Композиты для отечественного авиастроения. Успехи, планы, проблемы

29
Наряду с металлами в конструкции современных самолетов активно используются композиционные материалы. Разного рода композиты позволяют сократить массу конструкции при сохранении прочих характеристик или обеспечить иные преимущества перед конструкциями из других материалов. В сфере композитов в нашей стране уже достигнуты определенные успехи, но развитие отрасли следует продолжать.





Сферы применения


Ввиду характерных особенностей и некоторых преимуществ перед другими материалами композиты могут широко использоваться в авиастроении. Прежде всего, они интересны в контексте создания и строительства планеров летательных аппаратов. При этом не исключается возможность внедрения композитов в другие сферы, где пока используются только металлы и сплавы.

Композитные детали используются едва ли не на всех современных боевых самолетах отечественного производства. Так, планер многоцелевого истребителя Су-35С выполняется из легких сплавов и композитов, хотя доля последних невелика в сравнении с другими образцами техники.

Более широко композиты на основе углепластика и других материалов применяются в проекте истребителя пятого поколения Су-57. На композитные детали приходится четверть сухой массы такого самолета. Прежде всего, они используются в обшивке. Так, 70% внешней площади истребителя выполнено из композитов. Специфика технологий изготовления композитов позволила упростить конструкцию планера и уменьшить число необходимых деталей.

Новые материалы широко используются в беспилотной авиации. Если легкие БПЛА обходятся пластиковыми корпусами, то на более тяжелых активно используются композитные агрегаты сложных форм и конфигураций. К примеру, планер нового БПЛА «Орион» изготавливается преимущественно из композитов, тогда как доля других материалов сокращена до необходимого минимума. Схожие подходы использовались при разработке других современных БПЛА среднего и тяжелого классов.

Композиты внедряются и в гражданской авиации. Наибольшие успехи в этом направлении достигнуты при разработке среднемагистрального лайнера МС-21. В нем на углепластиковые композиционные материалы приходится 35% сухой массы. На данный момент это является рекордом для отечественных самолетов. Такие результаты были получены, в первую очередь, за счет создания особого крыла, почти полностью выполненного из композитов. Следует отметить, что такое крыло отличается сложностью разработки и производства, из-за чего применяется лишь в нескольких проектах в мире. Таким образом, с точки зрения технологий МС-21 оказывается одним из самых прогрессивных современных самолетов.



Недавно стало известно о возможном проведении исследовательских и конструкторских работ в интересах двигателестроения. НПО «Сатурн» проявляет интерес к теме композитных лопаток для турбореактивных двигателей. Подобные детали могут быть внедрены в проектах ПД-14 и ПД-35. Их появление позволит сократить собственную массу двигателя и обеспечит рост некоторых характеристик.

Отечественное производство


На данный момент в разных проектах отечественной авиационной техники применяются композиты и сырье разного происхождения. Часть такой продукции производится российскими предприятиями, тогда как прочую приходится приобретать у зарубежных поставщиков. При этом осуществляется развитие отечественного производства, направленное на решение актуальных производственных задач и сокращение зависимости от импорта.

Одним из ведущих предприятий отрасли является компания «Аэрокомпозит», входящая в состав Объединенной авиастроительной корпорации. Ее производственные мощности развернуты на базе Казанского авиационного завода и ульяновского «Авиастар-СП». Компания создавалась с целью объединения наработок по композитам в рамках ОАК. Ее задачей является разработка и производство необходимых изделий, технологических циклов и т.д. в интересах различных проектов в авиационной сфере.

Ранее «Аэрокомпозит» разработала особое крыло для лайнера МС-21, а затем занялась его производством. Сообщается о проведении исследовательских и конструкторских работ в интересах других проектов. К примеру, запланирована глубокая модернизация самолета SSJ-100, в ходе которой внедрят новое композитное крыло.

Также в нашей стране осуществляют деятельность несколько других организаций и компаний, разрабатывающих и производящих композитные детали и материалы для их изготовления. Кроме того, принимаются меры, направленные не только на разработку и производство композитов, но и на подготовку кадров.



Буквально на днях при Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) при содействии «Росатома» открыли специализированный центр компетенцией «Технологии композитов». Задачей СТЦ станет подготовка специалистов для авиастроительных КБ и заводов. Они будут изучать особенности композитов, сферы их применения и т.д. Также им предстоит осваивать технологии производства, обработки и т.д.

На открытии СТЦ «Технологии композитов» звучали весьма интересные заявления о проблемах отечественной отрасли. Так, утверждалось, что наши предприятия способны выпускать нужные материалы, но их внедрение сталкивается с характерными проблемами. Проектировщики, которые могли бы использовать композиты, попросту не умеют с ними работать. Именно для избавления от таких проблем открывается новый СТЦ.

Новые вызовы


Внедрение и использование композиционных материалов дает известные преимущества, но прямо связано с массой сложных задач. Освоение производства композитов само по себе отличается достаточной сложностью и предъявляет особые требования к предприятиям. Применение новых материалов в конструировании, в свою очередь, требует новых подходов и перестройки некоторых процессов.

Однако итоги и результаты таких процессов полностью оправдывают все затраты. Техника с применением композитов отличается повышенными техническими и экономическими показателями, а потому представляет больший интерес для современного заказчика. Соответственно, подобные самолеты получают конкурентное преимущество на рынке и могут претендовать на получение контрактов.



Впрочем, на данный момент российская промышленность не может претендовать на ведущее положение в мире. В ходе открытия СТЦ «Технологии композитов» назвали текущее положение дел: на Россию приходится менее процента мирового рынка композиционных материалов. За счет деятельности Центра и профильных предприятий к 2025 г. ее планируется довести до 2%. Однако и после этого отечественные достижения будут выглядеть скромно на фоне зарубежных конкурентов.

Развитию отрасли мешают не только сложности технологического характера. В начале 2019 г. появились сообщения о внесении двух российских производителей композитов в санкционный список США, что могло угрожать выпуску продукции и повлиять на деятельность нашего авиастроения. В ОАК заявили, что такой шаг зарубежного государства является попыткой не пустить на международный рынок российские предприятия, способные отвоевать его долю.

Поводы для оптимизма


Тем не менее, работы в перспективном направлении продолжаются. Разрабатываются и внедряются новые виды композитов. Создаются новые образцы авиационной техники с широким применением таких материалов – в том числе и соответствующие передовым мировым идеям. Принимаются меры, направленные на развитие отрасли, подготовку специалистов и т.д.

Авиационная техника, построенная с применением композитов, уже производится серийно; также готовится выпуск новых образцов. Многое еще только предстоит сделать, и все это связано с различными трудностями. Однако работы продолжаются и дают повод для оптимизма. Композиционные материалы прочно вошли в практику, и теперь делается все для развития этого направления, прямо влияющего на успехи других отраслей.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    31 октября 2019 06:01
    Что здесь удивляться, наше производство гробиться в угоду пресловутой международной интеграции. Делая ставку на отечественное была бы достигнута не зависимость от внешних поставщиков, как во времена СССР.
    1. +6
      31 октября 2019 09:05
      Что здесь удивляться, наше производство гробиться в угоду пресловутой международной интеграции.
      Интеграция - то в виде сырьевого придатка. В остальных областях шлагбаум. В целом, ситуация повторяет 30 - е годы, когда из-за дефицита алюминия в авиации использовали перкаль и дельта-древесину (кстати, композит, по сути).
      1. +11
        31 октября 2019 09:58
        Кто гробил композитное производство ? До сих пор, с санкциями, можно купить кучу технологий и внедрить их здесь. Просто условия нужно финансовые делать . Странно, что в Узбекистане это понимают , в РФ не понимают. Валюту должно быть трудно выводить( в промышленных масштабах) , а ввоз новых технологий нужно освобождать от налоговой нагрузки. А пока самый доходный бизнес у нас -Банки с гос участием. Которые тупо имеют госденьги и тупо зарабатывают на обмене валютой и отъеме предприятий у собственников.
        1. +12
          31 октября 2019 10:33
          Статья оптимистичная, ни одной цифры, кроме процентного содержания композитов в планере Су-57. Короче, "Всё отлично! Есть консенсус! Есть конструктивные пути!"
          1. +6
            31 октября 2019 12:32
            Кирилл схалтурил. Взял статью с другого ресурса, в оригинале она называется "Проблемы организации производства композиционных материалов в России", ссылка:
            https://bmpd.livejournal.com/3820677.html
            И подретушировал её, чтобы не вызвать шквал негодования уря-патриотов.
            1. +1
              31 октября 2019 23:20
              Кирилл схалтурил. А было когда-то по другому?
        2. +1
          31 октября 2019 12:42
          Цитата: Zaurbek
          Кто гробил композитное производство ?

          Выгода. Развивать производство в расчете на необходимость для государства, народа. армии (нужное подчеркните) но не дающее валютную выручку никто не будет.
          1. 0
            31 октября 2019 15:24
            Что бы оно дало валютную выручку нужно :
            1. Стимулировать собственника к её освоению.
            2 . Делать гражданскую продукцию на военных холдинга.
            3. Сейчас такое время, что часто новые технологии стартуют в гражданском секторе.. .или параллельно с военным.


            Поэтому нужно быстрее чесаться и стимулировать производства и вводить частный бизнес в оборону.
      2. +1
        31 октября 2019 10:24
        Цитата: Распил Самшитов
        ситуация повторяет 30 - е годы, когда из-за дефицита алюминия

        Только сейчас дефицита алюминия не наблюдается. Более того на данный момент переизбыток. Хотя бы а современном технологическом укладе заменить пластик на алюминий в том же пищепроме не проблема. А под производство крылатого металла были ещё в советские времена заточены целые города. Хотя, я ухожу в дебри макроэкономики, а суть проста. Если рассматривать ту же борьбу со свалками, то можно взять деньги с населения и организаций. А можно сразу организовать получение сырья из него или продавать туда, где мусора элементарно не хватает, не беря ничего ни с кого, ещё и зарабатывая.
        Так и с композитами. Техника с их использованием будет дороже, продавать за рубежом самолёты, кроме военных, сложно. Население, как в СССР не летает: денег нет. А дотации давать перевозчику и производителям нормы ВТО не позволят. 100 ssj для Аэрофлота в масштабах отрасли ерунда, особенно с проблемами по двигателям

        Боюсь, что с отечественными финансово-эконлмическими руководителями останемся исключительно обладателями технологий с какой-то минимальной применяемостью. А так да, приятно - что-то ещё можем
        1. +1
          22 декабря 2019 16:15
          Передвигаться по стране очень и очень дорого. Билеты на поезд иногда стоят дороже билетов на самолёт.
  2. +13
    31 октября 2019 06:27
    Тема. конечно, поднята хорошая. но не совсем раскрыта. Сколько углеволокна производится в тыс. тонн, какие перспективы по наращиванию производства,что с препрегами, что с тонким углеволокном?... Перспективы применения графена и нанотрубок в условиях российской действительности?... И т.д.
    1. KCA
      +6
      31 октября 2019 07:49
      Да вообще не раскрыта тема, по композитам СССР был, наверное, №1 в мире, кто в детстве не использовал пропитанную эпоксидкой стеклоткань для ремонта клюшек и много много ещё чего? Сколько лодок было из стеклопластика? А это самый что ни на есть композит, тяжелее углепластика раза в 3, но композит-же, так что без типов композитов и их характеристик просто набор буковок
      1. 0
        31 октября 2019 10:33
        С точностью до наоборот - СССР был в области композитных материалов для авиапрома одним из самых отсталых. Весовая культура проектирования ЛА у нас была ниже плинтуса. То, что делается сейчас в области композиционных материалов, для нашей страны, действительно прорыв.
        1. +1
          31 октября 2019 18:25
          "На рубеже 60-70-х годов прошлого века в СССР была создана промышленность композитов. В самолете АН-124 «Руслан» было использовано порядка 5,5 тонн изделий из КМ, общей площадью более 1500 м2, что позволило сэкономить за период эксплуатации не менее 18 000 тонн горючего. Эта машина по объему применения композитов превосходила все воздушные суда в мире.

          В конструкции самолета АН-70 было использовано 2900 кг углепластика и 1500 кг органопластика. Площадь конструкций из ПКМ более 1600 м2 (около 4500 деталей). Сегодня доля России в мировом производстве и потреблении КМ крайне незначительна и колеблется на уровне 0,5%. В части «передовых композитов» положение еще хуже. Так потребление углеродных волокон составляет 0,2% от мирового." https://aftershock.news/?q=node/765830&full
          1. 0
            5 ноября 2019 13:26
            Композитный материал так называемая дельта -древесина (древесно-полимерный композит) использовалась при изготовлении самолетов в ВОВ еще в 40 х годах и по характеристикам чуть уступал дюралю
      2. +5
        31 октября 2019 10:37
        Ну, положим стеклопластиковые лодки эпохи СССР вспоминать не стоит. По крайней мере, то, что выпускалось серийно. Наобщался в свое время с этим сном разума. В гаражах любители действительно иногда выдавали неплохие результаты.
        Вообще же, тогда случались неплохие образцы, только вот не в указанной сфере))) А в ракетно-космических делах неплохие штуки выпекали. То, что статья - просто лесной шум - согласен целиком и полностью. По уставу, в 21.00 личный состав должен быть занят просмотром "Программы "Время". Из таких вот статей....
        1. KCA
          0
          31 октября 2019 11:22
          Я не говорю, что стеклопластик это хорошо, я говорю что в Союзе его было много, и если а ведь к композитам относятся и всякие изделия из дерева - ДСП, МДФ и т.п., да даже фанера - композит, картон - композит, так что количество композитных изделий в СССР и в РФ - очччень много, но вот качество композита... Хотя если надо статистику подогнать, то сгодится. О, так даже бетон композит, связующее вещество - цемент, армирован щебнем, песком и железной арматурой, и асфальт - битум плюс песок, щебень
    2. +5
      31 октября 2019 08:34
      Озвучу избитую мысль, но как России повезло с санкциями. Не будь их до сих пор бы не чесались. И не только по композитам.
      1. +4
        31 октября 2019 09:25
        Цитата: Сибирь 75
        Озвучу избитую мысль, но как России повезло с санкциями. Не будь их до сих пор бы не чесались. И не только по композитам.

        =======
        Абсолютно согласен, Алексей! Еще в 90-е будь они неладны нас "подсадили на высокотехнологичную иглу" (при этом добив и так отстававшие высокотехнологичные отрасли), а теперь приходится "иглы" соскакивать..... "Ломка" - мучительная, но необходимая, ежели страна хочет "излечиться"! Без этого - НИКАК! Не может и НЕ ДОЛЖНА Россия оставаться "сырьевым придатком" запада!! Не должна!!!
        Необходимо развивать СОБСТВЕННЫЕ высокотехнологичные отрасли (кое в чем уже добились успеха) но очень много еще надо сделать!
        Что до "санкций" - то (это мое личное мнение!) они подоспели вовремя - еще лет 7-10 и мы оказались бы ПОЛНОСТЬЮ зависимыми от импорта некоторых видов высокотехнологичной продукции.... Но это мое личное мнение (могу быть и неправ!)...
        1. +1
          31 октября 2019 10:14
          "Необходимо развивать СОБСТВЕННЫЕ высокотехнологичные отрасли"
          Ещё бы правительство с медведкой и центробанк с сахепзадовой это услышало ,а то они всё какие-то мантры про таргетирование инфляция гундят ,и кажется на всё другое им глубоко пофиолетово !…
          … а может просто и ничего другого и не знают ваабче ,и даже не догадываются ,что в экономике есть ещё что другое помимо инфляции ...
      2. +1
        31 октября 2019 10:46
        Ну, это спасибо Украине. Так бы было, как всегда: здесь Россия в плюсе, значит вводим ограничения, там мы (Запад) в плюсе, значит, целуется в зубы и изо всех сил сотрудничаем. А сейчас да, хоть как-то власти стали мозги включать. Может, условную Финляндию вернуть в родную гавань, тогда у нас и пассионарность у властей появится, глядишь, и о справедливом распределении богатств страны озаботятся, дабы внутреннее потребление создать, а деньги за бугор не вывезти, т.к. всё равно не выехать. Хотя, Нефть, газ... Нет, условный Лондон для детишек богатых россиян никогда не закроют. Тут святое для них: БАБЛО.
  3. +3
    31 октября 2019 09:10
    Не успел дочитать до средины статьи - понял: автор Кирилл Рябов! Господи, да что за манера повторять одно и тоже несколько раз? Или все это "понадергано" с разных источников и кое-как скомпилировано?
    И ведь тема то интересная.... Но в обилии тавтологий полезная информация как-то "теряется"! А жаль!
    1. 0
      31 октября 2019 09:45
      А там и нет ни какой конкретной информации: завод тут, НТЦ здесь, а что конкретно производится серийно, в каких количествах ни фига не понятно. Очередная агитка за все хорошее против всего плохого.
  4. -1
    31 октября 2019 10:29
    Композиты - это ещё и материал, рассеивающий радарное излучение без нанесения отдельного ферромагнитного стелс-покрытия, которое неизбежно отслаивается на сверхзвуковой скорости (F-22 и F-35).
    1. 0
      5 ноября 2019 14:39
      Композит -это любой материал использующий наполнитель (может быть любой) и полимерную смолу в качестве связующего. Насколько помню крыло СУ57 тоже композитное неужели тоже из импотрных материалов?
      1. +1
        5 ноября 2019 14:49
        Я не про импорт, а про ферромагнетик в качестве радиопоглащающего/рассеивающего наполнителя полимерной матрицы композитного материала с углеволоконным армированием.
  5. +4
    31 октября 2019 10:54
    Наибольшие успехи в этом направлении достигнуты при разработке среднемагистрального лайнера МС-21. В нем на углепластиковые композиционные материалы приходится 35% сухой массы. На данный момент это является рекордом для отечественных самолетов. Такие результаты были получены, в первую очередь, за счет создания особого крыла, почти полностью выполненного из композитов.

    Угу... а потом крыло попало под санкции. Точнее, не само крыло, а исходные материалы для композитов.
    Весь "композитный оптимизм" базируется на том, что у нас есть технологии и технические возможности для производства деталей из композитов. Да - это у нас есть. Но при этом очень часто упускается из виду главное - откуда берётся сырьё для композита. В случае с крылом МС-21 отечественное производство по сырью было завязано на Японию и США.
  6. 0
    31 октября 2019 22:17
    Композит понятие широкое. В общем - композиция наполнителя и связующего. В отличии от автора, я от отсутствия композитов не страдаю. Напр., в строительных магазинах композитов и изделий из них полно. А кто здесь страдает? и от отсутствия каких композитов? - напишите.
    МС-21 случай характерный. Смогли быстро изменить характеристики выпускаемых волокна и смолы - отлично. И так во всем. Есть задачи и есть компетенции и все получится.
  7. -1
    27 декабря 2019 18:19
    Основным потребителем композитов д.б. транспортное машиностроение (корпуса/детали атотранспорта, вагонов, речные суда).
    1-е. Д тех пор, пока производитель не будет заинтересован в энергоэффективности выпускаемой продукции (или его не принудят к этому в законодательном порядке) с подачи покупателя, композиты не будут востребованы.
    2-е. Нужны смолы, волокна. Компетенции вроде есть какие-то где-то, ПОТРЕБНОСТИ НЕТ. Как следствие, опять нужна гос. программа побуждения к производству и эксплуанации энергоэффективной продукции транспортного машиностроения (ну и: сырья для производства смол, волокон, расширения фабрик/заводов, подготовки ИТР научных коллективов, КБ, кооперации) Большое дело

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»