«Капитан Кабрал». 100-летний ветеран флотской службы

17
Парагвайский флот, не имеющий прямого выхода к морю, ввиду того факта, что он функционировал исключительно на реках, т.е. в менее агрессивной пресноводной среде, сейчас представляет собой своеобразный корабельный музей на плаву. Одним из таких «музеев» является ныне патрульный корабль «Капитан Кабрал», названный так не в честь известного первооткрывателя и исследователя Педру Алвариша Кабрала, а в честь героя парагвайской войны (война Парагвая против южноамериканского «тройственного союза» Аргентины, Бразилии и Уругвая) капитана Ремиго дель Розарио Кабрала.

«Капитан Кабрал». 100-летний ветеран флотской службы

"Капитан Кабрал" (бортовой номер Р-01)




Родился наш более чем вековой старичок в далёкой Голландии в Хаарлеме на верфи Conrad-Stork. Ныне верфь входит в компанию Royal IHC, занимающуюся разработкой и производством различных дноуглубительных судов и земснарядов.

Известный ныне как патрульный корабль, при рождении «Капитан Кабрал» был вполне себе мирным паровым буксиром, работавшим на угле, и звался «Triunfo». Его планировали использовать при строительстве и развитии речных портов Парагвая. Крупные реки этой страны позволяют даже небольшим океанским судам проходить по внутренним водам прямо в столичный порт Асунсьона. На воду новый парагвайский буксир был спущен в 1907-м году, а полноценная эксплуатация началась в 1908-м.

Тактико-технические характеристики судна были достаточно скромны даже по тем временам:

— длина — 32,67 м, ширина — 7,16 м, осадка – 1,7 м;
— стандартное водоизмещение – 183 тонны, полное – 206 тонн;
— мощность силовой установки около 300 л.с.;
— корпус – сталь, палуба – древесина.


До модернизации


В течение следующих семи лет буксир мирно трудился в составе гражданского флота Парагвая. 15 февраля 1915-го года судно было исключено из списков мирного флота и сразу же переведено на баланс Armada de Paraguay, т.е. ВМС Парагвая. Это было связано с бурными политическими потрясениями внутри страны. За первые два десятилетия 20-го века в стране сменилось свыше дюжины президентов и более двадцати правительств. За власть боролись крупные землевладельцы, финансисты и, конечно, военные.

А так как к 20-м годам ни о какой авиации в Парагвае и речи быть не могло, а вся численность армии едва достигала 5000 человек, то наличие козыря в виде военного корабля с достаточным для того времени вооружением выводило военных в ряды главной политической силы страны. Так, бывший «Triunfo» стал патрульным кораблём и кораблём-авизо с вооружением в виде 37-мм автоматического орудия Vickers. Чаще всего же корабль использовали в качестве военного транспорта с возможностью огневой поддержки.

Верноподданный «капитан»


В 1922-м году во время мятежа полковника Адольфо Черифе армия и флот оказались расколотыми. Переоборудованный «Triunfo» остался верен действующему президенту и не позволил мятежникам захватить столицу, хотя у мятежных войск было превосходство в кавалерии. Война длилась вплоть до 1923-го года. Всё это время «Triunfo» бороздил парагвайские реки, блокируя побережье, занятое повстанцами. Война закончилась в пользу приверженцев президента.



В 1926-м году корабль снова поставили на перевооружение. Существующего вооружения уже явно не хватало для решения поставленных задач. Корабль получил одно 76-мм орудие и уже два автоматических 37-мм орудия Vickers, став третьим кораблём по мощности артиллерийского вооружения во флоте Парагвая. По сути же теперь он представлял собой артиллерийский катер.

30 июля 1930-го года «Triunfo» был переименован в «Capitаn Cabral» («Капитан Кабрал») в честь героя парагвайской войны капитана Ремиго дель Росарио Кабрала. Всего через два года разразилась чакская война за обладание регионом Гран-Чако, в котором нефтепромышленники предполагали обнаружить чёрное золото. «Капитан Кабрал» вместе с другими кораблями немногочисленного парагвайского флота сразу включился в боевые действия против боливийских сил. Так же, как и речные канонерки «Умаита» и «Парагвай», «Кабрал» транспортировал грузы и бойцов по речным артериям к фронту, осуществлял артиллерийскую поддержку, а также противодействовал активно используемой боливийской авиации, благодаря установленным орудиям Vickers и дополнительно установленным уже в период войны трём зенитным пулемётам.

В 1935-м году кровопролитная чакская боливийско-парагвайская война закончилась. Порядком измотанный «Кабрал» поставили на ремонт. Во время ремонта корабль переоборудовали в учебный. В новом качестве «Кабрал» эксплуатировался вплоть до 1945-го года, т.е. до тех пор, пока страна не погрузилась в очередную смуту.

Снова верен правительству


В 1940-м году (фактически в результате сговора в среде армии) к власти пришёл Ихинио Мориньиого. По старой южноамериканской традиции он мигом упразднил мешавшие ему профсоюзы, ввёл цензуру, начал репрессии против своих политических оппонентов. В 1947-м году терпение народа, а главное политических оппонентов Ихинио, лопнуло. Раскол общества расколол и вооружённые силы.



Канлодки «Умаита» и «Парагвай», находившиеся на ремонте в аргентинском Буэнос-Айресе, взбунтовались и заявили о поддержке мятежников. Диктатор Мориньиго лишился сразу двух флагманов флота, которые к тому же являлись героями чакской войны. Автоматически статус «Кабрала» мгновенно повысился. По сути, теперь этот корабль становился новым флагманом флота. Поэтому именно «Кабрал», оставшийся верным «легитимному» правительству, принял активное участие в подавлении мятежа. А спустя некоторое время его же выслали на охоту за мятежными канлодками. Правда, захватить их он так и не смог. Однако мятеж всё же захлебнулся. Ирония судьбы же заключалась в том, что в 1948-м году военные всё равно свергли Ихинио.

В 1958-м году «Кабрал» снова поставили на ремонт в связи с необходимостью глубокой модернизации этого флотского ветерана. В частности, угольные бункеры даже по тем временам уже были каким-то анахронизмом. К тому же чаще всего в качестве топлива использовали даже не уголь, а древесину. Наконец корабль перевели на нефтяное топливо.



Вплоть до 1981 года «Кабрал» продолжал исполнять патрульные функции. В 81-м этот музейный экспонат решили снова переоборудовать. Корабль завели в Арсенал ВМС (Arsenal de Marina) в Асунсьоне. «Кабрал» получил новую надстройку, деревянную палубу заменила сталь, а новым двигателем стал дизель Caterpillar 3408 с мощностью в 360 л.с. Скорость увеличилась почти до 10 узлов. Изменилось и вооружение. Корабль после модернизации нёс на своём борту одно 40-мм орудие Bofors, два 20-мм автомата Oerlikon и два 12,7-мм пулемета.

Старик снова в деле


Вечно беспокойная Южная Америка не могла обойтись без переворотов и заговоров. Каждый следующий «демократический» лидер мигом преображался в алчного до власти диктатора. Таким диктатором стал и пришедший на замену целой веренице временщиков Альфредо Стресснер, позже его режим назовут стронистским.

В 1989-м году, т.е. после почти 35-ти лет диктатуры, начался военный переворот. В этот раз, вопреки традиции быть верным официальной власти, корабль «Капитан Кабрал» не просто поддержал мятежные войска генерала Андреса Родригеса. 3 февраля 1989-го года корабль снялся с места стоянки. Пройдя по реке Парагвай на выгодную для артиллерийского обстрела позицию, «Кабрал» открыл огонь по столице, а точнее, по зданию Конгресса Парагвая. В этот раз переворот удался, не в последнюю очередь и из-за единогласной поддержки мятежников флотом.


"Кабрал" у причала столицы


Сейчас «Капитан Кабрал» фактически на пенсии, хотя до сих пор числится в составе флота Парагвая. Но большую часть времени корабль, которому уже перевалило за 110 лет, используется в качестве стационера, прикованного к причалу. К тому же часть его уже работает музеем. Так, заменённая на дизель паровая машина экспонируется в одном из музеев Асунсьона. Станет ли весь «Кабрал» музеем, покажет время.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    5 ноября 2019 18:22
    - В этот раз переворот удался, не в последнюю очередь и из-за единогласной поддержки мятежников флотом.
    Что то анекдот вспомнил после этих строк.
    Собирает Брежнев Политбюро и предлагает заасфальтировать...Москву-реку.
    -???
    -Да вот сон приснился: плывет"Аврора",а на ней Ленин с шестом -здесь крейсер пройдет...
  2. +6
    5 ноября 2019 18:28
    Сейчас «Капитан Кабрал» фактически на пенсии, хотя до сих пор числится в составе флота Парагвая. Но большую часть времени корабль, которому уже перевалило за 110 лет, используется в качестве стационера, прикованного к причалу.
    Дай Бог ветерану ещё послужить. Приятно смотреть на такие корабли-долгожители.
    1. +1
      7 ноября 2019 06:31
      Цитата: tihonmarine
      Приятно смотреть на такие корабли-долгожители.
      "Коммуна"/"Волхов" не сильно моложе. При этом морская.
  3. +4
    5 ноября 2019 19:06
    Очень и очень занимательно. Спасибо за интересную статью.
  4. +1
    5 ноября 2019 19:42
    Больше таких статей
  5. +1
    5 ноября 2019 21:18
    Бодрый старичек. Спец по местным разборкам. Куда там Авроре
    1. +3
      5 ноября 2019 22:57
      Его с "Коммуной" можно сравнивать. "Аврора" ему не по зубам.
      1. +5
        6 ноября 2019 11:25
        На флоте есть еще старше Авроры экспонаты wink
        Кронштадтский морзавод, ПМР-8...бывшая броненосная лодка (монитор) "Стрелец" 1864 года постройки!
        1. +2
          6 ноября 2019 11:27
          Тёзка hi Вот приятно с тобой общаться. Всегда что то новое узнаешь. good
          1. +2
            6 ноября 2019 11:35
            Ну, по нашим затонам пошукать, много чего найти можно wink
            Приветствуем hi
            1. +2
              6 ноября 2019 11:43
              Лох-Несское - тоже мы? belay
              1. +2
                6 ноября 2019 11:49
                laughing Нее, это пьяные шотландцы!
                1. +2
                  6 ноября 2019 11:51
                  Я всегда подозревал, что виски до добра не доведёт. Да и гармошка как то веселее звучит, чем волынка. fellow
                  1. +1
                    6 ноября 2019 11:55
                    Я тоже подозреваю что Джеймсон как то агрессивно влияет на некоторых людей! wink
                    1. +2
                      6 ноября 2019 11:59
                      О. да-а! Будем надеяться, что с зятем повезёт? Моряки - люди добрые, объяснят что к чему агрессивным то. wink drinks
                      1. -1
                        6 ноября 2019 12:02
                        Народная примета..зять-моряк - это к счастью laughing
                      2. +2
                        6 ноября 2019 12:04
                        Довести до сведения надо любителю Джеймисона, а то и не знает поди?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»