско-японской и Балканских) соответствовало конвенционному. О реалиях же в отношении военнопленных Первой мировой войны, а также о правовой трансформации института военного плена в ее ходе – в наших следующих статьях.
Источники и литература:
Васильева С. Н. Военнопленные Германии, Австро-Венгрии и России в годы Первой мировой войны. М., 1999. 146 с.
Вторая конференция мира 1907. СПб., 1908. 382 с.
Документы истории Великой французской революции. Т. 2. М., 1992. 350 с.
Жданов Н. Русские военнопленные в войне 1914-1918 годов. М., 1920. 376 с.
Рыбаченок И. С. Россия и Первая конференция мира 1899 года в Гааге / И. С. Рыбаченок. М., 2005. 392 с.
Информация