Военное обозрение

Как заменяли «Паладин»: тридцать лет и три проекта

22
С начала шестидесятых годов армия США эксплуатирует 155-мм самоходные гаубицы M109. За прошедшие годы эта техника неоднократно обновлялась и улучшалась. К примеру, прямо сейчас осуществляется массовая модернизация самоходок по проекту M109A7. Кроме того, имели место попытки создания принципиально новых САУ для замены устаревающих M109. Однако ни одна из них пока не привела к желаемым результатам.



САУ M109A6 Paladin ведет стрельбу


От M109 до M109A7


САУ M109 первой версии поступила на вооружение в 1963 г. В начале семидесятых провели первую ее модернизацию, в результате чего появилась бронемашина M109A1 с улучшенным шасси и вооружением. Следующие проекты с литерами «A2», «A3» и «A4» предусматривали улучшение различных систем и установку новых средств. Также на их базе создавались модификации САУ для некоторых зарубежных заказчиков.

Самоходка M109A5 получила орудие M284 со стволом длиной 39 калибров, что повысило дальность стрельбы. В начале девяностых на основе «A5» разработали САУ M109A6 Paladin. При сохранении основной массы агрегатов и устройств, такая самоходка получала новые средства управления огнем, системы связи и т.д. Все это привело к повышению живучести и эффективности огня.

Актуальной версией самоходки является M109A7, к настоящему времени поставленная в серию. От предыдущих машин такая САУ отличается улучшенной ходовой частью, усиленной защитой и современной СУО. Орудие остается прежним, но дополняется автоматикой заряжания. M109A7 отличается повышенными техническими, эксплуатационными и боевыми характеристиками.

Следует отметить, что проект M109A7 разрабатывался после прекращения работ по двум принципиально новым самоходкам. Не получив новые машины, Пентагон решил продолжить развитие имеющейся.

«Крестоносец» вместо «Паладина»


Первая попытка замены M109 более новой 155-мм самоходной гаубицей была предпринята в начале девяностых. Проработка концепции такого образца проводилась в рамках программы AFAS (Advanced Field Artillery System). Впоследствии, в 1994 г. ее переименовали в Crusader («Крестоносец»). Опытная самоходка носила обозначение XM2001.


Опытный образец XM2001


В основе проекта Crusader лежало несколько интересных и необычных идей. САУ предлагалось строить на новом шасси с газотурбинным двигателем. Вооружение обслуживалось только автоматикой. Для получения максимальных боевых характеристик предлагалось перспективное нарезное орудие XM297E2 с системой охлаждения. Управление огнем осуществлялось при помощи цифровой системы со всеми необходимыми компонентами.

В начале 2000 г. опытная САУ XM2001 Crusader вышла на полигон. Также построили опытную транспортно-заряжающую машину. В течение двух лет прототипы проходили испытания и демонстрировали свои возможности. Самоходка подтвердила высокую дальность и точность огня при разных режимах стрельбы. Было выполнено более 4 тыс. выстрелов на разные дальности с применением всех совместимых снарядов. Тактико-технические характеристики САУ соответствовали расчетным.

Согласно планам того времени, серийные САУ M2001 должны были начать службу в 2008 г. Однако уже в 2002 г. Пентагон проанализировал текущие результаты программы Crusader и пришел к негативным выводам. Командование посчитало, что предлагаемая САУ, имея некоторые преимущества перед строевой техникой, оказывается слишком дорогой для закупок и эксплуатации. Стоимость серийной боевой машины подбиралась к 25 млн долларов. Любой другой существующий или перспективный образец был в разы дешевле.

Общая стоимость программы Crusader достигла 11 млрд долл. Несмотря на серьезные траты, от ее продолжения решили отказаться. Армия не получила новую САУ, а основой самоходной артиллерии остался «Паладин».

Программа FCS MGV


Следующая попытка создания новой самоходки была предпринята в рамках печально известной программы Future Combat Systems (FCS). Программа предусматривала разработку большого количества новых образцов техники разного назначения, пригодных для постановки на вооружение в обозримом будущем. В 2009 г. FCS остановили ввиду отсутствия реальных перспектив. Закрытие программы привело к отказу от нескольких новых проектов техники, в т.ч. 155-мм самоходной гаубицы.


Одна из опытных САУ XM1203


Одним из представителей нового семейства техники должна была стать САУ XM1203 NLOS Cannon. Предлагалось построить среднюю по массе авиатранспортабельную самоходку с орудием калибра 155 мм. Для ускорения разработки и получения максимальных характеристик планировалось широко использовать наработки по теме Crusader. Получившийся образец должен был оснащаться различной автоматикой и получать современную СУО.

В 2008 г. компания BAE Systems завершила разработку машины XM1203 и построила первый опытный образец. В течение нескольких месяцев после этого из сборочного цеха вышли еще несколько таких машин. Всего в испытаниях задействовали восемь самоходок-прототипов.

В ходе тестовых стрельб XM1203 подтвердили способность использования различных 155-мм снарядов и показали высокую надежность автоматики заряжания и управления огнем. Основные характеристики соответствовали заявленным, но требовались доводка и совершенствование конструкции. В средней перспективе САУ могла поступить на вооружение.

Однако в 2009 г. проект NLOS Cannon закрыли вместе со всей программой FCS. Общая программа создания техники оказалась слишком сложной и дорогой. Разработка перспективной САУ тоже не отличалась простотой и малой стоимостью. В итоге было принято решение остановить проектирование всех новых образцов.

Несмотря на все успехи, под сокращение попала и самоходка XM1203. Ненужные опытные машины отправили на хранение и на разборку. Место основной САУ армии США на неопределенное время осталось за M109A6 Paladin. Вскоре после закрытия программы FCS появился заказ на проведение очередной модернизации M109. Ее результатом стала нынешняя самоходная гаубица M109A7.

Проект ERCA


Несколько лет назад Пентагон запустил новую программу Extended Range Cannon Artillery (ERCA), результатом которой должно стать появление новых вооружений с повышенной дальностью стрельбы. Уже построено несколько опытных образцов такого рода, в т.ч. самоходная гаубица XM1299. Как и предыдущие образцы, эта САУ рассматривается в качестве перспективной замены для нынешних M109A7.


XM1299 на испытаниях


САУ XM1299 построена на основе обновленного гусеничного шасси, имеющего отдельный отсек для всего экипажа. Башня с вооружением выполнена необитаемой и оснащена только автоматикой. В башне смонтирована 155-мм гаубица, являющаяся модификацией экспериментального изделия M777ER. Такое орудие имеет ствол длиной 58 калибров, что должно обеспечивать большую начальную скорость снаряда и увеличивать дальность стрельбы. Гаубица обслуживается автоматом заряжания, обеспечивающим 10 выстрелов в минуту.

Системы управления огнем построена на современных компонентах и учитывает актуальные вызовы. В частности, координаты огневой позиции могут определяться как при помощи спутниковой навигации, так и с использованием инерциальной системы – на случай подавления сигналов GPS. Обеспечен обмен данными с другими САУ и командованием.

Для XM1299 разрабатывается новый активно-реактивный управляемый снаряд XM1113 с повышенными характеристиками дальности и точности. С применением такого боеприпаса САУ сможет вести эффективный огонь на дальностях более 100 км. Такие характеристики планируется получить в течение нескольких следующих лет. При этом в ходе испытаний уже была показана дальность стрельбы 70 км.

Дальнейшие работы по XM1299 займут несколько лет. Серийное производство и развертывание новой техники в войсках начнутся не ранее первой половины двадцатых годов. Удастся ли выполнить такие планы – неясно. В рамках программы ERCA предстоит решить несколько важнейших проблем, и лишь после этого реальные образцы смогут попасть на вооружение. Насколько успешными будут дальнейшие работы – покажет время.

В ожидании замены


В настоящее время американская промышленность ведет серийную модернизацию имеющихся самоходных гаубиц M109A6 по актуальному проекту «A7». В ближайшее время этот заказ будет полностью выполнен, что приведет к заметному росту боевых качеств артиллерии. Кроме того, результатом модернизации станет продление ресурса и срока службы техники.


Современная модификация M109A7


Параллельно осуществляется разработка новой САУ для будущей замены наличных бронемашин. При этом проект XM1299 ERCA не является первым в этом роде. Попытки заменить «Паладин» предпринимаются с начала девяностых годов, и пока ни одна из них не увенчалась успехом.

Первая попытка в виде проекта XM2001 Crusader провалилась из-за излишней сложности и высокой стоимости техники. Второй был проект XM1203 NLOS Cannon, закрытый вместе с более крупной программой FCS. На этот раз причиной отказа стало несоответствие основной программы актуальным взглядам и планам Пентагона. Теперь промышленность работает над САУ XM1299 и вновь показывает успехи технического характера. Удастся ли реализовать весь потенциал этого проекта и довести его до серии – большой вопрос.

Впрочем, американские военные не склонны к пессимизму и дают новой разработке самые высокие оценки. Вновь звучат заявления и высоких характеристиках и большом будущем, а также о грядущей замене старой бронетехники. Ближайшее будущее покажет, насколько правильными являются нынешние оценки, и удастся ли выполнить все планы.
Автор:
Использованы фотографии:
US Army, Snafu-solomon.com
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Лексус
    Лексус 7 ноября 2019 18:24
    +4
    Как заменяли «Паладин»: тридцать лет и три проекта

    Самую сильную армию в мире "разгромили" предатели. Американцам некуда было торопиться. Ваяли в своё удовольствие и за украденные у всего мира деньги.
  2. fsps
    fsps 7 ноября 2019 18:27
    0
    А вот не пора ли выпустить ролик(и) с (не)уязвимыми местами брони основных возможных противников?
  3. Бережливый
    Бережливый 7 ноября 2019 18:30
    +1
    Такое впечатление, что сша не нужно создать замену паладину, а нужнее просто наработать технологии и методики по максимальной модернизации этой самоходки. ...видимо она их в основном устраивает. ...
    1. garri-lin
      garri-lin 7 ноября 2019 19:27
      +1
      Вы цену тех наработок видели?
    2. Рядовой-К
      Рядовой-К 8 ноября 2019 11:14
      +3
      Да подгорает у них уже давно с этой М109. На совместных учениях над ними уже смеяться устали - орудийная часть соответствует 1918 году. На фоне Панцерхаубице2000 они выглядят ретроартефактом как грамофон рядом с МП3-плеером.
      У США, у мегакорпораций, есть все технологии и компетенции для создания великолепной новой самоходки. Но вот не срастается что-то. Причина где-то вверху менеджмента.
      1. Лопатов
        Лопатов 8 ноября 2019 11:17
        +1
        Цитата: Рядовой-К
        На фоне Панцерхаубице2000 они выглядят ретроартефактом как грамофон рядом с МП3-плеером.

        Граммофон с электронным управлением, не стоит этого забывать.

        К тому же наличие поршневого затвора вызвано пресловутым "стандартом НАТО"
        1. Рядовой-К
          Рядовой-К 8 ноября 2019 11:29
          0
          Кроме ретро-артиллерийской части, там ещё должна быть проблема с усталостью корпуса машины и башни. Не трещат ли? laughing
          1. Лопатов
            Лопатов 8 ноября 2019 11:35
            +2
            Цитата: Рядовой-К
            там ещё должна быть проблема с усталостью корпуса машины и башни. Не трещат ли?

            Нет.
            Их "модернизации" очень дорогостоящие, зачастую с заменой всего, что только можно, включая башню.
            Говорят, модернизация до "семёрки" стоит столько же, сколько новенькая словацкая полностью автоматическая САУ на автомобильном шасси.
    3. Лопатов
      Лопатов 8 ноября 2019 11:19
      +1
      Цитата: Бережливый
      Такое впечатление, что сша не нужно создать замену паладину,

      Ещё как нужно.
      Но тут всё намного проще- им не хватает денег на это.
  4. knn54
    knn54 7 ноября 2019 18:50
    +2
    По поводу гибридов и "Паладина"
    ЕЩЁ в ходе боевых действий на Синае египетские войска задействовали самоходные установки SP122. Данная система являются симбиозом-на шасси М-109 установили модернизированную башню с советской гаубицы Д-30.
    Сегодня в АРЕ в строю более 100 таких машин..
  5. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 7 ноября 2019 19:21
    +2
    Автору спасибо. Достаточно интересно.
  6. MORDVIN13rus
    MORDVIN13rus 7 ноября 2019 20:14
    +1
    Актуальной версией самоходки является M109A7, к настоящему времени поставленная в серию. От предыдущих машин такая САУ отличается улучшенной ходовой частью, усиленной защитой и современной СУО. Орудие остается прежним, но дополняется автоматикой заряжания

    Эт гдеж там автоматика заряжания то стоит? Даже ненавистная мной вики, выдает что там усовершенствованный полуавтомат заряжания. А по сути как стоял полуавтомат досыла лишь снаряда, так он и остался, досыл картуза как и во всех прошлых версиях ручной. За истину ролика не ручаюсь, но тюбик пишет что это M109A7
    1. Undecim
      Undecim 7 ноября 2019 21:02
      +2
      Да нет там автомата заряжания. Боевая скорострельность - выстрел в минуту, максимальная кратковременно - четыре выстрела в минуту.
      Автомат заряжания разрабатывается как раз в рамках программы M1299 с перспективой его установки на М 109, чтобы довести скорострельность до 10 выстрелов в минуту.
      1. MORDVIN13rus
        MORDVIN13rus 7 ноября 2019 21:07
        +2
        Ну так я о том же. Как стоял досыл снаряда, вернее даже не досыл. Досылается то он в ручную, а вот вдавливается в нарезы гидро или пневмо пресом( увы по конструкции не понять), чтоб не вывалился, пока картуз пихают.
        1. Undecim
          Undecim 7 ноября 2019 21:12
          +3
          гидро или пневмо пресом
          До модификации А6 была гидравлика, на А7 - электропривод.
        2. Лопатов
          Лопатов 8 ноября 2019 11:26
          +1
          Цитата: MORDVIN13rus
          вдавливается в нарезы гидро или пневмо пресом

          Там нет "вдавливания" как такового. Достаточно усилия одного человека с досыльником.
          Функции механизмов досылания несколько иные.
          Во-первых, облегчение работы заряжающего, особенно на больших углах возвышения.
          Во-вторых, единообразие усилия, приводящего к врезанию ведущего пояска в нарезы. Для уменьшения рассеивания по дальности
          В своё время существовали специальные тренажёры для заряжающих, на которых как раз и отрабатывали это единообразие.

          Ну а конструкция не имеет значения. К примеру, на 2А65 они вообще механические, "пинковые" laughing
          1. MORDVIN13rus
            MORDVIN13rus 9 ноября 2019 16:00
            0
            Ну так посмотрите внимательно видео. Как раз основной досыл снаряда идет ручной. Потом досылателем идет уже окончательное досылание и вдавливание ведущего пояска в нарезы, иначе смысл в нем, если снаряд в казенник в ручную впихивают.
            1. Лопатов
              Лопатов 9 ноября 2019 19:57
              0
              Цитата: MORDVIN13rus
              Как раз основной досыл снаряда идет ручной.

              Это не "досылание", это снаряд переводят из положения для установки взрывателя в положение для досылания. Дно снаряда находится практически на уровне поршневого гнезда
              И только потом поднимают досылатель и забрасывают снаряд в нарезы.

    2. Рядовой-К
      Рядовой-К 8 ноября 2019 11:15
      +1
      Всё правильно. На М109 орудийная часть уровня 1918 года - т.с., по итогам Первой мировой войны. Ага.
  7. 5-9
    5-9 8 ноября 2019 14:31
    0
    А М109А7 тоже может делать только 3 выстрела в 2 минуты?
    1. psiho117
      psiho117 9 ноября 2019 17:42
      0
      тоже. Поищите видео в ютубе, там довольно продолжительный процесс, с дёрганием за верёвочку в конце. Мрак, короче.
  8. bars1
    bars1 8 ноября 2019 18:57
    0
    Поспешить нам надо с Коалицией-СВ