Секретный Boeing X-37B: возвращение из космоса

18
27 октября на аэродроме Shuttle Landing Facility во Флориде совершил посадку экспериментальный летательный аппарат Boeing X-37B. Его последний полет начался в сентябре 2017 г. и продолжался более двух лет. За это время машина успела провести целый ряд различных экспериментов и проверить некоторые новые системы. Через несколько месяцев космоплану предстоит вновь отправиться на орбиту.


Старт миссии OTV-5, 7 сентября 2017 г. Фото SpaceX / spacex.com




Ход полета


Последний на данный момент полет опытного X-37B начался 7 сентября 2017 г. Аппарат был основной нагрузкой ракеты-носителя Falcon 9, стартовавшей с площадки Launch Complex 39 Центра Кеннеди. Вместе с космопланом на орбиту отправили несколько компактных и легких спутников. Миссия получила код OTV-5 (Orbital Test Vehicle 5).

К сожалению, большая часть информации о полете X-37B является секретной и не раскрывается. Впрочем, некоторые данные публиковались в официальных и неофициальных источниках. Так, известно, что аппарат вывели на более высокую орбиту. Во время полета он неоднократно выполнял маневры, в т.ч. со сменой орбиты. Проводились некоторые эксперименты, полный список которых пока секретен.

27 октября 2019 г. в восьмом часу утра по Гринвичу X-37B завершил спуск с орбиты, выполнил заход на аэродром SLF и совершил посадку. Полет OTV-5 продолжался 779 дней, 17 часов и 51 минуту. На данный момент эта миссия является самой длительной в рамках программы X-37B. Предыдущий рекорд (717 дней и 20 часов) принадлежал полету OTV-4, проходившему в 2015-17 гг.


X-37B после посадки, 27 октября 2019 г. Фото US Air Force


ВВС США уже прокомментировали последний полет X-37B и его результаты. Утверждается, что миссия подтвердила важность многоразового космического корабля. Рекордная продолжительность полета показала все плюсы сотрудничества государства и промышленности. Благодаря появлению X-37B возможности ВВС более не ограничиваются только воздушным пространством.

Секретные задания


По очевидным причинам, полный список целей и задач миссии OTV-5 не подлежит разглашению. Тем не менее, официальные лица раскрыли некоторую информацию о полете. Кроме того, часть данных стала известна из неофициальных источников. На основе этих сведений можно сделать те или иные предположения.

Предыдущие полеты X-37B осуществлялись при помощи ракеты-носителя Atlas V. Миссия OTV-5 впервые использовала другой носитель и стала возможной благодаря изделию Falcon 9. Смена ракеты-носителя может считаться одним из экспериментов полета. Космический аппарат успешно добрался до орбиты, что говорит об успешности такого опыта.

Известно, что во время нынешнего и предыдущих полетов X-37B не оставался на одной орбите, но совершал различные маневры. Это говорит о проведении испытаний силовой установки и бортовых систем управления. Таким образом, космоплан в очередной раз подтвердил свою способность менять орбиту для решения тех или иных задач.


X-37B перед убытием со взлетной полосы. Фото US Air Force


На борту X-37B присутствовала некая полезная нагрузка, о которой известно крайне мало. В 2017 г. Лаборатория ВВС анонсировала проведение экспериментов с перспективным радиатором Advanced Structurally Embedded Thermal Spreader II (ASETS II). Это изделие планировали установить на космический корабль и отправить на орбиту. Вероятно, в течение последних двух лет радиатор выполнял свои функции под надзором контрольной аппаратуры, и теперь специалистам предстоит сделать выводы.

Скорее всего, X-37B нес и другую полезную нагрузку. В июле этого года был опубликован крайне интересный фотоснимок, сделанный с Земли. Одному из астрономов удалось снять некий космический аппарат на орбите. Характерные обводы позволяли узнать в нем секретный X-37B. Более того, предполагалось, что в момент съемки космоплан открыл грузовой отсек и выполнял некие операции с нагрузкой.

Действительно, в центральной части фюзеляжа X-37B присутствует объемный грузоотсек с доступом через верхний люк. Однако качество фото, сделанного через телескоп, не позволяло точно разглядеть положение створок – не говоря уже о полезной нагрузке, выводимой наружу или помещаемой внутрь.


Изделие ASETS II, испытывавшееся на борту X-37B. Фото Air Force Research Laboratory


Впрочем, из всех данных о целях миссии OTV-5 пока подтверждение получили только сведения об испытаниях перспективной системы охлаждения. Прочая информация все еще находится на уровне слухов и предположений.

Планы на будущее


Уже объявлено, что недавний полет X-37B не будет последним. В ближайшие месяцы опытная техника пройдет необходимое обслуживание. Кроме того, ее оснастят новыми приборами и устройствами, нужными для проведения новых экспериментов. После этого начнется подготовка к шестому полету под индексом OTV-6.

Согласно открытым данным, шестой полет начнется во втором квартале 2020 г. Космоплан выведут на орбиту при помощи ракеты-носителя Atlas V, хорошо зарекомендовавшей себя в рамках экспериментальной программы.

Список запланированных экспериментов на орбите, по очевидным причинам, не оглашается. Более того, есть все основания полагать, что ВВС и NASA вновь ограничатся лишь информацией об отдельных планах, тогда как наиболее интересные работы останутся тайной. Продолжительность полета тоже неизвестна. Вполне возможно, что на этот раз X-37B будет устанавливать новый рекорд по времени пребывания на орбите.

Вопросы без ответа


Первый полет опытного X-37B состоялся в 2010 г. и проходил в атмосфере секретности. Широкой общественности раскрыли только самые общие данные о миссии, не вдаваясь в подробности. После этого состоялось еще четыре полета, и начата подготовка к пятому – но подход к освещению событий остается прежним. ВВС США не торопятся раскрывать все данные, что способствует появлению различных слухов и опасений.


Собранный агрегат с радиатором ASETS II. Фото Air Force Research Laboratory


Согласно официальным данным, проект Boeing X-37B преследует исключительно научные цели и предназначен для отработки перспективных технологий, с применением которых будет осуществляться дальнейшее развитие космонавтики. Однако проект реализуется по заказу военно-воздушных сил, что может намекать на его особое предназначение. Более того, ВВС уже прямым текстом говорят о его потенциале и пользе для них.

Ввиду отсутствия желаемых данных о настоящем предназначении X-37B, циркулирует множество самых смелых и страшных слухов. По разным оценкам, этот экспериментальный аппарат может использоваться для вывода или возвращения различных спутников подходящих размеров. Также он может применяться для разведки космических и наземных объектов. Не исключается и боевое предназначение – в грузоотсеке в теории может поместиться некое оружие.

ВВС США, Boeing и NASA не комментируют слухи и оценки. Вместо этого они говорят о больших успехах или об испытаниях радиатора. Одновременно с этим ведется подготовка к следующему опытному полету, старт которого состоится через несколько месяцев. Как и ранее, заказчик и исполнители не раскрывают свои планы.

Очевидные выводы


Несмотря на отсутствие большей части необходимой информации, можно сделать некоторые важные выводы о ходе и результатах пяти полетов экспериментального X-37B. Они подтверждаются практикой и официальными данными.

Секретный Boeing X-37B: возвращение из космоса
Снимок X-37B во время полета. Фото Ralf Vandebergh / Space.com


События последних лет показывают, что компании Boeing удалось создать перспективный летательный аппарат для работы на орбите, способный брать на борт некоторую полезную нагрузку. Полет в космос осуществляется на ракете-носителе, а спуск – самостоятельно, «по-самолетному». На практике удалось подтвердить, что получившаяся машина способна оставаться в космосе и выполнять задачи в течение месяцев и даже лет. Имеются и другие характерные особенности, выгодно отличающие ее от космической техники других классов.

X-37B оказывается многоцелевым космическим инструментом, пригодным для выполнения разного рода работ на орбите. В некоторых ситуациях он может дополнить спутники, а в других – заменить. Кроме того, он может решать определенные задачи, недоступные для традиционных орбитальных аппаратов. Вследствие этого интерес ВВС США к проекту понятен и оправдан. Пентагон намерен развивать технологии и активно осваивать новые сферы – X-37B полностью вписывается в такие планы и помогает их выполнению.

Работы по проекту X-37B продолжаются, и в ближайшем будущем опытный летательный аппарат вновь отправится в космос. Следует ожидать, что в ходе очередного испытательного полета под обозначением OTV-6 изделие будет решать различные исследовательские и технические задачи, но ВВС, Boeing и NASA не станут раскрывать интересные подробности. Новый инструмент для военно-воздушных сил продолжают защищать от чужих глаз.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    30 октября 2019 05:47
    интересно...даже надпись на борту не сгорела... what
    1. +4
      30 октября 2019 06:40
      А почему она должна сгореть? Теплозащитный экран ниже, значит плазма до надписи не до ходит.
      1. -1
        30 октября 2019 06:41
        Цитата: Hakka
        А почему она должна сгореть? Теплозащитный экран ниже, значит плазма до надписи не до ходит.

        в плотных слоях атмосферы,нагрев корпуса серьёзный.
        1. +5
          30 октября 2019 06:49
          Серьёзный это много попугаев? Может все таки х-37в черным брюхом входит в плотные слои, а не бочком?
          1. 0
            30 октября 2019 06:51
            Цитата: Hakka
            Серьёзный это много попугаев? Может все таки х-37в черным брюхом входит в плотные слои, а не бочком?

            я не знаю если честно,вот "шатлы" вообще кверху брюхом и задом наперёд тормозят.. а про Х са не в курсе.
            1. +3
              30 октября 2019 08:46
              "Шаттлы" кверху брюхом и задом наперед летали в космосе. Для лучшего обзора Земли и лучшего торможения на орбите. А в верхних слоях атмосферы при посадке они как раз в нормальном режиме летали - нос вперёд, брюхо вниз.
      2. +8
        30 октября 2019 08:22
        Ну, так и на Буране надпись сохранилась
    2. 0
      30 октября 2019 14:26
      Даже резина на колесах при посадке не разрушилась, после пребывания в космосе более 2х лет. А испытание радиатора - это основная часть эксперимента вероятно. Охлаждение в вакууме - трудноразрешимая задача.
  2. +2
    30 октября 2019 13:07
    Вот и началось боевое освоение космоса!
  3. +4
    30 октября 2019 13:52
    Ох и темнят же америкосы, ой темнят. Но рен тиви и чапман их вывели на чистую воду, в пакетах героин под сигнализацией, а люки открывали ето гуминоидам его передавали, он им нужен чтоб порталы лучще открывались.
  4. +5
    30 октября 2019 14:37
    что то от Роскосмоса ничего не слышно... мы чем можем похвастаться? очередным экспериментальным батутом?? или очередным переименованием космического корабля??
    1. +2
      30 октября 2019 17:01
      Цитата: Klingon
      что то от Роскосмоса ничего не слышно... мы чем можем похвастаться? очередным экспериментальным батутом?? или очередным переименованием космического корабля??

      проджектов сотня на рупьль, проблемы начинаются на стадии реализации, да и вектор интересов поменялся, теперь Роскосмос будет недвижимостью торговать!
      1. 0
        30 октября 2019 23:44
        Цитата: Arturov
        теперь Роскосмос будет недвижимостью торговать!

        На Луне?
        https://www.popmech.ru/technologies/news-513562-lunnaya-baza-s-atomnoy-elektrostanciey-budet-sdavatsya-v-arendu/
  5. 0
    30 октября 2019 18:02
    Как-то смело в этом "червяке" определить Х-37.
  6. 0
    31 октября 2019 14:46
    Вполне понятно зачем американцы гоняют его на орбите столько времени: будут нагружать ядерными боеголовками для обезаруживающего удара: время подлета будет исчисляться минутами, вместо получаса как сейчас.
  7. 0
    31 октября 2019 16:08
    Жаль, но нам такой аппарат сейчас не сделать.
  8. UFO
    0
    1 ноября 2019 14:11
    Проект такой секретный. как и неуловимый Джо, поскольку нет дураков для его ловли.Опять хотят втюхать нам старую дезу о космических войнах. Прием, который однажды сработал с СССР и экономически его разорил, хотя еще в 80-х Велихов и Сагдеев выпустили книгу- анализ о технико- экономической несостоятельности любых проектов космических войн.
  9. -1
    6 ноября 2019 17:41
    смотришь на все это и вспоминаешь СССР...как бы его не гневили нынешние капиталисты! Спросить бы у них, что они сделали? А в СССР были "Спираль", "Буран", "Бор", были идеи выводить на орбиту с помощью "Энергии" и "Вулкана" системы для сбора солнечной энергии и передачи на землю, создания капсул с радиоактивными отходами и отправки их за границы солнечной системы, создания на орбите зеркал для освещения северных городов во время полярной ночи. Были благие идеи. А сейчас...Москва-Сити. Вот и весь их уровень.