Покоритель "Красного Вердена"

69
Покоритель "Красного Вердена"

П. Н. Врангель

Первый период жизни барона завершился (Легендарный барон). 28-го августа 1918 г. генерал-майор Георгиевский кавалер П. Н. Врангель вступил в Добровольческую армию. Вначале он являлся временно командующим (с 31-го августа 1918 г.) и начальником (с 31-го октября) 1-й Конной дивизии, а с 15-го ноября — командиром 1-го Конного корпуса.

Генерал-кавалерист


Ситуация с назначением выглядела следующим образом: «Ген. А. И. Деникина я почти не знал. Во время Японской войны встречался — в штабе ген. Ренненкампфа, видел его в Могилеве. 27 августа ген. Деникин напомнил мне о встрече в Маньчжурии, сказал, что слышал обо мне не раз от ген. Корнилова. «Как же мы вас используем... войск у нас мало»... Как вам известно, я в 1917 г. командовал кавалерийским корпусом, но в 1914 г. был эскадронным командиром... и еще не устарел, чтобы вновь встать во главе эскадрона». – «Но уж и эскадрон... бригадиром согласны?» — «Слушаюсь, ваше превосходительство!»




Главнокомандующий Добровольческой армией (с 25. 09. (8. 10.) 1918 г.) и Вооруженными Силами Юга России (с 26. 12. 1918 г. (8. 01. 1919 г.)) генерал-лейтенант А. И. Деникин

Но получил дивизию, что вызвало большое удивление среди офицеров штаба, так как добровольческая Ставка строго придерживалась выдвижения на командные должности исключительно «первопоходников».

Как выдающийся кавалерийский командир, П. Н. Врангель отдавал себе отчет в заманчивой возможности использования массы казачьей конницы — о чем, к сожалению, понятия не имел начальник штаба Добрармии генерал-лейтенант И. П. Романовский, пользовавшийся неограниченным доверием главкома генерал-лейтенанта А. И. Деникина. Генералы-пехотинцы не отреагировали на поданную П. Н. Врангелем в середине ноября записку с предложением немедленно приступить к воссозданию регулярных кавалерийских частей с особым главным органом над ними — инспекцией конницы. К делу строительства регулярной армии добровольцы отнеслись достаточно прохладно.


Начальник штаба Добровольческой армии (позднее ВСЮР) генерал-лейтенант И. П. Романовский

На Царицын


Генерал-лейтенант (Приказ Главнокомандующего Добровольческой армией 22. 11. 1918 г.) П. Н. Врангель становится командующим Добровольческой армией (с 27. 12. 1918 г.) и затем Кавказской Добровольческой армией (с 10. 01. 1919 г.).


Генерал ездил в Екатеринодар, и «Деникин благодарил за действия частей, обещал всем помочь и направил к Романовскому... у него я встретил весьма любезный прием, однако ни по одному вопросу вполне определенного, исчерпывающего ответа получить не мог».

К 29-му января 1919 г. Северный Кавказ был очищен от большевиков. Трофеями белых стали: 21 тысяча пленных, 200 орудий, 300 пулеметов, 8 бронепоездов и др. богатая военная добыча.


П. Н. Врангель сильно болел сыпным тифом. И доктора считали его состояние безнадежным. Из Крыма вызвали Ольгу Михайловну, и благодаря ее внимательному уходу и заботам докторов генерала удалось спасти от смерти. С А. И. Деникиным он встретился на 6-й неделе Великого поста — в Екатеринодаре. Встреча была сердечной. Главком и начальник его штаба жаловались на «происки интриганов кубанцев». На что П. Н. Врангель откровенно высказал свой взгляд — о необходимости ради общего дела быть терпимее, договариваться и уравнять права казачьих войск. Таким образом, если генералам-добровольцам были не по душе «самостийники-казаки», то П. Н. Врангель призывал к урегулированию имевшихся противоречий.

Не сочувствовал он и операционному плану, принятому Ставкой, считая: «1) что главное направление должно быть царицинское и... скорейшая связь с войсками адм. Колчака; 2) действовать главным образом на одном направлении, самом уязвимом для противника; 3) на луганском направлении... только затыкаем дыры, теряем людей и утрачиваем веру в победу; 4) надо ожидать в скором времени перехода противника в наступление на Царицынском фронте...; 5) необходимо вырвать инициативу действий у противника и нанести ему удар» (рапорт от 4 апреля 1919 г.). Дальше в рапорте П. Н. Врангель развивал план наступления от Торговой на Царицын: «Время не терпит, необходимо предупредить противника и вырвать у него столь часто выпускаемую нами из рук инициативу».

Ответа на рапорт не было. Ставка (прежде всего И. П. Романовский) не терпела чужих указаний и не допускала критики и дельных советов — писал фигурант нашей статьи.

Прогнозы П. Н. Врангеля сбылись: 12-го апреля противник форсировал р. Маныч и наступал на Торговую. Надо было спасать положение, и П. Н. Врангелю предложили командовать Манычским фронтом.

Имевшихся войск было недостаточно, и генерал просил их усилить – указывая откуда взять. И. П. Романовский отказал. Тогда П. Н. Врангель отказался от назначения. Противник продолжал успешно продвигаться, угрожая уже г. Батайск.

Силой П. Н. Врангеля как боевого командира было то, что, имея острый военный ум, он очень быстро (моментально), легко и безошибочно разбирался в самой сложной, неожиданно складывающейся обстановке – причем касательно не только его боевого участка, но и всего фронта. Обладал оперативной прозорливостью (в частности, предвидев вышеуказанное наступление красных) и в зависимости от боевой обстановки сразу и точно определял направление необходимого контр-удара по противнику для парирования наступления последнего. Будучи лично очень храбрым человеком (вспомним взятую в конной атаке батарею), никогда не терял в бою хладнокровия. Появление П. Н. Врангеля во время боя в рядах войск сразу сильно поднимало боевой дух солдат и казаков, а уверенность в своих поступках обеспечила возможность увлекать за собой всех наступающих — которые «слепо ему верили и по его приказу шли в огонь и в воду».

И А. И. Деникин, учтя рекомендации П. Н. Врангеля, собрал кулак в 5,5 дивизий, назначив генерала им командовать, приказав: 1) перейти в наступление на р.р. Маныч и Сал, 2) захватить ст. Великокняжескую (жел-дор. Царицын — Торговая) и 3) вести наступление на Царицын, овладев городом.


Командующий Кавказской армией генерал-лейтенант барон П.Н.Врангель у штабного вагона. Май 1919 г.

П. Н. Врангель лично выбрал места переправ и занялся подготовкой отобранных им войск. Каждый боец знал, что он должен был делать, переправившись через реку. Было заготовлено много деревянных щитов (из разобранных заборов, отгораживавших двор от двора в хуторах и станицах). Была успешно опробована и переправа на щитах. 2-го мая, под прикрытием сильного артогня, ночью уложили щиты на дно реки (в несколько рядов, один поверх другого) в тех местах, где было намечено форсирование — и началась переправа кавалерии. Шиты легли на дно — и выдержали. На крупах своих лошадей кавалеристы переправили пластунов – и плацдарм был захвачен. Удачно переправили пулеметные повозки, а затем пустили и артиллерию. Хоть щиты и оказались под водой, артиллерия также прошла удачно.


Генерал П. Н. Врангель, генерал-квартирмейстер штаба Кавказской армии полковник П. А. Кусонский, начальник оперативного отделения полковник А. А. фон Лампе у взорванного моста через р. Сал

Под огнем противника П. Н. Врангель лично руководил наступлением. Красные оказывали упорнейшее сопротивление – и ожесточенные бои шли трое суток. Наконец противник начал отходить. 6-го мая была взята ст. Великокняжеская и захвачено 15 тысяч пленных, 55 орудий и 150 пулеметов. А. И. Деникин, наблюдая атаку врангелевской конницы с наблюдательного пункта 6-й дивизии, горячо благодарил победителя, отметив что за всю Гражданскую войну столь сильного огня большевистской артиллерии он не видел.


Пластуны Кавказской армии ведут бой под Царицыном

Под командованием барона была реализована успешная операция по взятию Царицына (город освобожден 17 (30). 06. 1919 г.).


Парад войск в Царицыне. Перед фронтом командующий Кавказской армией генерал-лейтенант П. Н. Врангель. На коне — начальник 3-й Кубанской казачьей дивизии генерал-майор П. П. Мамонов. 20 июня 1919 г.

Бои за город 1—2 июня показали, что он очень сильно укреплен, защищен сильной артиллерией (включая тяжелую дальнобойную) и бронепоездами. Красные, придавая большое значение Царицыну, усиливали свои войска, и 4-го перешли в наступление — в результате которого белые осадили назад.

Несмотря на недостаток живой силы и техники, проведя перегруппировку войск, активно используя конницу и боевую технику и лично увлекая свои войска вперед – П. Н. Врангель овладел "Красным Верденом".


П. Н. Врангель и чины штаба Кавказской армии принимают парад

Нереализованный стратегический проект


Среди добровольцев П. Н. Врангель являлся одним из немногих кавалерийских генералов дореволюционного производства, имевших опыт командования крупными соединениями кавалерии.

Генералы П. Н. Врангель и Я. Д. Юзефович почти одновременно подали главкому ВСЮР А. И. Деникину рапорты с проектом формирования крупной конной группировки (фактически конной армии). Обосновывалось это следующим образом: так как резервы отсутствовали, а фронт непомерно растянут, необходимо временно закрепиться на участке Царицын – Екатеринослав, обеспечив фланги крупными речными преградами, а в районе Харькова сосредоточить мощный кавалерийский кулак силой в 3 – 4 корпуса — и действовать им по кратчайшим направлениям к Москве, нанося удары по тылам красных армий.

Но Ставка не сумела оценить и значение и силу крупной кавалерийской массы. Т. к. рапорты шли вразрез решениям Главного командования ВСЮР, то вызвали лишь недовольство Ставки и отчуждение между генералами. А. И. Деникин, принимая рапорты, отметил, что кавалерийские генералы, вероятно, лишь хотят первыми попасть в Москву.

Реализация проекта могла принести существенное изменение оперативно-стратегической обстановки. Но проект не был поддержан «генералами-пехотинцами», которые занимали высшие должности во ВСЮР. Но оказался реализован красными – конные армии которых стали локомотивом, проталкивающим вперед общевойсковые армии, и, в итоге ключом к победе над Вооруженными Силами Юга России.


П. Н. Врангель принимает рапорт начальника 7-й пехотной дивизии генерал-лейтенанта Н. Э. Бредова

Падение и взлет П. Н. Врангеля


Несвоевременную и не обеспеченную должными ресурсами «Московскую директиву» А. И. Деникина барон считал началом конца Белого движения Юга России.

Неудача «Похода на Москву», проблемы с казачьими регионами, расстройство тыла – круг вопросов, относительно которых присутствовали разногласия между П. Н. Врангелем и Ставкой, стремительно рос. Генерал встал на путь оппозиции Верховному командованию.

26-го ноября 1919 г. П. Н. Врангель получает должность командующего Добровольческой армией и Главноначальствующего Харьковской области, но уже 20-го декабря, вследствие расформирования армии, отчисляется в распоряжение Главкома ВСЮР.

08. 02. 1920 г. из-за разногласий с А. И. Деникиным он был уволен в отставку (телеграмма Главкома № 002531). Об этих разногласиях А. И. Деникин много пишет на страницах «Очерков Русской Смуты».

После отставки А. И. Деникина, в соответствии с решением большинства высшего комсостава ВСЮР, изложенном на Военном Совете, 22. 03. 1920 г. решением Главнокомандующего ВСЮР П. Н. Врангель был назначен Главнокомандующим ВСЮР (с 11. 05. 1920 г. — Русской армии).

Окончание следует…
69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    13 ноября 2019 18:15
    Прекрасный генерал! Жаль не он в 19 году командовал ВСЮР
    1. +8
      13 ноября 2019 18:35
      Мне эпизод с щитами для переправы по интересности мысли и тщательности реализации напимнил подход Юденича в Эрзерумской операции (каждый боец нес поленицу дров, так как в горах отапливаться было нечем и др.) и операции Багратион (мокроступы)
    2. -2
      14 ноября 2019 12:40
      Жаль, что он не вступил в Красную Армию как все порядочные люди, патриоты России.
      1. +2
        14 ноября 2019 12:51
        как все порядочные люди

        Так уж и все? laughing
        Большинство порядочных как раз таки дернуло подальше от всего этого бардака.
        Хоть жизнь себе этим продлили wink
        Вон, патриота генерала Лечицкого, героя ПМВ, уморили голодом в тюремной больнице. А сколько таких патриотов - Свечиных и Новиковых удобрили землю на полигоне Коммунарка.
        Заметьте!
        Без Венка с надписью: "Создателям Красной Армии от благодарных потомков".
  2. +10
    13 ноября 2019 18:35
    Спасибо за продолжение интеснейшего материала!
    1. +8
      13 ноября 2019 19:14
      Спасибо за продолжение интереснейшего материала!

      Присоединяюсь hi
      1. +5
        14 ноября 2019 00:01
        Спасибо, OAV09081974
        Прекрасное изложение материала. Ждем продолжения Вашего цикла
        1. +5
          14 ноября 2019 09:46
          Так Вы ж Рич к 1-й части написали что уже прочитали все 3 части, да еще с семьей.
          Кстати ссылочкой на 3-ю часть не одарите?
  3. +3
    13 ноября 2019 18:50
    Царицын, Оборона Царицына - фетиш красных. Раздутый пропагандой и придворной историографией вождей. Еще бы, ведь такой крепкий орешек, за Гражданскую войну выдержал несколько штурмов, в обороне отметился сам Сталин…
    А Врангель взял, и прикрыл сказочку. Просто взял этот Царицын, легендарный «красный Верден». С меньшими силами. Показал класс одним словом)
    1. +11
      13 ноября 2019 19:13
      Немцы Веден не взяли, чего не скажешь о «красном Вердене»
    2. +2
      13 ноября 2019 20:04
      Ага. Правда вскоре красные прикрыли и самого Врангеля.. yes
      1. +5
        13 ноября 2019 20:11
        Правда вскоре красные прикрыли и самого Врангеля

        5 млн. против 100 тыщ в 20 году. Есть же пределы, за которыми любой талант бессилен request
        1. +10
          13 ноября 2019 20:19
          Бог на стороне больших батальонов. Вечная истина
        2. +3
          13 ноября 2019 23:44
          Цитата: Грызун
          5 млн. против 100 тыщ в 20 году.

          Интересно, и как же такое могло случится, что за белых, с благородными лицами, к 20-му году, всего 100 тыс., а за красных, с еврейскими харями, ажно цельных 5 000 000? Чудны дела твои, Господи! lol
          1. +5
            13 ноября 2019 23:49
            Интересно, и как же такое могло случится

            А вот для того чтобы это узнать, и поступайте в вуз laughing
            наверное узнаете в каких неравных условиях находится центральная власть, контролирующая ядро империи с основными производственными и людскими ресурсами (красные), и сопротивление, ютящееся на окраине (белые).
            1. +5
              13 ноября 2019 23:52
              так вот еврейские хари, как говорите HanTengri (Игорь) , и стали контролировать русский народ
              ну а благородных лиц у красных было больше чем у белых. И даже самых голубых кровей laughing
            2. -1
              13 ноября 2019 23:58
              Цитата: Далтон
              А вот для того чтобы это узнать, и поступайте в вуз

              Да? А что и вправду надо? А в какой? belay
              Цитата: Далтон
              и сопротивление, ютящееся на окраине (белые).

              Какой кошмар! И какой же de'Bill их туда засунул?
              1. +7
                14 ноября 2019 08:36
                И какой же de'Bill их туда засунул

                Госпереворот в октябре 17 года произошел в Питере, потом они захватили Москву. И, соответственно, прибрали к рукам центр России.
                А несогласные и все патриоты бежали от них подальше. То есть на окраины - на Дон, Кубань, в Сибирь. Так и сложилась та ситуация что сложилась
              2. +4
                14 ноября 2019 08:45
                HanTengri (Игорь)
                А в какой?

                Хотя бы просто получить высшее образование не мешало
          2. +2
            14 ноября 2019 07:52
            Лапшу вешали убедительнее, вот как. Землю крестьянам там, ага.
            1. +5
              14 ноября 2019 08:33
              И фабрики рабочим. А еще что коммунизм построим laughing
            2. +1
              14 ноября 2019 15:31
              А для пущей убедительности просто дали ее крестьянам. good
              1. +3
                14 ноября 2019 18:27
                А для пущей убедительности просто дали ее крестьянам

                фраза - не подкопаешься. Технически - Вы правы Сахар Медович.
                Дали.
                ДАЛИ но НЕ ОТДАЛИ.
                То есть дали в пользование, поскольку собственность на землю отменили.
                А потом и то что дали во многом фактически отняли, заставив вносить землицу в колхозы, то есть в общак. Под госкрышей.
  4. +17
    13 ноября 2019 19:37
    Подзадержалось Белое движение юга России на стадии добровольчества.
    Красные быстрее перешли к строительству регулярной армии (в чем им помогли бывшие генштабисты). И результат как говорится на лице.
    Спасибо!
    1. +1
      14 ноября 2019 15:37
      Цитата: XII легион
      Подзадержалось Белое движение юга России на стадии добровольчества.

      Интересно: считается что красные путем мобилизаций становились сильнее, хотя бы численно. А белые, перейдя от добровольчества к мобилизация, увеличились числом, но стали слабее. Однако парадокс! what
      1. +4
        22 ноября 2019 12:46
        красные путем мобилизаций становились сильнее

        На них сработала бывшая машина империи
        белые, перейдя от добровольчества к мобилизация, увеличились числом

        ничего подобного. не хватило времени
  5. +8
    13 ноября 2019 20:14
    Романовского в конце концов и убили в Стамбуле. Провалить такой шанс летом 19 года. Уму непостижимо request
    и то разъезды под Тулой мелькали
  6. +2
    13 ноября 2019 20:39
    Да пора, переименовать Волгоград в Сталинград, и памятник Врангелю поставить, с надписью от благодарных россиян,Освободителю.. laughing
    1. +5
      13 ноября 2019 20:55
      Нет, лучше в Царицын.
      так оно историчнее.
      С остальным - вы правы! winked
      1. -1
        13 ноября 2019 22:29
        Далтон (Далтон)
        Нет, лучше в Царицын.
        Царицин, кроме хрустобулочников никто не знает, в том числе жертвы ЕГЭ. А вот Сталингарад знает весь мир!

        П.С.
        Олейников А., профессор могилевского филиала БИП (Белорусский институт правоведения)
        Я боюсь показаться не скромным, но до моих баталий с неким Олейниковым, сей г-н подписывался скромнее.
        Кстати, ни один поисковик не выдает такого "профессора" ни на одной кафедре данного учреждения. Кстати, достаточно сомнительного с точки зрения научной стоимости!
        1. +6
          13 ноября 2019 22:33
          Сталингарад

          Вначале научись писать без ошибок жертва ЕГЭ))
          1. +6
            13 ноября 2019 22:49
            Подчистил Александр Суворов (Александр Суворов) прежний коммент?
            Ну - ну))
            Я боюсь показаться не скромным, но до моих баталий с неким Олейниковым, сей г-н подписывался скромнее.

            Самомнение выше крыши)) Из-за Резуна так подписывается?))
            Да уж)))
            ни один поисковик не выдает такого "профессора" ни на одной кафедре данного учреждения.
            Вы я смотрю такой же специалист по лазанью в интернете, как я балерина.
            Так зайдите на сайт филиала этого вуза если интересно. Я нашел)
            Кстати, достаточно сомнительного с точки зрения научной стоимости!

            Во-первых, человек подписывается той должностью которую занимает. Под своим именем. В отличие от вас.
            Во-вторых, вузу глубоко плевать на вашу оценку его как вуза, я думаю. Вуз есть лишь вуз, это не научное учреждение.
            А в-третьих, думаю, куда более сомнительно с научной точки зрения Военное Обозрение! laughing
            1. +9
              13 ноября 2019 23:35
              Александр Суворов (Александр Суворов)
              ни один поисковик не выдает такого "профессора" ни на одной кафедре данного учреждения.

              Я уж привык) Очередная ложь заклятого друга, в данном случае под ником "Александр Суворов".
              О моей работе, для тех кто интересуется -
              http://mogilev.bip-ip.by/kafedryi/kafedra-obshhey-teorii-prava-i-gumanitarnyih-distsiplin/svedeniya-o-kafedre/
              Внизу страницы живая иконка "Состав кафедры общей теории права и гуманитарных дисциплин".
              Можно кликнуть и все прекрасно видно.
              1. +5
                13 ноября 2019 23:46
                Прекрасный вуз.
                Жертвы ЕГЭ думаю не пожалеют, поступив в него. И не только laughing
                1. +9
                  14 ноября 2019 00:33
                  OAV09081974 hi
                  Было бы здорово, если бы Вы написали статью про двоюродного дядю П.Н. Врангеля - кавалера ордена св Георгия 3 ст. генерала от инфантерии Алекса́ндра Евста́фьевича Вра́нгеля -русского офицера, руководившего штурмом аула Гуниб и пленившего Шамиля. В Вашем изложении материал бы "заиграл" Тем паче, что многие здешние "эксперты" наивно приписывают это Ермолову sad
                  1. +4
                    14 ноября 2019 08:48
                    Было бы здорово, если бы Вы написали статью про двоюродного дядю П.Н. Врангеля - кавалера ордена св Георгия 3 ст. генерала от инфантерии Алекса́ндра Евста́фьевича Вра́нгеля

                    Было бы круто hi
                    П.Н. Врангель жил бы в те времена, тоже бы Георгия-3 получил как и дядя.
                    Ведь как резво начал - с конной атаки, первый Георгиевский кавалер. Не попади на излом времени, быть ему полным генералом
                2. -7
                  14 ноября 2019 06:49
                  Далтон (Далтон)
                  Прекрасный вуз.
                  Частная шарашка и не более того. В таком "ВУЗе" и я "профессором" могу быть. Кстати, я так там Олейникова и не обнаружил.
                  1. -6
                    14 ноября 2019 08:18
                    Александр Суворов (Александр Суворов) Кстати, я так там Олейникова и не обнаружил.
                    Беру свои слова обратно. Обнаружил с 10 раза.
                    Вот только приставка ЧОУ (частное учреждение образования) говорит уже о многом. Не доверяю я частникам.
                    1. +6
                      14 ноября 2019 08:31
                      Александр Суворов (Александр Суворов)
                      Вот только приставка ЧОУ (частное учреждение образования) говорит уже о многом. Не доверяю я частникам.

                      Да неужели? А сами обретаетесь на государственном ресурсе?))
                      Что касается БИПа, то в Беларуси, где порядок на 10 голов выше чем в России и все на 90 процентов ГОСУДАРСТВЕННОЕ, то там существуют лишь 2 - 3 частных вуза. И то что в таком государстве они аккредитованы функционируют - говорит о многом. Порядка и качества образования там больше чем во многих "государственных" вузах России-матушки.
                      Кстати, думаю было бы неплохо указать вам на свое место работы - Александр Суворов (Резун) и Ващенко ниже. Со ссылочками на сайт места работы. А то Ващенко представляется к.и.н., защищенным в СПБГУ, а жив ли тот защищенный? Работает ли он? Кстати, в СПБГУ ли? А если работает то не коллега маньячины Соколова? Теперь доверять не стоит именно таким СПБГУ.
                      Итак, пришлите ссылки на сайт места работы, плиз.
                      1. -6
                        14 ноября 2019 08:38
                        Далтон (Далтон) Александр Суворов (Резун)
                        Типа обидели? Так я на больных и монархнутых на голову не обижаюсь. Чего взять с убогих?
                        А то Ващенко представляется к.и.н., защищенным в СПБГУ, а жив ли тот защищенный? Работает ли он? Кстати, в СПБГУ ли? А если работает то не коллега маньячины Соколова? Теперь доверять не стоит именно таким СПБГУ.
                        Я не совсем понял этот поток больного сознания. Переведите на русский, пожалуйста.
                        Итак, пришлите ссылки на сайт места работы
                        Если вы имеете ввиду мое место работы, то пожалуйста: ООО "БК-АЛПРОФ". Надеюсь поисковиком пользоваться умеете?
                        плиз.
                        Это что? Я такого слова в русском языке не знаю.
                      2. +5
                        14 ноября 2019 08:54
                        Меня обидели??
                        Я на убогих не обижаюсь))
                        Это у кого больное сознание, если автор вам любезно привел ссылку на свое нынешнее место работы, а вы старую пластинку
                        Кстати, я так там Олейникова и не обнаружил.

                        И вот еще позабавило:
                        В таком "ВУЗе" и я "профессором" могу быть.

                        так БУДЬТЕ. А то только что и можете, это тут в никчемных комментариях глотку драть.
                        Поток сознания у меня следующий - приведите тут вы и ващенко ЖИВЫЕ ссылки на сайты нынешних мест работы (без ничего не значящих аббревиатур, каких сотни и десятки).
                        Именно живые ссылки.
                        Это будет справедливо. Если вы мужики конечно.
                        Так по-русски и понятно??
                      3. -5
                        14 ноября 2019 08:58
                        Далтон (Далтон)
                        Именно живые ссылки.
                        Вас что, в гугле забанили или лень набрать ООО "БК-АЛПРОФ"?
                        Если лень, то вот: bkalprof.ru
                        так БУДЬТЕ. А то только что и можете, это тут в никчемных комментариях глотку драть.
                        Я, в отличие от г-на олейникова, делом занят и работаю на производстве, которое приносит реальную пользу стране, в виде алюминия и добавленной стоимости. А не занимаюсь обелением черного кобеля, которого сколько не отмывай, никогда не отмоешь.
                        Болтать, не мешки ворочить, не так ли?
                      4. +5
                        14 ноября 2019 09:02
                        Ну и что?
                        И где там Александр Суворов? Вы дайте мне ссылку на раздел где вы указаны среди сотрудников кампании. Я ж об этом попросил.
                      5. -6
                        14 ноября 2019 09:05
                        Далтон (Далтон)
                        Ну и что?
                        И где там Александр Суворов? Вы дайте мне ссылку на раздел где вы указаны среди сотрудников кампании. Я ж об этом попросил.
                        Для особо "одарённых" сообщаю, что таких списков сотрудников не существует в природе, т.к. это является коммерческой тайной компании. Или для вас это новость? Максимум кого можно найти на сайтах, это данные руководителя и главного бухгалтера, я не являюсь ни тем, ни другим, уж звиняйте.

                        П.С. Встречное предложение, дайте мне ссылку на компанию, где сотрудником числился бы некий "далтон". Не можете?
                      6. +5
                        14 ноября 2019 09:07
                        Опять я смотрю подменили прежний коммент суворов)
                        Я, в отличие от г-на олейникова, делом занят и работаю на производстве,

                        мы об этом пока не знаем. это всего лишь ваши слова.
                        Пока вы лишь болтаете в комментариях на ВО, в отличие от г-на Олейникова, который, действительно, делом занят.
                        Так что Александр Суворов жду ссылку страницы где вы указаны в качестве сотрудника этой кампании. И ващенко ниже, что прикидывается кандидатом наук СПБГУ (коллега Соколова как понимаю).
                      7. +5
                        14 ноября 2019 09:12
                        Александр Суворов (Александр Суворов)
                        Для особо "одарённых" сообщаю, что таких списков сотрудников не существует в природе

                        что и требовалось доказать.
                        ООО "БК-АЛПРОФ" - лишь легенда лица, которое трусливо прячется под именем Александр Суворов. Кампания существует, а вас в ней нет.
                        Кстати по закону перечень сотрудников не является предметом коммерческой тайны. Да и какая может быть тайна у такой шарашкиной конторы.
                        Все с вами ясно ник Александр Суворов.
                        С ващенко я думаю куда проще. Ибо имеется сайт СПБГУ с указанием кафедр и их сотрудников. Да он тоже ряженый как и вы. Ни минуты не сомневаюсь)
                      8. -7
                        14 ноября 2019 09:35
                        Далтон (Далтон)
                        что и требовалось доказать.
                        Повторяю, для начала приведите мне список и название компании, где сотрудником числится некий "далтон". Сможете?
                        Тогда чего вы от меня хотите?
                        ООО "БК-АЛПРОФ" - лишь легенда
                        По крайней мере это реально существующая компания.
                        Кампания существует, а вас в ней нет.
                        Зайдите на сайт и найдите мне данные хоть на одного сотрудника. Или компания вообще без сотрудников работает.
                        Да и какая может быть тайна у такой шарашкиной конторы.
                        Эта "шарашкина контора" один из лидеров на рынке алюминия в России.
                        Все с вами ясно ник Александр Суворов.
                        Точно так же как и с вами , ник "далтон". Чего это вы требуете от меня раскрытия своих персональных данных не раскрывая свои? Вы кто сотрудник ФСБ, чтобы такие требования выставлять?
                        Абсолютно не собираюсь перед вами отчитываться. Вы такой же никто в интернете как и я.
                      9. +5
                        14 ноября 2019 09:42
                        Дарагой!
                        А при чем тут Далтон?
                        Автор перед вами отчитался, а вы лапшуете, а?
                        По крайней мере это реально существующая компания.

                        Но вас в нет НЕТ Сашенька. Резунчик (то бишь суворов)
                        Чего это вы требуете от меня раскрытия своих персональных данных не раскрывая свои?

                        Тогда почему влазите с такими требованиями к другим?
                        Вы кто сотрудник ФСБ, чтобы такие требования выставлять?

                        а если и так? laughing
                      10. +5
                        14 ноября 2019 09:43
                        и я тоже присоединяюсь к вопросу о реальности ващенко.
                        ладно суворов, ничтожество из комментариев.
                        А вот ващенко автор, и сайт СПБГУ есть.
                        С архи-нетерпением жду laughing
                      11. -4
                        14 ноября 2019 09:48
                        денатурат (Сергей) ничтожество из комментариев.
                        Ооо, из хрустобулочников поперла "голубая кровь". Интеллигенция, ничего не скажешь... laughing
                        денатурат (Сергей)
                        и я тоже присоединяюсь к вопросу о реальности ващенко.
                        Так и вас в реальности не существует, не так ли "денатурат"?
                      12. +6
                        14 ноября 2019 10:31
                        поперла "голубая кровь"

                        такой голубой как у вас, нет больше ни у кого. разве не так считаете lol
                        и вас в реальности не существует, не так ли "денатурат"?

                        мы еще пока с вами не закончили.
                        Но вы признались
                        и вас в реальности не существует
                      13. -5
                        14 ноября 2019 10:34
                        денатурат (Сергей)
                        мы еще пока с вами не закончили.
                        Вы может и не закончили, но это сугубо ваши проблемы. Что до меня, то мне с вами точно не по пути, да и надоели вы мне.
                      14. +7
                        14 ноября 2019 10:38
                        Да, с вами не по пути, это верно.
                        "производственник", висящий на сайтах laughing
                        у нас в России даже олигархи все сырьевики (включая металлургию). А в других странах хоть есть те кто стал олигархами на конфетах или молоке laughing
                      15. +6
                        14 ноября 2019 09:57
                        Российская алюминиевая промышленность после недавнего ошкуривания Русала и Дерипаски перешла под контроль американцев. Подавляющая часть реальной выручки остается за рубежом в оффшорах. Как настоящий идейный советский патриот вроде вас может работать коллаборационистом и приспешником компрадоров, да еще и гордиться этим?
                        Или я ошибаюсь и вы там активно ведете борьбу за интересы трудящихся. Профсоюз небось возглавляете, судя по вашей революционности?
                      16. -6
                        14 ноября 2019 10:01
                        Яицкий казак (Бородин) Подавляющая часть реальной выручки остается за рубежом.
                        От бяда, а наши то учредители об этом и не догадываются. wassat
                        Куда только налоговая смотрит. request
                        Как настоящий идейный советский патриот вроде вас может работать коллаборационистом и приспешником компрадоров, да еще и гордиться этим?
                        Ой, как страшно, я уже оказывается "коллаборационист"... laughing laughing laughing
                        Простите, а где по вашему должен работать "настоящий идейный советский патриот вроде меня"? Я так понимаю или на фабрике "Большевичка" или в колхозе им. Ленина?
                      17. +7
                        14 ноября 2019 10:16
                        О как, доблестный советский патриот кинулся на защиту нынешнего режыма и кристально честной налоговой.... )))) Да, ее неподкупность, равно как и моральная чистота алюминиевых олигархов, включая Дерипаску, известна всем ))))
                        Идейный советский патриот должен бороться за социализм, а не шестерить на олигархов. Ну или продолжать как вы шестерить на грабителей страны и народа олигархов, но тогда перестать морализаторствовать про социализм и поучать других.
                      18. +7
                        14 ноября 2019 10:20
                        Забавно, что наш алюминиевый инчучун поставил мне минус, но историю про отъем активов американцами у Дерипаски, опровергать не осмелился.
                        А ведь история очень занятная и отлично характеризующая алюминиевую отрасль эрефии, советую всем ознакомиться, правда лучше читать англоязычные материалы, так как в РФ эту тему по команде сверху замалчивали вовсю.
                      19. +6
                        14 ноября 2019 10:02
                        Вы бы и в 1942 году гордились тому, что работаете на Рейскомиссариат Украина?
                        Вот так, Поскреби любого современного громко орущего левака - найдешь офисный планктон и шестерок приспешников мирового капитала )))))
              2. +6
                14 ноября 2019 08:05
                Цитата: OAV09081974
                Я уж привык) Очередная ложь заклятого друга, в данном случае под ником "Александр Суворов".

                Уважаемый Алексей Владимирович,

                стоит ли обращать внимание на мелочных злопыхателей, представляющих, с точки зрения знаний-пустоту?

                Пусть их! .
                Вы делаете великое , поистине, дело , дело возрождения Русской Истории, возвращения нам ее славных дел, великих страниц и настоящих Героев. Не теряйте же время на пустоту.

                Ценим, ждем Ваши прекрасные, добросовестно выполненные, труды..

                С уважением
  7. +11
    13 ноября 2019 21:45
    Да, интерсный вояка! Не повезло мужику родиться и жить в такое время! Обстоятельства сложились так, что барон тратил своё время и способности внутри России во внутренней войне, а не с внешними врагами. Материал интересный, автору спасибо. Жду продолжения.
  8. -3
    13 ноября 2019 22:19
    Хороший материал,
    один только вопрос:
    Силой П. Н. Врангеля как боевого командира было то, что, имея острый военный ум, он очень быстро (моментально), легко и безошибочно разбирался в самой сложной, неожиданно складывающейся обстановке – причем касательно не только его боевого участка, но и всего фронта. Обладал оперативной прозорливостью (в частности, предвидев вышеуказанное наступление красных) и в зависимости от боевой обстановки сразу и точно определял направление необходимого контр-удара по противнику для парирования наступления последнего.

    Это художественная метафора или все подтверждается в источниках?
    1. +9
      13 ноября 2019 22:32
      Все факты приведенные в статье, подтверждены источниками)
      Вы разве не так подходите к вашим статьям?))
      1. +11
        13 ноября 2019 22:42
        Кстати ващенко, часть ответов дана в той же цитате
        Обладал оперативной прозорливостью (в частности, предвидев вышеуказанное наступление красных)

        а вот это
        6-го мая была взята ст. Великокняжеская и захвачено 15 тысяч пленных, 55 орудий и 150 пулеметов.
        и то что с ней связано разве не подтверждает что
        имея острый военный ум, он очень быстро (моментально), легко и безошибочно разбирался в самой сложной, неожиданно складывающейся обстановке
        ??
        Операции Врангеля на Северном Кавказе и по взятию Царицына в 19 году лучшее подтверждение этих фраз.
        Если даже не принимать во внимание оценки сослуживцев и современников
        1. +6
          14 ноября 2019 00:31
          Московская директива, то есть наступление на всех направлениях растопыренными пальцами была стратегической ошибкой. Выход же к лету 1919 года Кавказской армии к Саратову кардинально поменял бы ситуацию. Воспряла бы Уральская армия и смогла бы выделить сильный конный кулак (до корпуса) для действий на Самарском направлении. Оренбуржцы так же еще представляли значительную силу. Кстати красные этого очень опасались (я многое находил в архивах) и пытались усилить здесь группировку, но стратегических резервов тут у них не было. Напротив, наступление на Украину лишь сковывало белые силы. Украина была против всех - белых, красных. Вот пусть бы Махно и воевал с петлюровцами и красными.
          1. +6
            14 ноября 2019 00:36
            Статье однозначно плюс. До сих пор действия на Маныче недооценены в истории Гражданской
  9. +4
    14 ноября 2019 11:28
    Прекрасная статья! Автору--моя благодарность за проделанный труд и отлично подобранные фотографии!
  10. 0
    14 ноября 2019 11:58
    Цитата: Далтон
    А несогласные и все патриоты бежали от них подальше.

    Вот так огульно взяли и записали красных в "не-патриоты".
    1. +3
      14 ноября 2019 12:39
      А они так старались патриотично «задрать подол матушке-россии», отдать Прибалтику и Украину немцам, разрушили могилу Минина, снесли храм-памятник патриотической войны 1812 года. Чего же не сделать красным ради русского патриотизма, не так ли?
      1. 0
        14 ноября 2019 20:17
        Храм-памятник в честь войны??? Это каким боком-то к христианству относится?
  11. Комментарий был удален.