Секретный Boeing X-37B: возвращение из космоса
Ход полета
Последний на данный момент полет опытного X-37B начался 7 сентября 2017 г. Аппарат был основной нагрузкой ракеты-носителя Falcon 9, стартовавшей с площадки Launch Complex 39 Центра Кеннеди. Вместе с космопланом на орбиту отправили несколько компактных и легких спутников. Миссия получила код OTV-5 (Orbital Test Vehicle 5).
К сожалению, большая часть информации о полете X-37B является секретной и не раскрывается. Впрочем, некоторые данные публиковались в официальных и неофициальных источниках. Так, известно, что аппарат вывели на более высокую орбиту. Во время полета он неоднократно выполнял маневры, в т.ч. со сменой орбиты. Проводились некоторые эксперименты, полный список которых пока секретен.
27 октября 2019 г. в восьмом часу утра по Гринвичу X-37B завершил спуск с орбиты, выполнил заход на аэродром SLF и совершил посадку. Полет OTV-5 продолжался 779 дней, 17 часов и 51 минуту. На данный момент эта миссия является самой длительной в рамках программы X-37B. Предыдущий рекорд (717 дней и 20 часов) принадлежал полету OTV-4, проходившему в 2015-17 гг.
ВВС США уже прокомментировали последний полет X-37B и его результаты. Утверждается, что миссия подтвердила важность многоразового космического корабля. Рекордная продолжительность полета показала все плюсы сотрудничества государства и промышленности. Благодаря появлению X-37B возможности ВВС более не ограничиваются только воздушным пространством.
Секретные задания
По очевидным причинам, полный список целей и задач миссии OTV-5 не подлежит разглашению. Тем не менее, официальные лица раскрыли некоторую информацию о полете. Кроме того, часть данных стала известна из неофициальных источников. На основе этих сведений можно сделать те или иные предположения.
Предыдущие полеты X-37B осуществлялись при помощи ракеты-носителя Atlas V. Миссия OTV-5 впервые использовала другой носитель и стала возможной благодаря изделию Falcon 9. Смена ракеты-носителя может считаться одним из экспериментов полета. Космический аппарат успешно добрался до орбиты, что говорит об успешности такого опыта.
Известно, что во время нынешнего и предыдущих полетов X-37B не оставался на одной орбите, но совершал различные маневры. Это говорит о проведении испытаний силовой установки и бортовых систем управления. Таким образом, космоплан в очередной раз подтвердил свою способность менять орбиту для решения тех или иных задач.
На борту X-37B присутствовала некая полезная нагрузка, о которой известно крайне мало. В 2017 г. Лаборатория ВВС анонсировала проведение экспериментов с перспективным радиатором Advanced Structurally Embedded Thermal Spreader II (ASETS II). Это изделие планировали установить на космический корабль и отправить на орбиту. Вероятно, в течение последних двух лет радиатор выполнял свои функции под надзором контрольной аппаратуры, и теперь специалистам предстоит сделать выводы.
Скорее всего, X-37B нес и другую полезную нагрузку. В июле этого года был опубликован крайне интересный фотоснимок, сделанный с Земли. Одному из астрономов удалось снять некий космический аппарат на орбите. Характерные обводы позволяли узнать в нем секретный X-37B. Более того, предполагалось, что в момент съемки космоплан открыл грузовой отсек и выполнял некие операции с нагрузкой.
Действительно, в центральной части фюзеляжа X-37B присутствует объемный грузоотсек с доступом через верхний люк. Однако качество фото, сделанного через телескоп, не позволяло точно разглядеть положение створок – не говоря уже о полезной нагрузке, выводимой наружу или помещаемой внутрь.
Впрочем, из всех данных о целях миссии OTV-5 пока подтверждение получили только сведения об испытаниях перспективной системы охлаждения. Прочая информация все еще находится на уровне слухов и предположений.
Планы на будущее
Уже объявлено, что недавний полет X-37B не будет последним. В ближайшие месяцы опытная техника пройдет необходимое обслуживание. Кроме того, ее оснастят новыми приборами и устройствами, нужными для проведения новых экспериментов. После этого начнется подготовка к шестому полету под индексом OTV-6.
Согласно открытым данным, шестой полет начнется во втором квартале 2020 г. Космоплан выведут на орбиту при помощи ракеты-носителя Atlas V, хорошо зарекомендовавшей себя в рамках экспериментальной программы.
Список запланированных экспериментов на орбите, по очевидным причинам, не оглашается. Более того, есть все основания полагать, что ВВС и NASA вновь ограничатся лишь информацией об отдельных планах, тогда как наиболее интересные работы останутся тайной. Продолжительность полета тоже неизвестна. Вполне возможно, что на этот раз X-37B будет устанавливать новый рекорд по времени пребывания на орбите.
Вопросы без ответа
Первый полет опытного X-37B состоялся в 2010 г. и проходил в атмосфере секретности. Широкой общественности раскрыли только самые общие данные о миссии, не вдаваясь в подробности. После этого состоялось еще четыре полета, и начата подготовка к пятому – но подход к освещению событий остается прежним. ВВС США не торопятся раскрывать все данные, что способствует появлению различных слухов и опасений.
Согласно официальным данным, проект Boeing X-37B преследует исключительно научные цели и предназначен для отработки перспективных технологий, с применением которых будет осуществляться дальнейшее развитие космонавтики. Однако проект реализуется по заказу военно-воздушных сил, что может намекать на его особое предназначение. Более того, ВВС уже прямым текстом говорят о его потенциале и пользе для них.
Ввиду отсутствия желаемых данных о настоящем предназначении X-37B, циркулирует множество самых смелых и страшных слухов. По разным оценкам, этот экспериментальный аппарат может использоваться для вывода или возвращения различных спутников подходящих размеров. Также он может применяться для разведки космических и наземных объектов. Не исключается и боевое предназначение – в грузоотсеке в теории может поместиться некое оружие.
ВВС США, Boeing и NASA не комментируют слухи и оценки. Вместо этого они говорят о больших успехах или об испытаниях радиатора. Одновременно с этим ведется подготовка к следующему опытному полету, старт которого состоится через несколько месяцев. Как и ранее, заказчик и исполнители не раскрывают свои планы.
Очевидные выводы
Несмотря на отсутствие большей части необходимой информации, можно сделать некоторые важные выводы о ходе и результатах пяти полетов экспериментального X-37B. Они подтверждаются практикой и официальными данными.
Снимок X-37B во время полета. Фото Ralf Vandebergh / Space.com
События последних лет показывают, что компании Boeing удалось создать перспективный летательный аппарат для работы на орбите, способный брать на борт некоторую полезную нагрузку. Полет в космос осуществляется на ракете-носителе, а спуск – самостоятельно, «по-самолетному». На практике удалось подтвердить, что получившаяся машина способна оставаться в космосе и выполнять задачи в течение месяцев и даже лет. Имеются и другие характерные особенности, выгодно отличающие ее от космической техники других классов.
X-37B оказывается многоцелевым космическим инструментом, пригодным для выполнения разного рода работ на орбите. В некоторых ситуациях он может дополнить спутники, а в других – заменить. Кроме того, он может решать определенные задачи, недоступные для традиционных орбитальных аппаратов. Вследствие этого интерес ВВС США к проекту понятен и оправдан. Пентагон намерен развивать технологии и активно осваивать новые сферы – X-37B полностью вписывается в такие планы и помогает их выполнению.
Работы по проекту X-37B продолжаются, и в ближайшем будущем опытный летательный аппарат вновь отправится в космос. Следует ожидать, что в ходе очередного испытательного полета под обозначением OTV-6 изделие будет решать различные исследовательские и технические задачи, но ВВС, Boeing и NASA не станут раскрывать интересные подробности. Новый инструмент для военно-воздушных сил продолжают защищать от чужих глаз.
Информация