Первый самолёт Poseidon MRA1 для КВВС Великобритании

16
29 октября на заводе фирмы Boeing в Сиэтле прошла церемония сдачи первого патрульного самолета P-8 Poseidon, построенного по заказу Королевских ВВС Великобритании. В КВВС самолет получает новое обозначение Poseidon MRA1 и собственное имя Pride of Moray («Гордость округа Мори»). Теперь ему предстоит отправиться к месту службы и заступить на дежурство. Все эти события приведут к возрождению патрульной авиации КВВС.





Как остаться без самолетов


С конца шестидесятых годов основой противолодочной авиации КВВС были самолеты Hawker Siddeley Nimrod. Базовая машина несколько раз проходила модернизацию, что позволило ей служить до 2011 г. Очередной проект обновления «Нимрода» запустили в середине девяностых. Самолет Nimrod MRA4 должен был получить ряд принципиальных нововведений, соответствующих требованиям времени.

Разработка Nimrod MRA4 столкнулась с определенными проблемами и заметно затянулась. Первый полет опытного самолета удалось провести только в августе 2004 г. Доводка заняла еще несколько лет. Согласно планам того времени, MRA4 должны были достичь начальной оперативной готовности в 2012 г.

Однако этого не произошло. В 2010 г. было принято решение об отказе от нового проекта ввиду его сложности и дороговизны. Кроме того, новые планы Минобороны предусматривали закрытие авиабазы Кинлос, где должны были служить перспективные Nimrod MRA4. Такое решение вызвало споры, но пересматривать его не стали.

Вскоре, в 2011 г. с вооружения сняли существующие модификации «Нимрода». Королевские ВВС остались без дальних патрульных самолетов. Патрулирование и поиск подлодок вероятного противника теперь предлагалось осуществлять при помощи техники других типов. Кроме того, Великобритании пришлось полагаться на зарубежных союзников.

Возможная замена


Уже в 2011 г. в зарубежной прессе появились первые слухи о возможном восстановлении британской патрульной авиации – за счет закупки импортной техники. Сообщалось, что командование изучает этот вопрос и вскоре сможет начать переговоры с возможным подрядчиком.



Любопытные новости поступили в 2012-м. Стало известно, что компания Boeing рассматривает КВВС Великобритании в качестве возможного заказчика своих самолетов P-8 Poseidon. Как показали дальнейшие события, интерес американских авиастроителей к британскому заказчику был оправдан. Впрочем, реальное соглашение пришлось ждать несколько лет.

В 2014 г., на фоне известных событий на международной арене, британское командование заявило о необходимости возрождения патрульной авиации. Лондон опасался активности российских подлодок, и потому теперь собрался приобрести новые самолеты. В 2015-м британское Минобороны рассмотрело несколько вариантов и выбрало наилучший. Наиболее удачным и полезным посчитали самолет P-8 американской разработки.

В июле 2016 г. КВВС и «Боинг» подписали контракт на поставку авиационной техники и сопутствующей продукции. В соответствии с этим документом, заказчик должен получить девять самолетов P-8A общей стоимостью 3 млрд фунтов стерлингов (ок. 3,9 млрд долларов). Технику разделят на три партии. Старт поставок назначили на 2019 г. Последний самолет передадут заказчику не позднее 2029 г.

Начало поставок


Строительство патрульных «Посейдонов» для КВВС Великобритании началось вскоре после подписания контракта. Первую машину вывели из сборочного цеха несколько месяцев назад. 13 июля 2019 г. она совершила первый полет, после чего летные испытания продолжились. К тому времени на разных стадиях строительства находились другие самолеты из первой партии.



К середине осени головной самолет британского заказа прошел все испытания и подтвердил свои характеристики. 29 октября на заводе-производителе состоялась торжественная церемония передачи техники заказчику.

КВВС присвоили новой технике собственные обозначения. Самолеты Boeing P-8A Poseidon будут эксплуатироваться под названием Poseidon MRA1. Головной самолет получил имя Pride of Moray. Следующие самолеты будут иметь тот же индекс и возможно присвоение новых имен.

Планы по развертыванию


В ближайшее время «Гордость Мори» перелетит из США в Великобританию. Самолету предстоит служить на базе Лоссимут (Мори, Шотландия). В течение нескольких следующих лет на аэродром RAF Lossiemouth прибудут остальные заказанные самолеты.

Для эксплуатации новых Poseidon MRA1 возродили два подразделения КВВС. Первой новую технику получит 120-я эскадрилья. Позже «Посейдоны» передадут 201-й эскадрилье. Оба подразделения существовали ранее и использовали самолеты Nimrod. В 2010 г. их расформировали в связи со списанием имеющейся техники. Поставки новых самолетов позволили вновь сформировать эскадрильи и найти им боевые задачи.

Главной задачей Poseidon MRA1 станет патрулирование акваторий вокруг Британских островов. Также планируется привлекать их к патрулированию Северной Атлантики в рамках совместных операций НАТО. Новые дальние самолеты вместе с другими элементами противолодочной обороны будут искать подлодки вероятного противника. Также 120-я и 201-я эскадрильи смогут привлекаться к поисково-спасательным и иным операциям. Базирование на аэродроме Лоссимут обеспечит доступ ко всем акваториям вокруг Британских островов и к близлежащим регионам. При необходимости возможно развертывание патрульных самолетов на других аэродромах, в т.ч. в иных странах.

Высокие оценки


Королевские ВВС Великобритании заказали девять самолетов P-8A / MRA1. Первый из них уже сдан заказчику, а в ближайшее время завершится строительство нескольких новых. Техника из последней третьей партии начнет службу до конца двадцатых годов. Поставки импортных патрульных самолетов заметно повлияют на боеспособность КВВС.



Главным последствием закупки техники становится возрождение патрульной авиации. С 2011 г. на вооружении КВВС отсутствовали дальние патрульные самолеты, что негативно сказывалось на ПЛО и безопасности страны в целом. Теперь появляется возможность сформировать новую группировку специализированных самолетов и обеспечить поиск опасных объектов в окружающих акваториях.

При этом речь идет о современном самолете с высокими тактико-техническими характеристиками и широкими возможностями. «Посейдон» является последней американской разработкой в своем классе. На самолете устанавливается передовая аппаратура для решения разных задач. Таким образом, если сравнивать Poseidon и Nimrod, речь идет не только о возрождении, но и о модернизации авиации ПЛО.

Poseidon MRA1 несет полный комплект современной аппаратуры для поиска и отслеживания подводных целей. Имеются развитые гидроакустические и иные средства. Самолет несет до 129 сбрасываемых гидроакустических буев. Также он способен перевозить и применять различное противолодочное вооружение. Аппаратура связи обеспечивает интеграцию патрульных самолетов в общие контуры управления, что позволяет им обмениваться данными с другими элементами ПЛО и помогать друг другу.

Эффективное решение боевых задач обеспечивается за счет высоких летно-технических характеристик. «Посейдон» на одной заправке имеет боевой радиус более 2200 км с возможностью патрулирования в заданном районе в течение 4 ч. Имеется приемное устройство для дозаправки в полете, что увеличивает продолжительность патрулирования.



Ожидается, что новые самолеты будут использоваться не только в интересах Великобритании, но и в совместных операциях в рамках НАТО, чему способствует совместимость по оборудованию. P-8A уже показывал подобные возможности в ходе различных учений. Поступая в КВВС, самолет сохраняет их.

Отдаленное будущее


Командование КВВС дало новому самолету высокую оценку. Утверждается, что Poseidon MRA1 позволит бороться со всеми подлодками, в т.ч. с лучшими образцами нашего времени, и это положительно скажется на безопасности страны. Планируется обеспечить работу самолетов как в интересах КВВС, так и в рамках НАТО.

Впрочем, пока Королевские ВВС не могут получить все положительные последствия закупки новой техники, поскольку на данный момент успели получить лишь один самолет из девяти заказанных. Для желаемого восстановления патрульной авиации необходимы другие новые самолеты, а они появятся лишь в обозримом будущем. Тем не менее, командование проявляет оптимизм и ждет продолжения поставок.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    6 ноября 2019 18:21
    Серьезный противник.
  2. +1
    6 ноября 2019 19:02
    Цитата: NF68
    Серьезный противник.

    А мы будем упорно модернизировать самолеты 60-70 -х годов,и эпотажно расказывать о них в новостях.Ясно,что многие гражданские 2-х моторные пассажирские самолеты в коммерческом плане провалились,ниши заняты.Многие узлы завозятся,да проблем много.Заказчиков маловато.
    Может,хоть "отбить" деньги потраченные на их разработку заказать свою версию "Посейдона"? hi
  3. +1
    6 ноября 2019 19:13
    Вот это уже серьезная заявка, лодкам сложно будет незаметно ходить "за угол" без поддержки надводных кораблей защитников прикрывальщиков!
    1. +1
      6 ноября 2019 22:41
      Лодкам в случае конфликта, в любом случае будет трудно и почти невозможно незаметно выходить из Балтики, из Чёрного моря, из Северов, там все под "колпаком"- заперты. Каспий простреливается с берега до берега + авиационные группировки. Любое передвижение кораблей, на дисплеях и под прицелом. Нравится вам это или нет, на реалиях это ни чего не меняет. Единственные места для выхода, которые остались, это дальний восток, да и то там патрули Япония, США и, как не странно, Китай. Китай тоже не даст развернутся, у него свои интересы.
      1. -1
        7 ноября 2019 05:15
        Сложно, не значит невозможно.
        Не надо считать себя дичью, МЫ ОХОТНИКИ и пусть ворог боится, тихарится, РУССКИЕ ИДУТ!
  4. -1
    6 ноября 2019 20:02
    Ну вот ещё один камень в огород тех, кто молится на цирконы и уверыет, что ВМФ РФ продивёт без авианосцев. У субмарин не будет прикрытия с воздуха и выполнение их задач резко осложнится. У берегов это не так критично, но в открытом океане - это очень опасно. Или мы строим атомоходы дляттого, чтобы они у берега плавали
  5. -1
    6 ноября 2019 20:30
    Цитата: фа2998
    Цитата: NF68
    Серьезный противник.

    А мы будем упорно модернизировать самолеты 60-70 -х годов,и эпотажно расказывать о них в новостях.Ясно,что многие гражданские 2-х моторные пассажирские самолеты в коммерческом плане провалились,ниши заняты.Многие узлы завозятся,да проблем много.Заказчиков маловато.
    Может,хоть "отбить" деньги потраченные на их разработку заказать свою версию "Посейдона"? hi

    Андрей! Характерной особенностью "Посейдона" в экономичности двигателей. К сожалению наши двигатели отстают по экономичности от аналогичных западных. "Посейдон" может патрулировать 10 часов и нести широкий спектр нагрузок. Мы, к величайшему сожалению вынуждены эксплуатировать машины типа ИЛ-38 и Ту-142. Но машины достаточно старые и уже настоятельно требующие замены. А ее пока не видать
    1. NKT
      0
      7 ноября 2019 07:00
      А почему вы не рассматриваете Ту-214 как платформу для среднего самолета ПЛО? Понятно, что «дальней» платформы для замены Ту-142, также как и «малой» Бе-12 у нас нет.
  6. -4
    6 ноября 2019 21:50
    Мда, совсем мелкобританцы измельчали. Без авиации, без флота и без промышленности, по большому счёту. За всем на поклон к дядюшке Сэму приходится идти.
    Только футбол и рок-музыка остались, причём и то, и другое давно не первого сорта.
    1. +4
      6 ноября 2019 22:30
      С чего это, Вы так решили?
      1) BAE Systems - British Aerospace - одна из крупнейших военных фирм в мире.
      2) Авианосцы, эсминцы и АПЛ британцы сами производят. На своих верфях.
      3) Роллс-Ройс аэроспэйс - движки для гражданских лайнеров Аэробус и военных самолетов.
      И еще много чего...
    2. +1
      7 ноября 2019 10:45
      Все правильно Бриты сделали, чуть потеряли в национальной гордости, отказавшись от Нимрода, но зато выиграли в деньгах, получили единую платформу ПЛО со всеми союзниками, получили проверенные превосходные тех характеристики самолета. Получили единую базу обслуживания, снабжений и ремонта и управления самолетов ПЛО. Теперь при необходимости сша могут нагнать дополнительные Посейдоны в англию и и сландию и общими усилиями надежно закрыть выход россии в атлантику.
    3. +1
      7 ноября 2019 13:14
      Цитата: Narak-zempo
      Мда, совсем мелкобританцы измельчали. Без авиации, без флота и без промышленности, по большому счёту. За всем на поклон к дядюшке Сэму приходится идти.

      Хе-хе-хе... вообще-то, дядюшка Сэм сам ходит на поклон к британцам. Именно британская BAE Systems отхватила пару нехилых контрактов на новые БТР для армии США и на новые же БТР для морской пехоты.
      Армия США сделала окончательный выбор по программе Armored Multi-Purpose Vehicle (AMPV), предусматривающей замену 2897 гусеничных бронетранспортеров М113 и машин на их базе в бронетанковых бригадах (Armored Brigade Combat Teams - ABCT). Выбор нельзя назвать неожиданным, ибо он был сделан в пользу единственного оставшегося в программе AMPV предложения - выдвинутому корпорацией BAE Systems проекту гусеничного бронетранспортера, представляющего собой фактически безбашенный вариант cтандартной БМП американской армии М2/М3 Bradley.
      © bmpd
      Как сообщили американские СМИ, корпус морской пехоты США выбрал предложение корпорации ВАЕ Systems в конкурсе на перспективный плавающий бронетранспортер морской пехоты с колесной формулой 8х8 по программе ACV (Amphibious Combat Vehicle). Выданный ВАЕ Systems 19 июня 2018 года контракт стоимостью 198 млн долл предусматривает поставку корпусу морской пехоты (КМП) США 30 предсерийных машин ACV в рамках первой фазы программы АСV (АCV 1.1) к 30 сентября 2019 года. В 2019 финансовом году планируется заказать еще 30 предсерийных машин, а затем начать полномасштабное серийное производство с 2020 финансового года.
      © bmpd
    4. NBV
      -1
      8 ноября 2019 17:28
      Цитата: Narak-zempo
      Мда, совсем мелкобританцы измельчали. Без авиации, без флота и без промышленности, по большому счёту. За всем на поклон к дядюшке Сэму приходится идти.
      Только футбол и рок-музыка остались, причём и то, и другое давно не первого сорта.


      БВП говорит иначе:
      Список стран ВВП (номинальная стоимость)

      Великобритания 2 858 003
      Русия 1 326 015
  7. +2
    6 ноября 2019 22:23
    Он не только патрульный.
    И не только обнаруживает ПЛ, но и активно старается их уничтожить.
    Набит оружием под завязку: ракеты воздух-земля, ПКР, торпеды, глубинные бомбы, мины.
  8. 0
    7 ноября 2019 13:04
    Разработка Nimrod MRA4 столкнулась с определенными проблемами и заметно затянулась. Первый полет опытного самолета удалось провести только в августе 2004 г. Доводка заняла еще несколько лет. Согласно планам того времени, MRA4 должны были достичь начальной оперативной готовности в 2012 г.

    Однако этого не произошло. В 2010 г. было принято решение об отказе от нового проекта ввиду его сложности и дороговизны. Кроме того, новые планы Минобороны предусматривали закрытие авиабазы Кинлос, где должны были служить перспективные Nimrod MRA4. Такое решение вызвало споры, но пересматривать его не стали.

    Дело о "Нимродах" - это вообще что-то невероятное.
    Британцы хотели 21 самолёт ПЛО. Но денег не хватило - и сначала заказ снизили до 12 машин, а затем вообще до 9. Потратили почти 4 миллиарда фунтов, получили 3 прототипа и два боевых самолёта. И когда программа фактически вышла на финишную прямую - её закрыли под предлогом отсутствия необходимости в самолёте ПЛО, а модернизированные и проходящие модернизацию самолёты утилизировали с помощью экскаватора.
    А через несколько лет после закрытия программы британцы начали искать - кто им продаст самолёт ПЛО, поскольку внезапно выяснилось, что он таки нужен. Дело дошло даже до переговоров с японцами о закупке Р-1, но выбрали всё-таки "Посейдоны".
    1. 0
      22 ноября 2019 01:36
      После окончания холодной войны Британия начала нещадно резать свои ВС, вот и Нимроды попали под каток сокращения военного бюджета. Вообще печально. Бриташки, конечно, еще те упоротыши, но уж в авиации и артиллерии они толк знали.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»