Фрегаты типа «Гепард-3.9» – корабли нового поколения

0
Фрегаты типа «Гепард-3.9» – корабли нового поколенияФрегаты типа «Гепард-3.9» – корабли нового поколения. Они разработаны Зеленодольским ПКБ на универсальной базовой платформе. Прототипом для них послужил сторожевой корабль «Татарстан» проекта 11611, вошедший в состав Военно-морского флота России в 2004 г. Сейчас для отечественного ВМФ строится второй такой корабль – «Дагестан» – по откорректированному по желанию заказчика проекту 11611К.

Фрегаты для Вьетнама также строятся в соответствии с требованиями ВМС этой страны. Их полное водоизмещение – порядка 2100 т, длина – 102 м, а ширина – 13,13 м, осадка – 5,3 м. Они оснащаются комбинированной дизель-газотурбинной энергетической установкой (по схеме CODOG), которая позволяет развивать скорость полного хода до 28 узлов. Экономической 10-узловой скоростью дальность плавания фрегатов составляет 5000 миль. Автономность – 20 суток. Удачное размещение жилых и служебных помещений, система кондиционирования воздуха, поддерживающая необходимый микроклимат, способствуют хорошей обитаемости, что особенно важно в условиях тропиков.

Сергей Валерьевич ИЛЬИН – председатель совета директоров ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького»

«Гепард-3.9» – многоцелевой корабль, предназначенный для патрулирования территориальных вод и исключительной экономической зоны, нанесения ударов по кораблям и судам противника, огневой поддержки десанта, для обеспечения ПВО и ПЛО при конвойных операциях. Поэтому вооружение его разнообразно и сбалансировано. Оно включает противокорабельный ракетный комплекс «Уран-Э, универсальную 76,2-мм артиллерийскую установку АК-176М и малокалиберные зенитные системы. Управление этими средствами осуществляется отвечающей современным требованиям боевой информационно-управляющей системой «Сигма-Э». В корме корабля – взлетно-посадочная площадка для вертолета. Для него имеется и убежище, которое защищает винтокрылую машину от ветра и волн.

Представители ВМС Вьетнама – частые гости на нашем заводе. Они осуществляют тщательный контроль графика строительства кораблей и качества выполняемых работ. И татарстанские корабелы не разочаровывают их. Не случайно присутствовавший на спуске второго корпуса заместитель главнокомандующего Военно-морскими силами Вьетнама Нгуен Ван Нинь поблагодарил зеленодольских судостроителей за успешное выполнение заказа и высокое качество.



Летом этого года оба «Гепарда» перейдут на Балтику, где состоятся их испытания. Реализация контрактов по строительству боевых кораблей для Вьетнама изменит соотношение выпускаемой продукции предприятия: примерно 40% составит военная и 60% гражданская продукция (ранее 30% составляла военная продукция и 70% – гражданская).

Базовая платформа «Гепарда» позволяет создавать не только многоцелевые корабли, но и корабли с усиленным ударным, противолодочным и зенитно-ракетным вооружением, с разными типами энергетических установок и электронного снаряжения. На той же платформе ЗПКБ разработаны модификации патрульных кораблей открытого моря (OPV) с большой автономностью плавания. Следует подчеркнуть, что фрегаты семейства «Гепард» относительно дешевы по сравнению с аналогичными кораблями зарубежной постройки.



В содружестве с ЗПКБ Зеленодольский завод им. А.М. Горького построил более 600 боевых кораблей. В их числе знаменитые большие охотники (малые противолодочные корабли) проекта 122бис (Kronshtadt – по классификации НАТО), которые в 50-е гг. поставлялись на экспорт, в том числе страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Им на смену пришли малые охотники проекта 201 (SO-1 – по классификации НАТО), которые тоже широко экспортировались. Малые противолодочные корабли (корветы) проектов 204 (Poti – по классификации НАТО) и 1124 (Grisha), построенные нашим заводом, входят в состав не только отечественного, но и зарубежных флотов. В 70-80-е гг. предприятие поставило ВМС ряда государств 14 корветов проекта 1159 «Ягуар» (Koni – по классификации НАТО) разных модификаций, в том числе в тропическом (1159Т) и ракетном исполнении (1159ТР). Они по-прежнему несут службу в ВМС нескольких государств. На наших стапелях собраны такие уникальные, не имеющие аналогов корабли, как самый большой в мире противолодочный на подводных крыльях проекта 1141 «Сокол» водоизмещением 500 т разработки ЗПКБ и самые большие в мире ракетные корабли на воздушной подушке проекта 1239 «Сивуч» разработки ЦМКБ «Алмаз». Другими словами, создание совершенных боевых кораблей – наше призвание.