Гибель минзага «Островский». Туапсинская трагедия

Минный заградитель «Островский» появился на свет на Севастопольском морском заводе. И в самом начале он был вполне себе мирным грузопассажирским теплоходом. По заказу Совторгфлота 1 августа 1928 года было заложено гражданское судно по проекту теплохода «Дельфин». И имя будущего минзага было иным – «Чайка». На воду теплоход спустили 15 апреля 1930-го года. Судно предназначалось для Азово-Черноморского бассейна, а портом приписки был Ростов-на-Дону.



Теплоход "Чайка" (будущий минзаг "Островский")


Тактико-технические характеристики:
— длина: 79,9 м, ширина: 12 м, осадка: около 4 м;
— высота надводного борта: 6,1 м;
— водоизмещение: 2625 тонн;
— максимальная скорость хода: 12,5 узла;
— силовая установка: два дизеля по 715 л. с. каждый;
— грузоподъемность: 742 тонны;
— пассажировместимость: 24 человека в 1-м классе, 76 — во 2-м классе, 242 — в 3-м классе, а также от 50 до 100 человек на верхней палубе.

В 1934-м году теплоход вошёл в состав Азовского государственного морского пароходства. Так, однотрубный двухмачтовый теплоход с экипажем в 94 человека начал мирно бороздить воды Азова и Чёрного моря. В 1937-м году судно переименовали в «Николай Островский», и до конца 1939-го года оно в паре с однотипным теплоходом «Антон Чехов» совершал экспресс-рейсы по маршруту Ростов — Батуми. Периодически совершались и единичные рейсы в Турцию.



Предвоенная мобилизация


Теплоход «Николай Островский», в отличие от многих других судов гражданского флота, был мобилизован задолго до 1941-го года. Так, 29 октября 1939-го года, т.е. спустя примерно два месяца с начала Второй Мировой войны, «Николай Островский» был выведен из состава Азовского ГМП и передан Черноморскому флоту. При этом теплоход потерял имя «Николай» в своём названии и начал фигурировать просто как «Островский». Корабль немедля поставили на переоборудование в минный заградитель.

Мирный «гражданин» ощетинился двумя 76,2-мм орудиями 34-К и четырьмя 45-мм орудиями. Кроме того, на борту минзаг нёс до 250-300 мин образца 1926-го года и КБ-1 или до 600 мин образца 1908-го года.

Гибель минзага «Островский». Туапсинская трагедия

"Чайка" перед переоборудованием


С первых же дней войны минзаг активно включился в боевые действия, проводя минные постановки на подходах к базам флота и побережью. В июле 1941 года «Островский» действовал в команде с базовыми тральщиками типа «Фугас»: «Якорь» и «Искатель». Корабли в районе озера Устричное, что в современной Херсонской области, выставили до 510 мин образца 1926-го года и около 160 минных защитников. За первые два месяца войны минзаг совершил до одиннадцати минных постановок. К концу 1941-го года бывшего транспортника переключили на более родную ему стихию военно-транспортных перевозок между портами Крыма и Кавказа.

Гибельная стоянка в Туапсе


В начале 1942-го года минзаг «Островский» был направлен в Туапсе на ремонт в Туапсинском судоремонтном заводе. Работа кипела нешуточная. В условиях войны ценился каждый день, поэтому трудились в авральном режиме, стремясь как можно быстрее ввести корабль в полноценную эксплуатацию.


Туапсинские зенитчики


Тем временем ситуация в самом Туапсе складывалась тяжёлая. Ещё в декабре 1941 года начались первые бомбардировки порта и железнодорожного узла, но они носили единичный характер. Но уже весной 1942-го жители города явственно поняли, что противник поставил себе целью стереть Туапсе с лица земли. Причиной тому стала активизация военно-транспортных перевозок. Тысячи бомб сыпались на город. Экзотикой не были даже бетонные осколочные бомбы SBe Concrete Fragmentation Bomb. Корпус такой бомбы состоял из армированного проволокой бетона с вкраплениями в него металлических осколков. Вес самой крупной представительницы этого семейства боеприпасов доходил до 2,5 т.


Часть бетонной бомбы SBe Concrete Fragmentation Bomb из музея обороны Туапсе


Несмотря на тяжёлое положение, уже 23 марта 1942 года минзаг «Островский» готовился к проведению испытаний на швартовых, т. к. был досрочно отремонтирован. Корабль при этом нёс на борту, кроме основного экипажа, целую бригаду судоремонтников и даже команду подростков из местных ремесленных училищ, которые приложили все усилия, дабы опередить график, и в тот момент заканчивали отделочные работы.

В районе 16:00 ч. на горизонте показались немецкие бомбардировщики, словно намеренно подгадавшие время выхода «Островского» из дока судоремонтного завода. Сорок стервятников Геринга накинулись на туапсинский порт. В 16:07, по одним данным, две, по другим — три 250-килограммовых авиабомбы поразили стоящий у причала минзаг «Островский». Ещё часть бомб разорвались в 10-15 метрах от корабля, осыпав его осколками. Попадания зафиксировали в районе юта, кают-компании и машинного отделения. Также было упомянуто о подрыве бомбы непосредственно под корпусом судна, который буквально подбросил корабль.

Практически сразу возник крен на борт, а вспыхнувший пожар быстро обесточил корабль. Горели машинное отделение и минная палуба. Горящие люди бросились за борт, а наличие на борту гражданских лиц подстегнуло панику. Часть рабочих бросилась помогать команде бороться за живучесть корабля.


Бомбардировка туапсинского порта


Прибывшие пожарные машины тут же приступили к работе. Пожарные кинулись спасать людей с пылающего минзага. Однако в этот момент очередная серия бомб посыпалась на причал. В итоге взрывы буквально разметали людей и технику, одна пожарная машина выгорела, а вторая была выведена из строя осколками.

К кораблю уже спешили соседние суда: мобилизованный буксир «Борей» и теплоход «Грузия», который спустил шлюпки, стараясь подобрать из воды обожжённых моряков и рабочих. Вскоре крен достиг 70 градусов, продолжая увеличиваться. Часть экипажа оказалась заперта внутри корабля. Водолазы осуществили дерзкую попытку спасти заблокированный экипаж, несмотря на то, что возвышающаяся часть «Островского» продолжала пылать. Увы, спасти им удалось только трёх человек. Капитан-лейтенант Михаил Фокин, намеревавшийся затопить артиллерийские погреба во избежание взрыва, вскоре понял, что это уже не требуется. В 16:15 корабль коснулся грунта корпусом. Девятнадцать военных моряков и десятки гражданских лиц, в том числе и подростки из местных училищ, которые так торопились ввести корабль в эксплуатацию на благо воюющей Родины, погибли.

Уход в небытие и память


После гибели минзага его экипаж был расформирован и определён на другие корабли Черноморского флота. В июле 1943-го была собрана комиссия для обследования затонувшего корабля и принятия решения о возможности его последующей эксплуатации. К сожалению, комиссия пришла к однозначному выводу: корпус корабля не подлежит восстановлению. А чтобы не усложнять задачу по подъёму корпуса целиком, был разработан план по разрезанию корпуса с помощью взрыво-технических работ и его подъёму по частям.


Памятник погибшим военным морякам минзага "Островский"


В сентябре 1946 года 68-й аварийно-спасательный отряд приступил к работе. К 1948 году минзаг перестал существовать даже в качестве утопленника, напоминавшего о своём существовании возвышающимся над водой на 3 метра левым бортом.

Сейчас Туапсе, который когда-то напоминал кипящий огнём котёл с разрушением почти 90% зданий города, — уютный южный уголок России. По скромному мнению автора, Туапсе является улучшенной версией Сочи. Этот город менее претенциозный, раздутый и суетный, нежели его «растолстевший» южный сосед.

Теперь среди пальм и тёплого южного солнца единственным напоминанием о трагедии минзага «Островский» является небольшой лаконичный памятник девятнадцати погибшим членам экипажа корабля. Этот памятник установлен в сентябре 1971 года.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. амурец 29 октября 2019 06:29 Новый
    • 14
    • 0
    +14
    Тем временем ситуация в самом Туапсе складывалась тяжёлая. Ещё в декабре 1941 года начались первые бомбардировки порта и железнодорожного узла, но они носили единичный характер. Но уже весной 1942-го жители города явственно поняли, что противник поставил себе целью стереть Туапсе с лица земли.
    Автор, возможно вам попадалась в руки книга Издание: Сургучёв М. Н. Корабли возвращаются в строй. — Изд. «Крым», Симферополь, 1969. ... В том числе восстановление башни на 35-й батарее, попытки отремонтировать выведенную из строя башню на батарее № 30 и т. д. В воспоминаниях директора завода весьма наглядно показана обстановка в городе летом-осенью 1941 года и в последующие месяцы, условия, в которых приходилось работать морзаводцам. Судостроительным заводом в Туапсе в 1942 году была одна из площадок эвакуируевомого из Севастополя Морзавода. И как он пишет о том трагическом дне:"День был тёплый, по-настоящему весенний, ярко светило солнце. Лучи его, отражаясь от спокойной поверхности моря, слепили глаза. Казалось, ничто не напоминает о войне.

    Но вот настало время обеда. Люди высыпали из цехов, [96] заспешили в столовые или, устраиваясь прямо на открытом воздухе, развертывали свои пакеты с едой. Никто как-то не обратил внимания на появившиеся со стороны моря самолёты. Не был замечен и сигнал воздушной тревоги, поданный кораблями. А над заводом на изрядной высоте повисла большая группа самолётов, которые, выключив моторы, внезапно ринулись в пике. Свист бомб, стрельба зениток, рёв выходящих из пике бомбардировщиков — всё это в какие-то доли секунды обрушилось на мирно обедавших людей.

    — Ложись! Полундра!

    В воздух мгновенно взлетели обломки металлических конструкций и камни, смешанные с огнём и дымом. Рабочие бросились кто куда, у проходных образовались пробки. А самолёты, сделав новый заход, начали расстреливать людей из пушек и пулеметов.

    Это был неожиданный свирепый налет, может быть, один из самых тяжёлых за всю военную историю завода.

    В нескольких местах возникли пожары. От прямого попадания двух фугасных бомб буквально у всех на глазах повалился на правый борт «Н. Островский». Пламя с него перекинулось на стоявший рядом теплоход «Пионер», а с «Пионера» на «Грузию». На борту этих судов было много морзаводцев. Через несколько минут «Н. Островский» перевернулся и затонул. "http://ava.telenet.dn.ua/bookshelf/Surguchyov_M_N%20-%20Korabli/gl_03.html
    А вам автор спасибо, за то что вы всегда находите малоизвестные, но героические эпизоды ВОВ.
  2. 210окв 29 октября 2019 06:39 Новый
    • 6
    • 0
    +6
    Низкий поклон Вам,защитники земли русской.Про Туапсе...Сам то город в отличие от Сочи-город промышленный.Как и Новороссийск,только гораздо меньше.Там нефтеперерабатывающий завод,терминалы химудобрений,порт.Курорты вдоль побережья.
    1. Восточный ветер 29 октября 2019 18:15 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      Я новороссиец, поэтому для меня Туапсе куда менее промышленный город. После новороссийских терминалов такие мелочи в Туапсе даже не замечаешь. Советую съездить.
      1. 210окв 29 октября 2019 18:24 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Спасибо, земляк. hi smile По работе часто там бываю. Но отдыхаю в Сукко, на Утрише...
  3. Ольгович 29 октября 2019 07:40 Новый
    • 7
    • 4
    +3
    SBe Concrete Fragmentation Bomb.

    Непонятна причина написания названия немецкой бомбы на английском....
    А вообще оригинально придумано: от страшного удара о землю осколки разлетаются, как пули
    1. Педродепакес 29 октября 2019 07:56 Новый
      • 8
      • 1
      +7
      Цитата: Ольгович
      от страшного удара о землю осколки разлетаются, как пули

      осколки разлетаются не от удара, а от заряда ВВ заложенного в бомбуна 50-кг боевых бетонных бомбах (внутри) стакан с ВВ был из алюминиевой фольги...На бомбе версии "АI" и "AII" контейнер с ВВ находился в металлической оболочке, который составляет основу для бетона. так что это обычная осколочная бомба, только с корпусом из бетона, у немцев уже тогда был дефицит стали и чугуна. Непонятна причина написания названия немецкой бомбы на английском....] да, странно, немецкое название такой бомбы "Sprengbetonbombe 50", число в конце означает вес
      1. Авиатор_ 29 октября 2019 08:54 Новый
        • 6
        • 0
        +6
        Отец рассказывал, что в 1944 они на По-2 использовали в Польше трофейные немецкие бетонные бомбы 100 и 50 кг
      2. Ольгович 29 октября 2019 10:28 Новый
        • 6
        • 2
        +4
        Цитата: Педродепакес
        осколки разлетаются не от удара, а от заряда ВВ заложенного в бомбуна 50-кг боевых бетонных бомбах (внутри) стакан с ВВ был из алюминиевой фольги...На бомбе версии "АI" и "AII" контейнер с ВВ находился в металлической оболочке, который составляет основу для бетона. так что это обычная осколочная бомба, только с корпусом из бетона, у немцев уже тогда был дефицит стали и чугуна.

        Спасибо за подробное пояснение, уже нашел и прочел. hi
  4. Monster_Fat 29 октября 2019 07:48 Новый
    • 7
    • 10
    -3
    Читал книгу "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО ". В ней написано о том, что ПВО практически всех городов СССР было не просто не достаточным, а катастрофически удручающим, что позволяло немцам всю войну безнаказанно осуществлять бомбардировки советских городов, промышленных центров, железных дорог и прочих целей.
    1. амурец 29 октября 2019 12:37 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Цитата: Monster_Fat
      В ней написано о том, что ПВО практически всех городов СССР было не просто не достаточным, а катастрофически удручающим,
      Что произошло с авиацией в Западных округах, вы неоднократно читали. Служба ВНОС свои функции мало мальски выполняла как разрабатывалась аппаратура для ВНОС можно почитать в книге М.М.Лобанова "Мы- военные инженеры". А зенитной артиллерии мало уделяли внимания, вся надежда была на истребительную авиацию. А потом, в начале ВОВ, особенно в Подмосковье, зенитную артиллерию пришлось ставить в противотанковую оборону.
    2. Михаил Матюгин 30 октября 2019 01:11 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Цитата: Monster_Fat
      Читал книгу "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО ". В ней написано о том, что ПВО практически всех городов СССР было не просто не достаточным, а катастрофически удручающим, что позволяло немцам всю войну безнаказанно осуществлять бомбардировки советских городов, промышленных центров, железных дорог и прочих целей.

      Очень правильная книга кстати. В ней хорошо выражены слова одного из моих дедов ,сказанные ещё лет 30 назад про реалии воздушной войны.

      И главная проблема была не количество стволов, а качество подготовки личного состава. Советские зенитчики не умели отслеживать цель и если самолёт выполнял даже хотя бы примитивный противозенитный манёвр - всё, в него не попадали. разве случайно (а нем.пикировщики часто использовали целых два противозенитных манёвра во время атаки, полностью сбивая и курс и высоту).

      А у истребителей ПВО, особенно в глубинке, качество подготовки лётного состава было столь аховым, что иногда чуть ли не целой эскадрильей не могли сбить одиночный горизонтальный бомбардировщик даже в 1943 году ! (это именно рассказы очевидцев) (речь не про ночной бой, где в разы кратно сложнее обнаружить противника, а про обычный дневной бой конечно)
      1. Serg Koma 1 ноября 2019 21:29 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Про ПВО Москвы. Не получилось у Геринга "стереть " Москву.
        По данным московского управления НКВД, за первые пять месяцев войны на Москву было совершено 90 налетов, в результате чего уничтожено более 400 жилых домов и повреждено более 800. При этом 11327 человек погибли и около 2 тысяч были тяжело ранены..

        Последний налёт на Москву немцы предприняли 9 июня 1943-го .
        Пусть не пугает цифра уничтоженных домов, в большинстве случаев это даже не "хрущёвки" - деревянные строения, эпоха Хрущёва была ещё впереди.
        В инете по запросу "таблица Маргариты Ивановны Поповой" можно многое узнать о бомбёжках Москвы в 1941-1943 гг.
  5. Далтон 29 октября 2019 10:53 Новый
    • 7
    • 1
    +6
    Да, корабли как люди
    Спасибо за интересный рассказ
  6. nnz226 29 октября 2019 11:55 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    А почему на памятнике фамилии только членов экипажа "Островского", за его живучесть боролись и рабочие-судоремонтники, и подростки ФЗУшники (согласно статье), они что ? Памяти не заслуживают???
  7. kunstkammer 29 октября 2019 13:18 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Цитата: Monster_Fat
    ПВО практически всех городов СССР было не просто не достаточным, а катастрофически удручающим

    не только малое наличие средств ПВО, но и удручающая подготовка личного состава. И такое было и в войсках.
  8. Вадим Т. 29 октября 2019 14:07 Новый
    • 6
    • 0
    +6
    Защита городов от воздушных бомбардировок - это наша ахиллесова пята на протяжении всей войны.Гитлеровцы это знали и практически безнаказанно бомбили промышленные предприятия, порты, жилые кварталы. Десятки городов СССР были практически стёрты с лица земли по причине отсутствия ПВО или её неэффективности. Там, где шли ожесточённые бои, разрушений добавляла дальнобойная артиллерия. Вот краткий список разрушенных городов СССР:

    Белгород
    При немецких бомбардировках в марте 1943 г. и втором освобождении города 5 августа 1943 г. Белгород понёс сильнейшие разрушения. Из 3 420 жилых домов не остался целым ни один, т.е., получил хотя бы какие-нибудь повреждения.
    "Из имеющихся в городе - 3.420 жилых и общественных зданий - 50% невозможны к восстановлению, 35% требуют капитального ремонта и 15% - текущего ремонта" (Из докладной записки Белгородского обкома ВКП (б) за 1943 г. [ГАНИБО. Ф.2, ОП.1, Д.52, Л.2])

    Брянск
    Из 7 тысяч зданий уничтожено 4100, город лишился 70% жилой площади.

    Великие Луки
    Во время Великой Отечественной этот город, который получил известность как «Малый Сталинград», был разрушен практически полностью. Из 3391 дома 3083 были разрушены или сожжены.

    Вининца
    Разрушен 1881 жилой дом (из довоенных 6 тыс. жилых домов).

    Витебск
    По одним данным город был разрушен на 90%, по другим — на 98%.

    Волгоград (Сталинград)
    Разрушено 90 % жилого фонда.
    По другой информации «сохранилось не больше 20% жилого фонда».

    Воронеж
    Летом 1942 г. немецким войскам удалось подойти к Воронежу и захватить правобережную его часть. В течение полугода линия фронта разделяла город на две части. По данным специальной комиссии, в Воронеже было разрушено 92% всех жилых зданий (18 220 домов из 20 000)

    Выборг
    Разрушено 60% жилого фонда.

    Вязьма
    Разрушено 94 % зданий.

    Гомель
    Разрушено 80% зданий.

    Житомир
    В ходе боёв были разрушены почти все исторические здания и 40% жилфонда.

    Калуга
    За время оккупации и боёв в городе разрушены 495 зданий культурно-бытовых учреждений, 445 жилых домов.

    Керчь
    За время боев в городе было уничтожено более 85% зданий.

    Киев
    Всего во время оккупации разрушено 940 административных и общественных зданий, 1742 коммунальных дома и 3,6 тысячи частных.

    Курск
    Разрушено 90 % зданий.

    Минск
    Разрушено 89% зданий.
    После войны от всей капитальной застройки Минска осталось не больше 20%
    На момент взятия города Советской армией 3 июля 1944 г. в центральных районах Минска осталось всего 70 не разрушенных зданий.

    Мурманск
    На Мурманск было совершено 792 авианалёта и сброшено 185 тысяч бомб. По суммарному количеству сброшенных на город бомб уступает лишь Сталинграду.
    Разрушено или сгорело свыше 1500 домов (76% жилого фонда),

    Нарва
    Разрушены 98 % зданий.

    Новгород
    Город разрушен на 98%
    Из 2346 жилых домов в городе сохранилось только 40

    Новороссийск
    Госкомиссия определила, что город был разрушен на 96,5% — в нем уцелело всего несколько зданий.

    Орёл
    Уничтожены более 2200 жилых домов. Город разрушен практически полностью.

    Петрозаводск
    Разрушено более половины жилого фонда.

    Псков
    Разрушено полностью или частично порядка 60% жилфонда
    Анатолий Филимонов в книге «Поднятый из руин» приводит данные, что из 3 тысяч довоенных зданий в Пскове в ходе освобождения в июле 1944 г. были разрушены полностью 1380, а еще 435 – наполовину.

    Ржев
    Разрушено более 90% зданий.
    Из 5443 зданий осталось 495 более или менее сохранившихся домов. По другим сведениям уцелело только 300 зданий.

    Ростов-на-Дону

    85% зданий оказались уничтожены.

    Севастополь
    Город разрушен почти на 100%
    7 больших полуразрушенных зданий и 180 поврежденных небольших домиков — вот и все, что осталось от 6402-х жилых довоенных домов.

    Смоленск
    По разным оценкам, в городе было разрушено 85-90% всех зданий. По некоторым данным - даже более 90% зданий. Из 8 тыс. домов с полезной площадью более 650 тыс. кв. м разрушили и сожгли 7300 домов.

    Старая Русса
    Город был разрушен практически полностью. Из 2960 жилых домов остались целыми только три (по другим данным, уцелело 4 дома).

    Тверь (Калинин)
    Разрушено 7714 зданий, что составило 56% жилого фонда города.

    Торжок
    13-14 октября 1941 г. центр Торжка разрушен немецкой авиацией. Было дотла сожжено 837 домов, серьезно пострадало 659 домов.

    Чернигов
    Чернигов был разрушен практически полностью и вошел в десятку самых разрушенных городов Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.
    Источник: https://visualhistory.livejournal.com/1625643.html

    Помнят ли о злодеяниях нацистов на советской земле их потомки?..
    1. Оператор 29 октября 2019 14:48 Новый
      • 3
      • 1
      +2
      За нас отомстили американцы и британцы, которые дотла разрушили Берлин, Гамбург, Франкфурт на Майне, Кёнигсберг, Дрезден и сотни других городов Третьего рейха.
      1. Вадим Т. 29 октября 2019 19:52 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Согласен. Только советским людям, потерявших родных и близких, и оставшимся без крова, от этого легче не стало.
    2. bbss 29 октября 2019 19:48 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Список несколько некорректен. В основном перечислены города, которые разрушены в результате боев на линии фронта. Т.е. не только налеты вражеской авиации, а и артиллерийский огонь, подрывы сапёрами для создания препятствий и т.д. Сюда нужно было включить Горький и другие города, которые не находились на линии фронта и никогда не были сданы врагу.
    3. aakvit 4 ноября 2019 13:29 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Помним! Как и тех, кто потом восстанавливал города. Сам я витебский, да и Вы видите, какой город теперь - Славянский базар в помощь. Спасибо нашим старикам - они всё вынесли, пережили и построили практически новые города для нас и наших детей! hi
  9. Тестов 29 октября 2019 20:05 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Monster_Fat (Да Какая Разница) , уважаемый, Вы про какие города и в каком году? ПВО Ленинграда в 1944 и в 1941 чуточку отличаются и по количеству РЛС, и по количеству истребителей, и по количеству зенитной артиллерии и зенитных пулемётов на кораблях, на земле, на бронепоездах. Архангельск и Северодвинск (Молотовск) прикрывал летом 1941 года 152 ИАП на И-16 в количестве 38 самолётов. В сентябре его перебросили в Карелию, полк воевал на Медвежегорском направлении, финны рвались к Беломоро-Балтийскому каналу... Целая дивизия - 104 ИАД ПВО в составе 3 полков авиации ПВО в 1942-43 годах прикрывала Архангельск. Народ в Северодвинске и Архангельске, например, в большинстве своём, не знает, что кроме Талаг, Васьково, Катунино (Лахта), Кегострова и Ягодника были аэродромы Бакарица, Холмогоры, Кехта, Чубола-Наволок, на которых базировались "Харрикейны". А если учесть, что в 1941 году были суда Северного Государственного Морского Пароходства, ходившие в Британию в конвоях, всё вооружение которых состояла из десятка английских винтовок и пулемёта "Мадсен", то в 42-43 года силами СССР и Великобритании вооружены такие суда были и пулемётами, и артиллерией. Пароход "Петровский" в 1942 году сбил 3 "Юнкерса - 88," это самолёты, уничтожение которых подтвердили моряки с других судов и кораблей... А ещё в 1942 году в конвоях стали ходить суда с катпультами. Как добрым словом не вспомнить оффисера Бёрра, который на Белым морем 18.09.1942 года на своём "Харрикейне" расстроил строй торпедоносцев, что навалились на суда PQ - 18, сбил 1 самолёт немцев и смог долететь до аэродрома Кегостров в Архангельске. А зенитчики с кораблей и судов конвоя сбили ещё 2 самолёта. После войны, по документам немцев, в том бою подтверждена гибель 2 J -88 и 1 Не - 111.